Медитация с детьми. Самопознание или самоосознание. Как проводится детская медитация. Чтобы снять стресс, мешающий успехам в учебе

14 медитаций в игровой форме, которые помогут маленьким детям успокоиться и придти в равновесие.

Для детей неестественно медитировать. Они страстно исследуют и испытывают окружающий мир всеми возможными способами. Спокойствие, может показаться, им совершенно чуждо.

Но и у детей в жизни бывает стресс (чаще всего потому, что стресс у нас, у ролевых образцов, так что на самом деле больше медитировать нужно взрослым), и медитация может научить их не забывать наслаждаться маленькими радостями и чувствовать миг счастья как оно есть.

Медитация - не достижение
Наше общество всегда формулирует цели, но давайте попробуем думать о медитации не как о способе достичь внутреннего покоя, а скорее как о возможности насладиться путешествием и открыть глаза на прекрасный мир вокруг нас — и внутри. Просто, чтобы позволить себе быть.

Вот 14 медитаций для маленьких детей, которые можно попробовать.

1. Третий глаз

Уложите ребенка на пол и положите ему на лоб маленький камешек, стекляшку или кристалл. Попросите подумать о нем, вообразить его цвет или многоцветие, почувствовать тепло или прохладу, его вес и другие качества.
Волшебный камень поможет тебе быть более спокойным и расслабленным… Дыши, и пусть его магия медленно проникает в твое тело и заполняет всего тебя до кончиков пальцев.

Если лежать надоело, попробуйте попринимать разные позы, не роняя камень и не прекращая его осознавать. Можно попробовать встать в полумостик, сделать «березку» или закинуть ноги за голову.

2. Остановись и послушай

Для этой игры вам понадобится тибетская поющая чаша или колокольчик, звон которого длится достаточно долго. Пусть дети свободно перемещаются по комнате, но как только звучит чаша или колокольчик, они должны остановиться, замереть и закрыть глаза. Пусть слушают звук очень внимательно, и только тогда, когда он окончательно иссякнет, начинают двигаться снова.

3. Немой колокольчик

Сядьте с детьми в тесный круг и пустите по кругу колокольчик (или несколько). Пусть каждый ребенок звонит в колокольчик, если захочет, и слушает звук. Затем постарайтесь передавать колокольчик, чтобы он не зазвонил. Покажите детям, как это сделать очень бережно и тихо. Это волшебным образом утихомиривает детей и приуготовляет их к расслаблению. Можно делать это вдвоем, передавая друг другу.

Дети есть дети, так что может быть, вам придется несколько раз повторить игру, прежде чем они поймут, что звонить не нужно. Если игра становится слишком простой, передавайте колокольчик тому, кто сидит дальше от вас — для этого будет нужно встать и подойти, по-прежнему не нарушая тишину.

4. Передай огонь

Такое же упражнение можно проделывать со свечкой и двигаться плавно и медленно. Таким образом, чтобы огонек не погас.

5. Круг колокольчика

Сядьте в круг и закройте глаза. Пусть один ребенок держит колокольчик и медленно обходит круг снаружи — так, чтобы не зазвонить. Затем, подойдя к кому-нибудь, кого выберет, тихонько звонит ему над ухом, отдает колокольчик и садится на его место.

Игра продолжается так несколько минут, пока вы не разрешите детям открыть глаза и увидеть - все поменялись местами, но круг остался целым.

И бесшумно ходить вокруг, и сидеть тихо в кружке ожидая колокольчика над ухом, — очень сосредоточивает и успокаивает детей.

6. Зоо-рай

Хорошая детская игра, чтобы попробовать и запомнить позы всевозможных животных. Она приносит спокойствие, любовь к тишине и самоконтроль. Для нее вам тоже будет нужна тибетская чаша или долго звучащий колокольчик.
Назначьте йогическое животное, или пусть дети по очереди выбирают сами, — и пусть они двигаются по комнате, изображая движения и звуки этого животного. Когда дети слышат звук, они должны замереть в этой животной позе и оставаться неподвижными, пока чаша не перестанет петь.

7. Как тихо

В этой игре детям нужно оставаться без движения необычайно долго. Что очень хорошо сказывается на способности слушать и концентрироваться. Вам понадобится тибетская поющая чаша и повязки на глаза.
Попросите детей лечь на пол, руки вытянуть по бокам, на глаза надеть повязки (или выключить свет). Скажите, что чаша будет петь, а они должны слушать очень внимательно. Когда чаша остановится, им будет нужно осторожно положить руки на живот. Когда все это сделают, чаша снова запоет, а после остановки им снова нужно будет вытянуть руки. Вот какой у вас мирный и тихий класс детей! Пока они не разбегутся, разумеется.

8. Спящие эльфы и феи

Поставьте расслабляющую музыку и вооружитесь пыльцой фей. Пусть все дети отдыхают в позе Ребенка (колени под себя, расслабленные руки вытянуты вдоль тела к ногам). Каждый из них — фея или эльф. Ходите вокруг и легко касайтесь их спин кончиками пальцев, покрывая их магической пыльцой фей. Она даст им волшебную силу оставаться настолько неподвижным, насколько можно. Кто продержится дольше?

