Хищная птица летающая выше всех. Какая птица летает выше всех? Самые маленькие гнезда

На сегодняшний день вершину пьедестала почета среди пернатых летчиков занимает гриф Рюппеля (Gyps rueppellii) – самая-самая высоко птица . Именно эти птицы, согласно утверждениям орнитологов, чаще всего являются причиной столкновений с летящими самолетами. Мировой рекорд по высоте полета грифа равен 12150 метров и пока еще не побит.

Грифы - это те же орлы, только с неоперенной головой и шеей. Они селятся парами, избегая общения с сородичами, и собираются вместе только для того, чтобы разделить трапезу. Обитает гриф Рюппеля на востоке и севере Африканского континента, за что и получил африканский сип.

Полеты этих пернатых вызывают восторг, но как птицы, летящие на такой высоте, справляются с низкими температурами, излучением солнца и разряженным воздухом, науке достоверно неизвестно.

Горный гусь

Поверить в то, что толстый и неповоротливый водоплавающий горный гусь (Eulabeia indica) может подняться на высоту в 10175 м невозможно! Тем не менее, это правда. Эта птица, вьющая гнезда на высоте до 5000м в горах Центральной Азии, способна пролететь над вершинами Гималаев всего за 8 часов. Хотя преодолеть очень большие расстояния без перерыва на отдых они не способны.

Горный гусь, как и все остальные виды , принадлежит к фауне северных широт. В теплые края они мигрируют только , собираясь в большие стаи и выстраиваясь в клин. В отличие от семейства утиных, у гусей представители различных полов имеют одинаковое оперение.

Лебедь-кликун

На севере Европы обитает еще один высоколетный представитель водоплавающих - -кликун (Cygnus cygnus) – крупная до 10 кг птица. Зимой 1967 года в небе Ирландии радары засекли небольшую стаю лебедей, пролетавшую на высоте 8230 метров. Стоит заметить, что способность этих птиц на высоте более 8 тыс метров была подтверждена еще неоднократно. Лебедь-кликун отличается от своих сородичей с черным кончиком клювом и мощным, не лишенным гармоничности голосом.

Кряква

Самая узнаваемая птица из семейства утиных Anas platyrhynchos, а по простому – дикая утка. Но только единицам известно, что эта водоплавающая птица является также первоклассным летуном. Когда наступает сезон ежегодных миграций на места зимовки, кряква поднимается на высоту в 6900 м, что иногда приводило к столкновению с самолетами.

Самые длиннокрылые и самые легендарные морские птицы - безусловно, альбатросы. "РГ" представляет уникальную фотосерию из их жизни, сделанную калининградским океанологом Александром Ремесло, и пытается разобраться: на чем основаны самые популярные мифы об этих морских странниках.

1. Альбатрос - самая крупная летающая птица в мире

Это вопрос спорный. Многие исследователи на первое место ставят кондора, хотя по размерам он сопоставим с альбатросом. Но на море первенство неоспоримо принадлежит странствующим и очень похожим на них королевским альбатросам (взрослых птиц может различить только опытный орнитолог), которые обладают самыми длинными крыльями среди всех морских птиц. Их размах достигает трех с половиной метров. Весят эти птицы 8-10 килограммов.

2. Альбатрос может неделями летать, не приземляясь

Не неделями, конечно, но часами, практически целыми днями альбатрос может парить: большую часть своей жизни эти величественные птицы проводят в воздухе, покрывая над океанскими просторами огромные расстояния. Из одной популярной книги о морских птицах в другую переписывается история о том, как окольцованный в Тасмановом море странствующий альбатрос спустя шесть месяцев был встречен у острова Южная Георгия, а еще примерно через полгода вновь был пойман у берегов Австралии. Сегодня многие известные орнитологи не без основания полагают, что в течение своей жизни странствующие альбатросы совершают несколько кругосветных путешествий, облетая с западными попутными ветрами Антарктиду. Есть данные, что этот вид может преодолеть 6 000 километров всего за 12 дней.

