Определение понятия локальный нормативный акт. Значение локальных нормативных актов в жизни организации. Как принимаются локальные акты учреждения

Локальное нормотворчество - ответственный и сложный «фронт» работы. Организация деятельности по принятию локального нормативного акта заключается в том, чтобы грамотно распределить обязанности между сотрудниками: одни специалисты станут авторами документа, другие проверят его на соответствие правовым нормам, третьи правильно оформят, ну а руководителю останется только все проверить и утвердить. Внутренние документы регулируют самые разные сферы деятельности, а значит, за их разработку и оформление могут отвечать различные подразделения, в т.ч. и кадровая служба. Воспользовавшись нашими советами о том, как составить идеальный локальный нормативный акт, вы будете готовы к любому, даже самому сложному заданию руководства.

В случае нарушения этих прав граждане имеют возможность обратиться в независимые суды. В теории права термин «источник права» является термином многих значений. В юридической литературе наиболее распространенными отличиями являются. Источник знания закона - все факторы, которые могут предоставить информацию о законе; Эти источники должны иметь такие особенности, как прочность, подлинность, верность и авторитетность, такие как «Журнал законов», «Монитор польских источников права» - этот термин относится к различным факторам, иногда этот термин используется для обозначения всех факторов, влияющих на формирование таких Другие правовые положения, а иногда и обозначать деятельность законодателей или последствия их деятельности. Понятие источников права связано с термином источника закона - с помощью которого факторы, которые вызывают верховенство закона, приобретают силу верховенства закона.

Локальные нормативные акты, конкретизируя нормы трудового законодательства применительно к особенностям отдельного работодателя, создают организационно-правовую базу для индивидуального подхода к каждому работнику.

КОГДА СОЗДАЕТСЯ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ?

Трудовое законодательство предусматривает перечень локальных нормативных актов, обязательных для каждой организации. Кроме того, работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, не предусмотренные ТК РФ, но необходимые ему для регулирования трудовых отношений (ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

В качестве основы для правовых актов рассматриваются материальные условия общественной жизни, другое государство. Из-за трудностей в объяснении понятия источников права, все чаще и чаще, вместо источников права, мы говорим о способах возникновения закона, в том числе: о законе, обычае, прецеденте и контракте.

Источники общего права характеризуются общими и абстрактными правовыми нормами. Общие стандарты - это нормы, направленные на неопределенный каталог лиц путем указания признаков, в то время как абстрактные нормы определяют повторяющееся поведение определенным образом.

В Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД) ОК-011-93 (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299), представляющем собой перечень документов, разрешенных к применению в деятельности любой организации, документы, относимые ТК РФ к локальным нормативным актам, включены в класс 0200000 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации», подраздел 02520005 (табл. 1).

Источниками общеобязательного права Республики Польша являются: Конституция, законы, ратифицированные международные соглашения и нормативные акты. Источники общеобязательного права Республики Польша относятся к сфере деятельности органов, которые их создали, актов местного права.

Их публикация является условием вступления в силу законов, постановлений и актов местного права. Напротив, международная речь, ратифицированная с предварительного согласия, выраженная в законе, объявляется в режиме, предусмотренном законом. Правила об объявлении других международных соглашений изложены в Законе.

Таблица 1 Извлечение из ОК-011-23

При подготовке локальных нормативных актов необходимо учитывать, что работники, ответственные за подготовку проектов локальных нормативных актов, определяются работодателем.

Специалисты кадровой службы, как правило:

  • подготавливают проекты правил внутреннего трудового распорядка, положений о персональных данных работников, об аттестации работников, о повышении квалификации работников, об адаптации работников, о кадровой службе, должностных инструкций работников кадровой службы, графика отпусков;
  • участвуют в разработке штатного расписания, положения об оплате труда, графиков сменности и гибких графиков работы и др.

ФОРМА ЛОКАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА

Закон о обнародовании нормативных актов предусматривает следующие решения, гарантирующие возможность ознакомления с источниками права. Закон определяет правила и процедуры публикации нормативных актов и некоторых других правовых актов, а также правила и процедуры публикации официальных ежедневных газет. Правила и процедуры объявления международных соглашений и коллективных договоров определяются отдельными законами.

В официальном журнале обязательно публиковать нормативный акт. . Отдельный акт может исключать обязательство опубликовать нормативный акт без общеприменимого законодательства. Нормативные акты, содержащие общеприменимые положения, опубликованные в официальных журналах, вступают в силу через четырнадцать дней после их публикации, если только соответствующий нормативный акт не указывает более длительный срок. Нормативные акты объявляются без промедления. . В обоснованных случаях нормативные акты, в соответствии с п. 3, может вступить в силу менее чем за 14 дней, и если важная заинтересованность государства требует немедленного вступления в силу нормативного акта, а принцип демократического правопорядка не исключает его, датой вступления в силу может быть дата опубликования этого акта в официальном журнале.

