Полхов- Майданская роспись. Село Полховский Майдан Нижегородская область Нижегородский край знаменит своими мастерами- городецкими, семеновскими. А полхов-майданские. Презентация к уроку по рисованию (средняя группа) на тему: Цветочные узоры «Полхов-Майда

Муниципальное образовательное учреждение

Методическая разработка

«Цветочные узоры Полхов-Майдан»

Знакомство с Полхов-Майданской росписью

младших школьников (1-3 классы)

, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

2008 г.

1. Пояснительная записка.

2. Ведение. Значение занятий по материалам народной живописи.

3.

4.

- Занятие 1. Знакомство с традициями и приёмами Полхов-Майдан росписи. Выполнение простейших элементов.

- Занятие 2. Создание эскиза расписной ложки (эскиз – основа работы).

- Занятие 3. Роспись деревянной ложки.

- Занятие 4. Заключительное.

5. Литература.

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">видами деятельности детей, а это в свою очередь способствует целостному пониманию ребёнком окружающей природы, человека, выявлению своего «Я». В результате такого подхода дети ясно представляют создаваемый художественный образ, что влияет на решение творческих задач в ходе художественно-практической деятельности.

3. История развития и возникновение промысла Полхов-Майдан.

История промысла. Село Полховский Майдан – лесная, удалённая от железных дорог местность. Замечено, что деревни, в которых процветают ремёсла, располагаются поблизости от монастырей. Майдан тоже находится неподалёку от Дивеева монастыря. Раньше это были центры не только духовной жизни: у монастырей были деньги, от них шли заказы на те же деревянные ложки и посуду. Крепостные крестьяне, сбегавшие от хозяев, оседали вблизи монастырей и под их защитой – этим можно объяснить и не совсем русское название села и дух местного населения.

С середины XIX века в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая продавалась на ярмарках. С начала 1920-х гг. Полхов-Майданскую посуду начали покрывать выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведёнными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более дешёвой и простой в исполнении наводкой тушью.

Хоть промысел и успешно развивался, именно в 20-е года XX века возникло много проблем. Мастеров заставили работать в колхозе, дали большие участки под огороды, устраивали кордоны и засады, не принимали товар в советских магазинах. Однако были среди них такие специалисты, которые ездили от Владивостока до Питера, продавая матрёшки, свистульки, копилки, пистолеты, стреляющие пробками.

В гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время определяются основные приёмы местной росписи. «Цветы с наводкой» - цветочная роспись, очерченная чётким чёрным контуром. «Цветы без наводки» - рисунок, который выписывается по фону без линейного контура. Приём «под масло» - роспись масляными или нитрокрасками по цветному фону. «Пестрение» - простейшая кистевая роспись мазками или точками.

В 1960 г артель преобразуется в Полхов-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением похожих расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера вносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки более округлые, а в росписи посуда чаще появляются сюжеты.

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие специальное обучение. Но, несмотря на это, и по сей день процветает семейное производство. Мужчины, как в былые времена, занимаются изготовлением токарных изделий, называемых «бельём», а женщины выполняют роспись. Работы мастеров-кустарей были расписаны более интересным рисунком и чаще применялись в быту по назначению. Изделия, производимые объединением, чаще были сувенирами, т. к. рисунок был более однообразным.

С начала 1980-х гг. начали выполнять цветочную роспись по обожжённому паяльной лампой фону. В новых сюжетах и темах часто отображались современные события.

В наше время этот уникальный промысел продолжает развиваться.

Что и как производится.

Токарные изделия мастеров этого промысла щедро украшены росписью. Здесь и матрёшки, и пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки, круглые шкатулки, грибочки для штопки. Среди живописных мотивов, чаще встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.

Изготовленные изделия – дело хлопотное. Из свежеспиленного дерева сделать поделку невозможно. Надо, чтобы дерево пролежало как минимум год, чтобы оно стало подходящим для работы. Если возле дома в Полхов-Майдане лежат сложенные вертикально «столбы», значит, в этом доме есть токарь. А раз есть токарь, то у него есть мастерская. Мастерские в Майдане роскошные: большие, тёплые, светлые. В них много свежей стружки и штабелями сложены «стулья», так называют здесь распиленные поленья-заготовки.

Как и в старые времена, мужчины вытачивают изделия, женщины раскрашивают – «красят». Раньше мастериц называли «кропильщицы», теперь «красилки». В мастерских можно встретить красилок в возрасте от 12 до 100 лет.

Первой этап работы – токарный. Матрёшки и другие изделия вытачиваются из дерева на токарном станке. Зачищенную и отшлифованную мелкой наждачной бумагой поверхность деревянной игрушки нужно загрунтовать, чтобы краски не расплывались по расписываемой вещи. Грунт – это крахмальный клейстер, разведённый до консистенции густой сметаны. Грунтовку производят тампоном или губкой. Но в некоторых мастерских до сих пор грунтуют старинным способом: немного клейстера размазывают по ладоням, берут вещь и, перекатывая между рук, грунтуют. Грунтовку накладывают три раза. После каждого слоя изделия должны сохнуть около 15 часов при комнатной температуре. На хорошо просушенное изделие наносится контурный рисунок. На матрешке, например, рисуют личико, платочек, фартучек. На бочатах и шкатулках – цветы, веточки с листьями и ягодками, а нередко целые пейзажи. Раньше контуры наносили тонко очиненными гусиными перьями, а сейчас рисуют ученическими перьями, которые дают в зависимости от нажима регулировать толщину линии, что позволяет добиться красивого штриха. При работе следует, как можно меньше касаться пальцами загрунтованной поверхности, так как после окраски в эти местах могут проявиться их отпечатки. Для росписи применяются анилиновые красители, растворимые в воде. Но не все, а только светостойкие – это ярко-жёлтый, ярко-красный, ярко-фиолетовый, зелёный и ярко-синий. Разводят анилиновые красители в горячей воде. Для окраски всего изделия используются большие беличьи кисти, а для росписи – небольшие кисточки с хорошо сформированным кончиком, которые позволит проводить мазки с ровными краями. Краска наносится в один приём, нельзя тереть кистью по одному и тому же месту. При работе с анилиновыми красителями – и порошками и растворами – нужно предохранять одежду и руки, так как краска оставляет яркие цветные пятна, которые очень сложно удалить.

