После т 34. Легендарные танки второй мировой

День победы над Японией вовсе не поставил точку в боевой биографии лучшего среднего танка Второй Мировой войны. Военная карьера Т-34 была продолжена в самых разных уголках земного шара, возможно не закончилась она и по сей день. Некоторое количество этих машин выпускалось по лицензии, но в большинстве случаев они передавались дружественным странам в качестве военной помощи.

Танки Т-34 принимали участие в гражданской войне в Китае 1946-50 гг., Корейской войне 1950-53 гг., венгерских событиях 1956 г., арабо-израильских войнах, ряде военных конфликтов на африканском континенте, отражении высадки «бригады 2506» в заливе Свиней в 1960 г. на Кубе, военных действиях на территории бывшей Югославии. В Афганистане заслуженные ветераны использовались в качестве неподвижных огневых точек в системе обороны укрепленных пунктов Ограниченного контингента .

После многочисленных войн и вооруженных конфликтов по состоянию на начало 1998 года (год публикации данной статьи ) средние танки Т-34-85 продолжали состоять на вооружении в Албании, Анголе, Афганистане, Боснии, Гвинее-Бисау, Кубе (часть из них использовалась для охраны побережья, часть находилась на хранении), Мали, Северной Корее и некоторых других странах.

Война в Корее 1950-53 гг.

Как известно, союзники поделили Корею примерно пополам - по 38-й параллели. В северной части страны не без помощи наших соотечественников был установлен коммунистический режим Ким Ир Сена, в южной - остались оккупационные американские войска; естественно, и режим там был проамериканский. Военный конфликт двух режимов был неизбежен. Надо сказать, коммунисты к войне подготовились значительно лучше.

Бронетанковые части Народной армии Северной Кореи начали формироваться в 1945 г., первым стал 15-й танковый учебный полк, на вооружении которого состояли, наряду с американскими легкими танками М3 «Стюарт» и средним М4 «Шерман» (получены от китайцев), два танка Т-34-85. Танки доставили из СССР, вместе с ними в Корею прибыли 30 советских офицеров-танкистов, имеющих боевой опыт Великой Отечественной войны. Командовал полком полковник Ю Куонг Су, начавший свою военную карьеру лейтенантом РККА в годы Великой Отечественной. В мае 1949 г. полк был расформирован, его личный состав стал костяком новой 105-й танковой бригады. До октября все три полка (107-й, 109-й, 203-й) бригады были полностью укомплектованы «тридцатьчетверками». В каждом полку имелось 40 Т-34-85. К июню 1950 г. в составе Народной армии имелось 258 танков Т-34; 105-я бригада была оснащена ими полностью, около 20 машин числилось в 208-м учебном полку, остальные в новых 41, 42, 43, 45 и 46-м танковых полках (в действительности это были отдельные танковые батальоны примерно по 15 танков в каждом) и в 16-й и 17 -и танковых бригадах (реально - полки, по 40-45 машин). На фоне советских танковых армий 1945 г. 258 «тридцатьчетверок» не производят особого впечатления, но в 1950 г. это были самые многочисленные и, что не менее важно, самые лучшие по боевой подготовке и характеристикам материальной части, танковые силы в Азии. Так, в южнокорейской армии не было вообще ни одного танка, а американцы имели несколько рот легких танков М24 «Чаффи», да и то в составе оккупационных войск на Японских островах.

В 5 часов утра 25 июня 1950 г. «тридцатьчетверки» 109-го танкового полка пересекли 38-ю параллель; началась Корейская война. Горный характер центральной части Корейского полуострова препятствовал использованию крупных масс танков, поэтому танковые полки действовали не в составе бригады, а придавались пехотным дивизиям. Главный удар наносился на Сеул.

Многие солдаты пехотных подразделений армии Южной Кореи никогда в жизни вообще не видели танков, а те кто видели бронированные чудовища и даже умели с ними бороться, очень быстро убедились в бесполезности 57-мм пушек и 2,36-дюймовых базук. Американским противотанковым средствам уральская броня оказалась не по зубам. Все же в первый день войны в боях за переправу через реку Имджин южнокорейцам удалось подбить 11 Т-34 из состава 107-го полка, но это никак не влияло на общую картину боев (данные сведения о потерях Т-34 весьма сомнительны, поскольку по американским данным до 9 июля 105-я танковая бригада потеряла в боях всего 4-5 Т-34). Танкобоязнь стремительно распространилась по обороняющимся подразделениям, и уже 27 июня танкисты 107-го и 109-го полков заняли исходные позиции для штурма Сеула. Столица Южной Кореи была взята на следующий день. Дальнейшее продвижение танков на юг задерживалось взорванным мостом через реку Хань, который восстановили только 3 июля. 5 июля северокорейские части впервые встретились в бою с американцами: 33 Т-34 107-го полка атаковали позиции подразделений 24-й пехотной дивизии армии США. Танковую атаку янки попытались остановить артиллерийским огнем 105-мм гаубиц и 75-мм безоткатных орудий. Оказалось, что броня «тридцатьчетверок» уверенно «держит» и 105-м, и 75-мм фугасные снаряды. У артиллерийских расчетов гаубиц было всего шесть кумулятивных снарядов, двумя из них удалось подбить два танка на дистанции в 500 м. Первый бой с американцами выиграли корейские танкисты.

Чтобы остановить стремительное наступление северокорейских войск, американцы в спешном порядке перебросили в Корею свои части из состава оккупационных войск в Японии. Первым бронетанковым подразделением армии США в Корее стала рота А из 78-го тяжелого танкового батальона, укомплектованная танками М24 «Чаффи». Первый танковый бой между Т-34 и М24 произошел 10 июля. Два «Чаффи» были подбиты, «тридцатьчетверки» потерь не имели, хотя и получили прямые попадания, но ни один снаряд броню не пробил. На следующий день американцы лишились еще трех М24, северокорейцы опять не потеряли ни одного танка. Подобное начало боевой карьеры деморализовало экипажи американских танков. К концу июля рота А де-факто перестала существовать: из 14 танков уцелело два; на свой счет за это время янки так и не записали ни одной «тридцатьчетверки». В августе в Корею перебросили еще две роты «Чаффи», чему командиры-пехотинцы не очень-то и обрадовались ввиду полной бесполезности этих машин в качестве противотанкового средства.

Первые чувствительные потери Т-34 понесли после начала использования американской пехотой 3,5-дюймовых «супербазук». Впервые это оружие было использовано в боях за Тэджон 20 июля, тогда удалось уничтожить две «тридцатьчетверки». Танкисты 105-й бригады в боях за Тэджон потеряли 15 Т-34, семь были подожжено базуками и пять подбито авиацией.