При подготовке проекта локального нормативного акта составляется содержательная часть документа и определяется порядок его оформления с учетом наличия или отсутствия унифицированной формы документа, утвержденной соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Следует отметить, что большинство локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, оформляются с использованием форм, имеющих рекомендательный характер.

Положения о таинстве вступают в силу через три дня со дня их объявления. В обоснованных случаях регламент может вступить в силу менее чем за три дня, и если задержка с вступлением в силу приказа может нанести непоправимый ущерб или серьезную опасность для жизни, здоровья или имущества, то вступление в силу такого законодательства может быть заказано на дату их объявления.

При расчете даты вступления в силу нормативного акта, указанного в днях, дата публикации не принимается во внимание, за исключением случаев, когда законодательный акт вступает в силу в день публикации. Крайний срок вступления в силу нормативного акта в течение недель, месяцев или лет заканчивается истечением срока, в течение которого имя или дата соответствуют дате публикации, и если такой день в прошлом месяце не был в последний день этого месяца.

Штатное расписание и график отпусков имеют унифицированные формы, входящие в состав Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (соответственно формы № Т-3 и № Т-7).

Нормативные акты, изданные на основании устава, могут быть объявлены в период со дня опубликования соответствующего закона и до его вступления в силу; Такой акт не может вступить в силу раньше Закона. Официальными бюллетенями в значении Закона являются: Дзениник Уста Польской Республики, Дзениник Дзениник текста текста Каждое утверждение, зафиксированное в письменной форме, но также устное, является конечным и закрытым, с точки зрения содержания, целого. Подробнее Глоссарий литературных терминов, составленный из хронологических заметок, организован в хронологическом порядке, захватывая события с нынешней перспективы. Журнал законов Республики Польша, именуемый в дальнейшем «Вестник законов», публикует. Законный вестник также публикует правовые акты, касающиеся.

Словарь кадровика
Локальные нормативные акты - это акты, содержащие нормы трудового права и принимаемые работодателями (за исключение работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В нем принимают участие все граждане с активными правами голоса. Читать далее Исторический словарь, одобряющий поправку к Конституции и референдуму по всей стране. Другие правовые акты также публикуются в Журнале права, если это предусмотрено отдельными законами.

Польский монитор также сообщает. Польский монитор также публикует другие правовые акты, а также объявления, сообщения и сообщения от властей, учреждений и отдельных лиц, если это предусмотрено отдельными законами. Словацкий кордиан, эпизодический герой; рядом с священником, лидером коронационного заговора, тушащим молодого рвения и не направляя их более эффективными способами и решениями Подробнее Словарь литературных героев - высшая школа Кабинета министров может заказать.

Как известно, график отпусков на следующий календарный год утверждается ежегодно. В нашей организации довольно часто меняется и штатное расписание. Получается, что мы, отдел кадров, работаем с этими документами практически постоянно. Обязательны ли для применения унифицированные формы графика и штатного расписания? Можно ли обойтись без них, а разработать собственные формы?

Очки 1 и 2 оплачиваются. Искусство В официальной газете воеводства. . Подробнее Биологический словарь округа и авторитет коммуны, включая уставы воеводства, уезда и коммуны. В отчете отмечается ход мероприятия и комментарии к нему. Подробнее Глоссарий литературных терминов для реализации бюджета воеводства.

Таинства объявляются посредством объявлений, как это принято в этой области или в средствах массовой информации. Статья. . Датой объявления заказа считается день, указанный в уведомлении. Оглашение положений порядка в порядке, указанном в п. 1 не освобождается от обязанности публиковать их в официальном бюллетене воеводства.

Альбом форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты был разработан НИПИ статистической информации Госкомстата России во исполнение постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах». Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кадров распространяются на организации независимо от формы собственности, а формы по учету рабочего времени и расчетам с персоналом по оплате труда - на организации независимо от формы собственности, кроме бюджетных учреждений. Письмом Минюста России от 15.03.2004 № 07/2732-ЮД названное постановление Госкомстата России признано не нуждающимся в государственной регистрации.

Если число изменений в законодательстве является значительным или если в законодательство неоднократно были внесены поправки несколько раз, и использование текста Закона может быть значительно затруднено, маршал Сейма объявляет единый текст Закона. В законопроекте может быть указан крайний срок для публикации единого текста. . Власти правительственной администрации сотрудничают с маршалом Сейма в разработке текстов единообразных актов.

Единообразные тексты этих актов публикуются органом, уполномоченным на принятие законодательного акта. Единый текст объявляется в форме официального бюллетеня, в котором был объявлен нормативный акт. Термин конституция происходит от латинского слова «конституция», что означает: ложиться, устраиваться. Конституция - это нормативный акт, который занимает самое высокое место в иерархии источников права. Это правовая основа, другие нормативные правовые акты. Конституция, хотя и является законом, является основополагающим законом, поскольку она обладает определенными характеристиками, которые отличают меня от других законов.

Несмотря на необязательный характер данных унифицированных форм, специалистам кадровых служб следует учитывать, что их применение имеет ряд существенных преимуществ.

