Монстры на железной дороге: как перевозят атомные реакторы. Атомная энергетика

России есть чем гордиться, но вокруг мы слышим лишь про "санкции" и "импортозамещение". Наша промышленность очень часто подвергается необоснованной критике. "Всё развалили!", "Всё продали!", "Ничего не делают мужики, только пьют!". В прошлом году я уже рассказывал о наших достижениях в области строительства АЭС, а в этом году расскажу о другом уникальном проекте.

Россия - единственная страна в мире, обладающая атомным флотом. Наши атомные ледоколы с 1959 года работают на благо развития Арктического региона. Каждый корабль постоянно находится в работе. Пришло время смены поколений. Новые атомные ледоколы будут использовать и новую реакторную установку РИТМ-200. Именно о ней и начинается серия репортажей.

1. Вся история ядерных реакторов для всех отечественных ледоколов начиналась здесь, в Нижнем Новгороде в большой промзоне рядом с Московским шоссе. После окончания Великой Отечественной войны спрос на продукцию Горьковского артиллерийского завода №92 упал. Производственные мощности было решено оставить, а на этом месте создать "ОКБ по проектированию специальных машин". Так в Нижнем Новгороде появилось предприятие, начавшее работу над атомным будущим Советского Союза.

2. Руководить новым предприятием стал начальник артиллерийского завода генерал-майор Амо Елян. Под его руководством было много людей, а среди них Игорь Иванович Африкантов. По образованию судостроитель-теплотехник, начавший работу на прежнем заводе и постепенно поднимавшийся из начальника отделения в замначцеха, начцеха и выше, и выше.

3. В 1951 году Африкантов стал главным конструктором предприятия, а с 1954 года в течение 15 лет одновременно был начальником предприятия. Несмотря на огромный вклад в развитие, имя Африкантова ОКБ получило лишь в 1998 году.

4. ОКБМ Африкантов с момента создания реактора для первого атомного ледокола Ленин и по сей день занимается разработкой реакторов. К сожалению фотографа и рассказчика, к счастью для России и развития нашей страны, никакие подробности разработки разглашать никто не будет. Если вы надеялись услышать от меня обо всех секретах, вы ошибаетесь.

5. Да, на территории конструкторского бюро создаётся множество деталей для будушщего реактора, но основная сборка происходит в другом месте. Нижний Новгород в первую очередь занимается мозговым штурмом и развитием технологий. Для одного лишь РИТМ-200 задействовать более 100 уникальных разработок: 96 ноу-хау, 7 изобратений и 21 компьютерную программа. Права на все эти разработки находятся у конструкторсокго бюро, а не приехали из-за рубежа.

6. Как бы кто не говорил, на этом предприятии было очень комфортно снимать. Люди спокойно делали свою работу и не сбегали из кадра при первой возможности.

7. РИТМ-200 - это водо-водяной реактор. Это означает, что вода используется и в качестве теплоносителя, и в качестве замедлителя. То есть вода выносит энергию, образовывающуюся в реакторе, она же охлаждает его.

8. Детали всей системы очень впечатляют. В будущих репортажах я покажу всю систему в сборе, а пока лишь некоторые детали. Глубина этой конструкции около 5 метров.

9. 16 июня прошлого года первый новый ледокол "Арктика" был торжественно спущен на воду. РИТМ-200 впервые установлен именно на нём.

10. Габариты оборудования угадать очень сложно, поэтому я покажу вам такой кадр.

11. Представляете габариты местных станков? Это ещё не самые большие!

12. Срок службы нового реактора - 40 лет. Теловая мощность 175 МВт.

13. Не секрет, что обслуживание арктического влота - дело не самое простое. Срок службы заменяемого оборудования составляет 20 лет, что означает одну остановку на ремонт/обновление/модернизацию. На одной загрузке топлива он будет ходить 7-10 лет.

14. Мощность на винтах составит 60 МВт, но вам это вряд ли что-то скажет. Более наглядна цифра толщины льда - 3 метра. Вот посмотрите на расстояние до потолка вашей квартиры. Такую толщину льда этот ледокол будет проходить как нож масло.