Казалось, что после падения Тэджона война вот-вот закончится, еще одно усилие, и американцы с их южнокорейскими союзниками будут сброшены в море. Однако этого не случилось. Танковые части - основная ударная сила армии Ким Ир Сена - имели минимальные боевые потери: несколько машин от мин, несколько - от базук, несколько - в результате бомбоштурмовых ударов авиации; всего не более 20-25 Т-34. Тем не менее, в начале августа в составе 105-й бригады насчитывалось всего около 40 боеспособных Т-34-85. Большая часть «коробочек» осталась разбросанной вдоль всего «славного боевого пути бригады» от 38-й параллели до Тэджона из-за поломок, аварий и нехватки запасных частей. Восстановительным работам мешала американская авиация, господствовавшая в небе. Американские летчики не добились особых успехов в борьбе с танками, зато уменьшать снабжение танковых подразделений горючим и запасными частями до минимума у них получалось прекрасно. Мощного заключительного танкового удара у северокорейцев не получилось. 13 августа при атаке города Тэгу 105-я бригада потеряла порядка двадцати Т-34 - половину своих боеспособных танков. Оставшиеся машины были распределены между пехотными подразделениями и в последующем принимали участие в бесплодных попытках прорвать оборону Пусанского плацдарма.

17 августа «тридцатьчетверки» впервые в ходе войны в Корее встретили достойного противника - «Першинг» из 1-й бригады морской пехоты. Экипажи Т-34 приняли М26 за хорошо знакомый «Чаффи» и уверенно ринулись в бой, за что и поплатились - три танка были подбиты из 90-мм орудия «Першинга». С этого момента ход танковых боев в корне изменился. Дело было даже не в появлении танков, способных тягаться с «тридцатьчетверками». Северокорейские танкисты превосходно подготовились к наступательным действиям в условиях маневренной войны, теперь же им приходилось прогрызать подготовленную оборону и частенько вступать в единоборство с американскими танками. В ходе этих единоборств быстро выявилась лучшая подготовка американских экипажей.

К сентябрю по периметру плацдарма, удерживаемого, главным образом, американцами установилось равновесие: американцы имели некоторое преимущество в живой силе, соотношение по танкам было примерно 1:1 (около 40 танков в составе сил ООН и столько же у северокорейцев). Коммунисты не могли прорвать оборону, а янки считали нецелесообразным наносить главный удар в условиях горной местности. Высадка морского десанта в Инчхоне позволила американцам выйти из стратегического тупика. От Инчхона открывался прямой и короткий путь на Сеул. В районе столицы имелось всего 16 Т-34 из 42-го механизированного полка, укомплектованных необстрелянными экипажами и 10-15 танков 105-й бригады. В боях 16-20 сентября практически все «тридцатьчетверки» были уничтожены. Показательно, что хотя американцы доставили в Инчхон и «Першинги» и «Шерманы», подавляющую часть Т-34 уничтожили расчеты базук.

События Корейской войны закрутились в обратную сторону. Если раньше коммунисты мчались, сметая все на своем пути, на юг, то теперь на север стремительно продвигались американцы. Начиная с августа 1950 г., количественное превосходство в танках перешло к силам ООН. К концу 1950 г. в американских танковых частях числилось 1326 танков: 138 М-24 «Чаффи», 679 М4A3E8 «Шерман», 309 М26 «Першинг» и 200 М46 «Паттон». Войска Ким Ир Сена насчитывали примерно 300 Т-34-85.

Дальнейший ход Корейской войны известен: к октябрю американцы прошли до китайско-корейской границы, где в дело вступило немалое количество китайских добровольцев, отбросивших янки к концу года на 38-ю параллель. Мао Цзе Дун просил Сталина помочь не только с техникой, но и направить в Корею регулярные части вооруженных сил СССР. Более того, Генеральный штаб Советской армии считал необходимым придать слабо оснащенным тяжелой техникой китайским пехотным дивизиям советские танковые части. Сталин на это не пошел, но согласился на размещение десяти танковых полков на китайской территории вблизи границы с Кореей для противодействия возможному вторжению сил ООН в КНР. Тогда же рассматривалась возможность лицензионного производстве Т-34-85 в Китае.

После тяжелых боев зимы 1950-51 гг., к апрелю 1951 г. линия фронта стабилизировалась по 38-й параллели; хотя война продолжалась до конца 1953 г., танковые бои отошли в прошлое. Согласно данным министерства обороны США, за всю войну произошло 119 танковых боев, причем только в 24 случаях в них принимало участие более трех танков с каждой стороны. Это были именно единоборства. Американцы записали на свой счет 97 Т-34-85 (еще 18 - уничтожено «вероятно»), признав потерю 34 своих. Насколько объективны эти данные, говорит боевой счет американских летчиков: к октябрю 1950 г. они заявили о 857 уничтоженных танках и САУ, согласно данным американской же разведки эта цифра примерно в восемь раз превосходит все боевые и небоевые танковые потери Народной армии на тот период.

В целом американцы оценили Т-34 как «превосходный танк», в то же время отметив специфическую подготовку их экипажей, которые были способны эффективно наступать на неподготовленную в противотанковом отношении оборону, но не могли на равных драться с американскими танкистами в единоборствах. По мнению американских специалистов, «Чаффи» просто не стоило сравнивать с Т-34-85, в то время как «Шерманы» модели М4А3Е8 имели близкие характеристики и, хотя их пушки были меньшего калибра, кумулятивные снаряды орудий «Шерманов» пробивали лобовую броню «тридцатьчетверок». Танки М26 и М46 превосходили Т-34, что, впрочем, и неудивительно, поскольку это машины уже другого поколения. Показательно, что Кэгл и Мэсон, авторы книги «Морская война в Корее», просто отказались сравнивать американские танки с Т-34-85, признав абсолютное превосходство последних по комплексу боевых свойств. Действительно, «Першинги» имели ненадежную ходовую часть и низкую удельную мощность и, как следствие, плохую подвижность, особенно в условиях гор. Танки М46 были новинкой и еще не избавились от «детских болезней», доставлявших массу хлопот их экипажам. Сами американские танкисты предпочитали идти в бой на старых добрых «Шерманах», считая, что за счет своей лучшей подготовки они смогут выжить в возможных столкновениях с северокорейскими танками.

Ближний Восток

Политические хитросплетения послевоенных лет привели к приходу в Египте к власти полковника Насера и переориентации внешнеполитического курса страны на сотрудничество с Советским Союзом и его союзниками. Сотрудничество предполагало поставки военной техники. В 1953 г. Насер заключил соглашение о поставке вооружения, в том числе 230 танков (большинство из них Т-34-85) из Чехословакии. Египет готовился к войне. Ключевым событием 1956 г. па ближнем Востоке стала национализация Египтом Суэцкого канала в августе. Англия и Франция не потерпели такого ущемления своих политико-экономических интересов в регионе и в конце октября начали боевые действия; 31 октября англо-французская авиация нанесла удар по египетским аэродромам. 1 ноября в наступление на Синайском полуострове перешли израильские войска. В ходе операции «Кадет» израильтяне в числе других уничтожили и 27 «тридцатьчетверок», потеряв 30 своих танков. Израильские танкисты воевали на «Шерманах» и французских АМХ-13. 5 ноября началась интервенция англичан и французов. Боевых столкновений между танками армии Египта и европейских держав не было.

