Что такое тема и основная мысль произведения. Умение систематизировать материал. Определяем главную мысль текста

Изучая текст, будь то художественный роман, научная диссертация, памфлет, стихотворение, анекдот, первое, чем задается читатель, перебирая слова и предложения, - о чем здесь написано, что хотел выразить автор набором именно этих слов? Когда сочинителю удалось полностью раскрыть свой замысел, понять его нетрудно, основная мысль текста понятна уже в процессе чтения, и лейтмотивом проходит через все повествование. Но когда идея сама по себе эфемерна, да еще выражена не буквально, а метафорами, образным описанием, понять автора бывает довольно трудно. Каждый читатель увидит в главной идее текста что-то свое, близкое, в зависимости от его мировоззрения, уровня положения в обществе. И весьма вероятно, что узнанное и понятое читателем будет далеким от такого понятия, как основная мысль текста, которую пытался вложить в произведение сам автор.

Важность определения главной идеи

В большинстве случаев общее впечатление складывается еще до того, когда прочитана последняя фраза, а высокие идеи сочинителя, с которыми он принимался за работу, остаются непонятыми или до конца непознанными. В этом случае обывателю очень трудно понять восторги своих приятелей или положительные рецензии уважаемых экспертов на это произведение. Недоумение по поводу того, что кто-то в нем нашел что-то особенное, а кто-то нет, способно в лучшем случае озадачить, в худшем - сформировать некий Последнее касается особо впечатлительных читателей, а таких немало. На произведения, вызвавшие полярные отзывы, стоит обратить особое внимание и понять, чем эти впечатления вызваны.

Необходимо определить основную мысль текста. Какэто сделать? Для начала следует ответить на несколько вопросов: «Что хотел выразить и донести до читателя автор в своем произведении, что заставило его взяться за перо?» Определить задачи, которые ставил перед собой писатель, журналист или публицист, можно, опираясь на сопоставление времени написания текста и времени, куда перенес автор события, в нем описанные.

Характерные примеры определения основного в тексте

Довольно характерным примером этого метода познания является бессмертное и гениальное произведение Михаила Булгакова «Собачье сердце». В каждом предложении, цельном отрывке - аллегорическое отношение писателя на происходящие в стране события после революции 1917 года. Здесь тема и главная мысль текста завуалированы под неправдоподобное превращение одной живой особи в другую под воздействием вмешательства внешних факторов. Отношение Булгакова к глобальным преобразованиям в государстве и умах его граждан выражены как нельзя более точно и откровенно. Он донес до читателя свою позицию через стилистическую подачу текста, освещение всего круга проблем, возникших в стране на тот период, на примере частной жизни обитателей отдельно взятой квартиры и их отношениях с окружающими. Сопоставив важные и второстепенные события, описанные в повести и происходящие в стране, понять, как найти основную мысль текста можно через изложение этих событий автором.

Равнение на автора

Кроме приведенного примера по определению главной идеи в произведении, существует несколько способов общего характера, без привязки к конкретному автору и его работе. Самый обычный - внимательное прочтение текста и выделение нескольких главных ассоциаций, возникших в процессе чтения. Если с первого раза удалось понять автора и то, о чем он пишет, спешить с утверждением, что основная мысль текста найдена, не стоит. Лучше одним-двумя предложениями передать свое понимание темы, а затем перечитать произведение еще раз. Если убежденность, что с первого раза все было понято правильно, утвердится, значит, основная мысль текста изложена доходчиво и с идеальной подачей. Но если при каждом последующем прочтении будут возникать все новые и новые ассоциации, следует попытаться более глубоко проникнуть в изложенное и попутно ознакомиться с рецензиями на это произведение автора. Вполне вероятно, что кроме него самого, никто больше ничего и не понял. А в этом случае выбрать метод, как найти основную мысль текста, бывает невозможно.

К счастью, произведений для широкой публики, не поддающихся анализу и разумному восприятию, крайне мало, и подобные трудности могут возникнуть при ознакомлении с темами узкого специфического характера, но они, как правило, вызывают интерес у определенного круга читателей, образ мыслей и жизни которых близки главной теме этих произведений.

Если тему задает сам автор

Итак, вернемся к общему правилу определения основной мысли текста. Перечитав произведение два-три раза, если возможность, желание и необходимость этого требуют, важно точно понять, о чем в нем идет речь и пересказать его суть. Иногда главное в тексте скрыто наслоением чрезмерно пышных и цветистых фраз, все зависит от стиля подачи темы автором. Но если удалось сформулировать главное одной короткой и лаконичной фразой, значит, автору удалось донести до читателя свое отношение к описываемым событиям или героям.

