Как определить главную мысль произведения. Как определить основную мысль текста? Задания для учащихся

Текст - это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Тема текста - это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.

«Гусята очень быстро растут. Их не надо обучать кашу есть. Не надо учить плавать. Они самостоятельные».

Э. Шим

Проверим: о ком говорится в тексте? - о гусятах. Все предложения связаны одной темой.

По Н. Садкову

В данном тексте рассказывается о ручьях: в первом предложении говорится, какие бывают ручьи, во втором - куда они спешат, в третьем - как разгадать тайну ручейка.

Мы видим, что все предложения соответствуют теме «ручьи».

«Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».

Предложенные темы:

1. Был жаркий день.

2. Леня.

3. Жучка.

4. Леня и собака Жучка.

Вариант «Леня и собака Жучка» более полно определяет тему, то есть называет то, о ком идет речь в тексте.

4. Определить тему и основную мысль текста:

«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».

Тема - букварь.

Основная мысль: «Букварь - важная и нужная книга».

Иногда в тексте есть предложение, в котором и заключена основная мысль.

5. Определить тему и предложение, в котором заключена основная мысль:

«Банановые пальмы - это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но все-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава».

В. Абдулова

Тема - банановые пальмы. Основная мысль заключена в первом предложении: именно о том, что «банановые пальмы - это трава», и хотел рассказать автор.

«Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья».

Тема - скворцы, основная мысль - берегите скворцов, они наши друзья.

7. Каждый текст имеет название, заголовок, который указывает на то, о чем пойдет речь в этом тексте. Текст можно озаглавить.

Задание

«Лисичка зимой мышкует - мышей ловит. Она вступает на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит - кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!»

Е. Чарушин

О чем говорится в тексте? О том, как лиса охотится на мышей.

Варианты:

1. Лиса.

2. Пушистая охотница.

3. Лиса и мыши.

Самый удачный вариант - пушистая охотница.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

На уроках литературы учителя часто просят определять главные мысли текста. Многим это откровенно не нравится. Но это полезный навык. С его помощью вы сможете быстро прочитывать статьи и заметки. При помощи правильного определения главной мысли можно справляться даже со студенческой программой. И как определить главную мысль текста правильно, вы узнаете далее.

Определяем главную мысль текста

Для начала, просто прочитайте заголовок. Именно в нем и кроется главная мысль текста, только она существенно сжата. Именно с заголовком связано то, что хотел сказать автор. Особенно это касается научных и публицистических статей.

Также в названии может быть скрыт смысл. Например, если текст называется «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», то он не про рыбалку. Такое повествование связано с вопросом работы и лени.

Также вы можете бегло просмотреть текст. Посмотрите, где именно ставятся акценты. Это позволит уже за несколько минут определить то, о чем необходимая вам статья.

Как определить главную мысль художественного текста?

Вам необходимо уметь отделять эмоциональный фон от основного сюжета. В такой фон входят:

  • Описания природы (если речь во всем тексте, конечно, идет не о природе);
  • Рассуждения;
  • Описания обстановки;
  • Уходы от сюжета;
  • Описания лиц.

А вот основа текста более четкая и более понятная. Как правило, автор четко выражает свою позицию. Вам остается только отделить ее от описаний и повествований.

Определяем основную мысль в большом тексте

Чтобы разобрать большой текст вам необходимо понять, как автор относится к событиям, которые в нем происходят. Чем больше он придает чему-то значение, тем ближе это что-то к основной мысли.

Часто основные мысли высказываются в конце текста. Загляните в самый конец. Последние пару абзацев — это своеобразный итог. Но это не всегда так. Значит, читать текст все равно придется.

Когда вы определили основную мысль, нужно понять, насколько она правильная. Автор может и ошибаться. И если вы так считаете, то можете это аргументировать. Именно так написано в заданиях ЕГЭ.

А вообще, для качественного определения основ текса вам потребуется хорошая эрудиция. И если вы постоянно читаете и пытаетесь само развиваться, то для вас такие проблемы не будут серьезными.

Тема и основная мысль сочинения.

Прежде чем начать писать,

я задаю себе три вопроса:

что хочу написать, как

написать и для чего написать.

М.Горький

В сочинении ставятся и решаются определенные вопросы (проблемы),в какой-то мере значительные, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чем он хочет писать, для чего он должен об этом писать, как он будет это делать. Иными словами, автор сочинения должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.

Тема сочинения - это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится.

Основная мысль сочинения - это ответ на поставленный темой вопрос. Отвечая на поставленный вопрос, автор отбором материала, речевых средств, последовательностью и формой изложения выражает основную мысль сочинения.

Сочинение может быть построено в форме повествования, описания и рассуждения или представлять собой различные сочетания этих форм.

Сочинение может быть снабжено эпиграфом.