9. Спокойная вода

Все лежат на полу неподвижно. Если кто-то двинется, ему придется отойти в сторонку. В этой игре мы не то, что говорим «не двигаться», а скорее приглашаем вовлечься в неподвижное лежание — так будет душевнее.

10. Я вижу красоту

Ходите по классу, по комнате, по улице или в парке. Позвольте детям останавливаться тогда, когда им самим покажется верным, и оглянуться вокруг в поисках красивого:

Поищи красивое перед тобой и тихонько скажи «Я вижу красоту передо мной».
Оглянись назад, найди что-то красивое и тихо скажи «Я вижу красоту за спиной».

Продолжайте так — направо, налево, наверх и вниз.

11. Идем по небу

Эту игру-медитацию безопаснее выполнять в парах на улице. Пусть один из детей держит под глазами маленькое зеркало, развернутое наверх к небу, а второй его ведет. Когда идешь с зеркалом у глаз - и правда выглядит, словно идешь по облакам: у тебя совершенно иная перспектива и открываются глаза на целый новый мир.

12. Дыхание океана

Сядьте прямо или лягте. Закройте уши, чтобы снаружи ничего не было слышно. Теперь дышите глубоко и внимательно слушайте. Вы услышите в своем дыхании звучанье океана.

Слушайте, как волны накатывают и отходят, и позвольте себе совершенно расслабиться.

13. Найти центр

Можно делать сидя или лежа. Наклонитесь немножко направо, немножко налево, вперед и назад — пока не отыщите свой центр, положение, в котором вы чувствуете баланс. Теперь закройте глаза и представьте, как этот центр распространяется от ступней ног наверх, по позвоночнику, до макушки головы. Вдохните в этот центр и поглядим, что получится.

14. Доска Будды

Это специальная доска, на которой можно рисовать или писать водой. Вода испаряется с поверхности примерно через минуту, слова или картинка исчезают. Они продаются готовые, но в принципе можно делать это на сухом асфальте мокрой кисточкой, на школьной доске, на столе.

Будда учил, что ничто не постоянно, что вещи не длятся вечно, и доска на практике это иллюстрирует. Каждый ребенок может что-то нарисовать на доске, но сначала предыдущее творение должно испариться и уступить место.
Практикуя подобные игры-медитации, мы можем легче вовлечь детей в состояние осознанности.

Экспериментируйте, но не воспринимайте всё это слишком серьезно, не пытайтесь достичь каких-то особенных состояний ума. Жизнь прекрасна и полна такая, какая она есть, и медитация, возможно, просто способ снова обратить на это наше внимание.

Каждому ребенку необходима медитация. Вот весомые причины для этого.

Чтобы обуздать «обезьяну» разума

Человеческий мозг, когда находится в условиях стресса, обычно прыгает от мысли к мысли как обезьяна. Если существует напряжение, разум не может быть спокоен. Заметили ли вы, что нынешние дети постоянно используют гаджеты и технологии, которые не были доступны ранее? Им приходится думать и реагировать значительно быстрее, чем это приходилось делать детям десять или двадцать лет назад. У них имеется способность воспринимать информацию в мегабайтах, играть в игры с использованием скорости и воображения, искать данные в Интернете, оставлять сообщения и постоянно коммуницировать в Сети.

В этих условиях вам, естественно, захочется научить вашего ребенка концентрироваться на одном объекте, тем самым эффективно обучаться. Вы также захотите дать ему возможность решать сложные задачи и доводить все проекты до конца. Что можно сделать, чтобы научить детей концентрироваться? Ответом на этот вопрос является медитация. Креативность вашего ребенка достигнет пика, когда он сможет освободить свой разум от напряжения и стресса. Медитация дает им здоровый отдых от «разума обезьяны», чтобы они могли функционировать более эффективно и мыслить более рационально.

Чтобы подготовить их к проблемам подросткового возраста

Если у вас есть ребенок-подросток, то вы, вероятнее всего, заметили, что он всегда сильно проявляет свои эмоции и подвержен мнению окружающих. Медитация же дает подростку доступ к прекрасному чувству внутренней стабильности и безопасности. Она позволяет им проникнуться мудростью, которая поможет им всегда сохранять спокойствие и оставаться сильными, несмотря на гормональные изменения, происходящие в их телах.

Чтобы снять стресс, мешающий успехам в учебе

Замечали ли вы, что если вы полностью поглощены каким-либо занятием, ваш разум не беспокоится, вы не злитесь и не дергаетесь? Когда разум спокоен, тело также расслабляется, то есть ваше тело следует за вашим разумом. Если ваш разум свободен от напряжения, он будет функционировать на пределе своих возможностей, что позволит вам успешно сдать любой экзамен, а ваше тело всегда будет здоровым. Не этого ли вы хотите для своего ребенка?

Чтобы поддержать здоровое эмоциональное развитие

Ваш ребенок испытывает сильные эмоции, такие как страх или разочарование? Нет ничего удивительного в том, что у ребенка на разных стадиях его развития проявляется нечто подобное. И родители, конечно же, хотят, чтобы их дети проходили данные этапы развития, подвергаясь как можно меньшему влиянию стресса.