3. Альбатросы никогда не садятся на воду

Это, конечно, заблуждение. Садятся, и часто: ведь их пища - поверхностная рыба, моллюски, ракообразные - обитает в воде. А вот на палубу судов они действительно обычно не садятся: с ровной поверхности им взлететь трудно - мешают длинные крылья и короткие ноги. Поэтому неудобно им взлетать и с глади моря в штиль: в такую погоду странствующие альбатросы подолгу сидят на воде, неохотно и тяжело взлетают, при этом им приходится изрядно потрудиться. Вначале альбатрос разгоняется, отталкиваясь от поверхности короткими ногами, затем низко летит над водой, изредка взмахивая крыльями, и вскоре снова садится на воду. Посадка выглядит еще интереснее: выставив вперед перепончатые лапы, с широко раскрытыми крыльями, он касается поверхности воды и, словно на водных лыжах, поднимая брызги, еще несколько метров скользит по поверхности моря, после чего осторожно складывает крылья.

4. Появление альбатроса предвещает шторм

Эту примету можно считать довольно оправданной, поскольку для планирующего полета крупных альбатросов оптимальными являются сильные и умеренные ветры. Не случайно альбатрос - символ "ревущих" сороковых штормовых широт Южного океана. Однако сопротивляться урагану им тоже непросто. Кроме того, на бушующей поверхности океана им трудно отыскать добычу.

5. Альбатрос агрессивен и кровожаден

Это преувеличение, но все же не следует забывать, что альбатрос - хищник. Известны достоверные случаи, когда погибших людей в спасательных жилетах находили с выбитыми морскими птицами глазами и изувеченными лицами. Заслуженный знакомый капитан рассказал, что он был свидетелем случая, когда соскользнувший по слипу в воду моряк во время выборки трала был атакован альбатросами. К счастью для потерпевшего, его быстро удалось поднять на палубу. А в промысловых районах, например, у Фолклендских островов и на Патагонском шельфе, величественный странствующий альбатрос вместе с другими, более мелкими альбатросами и буревестниками превращается в банального падальщика, не брезгующего судовыми отбросами и отходами от производства морепродуктов.

6. Альбатрос летает, не взмахивая крыльями

Действительно, взмахи в основном альбатрос делает при взлете и при посадке, а для полета использует не столько мускульные усилия, сколько воздушные потоки. Поэтому он может парить часами без единого движения крыльев. Полет этих птиц завораживает. Можно подолгу без устали наблюдать, как альбатрос "скользит" у самой поверхности воды между валами тяжелых океанских волн, потом делает несколько редких взмахов и под острым углом к ветру поднимается ввысь. Набрав максимальную высоту, он делает крутой вираж и снова устремляется вниз к пенящимся гребням волн. И так повторяется раз за разом, вираж за виражом, час за часом. Иногда, поймав восходящие потоки воздуха, альбатрос зависает над палубой идущего судна.

7. В альбатросов переселяются души погибших моряков

Конечно, это просто старинное морское суеверие из тех времен, когда тела погибших моряков спускали в море, зашитыми в мешковину. Далее оно гласит, что альбатрос умирает в полете, касаясь крылом крыла молодого альбатроса, которому и передает человеческие души, а сам камнем падает в море. Неудивительно, что легенды об альбатросе так поэтичны - настолько прекрасен сам этот символ морской романтики.

8. Убить альбатроса - значит навлечь несчастья

Этот пункт вытекает из предыдущего. Рассказы о том, какие беды приносит морякам убийство или поимка альбатроса, бытуют с древности. В наше время, когда в районах промысла ежегодно погибают многие сотни морских птиц, в том числе и странствующих альбатросов, которые запутываются в промысловом вооружении или проглатывают рыболовную наживку, примета неактуальна. Но все же неприятности навлечь вполне можно: многие виды альбатросов занесены в международную Красную книгу

В моем личном фотоархиве сохранился постыдный снимок тридцатилетней давности: два моряка на палубе судна держат в руках убитого из ружья альбатроса. Сравните их размеры, и вы почувствуете реальную величину странствующего альбатроса. Но в полете над поверхностью моря, которое удивительным образом скрадывает размеры и расстояния, даже эта крупная птица кажется значительно меньше. Впечатление меняется, когда вы оказываетесь рядом с альбатросом.