Эпиграф обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы, каково его отношение к вопросу, поднятому темой. Поэтому к одной и той же теме у каждого из пишущих может быть найден свой эпиграф.

Эпиграфы обычно не выделяются кавычками. Указание источника, откуда взят эпиграф, нередко заключается в скобки. Скобки становятся обязательными, если указание источника помещается в той же строке, что и эпиграф.

Эпиграфы в сочинениях учащихся оформляются следующим образом:

Береги честь смолоду.

Пословица

Задания для учащихся.

1 .Сопоставьте приведенные ниже темы. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая - сочинение-рассуждение, а какая - сочинение-описание?

Портрет Пугачева.

Жизнь Гринева в Белогорской крепости.

Низость, жестокость и двоедушие Швабрина.

2. Определите основную мысль сочинения ученицы. Дайте письменный ответ на вопрос:"Чем объяснить симпатию Пугачева к Гриневу?"

Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме - это сложное умение, требующее от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями.

Какими же умениями должен овладеть ученик? Анализ процесса работы над сочинениями, изучение методической литературы, а также учет типичных недочетов ученических сочинений показывают, что основными из этих умений являются следующие:

1.Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения.

Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы. Например, если тема сочинения -- "Золотая осень",то нужно писать только о той поре осени, которую можно назвать "золотой",но нельзя писать вообще об осени, о том, что небо заволокло тучами, моросит дождик, листья облетели и т.п.В данном случае важен отбор фактов, отвечающих теме высказывания.

2.Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли.

Она может быть ясна из формулировки темы. Если же основная мысль не подсказывается формулировкой темы, её надо найти. Например, тема "Унылая пора, очей очарованье" требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры. В этом случае умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему.

3.Умение собрать материал для сочинения.

Умение отбирать и собирать материал к сочинению теснейшим образом связаны между собой. Так как источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или её отражение в книгах и живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.

4.Умение систематизировать материал.

Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. Говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и умение продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей.

5.Умение строить сочинение в определенной композиционной форме.

Для того чтобы ученик овладел этим умением, необходимы специальные разъяснения об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения и соответствующие упражнения. Только в этом случае ученик сможет осознанно выбирать нужную композиционную форму.

6.Умение правильно и "хорошо" выражать свои мысли.

Правильно - значит в соответствии с нормами литературного языка,"хорошо"(по выражению В.Г.Белинского),т.е.точно, ясно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.

7.Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать, находить в своем сочинении отклонения от темы, ненужные подробности, отсутствие связи, непоследовательность в изложении мыслей — залог успеха в работе над сочинением.

О работе над совершенствованием рукописи.

Памятка.

1. Читая рукопись первый раз, основное внимание уделите содержанию написанного.Определите:

1)соответствует ли сочинение теме;

2)высказана ли основная мысль;

3)соответствует ли сочинение составленному плану;

4)соразмерны ли его части;

5)не нарушена ли связь между частями сочинения;

6)удачно ли подобраны цитаты.

2. При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

3 .В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить не замеченные прежде недостатки.

4. Перепишите рукопись, выправив все недочеты.

5. Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.

Написать хорошее сочинение нелегко. В любом классе немало учеников, которые нуждаются в доброжелательной помощи, консультации учителя с учетом индивидуальности школьника.

Педагогика сотрудничества помогает учителю находить разнообразные пути помощи начинающим авторам, проявлять уважение к сочинительскому труду.

Хорошее владение литературной речью, жанром высказывания дает большую свободу творческой мысли, рождает раскованность изложения, способность использовать нестандартные изобразительно-выразительные средства.

Постановка в сочинении интересных и посильных задач способствует литературному и общему развитию, нравственному воспитанию учащихся, формированию навыков самостоятельной литературно-творческой работы."Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни",- писала М.А.Рыбникова.

В.А.Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирование интеллекта и нравственных начал, учить их привлекать полученные впечатления для литературных опытов.

Использованная литература.

1 .Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С.

Зепалова). - М., 1990 .

2 .Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/

Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990

3 .Поиск новых путей: Из опыта работы./Сост.С.Н.Громцева. - М., 1990

4 .Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С.

К классике литературы причислено множество произведений. Высокая оценка и популярность, как видно, совершенно не зависит ни от жанра, ни от объёма, ни от популярности писателя.

Первое впечатление от анализа литературы даёт понять, что успех того или иного романа (повести, саги или сказки) определяется случаем – и только. Но это не совсем так.

Высокая оценка произведения, в первую очередь – это вопрос социально-культурных предпосылок.

В чём же должен заключаться идея, смысл любого произведения или главная мысль произведения?

Для того, чтобы привлечь читателя и заставить задуматься?

Быть может, в поведение каждого из героев предполагается вложить некие мотивы, которые будут понятны обществу на данном этапе развития? Но тогда не совсем понятна судьба произведений, возведённых в ранг «бессмертных».