Война 1956 г. подтолкнула Египет к еще более активному сотрудничеству с социалистическим лагерем в военной области. До конца года из Чехословакии поступили еще 120 Т-34-85. В 1962-63 г.г. в Египет доставили очередную партию «тридцатьчетверок», а в 1965-67 г.г. поступили последние 160 Т-34-85. Позже Египту поставлялись только более современные Т-54 и Т-62.

В начале 1960-х годов значительное количество «тридцатьчетверок» поступило на вооружение бронетанковых подразделений Сирии. В армии этого государства Т-34 воевали бок о бок со своими давними противниками - немецкими PzKpfw.IV, StuG.III; трофейная немецкая техника попала в Сирию из Франции. Т-34-85 вместе экс-германскими «четверками» приняли участие в артиллерийских дуэлях с израильскими «Шерманами» на Голанских высотах в ноябре 1964 г.

Тяжелейшим поражением для арабов обернулась война 1967 г. Бои на Синае закончились разгромом египетских войск. Израильтяне уничтожили или захватили более 820 танков, в том числе 251 Т-34-85; собственные потери составили 122 танка AMX-13, «Шерман» и «Центурион». На Сирийском фронте соотношение потерь было в пользу арабов, которые потеряли 73 танка (Т-34-85, Т-54 и PzKpfw.IV), уничтожив 160 израильских машин. Шестидневная война стала последней на Ближнем Востоке, где «тридцатьчетверки» использовались по своему прямому назначению, т.е. в качестве танков. На смену ветерану пришли более современные машины, а Т-34 использовались в качестве неподвижных огневых точек. Значительное их количество переделали в САУ.

Со второй половины 1991 г. на территории Югославии начались боевые действия, переросшие в гражданскую войну. На развитие кризиса повлиял приход к власти в Словении и Хорватии националистических сил, взявших курс на выход этих республик из состава СФРЮ и финансировавшихся западом. Центральная власть в Белграде, дабы воспрепятствовать развалу федерации, взяла курс на силовое решение конфликта.

Боевые действия в Хорватии начались летом 1991 г. Эта была самая настоящая война, в которой обеими сторонами применялись авиация, артиллерия, бронетанковые части. Наряду с танками, спроектированными после Второй Мировой войны (советский Т-55, М-84 - югославский вариант Т-72), в боях участвовали и оставшиеся в боевом состоянии Т-34-85. «Тридцатьчетверки» применяли обе стороны. Некоторое количество этих танков хорватам удалось захватить у сербов, часть машин была приведена в формирования Хорватской национальной гвардии экипажами, дезертировавшими из Югославской народной армии.

Летом и осенью 1991 г. хорваты начали активные действия с целью захвата гарнизонов Югославской Народной армии. В ходе боев за военный городок ЮНА в районе г. Карловаца командир гарнизона использовал имеющиеся у него Т-34-85 для усиления обороны на наиболее угрожаемых участках. Несколько «тридцатьчетверок» ворвались на улицы предместья Карловаца, сея панику среди местного населения. Два из них хорватам удалось подбить. Захват предместья позволил ослабить давление на гарнизон ЮНА формирований хорватов и произвел устрашающее впечатление на местное население, настроенное к сербам крайне враждебно. В конечном итоге городок Карловац, как и большинство военных гарнизонов ЮНА в Хорватии, захватили формирования национальной гвардии. Все танки Т-34-85 карловацкого гарнизона были или уничтожены, или захвачены хорватами.

Осенью 1991 г. хорваты использовали Т-34-85 в боях на Адриатическом побережье в районе Дубровника в качестве самоходной артиллерии и для сопровождения пехоты. Несмотря на то, что «тридцатьчетверки» давным-давно уже считались устаревшими, они неплохо показали себя в этих сражениях. Так, хорватский танк с надписью «MALO BIJELO» выдержал два попадания ПТУРами «Малютка», экипаж этого танка уничтожил два бронеавтомобиля, один грузовик и один Т-55 сербов. Слабость бортовой брони старых танков хорваты пытались компенсировать навешиванием на борта башни и корпуса мешков с песком. На ряде танков рядом с башенным люком заряжающего монтировались американские 12,7-мм пулеметы Браунинг М2НВ.

По состоянию на 2010-2011 годы небольшое количество «тридцатьчетверок» еще сохранялись в вооруженных силах следующих стран: Босния и Герцеговина - 5, Вьетнам - 45, Гвинея - 30, Гвинея-Бисау - 10, Йемен - 30, КНДР - некоторое количество на вооружении, Республика Конго - некоторое количество на хранении, Куба - некоторое количество на вооружении, Лаос - 10, Мали - 21, Намибия - некоторое количество небоеспособных.

Легендарный танк Т-34 после парада в Курске перевернулся на бок

В Курске на параде, посвященном 75-летию со дня Курской битвы, перевернулся легендарный танк Т-34. Во время событий Великой Отечественной войны этот танк стал одним из главных козырей СССР. Танковая модель оказалась настолько удачной, что в отдельных горячих точках "тридцатьчетверки" используются до сих пор.



В центре Курска произошел инцидент с участием легендарного советского танка Т-34 - он перевернулся во время погрузки на автоприцеп. Как сообщает со ссылкой на очевидцев местное издание "Друг для друга", незадолго до происшествия танк шел в колонне техники по проспекту Победы, после парада его должны были увезти на платформе.

Отмечается, что двое членов экипажа после опрокидывания вышли из машины через люк, сам Т-34 был возвращен в исходное положение на гусеницы при помощи других бронемашин. Согласно сообщению пресс-службы Западного военного округа, в результате происшествия никто не пострадал.

Инцидент произошел во время парада в честь 75-й годовщины битвы на Курской дуге - крупнейшего танкового сражения в истории.

Битва длилась больше месяца - с 5 июля по 23 августа 1943 года. В тех сражениях приняли участие более двух миллионов человек, а также около шести тысяч танков и четырех тысяч самолетов. Это одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны, победа в котором позволила советским войскам перенять стратегическую инициативу в боевых действиях.

По случаю круглой даты Министерство обороны России на сайте, который посвящен 75-летию Курской битвы, опубликовало рассекреченные документы, которые рассказывали о ходе Великой Отечественной войны летом 1943 года. "Особое место" среди рассекреченных документов занимает директива Ставки верховного главнокомандования об утверждении плана освобождения Харькова.

"Согласно документу, координация действий четырех фронтов в сражениях на Курской дуге сосредотачивалась в руках таинственных личностей - "товарищей Юрьева и Александрова", - говорится на сайте. В министерстве заявили, что под этими фамилиями скрываются маршалы СССР Георгий Жуков и Александр Василевский.

Хотя Т-34 в первую очередь запомнился как главный советский танк в Великой Отечественной войне, после завершения ВОВ его история не закончилась.

Средний танк Т-34 (легендарную "тридцатьчетверку") выпускался серийно с 1940 года и оставался основной бронемашиной Красной Армии до первой половины 1944 года, когда ему на смену пришел Т-34-85, модификация Т-34. Т-34 стал самым массовым советским танком периода Великой Отечественной войны: всего в годы войны было построено более 35 тыс. таких танков, а Т-34-85, которые производились до 1950 года, было выпущено более 30 тыс. единиц.

