Христианский праздник связанный с птицами. Что такое Благовещение и почему в этот день принято выпускать голубей?07.04.2014. Выпускать птиц на волю

Инок Ферапонт (в миру Владимир Леонидович Пушкарёв ; 17 сентября 1955, село Кандаурово, Колыванский район, Новосибирская область - 18 апреля 1993, Оптина пустынь, Калужская область) - монах Русской православной церкви, один из трёх насельников Оптиной Пустыни, убитых в пасхальное утро 1993 года (двое других - иеромонах Василий и инокТрофим).

Дед - Сергей Алексеевич Пушкарёв, председатель Эвенкийского национального округа Красноярского края, был атеистом в отличие от своей супруги - Марии Ивановны, верующей, боголюбивой женщины.

Отец - Леонид Сергеевич, в возрасте семнадцати лет ушёл на фронт, дошёл до Берлина. Вернувшись после войны домой, поступил на работу в Енисейское пароходство. Мать - Валентина Николаевна. Сёстры - Наталья и Татьяна.

Владимир был крещён в возрасте 40 дней. Во время троекратного погружения в купель громко плакал, но успокоился и затих во время таинства миропомазания.

Рос спокойным, кротким мальчиком, очень любил рисовать.

В 1962 году семья Пушкаревых переехала в поселок Усмань Емельяновского района и вскоре - в близлежащий поселок Орджоникидзе.

Юношество

Володя всё чаще стремился к уединению. Был склонен к необычному поведению, например, мог прийти в клуб босиком и в рабочей одежде.

В 1972 году поступил в Уярское профессионально-техническое училище, по окончании которого пошёл работать в Орджоникидзевский лесхоз. В 1975 году поступил в Шеломковское СПТУ-24, где выучился на шофера. По окончании училища устроился на работу в Строительное управление № 37 в Мотыгинском районе. В ноябре был призван в армию - на Дальний Восток.

Многие боятся смерти, - рассуждал Владимир. - Видимо, смерть несвойственна человеку, и может быть поэтому душа не желает соглашаться с мыслью о своем небытии? Нет, все же душа не умирает, но пребывает вечно.

Однажды встретился с женщиной, попавшей в аварию и пережившей клиническую смерть. По её совету прочитал третий том сочинений Игнатия Брянчанинова, в который вошло «Слово о смерти» и «О видении духов», житие преподобного Иова Почаевского и поучения старца Силуана Афонского.

Оптина пустынь

Пришёл в Оптину пустынь в июне 1990 года пешком из Калуги. Подошед вечером к воротам обители, пал на колени и в таком положении был обнаружен на следующее утро монастырской братией. Был принят в обитель. На Кириопасху 1991 года был одет в подрясник, через полгода - на Покров Богородицы - пострижен в иночество. Жил сокровенно и строго, был настоящий аскет, постник имолчальник, творил непрестанно Иисусову молитву.

Мученическая кончина

В 6 часов утра, ранним пасхальным утром 18 апреля 1993 года, после литургии, закончившейся в 5 часов 10 минут, инокиФерапонт и Трофим отправились на звонницу славить Воскресение Христово. Тут же, на звоннице, спустя несколько минут инок Ферапонт был убит ударом кинжала в спину. Следом таким же образом был убит инок Трофим. Спустя несколько минут недалеко от звонницы убийца Николай Аверин также ударил кинжалом в спину иеромонаха Василия, который скончался спустя два часа от полученой раны.

Массовое убийство в Оптиной пустыни 18 апреля 1993 года - убийство трёх монахов Русской православной церкви - иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Ферапонта (Пушкарёва) и Трофима (Татарникова), совершённое в монастыре Оптина пустынь в пасхальную ночь на 18 апреля1993 года душевнобольным Николаем Авериным.

Николай Аверин

Николай Николаевич Аверин родился 13 июня 1961 года в Калужской области. В 1990 году он впервые попал в поле зрения правоохранительных органов, совершив изнасилование, однако жертва забрала заявление. Через год, в апреле 1991 года, Аверин вновь совершил изнасилование, сопряжённое с нанесением тяжких телесных повреждений своей жертве. Однако 8 августа1991 года его отправили в психиатрическую клинику, признав невменяемым.