Какая птица никогда не опускается на землю?

Стриж
Apus - это Стриж самая быстрая на нашей планете птица, никогда не опускающаяся непосредственно на землю, стриж летун еще более высокого класса, чем ласточка, поскольку он кружит в воздухе буквально целый день, обычно ни на минуту не присаживаясь ни на землю, ни на ветки, ни на провода. В скорости же он не имеет равных среди пернатых, так как может пролететь 150 км в час.
стрижа, напротив, лапка совершенно необычная: все четыре пальца направлены вперед, отчего она похожа на веерообразные грабли. Обхватить такой лапкой ветку затруднительно, но зато она, как альпинистскими крючьями, может зацепиться за малейший выступ, за любую щелочка на вертикальной стене: деревянной, каменной или скалистой.

Недаром только такое положение - существа, висящего на разных высотах вертикальных поверхностей, - характерно для этих птиц. Коротенькие, неуклюжие лапки не годятся ни для ходьбы, ни даже для ползания. Поэтому-то стрижа никогда нельзя увидеть сидящим на земле, что и дало повод для распространенного мнения, что птица эта не может взлететь с земли.

На самом деле, стриж не садится на землю, потому что ему там нечего делать; ползающих на земле насекомых он не собирает, ловя их широко раскрытым ртом только в воздухе. Если же по какой-то причине он оказывается на земле, то взлетает с нее так же легко, как и ласточка, с помощью необыкновенно сильных взмахов своих длинных крыльев.

Однако случается иногда подобрать на земле стрижа, который не пытается улететь, но в неволе его выходить не удается, он очень быстро погибает. В чем же тут дело?

Стриж - птичка-невеличка, весит не более пяти-десяти граммов. Но он неслыханно прожорлив, и тут до сих пор скрывается загадка: редко в его желудке можно найти остатки какого-либо насекомого, обычно это какая-то мелочь и к тому же так быстро и хорошо переваренная, что до сих пор не удалось точно установить состав его меню. Одно несомненно: на большой высоте, где стриж охотится, должны летать очень мелкие насекомые, поднимаемые вверх вертикальными потоками воздуха вопреки своей воле, если можно так сказать, поскольку делать им там в сущности нечего. Но восходящие потоки воздуха возникают в хорошую, теплую погоду и никогда в ненастье. Дождь прибивает летающих насекомых к земле, и тогда для стрижей наступает голодная пора. Сильные июльские ливни приводят к тому, что оперившиеся и готовые уже к вылету птенцы стрижа от недокорма выпадают из гнезда, и тогда именно их люди принимают за неспособную взлететь с земли птицу. В случае продолжительной непогоды может упасть на землю от слабости и взрослый стриж. Может он быть и жертвой аварии в процессе чрезвычайно стремительного полета, - тогда он оказывается внизу с разбитыми грудными мышцами или сломанной костью крыла и становится добычей людей, которые считают, что он умирает у них от неправильного ухода. Какой же кровавой иронией и дешевым фатализмом звучат после этого слова, что "птичка божья не сеет, не пашет, а сыта бывает", оправдывающие лень и нахлебничество.

Вся жизнь природы говорит нам прямо противоположное. Стриж, несомненно, гоняя в воздухе от рассвета до поздних сумерек, немало "пашет", добывая пропитание, и к тому же враждебные силы природы иногда создают иногда ситуации, губящие большой процент этих птиц.

