Православный праздник когда выпускают птиц. Обычай выпускать весною птиц на волю. Почему на Благовещение выпускают птиц на волю, что об этом пишут исследователи

Каков идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»? О каком празднике говорится в нем?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784 - 1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое Воскресеніе выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это —

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаю
На светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За чем на Бога мне роптать
Когда хоть одному творенью
Могу я волю даровать?»

(Соб. соч. в 10-ти томах. Т. 10). Окончательный вариант, опубликованный в журнале «Литературные листки» (1823, № 2), претерпел небольшие изменения: выпускаю (вместо отпускаю ), На светлом празднике (При светлом празднике), За что (вместо - За чем ), Я мог свободу даровать (вместо - Могу я волю даровать ).

Птичка

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.

Из приведенного письма видно, что светлым праздником весны в стихотворении названа святая Пасха. Стихотворение написано в 1823 г. Тогда Светлое Христово Воскресение праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю). Письмо к Н.И. Гнедичу было написано 13 мая, ровно через три недели. День этот был воскресный - 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном ).

Стихотворение «Птичка» проникнуто личными переживаниями. Поэт был в ссылке в Бессарабии (в чужбине ). Неволя сильно томила его. На Руси на святой праздник Пасхи был древний христианский обычай: люди, располагавшие средствами, употребляли их на выкуп из тюрьмы попавших туда невинных должников. В обычае выпускать в день святой Пасхи на волю птиц поэт видит символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи.

07.04.2014 10:56

Подписаться на статьи

Сегодня, 7 апреля, православные и греко-католики празднуют один из 12 основных праздников церковного календаря – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Сегодня, 7 апреля, православные и греко-католики празднуют один из 12 основных праздников церковного календаря - Благовещение Пресвятой Богородицы.

Благовещение Пресвятой Богородицы - евангельское событие и посвященный ему христианский праздник в чести возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа. Само слово «Благовещение» обозначает «доброе известие».

Согласно церковным преданиям, Благовещение в Восточной Церкви начали праздновать с конца IV- начала V века.

Несмотря на то, что праздник Благовещения Пресвятой Богородицы выпадает на Великий пост, в этот день он всегда ослаблялся, даже если день выпадал на Страстную пятницу.

В этот праздник люди святили в церквях просвиры и семена для будущего посева, поскольку, по верованию, сегодня сам Бог благословляет землю и все, что на ней растет. Также именно в этот день заканчивался период, когда нельзя было работать на земле: верующие знают, что от Введения до Благовещения надо дать земле отдохнуть и после этого дня можно начинать работы в поле, все будет хорошо расти.

Зачем сегодня выпускают голубей?

На Руси существовал обычай выпускать в Благовещение голубей и других птиц на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья — одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице.

Русский поэт, писатель, журналист Аполлон Коринфский в 1901 году так описывал эту древнюю русскую традицию:

«С незапамятных пор ведётся на Руси добрый обычай выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по сёлам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла. В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: Дайте выкуп за птичек — пташки Богу помолятся».

В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрождён в 1995 году, и сегодня при многих храмах после литургии в небо выпускают белых голубей.

Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня голубей, которых выпускает патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в стайки и возвращаются в свои питомники, пишет «

Жаворонков, голубей, синичек и других лесных птиц ловили, сажали в клетки, а потом символически отпускали в небо при большом скоплении людей. Например, на рыночной площади. В народе считалось, что птички, выпущенные на волю, станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто дал им свободу. Обычай напоминал о евангельской истории – о том, как Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя всего мира.

В этот день, как пишет этнограф Д. К. Зеленин, в селах пели особые «песни-веснянки». Например, вот отрывок из песни, которую в 1901 году записал поэт Аполлон Коринфский в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!

Об обычае выпускать птиц на Благовещение мы можем прочитать в одном из писем А. С. Пушкина: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму, адресованному Гнедичу, поэт приложил свое стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
1906 год.

Исследователь русского языка В. И. Даль тоже упоминал об этом обычае: «Благовещенье - птиц на волю отпущенье».

Фото Юлии Маковейчук

Чиж — Spinus spinus

Александр Пушкин в своем письме из Кишинева Николаю Гнедичу 13 мая 1822 г. писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю,
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю,
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(А.С.Пушкин. 1823г.)

Обычай, о котором в стихах говорит Пушкин, сохранился у русского народа до XX столетия и был связан с весенними праздниками. В одних местах России птиц выпускали на Пасху, в других местах — на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по-старому стилю). Владимир Иванович Даль пишет: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье». (В. И. Даль 1862 г., стр. 977). В Санкт-Петербурге приходился на Пасху.