В феврале 1992 года Аверина выписали из стационара. Ему дали третью группу инвалидности. Аверин вернулся в родное село Волконское в Калужской области, находившееся неподалёку от Оптиной пустыни.

18 апреля 1993 года

В пасхальную ночь с 17 на 18 апреля 1993 года Аверин, взяв с собой нож с вырезанными на рукоятке цифрами «666», отправился в монастырь Оптина пустынь. В ту ночь там проходили торжественные богослужения.

Аверин отправился на звонницу, где в то время находились иноки Ферапонт (в миру Владимир Пушкарёв) и Трофим (в миру Леонид Татарников). Они звонили в колокола в честь Пасхи. Убийца хладнокровно нанёс смертельные ранения обоим, в результате чего оба инока скончались.

В 6 часов утра Николай Аверин, неподалёку от звонницы, со спины напал на иеромонаха Василия (в миру Игоря Рослякова, некогда спортсмена-ватерполиста), и нанёс ему несколько ударов ножом, отчего тот скончался на месте.

После убийства Аверин бросил нож и скрылся в лесу.

Расследование убийства. Арест Аверина

Тела монахов обнаружили спустя час. По тревоге были подняты все подразделения местной милиции, но найти убийцу по горячим следам не удалось. Обнаруженный на месте преступления нож был отправлен на экспертизу, которая установила, что отпечатки пальцев на рукоятке принадлежали жителю соседнего села Николаю Аверину. Тем временем, убийца лесами ушёл в Тульскую область, где в одном из кооперативов совершил кражу, затем решил вернуться домой, где и был задержан.

Аверин и не думал скрывать своих преступлений. Он подробно рассказал обо всех убийствах. Судебно-психиатрическая экспертиза признала его невменяемым, поставив диагноз - шизофрения. После этого Аверина отправили в спецлечебницу закрытого типа. Дальнейшая его судьба точно неизвестна, возможно, он до сих пор находится в психиатрической больнице.

Ссылки

  • Жизнеописание убиенного на Пасху инока Ферапонта на официальном сайте Оптиной пустыни.
  • Жизнеописание Оптинского инока Ферапонта (Пушкарева).
  • Павлова Н. А. Пасха Красная. О трех Оптинских новомучениках убиенных на Пасху 1993 года. - Адрес-Пресс, 2002.ISBN 5-8305-0030-2. // - Альта-Принт, 2008. ISBN 978-5-98628-090-5.
  • Павлова Н. А. Пасха Красная. Братиков убили!. - Православие и мир, 20 апреля 2007.
  • Жизнеописание оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. - Изд-во Свято-Введенского монастыря Оптина Пустынь, 2003.
  • Небесные ратники. Жизнеописание и чудеса Оптинских новомучеников. - М.: Святитель Киприан, 2008. - 336 с. - 10 000 экз. - ISBN 5893200683.
  • Иерей Дмитрий Шишкин . Инок Ферапонт. - Православие и мир, 18 сентября 2008.
  • Инок Ферапонт. Фотография.
  • Красная Пасха в Оптиной пустыни. - Orthodoxy.Ru.
  • Игумен Ипатий (Хвостенко) . Светильники Оптиной пустыни. - Благовест, 15 сентября 2000.
  • Васина Галина. Красная Пасха в Оптиной пустыни. - Русская линия, 6 мая 2003.
  • Готовцева Ольга. Пасха красная. - Благовест, 23 апреля 2004.
  • Петросова Анна. Ангелы среди нас… Когда монахов убивали, они не сопротивлялись. - Русская линия, 9 февраля 2007.
  • Оптинские мученики // Православие и мир, 18 апреля 2008.
  • Фотографии

Один из самых важных и трогательных христианских праздников - Благовещение Пресвятой Богородицы - в 2016 году, как и в большинстве случаев, приходится на время Великого поста, точнее на его четвертую седмицу.

Когда отмечается Благовещение в 2016 году

В православии Благовещение принадлежит к числу двунадесятых непереходящих праздников (то есть относится к 12 важнейшим христианским праздникам и празднуется всегда в один и тот же день). Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (на территории Украины), старообрядцы и некоторые другие христианские конфессии празднуют Благовещение 25 марта по юлианскому календарю, что в XX–XXI веках соответствует 7 апреля по григорианскому летоисчислению.