Следующая после поисков пропитания забота - это гнездование. Сразу напрашивается вопрос; откуда птичка, не опускающаяся на землю, берет строительный материал для гнезда или хотя бы на подстилку? Дело в том, что стриж вообще не строит гнезда. Каждая дыра, дупло, пролом или достаточно широкая щель годятся ему, чтобы отложить яйца и высиживать птенцов. Требуется только подстилка, а материал для нее в виде ниток, перышек, пуха или волосков можно всегда собрать в воздухе при сильном порыве ветра.

Вот теперь обнаруживаются не очень красивые черты характера нашего героя. Но, откровенно говоря, можно поменять существо, ведущее тяжелую борьбу за существование, когда оно энергично и бесцерем

Доктор биологических наук Александр Тамбиев.

Стоит человеку хотя бы раз понаблюдать за птицами, как у него возникает желание узнать о них как можно больше. Особенно интересно заглянуть в тайны жизни перелётных птиц, совершающих сезонные миграции. Каждый год за короткий срок пернатые преодолевают громадные расстояния, придерживаясь постоянных маршрутов, и прилетают на одни и те же места гнездования и зимовки.

Тонкоклювый буревестник.

Алюминиевые или цинковые кольца бывают четырнадцати размеров - диаметром от 0,21 до 2,2 см. На фото слева - кольцо зажимают на лапке птицы щипцами.

Полярная крачка.

Странствующий альбатрос.

Бурокрылая ржанка.

Маршруты самых известных перелётных птиц-рекордсменов.

Восходящий поток тёплого воздуха птицы, например грифы или аисты, используют для набора высоты и последующего парения.

Великолепное парение позволяет большим морским птицам часами планировать над океаном, ни разу не взмахнув крыльями. На рисунке показано, как альбатрос поднимается от поверхности воды, где скорость ветра меньше, вверх, где скорость ветра значительно выше.

Серый гусь.

Серый журавль. Фото Игоря Константинова.

О том, что птицы улетают осенью в дальние края, а весной возвращаются, писал ещё великий древнегреческий учёный Аристотель (384-322 г. до н.э.). Он поделил птиц на тех, кто живёт на одних и тех же местах круглый год, и тех, кто улетает или «исчезает» на время, как это делают, скажем, пеликаны, журавли или ласточки. Сезонное исчезновение и появление некоторых видов птиц Аристотель объяснял собственной теорией, согласно которой одни виды птиц превращаются в другие. Учёный также считал, что многие птицы, например аисты, скворцы, совы, дрозды, утки, жаворонки, в холодное время года впадают в зимнюю спячку.

Почти две тысячи лет взгляды Аристотеля оставались непоколебимыми. Со временем достоверных свидетельств о миграциях птиц становилось всё больше. В попытках их объяснить возникали новые, совершенно фантастические гипотезы. Так, в середине XVI века шведский архиепископ Магнус предположил, что ласточки отправляются зимовать на дно водоёмов. Через два столетия англичанин Джонсон дополнил эту гипотезу оригинальным уточнением: ласточки сначала собираются в большую стаю, образуют в воздухе плотный комок и лишь потом падают на дно водоёма.

Среди теорий, объясняющих миграции птиц, встречались и космические. По одной из них, выходило, что птицы зимуют не где-нибудь, а на Луне. Далее объяснялось, что такое огромное расстояние мелкие и слабые птички преодолевают на спинах крупных, сильных птиц. А куда потом девается этот «общественный транспорт», теория умалчивала.

Путеводные метки

Ко второй половине XIX века появились достоверные факты, указывающие на то, что европейские птицы улетают на зимовку в Африку и Юго-Восточную Азию. Однако прямые доказательства стали накапливаться лишь тогда, когда орнитологи решили метить птиц перед их сезонными путешествиями. Вместо ранее существовавших самую удобную метку - лёгкое нержавеющее цинковое кольцо, на котором выбиты порядковый номер, дата и адрес, - придумал и впервые использовал учитель из Дании Ханс Мортенсен в 90-х годах XIX века. С тех пор мечение птиц называют кольцеванием. Одно движение щипцов - и колечко отправляется в путешествие вместе с пернатым хозяином, чтобы через какое-то время в другой стране или даже на другом континенте его сняли с лапки птицы, записали число и время и выслали по указанному адресу.

