Разбор и решение задачи по ариз. Основные понятия ариз

НИЦ "Алгоритм", Санкт-Петербург, ул. Рузовская 16
[email protected]

Введение. История задачи

Для синтеза нано частиц, осаждения тонких пленок и ряда других технологических задач требуется испарять тугоплавкие керамики, такие как Al 2 O 3 , MgO, SiO 2 или их сплавы.

Традиционно для испарения тугоплавких материалов используются дуговые или высокочастотные индукционные плазмотроны. Зачастую, процесс испарения необходимо осуществлять при низком давлении, что ограничивает применение плазмотронов, требующих для своей эффективной работы потоков газа.

В последнее время для испарения таких материалов стали использовать лазеры. Основная сложность, связанная с применением лазера, - обеспечение непрерывной подача испаряемого материала в фокус лазерного пучка.

Постановка задачи

Система для испарения тугоплавких керамик работает следующим образом:

Из керамического материала формируют штапик диаметром 2-3 мм. Штапик располагают вертикально и на его верхнем конце фокусируют лазерный пучок. Лазер работает в непрерывном режиме, штапик перемещается снизу вверх по мере испарения (см.Figure 1).

Figure 1 Схема испарения керамического штапика в лазерном пучке

Сложности:

При воздействии лазерного пучка керамический штапик испытывает термический шок - термо-удар. Из-за низкой теплопроводности керамики, термический шок вызывает частичное или полное разрушение (растрескивание) штапика. Возникает необходимость частой замены поврежденных штапиков.

Поскольку испарение производится при пониженном давлении, замена штапика представляет собой трудоемкий процесс. Для замены необходимо поднять давление до атмосферного, заменить штапик, затем снова снизить давление в испарителе.

Задача:

Как обеспечить работу испарителя в непрерывном режиме: избежать частой замены штапиков?

Ограничения:

Перемещать, перефокусировать пучок лазера в процессе работы испарителя нельзя. Речь идет о мощных киловатных лазерах, известно, что их перфокусировка весьма сложна.

Разбор и решение задачи по АРИЗ

Часть 1. Анализ задачи

1.1. Условия мини-задачи (без специальных терминов)

Техническая система для испарения тугоплавких материалов включает лазерный пучок, испаряемый материал в виде твердого стержня, систему крепления стержня, систему перемещения стержня

ТП-1: Если лазерный пучок мощный, он хорошо испаряет стержень, но может вызвать его разрушение и необходимость замены

ТП-2: Если лазерный пучок маломощный, он не разрушает стержень, но плохо его испаряет

Необходимо при минимальных изменениях в системе обеспечить работу испарителя в непрерывном режиме без разрушения испаряемых стержней

1.2. Конфликтующая пара

Изделие - стержень

Инструмент - лазерный пучок

1.3. Графические схемы ТП-1 и ТП-2

Комментарий: Полезное действие мощного лазерного пучка на керамический стержень в то же время оказывается вредным для этого же стержня

Figure 2 Графическая схема ТП-1

Комментарий: Исключение вредного действия лазерного пучка на керамический стержень ослабляет его полезное действие на тот же стержень

Figure 3 Графическая схема ТП-2

1.4. Выбор ТП

В соответствии с рекомендациями АРИЗ-85-В следует "выбрать из двух схем конфликта ту, которая обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса (основной функции технологической системы, указанной в условиях задачи). Указать, что является главным производственным процессом."

В рассматриваемой задаче главным производственным процессом является испарение тугоплавкого стержня. Поэтому выбираем ТП-1: в этом случае мощный лазерный пучок хорошо испаряет стержень

1.5. Усиление ТП

Тогда ТП-2 переформулируется в следующем виде: Если лазерный пучок очень мощный, он хорошо испаряет стержень, но полностью его разрушает

1.6. Модель задачи

1.6.1. Конфликтующая пара: "лазерный пучок" и "керамический стержень"

1.6.2. Усиленная формулировка конфликта: Очень мощный лазерный пучок хорошо испаряет стержень, но полностью его разрушает

1.6.3. Необходимо найти такой Х-элемент, который, сохраняя способность лазерного пучка хорошо испарять керамический стержень, обеспечивал бы целостность стержня

1.7. Применение системы стандартов к решению модели задачи

Для решения данной задачи систему стандартов не применяли

ЧАСТЬ 2. АНАЛИЗ МОДЕЛИ ЗАДАЧИ

2.1. Определение оперативной зоны (ОЗ)

ОЗ - это пространство, в пределах которого возникает конфликт, указанный в модели задачи

В модели задачи конфликтующая пара "лазерный пучок" и "керамический стержень", испарение стержня происходит в фокусе лазерного пучка, соответственно ОЗ - фокус лазерного пучка

2.2. Определение оперативного времени (ОВ)

ОВ - это имеющиеся ресурсы времени: конфликтное время Т 1 и время до конфликта Т 2

В рассматриваемой задаче ОВ является суммой Т 1 (время нахождения кончика стержня в фокусе лазерного пучка) и Т 2 (время ввода/перемещения стержня в фокус лазерного пучка)

2.3. Определение вещественно-полевых ресурсов (ВПР)

2.3.1. Внутрисистемные ВПР

ВПР инструмента:

· Энергетическое поле лазерного пучка

· Световое поле лазерного пучка

ВПР изделия:

Комментарий: В рассматриваемой задаче нет ограничений на изменение свойств изделия - стержня, поэтому он является ВПР

· Свойства материала стержня - керамики

· Форма и размер стержня

· Положение стержня в пространстве

2.3.2. Внешнесистемные ВПР:

ВПР среды, специфичной именно для данной задачи:

· Пониженное давление воздуха

· Пары керамики в воздухе

ВПР общие для любой внешней среды:

· Гравитационное поле

2.3.3. Надсистемные ВПР:

· Отходов посторонней системы нет

· "Копеечные" - очень дешевые посторонние элементы не обнаружены

Часть 3. Определение идеального конечного результата (ИКР) и физического противоречия (ФП)

3.1. Формулировка ИКР-1

Х-элемент, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, устраняет разрушение керамического стержня в течение ОВ в пределах ОЗ, сохраняя способность лазерного пучка испарять стержень

3.2. Усиленная формулировка ИКР-1

В систему нельзя вводить новые вещества и поля, необходимо использовать ВПР.

