Какое насекомое на руси зовется запечным соловьем. Семен Вениаминович Воловник Наши знакомые незнакомцы ocr busya

Размножение: гнездится на земле; лоток гнезда выстилает сухими листьями и травой; в кладке 8 или больше (15-20) яиц цвета охры с серо-коричневыми пятнами; продолжительность высиживания 28 дней.

Среда обитания: живет в светлых лесах; обитает в лесных регионах США и Мексики; в качестве домашней птицы содержится по всему свету.

Ведущий. Да, ребята, все-таки вы хорошо подготовились к нашему мероприятию, раз справились даже с таким сложным заданием! Переходим к следующему заданию. Я буду читать вопросы, а ваша задача, уважаемые команды, дать правильный ответ. Если вы не знаете ответа на этот вопрос, то он переходит к следующей команде. Итак, все готовы? В таком случае начинаем!

Ведущий читает вопросы:

1. Этих птиц еще в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (Почтовые голуби.)

2. В Африке существуют соревнования по скачкам на этих огромных птицах. (Страусы.)

3. Кого в старину на Руси называли «запечным соловьем»? (Сверчка.)

4. Иногда на березе можно увидеть ряд небольших отверстий, опоясывающих ствол дерева кольцом. Нетрудно догадаться, что кто-то лакомится сладким березовым соком. Кто этот сладкоежка? (Дятел.)

5. Что зимой для птицы страшнее: голод или холод? (Голод страшнее, так как при отсутствии пищи температура тела падает и птица может замерзнуть.)

6. Андрюша сказал маме: «Однажды я видел мышь, собаку и лисицу висящими вниз головой. Они так спят». Что это за птицы? (Это были летучая мышь, летучая собака и летучая лисица.)

Молодцы, ребята! Вы прекрасно справляетесь со всеми моими заданиями. Поэты, писатели очень большое внимание уделяли природе, ее красоте и неповторимости. Поэтому я предлагаю вам прочитать выразительно стихотворения, которые вы получите. Читать должны все участники.

Ведущий подходит к каждой команде. Один из ее участников вытягивает карточку со стихотворением.

Коршун

Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг.

В избушке мать над сыном тужит:

«На хлеба, на, на грудь соси,

Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней, -

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну тужить?

Белый гусь

Из глаз верблюжьих недаром грусть

Глядит сквозь прозрачный лед.

Смотри и знай - это Белый гусь

Небо крылами рвет!

Он путь держал на далекий юг,

Отбился от шумных стад.

И лучшую из подруг

Ему не вернуть назад.

На снежных тучах потерян путь,

В просторах страшных высот,

И гусь, расправляя избитую грудь,

Ее терзает и рвет.

И белые перья на землю летят

Сквозь туч замедленный бег,

И к ним привык человеческий взгляд,

И перья зовутся: снег.

Бессильный гнев и тоска...

Полночный ветер, жесток и груб,

Луну свалил в облака.

Слезай с седла у ревущих границ!

В степи не щадит беда.

На ковыле верблюжьих ресниц -

Гроздья жемчужного льда.

В глазах верблюда - покорная грусть,

Нежданной гибели взгляд.

Перьями сыплет Белый гусь,

Закрыты пути назад.

Дрозды

Вы слыхали, как поют дрозды?

Нет, не те дрозды, не полевые,

А дрозды, волшебники дрозды,

Певчие избранники России.

Вот они расселись по лесам,

Зазвучали до самозабвенья...

Звонких повелителей мгновенья.

Звуки вырастают, как цветы:

Грустные, веселые, любые,

То горячие до красноты,

То холодновато-голубые.

Достают до утренней звезды,

Радугами падают на травы...

Шапки прочь - в лесу поют дрозды.

Для души поют, а не для славы.

Жаворонок

Между небом и землей

Песня раздается,

Неисходною струей

Громче, громче льется.

Не видать певца полей!

Где поет так громко

Над подружкою своей

Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несет,

А кому - не знает.

Та, к кому она, поймет,

От кого - узнает.

Лейся ж, песенка моя,

Песнь надежды сладкой...

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнет украдкой.

Осенние журавли

Сквозь вечерний туман мне, под небом стемневшим,

Слышен крик журавлей все ясней и ясней...

Сердце к ним понеслось, издалека летевшим,

Из холодной страны, с обнаженных степей.

Вот уж близко летят, и, все громче рыдая,

Словно скорбную весть мне они принесли...

Из какого же вы неприветного края

Прилетели сюда на ночлег, журавли?

Я ту знаю страну, где уж солнце без силы,

Где уж савана ждет, холодея, земля

И где в голых лесах воет ветер унылый, -

То родимый мой край, то отчизна моя.

Сумрак, бедность, тоска, непогода и слякоть,

Вид угрюмых людей, вид печальной земли...

О, как больно душе, как мне хочется плакать!

Перестаньте рыдать надо мной, журавли!..

Ласточки

Мой сад с каждым днем увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст...

Мне грустно! Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу -

Пустое гнездо под окном;

В нем ласточек речи не слышу;

Солома обветрилась в нем...

А помню я, как хлопотали

Две ласточки, строя его!

Как прутики глиной скрепляли

И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!

Как любо им было, когда

Пять маленьких, быстрых головок

Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,

Как дети, вели разговор...

Потом полетели, летуньи!

