Записи с меткой ‘Дмитрий Тугаринов’. Секрет одной девочки и скульптор, запечатляющий мгновения

Тугаринов не очень любит говорить о политике, искренне считает, что «всякая власть – от Бога», но от его придирчивого взгляда происходящее сегодня не ускользает. «В СССР воспитали особого человека, которому всё, мягко говоря, безразлично, в том числе и серьезное искусство», – говорит член-корреспондент академии художеств.

О том, как это сказывается на современной жизни, мы беседуем с ним за чашкой чая и рюмкой настойки в мастерской, откуда часть экспонатов уехала в залы на Пречистенке. Ловлю себя на мысли, что Тугаринов, с его бородой, могучими руками и напористым разговором – просто хрестоматийный художник, творец, размашистый и неординарный.

Сын и правнук , подростком он хотел стать океанологом, но в результате пошел по семейным стопам – сначала в среднюю художественную школу, а затем в институт имени Сурикова, который закончил в 1979 году.

Фото Константина Эггерта

Первую настоящую работу слепил на досуге в армии – фигуру шагающего на ветру Ганса-Христиана Андерсена. После демобилизации отлил ее и успешно продал после одной из выставок. Это стало началом более чем творческой биографии одного из самых известных скульпторов России.

Спрашиваю, сказалась ли на выборе жизненного пути семейная традиция?

«Конечно, сказалась. Это ж мама отправила меня в художественную школу! А если серьезно, то скульптура – дело по мне. Я люблю работать руками, причем они как бы сами за тебя думают. Задумываться нельзя – нужно следовать интуиции».

Жена Тугаринова Афина Георгиевна – тоже скульптор, и ее работы соседствуют с работами мужа на персональной выставке.

Тугаринов спокойно признаётся, что диссидентом не был (хотя не был и певцом компартии) и при поздних советах жил хорошо – «было много заказов и мало контроля». Но при этом, по его словам, идеологический диктат всё равно давал о себе знать.

«Я всегда хотел слепить двуглавого орла, но в СССР это было невозможно, – рассказывает скульптор. – Я пошел на хитрость – сделал композицию по пушкинскому «Золотому петушку», а на вершину одной из башен посадил стилизованную птицу о двух головах. Чиновники от культуры дали мне по шапке – мол, царский герб пытаюсь, как они выразились, «протащить». Дурью мучились, боролись с орлами – и прошляпили империю!» И добавляет, смеясь: «Сегодня мне бы тоже, наверное, прищучили – за оскорбление символа государства!»

Фото Константина Эггерта

Тугариновские произведения, даже тогда, когда речь заходит о фигурах трагических, полны юмора, доброй иронии. предстает в образе то ли ангела, то ли мотылька, бесконечно доброго и совершенно беззащитного перед государственной машиной, которая его уничтожила. А оказывается сморщенным, как груша из компота, стариком, сидящем на утомленной горными тропами лошадке, которую ведет проводник-крестьянин.

Воздвигнутая к 200-летию исторического перехода Суворова через Альпы, скульптура вызвала бурю споров в России, хотя и была изваяна по заказу швейцарской коммуны Сен-Готард.

Тугаринов изготавливал модель памятника на том же самом месте, где ему предстояло стоять – на самом перевале.

«Понимаете, – рассказывает скульптор, – в студии было бы труднее. Ведь в горах особая видимость, особая оптика, что ли. Если смотреть на памятник издалека, то отчетливо виден довольно крупный всадник. А вблизи – обычная фигура».

Дмитрий Никитович до сих пор убежден, что выбрал самый правильный образ князя-полководца:

«Понимаете, во время швейцарского похода ему было уже 68 лет. Ну не мог он быть бравым молодцем! Да и переход этот оказался тяжелейшим, вымотал и солдат, и Суворова».

Тугаринов вообще не любит парадности и фанфар, так часто характеризующих «патриотические» госзаказы:

«Большая часть памятников героям, начиная с позднего советского времени – это, в основном, такие бравые болванчики с орденами. И значительную часть публики, а также власти это устраивает. Я вовсе не против слепить, скажем, боевого генерала. Но ведь это же не мундир со звездой героя, а человек, его внутренний мир. Этот мир нужно видеть, и он может не вписаться в традиционные представления о героизме».

Восстановление скульптур над порталами стало для православного христианина Тугаринова особой страницей жизни.