Чтобы они смогли достигнуть максимума своего потенциала

С помощью медитации дети могут узнать, что в их жизни имеется огромный потенциал, а также то, что все проблемы в их жизни малы и краткосрочны. Ну и, конечно же, то, что они могут добиться невероятного успеха.

14 медитаций в игровой форме, которые помогут маленьким детям успокоиться и придти в равновесие.

Для детей неестественно медитировать. Они страстно исследуют и испытывают окружающий мир всеми возможными способами. Спокойствие, может показаться, им совершенно чуждо.

Но и у детей в жизни бывает стресс (чаще всего потому, что стресс у нас, у ролевых образцов, так что на самом деле больше медитировать нужно взрослым), и медитация может научить их не забывать наслаждаться маленькими радостями и чувствовать миг счастья как оно есть.

Медитация – не достижение
Наше общество всегда формулирует цели, но давайте попробуем думать о медитации не как о способе достичь внутреннего покоя, а скорее как о возможности насладиться путешествием и открыть глаза на прекрасный мир вокруг нас - и внутри. Просто, чтобы позволить себе быть.

Вот 14 медитаций для маленьких детей, которые можно попробовать.

1. Третий глаз
Уложите ребенка на пол и положите ему на лоб маленький камешек, стекляшку или кристалл. Попросите подумать о нем, вообразить его цвет или многоцветие, почувствовать тепло или прохладу, его вес и другие качества.
Волшебный камень поможет тебе быть более спокойным и расслабленным… Дыши, и пусть его магия медленно проникает в твое тело и заполняет всего тебя до кончиков пальцев.

Если лежать надоело, попробуйте попринимать разные позы, не роняя камень и не прекращая его осознавать. Можно попробовать встать в полумостик, сделать «березку» или закинуть ноги за голову.

2. Остановись и послушай
Для этой игры вам понадобится тибетская поющая чаша или колокольчик, звон которого длится достаточно долго. Пусть дети свободно перемещаются по комнате, но как только звучит чаша или колокольчик, они должны остановиться, замереть и закрыть глаза. Пусть слушают звук очень внимательно, и только тогда, когда он окончательно иссякнет, начинают двигаться снова.

3. Немой колокольчик
Сядьте с детьми в тесный круг и пустите по кругу колокольчик (или несколько). Пусть каждый ребенок звонит в колокольчик, если захочет, и слушает звук. Затем постарайтесь передавать колокольчик, чтобы он не зазвонил. Покажите детям, как это сделать очень бережно и тихо. Это волшебным образом утихомиривает детей и приуготовляет их к расслаблению. Можно делать это вдвоем, передавая друг другу.

Дети есть дети, так что может быть, вам придется несколько раз повторить игру, прежде чем они поймут, что звонить не нужно. Если игра становится слишком простой, передавайте колокольчик тому, кто сидит дальше от вас - для этого будет нужно встать и подойти, по-прежнему не нарушая тишину.

4. Передай огонь
Такое же упражнение можно проделывать со свечкой и двигаться плавно и медленно. Таким образом, чтобы огонек не погас.

5. Круг колокольчика
Сядьте в круг и закройте глаза. Пусть один ребенок держит колокольчик и медленно обходит круг снаружи - так, чтобы не зазвонить. Затем, подойдя к кому-нибудь, кого выберет, тихонько звонит ему над ухом, отдает колокольчик и садится на его место.

Игра продолжается так несколько минут, пока вы не разрешите детям открыть глаза и увидеть – все поменялись местами, но круг остался целым.

И бесшумно ходить вокруг, и сидеть тихо в кружке ожидая колокольчика над ухом, - очень сосредоточивает и успокаивает детей.

6. Зоо-рай
Хорошая детская игра, чтобы попробовать и запомнить позы всевозможных животных. Она приносит спокойствие, любовь к тишине и самоконтроль. Для нее вам тоже будет нужна тибетская чаша или долго звучащий колокольчик.
Назначьте йогическое животное, или пусть дети по очереди выбирают сами, - и пусть они двигаются по комнате, изображая движения и звуки этого животного. Когда дети слышат звук, они должны замереть в этой животной позе и оставаться неподвижными, пока чаша не перестанет петь.

7. Как тихо
В этой игре детям нужно оставаться без движения необычайно долго. Что очень хорошо сказывается на способности слушать и концентрироваться. Вам понадобится тибетская поющая чаша и повязки на глаза.
Попросите детей лечь на пол, руки вытянуть по бокам, на глаза надеть повязки (или выключить свет). Скажите, что чаша будет петь, а они должны слушать очень внимательно. Когда чаша остановится, им будет нужно осторожно положить руки на живот. Когда все это сделают, чаша снова запоет, а после остановки им снова нужно будет вытянуть руки. Вот какой у вас мирный и тихий класс детей! Пока они не разбегутся, разумеется.

8. Спящие эльфы и феи
Поставьте расслабляющую музыку и вооружитесь пыльцой фей. Пусть все дети отдыхают в позе Ребенка (колени под себя, расслабленные руки вытянуты вдоль тела к ногам). Каждый из них - фея или эльф. Ходите вокруг и легко касайтесь их спин кончиками пальцев, покрывая их магической пыльцой фей. Она даст им волшебную силу оставаться настолько неподвижным, насколько можно. Кто продержится дольше?