Сначала на изделие наносится жёлтый цвет: и на те места, где должен быть жёлтый, и на те, где потом будет красный и зелёный. Перекрывая затем жёлтый цвет ярко-красным или алым, получают очень яркий и красивый красный цвет, перекрывая синим, получают ярко-зелёный.

В основном используется два варианта росписи, это пейзажный или растительный орнамент. Растительный орнамент – это чаще всего, так называемая «роза», которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелёными и синими листьями.

Глаза – зеркало души не только человека, но и матрёшки: с глаз и овала лица начинается рисование матрёшки. Каждая из деталей головного убора и сарафана матрёшки выписывается отдельно.

После восьмичасовой сушки расписанные вещи два раза покрывают лаком. В лак добавляют немного растворителя, например, очищенный скипидар. Наносить лак можно кистью или пистолетом-краскораспылителем. После лакировки изделие просушивается при комнатной температуре в помещении, где нет сквозняков и пыли. После первой лакировки сушка длится 15 часов, после второй – сутки.

Использование изделий.

Самая известная 50-ти местная Майданская матрёшка вытачивалась как символ Советского Союза для выставки в Монреале. Удивительные, ярко раскрашенные игрушки – «тарарушки», изготавливаемые мастерами Полхов-Майдана, будь то матрешка, или копилка-грибок, или разнообразная деревянная посуда – заслуженно пользуются широкой популярностью и используются по своему прямому назначению.

4. Тема «Цветочные узоры Полхов-Майдана».

Данная разработка длится на три составляющие (3 занятия по 2 часа) по мере возрастания сложности:

1. Знакомство с историей и развитием Полхов-Майдан промысла. Выполнение простейших элементов: «Листья», «Ягоды», «Цветы».

2. Выполнение композиции в овале. Разработка эскиза изделия (ложки) на бумаге в натуральную величину.

3. Роспись деревянной ложки.

4. Заключительное занятие.

Цель: Знакомство с традициями и приёмами Полхов-Майданской росписи. Роспись деревянной ложки цветочным узором.

Способствовать формированию знаний и интереса детей к Полхов-Майданской росписи;

Развивать навыки выполнения кистевой росписи Полхов-Майдана, умению выполнять композицию растительного орнамента на форме изделия;

Воспитывать любовь к окружающей природе.

Занятие 1.

Знакомство с традициями и приёмами Полхов-Майдан росписи. Выполнение простейших элементов.

Материалы и оборудование:

Дидактические материалы: таблицы с изображением изделий Полхов-Майдан, игрушки (матрёшки, свистульки, грибки и т. д.).

Ход занятий:

Перед тем как дети приступят к практической работе, необходимо рассказать им о промысле, его истории, показать образцы изделий, выполненные народными материалами или изображения их работ.

Выполнение Полхов-Майданской росписи традиционно начинается с нанесения контура элементов всей композиции чёрным цветом. Затем все элементы внутри контура заливаются (закрашиваются) соответствующим цветом (ягода – красным, листочек – зелёным и т. д.). После этого чёрной гуашью наносится разживка: зёрнышки – на ягодку, прожилки – на листочек. Такой вариант труден для школьников младшего возраста тем, что при закрашивании, например, ягодки гуашь красного цвета смешивается с чёрным контуром, изображение смазывается, работа останавливается. Это происходит из-за недостаточно отработанных изобразительных и технических навыков и умений малышей. Для начала мы предлагаем более простой вариант выполнения элементов данной росписи. Прежде всего, наносим цветной подмалёвок, затем контур чёрного цвета и разживку.

Последовательность выполнения элементов Полхов-Майданской росписи:

Нарисуйте цветовое пятно – подмалёвок;

Нанесите контур: тоненькой кисточкой наберите гуашь чёрного цвета, в вертикальном положении опустите кисть на подмалёвок и плавным движением руки обведите кистью по краю контура элемента;

Нанесите разживку: зёрнышки (семечки) – на ягоды, прожилки – на листочки и т. д. От силы нажима кисточки зависит толщина линии контура и разживки. Если рисовать кончиком кисточки, то линия получится тонкая и красивая. Если при рисовании контура сильно прижимать ворс кисти к листу бумаги, линия получится толстой. Толстая линия может закрыть часть изображения и сделать его неопрятным.

1. Использование наглядного материала: плакатов со схемами последовательного выполнения подмалёвки элементов, фотографий, иллюстраций, образцов работ детей и педагога.

2. Обучение можно проводить как с коллективом детей, так и индивидуально по этапам:

а) выполнение элемента последовательно одновременно с педагогом сопровождается объяснением педагога;

б) выполнение элемента детьми самостоятельно по схеме;

в) выполнение элемента по памяти.

3. Знакомство с элементами подразумевает также выполнение композиции с каждым из них поочерёдно.

4. Для облегчения работы для младших школьников разработаны рабочие листы, где контур уже предварительно намечен. Также удобно работать на цветной бумаге (жёлтой), которая имитирует фон будущего изделия.

Рабочий лист «Листья»

Рабочий лист «Ягоды»

Рабочий лист «Цветы»

В процессе обучения ремеслу используются различные методы: беседы, показ, игровые моменты, выполнение работ в разных техниках. Важное значение в проведении занятий имеет организация динамических пауз. Введение этих упражнении в процесс занятия обеспечивает своевременное снятие физической усталости и оживление работоспособности детей. Количество таких динамических пауз в течение занятия определяется педагогом в зависимости от возраста учеников, от сложности изучаемого материала, от состояния работоспособности учащихся. Младшие дети (1 класс) быстро устают, поэтому для восстановления внимания и работоспособности предлагаю применять смену виды деятельности, чередовать художественную деятельность с познавательной. Хорошо применять и использовать готовые дидактические игры соответствующей тематики. Это:

1. Учебно-прикладная игра – лото «Народное творчество». Изготовитель «Творческая мастерская», Санкт-Петербург.