Помимо СССР, Т-34 также состоял на вооружении Войска Польского, Чехословацкого корпуса, а также Народно-освободительной армии Югославии, воевавших против нацистской Германии. По состоянию на 2011 год, эти танки также стояли на вооружении Кубы. В 2010 году 30 Т-34 было у Йемена, сейчас они, вероятно, находятся в резерве.

Сейчас танк Т-34 до сих пор находится на вооружении КНДР (по данным на 2016 год). Что, в целом, неудивительно. Первым вооруженным конфликтом после Второй мировой войны, в котором широко использовалась бронетехника и танки Т-34 в том числе, стала война в Корее 1950-1953 годов. Танки играли ключевую роль в боях в течение первых девяти месяцев войны. Успех вторжения северокорейских войск на территорию Южной Кореи во многом был ознаменован умелым использованием бронетехники северокорейскими военными, а также отсутствием противотанковой обороны у юга.


Инцидент с участием танка Т-34 после военного парада в Курске, 23 августа 2018 года.

Производство и служба Т-34 в других странах после окончания второй мировой войны

На вооружении Народно-освободительной Армии Югославии (НОАЮ) после второй мировой войны состояли танки преимущественно иностранного производства, в основном американские. Но были и наши Т-34 (130 единиц), переданные НОАЮ еще в 1945 г. Из них были сформированы две танковые бригады по нашим штатам.

Руководство НОАЮ после войны решило попытаться наладить производство танков у себя. За образец выбрали Т-34-85. Упор был сделан на увеличение срока службы машины. Изменений в конструкцию Т-34 внесли немало. Поставили свой дизель и улучшенную трансмиссию. Пушка, вероятно, устанавливалась такая же, как наша ЗИС-С-53, но с дульным тормозом. Неизменным остались ходовая часть и система подвески. Самую существенную переделку претерпели корпус и башня. Благодаря скосам в передней части корпуса уменьшилась площадь ее фронтальной поверхности. Это должно было снизить вероятность поражения спереди, но усложнило производство и ослабило корпус. Правда, конструкторы учитывали, что югославские заводы лучше справятся со сваркой броневых деталей, нежели с литьем. Точно также и вваренные в боковые стенки башни цилиндрические основания люков ослабили ее прочность. Сама башня имела выпуклую крышу. Значительная кормовая ниша позволила, по-видимому, увеличить боекомплект. Улучшена была вентиляция башни (колпак вентилятора на нише). Командирская башенка отсутствовала и вряд ли 4 перископических прибора в крыше башни смогли компенсировать этот недостаток.

Однако ожидаемого выигрыша в тактико-технических характеристиках не получилось. И в начале 50-х годов дальнейшие работы были сочтены нецелесообразными. Всего было выпущено 7 экземпляров югославской тридцатьчетверки. Они приняли участие в майском параде 1950 г и впоследствии служили как учебные. Одна такая машина стоит в открытой экспозиции военного музея в Каттемегдане (г.Белград). Получить какие-либо ТТД о ней нам не удалось.

В конце 40-х годов польское, а вслед за ним и чехословацкое правительства приняли решение об организации производства танка Т- 34 у себя. Из Советского Союза была получена техническая документация и технология. Для оказания помощи прибыли специалисты. Первые серийные танки польского производства покинули заводские цеха в 1951 г. Но это не были один к одному наши Т-34. Конструкция их была улучшена в соответствии с изменившимися требованиями времени. В 1953 году они были снова модернизированы. Обозначения Т-34-85М1 или Т-34-85М2 соответствовали первой и второй модернизации. Выпуск их продолжался пять лет.

Т-34 польского производства

Т-34-85 чешского производства

Танки польского производства получили башню измененной формы. Двигатель, приспособленный для работы на различных видах топлива, имел подогреватель для облегчения запуска зимой. Введены механизмы, облегчающие управление танком. Повышена дальность хода до 650 км на дополнительных баках. Установлены новые радиостанция 10 РТ-26Э, танковое переговорное устройство ТПУ-47, приборы наблюдения командира ТПК-1 или ТПК-У25, приборы ночного видения механика-водителя. Увеличена скорость вращения башни до 25-30° в секунду. Боекомплект – 55 выстрелов был размещен по-другому. Экипаж, благодаря новой системе наводки и заряжания лобового пулемета, сократился до четырех человек. Танк получил оборудование для преодоления водных преград по дну.

Некоторые отличия в форме башни, в дополнительных баках и т.д. имели Т-34 чехословацкого производства. Лицензию на строительства этого танка в 1949 году получил завод ЧКД в Праге вместе с лицензией на выпуск СУ-100. Выпуск танков начался в 1951 г и продолжался несколько лет.

После войны танки Т-34 поступили на вооружение армии КНДР и Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В их составе они успешно сражались на фронтах войны в Корее (1950-53 гг), где продемонстрировали свое преимущество над американскими “Шерманами”.

В последующие годы Т-34, в основном польского и чехословацкого производства поступали на вооружение армий многих государств, в том числе стран-участниц Варшавского договора, а также Албании, Анголы, Конго, Кубы, ДРВ, КНР, КНДР, МНР, Египта, Гвинеи, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Мали, Сирии, Финляндии, Югославии. Они приняли участие в многочисленных военных конфликтах 50-х – 60-х годов и даже 70-х годов: на Ближнем Востоке в 1956, 1967 и 1973 гг, в Индо-Пакистанском конфликтах 1965 и 1971 гг, во Вьетнаме в 1965- 75 гг и т.д.

Британский крейсерский танк ”Кромвелл”. Данная машина была захвачена китайскими добровольцами в Корее и использовалась против американцев.

Британский крейсерский танк "Комет"

Из книги Техника и вооружение 1998 11-12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Т -34 в боях после окончания второй мировой войны День победы над Японией вовсе не поставил точку в боевой биографии лучшего среднего танка второй мировой войны. Военная карьера Т- 34 была продолжена в самых разных уголках земного шара, не закончилась она и по сей день. Танки

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Спецназ после окончания Великой Отечественной войны Большинство авторов, которые решили рассказать историю спецназа ГРУ, начинают свое повествование с пятидесятых годов прошлого века. Формально они правы. Ведь спецназ в нашей стране появился только 24 октября 1950 года,

Из книги Военно-морской шпионаж. История противостояния автора Хухтхаузен Питер

ОДИН ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ПРОВАЛОВ РАЗВЕДКИ В ЭПОХУ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Новогоднее наступление «Тет», которое началось 31 января 1968 г., изменило характер войны и вынудило президента Джонсона объявить о прекращении бомбардировок Северного Вьетнама и его желании начать

Из книги Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 3 автора Иванов С. В.

Использование Як-7 и -9 в других странах Кроме советской авиации истребители Як-7 использовались так же в авиации Польши, Болгарии и Югославии. Что касается двух последних стран то, вероятно, это были только учебные самолеты. По приказу Сталина, Болгария получила в апреле 1945

Из книги F6F Hellcat Часть 1 автора Иванов С. В.