Варианты усиленного ИКР-1:

· Энергетическое поле лазерного пучка само устраняет разрушение керамического стержня при его испарении

· Форма и размер стержня сами устраняют его разрушение при испарении


АРИЗ-85 В

АРИЗ – сложный инструмент, не применяйте его для решения новых производственных задач без предварительного обучения хотя бы по 80-часовой программе. АРИЗ – инструмент для мышления, а не вместо мышления. Не спешите, тщательно обдумывайте формулировку каждого шага, обязательно записывайте на полях все соображения, возникающие по ходу решения задачи.

ЧАСТЬ 1. АНАЛИЗ ЗАДАЧИ

Основная цель первой части АРИЗ – переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.

1.1. Записать условия мини-задачи (без специальных терминов) по следующей форме:

Техническая система для (указать назначение) включает (перечислить основные части системы). Техническое противоречие 1: (указать). Техническое противоречие 2: (указать). Необходимо при минимальных изменениях в системе (указать результат, который должен быть получен).

1.2. Выделить и записать конфликтующую пару: изделие и инструмент.

Правило 1. Если инструмент по условиям задачи может иметь два состояния, надо указать оба состояния.

Правило 2. Если в задаче есть пары однородных взаимодействующих элементов, достаточно взять одну пару.

Пример. Изделия – молния и радиоволны. Инструмент – проводящие стержни (много стержней, мало стержней).

1.4. Выбрать из двух схем конфликта (А и Б) ту, которая обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса (основной функции технологической системы, указанной в условиях задачи). Указать, что является главным производственным процессом.

1.5. Усилить конфликт, указав предельное состояние (действие) элементов.

Правило 3. Большинство задач содержат конфликты типа "много элементов" и "мало элементов" ("сильный элемент"-"слабый элемент" и т. д.) Конфликты типа "мало элементов" при усилении надо приводить к одному виду – "ноль элементов" ("отсутствующий элемент"). 1.6. Записать формулировку модели задачи, указав

1) конфликтную пару;

2) усиленную формулировку конфликта;

3) что должен сделать вводимый для решения задачи икс-элемент (что он должен сохранить и что должен устранить, улучшить, обеспечить и т. д.).

1.7. Проверить возможность применения системы стандартов к решению модели задачи. Если задача не решена, перейти ко второй части АРИЗ. Если задача решена, можно перейти к седьмой части АРИЗ, хотя и в этом случае рекомендуется продолжить анализ со второй части.

ЧАСТЬ 2. АНАЛИЗ МОДЕЛИ ЗАДАЧИ

Цель второй части АРИЗ – учет имеющихся ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, вещества и полей.

2.1. Определить оперативную зону (ОЗ).

2.2. Определить оперативное время (ОВ).

2.3. Определить вещественно-полевые ресурсы (ВПР) рассматриваемой системы, внешней среды и изделия. Составить список ВПР.

ЧАСТЬ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИКР И ФП

В результате применения третьей части АРИЗ должен сформулироваться образ идеального решения (ИКР). Определяется также и физическое противоречие (ФП), мешающее достижению ИКР. Не всегда возможно достичь идеального решения, но ИКР указывает направление на наиболее сильный ответ.

3.1. Записать формулировку ИКР-1: икс-элемент, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, устраняет (указать вредное действие) в течение 0В в пределах ОЗ, сохраняя способность инструмента совершать (указать полезное действие).

3.2. Усилить формулировку ИКР-1 дополнительным требованием: в систему нельзя вводить новые вещества и поля, необходимо использовать ВПР.

3.3. Записать формулировку физического противоречия на макроуровне:

оперативная зона в течение оперативного времени должна (указать физическое макросостояние, например "быть горячей"), чтобы выполнять (указать одно из конфликтующих действий), и не должна (указать противоположное физическое макросостояние, например "быть холодной"), чтобы выполнять (указать другое конфликтующее действие или требование).

3.4. Записать формулировку физического противоречия на микроуровне: в оперативной зоне должны быть частицы вещества (указать их физическое состояние или действие), чтобы обеспечить (указать требуемое по 3.3 макросостояние), и не должны быть такие частицы (или должны быть частицы с противоположным состоянием или действием), чтобы обеспечить (указать требуемое по 3.3 другое макросостояние).

3.5. Записать формулировку идеального конечного результата ИКР-2: оперативная зона (указать) в течение оперативного времени (указать) должна сама обеспечивать (указать противоположные физические макро- или микросостояния).

3.6. Проверить возможность применения системы стандартов к решению физической задачи, сформулированной в виде ИКР-2. Если задача не решена, перейти к четвертой части АРИЗ. Если задача решена, можно, перейти к седьмой части АРИЗ, хотя и в этом случае рекомендуется продолжить анализ по четвертой части.

ЧАСТЬ 4. МОБИЛИЗАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ВПР

Ранее – на шаге 2.3 – были определены имеющиеся ВПР, которые можно использовать бесплатно. Четвертая часть АРИЗ включает планомерные операции по увеличению ресурсов: рассматриваются производные ВПР, получаемые почти бесплатно путем минимальных изменений имеющихся ВПР. Шаги 3.3-3.5 начали переход от задачи к ответу, основанному на использовании физики; четвертая часть АРИЗ продолжает эту линию.

Правило 4. Каждый вид частиц, находясь в одном физическом состоянии, должен выполнять одну функцию. Если частицы А не справляются с действиями 1 и 2, надо ввести частицы Б; пусть частицы А выполняют действие 1, а частицы Б - действие 2.

Правило 5. Введенные частицы Б можно разделить на две группы: Б-1 и Б-2. Это позволяет "бесплатно" – за счет взаимодействия между уже имеющимися частицами Б – получить новое действие – 3.

Правило 6. Разделение частиц на группы выгодно и в тех случаях, когда в системе должны быть только частицы А; одну группу частиц А оставляют в прежнем состоянии, у другой группы меняют главный для данной задачи параметр.

Правило 7. Разделенные или введенные частицы после отработки должны стать неотличимыми друг от друга или от ранее имевшихся частиц.

