Вся правда и лирика нашей истории в фотографиях марка рибу

Марк Рибу (Marc Riboud) гений репортажной съемки. Свой творческий путь он начал в 14 лет, когда впервые взял в руки фотокамеру отца, карьеру фотожурналиста в 1950 году, а уже в 1953 стала фотографом агентства «Магнум». В этом же году в журнале «Life» была напечатана его знаменитая фотография «Маляр на Эйфелевой башне».

Действительно, этот фотограф - безо всяко преувеличения, мастер мирового масштаба. Но вот что интересно: сам Марк Рибу корифеем или классиком никогда себя совсем не считал. Более того, он всегда старался быть в тени, не на виду, не на публике. Некоторые его даже называли невидимкой. Но, несмотря на это, он видел всё! В одном из интервью Марк Рибу сказал, что он очень часто даже боится подойти к людям поближе. Тем не менее, он подходил и снимал.

«Маляр на Эйфелевой башне». Этот снимок Марк Рибу сделал еще в далеком 1953 году. Он был опубликован в популярном журнале LIFE. Именно с этой фотографии и начался путь мастера к своему триумфу. Посмотрите, вам не кажется, что этот человек очень похож на танцора, который в своем танце застыл на мгновение среди ажурных конструкций башни. А за ним - великолепный Париж, который мы видим как бы в тумане. Завораживающее зрелище! Великолепный снимок! Тут и риск, и грация, и графика…

Вот всего лишь несколько фактов о нем:
Первая камера, которой начал снимать Марк Рибу - Vest Pocket Kodak.

После культурной революции в Китае в 1949 году, Марк Рибу был первым из зарубежных фотографов, посетивших эту страну.

В 1952 году в Париже состоялась первая встреча трех великих мастеров фотографии - Анри Картье-Брессона, Роберта Капы и Марка Рибу. После этой встречи Марк Рибу вошел в состав агентства «Магнум Фото» (Magnum Photos). Работа в этом агентстве всегда была знаком, символом признания мастерства любого фотографа.

Уже в 1959 году Марк Рибу становится вице-президентом агентства «Магнум» по Европе. А в 1975-1976 годах великий французский фоторепортер был президентом этого самого престижного и известного фотографического агентства.

1968, 1972 и 1976 годами датируются серии знаменитых репортажей Марка Рибу, которые он сделал в Северном Вьетнаме.
Марк Рибу дважды - в 1966 и 1970 годах - становился обладателем самой престижной в области журналистики премии Overseas Press Club Award

Фанатик музеев и художественных галерей, то Ribes жил в Париже, Лондоне и Нью - Йорке.

Бывший президент Magnum Photos агентства и умер во вторник, 30 августа в возрасте 93 лет, как сообщила его жена - от болезни Альцгеймера.
Он остался в истории, волшебник фотографии, художник и репортер с острым глазом. Много юных фотографов будут изучать его творчество, стремясь достигнуть высот мастерства Марка Ребу.

Светлая ему память….

Марк Рибу - французский фотограф и фотокорреспондент, один из самых ярких представителей европейской школы фотографии в послевоенный период. На сегодняшний день Марк, несмотря на преклонный возраст, не расстается с камерой, утверждая, что фотография стала для него такой же необходимостью, как вкусная еда и хорошая компания.


В историю мировой фотографии Рибу вошел, во-первых, благодаря своим репортажам из восточных стран. Впрочем, куда важнее не сами фотографии того или иного периода творчества, а философия, которая определила развитие не только таланта Марка, но и всей его жизни. Взрослея в политически напряженной Европе, вспоминая ужасы Второй мировой войны, Рибу отказался поддерживать политику правительств и каких-либо военных, социальных или религиозных групп, поэтому героями творчества Марка всегда были люди. Безымянные и неизвестные для истории, полезные для политиков лишь во время предвыборных кампаний, отвергнутые своими странами, не принятые новыми - именно они появлялись на фотографиях Марка, который доказывал всему миру, что лишь в людях есть ценность и что лишь обычные люди могут говорить за свою страну.

Частый гость в Азии, он делал фотографии смеющихся влюбленных вьетнамцев, когда на Западе всем казалось, что вся страна бьется в агонии от ненависти к американцам; он публиковал фотографии из Китая, доказывая, что мечты и желания китайского мальчишки отличаются от желаний его американского сверстника одним лишь языком. На сегодняшний день Марк Рибу признан одним из самых ярких фотографов XX века, но его урок, увы, часто проходит мимо ушей его современных последователей, которые используют искусство фотографии не для сглаживания острых углов и уменьшения силы трения, а, наоборот, для поиска еще более радикальных ракурсов и точек зрения.