Окраска самолетов в других странах Остальные государства получили истребители «Hellcat» уже после войны. Как правило, самолеты сохраняли американскую окраску.Во время Суэцкого конфликта истребители F6F-5 красили блестящей темно-синей краской, а на хвостовой части и крыльях

Из книги Мины вчера, сегодня, завтра автора Веремеев Юрий Георгиевич

Часть 4 Мины после Второй мировой войны

Из книги Линкоры США. Часть 2 автора Иванов С. В.

Из книги СССР и Россия на бойне. Людские потери в войнах XX века автора Соколов Борис Вадимович

Глава 7 Потери СССР и России в войнах и конфликтах после Второй мировой войны Советское участие в Гражданской войне в Китае, 1946-1950 гг В ходе Гражданской войны между Гоминьданом и коммунистами, начавшейся в 1946 году, СССР послал в коммунистическую Народно-освободительную

Из книги Охота на Бандеру. Как боролись с «майданом» в СССР автора Лыков Николай Петрович

Деятельность закордонных группировок и центров украинских националистов и националистического подполья на Украине после окончания Гражданской войны Эмигрантские националистические группировкиПосле победоносного завершения гражданской войны при переходе к мирному

Из книги Реактивный прорыв Сталина автора Подрепный Евгений Ильич

Глава 1 Развитие самолетостроения в СССР после Второй мировой

Из книги Жуков. Мастер побед или кровавый палач? автора Громов Алекс

1.2. Отечественное самолетостроение после окончания Второй мировой войны Состояние самолетного парка Военно-воздушных сил СССР после окончания Великой Отечественной войны вызывало серьезные опасения у тогдашнего политического и военного руководства страны. Это видно

Из книги А-26 «Invader» автора Никольский Михаил

На чем ездил после окончания войны Жуков? Что было вывезено из Германии в 1945–1947 годах в СССР? И по чьему приказу? Маршал Жуков по достоинству оценил мощные и элегантные автомашины «хорьх» (в Третьем рейхе на «хорьхе» ездили рейхсмаршал Г. Геринг и посол Германии в СССР В.

Из книги Секреты Российского флота. Из архивов ФСБ автора Христофоров Василий Степанович

Из книги Линейные корабли типа "Конте ди Кавур" автора Михайлов Андрей Александрович

На службе после Второй мировой войны По своим летно-техническим характеристикам «Инвейдер» являлся одним из самых скоростных и эффективных легких бомбардировщиков конца Второй мировой войны. Неудивительно, что после окончания войны самолет остался на вооружении

Из книги автора

СУДЬБА СУДОВ РОПИТА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) было основано в 1856 г. по инициативе флигель-адъютанта Н.А. Аркаса и тайного советника Н.А. Новосельского, которые подали в Министерство финансов прошение об учреждении

Из книги автора

Итальянские линейные корабли после второй мировой войны Летом 1945 г., вскоре после окончания войны в Европе, между Италией и союзниками начались переговоры с целью подписания мирного соглашения.Одной из целей итальянского правительства было избежать передачи военных

День победы над Японией вовсе не поставил точку в боевой биографии лучшего среднего танка Второй Мировой войны. Военная карьера Т-34 была продолжена в самых разных уголках земного шара, возможно не закончилась она и по сей день. Некоторое количество этих машин выпускалось по лицензии, но в большинстве случаев они передавались дружественным странам в качестве военной помощи.

Танки Т-34 принимали участие в гражданской войне в Китае 1946-50 гг., Корейской войне 1950-53 гг., венгерских событиях 1956 г., арабо-израильских войнах, ряде военных конфликтов на африканском континенте, отражении высадки «бригады 2506» в заливе Свиней в 1960 г. на Кубе, военных действиях на территории бывшей Югославии. В Афганистане заслуженные ветераны использовались в качестве неподвижных огневых точек в системе обороны укрепленных пунктов Ограниченного контингента ( ).

После многочисленных войн и вооруженных конфликтов по состоянию на начало 1998 года (год публикации данной статьи ) средние танки Т-34-85 продолжали состоять на вооружении в Албании, Анголе, Афганистане, Боснии, Гвинее-Бисау, Кубе (часть из них использовалась для охраны побережья, часть находилась на хранении), Мали, Северной Корее и некоторых других странах.

Война в Корее 1950-53 гг.

Как известно, союзники поделили Корею примерно пополам – по 38-й параллели. В северной части страны не без помощи наших соотечественников был установлен коммунистический режим Ким Ир Сена, в южной – остались оккупационные американские войска; естественно, и режим там был проамериканский. Военный конфликт двух режимов был неизбежен. Надо сказать, коммунисты к войне подготовились значительно лучше.

Бронетанковые части Народной армии Северной Кореи начали формироваться в 1945 г., первым стал 15-й танковый учебный полк, на вооружении которого состояли, наряду с американскими легкими танками М3 «Стюарт» и средним М4 «Шерман» (получены от китайцев), два танка Т-34-85. Танки доставили из СССР, вместе с ними в Корею прибыли 30 советских офицеров-танкистов, имеющих боевой опыт Великой Отечественной войны. Командовал полком полковник Ю Куонг Су, начавший свою военную карьеру лейтенантом РККА в годы Великой Отечественной. В мае 1949 г. полк был расформирован, его личный состав стал костяком новой 105-й танковой бригады. До октября все три полка (107-й, 109-й, 203-й) бригады были полностью укомплектованы «тридцатьчетверками». В каждом полку имелось 40 Т-34-85. К июню 1950 г. в составе Народной армии имелось 258 танков Т-34; 105-я бригада была оснащена ими полностью, около 20 машин числилось в 208-м учебном полку, остальные в новых 41, 42, 43, 45 и 46-м танковых полках (в действительности это были отдельные танковые батальоны примерно по 15 танков в каждом) и в 16-й и 17 -и танковых бригадах (реально – полки, по 40-45 машин). На фоне советских танковых армий 1945 г. 258 «тридцатьчетверок» не производят особого впечатления, но в 1950 г. это были самые многочисленные и, что не менее важно, самые лучшие по боевой подготовке и характеристикам материальной части, танковые силы в Азии. Так, в южнокорейской армии не было вообще ни одного танка, а американцы имели несколько рот легких танков М24 «Чаффи», да и то в составе оккупационных войск на Японских островах.

В 5 часов утра 25 июня 1950 г. «тридцатьчетверки» 109-го танкового полка пересекли 38-ю параллель; началась Корейская война. Горный характер центральной части Корейского полуострова препятствовал использованию крупных масс танков, поэтому танковые полки действовали не в составе бригады, а придавались пехотным дивизиям. Главный удар наносился на Сеул.