2. Лото-поделка «Русский сувенир» - мастерская для дошкольников и младших школьников – Рус» г. Киров.

3. Игра-лото «Чудо-узоры» для дошкольников и младших школьников.

4. Игра-пазлы «Русские узоры». Детям о художественных промыслах России. ИП г. Киров.

5. Дидактический материал «Окружающий мир. Народное творчество – 2» - Екатеринбург, 2006.


Занятие 2.

Создание эскиза расписной ложки (эскиз – основа работы).

Эскиз – основа работы.

О том, какую важную роль играет в работе над созданием изделия эскиз, хорошо известно любому художнику-прикладнику. Вот почему с первых шагов обучения секретам ремесла воспитанники должны постичь основы изобразительного искусства. Каждый педагог ставит свой обязательной задачей выработать у детей навыки смешивания красок, копирования, рисования с натуры, по памяти, по представлению, умение самостоятельно выполнить сюжетные и декоративные тематические зарисовки, выбрать их колористическое решение. Полученные умения необходимы для создания эскиза. Эскиз рождается из многочисленных рисунков-набросков. С помощью карандаша и красок юные мастера должны научиться передавать форму будущего изделия, его пропорции.

Затем приступают к самой сложной, но интересной части - поиску композиционного заполнения выбранной формы. Карандаш передаёт на бумаге все изменчивые изгибы орнамента, неповторимые силуэты сюжетной композиции, например, трепетную чашечку цветка, стараясь отразить типичное и индивидуальное в изображении конкретного предмета. Тщательно прорабатывается каждая деталь эскиза. Ученики выполняют несколько вариантов эскиза композиции, а затем автор вместе с руководителем и своим друзьями по мастерской отбирают самый удачный, над которым продолжается дальнейшая работа.

Теперь главная задача, стоящая перед автором – подобрать цвет. Хорошо скомпонованный эскиз должен быть грамотно колористически гармонизированным. Колорит – неотъемлемая часть композиции, одно из средства создания определенного образа, настроения. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое, а можно, наоборот, раздробить. Здесь ученики используют знание элементарных сочетаний цветов, учитывая их влияние на эмоциональное состояние человека. Колорит в работе может быть тёмным и светлым, он строится на сочетании больших плоскостей, насыщенных цветом, или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным или напряжённым. При разработке цветового решения необходимо учесть также вид, структуру материала, из которого будет изготовлено изделие. После того как обсуждены многочисленные наброски и внесены поправки, автор и педагог приходят к единому колористическому решению. Завершающим этапом работы над эскизом можно считать его выполнение в натуральную величину. Эскиз готов – теперь можно приступать к выполнению его изделия.

Материалы и оборудование: краски гуашевые, кисти натуральные (белка или колонок) №1, №3, салфетка для просушивания кисточки, палитра, бумага, банка для воды.

Ход занятия:

Знакомство с приёмами построения цветочного узора на форме. Организационно данное занятие является продолжением предыдущего и одновременно заключительным в разделе «Изучение растительных мотивов». Дети должны в произвольной манере расписывать эскиз ложки. Ребятам предлагается украсить деревянную ложку пышным букетом. Он может состоять из одного вида или из разных цветов. Вначале размещают крупные цветы, затем цветы поменьше, уже после этого прописываются стебли, веточки с листьями и бутонами . Следите за тем, чтобы основные цветочные «пятна» располагались в центральной части ложки.

Мастера Полхов-Майданской росписи всегда очень хорошо чувствовали форму изделия и помещали орнамент и узоры, учитывая формообразующие линии. Главный композиционный центр располагается в центре, а линии, образующие орнамент, соответствуют конфигурации изделия. Выразительность растительного орнамента можно получить, подчёркивая линии стеблей, веточек, листьев.

Методические советы педагогам.

Если составление композиции вызывает трудности, то можно для самых младших учеников использовать комплект трафаретов «цветы» и рабочие листы с контуром будущего изделия (ложки) выполнены на цветной бумаге жёлтого цвета.

Трафареты цветов.

Рабочий лист «Ложка»

Интересней покажется работа по достижению гармоничного решения композиции на изделии с использованием метода перестановки вырезанных заранее из цветной бумаги элементов Полхов-Майданской росписи на образце ложки.

Ребятам предлагается прорисовать два варианты росписи ложки. Эскизы выполняются в масштабе 1:1 красками (гуашь) в соответствии с законами цветоведения и традициями промысла. Уже на стадии изготовления эскиза необходимо приучать ребят к аккуратности. Небрежность, допущенная при выполнении эскиза, неизбежно переходит в окончательный вариант будущего изделия.

Варианты эскизных набросков

https://pandia.ru/text/78/221/images/image010.jpg" width="265" height="191">

Занятие 3.

Роспись деревянной ложки.

Материалы и оборудование: краски (гуашь), кисти № 1,3 - для росписи, №9 – для тонирования, банка для воды, палитра, салфетка, заготовка-ложка, шлифовальная бумага (мелкая), клей ПВА, лак НЦ или ПФ.

Подготовка заготовки, идущей под роспись.

Перед непосредственной обработкой древесины для росписи необходимо ознакомить ребят с породами деревьев, которые им могут встретиться при работе, с их основными свойствами. Древесина является прекрасным поделочным материалом. При умелой сушке она обладает достаточной долговечностью, твёрдостью, что позволяет производить обработку несложными технологическими приёмами.

Приступая к работе с древесиной, необходимо хорошо знать её свойства, так как правильное их использование может во многом при создании изделий декоративно-прикладного искусства.

Выразительность самой вещи, её композиционная завершённость зависят зачастую от умелого выявления специфических свойств древесины. Знание природных качеств дерева играет важную роль, как при выполнении различных изделий, так и при художественной обработке древесины росписью. Работая инструментом, необходимо учитывать направление волокон и рисунок деревянной заготовки. Оформляя изделие росписью, следует учитывать природную текстуру дерева, умело выделяя её или подчёркивая композиционным решением. Красивый природный рисунок древесины часто подчиняет себе композицию изделия, может подсказать те или иные решения.

