Задания типовые варианты устного собеседования. Что может предложить в помощь учителю корпорация «Российский учебник»? Софья Васильевна Ковалевская

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Теория и практика.

С этого учебного года планируется введение устной части ГИА-9 по русскому языку. 5 сентября в Рособрнадзоре состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов. При разработке экзаменационной модели была проведена большая работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация проведена осенью 2017 года в 19 регионах РФ. Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году. Когда будет проводиться настоящее собеседование, и повлияют ли его итоги на допуск к ОГЭ, станет ясно по итогам проведённой апробации. Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно
в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка или при необходимости по аудиозаписи после экзамена. Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике. Демоверсия выложена на сайте ФИПИ. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты устной части могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы. Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Экзаменационная работа построена с учётом вариативности : испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога (беседы). Предложены две модели проведения устной части ГИА 9. Слайд 2 Модель (без собеседника) с использованием компьютерных технологий, которая включает следующие типы заданий . До экзамена выпускник должен предупредить о своём выборе этого варианта, потому что устанавливается специальное программное обесп е чение. В ходе экзамена выпускник пошагово выполняет указанные задания, которые считывает с экрана. Город выбирал такую форму апробации. Экзамен в целом проходит быстрее. (Плюс: современным детям эта форма ближе, проще. Минус : требуется специальная гарнитура, так как говорящие одновременно в одной аудитории мешают друг другу.) Формы разные, ученик выбирает что ближе, но работа учителя по подготовке к экзамену одинаковая. Вторая модель с учителем-собеседником . Слайд 3. Обратимся к демоверсии 2017 года, которая выложена на сайте ФИПИ. В ходе апробации выявились спорные, неясные моменты при выполнении заданий, о которых я буду сразу говорить. Так, во время проведения всех экзаменов КИМы выпускникам выдаются на руки, есть время на знакомство. Здесь нигде не прописано, когда ученик получает КИМ и должен ли ознакомиться со всем вариантом. Или предполагается, что он знает структура КИМа и всё делает спонтанно. Но это тоже какое-то нарушение. 1 задание. Чтение текста. Слайд 4. Прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения. Тексты сложные, познавательного характера. Много терминов. Есть числительные, которые ученики неверное склоняют. Из-за волнения просто искажают слова, за что тоже лишаются баллов. Так, Суворов, н-р, стал и Сувориным, и Суровым. С этим задание справились все. 2 задание. Пересказ прочитанного текста с введением цитаты. Слайд 5. Не того, который дается после текста, как в Демоверсии, а самого текста для прочтения. Подготовка 1 минута . Пересказ 3 минуты . Высказывания даются неизвестных авторов. Ученики ошибаются даже при произношении фамилий. Возникает вопрос о введении цитаты. Задание : при цитировании использовать любую форму: прямую речь, вводное словосочетание, косвенную речь. Значит ли, что при прямом цитировании можно читать? Если на одной странице?! Слайд 6 . В критериях это задание оценивается как сжатое изложении, по микротемам. Их выпускники сохраняют. А вот цитату после пересказа забывают вводить. Поэтому все ввели в конце пересказа. Об уместности и логичности её ведения не приходится говорить. Нужно ли выпускнику проявлять своё отношение к цитате? Помимо содержания, 1 и 2 задания оцениваются за грамотность 3 задание. Монологическое высказывание. Слайд 7. Сразу хочется сказать, что распечатывать КИМ надо на цветном принтере. Иначе фотографии описать очень проблематично. Слайд 8. Из 3 предложенных тем, где представлены описание, повествование и рассуждение, выпускник выбирает одну. 1 минута подготовки + 3 мин. на ответ. Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, здесь требуются фоновые знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства+ богатый жизненный опыт . Например, в апробации нужно было рассказать о любимом актёре. Понятно, что создатели КИМа имели ввиду отечественного. Выпускники, кроме Ван Дама и Шварценеггера, вообще никого не могут назвать. Описывая фотографию с рисующей девушкой, надо было поведать о собственных увлечениях. Это тоже вызвало затруднение. От русского языка в этом задании - только форма изложения, а содержание – это знания учащихся обо всём. Они, к сожалению, мягко говоря, не всегда есть. Плюс: есть карточки с вопросами в помощь ученику. Слабые дети пытаются строить монолог в виде ответов на них. Минус : тогда не получается связный текст, а оценивается выполнение коммуникативной задачи, цельность и последовательность изложения. Слайд 9. Это задание самое сложное. За 1 минуту экспромтом правильно составить текст на только что полученную тему не каждый взрослый сможет. Поэтому здесь необходима очень серьёзная подготовительная работа. Оценивается и речевое оформление. Примечание. 4 задание. Участие в диалоге. Слайды 9-10. Без подготовки выпускник отвечает на 3 вопроса по выбранной теме. Общее время ответа – 3 минуты. Минусы : односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса. Все эти результаты получены при том, что мы на элективных занятиях уже успели разобрать Демоверсию, повторили типы речи, выполняли задания открытого банка оценочных заданий по русскому языку из раздела «Говорение». Слайд 11. Предвидя предстоящие трудности введения новой формы аттестации, в 2017-2018 учебном году кафедра гуманитарных дисциплин создала на базе школы муниципальную экспериментальную площадку «Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе на основе системно-деятельностного подхода». Слайд 12. Целью опытно-экспериментальной работы стало выявление оптимальных форм, методов, приемов и средств подготовки обучающихся, которые позволят добиваться высокого качества образования и готовить обучающихся к сдаче устной части ОГЭ по русскому языку. Одна из задач – выявление возможностей УМК по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской, позволяющих обучающимся овладеть чтением, пересказом и говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции. Результатами работы будем делиться на последующих семинарах.