Кольцевание птиц приобрело в мире огромный размах. Только в США и Канаде окольцовано более 50 млн птиц, и каждый год в этих странах кольцуют около 600 тыс. птиц. Примерно столько же птиц окольцовано в странах Европы. В советские времена у нас окольцовывали более 300 тыс. птиц в год, сейчас несколько меньше. Россия входит в Международный комитет по кольцеванию птиц и сотрудничает с национальными центрами кольцевания в 55 странах Америки, Европы, Азии и Африки.

Кольцеватели действуют очень осторожно и порой хитроумно. Чтобы поймать птицу, они используют почти незаметные, тончайшие сети, которые развешивают в местах пролёта птиц на длинных шестах или ветках деревьев. Более толстые сети раскладывают на земле, и птицы запутываются в них лапками. Есть даже сети, оснащённые маленькими «ракетами». Когда птицы, склёвывая рассыпанный на земле корм, подходят совсем близко, «ракеты» поднимают сеть в воздух, и та, падая, накрывает стаю. А ещё бывают сети, которые поднимаются и захлопываются, как кошелёк. Ловушки для птиц делают в виде широкой и длинной сетчатой воронки, заканчивающейся приёмной камерой. Для приманки в неё насыпают корм. Используют и такой приём: ночью пролётных птиц подманивают особыми фонарями, а затем накрывают сетью.

Помимо кольцевания существуют и другие приёмы мечения птиц. Например, чаек с белым оперением помечают розовой или красной краской. Стойкая краска долго не сходит, заметна издали и не мешает птице жить.

В центры кольцевания возвращается в среднем 3-5% колец, но и этого количества достаточно, чтобы получить точную информацию о том, куда и какими маршрутами птицы улетают и возвращаются домой.

Птицы очень быстры, чрезвычайно выносливы, могут летать на высоте нескольких километров и при этом отлично ориентируются в небе. Среди них есть настоящие рекордсмены.

Абсолютным чемпионом по дальности миграций считают полярную крачку - белую птицу размером поменьше чайки с чёрной шапочкой и раздвоенным хвостом, за который её иногда называют морской ласточкой.

Гнездятся крачки на северном побережье Арктики и на свободных ото льда островах. Потомство появляется в начале июня. А к концу короткого полярного лета родительские хлопоты заканчиваются. Птенцы выращены и поставлены «на крыло». Пора отправляться на зимовку. Вот тут крачки и показывают, на что они способны.

Однажды на побережье Лабрадора окольцевали ещё не умевшего летать птенца, а через 90 дней подросшую молодую крачку поймали на юго-восточном побережье Африки в 14,5 тыс. км от гнезда. Вполне вероятно, это был ещё не конец пути, так как крачки зимуют в антарктических морях. Другую крачку, получившую кольцо в наших арктических широтах, обнаружили у южных берегов Австралии, она пролетела по меньшей мере 22 тыс. км. Одни крачки летят к месту зимовки через Тихий океан, другие выбирают путь вдоль западных берегов Европы и Африки с заходом в Индийский океан.

С приближением весны крачки устремляются в обратный путь и появляются в родных местах, фактически облетев земной шар. Кто-то из орнитологов сказал, что для такого летуна, как крачка, наша планета даже маловата.