Преимущество 1. Не требуется разрабатывать формы кадровых документов.
Преимущество 2. Исключаются ошибки при документировании процедур, выполняемых кадровой службой.
Преимущество 3. Сокращается время, затрачиваемое на составление и оформление документов.
Преимущество 4. Не возникает претензий к работникам кадровых служб со стороны инспекторов ГИТ.

Особый режим конституционных изменений и высшая юридическая сила являются основой компетенции для установления обычных статутов, которые должны соответствовать Конституции. Предшествующий преамбулой вопросы политической и социально-экономической системы. Конституция изменена законом, принятым в том же виде сеймом, а затем не позднее чем через 60 дней сенатом. Первое чтение законопроекта о внесении поправок в Конституцию может состояться не ранее тридцатого дня после подачи законопроекта в Сейм.

Больше всего требуется изменить конституцию. . Изменение Конституции принимается, если большинство избирателей поддерживают это изменение. После вышеупомянутых разбирательств маршал Сейма представляет принятый закон для подписания Президенту Республики. Президент Республики подписывает закон в течение 21 дня со дня подачи и распоряжения о его публикации в Журнале законов Республики Польша.

Следует учитывать, что унифицированные формы являются типовыми и нередко требуют определенной «привязки» к особенностям работы с персоналом в конкретной организации, например внесения дополнительных реквизитов. При этом нужно помнить: все имеющиеся в унифицированных формах реквизиты, в т. ч. номер и код формы, а также наименование документа, должны оставаться без изменений (их удаление из документов не допускается!).

Законы являются нормативными правовыми актами, издаваемыми Сеймом. В иерархии правовых актов они занимают одно место ниже конституции. В юридической школе существует различие между законом. В формальном смысле каждый акт, даже законы общего характера и абстрактности, создается в «законодательном порядке» и называется «законом» в материальном смысле. и индивидуальная свобода, а также ограничение использования имущества, независимо от его ранга. Для проведения законодательной процедуры - законодательного процесса требуется эффективное законодательство.

Форматы бланков унифицированных документов являются рекомендуемыми и могут изменяться по усмотрению работодателя. При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм допускается: вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учетом значимости показателей и требующейся для них площади листа документа; включать дополнительные строки и графы, вкладные листы (вкладыши) для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Законодательная процедура включает следующие концепции. Законодательной инициативы, в соответствии со ст. 118 Конституции. . Законодательная инициатива предоставляется членам, Сенату, Президенту Республики и Совету министров. Процедура изложена в Законе.

Заявители при подаче законопроекта в Сейм представляют финансовые последствия его реализации. Законодательная инициатива по бюджетному праву - исключение. Статья 221. Законодательная инициатива в рамках Закона о бюджете, Закона о бюджете, поправки к Закону о бюджете, Закона о государственном долгу и Закона о предоставлении финансовых гарантий государством возлагается исключительно на Совет министров.

Например, унифицированная форма графика отпусков (форма № Т-7) требует включения дополнительного реквизита, подтверждающего факт ознакомления работников с данным документом после утверждения его работодателем (дополнительной графы, или строки ниже реквизита «Подпись», или приложения в виде листа ознакомления). Это обусловлено тем, что согласно абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (приложение 1 ).

«чтение» акта, согласно ст. 119. . Сейм рассматривает законопроект в трех чтениях. Право на внесение изменений в законопроект во время рассмотрения Сеймом Сеймом доступно для проектов заявителей, членов и Совета министров. Маршал Сейма может отказать в голосовании поправке, которая ранее не была представлена ​​в комитет.

Заявитель может отозвать законопроект во время законодательной процедуры в Сейме до второго чтения проекта. Согласно ст. 120 Сейм принимает закон простым большинством голосов при наличии по меньшей мере половины установленного законом числа депутатов, если Конституция не предусматривает другого большинства. В той же процедуре Сейм принимает резолюции, если иное не предусмотрено законом или постановлением Сейма.

Дополнения в унифицированные формы документов вносятся посредством издания соответствующего приказа по основной деятельности (приложение 2 ) (Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв. постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 № 20).

С позиций управленческого подхода и с учетом положений теории документоведения локальные нормативные акты относятся к управленческой документации и входят в состав документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД). В структуре данного классификатора эти документы отнесены к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД).

Обратите внимание!
Вы можете внести дополнения в унифицированные формы локальных нормативных актов, издав соответствующий приказ по основной деятельности

В конце этого года учредители планируют провести реорганизацию нашего предприятия в форме разделения. Меня обещают назначить начальником отдела кадров «новой» организации, и уже сейчас мне необходимо подготовить некоторые внутренние документы. Мы определились с абсолютно обязательными локальными нормативными актами. Так, будет разработано штатное расписание, график отпусков на следующий календарный год (так как реорганизация закончится до нового года). Необходимо также подготовить проект Правил внутреннего трудового распорядка, которыми пока решено регулировать все основные вопросы деятельности. Чтобы не повторять организационных ошибок, хотим разработать также пакет положений о структурных подразделениях и должностных инструкций. Подскажите, существуют ли какие-либо типовые формы для названных документов?