Многие солдаты пехотных подразделений армии Южной Кореи никогда в жизни вообще не видели танков, а те кто видели бронированные чудовища и даже умели с ними бороться, очень быстро убедились в бесполезности 57-мм пушек и 2,36-дюймовых базук. Американским противотанковым средствам уральская броня оказалась не по зубам. Все же в первый день войны в боях за переправу через реку Имджин южнокорейцам удалось подбить 11 Т-34 из состава 107-го полка, но это никак не влияло на общую картину боев (данные сведения о потерях Т-34 весьма сомнительны, поскольку по американским данным до 9 июля 105-я танковая бригада потеряла в боях всего 4-5 Т-34). Танкобоязнь стремительно распространилась по обороняющимся подразделениям, и уже 27 июня танкисты 107-го и 109-го полков заняли исходные позиции для штурма Сеула. Столица Южной Кореи была взята на следующий день. Дальнейшее продвижение танков на юг задерживалось взорванным мостом через реку Хань, который восстановили только 3 июля. 5 июля северокорейские части впервые встретились в бою с американцами: 33 Т-34 107-го полка атаковали позиции подразделений 24-й пехотной дивизии армии США. Танковую атаку янки попытались остановить артиллерийским огнем 105-мм гаубиц и 75-мм безоткатных орудий. Оказалось, что броня «тридцатьчетверок» уверенно «держит» и 105-м, и 75-мм фугасные снаряды. У артиллерийских расчетов гаубиц было всего шесть кумулятивных снарядов, двумя из них удалось подбить два танка на дистанции в 500 м. Первый бой с американцами выиграли корейские танкисты.

Чтобы остановить стремительное наступление северокорейских войск, американцы в спешном порядке перебросили в Корею свои части из состава оккупационных войск в Японии. Первым бронетанковым подразделением армии США в Корее стала рота А из 78-го тяжелого танкового батальона, укомплектованная танками М24 «Чаффи». Первый танковый бой между Т-34 и М24 произошел 10 июля. Два «Чаффи» были подбиты, «тридцатьчетверки» потерь не имели, хотя и получили прямые попадания, но ни один снаряд броню не пробил. На следующий день американцы лишились еще трех М24, северокорейцы опять не потеряли ни одного танка. Подобное начало боевой карьеры деморализовало экипажи американских танков. К концу июля рота А де-факто перестала существовать: из 14 танков уцелело два; на свой счет за это время янки так и не записали ни одной «тридцатьчетверки». В августе в Корею перебросили еще две роты «Чаффи», чему командиры-пехотинцы не очень-то и обрадовались ввиду полной бесполезности этих машин в качестве противотанкового средства.

Первые чувствительные потери Т-34 понесли после начала использования американской пехотой 3,5-дюймовых «супербазук». Впервые это оружие было использовано в боях за Тэджон 20 июля, тогда удалось уничтожить две «тридцатьчетверки». Танкисты 105-й бригады в боях за Тэджон потеряли 15 Т-34, семь были подожжено базуками и пять подбито авиацией.

Казалось, что после падения Тэджона война вот-вот закончится, еще одно усилие, и американцы с их южнокорейскими союзниками будут сброшены в море. Однако этого не случилось. Танковые части – основная ударная сила армии Ким Ир Сена – имели минимальные боевые потери: несколько машин от мин, несколько – от базук, несколько – в результате бомбоштурмовых ударов авиации; всего не более 20-25 Т-34. Тем не менее, в начале августа в составе 105-й бригады насчитывалось всего около 40 боеспособных Т-34-85. Большая часть «коробочек» осталась разбросанной вдоль всего «славного боевого пути бригады» от 38-й параллели до Тэджона из-за поломок, аварий и нехватки запасных частей. Восстановительным работам мешала американская авиация, господствовавшая в небе. Американские летчики не добились особых успехов в борьбе с танками, зато уменьшать снабжение танковых подразделений горючим и запасными частями до минимума у них получалось прекрасно. Мощного заключительного танкового удара у северокорейцев не получилось. 13 августа при атаке города Тэгу 105-я бригада потеряла порядка двадцати Т-34 – половину своих боеспособных танков. Оставшиеся машины были распределены между пехотными подразделениями и в последующем принимали участие в бесплодных попытках прорвать оборону Пусанского плацдарма.

17 августа «тридцатьчетверки» впервые в ходе войны в Корее встретили достойного противника – «Першинг» из 1-й бригады морской пехоты. Экипажи Т-34 приняли М26 за хорошо знакомый «Чаффи» и уверенно ринулись в бой, за что и поплатились – три танка были подбиты из 90-мм орудия «Першинга». С этого момента ход танковых боев в корне изменился. Дело было даже не в появлении танков, способных тягаться с «тридцатьчетверками». Северокорейские танкисты превосходно подготовились к наступательным действиям в условиях маневренной войны, теперь же им приходилось прогрызать подготовленную оборону и частенько вступать в единоборство с американскими танками. В ходе этих единоборств быстро выявилась лучшая подготовка американских экипажей.

К сентябрю по периметру плацдарма, удерживаемого, главным образом, американцами установилось равновесие: американцы имели некоторое преимущество в живой силе, соотношение по танкам было примерно 1:1 (около 40 танков в составе сил ООН и столько же у северокорейцев). Коммунисты не могли прорвать оборону, а янки считали нецелесообразным наносить главный удар в условиях горной местности. Высадка морского десанта в Инчхоне позволила американцам выйти из стратегического тупика. От Инчхона открывался прямой и короткий путь на Сеул. В районе столицы имелось всего 16 Т-34 из 42-го механизированного полка, укомплектованных необстрелянными экипажами и 10-15 танков 105-й бригады. В боях 16-20 сентября практически все «тридцатьчетверки» были уничтожены. Показательно, что хотя американцы доставили в Инчхон и «Першинги» и «Шерманы», подавляющую часть Т-34 уничтожили расчеты базук.

События Корейской войны закрутились в обратную сторону. Если раньше коммунисты мчались, сметая все на своем пути, на юг, то теперь на север стремительно продвигались американцы. Начиная с августа 1950 г., количественное превосходство в танках перешло к силам ООН. К концу 1950 г. в американских танковых частях числилось 1326 танков: 138 М-24 «Чаффи», 679 М4A3E8 «Шерман», 309 М26 «Першинг» и 200 М46 «Паттон». Войска Ким Ир Сена насчитывали примерно 300 Т-34-85.

Дальнейший ход Корейской войны известен: к октябрю американцы прошли до китайско-корейской границы, где в дело вступило немалое количество китайских добровольцев, отбросивших янки к концу года на 38-ю параллель. Мао Цзе Дун просил Сталина помочь не только с техникой, но и направить в Корею регулярные части вооруженных сил СССР. Более того, Генеральный штаб Советской армии считал необходимым придать слабо оснащенным тяжелой техникой китайским пехотным дивизиям советские танковые части. Сталин на это не пошел, но согласился на размещение десяти танковых полков на китайской территории вблизи границы с Кореей для противодействия возможному вторжению сил ООН в КНР. Тогда же рассматривалась возможность лицензионного производстве Т-34-85 в Китае.

После тяжелых боев зимы 1950-51 гг., к апрелю 1951 г. линия фронта стабилизировалась по 38-й параллели; хотя война продолжалась до конца 1953 г., танковые бои отошли в прошлое. Согласно данным министерства обороны США, за всю войну произошло 119 танковых боев, причем только в 24 случаях в них принимало участие более трех танков с каждой стороны. Это были именно единоборства. Американцы записали на свой счет 97 Т-34-85 (еще 18 – уничтожено «вероятно»), признав потерю 34 своих. Насколько объективны эти данные, говорит боевой счет американских летчиков: к октябрю 1950 г. они заявили о 857 уничтоженных танках и САУ, согласно данным американской же разведки эта цифра примерно в восемь раз превосходит все боевые и небоевые танковые потери Народной армии на тот период.