Я мало их видел с тех пор!

И вот - их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне -

Далеко, далеко, далеко...

О, если бы крылья и мне!

Люди враждебно относятся к мелкой живности, которая «самовольно» занимает их жилплощадь. Вспомним хотя бы мышей и тараканов. И все-таки среди наших незваных квартирантов есть существо, которое традиционно пользуется некоторыми симпатиями. Это домовый сверчок, «запечный соловей», как звали его издавна на Руси. Современный горожанин смутно представляет себе, как выглядит это насекомое. Поэтому в начале немного о его внешности.

У домового сверчка коренастое соломенно-желтое или бурое тело длиной до 25 миллиметров. На голове – пара усиков. Они длиннее тела. И если у мужчин усы – всего лишь модное украшение лица, то для сверчков они жизненно необходимы. Прежде всего это орган осязания. Усики очень подвижны и могут «работать» независимо друг от друга. Ползет, например, сверчок вдоль стены: один усик прикасается к ней, другой прощупывает дальнейший путь. Усики еще и орган обоняния. Они помогают издалека обнаруживать пищу. При резком шуме, встряске сверчок принимает позу страха – тело прижато к полу, усики направлены к источнику беспокойства. Важную роль играют усики при спаривании, восприятии температуры и, возможно, влажности. В естественных условиях, оставшись по несчастью без усиков, сверчки обычно гибнут.

Кроме усиков, на голове есть и глаза. О сверчковом зрении известно немного. Доказано лишь, что они могут различать цвета.

Вдоль спинки у сверчка уложены две пары крыльев. Передние, более жесткие (надкрылья) покрывают задние. На крыльях разбросаны разнообразные чувствительные органы. Из всех своих близких родственников (кузнечики, саранчовые, медведки) домовые сверчки имеют наиболее «чувствительные» крылья.

Здесь есть и звуковой аппарат. «Музицируют» только самцы. У домовых сверчков обнаружено несколько песен. Они различаются по громкости, ритму, группировке звуков. Пожалуй, наиболее важна призывная песня – маяк для самки. Различия в песнях у разных видов сверчков очень четкие (по крайней мере, для самих сверчков). Поэтому в природе никогда не получаются гибриды, возможные в лаборатории.

Давно было замечено: на пение влияет температура. Когда тепло, звук более высокий, интервалы между трелями короче. При похолодании мелодия замедляется, в ней появляется треск. Предложено даже несколько формул, по которым, подсчитав количество трелей за единицу времени, можно определить температуру воздуха. Но, по правде говоря, термометры пока остаются вне конкуренции.

Можно ли обмануть сверчков искусственной песней? Первые попытки привлечь их внимание электронной «стрекоталкой» не дали результатов. Позже выяснилось, что главная мелодия песни лежит в ультразвуковом диапазоне, не слышимом для нас. Знакомые нам трели – лишь сопутствующие шумы. Современная звуковая техника позволяет с легкостью перехитрить сверчка. Часто повторяющимися звуками можно заставить его начать пение и перекликаться трелями с искусственным «сверчком».

В Италии и на Востоке, особенно в Японии, сверчки издавна служат источником эстетического наслаждения. Их содержат в красиво украшенных сосудах, легких бамбуковых клеточках, с которыми в недавнем прошлом прогуливались и даже отправлялись в далекую дорогу.

Конечно, крылья сверчка – не только музыкальный инструмент, при их помощи он и летает, хотя делает это очень неохотно и редко. В старину была даже такая примета: «сверчок по избе летает – к смерти либо к пожару». Чаще сверчок полагается на свои шесть ног. Бегает он шустро, иногда вприпрыжку: скакать ему помогают длинные и толстые задние ноги. На передних ногах расположены сверчковые «уши». Ноги служат и для защиты. У схваченного за ногу сверчка резко сокращаются мышцы, и нога разрывается. Пострадавший спасается бегством, но жить ему будет труднее: обломанные части тела у взрослых сверчков не восстанавливаются.

В этом смысле молодость домовых сверчков имеет свои преимущества. У личинок очень часто восстанавливаются утраченные усики, хвостовые нити и (редко) ноги. Правда, они никогда не вырастают до нормальной длины. Чем моложе личинка, тем легче идет этот процесс.

Считается, что песни сверчков навевают умиротворенное настроение. Однако в их концертном репертуаре не только лирические мелодии, но и воинственные кличи – громкие, частые, короткие трели, похожие на отрывистое чириканье. Их можно услышать при встрече двух самцов.

Вначале они касаются друг друга усиками. Если эти касания с обеих сторон одинаково сильные и бесцеремонные, в поведении сверчков появляются элементы агрессивности. Они топочут ногами, широко разевают челюсти, пробуют ухватить один другого.

Удары усиками все сильнее. Тут-то и начинает звучать «боевая песня». За ней действительно может грянуть бой. Противники стараются обкусать друг другу усы, ноги. Драка, случается, ведет к гибели и съедению побежденного.