4.1. Метод ММЧ:

а) используя метод ММЧ (моделирование "маленькими человечками"), построить схему конфликта;

б) изменить схему А так, чтобы "маленькие человечки" действовали, не вызывая конфликта;

в) перейти к технической схеме.

4.2. Если из условий задачи известно, какой должна быть готовая система, и задача сводится к определению способа получения этой системы, можно использовать метод "шаг назад от ИКР". Изображают готовую систему, а затем вносят в рисунок минимальное демонтирующее изменение. Например, если в ИКР две детали соприкасаются, то при минимальном отступлении от ИКР между деталями надо показать зазор. Возникает новая задача (микро-задача): как устранить дефект? Разрешение такой микро-задачи обычно не вызывает затруднений и часто подсказывает способ решения общей задачи.

4.3. Определить, решается ли задача применением смеси ресурсных веществ.

4.4. Определить, решается ли задача заменой имеющихся ресурсных веществ пустотой или смесью ресурсных веществ с пустотой.

4.5. Определить, решается ли задача применением веществ, производных от ресурсных (или применением смеси этих производных веществ с "пустотой").

4.6. Определить, решается ли задача введением вместо вещества электрического поля или взаимодействием двух электрических полей.

ЧАСТЬ 5. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА

Во многих случаях четвертая часть АРИЗ приводит к решению задачи. В таких случаях можно переходить к седьмой части. Если же после 4.7 ответа нет, надо пройти пятую часть. Цель пятой части АРИЗ – использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. К моменту ввода в пятую часть АРИЗ задача существенно проясняется – становится возможным ее прямое решение с помощью информационного фонда.

5.1. Рассмотреть возможность решения задачи (в формулировке ИКР-2 и с учетом ВПР, уточненных в четвертой части) по стандартам.

5.3. Рассмотреть возможность устранения физического противоречия с помощью типовых преобразований (таблица 2 "Разрешение физических противоречий").

5.4. Применение "Указателя физэффектов".

Рассмотреть возможность устранения физпротиворечия с помощью "Указателя применения физических эффектов и явлений".

ЧАСТЬ 6. ИЗМЕНЕНИЕ ИЛИ ЗАМЕНА 3АДАЧИ

Простые задачи решаются буквальным преодолением ФП, например разделением противоречивых свойств во времени или пространстве. Решение сложных задач обычно связано с изменением смысла задачи – снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Например, увеличение скорости "ледокола" достигается переходом к "ледоНЕколу". Вечная "краска" оказывается не краской в буквальном смысле слова, а пузырьками газа, возникающими при электролизе. Для правильного понимания задачи необходимо ее сначала решить: изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены точно. Процесс решения, в сущности, есть процесс корректировки задачи.

6.1. Если задача решена, перейти от физического ответа к техническому: сформулировать способ и дать принципиальную схему устройства, осуществляющего этот способ.

6.2. Если ответа нет, проверить, не является ли формулировка 1.1 сочетанием нескольких разных задач. В этом случае следует изменить 1.1, выделив отдельные задачи для поочередного решения (обычно достаточно решить одну главную задачу).

6.3. Если ответа нет, изменить задачу, выбрав на шаге 1.4 другое ТП.

6.4. Если ответа нет, вернуться к шагу 1.1 и заново сформулировать мини-задачу, отнеся ее к надсистеме. При необходимости такое возвращение совершают несколько раз – с переходом к наднадсистеме и т. д.

ЧАСТЬ 7. АНАЛИЗ СПОСОБА УСТРАНЕНИЯ ФП

Главная цель седьмой части АРИЗ – проверка качества полученного ответа. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально, "без ничего". Лучше потратить два-три часа на получение нового – более сильного – ответа, чем потом полжизни бороться за плохо внедряемую слабую идею.

7.1. Контроль ответа. Рассмотреть вводимые вещества и поля. Можно ли не вводить новые вещества и поля, использовав ВПР – имеющиеся и производные? Можно ли использовать саморегулируемые вещества? Ввести соответствующие поправки в технический ответ.

7.2. Провести предварительную оценку полученного решения. Контрольные вопросы:

а) обеспечивает ли полученное решение выполнение главного требования ИКР-1 ("Элемент сам...")?

б) какое физическое противоречие устранено (и устранено ли) полученным решением?

в) содержит ли полученная система хотя бы один хорошо управляемый элемент? Какой именно? Как осуществлять управление?

г) годится ли решение, найденное для "одноцикловой" модели задачи, в реальных условиях со многими "циклами"?

Если полученное решение не удовлетворяет хотя бы одному из контрольных вопросов, вернуться к 1.1.

7.3. Проверить (по патентным данным) формальную новизну полученного решения.

7.4. Какие подзадачи возникнут при технической разработке полученной идеи? Записать возможные подзадачи – изобретательские, конструкторские, расчетные, организационные.

ЧАСТЬ 8. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННОГО ОТВЕТА

Действительно хорошая идея не только решает конкретную задачу, но и дает универсальный ключ ко многим другим аналогичным задачам. Восьмая часть АРИЗ имеет цель максимально использовать ресурсы найденной идеи.

8.1. Определить, как должна быть изменена надсистема, в которую входит измененная система.

8.2. Проверить, может ли измененная система (или надсистема) применяться по-новому.

8.3. Использовать полученный ответ при решении других технических задач:

а) сформулировать в обобщенном виде полученный принцип решения;

б) рассмотреть возможность прямого применения полученного принципа при решении других задач;

в) рассмотреть возможность использования принципа, обратного полученному;

г) построить морфологическую таблицу (например, типа "расположение частей - агрегатные состояния изделия" или "использованные поля – агрегатные состояния внешней среды") и рассмотреть возможные перестройки ответа по позициям этих таблиц;

д) рассмотреть изменение найденного принципа при изменении размеров системы (или главных ее частей): размеры стремятся к нулю, размеры стремятся к бесконечности.

ЧАСТЬ 9. АНАЛИЗ ХОДА РЕШЕНИЯ

Каждая решенная по АРИЗ задача должна повышать творческий потенциал человека. Но для этого необходимо тщательно проанализировать ход решения. В этом смысл девятой (завершающей) части АРИЗ.