В росписи широко применяются липа, осина, ольха. Самым лучшим деревом для росписи считается липа. Она менее трудоёмка в работе: при правильной сушке очень мало растрескивается, легко режется и впитывает влагу и поэтому хорошо тонируется водными растворами и красками.

Непосредственно перед росписью выбранная заготовка проходит предварительную обработку. Заготовка шлифуется наждачной бумагой, а затем покрывается клейстером (разведённый картофельный крахмал заваривается из расчета одна чайная ложка на стакан воды) или разведённый клей ПВА с водой 1:1. Далее тонируют поверхность. После такой обработки гладкая, отшлифованная поверхность заготовки готова к нанесению рисунка.

Методические советы педагогам.

Перед переводом рисунка следует предостеречь учащихся от лишних прикосновений к отшлифованной поверхности заготовки, так как частые касания образуют пятна, которые только усложняют работу над росписью: краска будет с трудом прокрывать поверхность заготовки или совсем не ляжет на неё.

Некоторым учащимся трудно сразу перейти к нанесению ведущих линий орнаментальной композиции непосредственно на поверхность заготовки. Для них рекомендуется другой способ – способ использования трафаретов. Хотя такой способ перевода рисунка и противоречит правилам Полхов-Майданской росписи, но в детском объединении это допустимо.

Роспись изделия.

Изделие расписывается в той же последовательности, что и при разработке эскиза. Сначала наносится красный цвет, затем зелёный, контуры – чёрным цветом, разживку – чёрным. Для этих работ используют кисти №1 и №3.

На следующем этапе изделие с законченной росписью покрывают лаком. Дети младшего школьного возраста знакомятся с технологией лакирования теоретически. Саму операцию выполняет педагог.

Перед началом работы педагог рассказывает ребятам о методах обработки дерева, о его свойствах и их изменениях после обработки лаком, знакомит с видами лаков, с общими правилами лакирования; объясняет причины возникновения различных дефектов при лакировании и способы их исправления.

Лакирование полуфабриката необходимо, во-первых, для предохранения его от пыли, влаги и т. д. и, во-вторых, для придания более гладкой, блестящей поверхности, а также для улучшения эстетических качеств изделия.

Методические советы педагогам.

1. Бывает, ребята допускают неточности в исполнении некоторых операций. Если у ученика в результате нанесения рисунка получится некоторое смещение основных линий, то в этом случае необходимо убедит его в возможном исправлении допущенной ошибки. Ведь в Полхов-Майданской росписи чёрный контур часто заходит за пределы рисунка, и, следовательно, умело применяя его, можно исправить рисунок. Порой дети отчаиваются, при первой же неудаче у них сразу пропадает интерес к своей работе. Поэтому педагогу необходимо поддержать ребёнка, помочь ему в исправлении допущенных погрешностей.

2. Причинами дефектов, возникающих при обработке дерева лаком, являются недоброкачественность лака и неправильное его применение при покрытии. Вот некоторые дефекты, встречающие при обработке росписи, и способы их устранения:

Полосы лака, возникающие при медленном лакировании. Исправление – шлифовка наждачной бумагой с последующим покрытием лака;

Следы тампона, сделанного из ворсистой ткани. Исправление – обработка наждачной бумагой с последующим покрытием лака;

Растрескивание плёнки лака, возникающее при повышенной влажности покрываемой поверхности древесины или при слабой эластичности лака. Частичное исправление – снять верхний слой лака и повторить ещё раз (мелкие трещинки всё-таки будут просматриваться);

Плохой глянец бывает при недостаточной выдержке между покрытиями или от повышенной влажности дерева.

https://pandia.ru/text/78/221/images/image014.jpg" width="546" height="377 src=">

5. Литература.

1. Арбат народная роспись. – М., 1970.

2. Брусева-Давыдова Крутца. – М., 1991.

3. Вохринцева С. Россиночка. Полхов-Майданская роспись №1, №2. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь – Казань, 2000.

4. Махмутова по дереву. – М., 1987.

5. Наглядно-дидактическое пособие «Полхов-Майдан. Изделия народных мастеров» - М., 2005.

6. Неретина уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. – М., 2004.

7. Семенова Полховского Майдана и Крутца. – М., 1971.

8. Тарановская чудеса. – Л., 1981.

9. Творчество педагога дополнительного образования Выпуск 4. Декоративно-прикладное творчество – Нижний Новгород, 2006.

Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками: городецкими, федосеевскими, семеновскими. А полхов-майданские из них самые молодые. Полховские мастера делали игрушки для детей разных возрастов на любой вкус: пирамидки, грибочки-копилки, птички-свистульки, матрешки, каталки на палочке, пистолеты-хлопушки, детские балалайки. Все эти изделия называли забавным словом «тарарушки». А уж потом если оставалось время точили посуду. Считается, что возник этот промысел в первой четверти 20 века, хотя деревянную посуду точили еще за сто лет до этого. Мастер села Полховский-Майдан Павел Толин украшал свою посуду выжженными по контуру цветами. А когда химики изобрели яркие анилиновые краски, мастера сразу ухватились за них. И начиная с 1930 года, полхов-майданские изделия засияли новыми красками. Спрос на такую красоту возрос. От выжигания контуров тоже пришлось отказаться. Прожженную бороздку заменили черной линией, а что бы тушь не растекалась точенку покрывали слоем крахмального клея. Год за годом менялся и ассортимент. Игрушки постепенно вытесняли посуду. Самой популярной из них стала матрешка. В этой росписи мастера использовали только три цвета: красный синий желтый да еще чернильно-фиолетовый, а остальные цвета получались путем смешения исходных красок. Все цвета связанны между собой. Они подобранны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Порой кажется, будто бы краски светятся изнутри, как витраж. Современная полхов-майданская роспись необычайна яркая, чистая, непосредственная, чем-то близкая детскому рисунку и детскому восприятию, это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цветочные узоры « Полхов-Майдана » ГБДОУ детский сад №37 Кировского района Воспитатель Татьяна Васильевна Буртенко

Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками: городецкими, федосеевскими, семеновскими. А полхов-майданские из них самые молодые. Полховские мастера делали игрушки для детей разных возрастов на любой вкус: пирамидки, грибочки-копилки, птички-свистульки, матрешки, каталки на палочке, пистолеты-хлопушки, детские балалайки. Все эти изделия называли забавным словом « тарарушки ». А уж потом если оставалось время точили посуду. Считается, что возник этот промысел в первой четверти 20 века, хотя деревянную посуду точили еще за сто лет до этого. Мастер села Полховский-Майдан Павел Толин украшал свою посуду выжженными по контуру цветами. А когда химики изобрели яркие анилиновые краски, мастера сразу ухватились за них. И начиная с 1930 года, полхов-майданские изделия засияли новыми красками. Спрос на такую красоту возрос. От выжигания контуров тоже пришлось отказаться. Прожженную бороздку заменили черной линией, а что бы тушь не растекалась точенку покрывали слоем крахмального клея. Год за годом менялся и ассортимент. Игрушки постепенно вытесняли посуду. Самой популярной из них стала матрешка. В этой росписи мастера использовали только три цвета: красный синий желтый да еще чернильно-фиолетовый, а остальные цвета получались п утем смешения исходных красок. Все цвета связанны между собой. Они подобранны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Порой кажется, будто бы краски светятся изнутри, как витраж. Современная полхов-майданская роспись необычайна яркая, чистая, непосредственная, чем-то близкая детскому рисунку и детскому восприятию, это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства.

Игрушки-тарарушки

Цель: знакомить детей с изделиями народного декоративно-прикладногоискусства. Задачи: Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам Полхов-Майданской росписи; Использовать полхов-майданские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образца для создания узоров в стиле этой росписи; Научить выделять элементы этой росписи (яблочки, листики, розы); Видеть и называть цвета используемые в росписи (красный, ж елтый, алый, ф иолетовый, черный для обводки)

Выставка. Рассматривание полхов-майданских узоров в иллюстрациях, книгах. Игры с матрешки.

Освоение детьми элементов росписи – яблочки и листочки. Построение простейшей композиции на плоскости птичке-свистульке или погремушке, в ырезанных из бумаги.

Дидактические игры на тему «Укрась узором»

«И матрешки в пляс пустились огневой…»

Изготовление поставца Надрезание нижнего края готовой развертки поставца, покрывание желтой краской развертки.

Роспись заготовки. Продолжаем осваивать простейшие элементы росписи яблочки и листики, чередование их по всей поверхности развертки поставца.

Поставец готов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели: «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели: «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Программное содержание:Образовательные:- познакомить детей с росписью Полхов - Майдана;- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами.Развивающие:- развив...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 30 г.Ульяновска

План - конспект

занятия по изобразительному искусству для 2-го класса

Программа: С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев «Изобразительное искусство».

Раздел: «Декоративно - прикладное искусство»

Тема: «Цветочные узоры Полховского Майдана»

Учитель изобразительного искусства, МХК,

педагог дополнительного образования,

Бутузова Наталья Витальевна

План – конспект урока

человека, определяется отношением к прошлому».

А.С. Пушкин.

Тема: «Цветочные узоры Полховского Майдана»

Тип урока: Урок «открытие» нового знания

Цель занятия: Углубить знания о русском народном художественном промысле Полховский Майдан.

Задачи:

    Познакомить с историей возникновения и развития промысла Полхов-Майдан, с традиционными элементами и приемами росписи токарных изделий.

Формирование УУД:

    Личностные действия:

*формировать эстетических потребностей, ценностей и чувств;

*формирование мотивации к учению;

*развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

    Регулятивные действия:

*организовывать своё рабочее место;

*формулировать и удерживать учебную проблему;

*работать по плану;

*осуществлять контроль и взаимоконтроль результатов деятельности (сличение способа действий и его результата с заданным эталоном)

    Познавательные действия:

*проводить сравнение, классификацию;

*применять полученную информацию на практике;

*делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    Коммуникативные действия:

*работать в паре и вырабатывать совместные решения при работе;

*формулировать собственное мнение, участвовать в диалоге;

*слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы учителя.

Оборудование:

Для учителя:

1 Мультимедийный проектор, экран)

2. ИКТ презентация «Сказочная роспись Полхова Майдана»

3. Плакаты с мотивами, этапами и приемами росписи.

4. Эскизы изделий известных промыслов.

Для учащихся:

    На столах – простой карандаш, ластик, баночки с водой, акварельные краски, кисти №1, 3, 5, салфетка, палитра, черный фломастер;

    альбомные листы, шаблоны с изображением токарной посуды.

Структура занятия:

    Организационный этап. (1- минута)

    Закрепление изученного. (3- минуты)

    Постановка цели и учебной задачи. Мотивация творческой деятельности учащихся. (2 -3минуты)

    Актуализация знаний. (7 минут)

    Первичное усвоение новых знаний, проверка понимания. (2 минуты)

    Первичное закрепление. Самостоятельное практическое задание, самоконтроль (12 минут)

    Включение нового знания в систему знаний и повторение (2 минуты)

    Рефлексия. Подведение итогов занятия. (1 минута)

«Уровень культуры эпохи, как и отдельного

человека, определяется отношением к прошлому»

А.С. Пушкин.

    Организационный момент.

    Закрепление изученного.

Посмотрите, сколько различной посуды я приготовила для нашего урока. Попробуйте распределить её на группы по известным вам характерным признакам.

По какому признаку вы распределили посуду?

Когда – то, давным – давно, наши деды и прадеды хлебали щи такими деревянными ложками, самовары ставили на красивые подносы. В наше время все изменилось. Этими предметами уже почти не пользуются люди, но их красота продолжает радовать нас, В каждом доме есть предметы народного промысла. Они создают уют, тепло, поднимают настроение.

Что такое народно художественные промыслы?