Цель введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку – усиление коммуникативной направленности в обучении.

В современном обществе предпочтение отдаётся таким качествам личности, которые помогают быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы.

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Если вы входите в класс, от которого трудно

добиться слова, начните показывать картинки, и

класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

К.Д. Ушинский

Успешной сдаче данного экзамена способствует работа с картиной на уроках русского языка и литературы, так как при обучении видам речевой деятельности картина чаще всего выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.

Работа с картиной имеет огромное значение: развивает речь учащихся, расширяет их кругозор в области изобразительного искусства, учит детей наблюдать, а наблюдая в картине предметы и явления в их взаимосвязи, школьники приучаются логически мыслить, придавать значение деталям. Использование учителем на уроке репродукций известных картин даёт широкие возможности для проведения словарной работы. Рассматривая и оценивая картину, ученик невольно соединяет в своём сознании изображение со словом. В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств. Представляя собой источник эмоционального воздействия на человека, картина помогает усвоению эмоционально-окрашенных слов.

При проведении словарной работы учитель подталкивает учащихся к активизации пассивного словаря, чтобы школьники понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе. Но всё же главной заслугой картины для филолога является то, что через рассматривание полотна учащиеся стараются понять, почему им нравится или нет то или иное изображение. Таким образом, у детей формируется собственное мнение, которое они выражают с помощью сложных синтаксических конструкций. А само высказывание – это уже не только описание картины, но и полноценное рассуждение.

Сочинения по картине пишутся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед учителем ставятся следующие задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть её художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. Также картина даёт возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности. То есть, работая с картиной, сюжетным рисунком или фотографией, ребёнок, сам того не подозревая, готовится к выполнению устного задания №3 ОГЭ, которое проверяет умение строить монологическое высказывание на основе описания фотографии.

Если школьники в течение учёбы в 5-9 классах научатся создавать словесные картины, то на экзамене их высказывания будут характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Они научатся не допускать логических ошибок и не нарушать последовательности изложения мыслей, то есть успешно выполнят поставленную перед ними коммуникативную задачу.

Используя картину на уроках развития речи, учитель должен, во-первых, научить учащихся «читать» её, понимать творческий замысел художника. Во-вторых, педагогу необходимо помочь детям раскрыть содержание и идейный смысл картины. В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях, тем более именно фотографии, близкие к жанровым картинам, являются средством оценивания коммуникативных качеств девятиклассника.

На уроке развития речи важен, как мне кажется, момент молчаливого рассматривания картины: произведение искусства, будь то картина известного художника или фотография, сделанная одноклассником, своими яркими образами воздействует на детей, даёт толчок их воображению, развивает мышление учащихся.

Рассматривая же картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема – это предмет изображения, а основная мысль – авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме. Эпизод, изображённый на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина даёт возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, способствует повышению их речевой активности в ходе урока, создаёт оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображённому и формированию как подготовленной, так и спонтанной собственной речи.

Во время анализа картины важно не сдерживать детские эмоции, полученные от знакомства с произведением искусства. Высказывания личной точки зрения каждым из присутствующих в классе приносят неоценимую пользу развитию навыков монологической речи, приучают школьников к публичным выступлениям, вырабатывают умение излагать свои мысли в логической последовательности. Картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным выражением мыслей. При этом путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалог, беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). Анализ картины – одно из действенных средств, помогающих учащимся выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть умением образно мыслить и образно говорить.