9.1. Сравнить реальный ход решения данной задачи с теоретическим (по АРИЗ). Если есть отклонения, записать.

9.2. Сравнить полученный ответ с данными информационного фонда ТРИЗ (стандарты, приемы, физэффекты). Если в информационном фонде нет подобного принципа, записать его в предварительный накопитель.

АРИЗ-85-В опробован на многих задачах – практически на всем фонде задач, используемом при обучении ТРИЗ. Забывая об этом, иногда "с ходу" предлагают усовершенствования, основанные на опыте решения одной задачи. Для этой одной задачи предлагаемые изменения возможны и хороши (допустим!), но, облегчая решение одной задачи, они, как правило, затрудняют решение всех других...

Любое предложение желательно вначале испытать вне АРИЗ (так было, например, с методом ММЧ). После введения в АРИЗ каждое изменение должно быть опробовано разбором как минимум 20-25 достаточно трудных задач.

АРИЗ постоянно совершенствуется и потому нуждается в притоке новых идей, но эти идеи должны быть сначала тщательно проверены.

Новой технологии решения изобретательских задач . Именно он является автором современной «теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ). ... предложил новый алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ ). Основой АРИЗ является программа последовательных...

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) – раздел теории решения изобретательских задач – ТРИЗ, предназначенный для решения нестандартных (с точки зрения ТРИЗ) задач повышенной сложности. (С понятием "стандартные" и "нестандартные" задачи можно ознакомиться в статье "Структура и фукнции ТРИЗ").

АРИЗ разработан Генрихом Альтшуллером и представляет собой алгоритмическую программу для детального анализа задачи с пошаговым продвижением к решению.

Название "алгоритм решения изобретательских задач" (см. история развития АРИЗ) впервые использовано в приложении к "Экономической газете". Аббревиатура АРИЗ впервые применена в книге "Алгоритм изобретения" 1969 г. . В дальнейшем модификации АРИЗ включали указание на год создания, например, АРИЗ-71, АРИЗ-77... Последняя модификация АРИЗ, разработанная Г. С.Альтшуллером - АРИЗ-85-В.

АРИЗ включает три основные компоненты:

Программа АРИЗ представляет собой последовательность операций по выявлению и разрешению противоречий (см. основную линию решения задач по АРИЗ), анализу исходной ситуации и выбору задачи для решения, синтезу решения, анализу полученных решений и выбору наилучшего из них, развитию полученных решений, накоплению наилучших решений и обобщению этих материалов для улучшения способа решения других задач. Структура программы и правила ее выполнения базируются на законах и закономерностях развития техники.

Информационное обеспечение питается из информационного фонда, который включает систему стандартов на решение изобретательских задач; технологические эффекты (физические, химические, биологические, математические, в частности, наиболее разработанных из них в настоящее время – геометрические); приемы устранения противоречий; способы применения ресурсов природы и техники.

Методы управления психологическими факторами необходимы вследствие того, что программа АРИЗ предназначена не для компьютера, а задачи решаются человеком. При решении изобретательских задач у решателя возникает [психологическая инерция], которой необходимо управлять. Кроме того, эти методы позволяют развить творческое воображение, необходимое для решения сложных изобретательских задач.

АРИЗ-85-В достаточно сложный инструмент. Не рекомендуется его применять без предварительного изучения основ ТРИЗ и основательной проработки видов противоречий, основной линии решения задач по АРИЗ и логики АРИЗ.

При решении задач по АРИЗ не спешите, тщательно обдумывайте и записывайте формулировку каждого шага. Обязательно записывайте все соображения, возникающие по ходу решения задачи. Помните, что АРИЗ – инструмент для мышления, а не вместо мышления.

Прежде чем приступать к решению задач по АРИЗ, проверьте: может быть, ваша задача решается по стандартам на решение изобретательских задач. АРИЗ - инструмент для решения нестандартных задач.

Часть 1. Анализ задачи

Шаг 1.1. Условия мини-задачи

Шаг 1.2. Конфликтующая пара: изделие и инструмент

Шаг 1.3. Графические схемы ТП-1 и ТП-2

Шаг 1.4. Что является главным производствен. процессом

Шаг 1.5. Усилить конфликт

Шаг 1.6. Формулировка модели задачи

Шаг 1.7. Применение стандартов

Основная цель первой части АРИЗ - переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.

ШАГ 1.1. Записать условия мини-задачи (без специальных терминов) по следующей форме:

Техническая система:

для (указать назначение)

включает (перечислить основные части системы).

Техническое противоречие 1 (ТП-1):

(указать).

Техническое противоречие 2 (ТП-2):

(указать).

Необходимо при минимальных изменениях в системе

(указать результат, который должен быть получен).

ПРИМЕР

Техническая система

для приема радиоволн

включает антенну радиотелескопа, радиоволны, молниеотводы, молнии.

если молниеотводов много, они надежно защищают антенну от молний, но поглощают радиоволны.

если молниеотводов мало, то заметного поглощения радиоволн нет, но антенна не защищена от молний.

Необходимо при минимальных изменениях

обеспечить защиту антенны от молний без поглощения радиоволн.

(В этой формулировке следует заменить термин "молниеотвод" словами "проводящий стержень", "проводящий столб" или просто "проводник").

ШАГ 1.2. Выделить и записать конфликтующую пару элементов: изделие и инструмент.

Правило 1. Если инструмент по условиям задачи может иметь два состояния, надо указать оба состояния.

Правило 2. Если в задаче есть пары однородных взаимодействующих элементов, достаточно взять одну пару.

ПРИМЕР

Изделия - молния и радиоволны. Инструмент - проводящие стержни (много стержней, мало стержней).

ШАГ 1.3. Составить графические схемы ТП-1 и ТП-2:

ПРИМЕР

ТП-1: много проводящих стержней

ТП-2: мало проводящих стержней

ШАГ 1.4. Выбрать из двух схем конфликта (ТП-1 и ТП-2) ту, которая обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса (основной функции технической системы, указанной в условиях задачи).

Указать, что является главным производственным процессом.