Откроем словарь С.И.Ожегова и прочитаем: « Художественный промысел – изготовление народных художественных изделий».

Дидактическая игра: «Узнай и назови»

Сейчас я предлагаю вам поиграть, а заодно проверить свои знания. Посмотрите на нашу «ярмарку изделий» народных художественных промыслов и сложите их, объединив в группы известных вам промыслов.

Выбор делает группа учащихся с каждого ряда.








1 группа

Как называется ваша роспись? (Хохлома)

Чем прославилось старинное село Хохлома? (Деревянной посудой.)

Какими красками пользуются художники из Хохломы? (Черной, красной, золотой.)

2 группа

Как вы считаете, к какому худ-му промыслу принадлежат ваши работы? (Гжель.)

Почему так назвали? (по названию речки Гжелки)

Что изготавливают в Гжели? (Фарфоровую посуду.)

В чем особенности гжельского фарфора? (Роспись идет только синей краской.)

3 группа

– В каком селе изготавливают предметы с такой красивой росписью? (Городец.)

Что изготавливают в Городце? (Деревянную утварь, игрушки, детскую мебель.)

Какие краски используют? (Многообразие красок.)

Когда вы составляли эти группы известных вам изделий художественных промыслов, у вас оказались лишние изделия.

Давайте объединимся оставшиеся изделия в одну группу

К какому народному художественному промыслу можем отнести декоративную роспись этих изделий?

Почему? Докажи.

А вы хотите узнать, к какому художественному промыслу относится это изделие?

Как вы думаете, чему мы будем учиться на нашем уроке? (Ответы детей.)

Вы все правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с неизвестным нам пока промыслом, который называется Полхов – Майданская роспись – это и будет тема нашего урока.

(Открывается доска, на которой записана тема урока: «Цветочные узоры Полховского – Майдана».

    Постановка цели и учебной задачи. Мотивация творческой деятельности учащихся.

Цель: Углубить знания о русском народном художественном промысле Полхов-Майдан.

Задачи:

    Познакомить с историей возникновения и развития промысла Полховского-Майдана, с традиционными элементами и приемами росписи токарных изделий.

    Формировать технические умения и навыки кистевой росписи, путём «наложения» цвета (жёлтый, синий, алый, малиновый) Закрепить материал из раздела цветоведение.

    Умение выделять характерные особенности росписи Полхова-Майдана

    Развивать мышление учащихся, продолжить учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений отбирать материал по заданной теме.

    Создавать изделия в традициях промысла: ориентируясь на образцы, наглядные пособия.

    Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.

    Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.

    Актуализация знаний

Ребята, вы любите путешествовать? (презентация)

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по родной стране.

А отправимся мы с вами в край, где делают знаменитые игрушки –тарарушки, сувениры и посуду с яркой затейливой росписью в село Полховский Майдан, деревню Крутец и поселок Вознесенское на юг Нижегородской области.

Здесь находится один из самых известных центров росписи по дереву – Полховский –Майдан.

История промысла : Село Полхов Майдан – лесная, удаленная от железных дорог местность. Замечено, что деревни, в которых процветают ремесла, располагаются поблизости от монастырей. Майдан тоже находится неподалеку от Дивеева монастыря Раньше это были центры не только духовной жизни: у монастырей были деньги, от них шли заказы на те же деревянные ложки и посуду. Крепостные крестьяне, сбегавшие от хозяев, селились вблизи 2-х монастырей и под их защитой – этим можно объяснить и не совсем русское название села и дух местного населения.

Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.

С середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая продавалась на ярмарках.

С начала 1920-х гг. Полхов Майданскую посуду начали покрывать выжженным контурным рисунком. Ремесло быстро развивалось. Вскоре выжигание стали раскрашивать яркими, пестрыми масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Мужчины обычно занимались изготовлением токарных изделий, называемых «бельем», а женщины выполняли роспись. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более дешевой и простой в исполнении наводкой тушью.

В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря»

В это же время определяются основные приемы местной росписи:

«Цветы с наводкой» - цветочная роспись, очерченная чётким чёрным контуром.

«Цветы без наводки»- рисунок, который выписывается по фону без линейного контура.

«Пестрение»- простейшая кистевая роспись мазками, точками, волнистыми линиями, завитками, спиральками.

В 1960 г. артель преобразуется в Полхов Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением похожих расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера вносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки более округлые, а в росписи посуды чаще появляются сюжеты.

В 1972г. в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полхов Майданская роспись», где работают художники, прошедшие специальное обучение. Но, несмотря на это, и по сей день процветает семейное производство.

    Работы мастеров-кустарей были расписаны более интересным рисунком и чаще применялись в быту по назначению.

    Изделия, производимые объединением, чаще были сувенирами, т.к. рисунок был более однообразным.

С начала 1980-х гг. начали выполнять цветочную роспись по обожженному паяльной лампой фону. В новых сюжетах и темах часто отображались современные события.

В наше время этот уникальный промысел продолжает развиваться.

Ассортимент токарных изделий этого промысла разнообразен:

Игрушки, так называемые тарарушки : погремушки, птички-свистульки, каталки на палочке с птичками и лошадками, грибочки, копилки, пасхальные яйца, матрешки, пистолеты-хлопушки. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре.

Токарные предметы быта, посуда : ложки, комплекты посуды, солонки, сахарницы, кубки, поставки, вазы, тарелки и миски, бочонки, шкатулки.

Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полховского Майдана. Как ярко расписаны игрушки, они сразу же привлекают к себе внимание сочностью цвета, жизнелюбием, радостной праздничной красотой. Веселое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов Майдана радует своей сочной орнаментальной росписью.

В росписи на одной веточке здесь растут цветы, ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.

Излюбленные мотивы Полхов Майданской росписи:

Растительный орнамент – «травки», веточки с румяными яблочками, клубника с чередующимися зелеными и синими листьями

Чаще всего используется мотив «розы», который для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками.

Популярны изображения пятилистников: бутоны и цветы шиповника, мака, васильки, колокольчики.