Сочинение по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях от выставки картин), публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия), научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования). Таким образом, во время уроков развития речи учащиеся знакомятся с предполагаемыми формулировками экзаменационных вопросов.

Сочинение по произведению изобразительного искусства, рисунку и даже фотографии – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся, так как создаёт основу для сознательного овладения словом, даёт повод для осмысленного связного высказывания учащихся. В процессе передачи содержания картины у школьников возникает необходимость склонять существительные и местоимения, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные и причастия с определяемыми словами, употреблять разнообразные синтаксические конструкции. Таким образом, лексика и стилистика, грамматика и логика переплетаются между собой с помощью картины.

Литература

  1. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. – М: Дрофа, 2000.
  2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. 5 – 9 классы. – М: Просвещение, 1995.
  4. Родин И.О., Пименова Т.М. Сочинения. Правила составления текстов. – М: ООО «Астрель. АСТ», 2003.

Регламент организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе

Настоящий Регламент включает Порядок действий при подготовке и проведении итогового собеседования (документ.doc 2,12 МБ).

Подготовка к итоговому собеседованию

Внесение изменений в приказ от 20.10.17г.

Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования пройдет в апреле 2018 года во всех субъектах РФ. Собеседование будет проводиться два дня – 13 и 16 апреля.О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (документ.doc 14,9 КБ).

Говорение. 10 вариантов для тренировки (файл pdf 8,96 МБ).

Вариант 1 о докторе Пирогове для собеседования (файл pdf 599 КБ).


▫ Те отправлять ребенка в школу и гадать, будет пробел в воспитании или нет? Дети же предупредили директора заранее, но это ничего и никого не остановило...Мама вообще бред несет про `все смеялись и стреляли, получили синяки`...И это взрослые люди. А у детей хотя бы ума хватило предупредить взрослых. Жаль не догадались со `стрелком` никуда не ходить в этот день. И опять дружба... `Илья Д. учится в нашей школе, но мы не дружим. Он хулиган, он сам по себе конфликтный, сказал РИА Новости один из учеников школы. Другие дети также подтвердили, что стрелявший конфликтовал со многими сверстниками по любым причинам.`
▫ Это ж закон жисти: - Если два налога вступают в противоречие, то оплачиваются оба же и целиком; - Если не вступают - то каждый выплачивается отдельно. ... И целиком, естественно.
▫ А что в школе? А в школе что-то жевали. Вместо того, чтобы принять меры к обнаружению и изъятию пневматики. Позвонить не судьба была в райотдел. Стало известно про `ствол` (нож, топор, канистру, тактический ядерный заряд...) - время не морали читать и воспитательным процессом заниматься. И тем более не выяснять учительскую вину (степень, меру, глубину). Ибо меры принимать надо уже иные. Стреляли НЕ в школе. Учили их стрелять друг по другу НЕ в школе. ====================== - Принёс пистолет, на ПЕРВОМ уроке всем показал. - Пропустил первые два урока в этот день. - Все начали стрелять по очереди. - Стрелял, как говорил очевидцы, по ногам детей. (ну... одно другого так-то не исключает: дождался своей очереди, может. Вот сколько дробин в магазине было? Не указано). - У (героя дня) прострелена шея и левое плечо. Так что ТАМ, в школе?! На таких взаимоисключающих сведениях картину не воссоздашь. И верных выводов не сделаешь. (Их и не по каждому собранному материалу можно сделать: материал материалу рознь. Бывает, такой материал принесут - хоть стой, хоть падай). Чего гадаем, как там да что?! В десяти строчках двадцать противоречий... А про то, что в школе ситуацию про... прощёлкали и про то, что в школе не организовывали стрельбу - я уже сказал. И к маме вопросы, разумеется: как так воспитывала или не воспитывала - и почему. Хотя обязана заниматься воспитанием своего ребёнка. Причём в первую очередь - родитель. Учитель - потом. При желании с этим спорить - это не к Усу. Желающие спорить пусть спорят с действующим законодательством. И да: `пробел в воспитании школой` (и то, в случае если он есть, а не так хотелось упрекнуть в том, что его нет - и т.п.) - я полагаю, не стоит ставить в один ряд с неумением или нежеланием организовать всё зависящее в случае реального появления соответствующих обстоятельств. Это совершенно не одно и тоже.
▫ Огромное спасибо!
▫ А что тогда в этой школе №10? Вот объяснительная мамы.... `Татьяна, мать восьмиклассника, стрелявшего в других детей из пневматического пистолета в станице Ахатнизовской, в разговоре с корреспондентом КП - Кубань не может сдержать слез. - Такой ужас раздули, такого уголовника из него сделали. Я боюсь за своего сына. Пришла сейчас домой, а он сидит, даже не ест ничего. А если он что-то с собой сделает? Все произошло 4 марта в 11:30 недалеко от школы в станице Ахтанизовской, что в Темрюкском районе. Мальчишки после урока побежали в местный ларек за булочками и шоколадками. У этой торговой точки и произошла пальба. Татьяна клянется, что не знает, откуда у сына пистолет. Ей он сказал, что нашел, но она не верит. Женщина защищает своего сына, но не оправдывает: мол, да, стрелял, нельзя так делать. Однако, у нее своя версия случившегося. - Он принес пистолет в школу, на 1-м уроке всем показал. Все смеялись, веселились. А потом на перемене пошли в ларек. У сына было с собой 50 рублей. Я знаю, что он всегда покупает себе курник. Он попросил у кого-то 10 рублей. Потом у ларька все начали стрелять по очереди из этого пистолета. Все смеялись. И он сам говорил: Теперь в меня стреляйте. У него же тоже простреляна шея и левое плечо. Я говорила об этом, но никто даже не обращает на это внимание. Почему моему сыну не оказали помощь?` Учителя тоже ничего сделать не могут. А кто тогда будет делать?