С конца 1970-х годов специалисты ВНИИ документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) неоднократно занимались разработкой унифицированных форм организационно-распорядительных документов, что нашло отражение в следующих альбомах форм:

  • Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Унифицированные формы, инструктивные и методические материалы по их применению (1980 г. с последующей переработкой в 1993 г.);
  • Государственная система документационного обеспечения управления. Сборник плакатов и учебные формы основных организационно-распорядительных документов (1991 г.).

В названных разработках специалистами в области документоведения были рекомендованы унифицированные формы таких локальных нормативных актов, как Правила внутреннего трудового распорядка (приложение 3 ), положение о структурном подразделении организации (приложение 4 ), должностная инструкция (приложение 5 ) и др. Эти формы вполне могут быть использованы и в современных условиях.

По аналогии с Правилами внутреннего трудового распорядка можно оформлять положения об оплате труда, о порядке обработки персональных данных, об аттестации работников и др.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЛОКАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА

В настоящее время имеется немало специальных изданий, где приведены образцы локальных нормативных актов. В некоторых отраслях и крупных организациях можно найти типовые и примерные документы, отражающие специфику отрасли или ведомства. Тем не менее в повседневной жизни редко встречаются идеально составленные и оформленные организационные документы. При этом особенно сильно «хромает» оформительская сторона процедуры подготовки и утверждения внутренних документов организации. Действительно, содержание локальных актов во многом обусловлено нормативными правовыми актами, на которые ориентируются составители, а вот с формой документов авторы либо незнакомы, либо игнорируют ее как вещь несущественную.

Между тем текст, как бы хорошо и грамотно он ни был составлен, становится документом только после придания ему юридической силы. Сама же процедура придания документу юридической силы связана с оформлением его определенных составных частей (реквизитов), располагаемых до или после текста.

Локальные нормативные акты, как правило, являются многостраничными документами со сложной структурой. Как и в любом документе, в локальных актах можно выделить следующие составные части: заголовочную, содержательную и оформляющую.

Заголовочная часть

Локальные акты оформляются на бланках (бланк конкретного документа, п. 4.7 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»; далее - ГОСТ Р 6.30-2003), включающих:

  • наименование организации;
  • наименование вида документа;
  • дату регистрации;
  • регистрационный номер;
  • место составления документа.

Обратите внимание!
Дата регистрации - это дата утверждения документа

Наименование организации указывается в бланке документа в строгом соответствии с тем, которое закреплено в ее учредительных документах, включая сокращенное и наименование на иностранном языке. При наличии сокращенного наименования организации сначала указывается полное, а затем, ниже или за ним, - сокращенное (в скобках).

Наименование вида документа указывается на всех служебных документах, кроме писем. Наименование локального нормативного акта пишется после наименования организации прописными буквами: ПРАВИЛА, ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.

В бланке локального нормативного акта обозначаются места расположения переменных реквизитов: дата регистрации и регистрационный номер документа .

Реквизиты бланка, как правило, имеют угловое расположение.

Сложность подготовки организационных документов и большой объем различной информации в них вызывают необходимость четкой регламентации не только формы, но и содержания таких документов. Приступая к составлению текста локальных нормативных актов, неплохо для начала определиться с его структурой - выделить обязательные разделы содержательной части. Текст внутри разделов обычно делится на пункты и подпункты, может содержать таблицы и схемы.

Обратите внимание: в типовых формах, предложенных специалистами ВНИИДАД, примерная структура текста определена (конечно же, ее можно изменить). При составлении организационных документов по типовым формам следует придерживаться следующего правила: сначала раскрываются разделы, а затем - при необходимости - добавляются дополнительные сведения, отражающие специфику деятельности конкретной организации.

Разрабатываем в своей организации положения о структурных подразделениях. Подскажите, пожалуйста, какие разделы следует предусмотреть в этих документах?

Положение о структурном подразделении (приложение 4) определяет правовой статус, задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделения. Поэтому текст Положения должен включать разделы, указанные в структуре текста типовой формы положения (табл. 2). При необходимости вы можете добавить в тексты положений сведения, отражающие специфику деятельности вашей организации: например режим работы структурных подразделений, порядок их реорганизации или ликвидации и т. п.

Обратите внимание: в соответствии с требованиями п. 3.20 ГОСТ Р 6.30-2003 в документах, устанавливающих права и обязанности организаций, их структурных подразделений, используют форму изложения текста от третьего лица единственного или множественного числа: «отдел осуществляет функции», «в состав отдела входят» и т. п.