Марк Рибу родился 24 июня 1923-го года в Лионе, Франция (Lyon, France). Там же он закончил лицей и начал фотографировать. В 1937-м он начал делать свои первые снимки на камеру "Vest Pocket Kodak", но начало Второй мировой войны на несколько лет задержало его планы начать изучать фотоискусство. Вместе со своими друзьями он был активным участником французского Сопротивления (French Resistance). По окончании войны Рибу поступил в École Centrale de Lyon, где изучал инженерию.

Вплоть до 1951-го года он работал на французских заводах, но после недельного отдыха на природе он принял решение бросить работу и начать фотографировать. Имея небольшое портфолио, он перебрался в Париж, где вскоре познакомился с основателями фотоагентства "Magnum Photos" и стал его частью. К тому времени он сумел зарекомендовать себя как опытный мастер с отличным глазом на жизнь вокруг. Уже в 1957-м Рибу стал одним из первых европейских фотографов, посетивших Китай (China), но, несмотря на совершенно другую жизнь и менталитет, Марк неожиданно нашел там обычный людей, которые едва ли отличались от представителей западного мира. В течение следующих десятилетий он путешествовал по Азии, посетив почти все страны и самые крупные города. Самыми известными репортажами Марка стали: "The Three Banners of China", "Face of North Vietnam", "Visions of China" и "In China".

Самой известной фотографией Марка, вероятно, можно назвать снимок, сделанный в Вашингтоне, округ Колумбия (Washington, D.C.) во время антивоенной демонстрации. Героем фотографии стала 17-летняя пацифистка, которая пыталась разговаривать с солдатами и вкладывала им в ружья полевые цветы. Этот кадр впоследствии был признан в числе лучших фотографий XX века. Рассказывая об этой фотографии, Марк вспоминал: "Она просто разговаривала, пыталась привлечь их внимание, пыталась завязать диалог. И мне казалось, что солдаты боялись ее больше, чем она их и их винтовок".

Имя Марка Рибу (Marc Riboud) известно абсолютному большинству людей, которым интересна фотожурналистика. Французский фотограф за свою более, чем шестидесятилетнюю карьеру стал настоящим патриархом жанра. Анри Картье-Брессон, который знал Рибу с 1952 года, говорил, что тот - прирожденный геометр с глазом "как компас". Фотограф с точнейшим взглядом и чувством баланса очень не любил, когда его называли художником - он сам считал себя прежде всего "невидимкой", который терпеливо следит за событиями и людьми, схватывая моменты, наиболее точно отражающие суть композиции. Сам Рибу не любил вмешиваться в частную жизнь людей, но, как он сам говорил, не мог сопротивляться чувству, заставляющему его подходить ближе и снимать.

Фотограф умел снимать фантастические "живые" и характерные портреты, пейзажи городских улиц и сельских просторов, но больше всего известны его зарисовки в жанре остросоциального репортажа. Рибу известен, как сверхуспешный политический корреспондент, который с помощью невероятно точных ракурсов и умения за секунду "собирать" в композиции все нужные детали идеально раскрывал смысл напряженной ситуации и рассказывал о ней зрителю.

Фотограф запечатлел множество драматических моментов истории, путешествуя по Северному Вьетнаму, коммунистическому Китаю и другим странам с неоднозначной политической обстановкой. Однако, Рибу известен не только снимками с митингов и из горячих точек. Уникальная способность фотографа - умение быть одновременно и корреспондентом, и художником. Оно отражено в его "повседневных" снимках - кадрах с детьми, играющими на мостовых, строителями, которые трудятся на солнцепеке или военными, смущенно позирующими во время парада. Марк Рибу умел создавать эмоционально насыщенные фотографии, которые помогали зрителям ощутить себя внутри снимка и почувствовать то же, что и модели.

В центре портретных и репортажных снимков автора всегда был человек, но не как идеализированный герой, а как личность со всеми ее превратностями судьбы и индивидуальными переживаниями. Марк Рибу много путешествовал, и благодаря его снимкам мы можем мысленно перенестись в страны юго-восточной Азии, СССР середины 60-х годов ХХ века или на улицы французских городов. Его снимки отличает умение передавать дух времени всего противоречивого и бурного ХХ века, на заре которого, в 1923 году, родился фотограф.

От детства в фабричном Лионе до всемирной славы

Один из самых известных фоторепортеров мира родился в Лионе - городе ткацких фабрик. Его отец был банкиром, и мальчик рос в классической буржуазной обстановке. Родной брат Марка основал компанию Danone (а племянник и сегодня возглавляет корпорацию), так что можно смело утверждать - семья Рибу поистине много сделала для укрепления величия Франции. Мальчик интересовался фотоискусством с детства - еще в 1937 году фотография юного автора попала на парижскую выставку. Однако, во время войны ему пришлось "переключиться" на другие задачи, став участником Сопротивления.