Католики и протестанты, которые отмечают праздники по григорианскому календарю, празднуют Благовещение 25 марта .

Таким образом, в России, на Украине и в Белоруссии праздник Благовещение всегда отмечается 7 апреля .

Благовещение: история праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается в честь знаменитого евангельского события - возвещения архангелом Гавриилом благой вести деве Марии о том, что у нее родится Сын Божий Иисус .

В Евангелии от Луки говорится, что на шестой месяц после зачатия праведницей Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Господом в Назарет, к деве Марии, чтобы возвестить ей, что у нее родится ребенок, который станет Спасителем и что он будет наречен Иисусом. В христианстве Благовещение ассоциируется с первым этапом искупления первородного греха, совершенного Евой, вкусившей запретный плод вопреки Божьему запрету и соблазнившей Адама. В христианской традиции считается, что дева Мария, выказав покорность Божьей воле, частично искупила грех ослушания, совершенный Евой.

В христианстве символом Благовещения считается белая лилия - цветок, символизирующий чистоту и непорочность девы Марии. Эти цветы часто изображались на иконах и картинах, посвященных Благовещению.

Четвертая седмица Великого поста и Благовещение – 2016: что можно есть

Поскольку Благовещение, как правило, приходится на время Великого поста, в этот день действует большинство ограничений, предписанных в великопостные дни. То есть возбраняются различные увеселения, светские забавы и развлечения, также для воцерковленных супругов в это время под запретом сексуальная жизнь.

А вот в том, что касается питания, в Благовещение церковью допускаются праздничные послабления. Приводим календарь питания для четвертой седмицы Великого поста – 2016 в его самой строгой, монастырской версии (мирянам такие строгости не обязательны).

Четвертая седмица:

  • Понедельник, 4 апреля, - сухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
  • Вторник, 5 апреля, - сухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
  • Среда, 6 апреля, - сухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
  • Четверг, 7 апреля, Благовещение Пресвятой Богородицы - разрешается рыба и немного вина.
  • Пятница, 8 апреля, - сухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
  • Суббота, 9 апреля, - горячая постная пища с растительным маслом.
  • Воскресенье, 10 апреля, - горячая постная пища с растительным маслом.

Как видите, послабления допускаются только в сам праздник, во все остальные дни все великопостные ограничения сохраняются в полном объеме.

Благовещение – 2016: народные традиции, приметы и поверья

Христианский праздник Благовещения имеет очень древние корни, отразившиеся в народном календаре: по старому стилю этот праздник почти совпадал с днем весеннего равноденствия, который считался рубежным между зимой и весной. С Благовещения на Руси начинали готовиться к севу, поэтому большинство примет в этот день связано с природой, погодой и видами на будущий урожай.

Приметы о погоде:

  • Если на Благовещение снег и морозно, то весна будет поздней и недружной, а холода могут продержаться до мая.
  • Если в канун Благовещения ночь теплая, весна будет ранняя и дружная.
  • Если утром на Благовещение ясно и солнечно - значит, год будет удачным и урожайным.
  • Если на Благовещение дождливо, лето будет засушливым.
  • Если на Благовещение ласточки еще не вернулись (что для средних широт, в общем-то, нормально), весна будет холодной.

Благовещение: что можно и чего нельзя делать

Благовещение на Руси считалось последним днем отдыха перед началом подготовки к весеннему севу, поэтому в этот праздник было принято отдыхать, а вот работа, особенно по дому, была под запретом. Также девушкам в этот день не возбранялось ходить распустехами. Была даже специальная благовещенская поговорка: «На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет». Так что и в этом году в четверг, 7 апреля, можно смело отказаться от работы по дому.

Также на Благовещение в избах не зажигали огня: почему-то считалось, что такое нарушение запрета обязательно закончится пожаром.