Биологический смысл этих боев понятен. В общем, он тот же, что у многих зверей и птиц. Ну а зачем нужна песня? Вряд ли для поднятия боевого духа. Дело в том, что обычно в природе подобные столкновения редко имеют летальный исход. Часто на одной территории живет несколько сверчков. После ряда стычек устанавливается своеобразная ранжировка: сверчок-лидер, лидеры рангом поменьше, середнячки и т. д. Нижестоящие уступают вышестоящим корм, дорогу и вообще обходят их стороной. Предполагают, что именно пение регулирует и поддерживает ранговые отношения. Мощные звуковые сигналы лидеров тормозят агрессивность находящихся ниже на этой лестнице. Если бы всегда бой шел по-настоящему, племя сверчков быстро поредело бы и зачахло. Обычно же до драки дело редко доходит. Один из двоих признает, что удары соперника, сильнее, мелодия его громче, и теряет свой пыл. Он уступает и, потеряв кусочек усика, поспешно ретируется.

Бойцовские качества сверчков занимают не только ученых, но и любителей острых ощущений. В некоторых странах Востока сверчковые бои – популярное зрелище, как коррида в Испании или футбол в Бразилии.

Подготовка сверчков-бойцов начинается не позже, чем через неделю после превращения личинки во взрослого сверчка. Его щекочут специальными, украшенными резьбой кисточками. Поначалу он пытается убежать или застывает неподвижно на месте, или же стрекочет призывную песню. Но после серии тренировок эти приставания начинают ему надоедать. Он пробует, резко поворачиваясь, хватать кисточку челюстями. Последующие упражнения закрепляют эту реакцию. В программу входит и специальная диета: корм обильно заправляют красным перцем.

На специально огражденное «поле боя» сверчков приносят в обрезках бамбука и выпускают. Вначале соперники разделены непрозрачной перегородкой. Перед сражением их «подбадривают» теми же кисточками и быстро убирают барьер. Начинается бой. Идет он, как и в природе, но горазадо дольше и ожесточеннее. Наконец один из противников обращается в бегство и пытается где-нибудь спрятаться. Победитель мечется по «рингу», громко и агрессивно стрекочет. Настроен он очень свирепо и немедленно атакует любого сверчка, оказавшегося поблизости. Побежденный долго еще избегает всяких столкновений, прикосновение кисточки вызывает паническое бегство. Время и особый уход помогают ему забыть тяжелое потрясение.

После рассказа о драчливом нраве домовых сверчков их трудно отнести к коллективистам. Но вот в 1958 году известный французский энтомолог Реми Шовен опубликовал результаты 14-летних опытов. У сверчков был обнаружен «эффект группы». Живущие рядом, они заметно влияли друг на друга. Если посадить в одни пробирки по две-три личинки сверчка, а в другие по одной, то в микрогруппах насекомые будут быстрее расти и набирать вес. Быть может, влияет то, что они видят вблизи друг друга? Оказалось, что тот же результат наблюдается при содержании в полной темноте. Значит, дело не в зрении. Опыты показали: для ускоренного прироста веса сверчки должны постоянно контактировать, касаться друг друга. Подобные явления открыты у многих животных – у муравьев, пчел, мышей, саранчи и других. Конечно, сверчки – не муравьи и могут жить припеваючи в полном одиночестве. Зато у них есть интересная особенность, не известная у других: групповой эффект проявляется только у потомства немолодых самок. Никакого объяснения этому пока нет.

Заботы самки о будущем потомстве минимальны. Расчистит где-нибудь в подполье клочок земли, погрузит тонкую трубочку-яйцеклад на глубину около трех сантиметров – вот, собственно, и все. Откладка яиц не связана с каким-то сезоном и происходит круглый год. Личинки, перелиняв 10–16 раз, становятся взрослыми.

Интересная особенность: в потомстве одних и тех же родителей сверчки резко отличаются размерами и весом. Есть карлики – 20 миллиграммов, а есть и здоровяки – вдесятеро тяжелее. Не правда ли, было бы странно, если бы у людей один брат весил 70 килограммов, а другой 700? Причины этого удивительного явления пока не найдены.

В отличие от многих незваных гостей нашего жилища, сверчок не является переносчиком болезней и не портит запасов пищи. Его аппетит довольно скромен. В домах он довольствуется крошками, овощными очистками, может поедать и насекомых. В лаборатории сверчки охотно уплетали куколок комнатной мухи и хлопковой моли, различные травы. В пище обязательно должны быть растительные волокна. Впрочем, они вполне заменимы порошком из… полиэтилена. Такая неприхотливость в питании делает домового сверчка удобным лабораторным животным. Многие виды сверчков живут в жарких краях. Тропические сверчки нередко поселяются в жилище человека, обнаруживая здесь обилие легкодоступного корма. Возможно, домовый сверчок тоже начинал так. Его родиной считают Северную Африку и юго-западную Азию, где он и сегодня стрекочет на воле, В жилище сверчок был не только всегда сыт, но и защищен от резких колебаний температуры. Люди расселялись, он путешествовал с ними, удаляясь от родных мест. В новых краях прижиться на воле было трудно: условия не те. Так сверчок стал «домашним». Сегодня его мелодии можно услышать в домах всей Европы и Африки, Азии и Северной Америки.

На Руси домовый сверчок обосновался с незапамятных времен. О нем сложены загадки, приметы, пословицы. По свидетельству современников, домовые сверчки вольготно чувствовали себя не только в жилых домах, но и в булочных, мельницах, казармах, «во всякой русской бане», где они «чирикали», сидя на березовых вениках.