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правила выразительного чтения Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д. Говорящий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное действие».

Алгоритм подготовки к выразительному чтению внимательно прочитайте текст; определите тему, основную мысль текста; определите цель чтения (убедить слушателя); внимательно отнеситесь к знакам препинания, паузам; прочитайте отрывок про себя, разделив предложения на смысловые отрезки; прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.

При выразительном чтении должны учитываться: · Интонация · Логическое ударение · Пауза · Темп · Высота и сила голоса

Интонация как средство выражения эмоционально насыщенной мысли Логическое ударение Мелодика Паузы Темп речи Повествовательное предложение (.) : понижение голоса к концу предложения. Вопросительное предложение(?): повышение голоса на вопросительном слове, понижение к концу предложения. Восклицание(!): повышение голоса к концу предложения.

Логическое ударение 1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы). 2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. 3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила. НАПРИМЕР: Маше нравится не петь, а танцевать. Лене нравится, а не тебе. 4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже. НАПРИМЕР: Это крик совы. 5. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения. НАПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

Знаки препинания являются большим помощником при определении логической структуры предложения, расстановки пауз, темпа и мелодики речи при чтении

Запятая Самый распространенный из знаков препинания. Запятая говорит о том, что мысль не окончена, диктует передышку, небольшую остановку, нужно ждать продолжение мысли. Перед ней, когда текст передается устно, делается небольшая пауза, голос повышается (при понижении голоса создается впечатление законченности мысли, то есть получается отрыв следующей части фразы от предыдущей, искажающий смысл): Чехов создал образы людей,/ жизнь которых пришлась на переломный момент истории. Не акцентируется внимание на запятых, отделяющих повторяющиеся слова: Еду, еду в чистом поле! Запятые, стоящие перед второй частью сложных союзов, интонационно не выделяются: · Потому, что · Оттого, что · Для того, чтобы · Несмотря на то, что

Точка Также диктует остановку: она обозначает окончание мысли. Остановка должна быть более длительной, чем у запятой. Для передачи законченности мысли голос перед точкой при чтении следует понижать. В конце всего текста следует сильно понизить голос. Этот период длительного понижения дает человеку понять о полном завершении прочитанного: Днем редко увидишь сову. //Всё-таки это ночная птица.//

Двоеточие. Многоточие Двоеточие Этот знак препинания тоже предусматривает понижение голоса и длинную паузу. В данной ситуации изменение тона означает, что следует обратить внимание на последующих словах. Многоточие Многоточие используется при обозначении недосказанности или прерванности мысли. При чтении текста перед многоточием голосом следует это показать без повышения или понижения голоса. Должно создаться впечатление незавершенности мысли или предложения: Мне послышалось, что он заплакал:// а надо вам сказать,/ что Азамат был преупрямый мальчишка и ничем, бывало, у него слёз не выбьешь,/ даже когда он был помоложе….

Знак вопроса. Восклицательный знак Знак вопроса При вопросительном знаке голос следует повысить именно на вопросительном слове, иначе фраза будет звучать не вопросительно, а утвердительно. Знак восклицания выражает сильные эмоции: · Восторг · Радость · Удивление · Утверждение · Досаду При передаче этих чувств интонацию следует повысить, силу тона увеличить, а голос повысить (но не переходя в истерику) Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Тире. Точка с запятой Тире Это знак заменяет отсутствие слова или добавочный характер следующей после тире информации. Оно требует недлительной остановки, чтобы осмыслить недостающее слово. Если тире обозначена с двух сторон вставная конструкция, то следует изменить и тембр голоса. Чтение/ - вот лучшее учение. Точка с запятой Ставиться между самостоятельными предложениями, близкими по содержанию. При этом знаке следует остановиться и понизить голос, сделать недлительную паузу, а после него читать как новое предложение. Сквозь обнажённые,/ бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо;// тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями.