Таблица 2 Содержание Положения о структурном подразделении

Наименование раздела Содержание раздела
Общие положения Определяется правовой статус структурного подразделения, его подчиненность, порядок назначения и освобождения от должности руководителя структурного подразделения, квалификационные требования, предъявляемые к руководителю, порядок замещения руководителя в период его отсутствия. В разделе перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должно руководствоваться структурное подразделение в своей деятельности
Основные задачи Излагаются направления деятельности данного структурного подразделения
Функции Перечисляются конкретные виды производственно-хозяйственной деятельности, закрепленные за данным структурным подразделением
Права и обязанности Указываются права структурного подразделения, необходимые для выполнения возложенных на него функций, и обязанности, которые структурные подразделения выполняют по отношению к другим структурным подразделениям предприятия и сторонним организациям
Ответственность Устанавливается в соответствии с действующим законодательством ответственность руководителя структурного подразделения за несвоевременное и некачественное выполнение структурным подразделением возложенных на него функций, неиспользование предоставленных прав
Взаимоотношения. Связи Определяются служебные взаимоотношения структурных подразделений предприятия со сторонними организациями по вопросам производственно-хозяйственной деятельности, согласования документов, совместного выполнения работ и т. д.
Организация работы Определяется порядок деятельности структурного подразделения, организации контроля и проверки деятельности подразделения, его реорганизации и ликвидации

Заголовок к тексту должен грамматически согласовываться с наименованием локального акта (например: Правила внутреннего трудового распорядка, Должностная инструкция инспектора по кадрам) или формулироваться с помощью предлога «о» («об») (например: Положение об организации испытания при приеме на работу, Положение о порядке обработки персональных данных ).

К локальному нормативному акту могут быть приложены документы. В этом случае оформляется отметка о наличии приложения . Такая отметка может иметь несколько вариантов оформления - в зависимости от конкретной ситуации (табл. 3 ).

Итак, отметка о наличии приложения включает: слово «Приложение», которое всегда употребляется в единственном числе, независимо от количества прилагаемых документов; указание на количество листов и экземпляров прилагаемого документа (л., экз.) и - при необходимости - наименование приложенных документов.

Документы-приложения должны иметь соответствующую отметку, указывающую на их связь с основным документом. Эта отметка ставится в правом верхнем углу документа-приложения и включает: слово «Приложение», при необходимости его номер (со знаком №), наименование, дату и номер основного документа (приложение 7 ).

Допускается печатать «ПРИЛОЖЕНИЕ №» прописными буквами, а также центрировать его вместе с наименованием документа, его датой и регистрационным номером относительно самой длинной строки.

Таблица 3 Варианты оформления отметки о наличии приложения

Ситуация Правила оформления отметки о наличии приложения Пример оформления отметки о наличии приложения
Приложение не названо в тексте локального нормативного акта Название документа выносится в отметку о наличии приложения Приложение: Лист ознакомления работников с Правилами на 10 л. в 1 экз.
К локальному нормативному акту прилагается несколько документов, не названных в тексте Названия документов нумеруются и перечисляются в отметке о наличии приложения с указанием количества листов и экземпляров для каждого документа Приложение: 1. Лист ознакомления работников с Правилами на 10 л. в 1 экз.
2. Перечень должностей работников с ненормиро-ванным рабочим днем на 3 л. в 1 экз.
Несколько приложений, полностью названных в тексте Указывают только вид документа, количество листов и количество экземпляров Приложение: 1. Лист ознакомления на 10 л. в 1 экз.
2. Перечень на 3 л. в 1 экз.
Прилагаемый документ тоже имеет приложение Это указывается в отметке о на-личии приложения Приложение: Инструкция по делопроизводству и приложения к ней, всего на 49 л.

Оформляющая часть

Оформляющая часть документа содержит совокупность реквизитов, подтверждающих подлинность документа и достоверность содержащихся в нем сведений. В оформляющей части располагаются также вспомогательные делопроизводственные отметки на документах, облегчающие работу с ними.

В пределах этой части локального нормативного акта группируются следующие реквизиты:

  • подпись составителя;
  • визы согласования документа;
  • отметка об исполнении документа и направлении его в дело.

Проект локального нормативного акта подписывается его разработчиком. Реквизит «Подпись» (п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003) включает: наименование должности лица, подписывающего документ (без указания наименования организации, если документ оформляется на бланке); личную подпись этого лица; расшифровку личной подписи (инициалы и фамилия).

Отделу кадров было поручено разработать и представить на утверждение руководителю Положение об аттестации работников. После всех согласований и доработок текста документ готов к утверждению руководителем организации, но начальник отдела кадров, который должен был его подписать, заболел. Может ли подписать Положение другой сотрудник?

Если должностное лицо, подпись которого предусмотрена на проекте документа, отсутствует, то документ подписывает его заместитель или лицо, исполняющее его обязанности. При этом обязательно указывается фактическая должность лица, подписавшего документ, его инициалы и фамилия. Обратите внимание: не допускается подписывать документы с предлогом «за» или с проставлением косой черты перед наименованием должности, а также заменять должность лица, подписывающего документ, записью «И. о. начальника отдела кадров».