В наше время домовых сверчков поубавилось. Предполагают, что им не по нраву очень сухой воздух современных многоэтажных жилищ. От сухости воздуха и излишней потери влаги сверчки могут спасаться, выкапывая норки и прячась в них. Но разве выроешь норку в бетонном перекрытии? И вообще нужен ли человеку XX века какой-то там сверчок? Стоит ли горевать о нем?

Прежде всего скажем, что от сверчков есть чисто практическая польза. В США, например, их разводят для наживки рыболовам, а в Антверпенском зоосаду – как корм насекомоядным животным. Домовый сверчок – удобный лабораторный объект для цитологов, генетиков, биохимиков, нейрофизиологов. На нем выполнены многие интересные биологические работы, выяснены интересные явления.

В известной сказке старый сверчок давал Буратино мудрые советы. Нам на это надеяться нечего. Домовых сверчков становится все меньше. Наши вечера озвучивают телевизоры. И все-таки жаль, что пение сверчка – старинный символ домашнего очага – повсеместно становится редкостью.

Панова Екатерина Николаевна

МБОУ «Комсомольская СОШ»

п. Комсомольский, Кунгурского района, Пермского края

Зам. директора по ВР

Задания

для учащихся 4 класса

Ф.И. учащегося ___________________________________________________________

Школа ___________________________________________________________________

Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________

    К какой группе растений относится банан? __________________________________

    Что делит Землю на Северное и Южное полушария? __________________________

    Кого в старину на Руси называли «запечным соловьём»? ______________________

    В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь, одна — Ангара. Что это за озеро? _________________________________________________________________

    Кто поет под водой? _____________________________________________________

    Запиши название столиц этих стран:

    Россия_______________________

    Украина _____________________

    Франция _____________________

    Германия ________________________

    Англия___________________________

    США ____________________________

    Назови каждую группу обобщённым понятием?

1) Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи ____________________________________

2) Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания ________________________________

3) Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа __________________________________

4) Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская ___________________________________________________________________

5) Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара _______________________________

6) Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское __________________________

    Разгадайте ребус. Составьте цепь питания с этим животным.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    К какой природной зоне относятся?

а) растения низкорослые, с мелкими листьями ____________________________________

б) растения имеют очень длинные корни _________________________________________

в) расположены растения всех ярусов ___________________________________________

г) сплошной травянистый растительный покров __________________________________

    Определи животное и среду обитания организма по перечисленным признакам:

а) Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши

____________________________________________________________________________

б) Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности – плавники ______________________________________________________

в) Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально_____________________________________________

г) Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности - «лопаты», шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей _________________________________________________________________

    Соотнесите группу животных с характерными особенностями их строения.

Птицы ______________________________________________________

Насекомые __________________________________________________

Звери _______________________________________________________

    Ответьте, верны ли утверждения (Запишите в таблице: да или нет)

    Мы живём на звезде под названием Земля.

    Земля больше Солнца.

    Солнце – это планета

    У Земли есть ось.

    Эта ось воображаемая.

    Земля вращается вокруг своей оси.

    Ночь наступает на той стороне Земли, которая повёрнута к Солнцу.

    Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 365 дней.

    Наша страна находится на материке Евразия.

    Главный закон страны называется Конституция.

Ответы

муниципальной олимпиады по окружающему миру

для учащихся 4 класс а

49 )

    Трава – 1 балл

    Экватор – 1 балл

    Сверчок – 1 балл

    Байкал – 1 балл

    Кит – 1 балл

    По 1 баллу за правильный ответ

    Россия — Москва

    Украина — Киев

    Франция — Париж

    Германия — Берлин

    Англия — Лондон

    США — Вашингтон

    За каждую правильно названную группу 1 балл. Итого 6 баллов .

Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи ____горы

Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания___остров

Азия, Америка, Австралия, Африка, Европа______часть света

Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская__равнина_

Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара ___пустыни

Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское _________________море

    Верно разгаданный ребус (полевка) — 1 балл

Верно составлена цепь питания:

Рожь (другое злаковое растение) — полевка — сова (или ёж, уж, лисица, ястреб)1 балл

Максимальное количество баллов за задание — 2 балла

    4 балла

а) тундра

б) пустыня

в) лес

г) степь

    8 баллов

а) летучие мыши, воздушная

б) рыбы, водная

в) киты, водная

г) кроты, почвенная

    Насекомые 3, 5, 6, 7 Птицы 1, 4, 7 Звери 2, 8

Верно указаны все особенности — 4 балла

Верно указаны 7-8 особенностей — 3 балла

Верно найдено 5-6 особенностей — 2 балла

Верно найдено 3-4 особенности — 1 балл

Менее 3-х — 0 баллов

Максимальное количество баллов за задание — 4 балла

    По 1 баллу за правильный ответ. Итого 10 баллов

нет

нет

нет

да

да

да

нет

да

да

да

Задания

муниципальной олимпиады по окружающему миру

для учащихся 4 класс а

    Реши экологическую задачу

Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот - нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

    В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести 2 часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли клей, заливали водой и все это просеивали через мелкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Как мы называем полученное таким образом изделие?

    Эти две профессии похожи, но разница между ними есть. Заключается она в том, что первый охраняет, а второй растит. Догадавшись, что является предметом их общей заботы, назовите эти профессии.