Другие морские птицы тоже способны преодолевать огромные расстояния. Взять хотя бы странствующего альбатроса. Эта крупная белая птица с огромными, чёрными на концах крыльями размахом до 4 м проводит в воздухе намного больше времени, чем на воде или суше. Альбатрос использует в полёте воздушные потоки, и это позволяет ему «скользить» по воздуху, не махая раскинутыми крыльями, а значит, затрачивать минимум усилий. Добычу он подбирает из воды в полёте. Ни штормовой ветер, ни многометровые волны ему не помеха, величественная птица словно не замечает ненастья. Странствующий альбатрос, мигрируя, может пролететь над океаном 15-20 тыс. км и совершить за год «кругосветку».

Гнездовой период эти летуны проводят на маленьких островках Южной Атлантики. У альбатросов он необычайно длинный - более 11 месяцев. Когда птенцы становятся «на крыло», странствия родителей продолжаются. Путь альбатросов лежит на восток вдоль сороковых широт Южного полушария, прозванных «ревущими» из-за непрекращающихся штормов. В этих широтах альбатрос совершает облёт вокруг Земли и через два-три года (к следующему гнездованию) оказывается у тех же островков, где когда-то вылупился из яйца.

Ещё один рекордсмен по миграциям - мор-ской тонкоклювый буревестник. Его родные места - небольшие островки Бассова пролива, разделяющего Австралию и остров Тасмания. Появившегося птенца усиленно выкармливают оба родителя, он быстро набирает вес, обрастает жирком и уже через полтора месяца весит больше взрослой птицы. Кормёжка продолжается три месяца, затем родители прощаются с чадом и улетают по своим маршрутам. Оставшийся без заботы птенец некоторое время голодает, а потом проявляет самостоятельность, начинает понемногу летать, ловить рыбу и наконец первый раз улетает в далёкие края, чтобы потом вернуться обратно.

Сначала тонкоклювые буревестники направляются к Новой Зеландии, затем поворачивают на север и, минуя острова Океании, оказываются у берегов Японии. Дальше их маршрут лежит вдоль нашего дальневосточного побережья до мыса Дежнёва. Некоторые птицы перелетают Берингов пролив и попадают на остров Врангеля. Однако маршрут на этом не заканчивается. От наших берегов они направляются к Алеутским островам, откуда поворачивают на юго-восток вдоль северо-американского побережья. Достигнув Калифорнии, птицы летят через Тихий океан к восточным берегам Австралии. Далее немного на юг, и вот уже впереди родные островки Бассова пролива и старая нора, которая обветшала за время отсутствия хозяина и требует ремонта. Годовой маршрут через Тихий океан выглядит как гигантская петля длиной 20-25 тыс. км. Можно, видимо, считать, что тонкоклювый буревестник - одно из самых совершенных летающих существ, когда-либо обитавших на Земле.

Маршруты морских перелётных птиц гигантской сетью накрывают все океаны, занимающие около 70% поверхности нашей планеты. Но есть птицы, совершающие перелёты в основном над сушей.

Через страны и континенты

Среди «сухопутных» летунов тоже есть свои рекордсмены. Одного из них зовут кулик-дутыш. Своё прозвище он получил потому, что самец, участвуя в брачных играх, надувает шею и издаёт глухое дудение. Гнездится кулик-дутыш в арктической тундре Канады, Аляски и Сибири. Его перелётный маршрут - 14-15 тыс. км - проходит над великими равнинами Северной Америки, через Мексику, страны Центральной Америки и заканчивается на юге южноамериканского континента.

В семействе куликов есть и другие замечательные летуны. Например, бурокрылая ржанка, гнездящаяся в канадской тундре. После старта ржанки летят на юго-восток и скоро оказываются над холодными водами Северной Атлантики, недалеко от Лабрадора, Ньюфаундленда и Новой Шотландии. Ржанок выручает их необыкновенная выносливость, ведь сесть на воду они не могут. Ржанки делают трёхсуточный бросок через океан, преодолевая без посадки за это время почти 4тыс. км. Правда, часть птиц устраивает себе передышку на Багамских и Антильских островах, но большинство в полёте не останавливается, достигая зелёных берегов Венесуэлы или Гвианы.