Просфоры, благовещенская соль и жаворонки

Еще на Благовещение на Руси пекли специальные постные булочки - просфоры и заготавливали специальную «лечебную» благовещенскую соль . Это был целый семейный ритуал: каждый член семьи брал щепотку соли и клал ее в мешочек. Затем хозяйка высыпала эту соль на сковороду или жаровню, прокаливала на огне и снова ссыпала в мешочек. Этой солью семья и лечилась весь год от всех болезней: и добавляя ее в пищу, и прикладывая к больным местам. Не отрицая возможностей народной медицины, мы все-таки рекомендуем совмещать подобное «лечение» с предписаниями медицины официальной.

Что касается просфор, то их тоже использовали для лечебных целей.

Также на Благовещение было принято закликать весну и печь специальное постное печенье в форме птичек, которое называется жаворонки , или кулики.

Благовещение: обычай выпускать птиц

Обычай выпускать птиц на Благовещение - тоже очень древний, это связано с днем весеннего равноденствия, с возвращением птиц и с культом солнца. Позже этот обычай получил христианское содержание - Святой дух в виде голубя и т.д. На Благовещение выпускают птиц и в храмах, в том числе в этом обряде участвует и патриарх Русской православной церкви.

«В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны», - писал об этом обряде Пушкин. На Руси к этому дню дети и просто небогатые люди специально ловили птиц и приносили на рынок, где их покупали, чтобы тут же выпустить. «Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!» - говорили птицеловы.

Однако в современном мире такого рода обряды являются скорее дикостью и пережитком: ни для кого не секрет, что отловленные перед Благовещением птицы массово гибнут от плохого содержания и стресса. Поэтому священники не благословляют мирян на исполнение этого обычая, тем более что в храмах в обряде выпускания птиц используют только специально обученных ручных голубей, которые знают дорогу домой.

Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью

Аисты - символ праздника
Тип народно-православный
иначе Благовещенье, Зимобор, Заклинание Весны, Праздник большого дня,
также Благовещение Пресвятой Богородицы (христ.)
Значение Третья встреча весны, весеннее равноденствие
Отмечается восточными славянами
Дата 25 марта (7 апреля)
Празднование весенние заклички, весенние игры, первые хороводы, качание на качелях
Традиции запрет на все виды работ, пекут благовещенские просфоры и печеньем в форме жаворонков, обычай выпускать птиц на волю из клеток
Связан с весенним равноденствием

(Благовещенье ) - день народного календаря славян, выпадающий на 25 марта (7 апреля) . Последний позимний-предвесенний праздник. На Благовещенье «весна зиму поборола», в третий и в последний раз закликается весна. «Самый большой у бога праздник».

Другие названия дня

Зимобор, «Гуканьне Вясны» (белорус.), Заклинание Весны, Третья встреча весны, Весна, «Свята вясны» (белорус.), Праздник большого дня, Благовещенье, «Дабравешчанне» (белорус.).

В церковном календаре

Селяне верили, что на Благовещенье открывается небо. В это время можно выпросить себе от Бога славу. «А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым». Поэтому в вечер на Благовещенье люди выходили на улицу, смотрели на небо, в поисках на нём бездны с большой звездой. В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: «Боже, дай мне великую славу!».

«При начале весны, особенно 25-го марта - в день благой вести о воплощении «праведного солнца» Христа - и на праздник его Светлого Воскресения , существует обычай выпускать птиц на волю из клеток» .