В целом американцы оценили Т-34 как «превосходный танк», в то же время отметив специфическую подготовку их экипажей, которые были способны эффективно наступать на неподготовленную в противотанковом отношении оборону, но не могли на равных драться с американскими танкистами в единоборствах. По мнению американских специалистов, «Чаффи» просто не стоило сравнивать с Т-34-85, в то время как «Шерманы» модели М4А3Е8 имели близкие характеристики и, хотя их пушки были меньшего калибра, кумулятивные снаряды орудий «Шерманов» пробивали лобовую броню «тридцатьчетверок». Танки М26 и М46 превосходили Т-34, что, впрочем, и неудивительно, поскольку это машины уже другого поколения. Показательно, что Кэгл и Мэсон, авторы книги «Морская война в Корее», просто отказались сравнивать американские танки с Т-34-85, признав абсолютное превосходство последних по комплексу боевых свойств. Действительно, «Першинги» имели ненадежную ходовую часть и низкую удельную мощность и, как следствие, плохую подвижность, особенно в условиях гор. Танки М46 были новинкой и еще не избавились от «детских болезней», доставлявших массу хлопот их экипажам. Сами американские танкисты предпочитали идти в бой на старых добрых «Шерманах», считая, что за счет своей лучшей подготовки они смогут выжить в возможных столкновениях с северокорейскими танками.

Ближний Восток

Политические хитросплетения послевоенных лет привели к приходу в Египте к власти полковника Насера и переориентации внешнеполитического курса страны на сотрудничество с Советским Союзом и его союзниками. Сотрудничество предполагало поставки военной техники. В 1953 г. Насер заключил соглашение о поставке вооружения, в том числе 230 танков (большинство из них Т-34-85) из Чехословакии. Египет готовился к войне. Ключевым событием 1956 г. па ближнем Востоке стала национализация Египтом Суэцкого канала в августе. Англия и Франция не потерпели такого ущемления своих политико-экономических интересов в регионе и в конце октября начали боевые действия; 31 октября англо-французская авиация нанесла удар по египетским аэродромам. 1 ноября в наступление на Синайском полуострове перешли израильские войска. В ходе операции «Кадет» израильтяне в числе других уничтожили и 27 «тридцатьчетверок», потеряв 30 своих танков. Израильские танкисты воевали на «Шерманах» и французских АМХ-13. 5 ноября началась интервенция англичан и французов. Боевых столкновений между танками армии Египта и европейских держав не было.

Война 1956 г. подтолкнула Египет к еще более активному сотрудничеству с социалистическим лагерем в военной области. До конца года из Чехословакии поступили еще 120 Т-34-85. В 1962-63 г.г. в Египет доставили очередную партию «тридцатьчетверок», а в 1965-67 г.г. поступили последние 160 Т-34-85. Позже Египту поставлялись только более современные Т-54 и Т-62.

В начале 1960-х годов значительное количество «тридцатьчетверок» поступило на вооружение бронетанковых подразделений Сирии. В армии этого государства Т-34 воевали бок о бок со своими давними противниками – немецкими PzKpfw.IV, StuG.III; трофейная немецкая техника попала в Сирию из Франции. Т-34-85 вместе экс-германскими «четверками» приняли участие в артиллерийских дуэлях с израильскими «Шерманами» на Голанских высотах в ноябре 1964 г.

Тяжелейшим поражением для арабов обернулась война 1967 г. Бои на Синае закончились разгромом египетских войск. Израильтяне уничтожили или захватили более 820 танков, в том числе 251 Т-34-85; собственные потери составили 122 танка AMX-13, «Шерман» и «Центурион». На Сирийском фронте соотношение потерь было в пользу арабов, которые потеряли 73 танка (Т-34-85, Т-54 и PzKpfw.IV), уничтожив 160 израильских машин. Шестидневная война стала последней на Ближнем Востоке, где «тридцатьчетверки» использовались по своему прямому назначению, т.е. в качестве танков. На смену ветерану пришли более современные машины, а Т-34 использовались в качестве неподвижных огневых точек. Значительное их количество переделали в САУ.

Балканы

Со второй половины 1991 г. на территории Югославии начались боевые действия, переросшие в гражданскую войну. На развитие кризиса повлиял приход к власти в Словении и Хорватии националистических сил, взявших курс на выход этих республик из состава СФРЮ и финансировавшихся западом. Центральная власть в Белграде, дабы воспрепятствовать развалу федерации, взяла курс на силовое решение конфликта.

Боевые действия в Хорватии начались летом 1991 г. Эта была самая настоящая война, в которой обеими сторонами применялись авиация, артиллерия, бронетанковые части. Наряду с танками, спроектированными после Второй Мировой войны (советский Т-55, М-84 – югославский вариант Т-72), в боях участвовали и оставшиеся в боевом состоянии Т-34-85. «Тридцатьчетверки» применяли обе стороны. Некоторое количество этих танков хорватам удалось захватить у сербов, часть машин была приведена в формирования Хорватской национальной гвардии экипажами, дезертировавшими из Югославской народной армии.

Летом и осенью 1991 г. хорваты начали активные действия с целью захвата гарнизонов Югославской Народной армии. В ходе боев за военный городок ЮНА в районе г. Карловаца командир гарнизона использовал имеющиеся у него Т-34-85 для усиления обороны на наиболее угрожаемых участках. Несколько «тридцатьчетверок» ворвались на улицы предместья Карловаца, сея панику среди местного населения. Два из них хорватам удалось подбить. Захват предместья позволил ослабить давление на гарнизон ЮНА формирований хорватов и произвел устрашающее впечатление на местное население, настроенное к сербам крайне враждебно. В конечном итоге городок Карловац, как и большинство военных гарнизонов ЮНА в Хорватии, захватили формирования национальной гвардии. Все танки Т-34-85 карловацкого гарнизона были или уничтожены, или захвачены хорватами.

Осенью 1991 г. хорваты использовали Т-34-85 в боях на Адриатическом побережье в районе Дубровника в качестве самоходной артиллерии и для сопровождения пехоты. Несмотря на то, что «тридцатьчетверки» давным-давно уже считались устаревшими, они неплохо показали себя в этих сражениях. Так, хорватский танк с надписью «MALO BIJELO» выдержал два попадания ПТУРами «Малютка», экипаж этого танка уничтожил два бронеавтомобиля, один грузовик и один Т-55 сербов. Слабость бортовой брони старых танков хорваты пытались компенсировать навешиванием на борта башни и корпуса мешков с песком. На ряде танков рядом с башенным люком заряжающего монтировались американские 12,7-мм пулеметы Браунинг М2НВ.

По состоянию на 2010-2011 годы небольшое количество «тридцатьчетверок» еще сохранялись в вооруженных силах следующих стран: Босния и Герцеговина – 5, Вьетнам – 45, Гвинея – 30, Гвинея-Бисау – 10, Йемен – 30, КНДР – некоторое количество на вооружении, Республика Конго – некоторое количество на хранении, Куба – некоторое количество на вооружении, Лаос – 10, Мали – 21, Намибия – некоторое количество небоеспособных.