15. При создании каждой детали нужна очень высокая точность и аккуратность. Всё, что можно перенести краном - переносится. Всё, что нужно перекатить - перекатывается. Позже я ещё покажу как всё складывается - вот там максимальная точность!

16. Встречал я в сети мнения, что новые заводы должны быть исключительно красивыми, с современнным оборудованием, с модными станками в определённом дизайне. Это не так. Если для производства нужны новые станки, либо модернизация принесёт заметную пользу, это логично. А если новый станок будет просто новый, но пользы как от старого? Смысл такой замены. Доступный для публикации цех имеет новое оборудование, но и на старом люди успешно работают без потери времении качества.

17. Вот старое оборудование. Рабочий ждёт пока оно сделает свою работу.

18. А вот новое оборудование. Даже внешне ость большие отличия.

19. Всё оно здесь появилось для реальной модернизации производства в тех её частях, которые стоит значительно обновить.

20. Кстати как вы относитесь к модернизации? Меняете технику когда она уже значительно устарела или предпочитаете всегда пользоваться новым?

21. Вернёмся к реактору РИТМ-200. Почему у нас в стране занялись новыми атомными ледоколами? Есть ли в них смысл или атомная энергия на них - всего лишь часть идеи продвижения атомной энергии?

22. Эксплуатация на севере - процесс сложный и длительный. Возмём стандарт загрузки топлива в атомный ледокол. На заправку он прибудет один раз в 7 лет. За эти 7 лет арктический корабль на дизельном топливе использовал бы 540 тысяч тонн топлива. Я долго думал с чем сравнить. Решил выбрать самый большой пассажирский самолёт в мире Airbus A380. Вместительность его топливного бака - 248 тонн. Это в 2177 раз меньше. Я уже не говорю о том, что это топливо пришлось бы доставлять до ледокола, заправлять чаще чем раз в 7 лет. Об экологии и речи не идёт.

23. Если провести сравнение с углём, то 7 лет реактора равны 1 миллиону тонн. Это 2 года работы ТЭЦ в городе с населением около 30 тысяч человек. Тоже очень много.

24. Сейчас специалисты трудятся над реакторами ещё для двух ледоколов: Урал и Сибирь.

25. Где-то рядом в отделах проектировщики уже занимаются следующей разработкой - РИТМ-400. Этот перспективный реактор будет установлен на ледокол "Лидер", которому 4 метра льда будут не помехой.

26. Помните я обещал показать как складывают детали? Вот так на каждой полочке каждая маленькая деталь должна лежать на своём месте!

27. Напоследок любопытный факт. В материалах, предоставленных нам, гостям предприятия, мощность реакторных установок в 175 МВт решили посчитать... в Олимпийских играх! Две подобные реакторные установки могли бы обеспечить энергопотребление Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Интересно. почему не в Сочах считали? Так была бы единица изменения - 1 Сочи. Никто же до сих пор не отменяет лошадиные силы.

28. Вот такая экскурсия по цеху ОКБМ Африкантов у нас получилась.

Конечно же это далеко не всё. чем занимается конструкторское бюро, но всё рассказывать нельзя. Вдруг всё это будут читать те. кто задумывает что-то нехорошее?)

Серия репортажей вскоре будет продолжена.

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

С производственной площадки ПАО «ЗиО-Подольск» 24 сентября в Санкт-Петербург направлен первый реактор реакторной установки (РУ) «РИТМ-200» для ледокола нового поколения «Урал».

«Мы завершили изготовление первого парогенерирующего блока для атомохода «Урал» и отправили его заказчику. Работы на втором блоке также вышли на финишную прямую: корпус реактора успешно прошел гидроиспытания, идет подготовка к контрольной сборке с внутрикорпусными устройствами и крышкой», - отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш Андрей Никипелов.

Вес реактора составляет 147,5 тонн, высота – 7,3 метра, диаметр – 3,3 м. Доставка негабаритного груза осуществляется на специальном железнодорожном транспортёре грузоподъёмностью 240 тонн. По железной дороге реактор будет транспортирован до станции «Новый порт» Санкт-Петербурга, где его перегрузят на специальную баржу и по воде доставят на верфи Балтийского завода.