«Когда в 1991 году один приятель позвал меня на молебен о восстановлении храма, я ему сказал: «Это будет молитва о настоящем чуде, о том, чего не может быть». Кто бы знал, что через несколько лет мне поручат воссоздать фигуры святого равноапостольного царя Константина и царицы Елены!»

Оригиналы были изваяны знаменитым скульптором Рамазановым. Детальных эскизов скульптур не осталось, хороших фото – тоже.

«Представляете себе, – вспоминает Тугаринов, – в начале работы у меня, по сути, были только несколько старых снимков порталов собора издалека и знаменитые фотографии Родченко, на которых видны колено и часть руки. Но – и вот еще одно чудо! – в частной коллекции находится пара дагерротипов с прекрасными, четкими изображениями фигур императора Константина и его матери – и работа пошла».

За нее художник получил от патриарха Алексия Второго медаль Сергия Радонежского, но не устает повторять:

«Это не скульптуры Тугаринова. Это скульптуры Рамазанова, я их просто воссоздал. Но, чего греха гордыни таить – приятно, когда под ними каждый день проходят сотни людей!»

Моему собеседнику было приятно идти по следам Рамазанова, одного из корифеев академической скульптуры XIX века. Тугаринов не стесняется своего консервативного взгляда на обучение живописи и ваянию. По его мнению, сталинский псевдоклассицизм в искусстве привел к неожиданным последствиям: традиции Императорской академии художеств в нашей стране сохранились, в то время как на Западе после Первой мировой войны, как считает Тугаринов, академический стиль во многом был забыт или осужден как устаревший.

«Академизм ругали, в чём-то справедливо, за замороженность, статичность. Но для талантливого художника суровая академическая школа – как трудный разбег перед взлетом. Зато лететь потом намного проще».

Фото Константина Эггерта

Сегодня он преподает студентам. Он то восхищается тем, сколько молодых людей идут учиться скульптуре («Конкурс умопомрачительный!»), то впадает в отчаяние – «В современном обществе приходится выбирать – либо ты занимаешься творчеством, либо бизнесом под видом творчества. Совмещать эти две вещи трудно».

Слово «пиар» мэтр Тугаринов произносит с плохо заметным раздражением: «Конечно, им нужно заниматься, этим пиаром, но это же отвлекает от дела! Вещь нужно слепить, дать ей постоять, прочувствовать ее, а вместо этого нужно постоянно что-то делать, чтобы напоминать о себе».

Я спрашиваю Тугаринова, что любят современные частные заказчики:

«Они полюбят то, что ты сумеешь им представить как стоящее покупки. К ним нужно приезжать на хорошей машине, в хорошем костюме, с дорогими часами на руке, и тогда есть шанс убедить их заказать тебе интересную работу». – «То есть заказчик встречает художника по одежке?» – «Господи, у нас по одежке, как правило, и провожают. Страна такая. Вкуса маловато», – резюмирует скульптор.

Мы допиваем чай и настойку, и я спрашиваю Дмитрия Никитовича о творческих планах. Мы оба смеемся над банальностью вопроса, но как же без него? «Я бы хотел слепить святого мученика Трифона и образ Божьей Матери «Спорительница хлебов». А еще есть мечта создать памятник поэту Николаю Рубцову».

А решился бы мэтр поработать над художественным осмыслением ? «Охотно! Пусть присылают заказ!»

Лев Толстой – зеркало русской революции, 2009

Рассказ о выставке «Грани реальности » в Ак Барс галерее Казани был бы не полным без представления работ скульптора Мити Тугаринова . В день открытия выставки в конце ноября 2012 г. все мое внимание сосредоточилось на живописи. Яркие, праздничные полотна Люси Вороновой, ироничные, с подтекстом картины Татьяны Назаренко, уже знакомые по выставке 2010 года – Николая Блохина, эпическая графика Хамида Савкуева… Нет, конечно, невозможно было пройти мимо, не остановиться около изящных скульптурных портретов в бронзе, мчащейся тройки, маленькой модницы, балансирующей в маминых туфлях. Но все же главным в первое посещение выставки были именно живописные полотна.

Официальное открытие выставки не самое удачное время для внимательного знакомства с выставочной экспозицией. Потому в начале декабря выбрала свободный день и отправилась вновь в галерею. Тишина светлого зала располагала к неспешной сосредоточенности на отдельных полотнах. Можно было сколько угодно погружаться в общение с картинами, ибо в галерее я была в полном одиночестве, не считая двух дежурных сотрудников. Но главным были для меня на этот раз скульптуры Мити Тугаринова.