9. Спокойная вода
Все лежат на полу неподвижно. Если кто-то двинется, ему придется отойти в сторонку. В этой игре мы не то, что говорим «не двигаться», а скорее приглашаем вовлечься в неподвижное лежание - так будет душевнее.

10. Я вижу красоту
Ходите по классу, по комнате, по улице или в парке. Позвольте детям останавливаться тогда, когда им самим покажется верным, и оглянуться вокруг в поисках красивого:

Поищи красивое перед тобой и тихонько скажи «Я вижу красоту передо мной».
Оглянись назад, найди что-то красивое и тихо скажи «Я вижу красоту за спиной».

Продолжайте так - направо, налево, наверх и вниз.

11. Идем по небу
Эту игру-медитацию безопаснее выполнять в парах на улице. Пусть один из детей держит под глазами маленькое зеркало, развернутое наверх к небу, а второй его ведет. Когда идешь с зеркалом у глаз – и правда выглядит, словно идешь по облакам: у тебя совершенно иная перспектива и открываются глаза на целый новый мир.

12. Дыхание океана
Сядьте прямо или лягте. Закройте уши, чтобы снаружи ничего не было слышно. Теперь дышите глубоко и внимательно слушайте. Вы услышите в своем дыхании звучанье океана.

Слушайте, как волны накатывают и отходят, и позвольте себе совершенно расслабиться.

13. Найти центр
Можно делать сидя или лежа. Наклонитесь немножко направо, немножко налево, вперед и назад - пока не отыщите свой центр, положение, в котором вы чувствуете баланс. Теперь закройте глаза и представьте, как этот центр распространяется от ступней ног наверх, по позвоночнику, до макушки головы. Вдохните в этот центр и поглядим, что получится.

14. Доска Будды
Это специальная доска, на которой можно рисовать или писать водой. Вода испаряется с поверхности примерно через минуту, слова или картинка исчезают. Они продаются готовые, но в принципе можно делать это на сухом асфальте мокрой кисточкой, на школьной доске, на столе.

Будда учил, что ничто не постоянно, что вещи не длятся вечно, и доска на практике это иллюстрирует. Каждый ребенок может что-то нарисовать на доске, но сначала предыдущее творение должно испариться и уступить место.
Практикуя подобные игры-медитации, мы можем легче вовлечь детей в состояние осознанности.

Экспериментируйте, но не воспринимайте всё это слишком серьезно, не пытайтесь достичь каких-то особенных состояний ума. Жизнь прекрасна и полна такая, какая она есть, и медитация, возможно, просто способ снова обратить на это наше внимание.

Здравствуйте, мои любимые читатели!

Уже много раз я получала письма с вопросами, касающимися медитации для детей. Полезно ли детям медитировать. Как медитация влияет на поведение и самочувствие ребенка? Не вредит ли медитация детской психике? Какие виды медитации рекомендуется предлагать детям. И многое другое.

Сегодня я готова ответить на ваши вопросы, основываясь на результатах исследований и своем личном опыте.

Результаты исследований о пользе медитации для детей

В исследовании, проведенном в пяти средних школах Бельгии, с участием около 400 студентов (13-20 лет), профессор Филип Раес пришел к выводу, что ученики, которые регулярно посещали уроки медитации осознанности, уже по истечению шести месяцев показали более низкий уровень подверженности депрессии, тревоге и стрессу.

Шонет Райхль и Лоулер провели исследование эффективности медитации осознанности для школьников, в рамках которого участники медитировали три раза в течении дня. В целом, наблюдалось значительное улучшение позитивного настроя и снижение уровня агрессии у детей.

34 подростка с диагнозом «трудности в обучении» участвовали в 5-недельной программе по медитации осознанности. В результате участники, которые завершили программу, показали значительное снижение тревожности, улучшение коммуникативных навыков и академической успеваемости.

Польза медитации для детей

В целом медитация для детей приносит такую же пользу для юных практикующих, как и для взрослых:

  • Оказывает положительное влияние на успеваемость;
  • Помогает детям дольше удерживать внимание в настоящем моменте;
  • Улучшает концентрацию внимания и память;
  • Способствует расслаблению, обретению внутреннего мира и спокойствия;
  • Развивает такие чувства, как счастье, радость, любовь, сострадание;
  • Снижает уровень тревожности, беспокойства, стресса;
  • Помогает избавиться от агрессии и гнева или снизить их уровень;
  • Способствует принятию себя и развитию самоконтроля;
  • Повышает уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

О пользе медитации для взрослых вы можете прочитать .

Виды медитации, подходящие детям

Для детей разных возрастных групп подходят разные виды медитации. Это связано с особенностями возрастного развития ребенка. Я предлагаю вам попробовать следующие техники медитации, взятые мною из книги «Медитация для детей» автора Лама Тенчой. Полное содержание книги вы найдете по ссылке http://abhidharma.ru/A/Raznoe/0018.pdf .