«РИТМ-200» - новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная в Машиностроительном дивизионе Росатома – АО «Атомэнергомаш». Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе это позволило сделать ледоколы двухосадочными и обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости, ледопроходимости и т.д.

Конструкция реакторов позволяет надёжно работать при воздействии бортовой качки атомохода с амплитудой колебаний ±45º и килевой качки с амплитудой ±15º при длительном крене до 30º.Срок службы реакторов - 40 лет. Безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона.

Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания реакторных установок «РИТМ-200» – от проектирования и производства заготовок до изготовления и отгрузки заказчику. Разработчиком является нижегородское конструкторскою бюро «ОКБМ Африкантов». Основные производственные работы по изготовлению реакторов выполняются в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск». Во время изготовления реакторов используются уникальные технические решения и новые инструменты, ранее не применявшиеся в России и за рубежом. Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др.

Три универсальных двухосадочных атомных ледокола ЛК-60Я проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал») станут самыми большими и мощными в мире. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до трех метров. Строительство судов ведется в Санкт-Петербурге на верфях «Балтийского завода»

Видеоролик о преимуществах ледоколов нового поколения, характеристиках РУ «РИТМ-200» и этапах ее изготовления можно посмотреть по

Тепловая мощность Электрическая мощность Разработка Научная часть Предприятие-разработчик Строительство и эксплуатация Местонахождение Пуск Построено реакторов

РИТМ-200 выполнен по двухконтурной схеме. Отличительной особенностью реактора являются 4 парогенератора , интегрированные в корпус активной зоны. Традиционно парогенераторы делают в отдельном корпусе, соединенном с корпусом активной зоны трубопроводами теплоносителя первого контура. Интегральная компоновка уменьшает материалоемкость и габариты установки, снижает риск утечек из первого контура реактора, облегчает монтаж и демонтаж установки. 4 главных циркуляционных насоса расположены вокруг корпуса реактора. Реактор будет обладать тепловой мощностью 175 МВт, обеспечивая мощность на валу двигательной установки 30 МВт (в транспортном варианте) или 55 МВт электрических (в энергетическом варианте). В целях соблюдения принципа нераспространения обогащение урана ограничено 20 %. Перезагрузка топлива каждые 7 лет, при запланированном сроке эксплуатации 40 лет .

Первая энергетическая установка с двумя реакторами для головного ледокола типа ЛК-60Я планируется к сдаче в 2016 году. Изготовитель ЗиО-Подольск . На июль 2015 года выполнена операция по приварке паровых патрубков к корпусу реактора . В июне 2016 года оба реактора доставлены на строительную площадку ледокола.

Напишите отзыв о статье "РИТМ 200"

Примечания

Отрывок, характеризующий РИТМ 200

У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.

С интервалом в месяц «ЗиО-Подольск» отгрузил на Балтийский завод два уникальных реактора установки РИТМ-200 для ледокола нового поколения «Арктика». Сотрудники ЗиО, ОКБМ им. Африкантова, «ЦНИИТмаша» и «Энергомашспецстали» работали в единой команде и справились за два года и четыре месяца - рекордный для такой задачи срок.

Завод с нуля создавал серийное производство реакторных установок для ледоколов. С нуля - потому что предприятие вот уже 30 лет не делало реакторы. «У нас не осталось специалистов такого профиля, нормативная документация заархивирована»,- рассказывает Алексей Стрюков, руководивший проектом.
Первым делом наладили взаимодействие между коллективами: технологами, конструкторами, снабженцами, исполнителями, логистами. Мастеров, сварщиков, слесарей отправили в центры профподготовки. РИТМ-200 - принципиально новая продукция для ЗиО, поэтому нужно было разработать технологические процессы, методики изготовления оборудования, приобрести новые станки и материалы. «Например, требовалось освоить новую технологию алитирования. Это насыщение поверхностного слоя металла компонентами, которые в течение эксплуатации реактора предотвращают скипание крепежных элементов с корпусом изделия,- объясняет Алексей Стрюков.- Мы освоили технологию и создали на заводе участок под нее».
Космическая точность
Изготовление корпусного оборудования реактора началось с антикоррозионной наплавки для защиты от разрушающего воздействия воды и высокой температуры. Для этого завод
модернизировал девять установок наплавки под внутренний диаметр труб. Всего на разные элементы каждого корпуса было наплавлено около 10 т антикоррозионной ленты. Работы продолжались восемь месяцев.
Дальше собирали части корпуса и сваривали по разработанной специалистами «ЗиО-Подольска» технологии. Первый основной шов, кольцевой, толщиной 150 мм, соединил фланец и обечайку. Второй - обечайку и днище. Третий, замыкающий,- половинки реактора. Каждый шов безостановочно варили пять - семь суток. «Днем и ночью, без перерыва на обед и без выходных. Смена была по шесть часов, потому что дольше человеку не выдержать,- рассказывает Алексей Стрюков.- Условия очень тяжелые: постоянно включенные горелки не только выжигают кислород, но и раскаляют участок корпуса, на котором работает сварщик».

