Правила применения простой электронной подписи. Средства электронной подписи. Юридическая сила электронного документа

С широким распространением электронных технологий и сети Интернет актуальным становится вопрос о возможности удостоверения той или иной документации электронным способом. Существует явление так называемой Что это такое? Поможет ответить на данный вопрос ФЗ-63 "Об электронной подписи" от 25.03.2011 г., который будет подробно рассмотрен в этой статье.

Общие положения ФЗ

Что представляют собой электронные подписи? ФЗ-63 об этом гласит в статье 2. Согласно закону, это специальные виды информации, закрепленные в электронной форме. Такая информация присоединяется к другой в целях определения личности составителя. Таким образом, представленный нормативный акт призван регулировать отношения в сфере использования подписей электронного типа для юридического закрепления совершаемых гражданско-правовых сделок, услуг муниципального или государственного характера и т.д.

Электронные подписи выражаются в виде специальных сертификатов, в которых содержатся ключи. Выдаются такие сертификаты соответствующими инстанциями для дальнейшего их использования. Соответственно, владельцами таких сертификатов являются лица, нуждающиеся в юридической регистрации тех или иных документов.

Способы регистрации документов

В статье 5 ФЗ-63 "Об электронной подписи" закрепляются основные виды подписей. Первое, что здесь стоит выделить, это разделение на подпись простого и усиленного типа. Усиленная, в свою очередь, бывает квалифицированной и неквалифицированной.

Начать стоит с характеристики простой подписи. Это разного рода коды, пароли и прочие средства. Они подтверждают факт формирования подписи электронного уровня. Простая применяется, как правило, при заключении "легких" сделок, а также соглашений, не считающихся крупными. При этом право выбора подписи дается участникам процесса по передаче документа.

Сложная подпись неквалифицированного типа предназначена для следующих операций:

  • криптографического преобразования информации;
  • определения лица, который получает электронный документ;
  • обнаружения факта внесения изменений в документ электронного типа.

Подтверждение документа в виде росписи квалифицированного сложного типа, согласно ФЗ-63 "Об электронной подписи", необходимо для проведения следующих действий:

  • проверки росписи в сертификатах квалифицированного характера;
  • формирования и проверки росписей в отдельных документах, перечень которых приведен в рассматриваемом ФЗ.

Таким образом, все подписи электронного типа делятся на простые и сложные. Применение их будет зависеть от степени значимости того или иного дела. Чуть более подробно про использование простой электронной подписи будет рассказано далее.

Об электронных подписях простого типа

Закон № 63-ФЗ "Об электронной подписи" в статье 9 закрепляет информацию об использовании подписи простого уровня. Электронный документ может быть заверен при помощи такого варианта в следующих случаях:


Все документы или нормативные акты, которые регистрируются при помощи электронной подписи, должны содержать следующие положения:

  • обязанности лица, использующего ключ простого типа, соблюдать строгую конфиденциальность;
  • правила определения гражданина, который подписывал электронный документ при помощи простой подписи.

Не допускается использование электронной подписи при оформлении документов, содержащих государственную тайну.

О признании электронных документов

В статье 6 Закона 63-ФЗ "Об электронной подписи" говорится об условиях признания документов электронного типа равнозначными бумажным. Как известно, для признания электронной документации действующей на законных основаниях необходимо грамотно и качественно оформить все элементы. Для этого государственными или прочими органами может создаваться специальная комиссия, проверяющая документы на наличие полной юридической силы.

Поэтому крайне важна и электронная подпись составителя. Для этого должен быть введен специальный код или группа кодов, соответствующая установленным ранее данным. Стоит отметить, что закон позволяет скреплять одной электронной подписью сразу несколько связанных документов.

О полномочиях государства

Статья 8 Федерального закона 63-ФЗ "Об электронной подписи" закрепляет основные нормы, в соответствии с которыми государственные федеральные и региональные органы обязаны исполнять свои полномочия в рассматриваемой области. Так, Правительство РФ обязано:

  • формировать аккредитационные комиссии и осуществлять контрольно-надзорную деятельность за центрами, в чьи полномочия входит выдача и принятие электронных подписей;
  • осуществлять функции головного удостоверяющего центра в отношении аккредитованных удостоверяющих центров.