Из рекордсменов по миграционным перелётам над сушей стоит упомянуть некоторые виды ласточек, гнездящихся в Северной и Средней Европе и в Скандинавии. Свои маршруты длиной 13 тыс. км они прокладывают через всю Европу и Африку.

Хорошие летуны лебедь-шипун и лебедь-кликун, гнездящиеся в глухих местах Северной Европы и Азии, улетают на зимовку в Средиземноморье, Иран, Афганистан, Южную и Юго-Восточную Азию, а весной одними из первых появляются в родных местах. Не отстают от них и серые журавли. Эти птицы тщательно готовятся к тяжёлому перелёту, делают пробные полёты, отрабатывают слаженность и ритм движения, подбирают стаи, тренируют молодых птиц. Ритмично взмахивая широкими крыльями, журавли летят клином. Одни направляются в Африку и, следуя вдоль Нила, достигают Судана, другие пересекают Иран и останавливаются на берегах Персидского залива, третьи из Сибири попадают в Индию и Юго-Западный Китай, но во всех случаях они улетают от дома на 7-10 тыс. км.

К сентябрю отправляются в путь и белые аисты. Их маршруты, преодолеваемые в основном планирующим полётом, пролегают над сушей. Водоёмы аисты пересекают только тогда, когда виден противоположный берег.

Если аисты гнездятся в Европе западнее Эльбы, то стая летит к Гибралтару. Чтобы форсировать самую узкую, 16-километровую часть Гибралтарского пролива, птицы набирают большую высоту над Испанией и начинают планировать в Африку, используя воздушные течения и восходящие тепловые потоки. Часть птиц остаётся на западе континента, часть преодолевает самую большую пустыню мира - Сахару. Далее, отклонившись к юго-востоку и затем к югу, аисты пересекают полосу экваториальных лесов. Пролетев почти три четверти африканского материка, они финишируют в Южной Африке, оставив позади 12-13 тыс. км.

Если же аисты гнездятся восточнее Эльбы, то стаи направляются к Босфору, огибают Средиземное море с востока, пролетают над Палестиной, Египтом, вдоль долины Нила и прибывают в Южную Африку, преодолев те же 12-13 тыс. км.

Стоит сказать о пернатых, которые ставят рекорды высоты полёта. Это, бесспорно, серые гуси, которых видели на высоте 8850 и даже 9100 м над самыми высокими горами планеты - Гималаями. На таких высотах даже тренированным альпинистам нужны кислородные аппараты, а перед восхождением необходима акклиматизация. К гусям это не относится. В полёте они не менее полутора-двух суток могут довольствоваться малым количеством кислорода и не терять работоспособности.

Выглядит этот невероятный перелёт через Гималаи примерно так. Осенью стаи серых гусей собираются в Южной Сибири, отдыхают и кормятся перед перелётом. В один из дней на рассвете они взлетают, набирают максимальную высоту и направляются к гигантским горам, сияющим ледниками и снежными вершинами. Во главе стаи, идущей клином, летит опытный вожак, знающий все седловины и проходы между горами. Многие часы птицы находятся на 40-градусном морозе. Наконец, пики «восьмитысячников» остаются позади. Ещё два-три часа полёта, и внизу появляются холмы и леса Северной Индии. Вожак выбирает место для отдыха, и смертельно уставшие птицы опускаются на маленький островок в середине уединённого озера.

Такие рекорды высоты под силу, пожалуй, только гусям и, может быть, ещё клушицам. Большинство же птиц держатся в перелётах на высоте около 1500 м. В ясные ночи они могут подниматься даже до 6 тысяч метров.

По мнению некоторых учёных, в места гнездования возвращается приблизительно 30% птиц, улетевших на зимовку. Остальные гибнут из-за внезапных изменений погоды, штормов, ветров, заморозков, нехватки сил и других трудностей. Но каждый год осенью инстинкт снимает миллионы птиц с насиженных мест, и они улетают по своим, зачастую невероятно длинным маршрутам, чтобы пережить зиму, вновь вернуться и произвести на свет потомство, которое точь-в-точь повторит путь своих родителей.