ПРИМЕР

В задаче о защите антенны радиотелескопа главная функция системы - прием радиоволн. Поэтому выбрать следует ТП-2: в этом случае проводящие стержни не вредят радиоволнам.

ШАГ 1.5. Усилить конфликт, указав предельное состояние (действие) элементов.

Правило 3. Большая часть задач содержит конфликты типа "много элементов" и "мало элементов" ("сильный элемент" - "слабый элемент" и т. д.). Конфликты типа "мало элементов" при усилении надо приводить к одному виду - "ноль элементов" ("отсутствующий элемент").

ШАГ 1.6. Записать формулировку модели задачи, указав:

конфликтующую пару;

усиленную формулировку конфликта;

что должен сделать вводимый для решения задачи икс-элемент (что он должен сохранить и что должен устранить, улучшить, обеспечить и т.д.).

ПРИМЕР

Даны отсутствующий проводник и молния. Отсутствующий проводник не создает помех (при приеме радиоволн антенной), но и не обеспечивает защиту от молний. Необходимо найти такой икс-элемент, который, сохраняя способность отсутствующего проводника не создавать помех (антенне), обеспечивал бы защиту от молний.

ШАГ 1.7. Проверить возможность применения системы стандартов к решению модели задачи. Если задача не решена, перейти ко второй части АРИЗ. Если задача решена, можно перейти к седьмой части АРИЗ, хотя и в этом случае рекомендуется продолжить анализ со второй части.

■ WORKING READER DATE CONTEXT:

PUBLICATION A0 “

NOTES: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

узел собран

удаление с позиции J сбор. автомата

производительность АТ КС

р-----------*----------

транспортировка

промышленный робот

разгрузка

ел в зоне кассеты

узел в позиции кассеты

узел в схвате

Рисунок 3 - Третий уровень модели

Функциональная модель считается полным, когда все этапы процесса будут описаны полностью. Выводы: Применение методики разработки моделей в среде BP win дает возможность наглядно представить процесс, алгоритм работы автоматизированных систем, их взаимосвязь, воздействия информационных и материальных потоков на каждый подпроцесс (шаг), что позволит оптимизировать процесс в целом, снизить издержки, исключить ненужные операции, повысить гибкость и эффективность. Список использованной литературы:

1. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0.-М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002- 224 с.

© М.А. Худаймуратов, 2015

М.А. Худаймуратов

старший преподаватель кафедры ПСАТП Севастопольского государственного университета г. Севастополь, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРИЗ-85В ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ

Овладение мощным фондом изобретательских инструментов позволяет уверенно решать большинство изобретательских задач. Но все же на практике встречаются и более сложные задачи, для решения которых нужен более мощный и безотказный инструмент. Это АРИЗ-85В (Алгоритм решения изобретательских задач).

Чем характеризуются задачи четвертого уровня? Решение каждой такой задачи связано с разрешением множества технических противоречий - ТП (или неявного ТП), и ответ обычно получается при использовании редких или мало известных эффектов. В результате исходный объект изменяется

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

полностью, причем полученное решение должно соответствовать всем законам развития технических систем - ЗРТС (табл.1).

Разработка новых модификаций АРИЗ опирается на исследование больших массивов патентной информации по изобретениям высших уровней. Найденные закономерности, правила, приемы включаются в экспериментальные тексты АРИЗ. Каждая модификация АРИЗ включает три компонента:

1 Основой АРИЗ является программа последовательных операций по выявлению и устранению противоречий. Программа позволяет шаг за шагом переходить от расплывчатой исходной ситуации к четко поставленной задаче, затем к предельно упрощенной модели задачи и анализу противоречий. В программе (в самой её структуре, в правилах по выполнению отдельных операций) отражены объективные ЗРТС.

2 Поскольку программу реализует человек, необходимы средства управления психологическими факторами: нужно гасить психологическую инерцию и стимулировать работу воображения. Значительное психологическое воздействие оказывает само существование и применение АРИЗ: работа по программе придает уверенность, позволяет смелее выходить за пределы узкой специальности и, главное, все время ориентирует работу мысли в наиболее перспективном направлении.

3 АРИЗ снабжен обширным и в то же время компактным информационным фондом. Его составляющие - указатели физических, химических, геометрических эффектов и явлений, эвристические приемы устранения противоречий, стандарты на решение изобретательских задач.

Последней современной модификацией АРИЗ является АРИЗ-85В.

Таблица 1

Уровни изобретательских задач и получаемых при решении изобретений. Стратегии и тактика решения

изобретательских задач

Характеристика Уровень задачи (изобретения)

Первый Второй Третий Четвертый Пятый

Квалификация изобретений Мельчайшие Мелкие Средние Крупные Крупнейшие

Среднее число проб для решения до 10 10-100 100-1000 1000-10000 более 10000

Примерная доля в патентном фонде, % 32 45 19 3,7 0,3

Наличие ТП в задаче Нет Есть Острое ТП Неявное ТП Клубок противоречий

Выбор задачи Готовая задача Выбрана задача из нескольких Изменена исходная задача Найдена новая задача Найдена новая проблема

Влияние на научнотехнический прогресс Не влияет Влияет мало Влияет Влияет сильно Революционное влияние

ЗРТС для оценки решения Идеальность Наличие ТП (неравномерно сть развития) Идеальность Наличие ТП Полнота частей ТС Энергетическа я проводимость Согласование параметров Идеальность Наличие ТП Полнота частей ТС Энергетическая проводимость Согласование параметров Переход в надсистему Переход на микроуровень и использование полей Идеальность Наличие ТП Полнота частей ТС Энергетическая проводимость Согласование параметров Переход в надсистему Переход на микроуровень и использование полей Динамизация и управлямость; S-образное развитие Все ЗРТС

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070

АРИЗ-85В - это четко определенная последовательность действий, позволяющих планомерно и целенаправленно перейти от рассмотрения неопределенной изобретательской ситуации к мини -задаче с выявлением и выбором в ней ТП, к построению модели задачи, локализующей конфликт, и дальнейшей детализации конфликта путем выявления физических противоречий - ФП. Итогом такой работы является синтез новой технической системы - ТС, обеспечивающей радикальное устранение ТП в соответствии с требованиями ЗРТС. Структура АРИЗ-85В состоит из девяти частей, которые можно условно разделить на три стадии.