Широко распространены и фигурные композиции «пестрение » - они состоят из прямых и зигзагообразных линий, завитков, сцепленных в один ряд, точек. Иногда в фигурную роспись включают условные изображения листиков, ягод и цветов. Такую роспись обычно применяют при изготовлении посуды.

В росписи применяют чистые яркие краски, например, желтую, алую, малиновую (до розовых оттенков), синюю, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета.

Стиль полхов майданской росписи - контрастный по цвету, хорошо выражает идею пышного и яркого изобилия цветов, плодов и красочности мира.

Для этих изделий характерны строгие, простые, округлые формы предметов. Гладкую поверхность изделий грунтуют крахмалом. Затем на сухое изделие наносится пером контур росписи при помощи туши. Черная линия контура эффектно сочетается с светлым фоном дерева и цветовым пятном росписи, положенным то плотным мазком, то полупрозрачным расплывом. Роспись располагают так, чтобы подчеркнуть криволинейную поверхность предмета. После высыхания поверхность изделия покрывают лаком.

Последовательности выполнения росписи

    Выбрать интересный растительный мотив росписи, составить из него узор и разместите его на плоскости изделия.

    Узор в цвете будем выполнять в определённом порядке. Работать будете тремя кистями:№1, 3, 5.

А – Сначала будем работать желтым цветом и распишем крупные элементы узора кистью № 5 – цветы пятилистники, «розы. Рисовать элементы будем желтым цветом цветом везде, где он повторяется

Б - Затем расписываем желтым цветом более мелкие элементы – бутончики, яблочки, листики, сразу расписываем кистью № 3 одинаковые элементы везде, где они повторяются.

В- теперь будем работать красным цветом и распишем мазками крупные элементы узора кистью № 5 – цветы пятилистники, «розы. Рисовать элементы будем красным цветом везде, где он повторяется

(кроме мест, где будет синий и фиолетовый цвета)

Г - Затем расписываем красным цветом более мелкие элементы –

бутончики, яблочки, листики, сразу расписываем кистью № 3 одинаковые элементы везде, где они повторяются.

Д – Затем расписываем кистью № 3 синей или темно зеленой краской листочки.

Е– Завершаем роспись фиолетовым цветом, если он есть.

    И в завершении берем тоненькую кисть №1 и черный цвет (черный фломастер), и выполняем «наводку» , и мелкие элементы (точечки, завиточки, штрихи, крестики, спиральки, прожилки, волнистые линии). Также сразу везде, где они повторяются.

Роспись готова!

5. Первичное усвоение новых знаний, проверка понимания .(3- минуты)

А сейчас мы попробуем применить наши новые знания на практике и распишем «посуду» по традициям Полховского Майдана.

У вас на партах лежат заготовки для росписи будущей посуды.

Рассмотрите образцы росписи.

Из каких элементов состоит роспись? (ответы детей)

Назовите обязательный прием росписи Поховского Майдана («наводка» - обводка рисунков черным контуром).

Какой самый яркий элемент в росписи? (Цветок.)

Из каких элементов он состоит? (середины – круга, овала, лепестков … )

Чем дополним роспись? (Листочками.)

Чем еще украсим нашу вазу? («пестрением» - штрихами, точками, волнистыми линиями, завитками, спиральками)

Какими цветами красок пользовались мастера? (основных красок всего три – желтая, алая, малиновая, синяя).

Каким цветом будем работать сначала? Какой кистью и какие элементы будем расписывать? (желтый, красный, зеленый – синий, фиолетовый, кисти № 1, 3, 5).

    Первичное закрепление. Самостоятельное практическое задание: (10 минут)

Выполните эскиз декоративной росписи своего сосуда растительным узором.

Самоанализ и самоконтроль. Ответственность, аккуратность, творчество. (Звучит тихая народная музыка).

    Включение нового знания в систему знаний и повторение (2 минуты)

Мы с вами достаточно погостили в Полховском Майдане. Пора в обратный путь. Но из поездок не возвращаются с пустыми руками. Вы тоже приобрели здесь сувениры – яркую, нарядную посуду, выполненную своими руками. Давайте полюбуемся на ваше мастерство, устроив экспресс-выставку.

Экспрес выставка детских работ

А сейчас давайте подумаем, что нового мы узнали на уроке?

Что необычного в Полхов – Майданской росписи?

Чем она отличается от остальных?

    Рефлексия . (Подведение итогов занятия). (2 минуты)

Кому эта роспись понравилась больше, чем те, с которыми мы уже были знакомы раньше? Почему?

Учащиеся заполняют лист успешности, отвечая на вопросы

Вспомните какие пословицы о мастерстве вы знаете?

«Красна птица перьем, а человек уменьем».

«Умелец и рукоделец и себе и людям радость приносит».

«Хорошая работа два века живет».

Всем большое спасибо за проявленное творчество. До новых встреч!