Проекты локальных нормативных актов, как правило, согласовываются с отдельными работниками организации по усмотрению работодателя (например, заместителями руководителя организации, руководителями структурных подразделений, бухгалтерией, юристом). Согласование проекта документа с работниками организации оформляется визой согласования (п. 3.24 ГОСТ Р 6.30-2003), включающей: подпись и должность визирующего, расшифровку подписи (инициалы, фамилия) и дату подписания.

При согласовании документа возможны возражения со стороны визирующего, несогласие с представленным текстом или его частями. В этом случае виза согласования дополняется надписями: «Не согласен», «Возражаю», «Замечания прилагаются» и т. п.

При наличии у визирующего замечаний к тексту, как правило, оформляется приложение: замечания излагаются на отдельном листе, подписываются и прилагаются к документу. В дальнейшем проект документа дорабатывают до окончательного варианта.

Локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого органа) в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями. Порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ.

Факт учета мнения представительного органа работников оформляется в документе с помощью специального грифа.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. В этом случае на документе оформляется соответствующий гриф согласования.

УТВЕРЖДЕНИЕ ЛОКАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА

При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит «Гриф утверждения документа» (п. 3.16 ГОСТ Р 6.30-2003).

Локальный нормативный акт может утверждаться посредством издания работодателем соответствующего распорядительного документа (приложение 6 ), на который в дальнейшем делается ссылка в грифе утверждения.

Также локальный нормативный акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица.

Дата утверждения документа в грифе с личной подписью руководителя проставляется от руки или частично заготавливается при печатании документа. В последнем случае от руки проставляется только число или число и месяц.

РЕГИСТРАЦИЯ ЛОКАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА

Для всех документов, требующих учета, исполнения и использования в справочных целях, обязательна регистрация. Так называется запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения (ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28).

Документ регистрируется в день его утверждения руководителем организации или иным уполномоченным представителем работодателя. Регистрационные формы разрабатываются работодателем самостоятельно

ОЗНАКОМЛЕНИЕ РАБОТНИКОВ С ЛОКАЛЬНЫМ НОРМАТИВНЫМ АКТОМ

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Особые правила предусмотрены для случаев ознакомления с локальными нормативными актами лиц, поступающих на работу. Будущий работник знакомится с локальными нормативными актами при заключении трудового договора (до его подписания).

Письменным подтверждением того факта, что содержание акта доведено до сведения работника, служит виза ознакомления. Она включает наименование должности работника, его личную подпись, ее расшифровку и дату.

Какие есть способы ознакомления работников под роспись с локальными нормативными актами?

Способы ознакомления работников с локальными нормативными актами законом не предусмотрены. Главное, чтобы при этом соблюдалось требование ознакомления работника с документом под роспись и работодатель имел письменные доказательства соблюдения этой процедуры.

В случае когда локальный нормативный акт имеет отношение к небольшому кругу работников, целесообразно оформлять визы ознакомления непосредственно на самом документе (приложение 5 ).

Кроме того, к локальному нормативному акту можно приложить отдельный лист для оформления всех необходимых виз ознакомления (лист ознакомления) (приложение 7 ). Такой способ удобен в тех случаях, когда с документом необходимо ознакомить большое число работников. К тому же лист никогда не потеряется, поскольку является приложением к локальному нормативному акту, а значит, хранится вместе с ним как его неотъемлемая часть.

Для оформления виз ознакомления работников с локальными нормативными актами работодателя могут применяться специально разработанные учетные формы. В этом случае работники после ознакомления с содержанием того или иного документа оформляют соответствующую визу не на самом документе и не в приложении к нему, а в отдельной форме.

ХРАНЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

В соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, локальные нормативные акты, как правило, хранятся постоянно (табл. 4 ).

Таблица 4 Сроки хранения локальных нормативных актов

Номер статьи Перечня Вид документа Срок хранения документа Примечание
27 Правила, инструкции, регламенты:
б) в других организациях
Пост. 3 г. (1) (1) После замены новыми
28 Рекомендации:
а) по месту разработки и/или утверждения
б) в других организациях
Пост. 3 г. (1) (1) После замены новыми
55 Положения о структурных подразделениях организации, о филиалах, представительствах:
а) по месту разработки и/или утверждения
б) в других организациях
Пост. 3 г. (1) (1) После замены новыми
56 Положения о подразделениях (управлениях, отделах, секторах) в составе структурных подразделений:
а) по месту разработки и/или утверждения
б) в других организациях
Пост. 3 г. (1) (1) После замены новыми
57 Положения о коллегиальных, исполнительных, контрольных, научных, экспертных, методических, консультативных органах организации:
а) по месту разработки и/или утверждения
б) в других организациях
Пост. 3 г. (1) (1) После замены новыми
62 Документы (перечень сведений, положения и др.) по установлению режима коммерческой, служебной, профессиональной тайны в организации Пост.
71 Штатные расписания организации, изменения к ним:
а) по месту разработки и/или утверждения
б) в других организациях
Пост. 3 г. (1) (1) После замены новыми
73 Штатные расстановки (штатно-списочный состав работников) 75л.
77 Положения, инструкции о правах и обязанностях должностных лиц (типовые):
а) по месту разработки и/или утверждения
б) в других организациях
Пост. (1)
3 г. (2)
(1) Индивидуальные работников - 75 л.
(2) После замены новыми
571 Уставы (положения) о соблюдении дисциплины труда:
а) по месту разработки и/или утверждения
б) в других организациях
Пост. До замены новыми
616 Правила по охране труда работающих инвалидов:
а) по месту разработки и/или утверждения
б) в других организациях
Пост. До замены новыми
655 Локальные нормативные акты (положения, инструкции) о персональных данных работников:
а) по месту разработки и/или утверждения
б) в других организациях
Пост. 3 г. (1) (1) После замены новыми