I Аналитическая стадия

1 Анализ задачи. На этом этапе проводят выбор и формулировку ТП, анализируют компоненты конфликтующей пары элементов и строят модель задачи.

2 Анализ модели задачи. Конфликт локализуют в пространстве и во времени, анализируют имеющиеся

3 Определение ИКР и ФП. Задают направление решения задачи, проводят дальнейшую локализацию и обострение конфликта.

II Оперативная стадия

4 Мобилизация и применение ВПР. На этом этапе рассматривают возможность устранения конфликта путем проникновения в его сущность и мобилизации различных видов ресурсов.

5 Применение информационного фонда. На этом этапе для решения предлагается использовать стандарты, задачи-аналоги, приемы разрешения ФП и указатели различных эффектов для решения изобретательских задач.

6 Изменение и/или замена задачи, во время которой корректируют условия задачи.

7 Анализ способа устранения ФП. При этом оценивают решение с точки зрения степени достижения ИКР, качества разрешения ФП, управляемости и реализуемости ТС, патентной новизны.

III Синтетическая стадия

8 Применение полученного ответа. Полученную идею развивают с точки зрения видоизменений в системе и надсистеме, обобщения с целью использования для решения других задач, построения новых ТС.

9 Анализ хода решения. На этом этапе ход решения сравнивают с теоретическим, выявляют отклонения и анализируют с точки зрения возможного уточнения самого текста АРИЗ и пополнения информационного фонда ТРИЗ.

Хотя инструмент АРИЗ достаточно сложен, не надо жалеть времени на его освоение. Овладев АРИЗ, вы будете уверены - нет таких задач, которые вы не смогли бы решить. Более того, АРИЗ - это не только инструмент для решения задачи, но и хорошее средство формирования творческого подхода к любым жизненным ситуациям и воспитания диалектического мышления.

Список использованной литературы:

1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения.-М.: Московский рабочий, 1973.-296 с.

2. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине: “Основы технологий

творчества и теории решения изобретательских задач” для студентов специальностей 8.092501-“Автоматизированное управление технологическими процессами” и 8.092502 - “Компьтерно-

интегрированные технологические процессы и производства” / Сост. А.Г.Карлов, А.В. Петухов, М.А.Худаймуратов. - Севастополь: Изд-во СевГТУ, 2000. - 76 с.

© М.А. Худаймуратов, 2015

На ней хорошо видно, что это всего лишь развитие уже предложенных нами алгоритмов, точнее, все предложенные нами алгоритмы - всего лишь упрощение АРИЗ-85В (ведь появились они позже).

Схема, как нам кажется, достаточно ясна. Тем не менее, приведем некоторые комментарии к ней:

Для начала заметим, что описание проблемной ситуации, в приведенном нами выше понимании, остается за пределами этого алгоритма. Понятие «модель задачи» в АРИЗ двояко: на шаге 1.1 ее формально еще нет, есть только основные элементы рассматриваемого объекта. Модель задачи по-


Рис. 7.6. Структурная схема АРИЗ-85В

является только на шаге 1.6, когда из всех этих элементов остается только два (в пределе 3) элемента, необходимые для построения схемы конфликта и возможного перехода к системе стандартов (о ней в следующем разделе);

Указанные у нас блоки 1 и 2 входят в одну первую часть АРИЗ;

В АРИЗ-85В формулировка ТП входит в формулировку мини-задачи (в смысле, указанном в 7.3, т. е. когда все остается без изменений, но проблема исчезает), т. е. АРИЗ сразу выводит на решение именно мини-задачи (она же модель задачи по АРИЗ), другие подходы не рассматриваются 1 ;

Выделение КП не сопровождается в АРИЗ четкой формулировкой проблемной функции и подробными пояснениями того, как выбирать КП, в предположении, что если уж есть ТП, то с выбором КП вопросов не возникнет;

Здесь же (в первой части алгоритма) на шаге 1.6 вводится «икс-элемент», символизирующий искомые ВПР и сразу включаемый в модель задачи (мы все еще не перешли к блоку 3 в схеме рис. 7.4);

Определение оперативной зоны, оперативного времени и ВПР (3 и 4-й блоки на нашей схеме) в АРИЗ-85В объединены в одну часть 2 «Анализ модели задачи»;

ИКР в АРИЗ-85В используется очень активно (третья часть алгоритма), разделяясь на два уровня - системный (ИКР-1) и подсистемный (ИКР-2) - см. 5-7-е блоки на схеме. При этом область поиска решения сужается сначала до оперативной зоны и оперативного времени, а затем до частиц вещества (к которым предъявляются противоположные физические требования), что и придает всему алгоритму острую направленность на сильное, красивое решение;

Переход к системе стандартов на решение изобретательских задач (блок 8 схемы) - если он не был выполнен ранее, на шаге 1.7, - позволяет, как бы вернувшись немного назад, к таблице устранения технических противоречий (одному из первых инструментов ТРИС, обеспечившему ее научность, объективность), с учетом ЗРТС и опираясь на веполи, значительно облегчить получение сильных решений большого класса технических задач. Очень красивый и сильный ход в развитии ТРИС;

Для активизации подсознания в процессе синтеза решения четвертая и пятая части АРИЗ-85В (блоки 9-10) посвящены описанию ряда инструментов, помогающих поиску нужных ресурсов и методов их использования в ИС (точнее, НеИС), приводятся ссылки на информационные массивы, показывающие аналоги решения;

Если, несмотря на все усилия и все подробнейшие рекомендации алгоритма, задача все еще не решена, в шестой части АРИЗ-85В предлагается изменить ее формулировку или перейти к другой задаче (блок 11 на схеме);

Вот он, системный подход в АРИЗ: полученную идею решения (блок 12) надо проверить (сработает ли), оценить, убедиться в наличии новизны и оценить сложность внедрения - количество и трудность вторичных задач, всегда сопровождающих процесс реализации новой идеи, на что и направлены седьмая и восьмая части АРИЗ-85В;

Наконец, в алгоритм (блок 13) встроен «инструмент» его самосовершенствования (девятая часть АРИЗ-85В, до которой, увы, редко кто доходит по причине простой, обыкновенной лени, недостаточной добросовестности).