Кавычки. Скобки Кавычки В них берутся цитаты, прямая речь, различные выражения, названия, слова, требующие выделения в тексте и наделенные особым смыслом. Чтобы не сливаться со всем текстом, выделяются изменением тембра голоса и силой произношения. Скобки В них заключаются пояснительные выражения и слова, дополняющие и уточняющие основную мысль, но выпадающие из синтаксической структуры. Они произносятся как бы между прочим, чтобы не было прервано течение основной мысли. Произносить их следует легче, чем остальные слова, изменив тембр голоса: Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Задание № 2 ПЕРЕСКАЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный в задании 1 текст, дополнив его высказыванием. Время подготовки – 1 минута Время ответа – 3 минуты

Полёт Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королёва – выдающегося конструктора и учёного, работавшего в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль "Восток-1", доставивший Гагарина на орбиту. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва о Юрии Гагарине: Задание № 2 «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…» Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. У Вас есть одна минута на подготовку. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Рекомендации Сначала учащиеся должны прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно! Последовательность подготовки к пересказу: самостоятельно прочитать текст и сформулировать его основную мысль; пронумеровать количество абзацев; выделить ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста; установить причинно-следственные связи между событиями; пересказать текст, логично и уместно включив приведенное высказывание.

Желателен подробный пересказ (НО в задании не указывается, сжатый или близкий к тексту должен быть пересказ). Во время подготовки учащиеся могут делать записи: план текста, ключевые слова, имена, даты – и во время пересказа пользоваться этими записями. Цитату, которую нужно вставить в текст, заучивать или записывать не надо. Вариант вставки цитаты в текст может быть не один! Цитату нельзя просто «прилепить» к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию. Уместно (но необязательно!) при включении цитаты пользоваться « подводными » словами, например: «Оценивая вклад … (имя героя текста) в … (его дело), … (автор цитаты) говорил… «… (автор цитаты) высоко ценил … (герой текста) и говорил, что …» и. п. А можно просто воспользоваться одним из способов цитирования:

Способы цитирования

Важно! При подготовке к выразительному чтению и пересказу надо наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты). Чтение цитаты - первое чтение текста (лучше шёпотом, четко проговаривая слова) Второе чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях + обозначение (записывание на черновик) абзацев, имен, дат, ключевых слов Выразительное чтение текста (выполнение задания 1) Повторное чтение цитаты + чтение текста с обозначением места и способа цитирования Последнее чтение текста + сверка с записями Пересказ текста (выполнение задания 2)

№ Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Баллы П 1 Сохранение при пересказе микротем текста Все основные микротемы исходного текста сохранены 1 Упущена или добавлена одна микротема или более 0 П 2 Соблюдение фактологической точности при пересказе Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 П3 Работа с высказыванием Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0 П 4 Способы цитирования Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0 Максимальное количество баллов 4 прослушивание

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Монологическое высказывание

ЗАДАНИЕ 3 Монологическое высказывание Выберите одну из тем для беседы Темы для монолога

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Диалог

Задание 4. Диалог В рамках диалога должны быть заданы три вопроса. Круг возможных вопросов для диалога К теме 1 «Праздник» 1) Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)? 2) Когда можно сказать, что праздник удался? 3) Вы больше любите праздник или подготовку к нему? Почему? К теме 2 «Поход (экскурсия)» 1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)? 2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)? 3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)? К теме 3 «Мода» 1) Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»? 2) Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны? 3) Приведите пример отрицательного влияния моды. Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны? 4) Что на сегодняшний день Вы считаете модным в одежде? Это важно для Вас? За что можно уважать человека?

Критерии оценивания диалога (Д). Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Дан ответ на вопрос в диалоге. 1 Ответ на вопрос не был дан или дан односложный ответ. 0 Максимальное количество баллов 1 Выполнение коммуникативной задачи оценивается для всех вопросов. Речевое оформление оценивается в целом по трем ответам. Максимальное количество баллов за диалог – 2.

Спонтанная (неподготовленная) речь Спонтанная речь - разновидность устной речи в диалогической форме, отличающейся тем, что участники диалога не готовятся к акту общения, не обдумывают заранее того, что намереваются высказать. [Антипова А.П.]. Спонтанная речь - это наиболее естественное проявление самопроизвольной разговорной речи, характеризующейся неподготовленностью, непринужденностью и непосредственностью общения [Вишневская Г.М.]. Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь. [Девкин В.Д.]. Спонтанность речи является целевой характеристикой обучения устной речи.