Короткая биографическая справка.
Дмитрий Никитович Тугаринов родился в 1955 году в Москве. Окончил Московский государственный Суриковский институт в 1979 году. Обладатель нескольких премий, в числе которых медаль Московской патриархии «Сергий Радонежский и медаль Росскийской Академии художеств за участие в создании скульптурного убранства храма Христа Спасителя. Выполнены две фигур для храма Христа Спасителя - равноапостольного императора Константина Великого и его матери Елены. (К сожалению, не удалось найти изображения этих скульптур в сети).
С 1975 года принимает участие в выставках. В 1996 году Мите (Дмитрию) было присуждено звание Заслуженного художника Российской Федерации и вручена Золотая Медаль Российской Академии художеств (РАХ). В 2001 году стал членом-корреспондентом РАХ, а в 2007 году – Действительным членом РАХ.

Работы Мити Тугаринова находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Музее А.С.Пушкина, в Русском Музее и др. Россия; в Национальном музее, Сент-Готард, Швейцария; в частных коллекциях в России и за рубежом.

На перевале Сент-Готард в Швейцарии 19 июня 1999 года установлен памятник русскому полководцу Александру Суворову, выполненный Митей Тугариновым. *

Писатель Юрий Кувалдин рассказывает об этом.

К 200-летию перехода через Альпы Суворовым скульптор поставил памятник на перевале Сен-Готард. Инициативу проявил меценат русской культуры из княжества Лихтенштейн барон Эдуард Фальц-Фейн, с которым Тугаринов подружился. Замечательный отзыв о работе Тугаринова дали скульпторы-академики Юрий Орехов и Зураб Церетели. В Швейцарию Тугаринова пригласила коммуна Сен-Готарда. Он поехал туда за свой счет, взялся создать памятник сам, без всякой оплаты, работая прямо в горах, на месте легендарного перехода. Тугаринову сказали, что ничего милитаристского делать нельзя: пропаганда войны у них запрещена. А Тугаринов сначала предложил им батальную сцену: солдаты друг в друга стреляют. Ну а потом пришлось ограничиться одним Суворовым с проводником Антонием Гамбой. Прежде чем приступить к работе, Тугаринов практически все о Суворове прочитал. Существует множество прижизненных портретов Суворова, но 200 лет назад подхалимов было не меньше, чем сейчас. Смотришь каррарский мрамор, портрет с натуры. Он там такой мордатенький и довольный. А Суворов родился семимесячным, больным. И ему было 70 лет, когда он отправился в Швейцарию. У него была лихорадка, он заболел. Это была его лебединая песня. Суворов - русский несокрушимый дух. Тугаринов делал его лицо с посмертной маски. И клячонку специально взял. Чтобы все видели - русское не только в непомерной физической силе, но и в смекалке, в интеллекте, в гениальности.

На выставке представлены два скульптурных портрета А.Суворова.


Александр Суворов. 1998. Керамика, бронза

Александр Суворов. Бронза

Один из вариантов «А.В. Суворов. Композиция с камнем с перевала Сен-Готард». Бронза, камень




А.П. Ермолов. 2004. Бронза, камень

Представленные на выставке работы Мити Тугаринова разнообразны по жанру, материалу.
Портретная линия.

Федор Шаляпин. 1998. Фаянс

Подпись на табличке к этой скульптуре гласит: Одуванчик. 1980. Мрамор

Арон Бух. 2002. Бронза

А.Л. Леонтьев. 2011. Бронза

Жанровая сцена

Барон Фальц-Фейн. Бронза.

«Кавалер ордена боевого Красного знамени Нестор Иванович Махно в ожидании Левы Задова кушает макароны в парижском кафэ.
Сочинял и делал Митя Тугаринов в 1993 г.»





Колокола России. 1980-1995. Бронза

Лошадь.1977. Серебро.
Валяющаяся лошадь. 1981. Бронза

16 февраля 2016 года в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, дом 21 состоится открытие выставки скульптурных произведений заслуженного художника России, академика РАХ Дмитрия Никитовича Тугаринова, приуроченной к 60-летию мастера.

Лауреат премии Московского комсомола, кавалер Ордена святой Анны III степени, участник Квадриеннале современного искусства во Франции в 2014 году – это лишь малая часть заслуг, наград и официальных званий скульптора.

Дмитрий Никитович Тугаринов – легендарный персонаж, ныне занимающий особое место в российской скульптурной школе. Его называют «Гоголем в скульптуре». Как и у великого писателя, работы Тугаринова отличает остросовременный спектр образов, хотя в них угадываются и знакомые каждому традиционные черты.