Чижик — Spinus spinus

Чиж — Spinus spinus

В книге «Быт русского народа» (1848 г.) этнограф и археолог Александр Власьевич Терещенко (1806 — 1865) писал об обычае освобождения птиц из неволи следующее: «В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России.

В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль - и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. …Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на то, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» (А. В. Терещенко 1848, часть 6, стр. 97-98).

У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.

«Уж ты, ластовка, ты косатая,
Ай лели-лели, ты косатая!
Ты возьми ключи, лети на небо.
Ай лели-лели, лети на небо!
Ты запри зиму, отомкни лето.
Ай лели…»

Вот ещё одна из песенок, записанная в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки — чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята — молодцы,
Воры — воробьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички… и т. д.»
(А.А. Коринфский 1901 г., стр. 195-196).

Украинский этнограф Пётр Васильевич Иванов (1837 – 1931 г.г.) писал в 1907 году о том, что украинцы, живущие в Купянске в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи». (П. В. Иванов 1907г., стр. 84).

Обычай освобождения птиц из клеток известен всем восточнославянским народам — русским, украинцам, белорусам. Старое народное объяснение этого обычая гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил.

В Грузии был древний обычай выпускать птиц-посланников на волю. В начале XIX века, жившая в Москве грузинская княгиня купила на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте привет от меня – это пример модернизованного понимания древнего обычая.

В чём древний смысл обычая отпускать весной птиц на волю?

Чечётка — Acanthis flammea — Redpoll

Все древние обычаи известны не только одному народу, а многим или, во всяком случае, нескольким народам мира. В памяти одних народов обычаи сохранились лучше, у других — хуже, у одних народов сохранились древнейшие объяснения обычая, у других - более новые.

Обычай отпускать птиц весной известен анатолийским туркам. В 1906 году Русский ученый востоковед, академик АН СССР Владимир Александрович Гордлевский (1876-1956), посвятивший многие годы изучению истории Турции. От уроженца Сиваского вилайета он записал в Стамбуле: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, турецкие крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, то есть в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая: Азатбузат, дженнети гöзет! (Вот ты свободна, так сторожи рай).

А вслед улетающим куропаткам турки кричат: «Не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» (В. А. Гордлевский 1910 г., стр. 177-178). Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу, как на вестника и посланца к Богу.

Путешественник, исследователь Северного полюса, Ямала и севера Тюменской губернии Кушелевский Юрий Иванович (1825-1880) в «Путевых записках» 1868 года писал о том, что ненцы (самоеды) считают, что птицы летят к доброму и высшему богу Нуму, сотворившему мир. (Ю. И. Кушелевский 1868 г., стр. 116). У своих жилищ якуты ставят длинный кол, на вершине которого укрепляют деревянные фигуры летящей птицы: вороны, орла, чайки, или По старинным верованьям якутов, вид птицы принимает богиня Эехсит, она «посредник между божеством и человеком». Богиня принимает просьбы людей, относит Богу и приносит им божеские повеления». («Описание якутов», 1822 г., стр. 211-212).

В древности у монгольских народов было обычай выпускать на волю диких зверей, заклеймив их. Первый бурятский учёный, востоковед, Доржи Банзаров (1822-1855г.г.) упоминает о том, что иранский придворный историк Мирхонд (1433 -1498 г.г.) записал, что Чингисхан после охоты-облавы приказывал клеймить и выпускать зверей. (Д. Банзаров 1891, стр. 93,). Этнографы и исследователи Клеменц Д. А. и Хангалов М. Н. в 1910 году писали о том, что бурят-монголы, в старину, тоже клеймили и отпускали на свободу зверей. (1910, стр. 150).

Коноплянка — Acanthis cannabina — Linnet

Московка — Parus ater — Coal Tit

Наложение клейма на пойманного зверя свидетельствует, что выпускаемый зверь был посланцем, ходатаем перед демонами за человека, освободившего их.
Древний русский обычай совершенно не связан с занятием охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек. В старой Москве, в Охотном ряду, на Птичьем рынке продавали лесных певчих птичек в качестве певчих комнатных птиц. Обычай держать в доме, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространён у русских, как бытовая традиция, именно, это способствовало сохранению древнерусского обычая. У анатолийских турок бытовая обстановка обычая выпускать птиц на волю, схожа с русским обычаем, но всё же несёт другую смысловую нагрузку.

Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут ». Древнерусское слово «ирья» (от слова ведического санскрита ) проникло к якутам и сохранилось в языке, как «рай» (Ионов 1914, стр. 349). Отсюда происходит объяснение турецкому поручению, выпускаемой куропатке: «Сторожи рай!».