ТЕМЫ ОБЩЕНИЯ Темы, актуальные для говорящего с сфере его личных интересов и межличностных отношений (человек и его личная жизнь, работа, профессия, образование, воспитание, свободное время, увлечения) Темы социально-культурного характера (человек и общество, человек и наука, человек и искусство) Темы общегуманитарной проблематики (человек и окружающая среда, духовное развитие человека); Темы профессиональной направленности (ученик как субъект учебной деятельности)

Что такое диалог? Целенаправленный характер речевой деятельности, когда человек стремится своими высказываниями воздействовать на собеседника. Мотивированный характер речевой деятельности, так как к нему побуждает что-то личное. Объяснение какого-либо факта, доказательство, умозаключение, вывод, обобщение. Наличие каких-то взаимоотношений с собеседником, образующих ситуацию общения. Развернутые ответы на вопросы по выбранной в 3 задании теме.

Подготовка к диалогу Задача: предъявить информацию и аргументировать ее Внимательно выслушайте вопрос Выделите ключевые слова Избегайте односложных ответов: «да», «нет», «конечно». Используйте СПП: обоснование и тезис связываются союзами потому что, так как, поэтому, таким образом, итак, следовательно Смягчайте: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», «можно с уверенностью сказать», «во-первых», «во-вторых», «наконец» и т. п. Обратите внимание на последний вопрос, так как он требует наиболее развернутого ответа

Ведение диалога Убираем односложные ответы из речи («да», «нет») и повышаем ее качество. Ответы должны быть развернутыми. Развернутый ответ – ответ, в котором повторяются все элементы вопроса, желательно содержание большего количества данных. Развернутый ответ – это суждение, вызванное вопросом. Развернутое высказывание – это последовательное изложение, связное, законченное.

Алгоритм работы Определяю основную мысль вопроса и отвечаю: Так это или иначе? По какой причине? Отчего это происходит? и т.п. Создаю суждение, объясняющее или доказывающее основную мысль. Задаю вопрос к выводу: Что следует из моих рассуждений? Какой отсюда следует вывод? (Следовательно, таким образом, значит)

Работа на уроках 1 . Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы. 2. Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии). 3. Участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики - стимулы; умение запросить дополнительную информацию); диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику). Рекомендуемый объём диалогического высказывания: не менее 3 реплик (диалог–запрос информации) ; не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).

1)Нужна ли в школе обязательная форма одежды? Вариант ответа: Да, обязательная форма одежды в школе нужна, потому что строгий стиль создает деловую атмосферу, необходимую для занятий. 2) Есть ли у вас в школе форма? Вариант ответа: Конечно, у нас в школе есть форма, но не все ученики любят ее носить. 3)Есть ли необходимость требовать ношение школьной формы? Вариант ответа: Да, я считаю,есть необходимость требовать ношение школьной формы, так как, во-первых, она помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива, во-вторых, убирает социальные различия между бедными и богатыми. Следовательно, неплохо было бы ввести её в школе как обязательную форму одежды.

Литература ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому языку. М., 2017 Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. - Улан-Удэ, 1974. Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. – Екатеринбург, «Сократ», 2012 Материалы сайта http://licey.net Егораева Г.Т. ОГЭ Тренажёр: подготовка к устной части. Раздел «Говорение». – М., 2018

Что обязательно надо помнить ученику выпускник 9 класса вправе готовиться и отвечать 15 минут

Схема оценивания заданий 1, 2 для эксперта (прилагается к демоверсии)

Схема оценивания заданий 3, 4 для эксперта (прилагается к демоверсии)

Листы оценивания

Задание 1 Выразительное чтение текста вслух 2 минут ы на подготовку

Оценка выполнения задания 1 Критерии оценивания чтения вслух Баллы Критерий 1. Интонация чтения Интонация учащегося соответствует пунктуационному оформлению текста 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста 0 Критерий 2. Темп чтения Темп чтения соответствует коммуникативной задаче 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче 0 прослушивание

Задание 2 Пересказ прочитанного текста (с дополнением его цитатой) 1 минута на подготовку

Оценка выполнения задания 2 Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Баллы Критерий П1 . Сохранение при пересказе микротем текста Все основные микротемы исходного текста учащийся сохранил 1 Учащийся упустил или добавил одну или более микротем 0 Критерий П2. Соблюдение фактологической точности при пересказе Фактических ошибок, связанных с пониманием текста нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 Критерий П3. Работа с высказыванием Высказывание учащийся включил в текст во время пересказа уместно, логично 1 Высказывание включил в текст при пересказе неуместно и нелогично, ИЛИ высказывание не включил в текст при пересказе 0 Критерий П4. Способы цитирования Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) Максимальное количество баллов- 4 0