Оригиналы локальных нормативных актов хранятся, как правило, в канцелярии или в ином подразделении, отвечающем за документационное обеспечение деятельности организации. Целесообразно хранить копии документов в тех подразделениях, которые руководствуются их положениями в своей работе.

Приложение 1 Пример оформления графика отпусков (форма № Т-7)

Приложение 2 Пример оформления приказа о введении дополнительного реквизита в унифицированную форму графика отпусков (форма № Т-7)

Приложение 3 Пример оформления Правил внутреннего трудового распорядка

Приложение 4 Типовая форма положения о структурном подразделении

Приложение 5 Типовая форма должностной инструкции

Приложение 6 Пример оформления приказа об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка

Приложение 7 Пример оформления листа ознакомления с Правилами внутреннего трудового распорядка

Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными актами, содержащими , а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).
При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.
Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст. 8 ТК РФ: - документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много. Бесспорно, локальными актами являются правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т.п. Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые - и приказы руководителя.
Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.
Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см., например, Письма Роструда от 22.03.2012 N 428-6-1, от 31.10.2007 N 4414-6).
А в Письме Роструда от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1 указывается, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, но непосредственно не связанным с трудовой деятельностью. Поэтому работодатель не обязан знакомить с ним новичка при приеме на работу. Перед заключением трудового договора работники должны быть ознакомлены только с локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью.

Примечание. Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

В любом случае независимо от того, относятся ли штатное расписание и график отпусков к локальным нормативным актам, они должны быть в каждой организации.

Классификация локальных актов

Локальные нормативные акты, несмотря на общие требования, которые к ним установлены, могут различаться по некоторым признакам.
К основным общим требованиям можно отнести следующие:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, установленных Трудовым кодексом);
  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ);
  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;
  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя - к административной.

Локальные нормативные акты можно разделить на обязательные (наличие которых в организации установлено законодательством) и необязательные (которые работодатель принимает по своему усмотрению). К обязательным, в частности, относятся: документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например положение о персональных данных (п. 8 ст. 86 ТК РФ); документ, устанавливающий систему оплаты труда, например положение об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ); правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ); правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ); документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ).
К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т.д.
По сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т.д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы и др.).
И наконец, по способу принятия локальные акты можно разделить на:

  • принимаемые работодателем единолично;
  • принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ (при наличии такого).

Обратите внимание! Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

С учетом мнения представительного органа работников принимаются, например, локальные акты о порядке аттестации сотрудников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), о системе оплаты труда в организации (ст. 135 ТК РФ), (ст. 190 ТК РФ), документы, устанавливающие формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ), нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ).
Кроме этого, принятие иных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть установлено коллективным договором, соглашениями.

Порядок принятия локальных актов

Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработку, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.
Разработка локальных актов осуществляется созданной на основании приказа работодателя рабочей группой или назначенным работником-исполнителем. В зависимости от назначения локального акта такое задание может поручаться кадровому работнику (например, разработка проекта правил внутреннего трудового распорядка), главному бухгалтеру (создание положения о системе оплаты труда), руководителям структурных подразделений (разработка должностных инструкций) и т.д.
При этом, как правило, каждый разработанный локальный нормативный акт проходит процедуру согласования со специалистами других служб - бухгалтерии, отдела кадров, юридического отдела и т.д.
Свое несогласие или замечания по проекту документа визирующие работники могут излагать на отдельном листе согласования. После окончательного согласования локальный акт передается на утверждение руководителю.
В случаях предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения работодатель согласно ст. 372 ТК РФ направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (представительный орган работников). Данный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим ТК РФ.

К сведению. При получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации ГИТ обязана в течение одного месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Если согласие достигнуто, акт утверждается руководителем организации или иным уполномоченным лицом.
Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
После утверждения локальный нормативный акт следует зарегистрировать в соответствующем журнале.
Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. С лицами, принимаемыми на работу, сделать это нужно до подписания трудового договора.
Каким способом ознакомить работника с локальными актами, определяет работодатель. Это может быть лист ознакомления, оформленный как приложение к локальному акту или к трудовому договору, а может быть отдельная учетная форма.