С другой стороны, никакие мотивы и тезисы не будут понятны абсолютно любому читателю – в силу этнических, культурных или социальных различий. Более того, через несколько столетий или даже десятков лет поступки героев произведения, возможно, покажутся читателю лишёнными логики и смысла.

А если попробовать рассмотреть искусство (и литературу в том числе) под другим углом, определив её функцию как чисто развлекательную?

С таким подходом не возникает вышеописанных противоречий. Прочтение книги или просмотр спектакля становится удовольствием, принципиально не будучи повинностью, а популярность у одного или двух поколений логично укладывается в теорию.

В то же время градация «сложности» и «глубины» произведений тоже вполне обоснованна: кто-то любит дамские романы и мелодрамы, а кто-то – философские трактаты и перфоманс. Причём совершенно необязательно, что философия будет полезнее – это всего лишь вид литературы, предназначенный для того, чтобы доставлять удовольствие самолюбования поиском смысла и последовательности.

Возможно, последнее прозвучало слишком категорично, но ведь, на самом деле, как замечал Александр Гордон, чувство понимания происходящего сродни сексуальному удовлетворению.

Но ведь и это не всё. Определять функцию произведений искусства как чисто развлекательную кажется чуть ли не кощунством, не так ли?

Почему бы не попытаться пойти немного дальше?

Наверное, у каждого человека есть книга, которая заставила его надолго задуматься. Это могли быть произведения Джека Лондона, Стругацких, Булгакова, Пелевина, Митчелл, Макиавелли… Это могло быть абсолютно что угодно.

Чувствовали ли вы прикосновения к невидимым струнам своей души? Наверное, нет. Ни одна метафора не в состоянии выразить необыкновенное чувство согласия или, наоборот, жгучего отрицания и сильное волнение, связанное с ним.

Исходя из этого, можно предположить, что основной смысл каждого произведения связан с рефлексией. Это качественно иное состояние, нежели размышления над логикой и обликами персонажей. Произведение, фактически, становится психотерапевтом, который не может и не должен подсказывать решение проблемы. Психотерапевт выслушивает пациента – и это помогает систематизировать информацию и найти решение проблемы или по-новому взглянуть на окружающих. Произведения запускают несколько иной механизм: они как бы затягивают читателя в персонажа, рассказывающего свою историю.

Поэтому одно и то же произведение может не понравится даже очень близким людям – в таком процессе действует либо принцип комплементарности (взаимодополнения) – что вызывает отрицание, либо принцип неполного совпадения – что ведёт к размышлениям над вероятностью совершения аналогичных поступков. И отрицание, и согласие заставляет задуматься о собственных мотивах.

Произведение, главную мысль которого можно облечь в слова единожды, а не в количестве по числу читателей, не найдёт такого отклика среди людей, как произведение, в котором история рассказана без чётко и ясно обозначенных тезисов.

Сделать успех произведения маловероятным и быстротечным хороший автор может только одним способом: выразить в произведении своё отношение к тем или иным поступкам персонажей.

Можно закрыть глаза на технические детали, упущенные тем же Беляевым, но уж слишком сильно бросается в глаза оценка героев автором, естественно, не слишком актуальная сейчас. Такие произведения могут быть причислены лишь к памятникам ушедшей эпохе.

При этом совершенно не имеется в виду, что роман (повесть, пьеса) должна описывать современное общество. Произведение должно быть таким, чтобы читатель смог составить собственное мнение и дать оценку происходящему. Тогда станет возможным поиск точки зрения, с которой будет согласен читатель (зритель). В этом и главная мысль любого произведения – в поиске и изменении, которое претерпевает мировоззрение читателя.

Смысл в том, чтобы заставить человека двигаться дальше.

Тема:

Цели: формировать понятия «тема текста», «основная мысль текста», умение определять тему и основную мысль текста; развивать умение решать орфографические задачи, устную и письменную речь учащихся; коммуникативные способности учащихся; воспитывать интерес к предмету; дисциплинированность, привычку делового сотрудничества; аккуратность письма в тетради.

Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, раздаточный материал (карточки с предложениями)

ХОД УРОКА:

  1. Организация класса.

Здравствуйте. Садитесь. У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Им интересно увидеть, как мы умеем работать на уроке, как умеем себя вести и что мы знаем по русскому языку.

II. Психологический настрой.

На доске табличка:

Мы с вами начинаем урок. А каким по вашему должен быть урок? К каждой букве подберите слово, связанное с уроком. (Варианты ответов детей : интересным, познавательным, необычным).

Кто обычно ведёт урок? (Учитель).

А кто ему помогает? (Ученики).

На доске появляется вторая табличка «УЧЕНИКИ» и буквы В Д А.