Серия:
(все) 100 веселых наклеек 100 увлекательных игр Азбуки с наклейками Активити для девочек Активити с наклейками АртГраттаж Библиотека воспитателя Библиотека программы "От рождения до школы" Библиотека Школы Семи Гномов Большая поэзия для маленьких детей В мире животных Великие композиторы - детям Веселые кружочки Вкусный атлас Волшебные водные раскраски Волшебные купашки-гармошки Времена года на ЕВА Высшее профессиональное образование Геометрическая мозаика Геометрические наклейки Годовые комплекты "Школа семи гномов" Грамматика в картинках Детское творчество Для самых маленьких Добрые наклейки Дорисовашки Живая сказка Забавные зверушки Загадки о зверятках Зверушки-раскладушки Звуковые книги Звуковые книжки Здоровье. Физическое развитие Играем в сказку. Книжка с пазлами Играем в театр Играю и учусь Игротека Школы Семи Гномов Игротека Школы Семи Гномов Интерактивная сказка Искусство - детям Как жили наши предки Картины из жизни диких животных Катя и Бим Кем я хочу стать Книжки для самых маленьких Книжки с вырубкой Книжки с загадками и сюрпризами Книжки с наклейками для самых маленьких Книжки с окошками Книжки с пальчиковыми куклами Книжки со звуками Книжки-гармошки Книжки-зверушки Книжки-конструкторы Книжки-лесенки Книжки-малышки Книжки-малютки Книжки-обнимашки Книжки-панорамки. Объёмные картинки Книжки-погремушки Книжки-улитки Кружочки Кто какой Купашки Лесная школа Любимые сказки К.И. Чуковского Любимые сказки малышей Любимые сказки с кубиками Любимые сказки с наклейками Маленькие фантазеры Маленький инженер Малышарики с наклейками Малышарики. Водные раскраски Малышарики. Волшебные раскраски Малышарики. Дополни картинку Малышарики. Курс раннего развития 0+ Малышарики. Курс раннего развития 1+ Малышарики. Курс раннего развития 2+ Малышарики. Курс раннего развития 3+ Малышарики. Лабиринты Малышарики. Прыг-скок по страничкам Малышарики. Рисовашка Малышарики. Рисуем пальчиками Малышарики. Собери цепочку Малышарики. Супермемори Мама и малыши Математика в детском саду Машинки Метод Монтессори. Развитие через игру Милашки-очаровашки (книжки с наклейками) Милашки-очаровашки (книжки-игрушки) Мими-мишки. Книжки про маму, папу и меня Мир в картинках Мир живой природы Мир искусства Мир природы Мои блестящие книжки Мои объемные атласы Мои первые водные раскраски Мои первые книжки Мой первый словарик Мой первый телефон Музыкальные Малышарики Найди и покажи. Книга с лупой Наклей. Раскрась Наклейки на шкафчики Наклейки-смайлики Народное искусство - детям Настольный театр Начинаю говорить Неваляшки Новогодние книжки Новогодние книжки с вырубкой и наклейками Новогодняя раскраска с загадками Нормативно-правовая библиотека ДОУ Открытки своими руками Откуда что берется Отогни и посмотри Пазлы-прятки Первые раскраски малыша Первые слова Малышариков Переменка в Школе Семи Гномов Пиксельные наклейки Плакаты Плакаты (англ.) Пластилиновые картинки Подготовка к школе Поиграем в города Покрути колесико Поощрительные наклейки Попрыгунчики Потрогай и погладь Правила безопасности Практическая энциклопедия дошкольного работника Прекрасная принцесса Программа "Открытия" Профессии Профессии (книги на картоне с вырубкой) Прятки с Малышариками Пуговки и бантики Пушистые животные Развивающие книжки с наклейками Развивающие наклейки для малышей Разноцветный зоопарк Раскраски (малышарики) Раскраски с глиттерным контуром Раскраски с наклейками Раскраски с наклейками для малышей Раскраски-гармошки Раскрась водой. Загадки-добавлялки Раскрась Россию. Книжка с наклейками Раскрашиваем по цифрам Раскрашиваю водой Расскажите детям о Рассказы по картинкам Ребятам о зверятах Рисуем пальчиками Рисуем по клеточкам Рисуем по точкам Рисуем фломастерами Рисуют малыши Сказки с кружочками Сказки с окошками Сказки с эмоциями Сказки-гармошки Слова в картинках Собери картинку Собери цепочку Сотрудничество ДОО и семьи Спрячь меня! Тактильные книжки Тяни-толкай Увлекательная история для маленьких детей Увлекательные задания Угадай, кто.. Удивительный мир животных Умный зайка Умный зайка (книги на картоне) Умный малыш Учимся читать Учимся читать по складам Футбол Хрестоматии для чтения детям в детском саду и дома Художественное творчество и конструирование Читаю по слогам Читаю сам Чудесные наклейки Чудо-наклейки Шедевры детской классики Школа Семи Гномов от 1 до 2 лет Школа Семи Гномов от 2 до 3 лет Школа Семи Гномов от 3 до 4 лет Школа Семи Гномов от 4 до 5 лет Школа Семи Гномов от 5 до 6 лет Школа Семи Гномов от 6 до 7 лет Школа Семи Гномов от рождения до 1 года Шпаргалки для родителей Экологическое воспитание в детском саду Это может ваш малыш Я могу сам Я рисую Я рисую водой Я хочу нарисовать сказку


Село Полховский Майдан Нижегородская область Нижегородский край знаменит своими мастерами- городецкими, семеновскими. А полхов-майданские из них самые молодые. От названия села и пошло название знаменитого промысла Почти в каждой семье здесь занимаются изготовлением игрушек




Перед росписью изделия проходят специальную подготовку: Поверхность изделия тщательно шлифуют (делают гладкой), затем покрывают крахмальным клейстером (чтобы краски не расплывались) Перед росписью изделия проходят специальную подготовку: Поверхность изделия тщательно шлифуют (делают гладкой), затем покрывают крахмальным клейстером (чтобы краски не расплывались)


Далее черной тушью (" наводят ") контур будущего узора т. е делают « НАВОДКУ » расписывают анилиновыми красками: красной, зеленой, желтой, синей. Применяя технику наложение красок слоями одна на другую (для более усиления цвета), и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т. п.) художники добиваются особой яркости росписи. После этого покрывают бесцветным лаком. Далее черной тушью (" наводят ") контур будущего узора т. е делают « НАВОДКУ » расписывают анилиновыми красками: красной, зеленой, желтой, синей. Применяя технику наложение красок слоями одна на другую (для более усиления цвета), и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т. п.) художники добиваются особой яркости росписи. После этого покрывают бесцветным лаком.


В основном используются два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент Растительный орнамент весьма устойчив – это так называемая « Роза », бутоны, ветвь из яблок или клубники с чередующимися зелеными и синими листьями Пейзажный мотив: пейзаж с домиком, церковью мельницей на берегу реки, деревья с огромными яблоками




Эту матрешку можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, они как будто спрятаны под фартук. Лицо обрамляют кудри. Нет линии сарафана и привычного платка с узелком, на голове «полушалок» спадающий на плечи с крупным цветком. Роспись условного фартука заключена в овал спускающийся от лица.



Документы