Поговорки и приметы

Самый большой у бога праздник. Каково Благовещенье проведёшь, таково и весь год. На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучат. Покров не лето, Благовещенье не зима. Весна до Благовещенья или недели не достоит, или неделю перестоит (Тамбовская губ.). На Благовещенье птица гнезда не вьёт (не завивает), а завьёт, так делается на всё лето пешею. Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье. Девка косы не заплетает. На санях либо неделю не доедешь до Благовещенья, либо неделю переедешь (или: не доездишь, переездишь). Благовещенье - птиц на волю отпущенье. Благовещенье - начало весны, время появления древней громовницы. На Благовещенье черногуз прилетает и медведь встаёт. Пока талый снег бока не промочит, медведь из берлоги не вскочит. В этот день ласточка вылетает из вирия и, поспешая в здешний мир, несёт с собою тепло. На Благовещенье прилетают птицы из вирия и приносят с собою ключи от неба. В Белоруссии известно поверье о том, что на Благовещение обязательно прилетает с юга аист . Благовещенскую капусту мороз не бьёт (т. е. из семян, собранных будто бы на Благовещенье, из кочня). «На Рыгора зіма ідзе ў мора» - с этого дня «зима идёт в моря», «идут реки в моря» (белорус.). Тринадцатый час свету - вода подо льдом не стоит. Благовещение прошло, гляди - гром будет греметь. С Благовещенья осталось сорок морозов (сорок утренников). Кто не чтит Благовещенья, с огнём за работой сидит, - убьёт у того в это лето молоньей близкого-родного. «На Благовіщення весна остаточно зиму переборола» (укр.). «Все живе оживає. В цей день у ліс ходити не можна, все живе вилазить з нори» (укр.). «На Дабравешчанне няможна нiчога з лесу прыносiць, бо ў хаце завядуцца гадзiны i чарвякi» (белорус.). «Да Благавешчання няможна чапаць маткi-зямлi, бо яна можа прагневацца да й не зарадзiць» (белорус.). С Благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло). На Благовещенье под дымом не сидят (перебираются спать в сени и клети). Не дуй на Благовещенье огня - не будет головня (пожара). Благовещенская просвирка в сусеке (хлеба будет больше).

Каково Благовещенье, такова и светлая неделя . «Якое надвор"е на Вялікдзень , такім яму быць і на Благавешчанне» (белорус.).

Весна до Благовещенья - много морозов впереди. Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так будет ещё на Егорья в поле. На Благовещенье дождь - родится рожь. Мокрое Благовещенье - грибное лето. На Благовещенье мороз - урожай на грузди. На Благовещенье гроза - к тёплому лету; к урожаю орехов. Вёдро (сухо) в Благовещенье - к пожарам. Селяне верили, что начиная с этого дня приходил рабочий год, который принесёт хороший урожай и счастье в дом (белорус.). На Благовещенье сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в

7 апреля Православная церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии. Это непереходящий праздник: православные христиане всегда отмечают его 7 апреля.

Благовещение по-гречески - Евангелие, благая весть. Праздник носит имя книг апостольского

Евангелие от Луки повествует: архангел Гавриил был послан Богом возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: «…и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:28–33).

Мария так ответила ангелу: «Да будет мне по слову Твоему».

Так в городке на севере Израиля Назарете Божий посланник (по-гречески ангелос, вестник, ангел) возвестил будущей Богородице, что именно через неё в мир явится Христос, Мессия, приход которого предрекали пророки, а народ Израиля ожидал сотни лет, и она приняла эту весть достойно.

Евангельский рассказ о Благовещении указывает на исключительное место Марии в истории спасения. Начиная со II века Благовещение Девы Марии считали первым в христианской истории шагом к искуплению, в котором послушание Девы Марии уравновесило непослушание Евы (толкование Иринея Лионского).

В Благовещение на Руси принято выпускать белых голубей и других птиц на свободу. Белый голубь с древних времён олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а его белоснежные крылья - одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь посвящает этих птиц Богородице.

Русский поэт, писатель, журналист Аполлон Коринфский в 1901 году так описывал эту древнюю русскую традицию: «С незапамятных пор ведётся на Руси добрый обычай выпускать в Благовещенье птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по деревням, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла. В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всякими прохожими людьми, вспоминающими при виде чирикающих птичек о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: «Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!».

В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрождён в 1995 году, и сегодня при многих храмах после литургии в небо выпускают белых голубей.

Интересно, что до революции 1917 года птиц, которых выпускал патриарх в небо над Благовещенским собором Кремля, покупали на Охотном ряду. Сегодня голубей, которых выпускает патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. После того как эти голуби взмывают в небо, они спустя какое-то время собираются в стайки и возвращаются в свои питомники.

Зоозащитники считают, что добрая традиция на деле оборачивается жертвами

«На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны» - эти всем знакомые строки Пушкина посвящены именно празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, которое православные отмечали на этой неделе. Издавна на праздник было принято отпускать птиц из клеток на волю. В народе считалось, что птахи станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят» за того, кто дал им свободу.

В реальности же дела обстоят более печально. Как утверждают зооактивисты, покупая у ловцов лесных певчих птиц, люди совершают не благородное дело, а творят большое зло. Через день покалеченные в неволе пернатые, неспособные летать, становятся легкой добычей котов. А также, обессиленные, попадают под колеса машин.