    Собери из букв 7 названий больших рек России (букв можно использовать несколько раз)

Н И Л В О Г А Б Ь Е С Й Д М У Р

    Заполни таблицу. Где произрастают эти растения? Просо, тимофеевка, рогоз, вороний глаз, ряска, ячмень, кукуруза, мятлик.

    Из каких растений можно сварить

А) ячневую кашу —

Б) пшённую кашу —

В) манную кашу —

Г) гречневую кашу –

    Объясни:

А) Почему у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину?

Б) Почему собака в жару высовывает язык?

В) Почему кошки всё время умываются, а собаки нет?

    Назови имя первого человека, ступившего на поверхность Луны.

    Выбери лишнее название. Объясни свой выбор.

А) Венера, Марс, Земля, Солнце.

Б) Россия, Франция, Москва, Китай.

В) Дон, Енисей, Байкал, Лена.

    Морская болезнь возникает вследствие укачивания, а от чего возникает горная болезнь?

    Выпишите последовательность стадий развития растений

    проросток с развивающимися корешком

    взрослое растение с плодами и семенами

    семя

    взрослое растение с цветками

    проросток с развивающимися стеблем и листочками

    Укажи пары – следствие. Что к чему приводит

13. Определи животное и среду обитания организма по перечисленным признакам:

А) Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши.

Б) Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности — плавники.

В) Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально.

Г) Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности - “лопаты”, шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.

    Составь цепь питания из четырёх звеньев.

Ответы

муниципальной олимпиады по окружающему миру

для учащихся 4 класс а

(максимальное количество баллов — 45 )

    Еж зимой не может найти пищу, а кроту под землей пищи достаточно – 3 балла

    Бумага – 2 балла

    Лесник и лесничий – 3 балла

    Волга, Обь, Енисей, Амур, Нева, Лена, Урал. За каждое правильно подобранное название реки – 1 балл. Итого — 7 баллов.

    4 балла

Луг – тимофеевка, мятлик.

Поле – просо, ячмень, кукуруза.

Водоем – рогоз, ряска.

Лес – вороний глаз

    4 балла

А) ячневую кашу — ячмень

Б) пшённую кашу — просо

В) манную кашу — пшеница

Г) гречневую кашу – гречиха

А) у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину (В зависимости от сытости. Чем упитанней верблюд, тем выше горб)

Б) собака в жару высовывает язык (У собаки на теле нет потовых желез, поэтому она высовывает язык для своего охлаждения)

В) кошки всё время умываются, а собаки нет? (Так она избавляется от собственного запаха. Для охоты (кошка подкрадывается) очень важно остаться незамеченной. Собака берёт добычу гоном, им не нужно умываться)

За каждое правильное объяснение 2 балла . Итого 6 баллов .

    Нил Армстронг 1 балл

    1 балл, если выбор лишнего слова аргументирован, если указано только лишнее слово – 0,5 балла. Итого общий балл за задание – 3 балла.

А) Венера, Марс, Земля, Солнце.

Б) Россия, Франция, Москва, Китай.

В) Дон, Енисей, Байкал, Лена.

    От недостатка кислорода или от яркого солнечного света – 2 балла

    2, 5, 1, 4, 3 – 3 балла, если последовательность указана, верно

    1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В – 2 балла, по 0,5 за каждую правильную пару.

    а) летучие мыши, воздушная б) рыбы, водная б) киты, водная в) кроты, почвенная – 4 балла (1 балл за каждую пару)

    Ответы к олимпиадным заданиям по окружающему миру для 2 класса

    2011 – 2012 учебный год

    Задание № 1 (по 1 баллу за верный ответ)

    Ответь на вопросы:

    1. Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нём как раз и нет. (лиственница)
    2. Можно ли назвать паука насекомым? Почему? (нет, у него 8 лап)
    3. Как называется ближайшая к земле звезда? (Солнце)
    4. Где у кузнечика ухо? (на лапе)
    5. (синица)

    Задание № 2 (по 1 баллу за верный ответ)

    Выбери правильный ответ:

    1. Что такое природа?



    3.Животные – это:
    а) птицы, звери, насекомые, рыбы, черепахи, черви.

    Задание № 3 (по 1 баллу за верный ответ)

    Допиши словечко :

    1. Ежик вырос в десять раз, получился (дикобраз)
    2. Он верен морю, как матрос, предвестник бури (альботрос)

    Задание № 4 (по 1 баллу за верный ответ)

    АРБАН МОКАР КТЛЯВЕЧСО СОРОГНО

    КАГЛА БЕЗРА ДЮКАГА ЛУКСИС

    РИКИЛОБ ПЯЛЦА СУРАТС ЁРЛО

    ДЕБЕЛЬ КСЁЛТ СУГЬ

    УКРАБС АВУД ТИКУЛА ИНФЛЕДЬ

    Задание № 5 (по 1 баллу за верный ответ)

    Характерные признаки

    Название группы

    (Рыбы)

    (Земноводные)

    (Пресмыкающиеся)

    (Звери)

    (Птицы)

    Задание № 6 (по 1 баллу за верный ответ)

    деревья дуб

    Ромашка

    Берёза

    кустарники клевер

    Орешник

    Шиповник

    травы подорожник

    Задание № 7 (по 1 баллу за верный ответ)

    Разгадай ребусы.