Выпускать птиц на волю

Д. К. Зеленин

Увековеченный А. С. Пушкиным русский народный
обычай выпускать весною на волю птиц


Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934-1954. М., "Индрик", 2004, с. 237-242.

В своем письме из Кишинева Н. И. Гнедичу 13 мая 1822 г. А. С. Пушкин писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

[Пушкин 1906, с. 44]


Обычай, о котором говорит здесь Пушкин, сохранялся у русских до XX столетия; он связан был с весенними праздниками - в одних местах с Пасхой, в других местах - с праздником Благовещенья 25 марта старого стиля. Шире был распространен второй срок - Благовещенье, и например, В. И. Даль знал только один этот срок: «Благовещенье- птиц на волю отпущенье» [Даль 1862, с. 977]. Но близ Петербурга (Ленинграда) обычай падал на Пасху. А. И. Терещенко в 1848 г. писал о нем следующее: «В Петербурге сохранился умили-

238
тельный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России. В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль - и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников. - Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» [Терещенко 1848, ч. 6, с. 97-98].

Наиболее полное описание интересующего нас русского обычая дал А. А. Коринфский: «С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай - выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и но селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <...> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: „Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!" У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички...
и т. д.»
[Коринфский 1901, с. 195-196].


239
Об украинцах в районе Купянска П. В. Иванов в 1907 г. писал: в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи» [Иванов 1907, с. 84].

Рассматриваемый обычай известен всем восточнославянским народам, т. е. не только русским, но также украинцам и белорусам, но чаще встречается в городах, а не в деревнях. Наиболее распространенное старое народное объяснение гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил, и это объяснение согласуется с другим русским обычаем, который отметил также и Т. Г. Шевченко у уральских казаков: поминки самоубийц состояли в том, что кормили зернами вольных птиц [Шевченко 1861, с. 14; Зеденин 1916, с. 3-4,286].

Для выяснения более древнего смысла обычая необходимо привлечение сравнительного материала. Все древние обычаи известны не одному только народу, а многим, во всяком случае нескольким народам мира. У одних народов они сохранились лучше, у других хуже, у одних сохранились древнейшие объяснения обычая, у других - более новые.

Интересующий нас русский обычай известен также анатолийским туркам. Русский ученый В. А. Гордлевский в 1906 г. записал в Стамбуле от уроженца Сиваского вилайета следующее: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, (турецкие. - Д. 3.) крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, т. е. в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая:


Азатбузат,
дженнети г
ö зет!
(Вот ты свободна, так сторожи рай).


А вслед куропаткам кричат еще: не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» [Гордлевский 1910, с. 177-178]. Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу как на вестника, на посланца к Богу.

240
Только одни птицы летают к Нуму, т. е. к тому доброму и высшему богу, который сотворил мир, - так говорили ненцы (самоеды) Ю. И. Кушелевскому [Кушелевский 1868, с. 116] в объяснение того, почему у ненецких жилищ были укреплены на вершине длинного кола деревянные фигуры летящей птицы. По старинным верованьям якутов, вид ворона, орла и других птиц и животных (жеребца) прини- мала на себя Эехсит, которую якуты считали за «посредника между божеством и человеком, т. е. принимателя их просьб и относителя к Богу, и приносителя к ним повелений божеских» [Описание якутов 1822,с.211-212].

В древности у монгольских народов было обыкновение выпускать на волю диких зверей, наложив на них свои клейма. Иранский историк Мирхонд сообщает, что так делал Чингисхан после охоты-облавы [Банзаров 1891, с. 93, прим.]. Есть предания, что также поступали встарь и бурят-монголы [Клеменц, Хангалов 1910, с. 150]. Наложение клейм свидетельствует, что в выпускаемых зверях видели каких-то своеобразных посланцев: клейменые звери мыслились, очевидно, посредниками и ходатаями перед опасными демонами за освободившего их человека.

По-видимому, подобных же посланцев видели в выпускаемых на волю птичках также и грузины. Во всяком случае об одной грузинской княгине, жившей в начале XIX в. в Москве, рассказывали, что она купила в Москве на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте там моим соотечественникам привет от меня. Здесь, конечно, понимание древнего обычая очень модернизовано, но развилось оно на древней основе.