Дети от 4 до 7 лет

Сеансы медитации для этой группы очень короткие. Не более 5-7 минут. В этом возрасте у детей преобладает чувственное восприятие и обучение через получение непосредствен­ нового опыта. Аналитические медитации, включающие в себя логические умозаключения, им не подходят.

Осознанное дыхание

Примите удобную сидячую позу. Позвольте своему уму обратиться внутрь. Сфокусируйтесь на собственном дыхании. Дышите мягко и естественно.

Вы знаете, где находится ваш живот? Положите вашу руку на живот. Вот так. Учитель кладет руку на свой живот, показывая детям, как это надо делать. Почувствуйте, как ваш живот поднимается и опускается под рукой, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Вдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится больше. Выдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится меньше.

Сидите спокойно и расслабленно, с умом, обращенным глубоко внутрь себя, просто ощущая, как ваш живот увеличивается с каждым вдохом и уменьшается с каждым выдохом. Мы будем сидеть так в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая.

А теперь откройте ваши глаза и немного потянитесь. Мягко разомните пальцы на ногах и на руках. Посидите спокойно еще немного, оглядитесь вокруг себя и при­ слушайтесь к звукам окружающего мира.

Пробуждение сердца

Начните с тихого и ровного дыхания. Вы чувствуете ритм вашего дыхания, ощущаете, как воздух входит внутрь и покидает ваше тело?

Представьте, что вокруг вас находятся члены вашей семьи, ваши друзья. Все они сейчас присутствуют здесь. Сделайте вдох и выдохните. С каждым выдохом посылайте свет и радость каждому, кто вас окружает. Теперь представьте, что вас окружает все больше и больше людей и животных, от крупных до самых маленьких. Вдохните и выдохните. С каждым выдохом посылайте свет и радость каждому, кто вас окружает. Все они становятся счастливы, улыбаются, ощущают прилив сил и спокойствие.

Почувствуйте, как ваше сердце становится большим и теплым, любящим и открытым.

Дети от 8 до 12 лет

В этом возрасте дети уже используют логическое мышление, однако их логика оперирует на предметном, ограниченном уровне.

Чистота ума

Представьте, что вы лежите на вершине горы и смотрите прямо в небо, на котором нет ни одного облака, небо чистое и ясное. Куда бы вы ни посмотрели, повсюду будет это чистое и ясное небо. Сконцентрируйтесь на этом огромном пустом пространстве.

Представьте, что это огромное ясное пространство неба проникает в вас и во все, что вас окружает. Ваше тело и все что, вас окружает, растворяется в этом пространстве пустоты. Нет ничего, кроме ясного, пустого пространства, подобного небу. Сохраняйте свой ум в спокойном и ясном состоянии. Почувствуйте, что ваш ум чист и сияет подобно чистому, открыты­ тому пространству. Ваш ум ясный и пустотный, как небо. Оставайтесь в этом ощущении так долго, как вы можете.

Мягко разомните пальцы на ногах и на руках. Сохраняя ощущение огромного пространства неба, почувствуйте свое тело как часть всего, что окружает вас. Вы спокойны и счастливы. В вашем уме ощущается ясность.

Осознанная ходьба

Для начала давайте постоим спокойно, без движения. Постарайтесь держать руки вместе, вот так. Соедините руки на уровне пупка. Закройте глаза. Расслабьте ваше тело, дышите спокойно. Вдыхайте и выдыхайте свободно и легко, позвольте вашему телу по-настоящему расслабиться и ощутить комфорт. С каждым выдохом почувствуйте, что вы становитесь свободнее и раскованнее.

Проверьте, как вы себя чувствуйте в настоящий момент. Если в вас присутствует ощущение, которое вам не нравится, по­звольте ему стать мягким и текучим и покинуть ваше тело. Как только это происходит, почувствуйте, как ваше тело тотчас рас­слабляется. Продолжая стоять без движения, ощутите, как ваши ступни каса­ются пола. Ощутите ваши пальцы на ногах, кожу подошв и другие части ва­ших ступней, соприкасающиеся с полом.

Начинаем медленно двигаться вместе, делая осторожные мягкие шаги. Поднимите сначала одну ногу и, двигаясь вперед, медленно и осторожно опустите ее. Затем поднимите другую ногу, и, двигаясь вперед, также медленно и осторожно опустите ее. Следите за тем, как с каждым движением меняются ощущения в ваших ступнях. Обратите внимание на изменение ощущений в разных частях ступни, по мере их соприкосновения с полом.

Если вы начинаете думать о чем-либо еще, просто замечайте, как появляются мысли, и по-прежнему возвращайтесь к своим ощущениям в ступнях. Просто наблюдайте за своими мыслями со стороны и позво­ляйте им уйти. Так мы будем медленно прогуливаться несколько минут, обращая внимание на ощущения в ступнях.

Дети от 13 до 15 лет

Дети этого возраста способны успешно оперировать более сложным языком и понятиями, и могут концентрироваться и сидеть спокойно в течение более продолжительного времени.

Медитация Света

Сядьте удобно и дышите естественно. Затем, когда ваш ум станет спокойным и ясным, представьте, что вы находитесь на берегу прекрасной реки, озера или океана, над которым светит яркое солнце. Солнечный свет, отражаясь в волнах, сверкает и разбегается мно­жеством ослепительных лучей.