От заголовка к тексту

Иногда главная мысль произведения заложена в его оглавлении. Встречается это довольно часто. Порой название является ключом ко всему произведению, и в этом случае метод, как определить основную мысль текста,заключается в выражении развернутой Например, тема романа Николая Чернышевского «Что делать?» определяется прямым ответом на поставленный вопрос в его оглавлении или в характерных главах, описывающих сны Веры Павловны. В названии романа в конце словосочетания и есть ключ к поиску основной мысли. Если в названии текста есть собственные имена, отношение к ним, сложившееся после прочтения, - тоже ключи определения главного в изложенном.

Читать и думать

И напоследок, еще один характерный способ того, как определить основную мысль текста.Для этого необходимо понять, какие выводы из того, о чем шло повествование, делает сам автор. Это может быть оформлено как некий итог, к которому автор вел читателя, и в конце произведения несколькими фразами подвел черту под своей идеей. На примере морали в баснях видно, что в подобных случаях главная мысль определена самим автором, а читателю остается либо согласиться с нею, либо нет.

В тестах по русскому часто встречаются задания типа "Прочитайте текст. Определите его тему". Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах "спотыкаются" многие выпускники при сдаче ЕГЭ и даже студенты вузов.

Определение

Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.

Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:

  • Л. Н. Толстой, "Анна Каренина" — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
  • Г. Троепольский, "Белый Бим Чёрное ухо" — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
  • М. А. Булгаков, "Собачье сердце" — опыт по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
  • А. Грин, "Алые паруса" - жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
  • А. Дюма, "Три мушкетёра" — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.

Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, "Война и мир", "Три товарища", "Ромео и Джульетта", "Приключения Тома Сойера").

Тема, идея, проблема: в чём разница?

А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия "основная мысль" и "проблема текста", очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.

Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.

На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.

Тема Идея (основная мысль) Проблема
Суть Что описывается в тексте (события, люди, явления и т. д.) Цели и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя Глобальный вопрос, о котором рассуждает автор
На какие вопросы отвечает О чём рассказывается в произведении? Что я чувствую в этот момент? О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст?
Кто является главным героем? Как должен поступить в этом случае хороший человек? Почему герои оказались в такой ситуации?
Где и когда происходят события? Какие выводы нужно сделать из этой ситуации? На что нужно обратить внимание современному обществу?
Особенности "Репортаж" о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувств Личное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиям Есть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование
Не содержит субъективных оценок Может содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильно Не привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты - религиозные, политические, социальные
Перечисляет факты — кто, что и почему сделал Демонстрирует позицию автора касательно проблемы текста - в чём причина, как это влияет на общество и т. д. Выражена в форме вопроса
Примеры Прогулка по Санкт-Петербургу Петербург - город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя история Почему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя?
Спасение бездомного щенка Заботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества - умение сопереживать, доброту и ответственность Кто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных?
Важность правильного питания Для здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп - мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злаки Можно ли в современном мире вести здоровый образ жизни?

"Вечные" темы

Люди всегда пишут о том, что происходит вокруг них, поэтому у каждого исторического периода есть свои характерные темы. Так, сейчас мало кто возьмётся описывать события Октябрьской революции или тяготы жизни крепостных.

Однако говоря о том, как определить основную тему текста, нужно отметить, что есть так называемые "вечные" темы — те, в которых во все времена читатели будут узнавать свои переживания и проблемы:

  • любовь, зарождение нежных чувств и горечь расставания;
  • отцы и дети (столкновение ценностей и взглядов разных поколений);
  • противостояние добра и зла;
  • дружба и предательство;
  • взросление и становление личности — как жизненные обстоятельства меняют характер и взгляды.

Эти темы так или иначе прослеживаются практически во всех художественных текстах. Поэтому, выполняя анализ, подумайте о том, какие общечеловеческие ценности и проблемы затрагивает автор.

Как определить тему текста за 5 минут

1. Перечитайте заголовок . В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.

2. Изучите текст. Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.

3. Выпишите ключевые предложения . В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.

4. Сократите . Теперь ваша задача — "выкинуть" из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.

5. Распределите словосочетания по значимости . Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.

6. Сформулируйте тему . За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, "Как научиться прощать" или "Целительная сила классической музыки").

Работа с текстом - это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

и критерии

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия "текст". Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов.

Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст - это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной - единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея - то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова "Мартышка и очки". Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста - связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак - смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев - столько микротем.

с текстом?

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы - например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема - любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь - всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, "Нищий"), любовь - самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

Орфография - совокупность правил, которые определяют единообразную передачу на письме звучащей речи.

Описание это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Повествование это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.

План самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок.

Пунктуация - собрание правил, регулирующих постановку знаков препинания.

Предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них. Может быть простым или сложным.

Период – сильно распространённое предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации распадением на две части: повышение и понижение.

и коммуникативной сторон речевой деятельности.

Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Речевая коммуникация – единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности.

Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Реплика – высказывание говорящего в диалоге.

Речь – конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.

Разговорная лексика - слова, свойственные повседневной, обиходной речи, имеющие признаки непринужденности и поэтому не всегда уместные в речи книжной.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Рецензия – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

Сообщение - процесс и результат порождения речи, т.е. текст

Сложное синтаксическое целое – группа тесно взаимосвязанных самостоятельных предложений, образующих особую синтаксическую единицу более высокого порядка, чем отдельное предложение.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении, предложений в сложное предложение, а также и самые словосочетания, предложения – их типы, значения, функции.

Слово - важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающих на них. Основное назначение слова - называть предметы окружающего нас мира.

Словосочетание – два или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматически. Оно состоит из главного и зависимого слова.

Служебные слова – слова, служащие для связи знаменательных слов между собой, простых предложений в составе сложного.

Слог - один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Стили речи – совокупность языковых средств выражения, реализующаяся в речи для обслуживания определенного содержания. Выделяют пять стилей: разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный, научный.

Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.Основные признаки – стилевое единство, цельность, связность.

Тема – это то, о чем идет речь; основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое.

Термин – слово или словосочетание, которое выражает и формирует профессиональное понятие и служит для однозначного взаимопонимания между специалистами определенной области науки: право, закон, судья, постановление (юридические термины).

Главная, основная мысль произведения

Альтернативные описания

Высокая мысль

Главная, основная мысль произведения

Мысль, которая осеняет далеко не всех

Мысль, намерение, план, замысел

Определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы

Основная мысль литературно-художественного или научного произведения

Понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности

Среди главных трудов русского философа Николая Бердяева есть и «Русская...»

То, чего нельзя объяснить идиоту, и то, чего из его башки ничем нельзя вышибить

То, что лежит в основе любого начинания

Умствование, которое, как показала история, не дай бог, если овладеет массами

Хорошее предложение

Доминанта

Созрела среди извилин

Мысль, претендующая на исключительность

Приходит на ум, а до того - витает в воздухе

Мысль хорошая и вовремя

Плод, созревший среди мозговых извилин

Всемогущая мысль

Она свежая у новатора

Идефикс

Продукт человеческого мышления

Осеняющая мысль

Мысль, готовая к воплощению

Женское имя

Основная линия сюжета

Супермысль

Навязчивая...

Новаторская мысль

Плод мышления

Замысел

Светлая мысль

Продукт мышления

Творческое начало

Супер-мысль

Что такое доминанта?

Умствование

. «эврика!»

Задумка

Посетительница головы

Визит вдохновения

Она приходит при наитии

Внезапное понимание того, как поступить

Замысел, представление, намерение

Лейтмотив

Гениальная «мысля»

Гениальное предложение

Бывает навязчивой

Главная мысль, план, озарение

Мысленный образ

Внезапно осенившая мысль

Пришла в голову

Навязчивая конструктивная мысль

Отличная мысль

Конструктивная мысль

Прекрасная мысль

Внезапная конструктивная мысль

Главная мысль

Она бывает с приставкой «фикс»

Великолепная мысль

Светлый замысел

Добыча «Мозгового штурма»

Концепция произведения

Выдающаяся мысль

Замечательная мысль

Отличный замысел

Замечательный замысел

Гениальная мысль

Исходная мысль

Рационализаторская...

Мысль-озарение

Мысль, намерение, план

Мысль, замысел, намерение

Мысленный образ чего-нибудь, понятие о чём-нибудь

. "Эврика!"

Гениальная "мысля"

Добыча "Мозгового штурма"

Ж. лат. понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; намеренье, замысел. Идеология ж. мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли. Идеал м. мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта. Идеаловый, к идеалу относящ.; идеальный, воображаемый, думный, мысленный; первообразный, прообразный или началообразный. Идеальность противоположна реальности, мыслимый первообраз насущному. Идеалист м. -тка ж. умствователь, кто увлекается несбыточными на деле выдумками; мечтатель, мнитель. Идеализм м. философия, основанная не на явлениях вещественного мира, а духовного или умственного. Наклонность человека к мечтательности этого рода

Мысль - озарение

Она бывает с приставкой "фикс"

Среди главных трудов русского философа Николая Бердяева есть и "Русская..."

Что такое доминанта

Озарение серого вещества



Доверенности