Биологи из Франции, Реюньона, Великобритании, Канады и Германии объяснили, каким образом большим фрегатам удается проводить в воздухе свыше месяца. Наблюдая за несколькими десятками птиц ученые выяснили, что фрегаты активно используют ветра, возникающие вокруг экваториальных штилевых полос, а также выработали стратегию чередования набора высоты в термических потоках и парения. Интересно, что такое поведение птиц является наследственным - как только птенцы становятся независимыми от взрослых, они используют те же самые источники энергии для полета.

Авторы разместили датчики координат, положения в пространстве и сердцебиения на нескольких десятках взрослых птиц и 24 молодых. С их помощью ученые отслеживали сезонную миграцию и поведение животных во время полета. В частности, исследователи обращали внимание на то, активно ли птицы использовали крылья или парили. Исследовавшиеся полеты охватывали большую часть Тихого океана, маршруты птиц начинаясь на острове Европа (близ Мадагаскара) достигали Индонезии.




БОЛЬШОЙ ФРЕГАТ (Fregata minor) принадлежит к тому небольшому числу птиц, которые проводят большую часть своей жизни в полете. Среди всех пернатых именно они имеют самое высокое отношение размеров крыльев к массе тела – при длине от 85 до 105 см и весе всего лишь в 1,5 килограмма, размах их крыльев составляет от 205 до 230 см. Ноги же большого фрегата наоборот, настолько малы, что ходит по земле он практически не может, равно как и плавать – перепонки на его лапах отсутствуют. Узнать птицу легко по хвосту W-образной формы, служащим для улучшения маневренности во время полета.

Вот карта перелетов взрослых и молодых птиц (слева и справа, траектории отмечены линиями). Приведены диаграммы с направлениями сезонных ветров.

Исследования фрегатов показали, что 82 ± 9 процентов времени полета происходят с низкой частотой сердцебиения, что соответствует очень редким взмахам крыльев или полной их неподвижности. Высота, на которой находятся птицы, колеблется от 30 метров до двух километров. Ситуация меняется когда фрегаты начинают кормиться: около 75 процентов времени соответствуют активному маханию крыльями. Однако фазы кормления занимают лишь десятую часть полета.

За день взрослые птицы преодолевают порядка 420 (± 220) километров. Чтобы поддерживать себя в воздухе птицы постоянно должны

искать восходящие потоки горячего воздуха, поднимающегося над океаном. Одним из указателей на термические потоки являются кучевые облака, образующиеся на их вершинах. Ученые заметили, что часто птицы не только поднимаются под нижнюю линию облаков (около одного километра высоты), но и взлетают выше, пользуясь потоками внутри облаков. Зафиксирован подъем на высоту 4120 метров, а скороподъемность (без взмахов крыльями) достигает четырех-пяти метров в секунду.

Поднявшись на высоту четырех километров фрегаты могут пролететь свыше 60 километров попросту медленно снижаясь, в поисках нового термического потока. Максимальная продолжительность полета у взрослых птиц, зафиксированная авторами, составляет 48 дней, а краткие промежутки отдыха на островах Чагос и Сейшельских островах составляли от 8 до 48 часов. Предположительно фрегаты, как и стрижи, способны спать на лету.

Трехмерная траектория полета фрегатов

Молодые птицы также хорошо ориентируются в потоках ветра. Став независимыми от родителей фрегаты направляются к экватору - отдельно от взрослых сородичей. Там птицы используют потоки ветра, движущиеся вокруг штилевых полос и пролетают в день по 450 километров. Это поведение, как полагают авторы, является наследственным. Ученые зафиксировали максимальную длительность полета у «молодежи» свыше двух месяцев, в среднем же полет молодых фрегатов длился от 25 до 55 дней.



Отчетность за сотрудников