- Какими должны быть ученики, чтобы урок стал интересным, познавательным, необычным? (Внимательными, думающими, дисциплинированными, доброжелательными, активными).

Молодцы! Вот на такой эмоциональной ноте и начнём наш урок.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

III. Минутка чистописания.

Напомните, что проведём в начале урока? (Минутку чистописания ).

Для чего проводится минутка чистописания? (Высказывания детей ).

Предлагаю повторить написание одной из данных букв в сочетании с другими буквами и элементами.

Показ учителем с объяснением написания:

Пишу строчную букву а в сочетании с надстрочной петлей и буквой о . Напишите до конца строки.

IV. Словарная работа.

А теперь для повторения словарных слов, напишите цифровой диктант.

На доске появляется таблица с кодом.

Альбом, вокруг, город, арбуз, весело, горох, барсук.

Найдите сумму. Если у вас получилось 11, значит вы выполнили работу правильно, если получилось другое число - надо повторить словарные слова.

А зачем нужно знать словарные слова? (Высказывания детей ).

Для знакомства с новым словом, предлагаю сыграть в игру «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее, объясните свой выбор:

Какое слово новое? (мороз ).

Запишите новое слово. Поставьте ударение. Выделите букву, которую надо запомнить.

Учитель делает запись на доске:

Словарь: м о роз.

V. Постановка темы урока.

Послушайте внимательно.

Учитель читает текст.

Пришла настоящая зима. Ударил сильный мороз. Стало холодно. Снег покрыл белым ковром землю, крыши домов. Реки, озера покрылись блестящим льдом. Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с лыжами, с коньками на лед.

Что я прочитала? (Текст ).

Как вы догадались? (Несколько предложений связаны по смыслу ).

А кто может определить тему урока? (Текст ).

Мы сегодня продолжим разговор о тексте, теме и основной мысли текста.

Чему должны учиться? (Определять тему и основную мысль текста).

VI. Работа над новой темой.

Внимание на экран. Тебе известна игрушка ПИРАМИДКА?

Как она устроена?

(Колечки насаживаются на стержень ).

Если колечки перепутать, пирамидка будет некрасивая.

Вот и в тексте есть такой стержень. Это основная мысль.

На экране запись:

Прочитайте. Это текст? Почему?

Запишите предложение.

Как превратить эту мысль в текст? (Высказывания детей ).

Откройте учебник. Упр. 241. Прочитайте предложения и выберите те, которые продолжают записанную мысль. (Учащиеся читают выбранные предложения ).

Почему вы выбрали это предложение? ПРЕДСТАВИТЬ НА ЭКРАНЕ В ВИДЕ ПИРАМИДКИ.

То о чём говорится в тексте, это его тема. Определите тему вашего текста. (Подготовка к зиме ).

Запиши выбранное предложение в тетрадь.

Прочитайте важную информацию на стр. 111.

Влад, прочитай вслух эту информацию.

То, о чём говорится в тексте, - это его тема . То, что об этом хочет сказать автор, - главная мысль текста. Тема и главная мысль - это стержень текста.

Что же такое тема текста?

Что такое основная мысль?

VII. Физминутка.

А теперь немного отдохнём. Знакомая нам тётушка Сова приготовила музыкальную паузу. Повторяйте за героями.

Фрагмент из серии «Уроки тётушки Совы».

Садитесь.

VIII. Работа в группах.

Предлагаю работу в группах. У вас на столах карточки с предложениями, клей, чистый лист.

Попробуйте из этих предложений составить текст.

Приклейте на лист предложения в нужном порядке.

Проверка по образцу.

Прочитай текст, который получился.

Какая группа справилась с заданием без ошибок?

Если допущена ошибка, уточнить, где нарушена основная мысль.

Определите тему текста. (Зима ).

А какая главная мысль? (Помощь птицам ).

Молодцы!

IX. Физминутка для глаз.

Музыкальная физминутка «Снежинки».

IX. Творческая работа.

Составьте и запишите свой текст из двух, трёх предложений о зиме.

Прослушать несколько текстов. Определить тему и основную мысль.

Молодцы. Вы сочинили очень интересные тексты.

X. Итог урока.

Чему учились на уроке?

Зачем уметь определять тему текста?

XI. Рефлексия.

Спасибо вам за работу. Урок окончен. До свидания.

ученик

В Д А

урок

И П Н

А - 1

О - 2

1 2 2 1 2 2 1

Москва

ворона

Россия

воробей

мальчик

девочка

заяц

собака

мороз

Тема и основная мысль текста.

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Птицы ищут пищу.

Зимой птицам нужна забота.

Наступила морозная зима.

Наступила морозная зима.

Птицы ищут пищу.

Я сыплю в кормушку разные семена.

Зимой птицам нужна забота.

Тема и основная мысль текста.





Справочники