Теперь, ознакомившись со структурой АРИЗ-85В, читатель смело может переходить к его подробному изучению. Естественно (после прочтения прилагаемых к официальному тексту примеров), путем решения с его использованием своих реальных задач 1 .

В настоящее время предложено много постальтшуллеровских алгоритмов

решения творческих задач, но с нашей точки зрения того, что уже изложено, вполне для учебного пособия достаточно. Нам важно, чтобы у читателей сформировались понимание преимуществ алгоритмического подхода и умение работать по алгоритму. Тем более, что в большинстве практических случаев приведенных нами выше алгоритмов хватает.

Однако, чтобы облегчить читателю понимание ключевых особенностей АРИЗа, приведем все же один пример (на этот раз технический, ведь АРИЗ ориентирован именно на такого рода ИС).

Задача 7.6.4. «Просим выключить мобильные телефоны и компьютеры» - неоднократно слышали вы, если летали самолетами Аэрофлота, да и любых других авиакомпаний. Эта просьба не случайна, в самолете много аппаратуры, на работу которой может повлиять наличие посторонних радиосигналов. Однако скоротать время в полете очень хочется, для этого можно показывать пассажирам какое-нибудь кино. Но не все из них захотят смотреть фильм, многим он будет мешать спать или о чем-либо размышлять, да и интересы у людей разные. Можно было бы снабдить все пассажирские места экранами, чтобы каждый на своем месте мог выбрать кинофильм из некоторой «бортовой кинотеки», то тогда к каждому месту придется тянуть провода (ведь пользоваться радиоканалами нельзя), а их и без того в самолете очень много. Как быть?

Решение.

Мы не будет подробно рассматривать все шаги АРИЗ-85В. Наша задача - показать особенности этого алгоритма, в частности тот самый переход от общей постановки задачи - к зоне конфликта, а затем и ее решению. Но начнем мы с самого начала.

(1 - шаг 1.1. по АРИЗ). Текст АРИЗ-85В не содержит указаний на то, как перейти от проблемной ситуации к модели задачи. Предлагается сразу же указать назначение требующего улучшения объекта (он называется в АРИЗ технической системой 1) и элементы, из которых он состоит. При этом необходимо сразу же сформулировать техническое противоречие. Применительно к нашей задаче это может выглядеть так.

Техническая система (пока еще гипотетическая - но ведь задачу можно, и даже лучше решить еще до того, как она возникла в реальном объекте) для раз-

влечения пассажиров аэроплана, включающая монитор, провода (которые мы в результате решения задачи должны будем чем-то заменить), бортовую видеотеку и пассажиров.

ТП-1: Если подводить сигналы к пассажирским местам по проводам, то на мониторах будет изображение (и пассажиры будут развлечены), но может нарушиться управление аэропланом.

ТП-2: Если проводов не делать, то управление аэропланом не нарушится, но и на мониторах не будет изображения (пассажиры будут скучать).

(2 - шаг 1.2. по АРИЗ). КП в данном случае монитор и провода - мы выбираем элементы технической системы, хотя формально объектом ее функции являются пассажиры. Эта тонкость прямо не описана в тексте АРИЗа, обратите на нее внимание.

Мы пропустим шаг 1.3, хотя графическим схемам, существенно помогающим решателю активизировать свое подсознание, в АРИЗ придается очень большое значение.

Выбор основного ТП на шаге 1.4 также очевиден - это ТП-1: нам нужно, чтобы пассажиры не скучали. Не менее очевидно, на зато достаточно важно - этого нет в представленных выше простых алгоритмах - усиление конфликта на шаге 1.5, сведение слабых элементов до нуля. В нашем случае их нет с самого начала.

Шаг 1.6 АРИЗа: вот только теперь, наконец, мы можем построить модель задачи, В приведенных выше алгоритмах мы с нее начинали, опираясь на общее понимание проблемной ситуации, и лишь затем формулировали ТП, тогда как в АРИЗ мы сначала выделяем конфликт и затем вокруг него строим модель задачи. Трудно сказать, что правильнее и лучше, видимо, все зависит от типа задачи (мы уже говорили, что АРИЗ ориентирован на задачи чисто технические) и характера мышления того, кто эти задачи решает. Именно здесь впервые появляется обозначение искомого ресурса (точнее, его носителя) - икс-элемент.

В нашей задаче это будет выглядеть так:

есть мониторы на каждом пассажирском месте и отсутствующие «провода» к ним от бортовой базы кинофильмов, которые не создают помех навигационной аппаратуре аэроплана. Необходимо найти такой икс-элемент, который обеспечил бы передачу сигнала от базы кинофильмов к мониторам, не создавая помех оборудованию.

(3 - шаг 2.1 по АРИЗ) - это определение оперативной зоны (03). В тексте АРИЗ практически нет никаких указаний на то, как это делать. В нашем случае мы можем считать оперативной зоной все пространство аэроплана, а можем принять за нее лишь промежуток между сиденьем или полками над головой пассажира и монитором. Поскольку оперативную зону, как правило, лучше максимально сужать, примем последний вариант (всегда можно вернуться назад - ведь мы все наши решения записываем - и изменить выбор).

Шаг 2.2 для нас очевиден: оперативное время (ОВ) - это время просмотра кинофильма пассажиром. В АРИЗ сделан сильный ход: выделение ОВ до начала конфликта (заложена возможность предварительного выполнения нужных действий) и во время конфликта. Но в нашем случае до начала просмотра просто ничего не происходит.

(4 - шаг 2.3 по АРИЗ). И вот мы добрались до главного (с нашей точки зрения) - анализа имеющихся вещественно-полевых ресурсов. От того, насколько тщательно мы его проведем, зависит если не все, то очень многое. Характер работы описан нами в 1.4. Заметим, что с нашей точки зрения написанное про ВПР в тексте АРИЗа прочитать, безусловно, полезно, но мы бы все же советовали обратиться к указанному п. 1.4.