С 1945 года будущий фотограф стал учиться инженерному делу в Ecole Centrale. Он работал по специальности в родном городе до 1951 года и параллельно с основной деятельностью много снимал. Первой камерой будущего мэтра была Vest Pocket Kodak, и до самой смерти он отдавал предпочтение пленке, так как считал, что для хорошей фотографии нужны время и наблюдательность, а не скорость и автоматика. В 1951 году Рибу оставил работу, стал свободным фотокорреспондентом и уехал в Париж. Там состоялась историческая встреча трех будущих легенд - Марк познакомился с и .

Фотографа пригласили присоединиться к агентству Magnum Photos, в котором он через двадцать лет стал президентом. Самым первым заказом Марка был репортаж из английского Лидса, куда больше никто не захотел ехать, но уже через год скромного молодого фоторепортера узнали не только во Франции, но и по ту сторону Атлантики. Причиной тому было фото маляра, который работал на Эйфелевой башне, с беззаботным видом балансируя между металлоконструкциями. Снимок купил и напечатал Life, и тридцатилетний фотограф стал знаменитостью.

Острые политические репортажи и зарисовки обычной жизни

Впоследствии Рибу сделал еще много фотографий, ставших символами эпохи. Во время студенческих демонстраций он с пяти утра дежурил на местах событий, снимая военных в оцеплении, их автоматы со штыками и безоружных протестантов с другой стороны. Рибу однажды увидел, как какая-то девушка просто подошла к солдатам и заговорила с ними, держа перед собой не бутылку с зажигательной смесью, а небольшой цветок, и сделал поразительный кадр - квинтэссенцию противостояния. Эта пронзительная черно-белая фотография стала всемирным пацифистским символом.

В 1957 году Рибу практически первым из европейских корреспондентов посетил КНР, где произошла культурная революция, и сделал серию снимков. Он возвращался в Китай на протяжении сорока лет, фотографируя перемены, происходящие со страной. В 1959 году фотограф занял должность вице-президента европейского "Магнума" и через год первый раз посетил Советский Союз. Эти интересные, красноречивые снимки - настоящая память об эпохе.

В 1961 году Рибу женился на американской писательнице и скульпторе Барбаре Чейз (у них родилось двое детей) и с головой погрузился в активную деятельность. В следующие два десятилетия он постоянно путешествовал по разным континентам, в особенности много фотографируя в Японии, Америке и Африке. Рибу снимал в Алжире, где готовились объявлять независимость, на Кубе и в Турции. Отдельно нужно сказать о трех сериях работ из северного и южного Вьетнама. Они датированы 1966, 1972 и 1976 годами и отличаются тем, что показывают происходящее со всех ракурсов, так как фотограф был в местах, куда не попадало большинство западных журналистов.

Эти и другие работы принесли автору две премии Overseas Press Club Award и огромное количество других американских и европейских наград. Снимки Рибу публиковали в Paris-Match, National Geographic и многих иных престижных изданиях, он постоянно выставлялся в музеях и галереях Нью-Йорка, Парижа, Пекина и прочих мировых столиц. Даже в преклонном возрасте автор не прекращал работать - фотографировал манифестации в Великобритании в начале 2000-х, президентскую кампанию Барака Обамы (Рибу на тот момент было больше 80 лет).

Скончавшись после продолжительной болезни, он оставил фантастическое по общественной и культурной значимости наследие - репортаж о "громкой и тихой сторонах" ХХ века, которые Марк Рибу снимал одинаково гениально.

Марк Рибу - французский фотограф и фотокорреспондент более чем с 60-летним стажем, один из самых известных фоторепортеров в мире. Рибу начал экспериментировать с отцовской камерой Kodak в 1937 году, но затем выучился на инженера и последующие годы работал по этой специальности. Лишь через 15 лет он вновь обратился к фотографии и полностью посвятил себя этому искусству, учась у таких легендарных фотографов, как Анри Картье-Брессон, и приобретая свой уникальный и известный впоследствии на весь мир стиль.

Руби стал известен благодаря своим разоблачающим репортажам о различных политических столкновениях, в том числе фотосериям о культурной революции в Китае и о вьетнамской войне. На протяжении многих лет фотограф искусно передавал аспекты обычной жизни во время крайне нестабильной обстановки с присущим ему тонким восприятием и прямотой.

Одна из самых знаменитых работ - молодая женщина с маргариткой (символом мира), стоящая перед солдатами со штыками, - стала всемирным антивоенным образом. Более того, эта фотография является символом движения «Власть цветов».