Думайте о том, что этот свет - это все самое хорошее, наполнен­ное силой, именно там содержатся ответы на все вопросы, кото­рые вас волнуют. Свет окружает вас со всех сторон и накрывает, переполняя ваше тело великой радостью, проникая внутрь через самые крошечные части вашего тела. Ваше тело превращается в чистый белый свет. Сконцентрируйтесь на этом.

Думайте о том, что все ваши пробле­мы и трудности полностью растворяются в этом сияющем белом свете, до тех пор, пока последние из них не исчезнут, оставив одно лишь белое сияние. Ваше тело становится телом белого света. Все ваши мысли растворяются в свете вашего тела. Почувствуйте, как вещи по-настоящему меняются, что все ваши страдания полностью исчезают. Почувствуйте, как вам становится лучше.

Сохраняйте это ощущение силы так долго, как сможете.

Разделение на возрастные группы достаточно условно, если вы считаете, что ваш ребенок готов к выбранной вами медитации, попробуйте провести ее с ним. Если ваш ребенок с удовольствием будет ее выполнять, то вы можете в дальнейшем снова обращаться к данной технике.

Самое главное, по-моему мнению, это вызвать у вашего ребенка желание медитировать, чтобы медитация не воспринималась им, как нудная обязанность, а выполнялась с радостью и удовольствием.

Мой опыт проведения медитации для детей

Я веду йогу и медитацию для детей от 4 до 12 лет, основной возраст 6-9 лет. Как правило, я провожу медитацию с детьми в конце класса. Скорее это даже не медитация как таковая, а некоторое медитативное расслабление. Оно способствует физическому и ментальному расслаблению детей, позитивному настрою, развитию таких чувств, как радость и спокойствие.

Дети ложатся в шавасану, я прошу их закрыть глаза и сфокусировать внимание на дыхании. При этом я не прекращаю монолога: «сделайте глубокий вдох, а затем медленно выдохните, дышите через нос, ровно и спокойно». Затем я прошу их расслабить части тела, называя их и давая некоторое время на расслабление.

Когда дети успокоились, расслабились, дышать ровно и спокойно, я предлагаю им представить, что они находятся на море, в лесу, на солнечной поляне, на цветочном поле, в своем самом любимом месте на земле или парят в облаках. Каждый раз это разное место, но всегда очень приятное, позитивное, безопасное.

Затем я спрашиваю, что они там видят, но призываю их не отвечать вслух, а только представлять и наблюдать. И помогаю им, перечисляя предметы, которые гипотетически могут быть в этом месте. Например, на море дети могут увидеть песок, пальмы, волны, корабль, дельфина, черепаху и т.д. Затем я спрашиваю, что они чувствуют, и снова перечисляю. Например, как теплый песок касается их стоп, ласковое солнышко согревает кожу, дует легкий ветерок и трепет волосы. Я стараюсь задействовать различные органы чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.

На мой взгляд, медитация для детей в первую очередь должна научить их расслабляться, концентрироваться на своих чувствах и ощущениях, и создавать состояния спокойствия и радости.

Еще мы иногда поем мантру ОМ. Для этого мы садимся в круг в позе лотоса, закрываем глаза, иногда беремся за руки. И затем я предлагаю сделать глубокий вдох, а на выдохе пропеть ОМ. Это хорошо помогает развивать легкие и также немного успокаивает детей, если они сильно возбуждены и неуправляемы после какой-нибудь активной игры.

Я также отношу такой вид активности, как раскрашивание мандалы, к медитации. И иногда даю деткам такое задание буквально на 15 минут.

Выводы

На сегодняшний день появляется все больше информации о клинических исследованиях позитивного влияния медитации на психическое и физическое здоровье детей. Во многих школах США и Европы уже реализуются проекты внедрения йоги и медитации в методические программы. И уже получены хорошие результаты.

В целом, дети, которые регулярно практикуют йогу и медитацию в школе, способны лучше регулировать свои эмоции, справляться со стрессом, показывают лучшую успеваемость.

Узнать больше о йоге для детей вы можете, прочитав статьи моего бога: как организовать занятия йогой для детей , занятия йогой для детей разных возрастных групп , составляем план занятия йогой для детей , видеоуроки семейной йоги с Юлией Шелковиной.

С искренней симпатией, Олеся.

Д ети – это наше будущее. Они доверены нам. Они уникальные личности, а не просто наши маленькие версии. Они невинны. Они счастливы. Благодаря детям, появляется причина и цель в нашей жизни. С ними мы остаемся молодыми.

Д ети у нас для того, чтобы научить нас, так же как для того, чтобы и мы научили их. Чему они учат нас? В первую очередь, безусловной любви. Они любят нас без каких-либо условий, без причин. Они доверяют нам, потому что они знают, что являются частью нас, и что мы рядом с ними. Мы на их стороне, а они на нашей. Узнав, что ребенок попал в беду (не важно, где в мире это произошло), мы стремимся помочь или молимся о его безопасности.