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 Критерии оценивания правильности речи в заданиях 1 и 2 Баллы Г Соблюдение грамматических норм -грамматических ошибок нет -допущены грамматические ошибки (1 и более) 1 0 О Соблюдение орфоэпических норм - орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слова с поставленным ударением) -допущены орфоэпические ошибки (2 и более) 1 0 Р Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок Допущены речевые ошибки (4 и более) 1 0 ИСК Искажение слов Искажений слов нет Допущены искажения слов (одно и более) 1 0 Максимальное количество баллов - 4

Общий балл за выполнение заданий 1 и 2

Задание 3 Монологическое высказывание 1 минута на подготовку 3 минуты на монолог

Оценка выполнения задания 3 Критерии оценки монолога Баллы Критерий М1 . Выполнение коммуникативной задачи Учащийся справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют 1 Предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но привёл менее 10 фраз по теме высказывания, и/или допустил фактические ошибки 0 Критерий М2. Учёт речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации 1 Условия речевой ситуации не учтены 0 Критерий М3. Речевое оформление Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью: логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более) 0 3 балла – максимум за монолог прослушивание

0 минут на подготовку 3 минуты на диалог Задание 4 Диалог с экзаменатором-собеседником по выбранной учащимся теме

Оценка выполнения задания 4 Критерии оценивания диалога Баллы Д1 Учащийся справился с коммуникативной задачей. Ответил на вопрос в диалоге 1 Не ответил на вопрос в диалоге или ответ односложный 0 Д2 Учёт условий речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации Условия речевой ситуации не учтены 1 0 Максимальное количество баллов – 2 прослушивание

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) баллы Г Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет Допущены грамматические ошибки (1 и более) 1 0 О Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических норм нет, или допущено не более 2 орфоэпических ошибок Допущены орфоэпические ошибки (три и более) 1 0 Р Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок Допущены речевые ошибки (4 и более) 1 0 РО Речевое оформление Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции 1 0 Максимальное количество баллов - 4

Общий балл за выполнение заданий 3 и 4

Спасибо за внимание. Успехов в работе!

Основное общее образование

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9) (углуб.)

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Линия УМК А. Д. Шмелева. Русский язык (5-9)

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе: требования, подготовка, условия

Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования в 2019 году стал обязательным. Его успешная сдача является обязательным условием допуска девятиклассника к ОГЭ.

Об особенностях проведения экзамена рассказывает заместитель директора Центра филологического образования корпорации «Российский учебник» Елена Шмакова:

– Необходимость во введении устного собеседования появилась после принятия Концепции преподавания русского языка и литературы и связана с формированием коммуникативных навыков. Основной акцент делается на оценке спонтанной речи, поэтому на подготовку отводится минимум времени.

В настоящее время корпорация «Российский учебник» разрабатывает пособия для подготовки к устному собеседованию, которые планируется выпустить в сентябре.

Тетрадь предназначена для использования в комплекте с входящим в систему "Алгоритм успеха" учебником "Русский язык. 9 класс" под редакцией А. Д. Шмелёва. Материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов "Правописание" и "Культура речи".

Купить

Сроки проведения устного собеседования в 2019 году:

Типы заданий:

  • выразительное чтение текста вслух;
  • пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
  • монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
  • диалог с экзаменатором-собеседником.

Система оценивания:

Общий итог: зачет/незачет
Максимум для каждого задания: от 2 до 4 баллов в зависимости от типа задания
Суммарный максимум: 19 баллов
Минимум, необходимый для получения зачета: 10 баллов

Дополнительные баллы ставятся за соблюдение правил и норм литературного языка и за речевое оформление высказываний при выполнении 3 и 4 заданий (в монологе и диалоге).

Учитель выставляет оценки в специальный бланк непосредственно в процессе ответа в соответствии с установленными критериями.

В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

Скачать методические рекомендации по оцениванию ответов учащихся на сайте ФИПИ (ZIP)

Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними.

Купить

Время собеседования:

На подготовку к каждому из четырех заданий отводятся 1–2 минуты .
Все собеседование длится не более 15-16 минут .

Место проведения:

Девятиклассники будут проходить собеседования в своих школах.

Примеры заданий

Задание 1

Чтение вслух в основном текстов научно-публицистического характера.
Время на подготовку: 2 минуты .
Оценка: от 1 до 2 баллов .