    1. ворон
    1. иволга
    1. воробей
    1. вьюга
    1. вишня
    1. василёк

    Задание № 8 (5 баллов)

    1. Семя.

    5. Взрослое растение с плодами и семенами.

    2. Проросток с корешком.

    4. Взрослое растение с цветами.

    3. Проросток с корешком и несколькими листочками.

    Задание № 9 (1 балл за верный ответ)

    Предварительный просмотр:

    Олимпиадные задания по окружающему миру для 2 класса

    2011 – 2012 учебный год

    Ф.И участника ______________________________

    Класс: 2 «____» Дата проведения: _____________________

    Задание № 1

    Ответь на вопросы:

    1. Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нём как раз и нет.
      __
    2. Можно ли назвать паука насекомым? Почему?
      __
    3. Как называется ближайшая к земле звезда?
      ______________________________________
    4. Где у кузнечика ухо?
      ______________________________________
    5. Для какой птицы сало является лакомством?

    ______________________________________

    Задание № 2

    Выбери правильный ответ:

    1. Что такое природа?
      а) карандаш, тетради, дом, город, край, в котором ты живешь.
      б) человек, растения, животные, космические корабли, пароходы.
      в) солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы, микробы.

    2.К неживой природе относятся:
    а) человек, животные, растения, грибы.
    б) солнце, Земля, воздух, облака, вода, человек.
    в) солнце, небо, облака, Земля, камни, вода.

    3.Животные – это:
    а) птицы, звери, насекомые, рыбы, черепахи, черви.
    б) птицы, звери, рыбы, грибы, микробы.
    в) птицы, звери, человек, насекомые, растения.

    Задание № 3

    Допиши словечко :

    1. Ежик вырос в десять раз, получился ____________________________
    2. Он верен морю, как матрос, предвестник бури ___________________

    Задание № 4

    Узнай загадочных животных и подчеркни правильный ответ

    1) Какое из этих животных светится в темноте?

    АРБАН МОКАР КТЛЯВЕЧСО СОРОГНО

    2) Какое из этих животных ядовитое?

    КАГЛА БЕЗРА ДЮКАГА ЛУКСИС

    3) Какая птичка самая маленькая?

    РИКИЛОБ ПЯЛЦА СУРАТС ЁРЛО

    4) Какая птица выводит птенцов зимой в наших лесах?

    ДЕБЕЛЬ КСЁЛТ СУГЬ

    5) Какое из этих животных от собственного дома ни на шаг?

    УКРАБС АВУД ТИКУЛА ИНФЛЕДЬ

    Задание № 5

    Заполните таблицу. Напишите название группы животных по набору свойственных ей признаков.

    Характерные признаки

    Название группы

    Водные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Перемещаются с помощью плавников. Дышат с помощью жабр. Откладывают икру в большом количестве.

    Животные, обитают в воде и на суше. Кожа у них голая и склизкая. Дышат легкими и всей поверхностью кожи. Откладывают икру.

    Большинство животных, обитает на суше. Тело у них сухое и покрыто чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца.

    Большинство животных обитает на суше. Тело покрыто шерстью. Рождают живых детенышей

    Летающие животные, покрытые перьями. Откладывают небольшое количество яиц

    Задание № 6

    Установи соответствие и соедини стрелкой правильные ответы.

    деревья дуб

    Ромашка

    Берёза

    кустарники клевер

    Орешник

    Шиповник

    травы подорожник

    Задание № 7

    Разгадай ребусы.

    Задание № 8

    Обозначь цифрами в определённом порядке стадии развития растения:

    Семя.

    Взрослое растение с плодами и семенами.

    Проросток с корешком.

    Взрослое растение с цветами.

    Проросток с корешком и несколькими листочками.

    Задание № 9

    Каков смысл поговорки: «Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой»:

    А) когда роса, тогда прохладно и легче косить;

    Б) трава от росы становится упругой и ее легче косить;

    В) утром у человека больше сил;

    Г) утром меньше комаров и прочего гнуса;

    Д) с утра коса острее, а по мере косьбы – тупится.

    Предварительный просмотр:

    Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса

    2011 – 2012 учебный год

    Класс: 3 «____» Дата проведения: _____________________

    Задание № 1

    Ответь на вопросы:

    1. К какому царству относятся организмы, состоящие в основном из шляпки и ножки?____________________________________________________________
    2. Есть такая народная поговорка "В воде искупался, да сух остался". О ком так говорят и почему? ___________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    1. Назови «цветные моря»_________________________________________________

    ________________________________________________________________________


    1. _____________________________________________________________________
    2. В мае часто случаются заморозки, которые в народе связывают с названием этого растения, так как в мае он как раз цветет? _________________________

    Задание № 2

    1. Ухо, язык, нога, глаз, нос.
    2. Термометр, ножницы, флюгер, микроскоп.
    3. Сосна, пихта, ольха, лиственница.
    4. Луна, Земля, Солнце, Колумб.
    5. Россия, Франция, Санкт-Петербург, Германия.
    6. Лучина, телевизор, лапти, карета.
    7. Пингвин, кит, страус, аист.
    8. Гейзер, компас, барометр, термометр.
    9. Осина, ольха, лиственница, берёза.
    10. Метель, роса, снеговик, сугроб.

    Задание № 3

    Подчеркните явления природы: Солнце, дождь, лягушка, снег, прилив, грибы, землетрясение, листья, ураган, платье, радуга.