Д ети так сильно влияют на нас. Они дают нам надежду. Они - наше богатство. В некоторые моменты нашей жизни мы можем почувствовать, что потеряли свой путь, потеряли чистоту, что наша невинность исчезла. Но затем мы смотрим на ребенка – и все вспоминаем. Мы можем быть очень-очень многим во время наших жизней, но одна вещь остается неизменной для нас: мы все однажды были детьми. И, как любой ребенок, мы все были близки к своему истинному "Я". Простая истина такова: невинность детей разрушает наше эго.

Д ети просты, они в настоящем, и они спонтанны. Все эти качества являются целью в Сахаджа Йоге . Но это не означает, что мы должны вести себя, как дети. Мы должны вести себя в соответствии со своим возрастом, но мы должны попытаться перенять три базовых детских качества: простота, спонтанность и способность жить в настоящем.

Д ети способны медитировать . Более того, дети могут медитировать, как взрослые, или даже лучше. Они могут медитировать, чувствовать вибрации и исправлять себя. В Сахаджа Йоге предусмотрены творческие методы медитации через установление сбалансированного союза с маленьким ребенком. С помощью простых и веселых занятий можно оценить пользу ежедневной медитации, которая может стать частью повседневной жизни. Можно проводить медитационные игровые занятия со своим ребенком. Не стоит спешить, необходимо наслаждаться этими медитациями, поскольку не сразу, но через определенное время появляется осознание той значительной пользы, которая она приносит и взрослому, и ребенку.

Медитация для детей до 2 лет

П ервые два года жизни – переходное время для ребенка, время его адаптации к жизни во внешнем мире. Ребенок следует за ритмом и естественными особенностями своей матери, которая является самым важным человеком в течение этих лет. Она - та, кто направляет ребенка, чтобы он обрел твердую почву под ногами.

Х арактер ребенка, индивидуальность и восприимчивость развиваются в течение первых двух лет жизни, поэтому это идеальное время, чтобы поддержать рост ребенка и установить надежную связь между материнской энергией Кундалини и миром, в котором растет ребенок.

Е сли ребенок еще очень мал и не может сидеть самостоятельно, уложите его на спину и поднимите Кундалини над ним. Или же сядьте позади ребенка и поднимите его Кундалини сзади.

С ледующий шаг - это накрыть ребенка вибрациями, которые обеспечат его защиту. Эта защита известна как бандан . Представьте, что Вы рисуете радугу над головой ребенка, направляя свою правую руку от левого бедра малыша к правому и обратно. Туда и обратно - это один раз. В радуге семь цветов, и в нашей тонкой системе семь чакр , поэтому нужно рисовать радугу семь раз, чтобы ребенок был защищен полным банданом. Вы можете пропевать названия семи чакр, если хотите: Муладхара, Свадистан, Наби, Войд, Анахата, Вишудхи, Агния и Сахасрара.

О чень важно, чтобы день ребенка начинался с хорошего и мягкого массажа его чакр. В позвоночнике расположены семь чакр, и каждой из них присущи хорошие качества, которые активизируются, когда Вы их правильно массажируете.

Р ебенок должен лежать на животике, капните немного детского масла на его спину. Все чакры расположены вдоль позвоночника на различном расстоянии. Посмотрите на рисунок ребенка с чакрами (справа), чтобы иметь представление об их примерном расположении. Когда Вы массажируете чакру на спине ребенка, мягко нажимайте на это место своей правой рукой и массажируйте круговыми движениями против часовой стрелки.

1. Массаж первой чакры (Муладхара или корень): 4 круговых движений.
2. Массаж второй чакры (Свадистан): 6 круговых движений.
3. Массаж третьей чакры ( Набхи или живот): 10 круговых движений.
4. Массаж четвертой чакры (Анахата): 12 круговых движений.
5. Массаж пятой чакры (Вишудди или горло): 16 круговых движений.
6. Массаж шестой чакры (Агния): массажируйте правый и левый висок против часовой стрелки, чтобы убрать эго и суперэго.
7. Массаж седьмой чакры (Сахасрара или родничок): массажируйте область родничковой кости с большим количеством детского масла.

П ривычка каждый день поднимать Кундалини своего ребенка, делать ему бандан и массировать чакры - красивый и приятный способ укрепить Вашу связь с ним. После массажа Вы заметите, что ребенок стал более расслабленным и спокойным. По мере укрепления Кундалини ребенка у него начнет развиваться вибрационное осознание . Вы также заметите, что у ребенка улучшилось кровообращение, он меньше страдает от колик и газов и спит лучше. Мы рекомендуем массировать чакры ребенка каждый день утром и вечером. Вечерний массаж поможет ребенку успокоиться и крепко заснуть.

Медитация для детей от 2 до 6 лет

У тренняя медитация. Сядьте удобно. Поднимите свою Кундалини и выполните бандан . Затем поднимите Кундалини ребенка и сделайте ему бандан.