Что у нас есть из ресурсов? Электричество использовать нельзя, но записать в список полезно. Стены, сиденье, освещение, кислородная маска, спасательный жилет под сиденьем - на самом деле немного.

(5 - шаги 3.1 и 3.2). Здесь начинается главное - формулировка ИКР, того самого, с которого во многом и начинался АРИЗ. Причем в АРИЗ-85В эта процедура усилена и растянута во времени. На шаге 3.1 мы формулируем его на уровне постановки задачи:

икс-элемент, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, обеспечивает в зоне между монитором и ближайшим окружением пассажира связь между монитором и бортовой базой фильмов (не беда, что коряво, зато правильно).

Можно было бы добавить еще требование к икс-элементу про устранение вредного действия, но оно ушло из задачи вместе с проводами.

Шаг 3.2 направляет на усиление этого ИКР запретом на введение новых веществ и полей, но этот шаг на практике часто (и порой справедливо) игнорируют.

(6 - шаг 3.3 по АРИЗ). И вот он, тот переход, ради которого мы затеяли разбор этой задачи - формулировка физического противоречия (пока еще на макроуровне). Строго по АРИЗ:

промежуток между сиденьем или полками над головой пассажира и монитором (сиречь, оперативная зона) должна (фразу про оперативное время мы пропускаем) проводить информацию (или электромагнитные сигналы - так конкретнее) от бортовой базы кинофильмов, т. е. обладать свойством С, чтобы связать монитор с базой фильмов аэроплана (одна из конфликтующих функций или требований) и не должна проводить информацию (электромагнитные сигналы), т. е. обладать свойством -С (не С), чтобы не создавать помехи навигационным приборам.

Обратите внимание, что мы говорим пока не о каких-то веществах, а просто об оперативной зоне, в которой еще ничего не выделено в качестве нужных нам ВПР. Часто этим можно и ограничиться, этого может хватить нашему подсознанию для выхода в зону инсайта. Но будем занудами и пойдем дальше. В АРИЗ все так дотошно расписано, что только теперь на шаге 3.4 мы можем перейти к ФП на микроуровне:

в промежутке между сиденьем или полками над головой пассажира и монитором (оперативной зоне) должны быть частицы вещества, обладающие способностью передавать сигналы, чтобы проводить информацию от бортовой базы кинофильмов, и не должно быть таких частиц, чтобы не проводить (электромагнитные) сигналы (мешающие навигации).

(7 - шаг 3.5 по АРИЗ). И наконец, мы можем завершить этот переход от макротребований непосредственно к свойствам, т. е. ресурсам, и сформулировать ИКР-2 уже не по отношению к некоторому икс-элементу, а по отношению к оперативной зоне:

промежуток между сиденьем или полками над головой пассажира и монитором в течение времени просмотра пассажиром фильма должен сам обеспечивать передачу сигналов и не должен передавать электромагнитные сигналы, нарушающие работу навигационных приборов.

Заметим, что уточнения полезны на всех этапах решения задачи по АРИЗу, они никогда не бывают лишними (все надо записывать, буквально все). Конечно, инсайт может наступить и при формулировке ИКР-1 (эту идею надо записать и забыть - идти дальше), и при описании ФП на макроуровне, и затем, когда ФП перешло на микроуровень. Все зависит от задачи и вашего личного опыта решения задач такого рода. Вот и мы сделаем одно уточнение - поле, как известно, материально. А свет - это поле, только с другой частотой, отличной от частоты, на которой работают навигационные приборы.

(8 - шаг 3.6 по АРИЗ). Идею решения можно получить и с помощью стандартов - у вас теперь есть все, чтобы их применить (но о них мы поговорим позже).

(9- 10 - 4-я часть АРИЗ). Теперь нам надо получить идею решения. Для этого АРИЗ предлагает разные варианты действий, направленных как на активизацию работы подсознания (например, метод маленьких человечков), так и на учет закономерностей развития технических систем.

Собственно основную, самую трудную часть АРИЗ мы рассмотрели - остальное читатель и сам найдет и оценит в тексте АРИЗ-85В.

А теперь то решение, которое мы нашли на страницах нашего любимого журнала «Химия и жизнь», - световой канал связи. Поверьте, здесь и везде выше мы не подтягивали ход решения к известному нам ответу, по крайне мере сознательно. Мы просто решали задачу как ее нашли. Хотя мы когда-то, очень-очень давно, работая конструктором в одном из «закрытых» КБ, уже применяли световой канал связи для передачи данных в ускорителе Ван де Графа, и это тоже могло повлиять на изложенный выше ход решения. Тем не менее, мы шли строго по шагам АРИЗ, комментируя их без привязки к этой конкретной задаче. Видимо, ответ был достаточно очевидным. А теперь выдержка из того самого журнала:

«Для экономии энергии лампы накаливания во всем мире заменяют светодиодами, то есть полупроводниковыми приборами, с которыми можно проделывать немало хитрых операций. Так, ученые из Фраунгоферовского института телекоммуникаций и Института Генриха Герца научились модулировать излучаемый белым диодом свет, причем с очень высокой частотой. В результате получился гибрид осветительного прибора и передатчика информации, работающий со скоростью 100мегабит в секунду. Такой свет может одновременно передавать на компьютеры пользователей четыре фильма с высоким качеством изображения, что и было продемонстрировано в мае 2011 года на выставке во французском Ренне. Главное - расположить приемник информации, а это фотодетектор, в зоне освещения и не загораживать его руками. К сожалению, пользователь лишен обратной связи со светодиодом и не может передавать ему информацию. Но, как нетрудно догадаться, создать специальный осветительно-сетевой светодиод, оснащенный фотоприемником, - дело несложное. И тогда в освещенном такими диодами офисе можно будет избавиться от многочисленных проводов, и радиосеть будет не нужна. В первую очередь такие устройства понадобятся на самолетах, в хирургических операционных и везде, где использование радиосвязи нежелательно. “В ближайшем будущем мы значительно увеличим скорость передачи данных, - говорит Клаус-Дитер Ланге, менеджер проекта от Института Генриха Герца. - В лаборатории уже удалось достичь 800 мегабит в секунду с использованием красно-сине-зелено-белого светодиода”».



Открытие бизнеса