    Задание № 4

    Заповедник________________________________________________________________

    Флора - ___________________________________________________________________

    Фауна - ___________________________________________________________________

    Глобус - __________________________________________________________________

    Задание № 5

    Новый год, Рождество Христово, День Победы, День святого Валентина, День защитника Отечества, Татьянин день, День Конституции Российской Федерации.

    Задание № 6

    НЛИОВАГБЬЕСЙДУМР

    Задание № 7

    1. Смена времён года происходит потому, что

    Задание № 8

    Узнай загадочных животных и подчеркни правильный ответ

    РАЙВЕУМ КАБЕЛ ВЕОРБОЙ КЯМОХ

    ЛЯПАКО САЛАТЧОК ШНУРОК

    КУЛОСЯ ВЕЛ КЩЕЛ ЗОКА ДЕВЬДЕМ

    РОВОАН КУШАГЛЯ НОСЛ

    РАНБА ЁЛОС ЛИФДЕНЬ

    Задание № 9

    Язык

    Кожа

    Глаза

    Уши

    Нос

    Предварительный просмотр:

    Ответы к олимпиадным заданиям по окружающему миру для 3 класса

    2011 – 2012 учебный год

    Ответь на вопросы: (по 1 баллу за верный ответ)

    1. К какому царству относятся организмы, состоящие в основном из шляпки и ножки? (грибы)
    2. Есть такая народная поговорка "В воде искупался, да сух остался". О ком так говорят и почему? (гусь)
    3. Назови «цветные моря» (Чёрное, Красное, Жёлтое, Белое)
    4. Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему?
      (нет, медведи – север, пингвины – Антарктида)
    5. В мае часто случаются заморозки, которые в народе связывают с названием этого растения, так как в мае он как раз цветет? (черёмуха)

    Задание № 2 (по 1 баллу за верный ответ)

    Найдите в каждой строчке "лишнее слово"

    1. Ухо, язык, нога, глаз, нос.
    2. Термометр, ножницы , флюгер, микроскоп.
    3. Сосна, пихта, ольха , лиственница.
    4. Луна, Земля, Солнце , Колумб .
    5. Россия, Франция, Санкт-Петербург , Германия.
    6. Лучина, телевизор , лапти, карета.
    7. Пингвин, кит, страус, аист.
    8. Гейзер, компас, барометр, термометр.
    9. Осина, ольха , лиственница , берёза.
    10. Метель, роса, снеговик, сугроб.

    Задание № 3 (по 1 баллу за верный ответ)

    Подчеркните явления природы: Солнце, дождь , лягушка, снег , прилив , грибы, землетрясение , листья, ураган, платье, радуга.

    Задание № 4 (по 1 баллу за верный ответ)

    Напиши определения к указанным понятиям

    Заповедник – место, где запрещена охота на редких животных.

    Флора - растительный мир.

    Фауна - животный мир.

    Глобус - уменьшенная модель земли.

    Задание № 5 (по 1 баллу за верный ответ)

    Подчеркни только государственные праздники России:

    Новый год, Рождество Христово, День Победы , День святого Валентина, День защитника Отечества, Татьянин день, День Конституции Российской Федерации.

    Задание № 6 (по 1 баллу за верный ответ)

    Собери из букв как можно больше названий рек России (буквы можно

    использовать несколько раз). Запиши эти названия.

    НЛИОВАГБЬЕСЙДУМР

    Амур, Нева, Енисей, Волга, Лена, Обь

    Задание № 7 (по 1 баллу за верный ответ)

    Ответьте, верны ли утверждения (Запишите в таблице: да или нет)

    1. Перелётные птицы (ласточки, аисты) улетают на юг, чтобы вывести там потомство.
    2. Природа может обойтись без человека, а человек без природы - нет.
    3. Россия расположена на материке Евразия.
    4. В лесу растут древесные и травянистые растения.
    5. Зимой крот впадает в спячку, потому что не может в этот период найти пищу.

    нет

    нет

    да

    да

    да

    да

    Задание № 8 (по 1 баллу за верный ответ)

    Узнай загадочных животных и подчеркни правильный ответ

    1) Какое животное может поднять груз почти в 100 раз больше собственного веса?

    РАЙВЕУМ КАБЕЛ ВЕОРБОЙ КЯМОХ

    2) Какая птичка бегает под водой по дну ручьёв и рек в поисках пищи?

    ЛЯПАКО САЛАТЧОК ШНУРОК

    3) Какое животное может жить без пищи семь лет?

    КУЛОСЯ ВЕЛ КЩЕЛ ЗОКА ДЕВЬДЕМ

    4) Какое из животных может прыгать на расстояние в 100 раз больше собственной длины?

    РОВОАН КУШАГЛЯ НОСЛ

    5) У кого из этих животных мозг похож на человеческий?