Марк Рибу как-то написал: «Меня всегда больше трогала красота, чем насилие или уродство. Огромное счастье - уметь замечать порядок в мировом беспорядке, находить рифмы и ритмы через видоискатель фотоаппарата».

(Всего 16 фото)

Париж, 1953 год. Мужчина красит Эйфелеву башню.

Марокко, 1979 год.

Стамбул, 1955 год. Бедный мальчик, возможно, мечтает о дальних странствиях, просовывая голову через отверстие в Галатском мосту через бухту Золотой Рог.

Турция, 1955 год. Строительство Сейханской дамбы в провинции Адана.

Пекин, 1965 год. Окна выходят на улицу Люличан, на которой располагались магазины антиквариата. Именно сюда во время культурной революции люди должны были приходить и отдавать фамильные драгоценности, ничего не получая взамен.

Югославия, 1953 год. Девочка надела бикини, вызвав тем самым неодобрение своей бабушки.

Камбоджа, 1969 год. Юный Кхмер купается в одном из рвов с водой на территории храмового комплекса Ангкора.

Индия, 1956 год. В реке Ганг моют слонов.

Индия, 1956 год. После купания в Ганге индусы сушат на солнце дхоти - традиционную мужскую одежду.

Южная Африка, 1998 год. Это вовсе не поверхность Луны, а девственный пейзаж провинции Квазулу-Натал.

Неподалеку от турецкой границы, Иран, 1955 год.

Марк Рибу (Marc Riboud), патриарх французской фотографии, знаменитый мастер родился в Лионе в 1923. Здесь же он поступил в высшую школу, сделал свою первую фотографию, которая попала на выставку в Париже в 1937. Пришла война, и в 1943-1945 Рибу - активный участник Французского Сопротивления. В 1945-1948 он учится инженерному делу в Ecole Centrale и до 1951 работает в Лионе инженером. С 1951 становится свободным фотографом, а в 1952 приезжает в Париж, где встречается с Анри Картье Брессоном и Робертом Капа и входит в состав агентства «Магнум Фото» (Magnum Photos). Работа в Магнум – одно из высших признаний деятельности фотографов, Рибу в 1959 становится вице-президентом Магнума по Европе, а в 1975-1976 он – президент Магнума.

В 1957 Рибу одним из первых европейских фотографов отправляется в Китай, а в 1968,1972 и 1976 делает серию своих знаменитых репортажей по Северному Вьетнаму. Позднее он разъезжает по всем континентам, отдавая предпочтение Азии, Африке, USA и Японии. Репортажи Рибу печатались во множестве журналов, включая Life, Geo, National Geographic, Paris-Match, Stern. Рибу дважды награждался престижнейшей премией Overseas Press Club Award (1966 и 1970). Большие ретроспективные выставки Марка Рибу состоялись в 1985 в парижском Музее современного искусства (Musee d’Art Moderne de la Ville de Paris) и в 1988 в Международном Центре Фотографии (Iternational Center of Photography) в Нью Йорке. Фотографии по Китаю демонстрировались там же в Нью Йорке(1997), в Париже – в Национальном центре фотографии (1996), в Пекине (1996, Musee des Beaux-Arts), в Нью Йорке в Музее искусств Метрополитен (1972) и так далее.

Как политический фоторепортер Рибу был свидетелем зверств во время войны во Вьетнаме, как со стороны Вьетнама, так и с американской стороны, наблюдал в Китае Культурную революцию. Противоположно этому его объектив запечатлевал также моменты повседневной жизни, игру солнечных лучей, прелесть детских игр на улицах Парижа. Несмотря на существенную разницу между репортажной и художественной фотографией, Марк Рибу одновременно является и отличным фотокорреспондентом и замечательным фотохудожником. Он не только поймал своей камерой важнейшие события планеты, но передал дух времени, эмоциональный и чувственный мир. Рибу создал великолепные портреты, городские и природные пейзажи, жанровые снимки, отличающиеся изощренностью выбранных ракурсов и композиций. Его снимки всеобъемлющи, они представляют подробную картину жизни человека, его среды обитания. Никакой героизации, в центре – просто человек, вместе с тем каждый персонаж индивидуален в своей судьбе, переживаниях, микрокосм в окружающем макромире.

Одна из самых знаменитых фотографий Рибу – маляр на Эйфелевой башне – сделана им в 1953, тогда же она была опубликована в Life. Маляр напоминает танцора, балансирующего между конструкциями башни, за которыми ниже виден Париж сквозь фототуман. Посетил Рибу и Россию, Москву в 1960 и 1968. Некоторые фотографии русского путешествия мастера присутствуют на выставке.



Документы