Необходимо также отметить обязанность федерального органа хранить следующую информацию:

  • реестр сертификатов квалифицированного типа;
  • адрес и наименование удостоверяющих инстанций;
  • перечень аккредитованных центров.

Федеральный орган должен устанавливать требования к форме сертификатов, средствам электронной подписи и т.д.

Средства электронной подписи

В статье 12 рассматриваемого нормативного акта рассказывается про основные средства электронной подписи. Это, согласно закону, специальные элементы, позволяющие в точности определить факт изменения подписанного электронного документа и обеспечить практическую невозможность вычисления ключа, выступающего в роли подписи.

Что следует учитывать при создании электронных подписей? Закон говорит о следующих возможностях, достижимых с её помощью:

  • показывать при помощи технических средств подписанную информацию;
  • отображать, что документация действительно подписана;
  • указание на конкретное лицо, подписавшее документы.

В 2016 году были внесены изменения в ФЗ-63 "Об электронной подписи". Здесь стоит отметить дополнение статьи 6 частью 3.1, в которой говорится об отдельных случаях, когда подписание документа несколькими лицами представляется возможным. Изменению подверглась часть 4 статьи 6, в которой говорится о скреплении одной подписью нескольких документов.

Соглашение об использовании простой электронной подписи

1. Термины и определения

Банк - АО «АБ «РОССИЯ», лицензия Банка России № 328 от 01.09.2016.

Заявление-Анкета - заявление о предоставлении кредита/кредитной карты, документ, содержащий персональные данные Клиента и переданный Клиентом в Банк в целях заключения кредитного договора. Данные в Заявлении-Анкете могут быть изменены Банком при предоставлении Клиентом документального подтверждения.

Интернет-сайт - сайт Банка http://abr.ru/

Клиент - физическое лицо (гражданин Российской Федерации), данные которого указаны в Заявлении-Анкете.

Код подтверждения - простая электронная подпись, используемая Клиентом для подписания электронных документов, представляет собой четырехзначный цифровой код, направляется Банком в СМС-сообщении на указанный в Заявлении-Анкете номер мобильного телефона Клиента. Определение лица, подписавшего электронный документ Кодом подтверждения, производится на основе сведений, указанных Клиентом в Заявлении-Анкете, с учетом примененного Кода подтверждения.

Согласие - согласие Клиента на предоставление и получение информации в бюро кредитных историй и согласие на обработку персональных данных, выраженные путем проставления соответствующих отметок в электронной форме.

Электронная форма - электронная страница на Интернет-сайте по предоставлению кредитов.

2. Банк и Клиент вместе именуемые «Стороны», заключают соглашение об использовании простой электронной подписи (далее - Соглашение) для осуществления электронного документооборота в сети интернет при направлении Клиентом Заявления-Анкеты, содержащего персональные данные, и Согласий для рассмотрения Банком возможности предоставления Клиенту кредита/ кредитной карты. Соглашение является предложением (публичной офертой) АО «АБ «РОССИЯ» (далее – Банк) заключить соглашение об использовании простой электронной подписи между Банком и физическими лицами.

3. Стороны договорились о том, что информация в электронной форме, подписанная Простой электронной подписью Клиента (также – простая электронная подпись, аналог собственноручной подписи, здесь и далее, обозначает электронную подпись, которая посредством использования кодов подтверждает факт формирования электронной подписи определённым лицом в соответствии с положениями Федерального Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью клиента.

4. Соглашение является заключенным с момента акцепта Клиентом оферты Банка и действует бессрочно.

5. Акцептом оферты Банка являются следующие действия Клиента в Электронной форме: нажатие кнопки «Подтвердить» после ознакомления с текстом настоящего Соглашения и ввода в поле «Код подтверждения» Кода подтверждения.

6. Клиент и Банк обязаны соблюдать конфиденциальность Кода подтверждения.

7. Электронные документы, указанные в п. 2 Соглашения, подписанные Кодом подтверждения, признаются Банком и Клиентом электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.



Кадры