    РАНБА ЁЛОС ЛИФДЕНЬ

    Задание № 9 (по 1 баллу за верный ответ)

    Соедини линиями слова в правом и левом столбиках

    Язык

    Кожа

    Глаза

    Уши

    Нос

    Предварительный просмотр:

    Олимпиадные задания по окружающему миру для 4 класса

    2011 – 2012 учебный год

    ФИ участника ____________________________________________________________________

    Класс: 4 «____» Дата проведения: _____________________

    Задание № 1

    1. К какой группе растений (деревья, кустарники, травы) относится банан?
      ______________________________________________________________
    2. Что делит Землю на Северное и Южное полушария?
      _______________________________________________________________
    3. Кого в старину на Руси называли "запечным соловьём"? ________________________________________________________________
    4. В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь, одна - Ангара. Что это за озеро? _____________________________________________________________
    5. Кто поет под водой? _________________________________________________

    Задание № 2

    1. Россия ___________________________________
    2. Украина _________________________________
    3. Франция_________________________________
    4. Германия________________________________
    5. Англия__________________________________
    6. США___________________________________

    Задание № 3

    Ответьте, верны ли утверждения (Запишите в таблице: да или нет)

    1. Земля больше Солнца.
    2. Солнце – это планета
    3. У Земли есть ось.
    4. Эта ось воображаемая.
    5. Земля вращается вокруг своей оси.

    Задание № 4

    " Торф используется на ТЭЦ, им топят печи в домах. В сельском хозяйстве его используют как удобрение. В местах, где добывают торф, делают длинные подземные коридоры. Места добычи торфа называют "рудниками". ___________________________________________

    Задание № 5

    По вертикали:

    По горизонтали:

    1. Предводитель, избиравшийся древними воинами на время войны.
    2. Первый металл, который использовал человек для изготовления орудий труда.

    Задание № 6

    Порядок расположения природных зон России с юга на север (обведи букву):

    (А)

    (Б)

    (В)

    (Г)

    (Д)

    пустыня

    тундра

    степь

    пустыня

    Степь

    степь

    лес

    пустыня

    лес

    лес

    лес

    степь

    лес

    степь

    пустыня

    тундра

    пустыня

    тундра

    тундра

    тундра

    Задание № 7


    б) слизни – капуста – жаба;


    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________

    Задание № 8

    Б __ __ __

    Б __ __ __ __
    Б __ __ __ __ __
    Б __ __ __ __ __ __
    Б __ __ __ __ __ __ __

    Задание № 9 Кого в старину на Руси называли "запечным соловьём"? (сверчок)

  1. В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь, одна - Ангара. Что это за озеро? (Байкал)
  2. Кто поет под водой? (кит)
  3. Задание № 2 (по 1 баллу за правильный ответ)

    Знаешь ли ты столицы этих стран? Запиши название:

    1. Россия - Москва
    2. Украина - Киев
    3. Франция - Париж
    4. Германия - Берлин
    5. Англия - Лондон
    6. США - Вашингтон

    Задание № 3 (по 1 баллу за правильный ответ)

    Ответьте, верны ли утверждения (Запишите в таблице: да или нет)

    1. Мы живём на звезде под названием Земля.
    2. Земля больше Солнца.
    3. Солнце – это планета
    4. У Земли есть ось.
    5. Эта ось воображаемая.
    6. Земля вращается вокруг своей оси.
    7. Ночь наступает на той стороне Земли, которая повёрнута к Солнцу.
    1. Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 365 дней.
    2. Наша страна находится на материке Евразия.
    3. Главный закон страны называется Конституция.

    нет

    нет

    нет

    да

    да

    да

    нет

    да

    да

    да

    Задание № 4 (по 1 баллу за правильный ответ)

    Укажите количество фактических ошибок и подчеркни их в тексте: " Торф используется на ТЭЦ, им топят печи в домах. В сельском хозяйстве его используют как удобрение. В местах, где добывают торф, делают длинные подземные коридоры. Места добычи торфа называют "рудниками". (2 ошибки)

    Задание № 5(по 1 баллу за правильный ответ. Если выполнено всё задание + 3 балла.)

    По вертикали:

    1. Одно из первых жилищ человека. (пещера)
    2. Название первого человеческого коллектива. (стадо)
    3. Отрезок времени, равный 100 годам. (век)
    4. Орудие труда древнего охотника. (копьё)

    По горизонтали:

    1. Орудие труда земледельца 6-5 тыс. лет назад. (плуг)
    2. Одно из первых каменных орудий труда. (скребок)
    3. Орудие труда древних из камня или металла 13-7 тыс. лет назад. степь

      лес

      пустыня

      лес

      лес

      лес

      степь

      лес

      степь

      пустыня

      тундра

      пустыня

      тундра

      тундра

      тундра

      Задание № 7 (2 балла за правильный ответ)

      Какая из цепей питания указана правильно?
      а) сосна – дятел – жук-короед;
      б) слизни – капуста – жаба;
      в) рожь – мышь – змеи – орлы.

      Что будет, если в цепи питания «рожь – мышь - лисы», люди уничтожат лис?
      ___________________________________________________________________________
      ___________________________________________________________________________

      Задание № 8 (по 1 баллу за правильный ответ. Если выполнено всё задание + 3 балла.)

      Напиши названия различных животных.

      Б обр (барс)

      Б елка (баран, бизон)
      Б уйвол (беркут)
      Б егемот (бабочка)
      Б урундук

      Задание № 9(по 1 баллу за правильный ответ. Если выполнено всё задание + 3 балла)

      Определи какой злак идёт на производство следующих круп. Соедини стрелками.

      Злак Крупа

      Пшеница Пшено
      Гречиха Перловая
      Просо Манная
      Ячмень Рис
      Рис Греча




      Отчетность