См. также: ,

История бронетанковых войск начинается еще в начале двадцатого века, когда первые модели самоходных бронированных машин, больше похожие на спичечные коробки на гусеницах, тем не менее прекрасно показали себя на полях сражений.
Высокая проходимость огнестрельных крепостей давала им огромное преимущество в условиях позиционной войны. По-настоящему успешная боевая машина должна была с легкостью преодолевать окопы, колючую проволоку и перерытый артподготовкой ландшафт передовых, наносить хороший огневой урон, поддерживать «царицу полей» (пехоту) и никогда не ломаться. Неудивительно, что самые влиятельные державы мира немедленно включились в «танковую гонку».

Заря танковой эры

Лавры за создание первого танка по праву принадлежат англичанам, которые сконструировали и успешно применили свой “Танк. Модель 1” в 1916 году в битве при Сомме, совершенно деморализовав пехоту противника. Однако впереди еще были десятилетия кропотливой работы над броней, скорострельностью, проходимостью, предстояло сменить слабый карбюраторный двигатель на более мощный дизель, придумать вращающуюся башню, решить проблемы с теплоотведением и качеством хода и трансмиссии. Мир ожидали танковые дуэли и противотанковые мины, круглосуточная эксплуатация сталелитейных заводов, безумные проекты многобашенных чудовищ и, наконец, выточенный в огне и ярости войн ХХ века силуэт современного танка, знакомый теперь любому.

Затишье перед бурей

В 30-е годы Англия, Германия, США и Советский Союз, предчувствуя большую войну, наперегонки создавали и улучшали свои танковые линейки. Инженеров-конструкторов тяжелой бронетехники переманивали и перекупали друг у друга всеми правдами и неправдами. Например, в 1930 году на заводе “Большевик” работал немецкий инженер Э. Гроте, создавший ряд интересных разработок, которые потом легли в основу более поздних моделей танков.

Германия спешно ковала ряды Panzerwaffe, британцы создали Королевский танковый корпус, США - Armored Force. Танковые войска СССР к началу войны уже располагали двумя легендарными машинами, немало сделавшими для победы, - КВ-1 и Т-34.
К началу Второй мировой конкуренцию друг другу составляли в основном СССР и Германия. Американцы также произвели внушительное количество бронетехники, только 80 тысяч отдав по лендлизу союзникам, но такой славы, как “Тигры”, “Пантеры” и “тридцатьчетверки”, их машины не снискали. Англичане же из-за существовавших перед войной разногласий, в какую сторону развивать танковую индустрию, отдали пальму первенства и на полях сражений использовали в основном американские танки М3 и М5.

Легендарные танки Второй мировой

«Тигр» - тяжелый немецкий танк прорыва, создавался на заводах фирмы Henschel und Sohn. Впервые он показал себя в бою под Ленинградом в 1942-м. Весил 56 тонн, был вооружен 88-мм пушкой и двумя пулеметами, защищен 100-миллиметровой броней. Нес пять человек экипажа. Мог погружаться под воду на 3,5 метра. Из недостатков - сложность конструкции, дороговизна (производство одного «Тигра» обходилось казне, как стоимость двух средних танков «Пантера»), невероятно большой расход топлива, проблемы с ходовой частью в зимних условиях.

Т-34 разработали в КБ Харьковского паровозостроительного завода под руководством Михаила Кошкина перед самой войной. Это был маневренный, хорошо защищенный наклонной броней танк, оснащенный мощным дизелем и длинноствольной 76-миллиметровой пушкой. В отчетах, тем не менее, упоминались проблемы с оптикой, обзором, теснота боевого отделения, отсутствие раций. Из-за недостатка места для полноценного экипажа командиру приходилось выполнять функции наводчика.

M4 Sherman - основной американский танк того период - производился на заводах Детройта. Третий (после Т-34 и Т-54) наиболее массовый танк в мире. Имеет среднее бронирование, оснащен 75-миллиметровым орудием, успешно показал себя в боях против немецких танков в Африке. Дешев, удобен в эксплуатации, ремонтопригоден. Из недостатков: легко опрокидывается из-за высоко расположенного центра тяжести.

«Пантера» - немецкий танк среднего бронирования, основной конкурент Sherman и Т-34 на полях сражений. Вооружен 75-миллиметровой танковой пушкой и двумя пулеметами, толщина брони - до 80 мм. Впервые применен в Курской битве.

К известным танкам Второй мировой также относятся немецкие быстрые и легкие Т-3, советский тяжелобронированный «Иосиф Сталин», хорошо показавший себя при штурме городов, и родоначальник однобашенных тяжелых танков КВ-1 «Клим Ворошилов».

Неудачное начало

В 1941 году советские танковые войска понесли сокрушительные потери, так как немецкие Panzerwaffe, располагая более слабыми легкобронными танками Т-4, по своим тактическим навыкам, по слаженности работы экипажей и командования значительно превосходили русских. Т-4, например, изначально обладал хорошим обзором, наличием командирской башенки и цейссовской оптикой, а Т-34 получил эти улучшения только в 1943 году.

Стремительные удары немцев умело подкреплялись огнем САУ, противотанковых орудий и налетами авиации, что позволяло наносить массированный урон. «Нам казалось, что русские создали инструмент, которым они никогда не научатся владеть», - писал один из немецких генералов.

Танк-победитель

После доработки Т-34-85 своей «живучестью» мог составить серьезную конкуренцию даже тяжелобронным, но неповоротливым немецким “Тиграм”. Обладая невероятной огневой мощью и толстой лобовой броней, “Тигры” не могли соревноваться с “тридцатьчетверками” по скорости и проходимости, вязли и тонули на сложных участках ландшафта. Они требовали автозаправщиков и специальных железнодорожных транспортов для перевозки. Танк “Пантера” при своих высоких технических характеристиках так же, как и “Тигр”, отличался капризностью в эксплуатации, был дорог в производстве.

В процессе войны “тридцатьчетверку” доработали, расширили отделение для экипажа, снабдили переговорными устройствами, установили еще более мощную пушку. Тяжелая броня с легкостью выдерживала попадание 37-миллиметрового орудия. А самое главное - советские танкисты освоили методы связи и взаимодействия танковых бригад на поле боя, научились использовать скорость, мощь и маневренность нового Т-34-85, наносили стремительные удары в тыл противника, уничтожая коммуникации и укрепления. Машина начала с блеском выполнять те задачи, для которых изначально предназначалась. Советская промышленность наладила поточный выпуск усовершенствованных, хорошо сбалансированных моделей. Особенно стоит отметить простоту конструкции и возможность быстрого дешевого ремонта, ведь для танка важно не только эффективно выполнять боевые задачи, но и быстро вернуться обратно в строй после повреждения или поломки.

Можно найти модель того времени, превосходящую Т-34 по отдельным характеристикам, но именно по совокупности ТТХ этот танк можно по праву назвать лучшим и самым эффективным танком времен Второй мировой.



Отчетность