Сварные соединения первой категории требуют высочайшего качества исполнения. Проверяли их тщательно, с помощью радиографического контроля. «Одним из ключевых условий был нулевой процент дефектности сварного шва. Нужно было обеспечить собираемость двух частей корпуса с допуском 0,4 мм на длине 7,5 м. Мы добились заданной точности, качество работы подтвердили организации, которые проверяют изделия для космической отрасли»,- гордится Алексей Стрюков.

АЛЕКСЕЙ СТРЮКОВ:
«СКЛАДЫВАЛОСЬ
ОЩУЩЕНИЕ, БУДТО
РАБОТАЕТ КОЛЛЕКТИВ
ОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ,
ХОТЯ БЫЛИ ТАМ И ПРЕД-
СТАВИТЕЛИ ОКБМ,
«ЦНИИТМАША», «ПРОМЕ-
ТЕЯ» И ДР.»

После того как корпус заварили, наступил черед механической обработки. «У нас не было права на ошибку, от чистоты результата на этом этапе зависел успех на следующих»,- подчеркивает Алексей Стрюков. Совместно с «ЦНИИТмашем» разработали специальный инструмент глубокого сверления на расточной мехобработке. Алексей Стрюков приводит аналогию: «Это похоже на прокладывание тоннеля в скале. Там работы ведутся с двух сторон, и конструктор рассчитывает эпюру встречи двух тоннелей. Если он ошибся, то тоннели не встретятся и вся работа пойдет насмарку».

РИТМ-200
Масса интегрированного
корпуса - 146 т
Цикл изготовления -
28 месяцев
Гидроиспытания под дав-
лением 270 атмосфер (как
на глубине 2,7 тыс. м)
Габариты парогене-
рирующего блока -
3,5×4,5×11,6 м
Масса в пределах защит-
ной оболочки - 2,2 тыс. т
Срок службы - 40 лет