Об участи «спасенных» благовещенских птиц рассказала «МК» орнитолог, сотрудник координационного центра Общероссийской общественной организации «Союз охраны птиц России» Елена Чернова.

Для недобросовестных птицеловов праздник Благовещения во все времена был весьма доходным днем. И ныне ловцы с садками оккупировали парки и скверы около храмов столицы. Синицы, чижи, щеглы шли по 200 рублей, за нарядных, красногрудых снегирей просили 300. Опасаясь рейдов сотрудников полиции и зоозащитников, птиц продавали с оглядкой, из машин.

Прихожане охотно покупали птах, особенно те, кто пришел в церковь с детьми, загадывали желание и с радостью выпускали их на волю. Вот только ослабленные птицы, едва вспорхнув, оседали на ветках ближайших деревьев, а то и прямо на тротуаре. Сил у птах лететь уже не было. Торговцы тут же отгоняли их подальше.

Сторож храма Святителя Николая в Хамовниках рассказал нам, что из года в год утром после Благовещения в весенних лужах остаются десятки мертвых птиц.

Даром что зоозащитники накануне вышли к храмам с плакатами: «Птицы не должны страдать за грехи людей!», «Знайте, выпущенные из ваших рук птицы уже не смогут вернуться в родную среду!» - ловцы по-прежнему получают барыши, а наши граждане, отстегивая деньги, считают, что дарят птицам свободу.

- Каковы шансы у лесных птиц выжить в городских условиях? - спросили мы у орнитолога Елены Черновой.

Птиц ловят в больших количествах, у одного торговца может быть в плену и 50, и сотня птах. В силках они нередко травмируются. Птиц держат в тесных клетках. Птахи отказываются от еды, переохлаждаются, бьются о сетку, ломают перья, разбивают в кровь клювы, слепнут от отсутствия света, получают тяжелейший стресс. Ошалевшие, голодные, страдающие от жажды, они просто обречены на гибель. Птицы, которые перезимовали в клетке, отвыкают жить на воле, быстро теряют навыки добывать пищу и тоже не выживают в природе.

Но еще Пушкин писал: «Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!»

Люди думают: какой красивый обычай - взять и выпустить птичку, спасти ее из неволи. Об участи этих птах мало кто задумывается. А потом у храмов можно наблюдать сотни этих бедных птиц-инвалидов, которые неспособны взлететь, и кучу кошек, которые пожирают пернатых бедолаг.

- Каких птиц обычно продают на Благовещение в столице?

Это в основном мелкие воробьиные птицы: синицы, чижи, снегири, щуры. Собственно говоря, чем птичка ярче - тем она дороже.

- Торговцы предлагают купить и выпустить голубей. Может, это и есть альтернатива лесным певуньям?

Безусловно, если это домашний голубь. Выпущенный из клетки, он спокойно вернется к себе на голубятню. Если это необученный птенец, он уже не найдет дорогу к дому.

- Какие санкции могут быть применены к торговцам птиц, которые были незаконно отловлены в лесу?

У нас в этом плане достаточно несовершенное законодательство. К уголовной ответственности их не привлечешь, если только они не поймают одну из птиц, занесенных в Красную книгу. Этого все-таки обычно не происходит. С большим скрипом ловцов лесных птиц можно привлечь по статье о жестоком обращении с животными. Но и это очень и очень сложно.

- В последние годы во многих регионах России проводятся акции в защиту птиц. Это приносит результаты?

Активистам удается договориться с полицией о совместных рейдах. Проходят пикеты «Благовещение без жертв, без убийств». Волонтеры, полиция, власть борются с продажей несчастных, замученных птах. Под общественным давлением практика массового выпуска птиц уже сходит на нет или по крайней мере уменьшаются ее масштабы. Надо просто перестать рекламировать эту традицию и убеждать граждан не покупать у торговцев птиц. Надо помнить, что, выпустив одну птичку, вы убьете несколько пернатых. Ведь при ловле одной птицы погибает еще несколько, а в итоге чем больше их продается, тем более прибыльным становится промысел и, следовательно, заказ на следующий год будет только увеличиваться.



Документы