У удмуртов в районе города Мамадыша существовал прежде праздник лебедей - мерен васечком (буквально: великое общественное богослужение). Праздник совершался летом, в июле, и сопровождался жертвоприношением многочисленных домашних животных, которые подбирались парами, т. е. самец и самка. К этому празднику еще в начале весны удмурты покупали пару лебедей, самца и самку, которых жрец должен был кормить и приучать к людям. Во время праздника эти лебеди ходили среди собравшихся удмуртов и клевали насыпанные для них зерна. По поведению лебедей гадали об урожае. После праздника на шею лебедям привязывали шелковым шнурком по одному серебряному рублю, кланялись им и отвозили километров за 30 на реку Вятку, где выпускали на волю. В объяснение этого обычая удмурты рассказывали


241
легенду: давным-давно, во время обычного жертвоприношения в лесу у села Нырьи, прилетел на двух лебедях главный бог Солтан, обещал верующим разные блага на земле и скрылся [Афанасьев 1881, с. 281. Ср. Островский 1873, с. 38]. И эта легенда, и привязываемые на шеи выпускаемых лебедей серебряные рубли заставляют предполагать, что в выпускаемых лебедях удмурты видели своих посланцев к тому богу Солтану, который некогда прилетал к удмуртам на паре лебедей. Правда, в этих серебряных рублях сами удмурты усматривали подражание тем серебряным бляхам, которые видели на шеях лебедей, привезших к селу Нырье Солтана, но это явно новое толкование.

Идея о живых посредниках между людьми и божеством - сравнительно новая идея, которая и могла развиться только уже с появлением у людей имущественных отношений феодального типа. Появление и развитие этой идеи довольно прозрачно выражено в истории культа так называемых изыхов у многих народов Сибири. Культ изыхов восходит к тотемизму, но только как отдаленная реминисценция; эту отдаленную связь культа изыхов с тотемизмом мы пытались вос- создать в другой своей работе [Зеленин 1936, с. 288 и сл., 333; гл. 5 «Скотоводческие онгоны и изыхи»]. Изых - это посвященное божеству домашнее животное; главные отличительные его особенности - неприкосновенность и свобода. Иранский историк XIII в. Рашид-ад-Дин называет изыха «онгоном», т. е. демоном, и отмечает его независимость. Выпуск животного на волю - одно из проявлений этой неприкосновенности. Изыха запрещалось убивать, ударять, как бы то ни было использовать его силу, его шерсть, рога, молоко и т. д.

Культ изыхов возник на основе развитого скотоводства. Как общее правило, изых неприкосновенен для женщин, которые не имели права прикасаться даже к поводу изыха: очевидно, культ изыхов развился в эпоху патриархального рода. Правда, встречались также и специально женские изыхи, но они возникли позднее по образцу мужских изыхов и в параллель им. На сравнительно очень позднем этапе развития культа изыха возникло представление об изыхе как о посреднике между людьми и демоном. В этом представлении отразились новые имущественные отношения, когда бедняки получали от богатых владельцев стад скотину во временное пользование на определенных условиях. Изых - это домашнее животное, которое принадлежит демону, но человек кормит его у себя; в таком изыхе человек имеет ближайшего посредника в своих отношениях к демону и на этой почве человек становится более близким к мощному демону.

242
Изыхов - домашних животных не всегда выпускали на волю, так как во многих случаях это повело бы только к голодной смерти животного, особенно зимой. Но когда в роли изыхов появились дикие птицы и звери, то для них выпуск на волю оказался обязательным и важнейшим признаком. Известную роль тут сыграли реминисценции тотемизма, а также фольклорные сказания о благодарных зверях, когда герой сказки освобождает оказавшегося в беде зверя или птицу, и те потом ему помогают. Эти фольклорные сказания, безусловно, тотемистического происхождения. У тотемистов вообще обычны случаи, когда они выпускали на волю пойманного чужеродцем тотема. Г. Н. Потанин приводит такой случай из жизни казахов [Потанин 1881, с.4]. Но возводить непосредственно к тотемизму рассматриваемый нами русский обычай мы никак не можем: тотемизму совершенно чуждо представление о посредниках между людьми и демонами, там тотем сам представляется своеобразным демоном.

Бытовая обстановка русского обычая также не имеет ничего общего с пережитками тотемизма. Русский обычай совершенно не связан с древним занятием охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек, которых профессионалы ловили и продавали в качестве певчих комнатных птиц. Целые рынки для продажи таких певчих птичек в старой Москве (в Охотном ряду) и других русских городах свидетельствуют, что обычай держать в жилье, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространен у русских. Эта именно бытовая обстановка и способствовала сохранению русского обычая; у анатолийских турок бытовая обстановка столь близкого к русскому обычаю была совсем иною.

Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается уже в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут». Из старого русского языка это слово проникло к якутам, где переводится: рай [Ионов 1914, с. 349]. Здесь находит себе объяснение турецкое поручение выпускаемой куропатке: «сторожи рай».



Онлайн калькуляторы