Оформление локального нормативного акта

При составлении локального нормативного акта нужно уделять внимание не только его содержанию, которое основывается на нормативных правовых актах, но и форме. При оформлении можно воспользоваться положениями ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст).
Согласно данному ГОСТу для изготовления любых видов документов, кроме писем, используется бланк, который включает в себя:

  • наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;
  • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т.д.);
  • дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;
  • место составления документа.

Страницы документа нумеруют со второй страницы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.
Что касается структуры локального акта, он, как правило, состоит из трех разделов: общих положений, основной части и заключительных положений. Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 "Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", утвержденных Росархивом, тексты документов, регулирующих деятельность организации (таких как положение, должностная инструкция), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.
Приведем пример структуры некоторых документов.

Положение об организации или о ее подразделении

Должностная инструкция

1. Общие положения

1. Общие положения

2. Должностные обязанности

3. Функции

4. Обязанности

4. Ответственность

5. Связи по должности

6. Ответственность

7. Взаимоотношения с другими подразделениями

Локальные нормативные акты могут содержать приложения. В этом случае делается отметка о наличии приложения. Сделать такую отметку можно в конце документа, например: "Приложение: лист ознакомления работников с Положением на 10 л. в 1 экз.". На самом приложении в правом верхнем углу делается отметка, указывающая на связь с основным документом, например: "Приложение N 1 к Положению о структурном подразделении от 13.01.2014".
Локальный акт подписывается работником, его разработавшим. Реквизит "Подпись" включает наименование должности, личную подпись и расшифровку подписи. Кроме этого, если документ проходил согласование с другими должностными лицами, оформляется виза согласования, включающая подпись и должность визирующего, расшифровку подписи и дату подписания.
На подлиннике документа визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа. Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования.
Документ прошивается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации.
Если локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников, факт учета этого мнения оформляется с помощью специального грифа, который проставляется в левом верхнем углу и выглядит следующим образом.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
профсоюзного комитета
от 13.01.2014 N 1

При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит "Гриф утверждения", который ставится в правом верхнем углу. Утверждаться акт может приказом работодателя и отметка будет такая:

УТВЕРЖДЕНО
Приказом ООО "Юпитер"
от 15.01.2014 N 1

Акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. См. образец:

УТВЕРЖДАЮ
Директор ООО "Юпитер"
Марсов А.В.Марсов
15.01.2014

Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации.

Изменение, отмена и хранение локальных актов

В случае изменения законодательства, акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения работодатель должен внести изменения в соответствующие локальные нормативные акты. Возможно внесение изменений и по желанию работодателя, но важно, чтобы такие изменения не ухудшали положение работников по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями.
Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался. При этом в случае, когда изменения касаются определенных сторонами условий трудового договора, необходимо согласие работника (ст. 72 ТК РФ). Изменять условия трудового договора в одностороннем порядке работодатель может только из-за организационных или технологических изменений условий труда, предупредив об этом работника за два месяца (ст. 74 ТК РФ).
В любом случае изменение локального акта осуществляется на основании приказа работодателя с указанием причин, повлекших изменения.
В ст. 12 ТК РФ перечислены случаи, когда локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие:

  • истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального нормативного акта был определен период его действия. При наступлении указанного срока локальный нормативный акт автоматически утрачивает силу;
  • отмена (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом. Такая ситуация возникает, например, при изменениях в законодательстве. В данном случае в новом документе необходимо указать, что локальный нормативный акт, ранее регулировавший правоотношения, прекращает действие полностью или в части отдельных положений;
  • вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Отмену локального акта также следует оформить приказом, за исключением случаев, когда срок действия такого акта истек автоматически.

К сведению. В соответствии со ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации обычно являются приложением к коллективному договору, который заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором (ст. 43 ТК РФ). Поэтому если в организации существует коллективный договор, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не может превышать трех лет со дня его подписания либо со дня, установленного коллективным договором. Если коллективный договор в организации отсутствует, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не ограничен.

Оригиналы действующих локальных нормативных актов обычно хранятся в одном месте - в канцелярии, отделе кадров или другом подразделении. А подразделениям, которые руководствуются положениями того или иного локального акта, необходимо иметь его копию. В любом случае у работника всегда должна быть возможность при необходимости ознакомиться с локальным актом, связанным с его трудовой деятельностью.
Работодатель также обязан хранить недействующие локальные нормативные акты организации. Сроки хранения установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558. В соответствии с этим Перечнем практически все локальные нормативные акты хранятся в организации, в которой они были разработаны и утверждены, постоянно.

В заключение обратим внимание на следующее: несмотря на довольно разнообразное количество образцов локальных нормативных актов, не стоит торопиться применять их для своей организации. Лучше подойти к процессу разработки таких документов творчески, применяя при этом не только нормы трудового законодательства, но и действующие в организации коллективные договоры, соглашения и другие нормативные акты.



Кадры