Т еперь вы готовы начать медитацию. Попросите своего ребенка ненадолго закрыть глаза. Затем скажите вслух: "Кундалини, пожалуйста, дай мне почувствовать твою волшебную силу". Эта волшебная сила проявляется как энергия и радость, которую ваш ребенок может почувствовать, когда Вы озвучиваете это утверждение


Ч тобы укрепить Кундалини ребенка, поместите свою правую руку на основание его позвоночника (область крестцовой кости) и поднимите ее вдоль позвоночника до верха головы. Этим движением Вы поднимаете энергию Кундалини и помогаете ей находиться все время в поднятом состоянии. Сделайте это семь раз.

М едитируйте, держа Ваше внимание на Сахасрара-чакре . Если появляются какие-либо мысли, просто позвольте им уйти. Ваша медитация может быть недолгой, потому что маленькие дети активны, и они могут удерживать свое внимание на чем-то одном только несколько минут. Вы можете удерживать внимание ребенка дольше, если будете петь. Закончив петь, попросите ребенка немного тихо посидеть, за это короткое время он почувствует проявление Кундалини и испытает радость от этого. Закончив медитировать, поднимите себе и ребенку Кундалини и сделайте над собой и над ним бандан.

О бъяснить суть медитации Вашему ребенку Вы можете следующим образом. Медитация – это время побыть со своим Духом и позаботиться о нем. Например, когда мы голодны, наш животик просит нас что-нибудь съесть. Когда мы поели, мы чувствуем себя счастливыми, удовлетворенными, и у нас есть силы для игры. То же самое мы должны делать для нашего Духа. Нам нужно питать его с помощью ежедневной медитации.

Р екомендуется начать с короткой медитации на 5-7 минут два-три раза в день. Лучше всего медитировать рано утром и перед отходом ко сну.

О чень благоприятно перед выходом из дома защищать себя и своего ребенка поднятием Кундалини и банданом. Это усилит вибрации и привлечет позитивную энергию, когда Вы вне дома. Во время прогулки показывайте ребенку всю красоту природы и объясняйте важность Матери-Земли для нас.

К ак познакомить ребенка со своим тонким телом? Внутри нашего тела есть невидимое дерево. Мы не можем его видеть, но мы можем его чувствовать! Это дерево называется "Волшебной Системой", или можно его назвать древом истины. Предложите ребенку изучить все три составляющие нашей "Волшебной Системы". Внутри нас существует три канала: "солнечный" (правый), "лунный" (левый) и "лотосный" (центральный). Лунный канал расположен вдоль левой стороны нашего тела и контролирует наши чувства. Солнечный канал расположен вдоль правой стороны тела и контролирует наши действия. Лотосный канал располагается вдоль нашего позвоночника.

Т акже внутри нас есть семь "цветков", которые расположены вдоль лунного канала от позвоночника до макушки головы. Каждый из этих прекрасных цветков обладает определенным качеством, которое может проявиться с помощью медитации. Каждый цветок отражается на наших ладошках и пальчиках.

В низу позвоночника находится очень важное место, где спит "золотая спиралька", Кундалини . Когда мы просим ее проснуться, она проходит через семь "цветочков" и раскрывает их. Когда Кундалини достигает макушки нашей головы, на ней раскрывается "прекрасный лотос", Сахасрара . Мы может ощутить это в виде прохладного ветерка над головой.

Н иже приведена рекомендация по ежедневной практике, которой Вы и Ваш ребенок можете следовать в любое удобное время. Рекомендуется ежедневно очищать чакры Вашего ребенка с использованием ванночек для ног . Вы можете делать ванночки для ног в любое время, особенно если Вы чувствуете, что Ваш ребенок устал или, наоборот, чрезмерно активен и беспокоен. Также рекомендуется делать ванночки для ног перед сном.

Н аполните тазик водой, чтобы она покрывала щиколотки. Попробуйте использовать теплую воду, если Ваш ребенок устал. Если ребенок слишком активен, используйте прохладную воду. Важно, чтобы температура воды была комфортной для Вашего ребенка. Наполните ковшик водой, добавьте в тазик горсточку соли. Соленая вода благоприятна для очищения Муладхары, Свадистана, Наби и Войда. Предложите ребенку сесть на стул, выполнить подъем Кундалини и бандан, опустить ноги в тазик и помедитировать.

Ч тобы разнообразить процесс, вы можете спеть песенку (приводится ниже) . Во время исполнения делайте круговые движения по часовой стрелке для каждой чакры. Это поможет им быстрее очиститься. Помните, что начинать чистку нужно с нижних чакр постепенно поднимаясь наверх.


Вращай вращай, негативность ушла.
Вращай вращай, негативность ушла.
Моя Муладхара чиста.

Мой Свадистан чист.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Мои Наби Войд чисты.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Моя Анахата чиста.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Моя Вишуди чиста.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Моя Агия чиста.
Вращай вращай, негативность ушла. (3 раза)
Моя Сахасрара и все мои чакры чисты.

З атем предложите ребенку послушать тишину внутри себя, чтобы Кундалини смогла подняться и очистить каждый цветочек. Когда Вы закончили процедуру, ополосните стопы чистой водой из ковшика и вытрите их полотенцем. Вместе с ребенком выполните подъем Кундалини и бандан. Воду из тазика следует вылить в унитаз и сполоснуть тазик чистой водой. Рекомендуется использовать особый тазик, неиспользуемый ни для чего иного.



Открытие бизнеса