Интеграция решает
Так как корпус интегрированный, в нем расположены гидрокамеры для установки насосов. И приварка четырех гидрокамер - а каждая весит 4,5 т - стала следующим технологическим вызовом. Сложность в том, что сварка изделий большого диаметра, 830 мм, проводилась в неповоротном положении, чтобы отклонение горизонта не превышало 0,1 мм. Такой метод применяется в особых случаях, когда изделие невозможно кантовать, а доступ к шву затруднен. При этом шов должен завариваться с первого раза без дефектов. По словам Алексея Стрюкова, на тот момент всего шесть сварщиков в России имели подобный опыт - и все они работали на Балтийском заводе. На «ЗиО-Подольске» решили выучить своих мастеров. «16 сварщиков прошли техническую и психологическую подготовку. Ребята опытнейшие, причем как молодые, так и постарше,- отмечает Алексей Стрюков.- Они прониклись, почувствовали себя членами команды, где один за всех и все за одного».
На ЗиО поставили цель заварить неповоротный кольцевой шов быстрее, чем на Балтийском заводе,- за 22 дня вместо 45. «Решили, что после каждого прохода будем контролировать качество шва. Увеличим время на контроль, но уменьшим вероятность дефекта»,- поясняет руководитель проекта. Одновременно на площадке работали 56 человек. Шеф-надзор технологов, сотрудников технического контроля и других специалистов был круглосуточный. Добавим, что на втором корпусе реактора для РИТМ-200 справились еще быстрее - за 19 дней. Набили руку.
ПСР: польза следующим реакторам
Алексей Стрюков признается: «Пошаговый график я разработал интуитивно, понимая все сложности технологических операций. В июле прошлого года он был утвержден. С датой
отгрузки я ошибся буквально на три дня». После того как график утвердили, была создана рабочая группа. Лучшие умы трех предприятий - «ЦНИИТмаша», ОКБМ и ЗиО - пересмотрели конструкторскую и технологическую документацию и выявили узкие места. Конструкторы рассматривали все предложения и при необходимости корректировали документацию.
Начальник производства оборудования ОИАЭ, ГНХ и судостроения Сергей Голомысов и начальник отдела по развитию производственной системы Николай Гаркуша с «ЗиО-Подольска» представили совместный проект сокращения сроков протекания процессов при изготовлении корпуса гидрокамеры со 110 до 90 дней. «Применили на 40% поверхности в коленьях и патрубках автоматическую сварку антикоррозионной ленты, а раньше везде наплавляли вручную. Плюс проработали использование электродов диаметром 5 мм вместо 4 мм - с ними наплавка идет быстрее»,- рассказывает Николай Гаркуша.
Круглосуточный дозор
Итак, с началом сварки замыкающего шва корпуса работа шла круглосуточно, без выходных и праздников. Алексей Стрюков вспоминает: «Складывалось ощущение, будто работает коллектив одного предприятия, хотя были там и представители ОКБМ, «ЦНИИТмаша», «Прометея» и др. Перед отгрузкой первого реактора, в конце мая, я три дня дома не был. Руководители направлений, точно так же, как и я, не уходили с завода сутками и спали буквально по дватри часа».
Тех, кто сомневался в успехе,- а таких было немало, Алексей Стрюков в команду проекта не брал. «Если ты понимаешь документацию, знаешь потенциал своих сотрудников и веришь, что цель достижима, все получится,- поясняет он.- Я буквально через день слышал «это невозможно сделать». Тем не менее сделали».
Самое сложное уже позади. На «ЗиО-Подольске» создано новое направление производства. Сейчас на предприятии идет сборка корпуса первого реактора силовой установки РИТМ-200 для атомного ледокола «Сибирь».

В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома - «Атомэнергомаш») завершился процесс приварки четырёх гидрокамер к корпусу реактора силовой установки «РИТМ-200». Операция была проведена в ходе изготовления первого реактора для второго серийного атомного ледокола проекта 22220 «Урал».

В ходе работы применялась технология управляемой сварки, позволяющая контролировать и управлять сварочными деформациями для получения заданных значений геометрических размеров изделия. «Это самая сложная технологическая операция сварки при изготовлении корпуса реактора. Длится она непрерывно в течение 17 дней. Две смены идут сварочные работы, в третью - радиографический контроль. Среди сложностей я бы назвал стеснённые условия работы в специальном сборочно-сварочном стапеле, неповоротное положение сварных швов, глубокую разделку - толщина шва составляет 82 мм», - пояснил главный сварщик ПАО «ЗиО-Подольск» Александр Морозов.

Кроме того, завод завершил изготовление гидрокамер для второго реактора РУ «РИТМ-200» ледокола «Урала». Операция по их сварке с корпусом реактора пройдёт в августе.

Ранее «ЗиО-Подольск» изготовил реакторные установки «РИТМ-200» для ледоколов нового поколения «Арктика» и «Сибирь».

Для справки:

РУ «РИТМ-200» - принципиально новая реакторная установка для ледокольного флота. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счёт этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это обеспечивает улучшенные технические характеристики новых ледоколов по скорости лёдопроходимости. Парогенерирующий блок надёжно работает при воздействии бортовой качки УАЛ с амплитудой колебаний ±45º и килевой качки с амплитудой ±15º, а также при длительном крене до 30º. Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет.

Гидрокамеры являются неотъемлемой частью интегрированного корпуса реактора. В дальнейшем в них будут установлены центральные электронасосы. Гидрокамеры предназначены для циркуляции охлаждающей среды внутренней полости реактора. Каждая гидрокамера имеет массу 4,5 тонны.

Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания атомного двигателя «РИТМ-200» - от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».



Декларация по УСН