1. Экзаменатор-собеседник предлагает ученику ознакомиться с текстом для чтения вслух и обращает его внимание на то, что текст предназначен для выполнения двух заданий – 1 и 2. Ученик в это время читает текст про себя. Этап занимает не более 2 минут.

2. После подготовки по напоминанию экзаменатора ученик читает текст вслух, а экзаменатор внимательно слушает его.


Внимание: Учитываются темп чтения, интонации, паузы в нужных местах, смысловые акценты.

Все тексты, используемые на собеседовании, посвящены выдающимся личностям: Циолковскому, Пирогову, Гагарину и др. Стоит отметить, что это не только люди, имена которых уже давно вошли в историю, но и наши современники, например, доктор Лиза.

Как показало тестирование, понимание текста, участие в беседе и выстраивание монолога могут вызвать проблемы, поскольку нынешние подростки не очень интересуются новостями. Следовательно, учитель должен больше внимания уделять работе с текстами современной тематики.

Рабочая тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, поможет учителю объективно диагностировать предметные и метапредметные результаты освоения школьниками учебной дисциплины в формате входного, тематического и итогового контроля, учащимся - вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку, прибегая к самопроверке, а родителям - организовать работу над ошибками учащихся в домашних условиях.

Купить

Задание 2

Пересказ прочитанного текста , который необходимо дополнить своими комментариями, размышлениями.
Время на подготовку: 2 минуты.
Оценивается от 1 до 4 баллов .

1. Экзаменатор переключает ученика на другой вид работы – пересказ, объясняет, что участник собеседования имеет право пользоваться дополнительной информацией, необходимой для выполнения задания. Девятиклассник готовится к пересказу не более 2 минут.

2. Экзаменатор забирает у ученика текст и слушает пересказ, эмоционально реагируя на него. Ответ девятиклассника должен занять не более 3 минут.



Внимание: Необходимо выделить главную тему текста и подтемы. При пересказе за уход в сторону от темы баллы снижаются.

Задание 3

Монолог на одну из предложенных тем . Ученику предлагается несколько тем на выбор (например, праздник, поход, мода). Обычно к этому заданию прилагается фотография или рисунок и план пересказа.

Время на подготовку: 1 минута
Время ответа: не более 3 минут
Оценивается от 1 до 3 баллов .

1. После завершения пересказа экзаменатор забирает у ученика материалы, по которым выполнялись первые два задания, и поясняет, что задания 3 и 4 будут иметь общую другую тему.

2. Экзаменатор предлагает ученику выбрать тему беседы из предложенных вариантов и дает ему соответствующую карточку. Задача педагога – предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание должно занимать не более 3 минут.

3. Ученик отвечает по теме выбранного варианта, а экзаменатор внимательно и эмоционально его слушает.



Внимание: Нужно осветить все пункты плана, показать свое умение вести связную монологическую речь, способность последовательно, логично, аргументированно излагать свои мысли.

Задание 4

Диалог с экзаменатором на эту же тему, которая была выбрана самим учащимся при выполнении третьего задания.

Оценивается максимум в 2 балла .

Педагог задает вопросы для диалога, в том числе отличающиеся от тех, которые предложены в КИМ, и эмоционально поддерживает ученика в процессе диалога, который занимает не более 3 минут.



Внимание: Проверяются умение давать развернутый ответ на выбранную тему и лексический запас учащегося.

Что может предложить в помощь учителю корпорация «Российский учебник»?

– ФГОС и Концепция преподавания русского языка и литературы требуют формирования коммуникативных навыков, поэтому введение новой формы итоговой аттестации было предсказуемо. Каждый учитель в принципе к этому готов: он занимается отработкой устной речи учащихся на уроках.

Все учебники, выпускаемые нашим издательством, соответствуют современным требованиям к развитию речи. Это УМК под ред. М. М. Разумовской, В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, новый УМК под ред. А. Д. Шмелева. Все перечисленные издания так или иначе готовят к новой форме итоговой аттестации, поскольку работа с текстом – обязательная часть многих заданий. Например, учащимся предлагается придумать заголовок к тексту, разделить его на основные части, составить план пересказа. Специальные пособия для подготовки к собеседованию будут выпущены в сентябре 2018 года.

При обновлении учебников все больше вводится устных заданий, соблюдается пропорция – 30% устных, 70% – письменных заданий. Хотя, наверное, правильнее было бы соблюдать пропорцию 50% на 50%.

Обратите внимание при подготовке на наши материалы: Рабочая программа по русскому языку к УМК Разумовской М.М. для 5-9 классов Рабочая программа по русскому языку к УМК Гусаровой И.В. для 10-11 классов . Доступно к просмотру и бесплатному скачиванию.



Кадры