Дело в том, что он сам и его творчество существуют в некоем мифологическом пространстве, отображая особый мир, полный экстравагантности, многозначительных образов и вечной иронии. Очевидно, поэтому ряд его скульптур оставляют заметный след в современной жизни.

Дмитрий Тугаринов – единственный скульптор за всю историю Швейцарии, кому удалось установить две скульптуры Александру Суворову высоко в Альпах на перевале Сен-Готард – в месте перехода его победоносной армии в войне с наполеоновскими войсками. При этом, в Швейцарии по закону запрещено ставить монументы военным и иностранцам. Как бы то ни было, открытие его памятников и связанные с ними юбилеи в Альпах сегодня проходят в присутствии большого количества посетителей, и местные власти весьма довольны значительным притоком туристов со всего мира.

За всю свою творческую практику Тугаринов создал более шестисот станковых и монументальных работ. Однако в залах Российской академии художеств будут выставлены лишь основные произведения скульптора.

Экспозиция будет концептуально разделена на десять залов, каждый из которых посвящен определенной теме. Например, в первом зале гостей экспозиции будет встречать знаменитая работа «Туфельки» – маленькая девочка в маминых туфлях, идущая по импровизированной свалке скульптур.

Особое место будет занимать третий зал – с историей памятника Суворову, уже упомянутого выше. По мнению многих, это ключевая работа в творческой биографии Дмитрия Тугаринова.

Седьмой зал будет посвящен актуальной всегда теме (а сегодня – особенно) Пятой колонны.

Десятый, финальный зал – Березовая роща – некое подобие медитативного павильона, где посетители смогут в приятном окружении скульптурных произведений Тугаринова осмыслить его удивительное творчество.

Интересно, что в одном из десяти залов будут экспонированы работы супруги Дмитрия Тугаринова - скульптора Афины Георгиевны Попандопуло. Портретные шаржи друзей и коллег по цеху составляют ДНК творчества скульптора. Уже около тридцати лет Попандопуло и Тугаринов работают бок о бок в одной мастерской, но, как можно будет убедиться на выставке, это не мешает никому из них создавать свой собственный художественный мир.

Родился в 1955 году в Москве.
В 1979 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Лауреат премии Московского комсомола.
В 1996 году присвоено звание "Заслуженный художник Р.Ф." и золотая медаль А.Х.

В каких собраниях работы

Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее,
Государственном русском музее,
Калининградском музее,
Ярославском музее,
музее г.Фрунзе,
музее г.Комсомольск-на-Амуре,
парке скульптуры Калипхофф в Бельгии,
Берлинер Банке в Германии,
галерее "Арт Модерн" в Москве,
галерее Дж.Пула в Англии,
в частных собраниях в России, Италии, Германии.

Участие в выставках, аукционах

1980 Персональная выставка. Биологический центр. Пущино-на-Оке. Россия;
1981 Салон в Париже;
1983 Групповая выставка скульптуры. Франкфурт-на-Одере. Германия;
1991 Салон в Майами. США;
1993 Персональная выставка. Галерея "Арт Модерн". Москва;
1993 Групповая выставка. Галерея "Ольга". Москва;
1994 Выставка. Галерея "Карина". Москва;
1994 Выставка на открытом воздухе в парке скульптуры в Объединении "Музеон". Москва;
1994 Выставка в Объединении "Музеон". Москва;
1994 Групповая выставка в галерее "Ольга". Москва;
1994 Художественная выставка "Цветы к рождеству". Объединение "Музеон" . Москва;
1995 Рождественская выставка в галерее "Ольга". Москва;
1995 Выставка, посвященная 50-летию Победы. Москва (каталог);
1995 Художественная выставка "Скульптура и цветы". Объединение "Музеон". Москва;
1996 Персональная выставка (совм. С Щипачевым). СХ СССР;
1996 Персональная выставка. Галерея музея Щусева. Москва;
1996 Международная художественная ярмарка АРТ МАНЕЖ-96. Центральный выставочный зал "Манеж". Москва;
1996 "Русская коллекция". Галерея "М"АРС". Москва;
1996 "Искусство в интерьере". Малый Манеж. Москва.

Желаю делать скульптуру реалистически - фигуративную. Считаю, что скульптура по ее емкости может сравнится с музыкой.

Выставляться и платить за это - глупо.
Не платить и не выставляться - скучно.
Платить и не выставляться - не нужно.
Выставляться и не платить - не получается.
Критика

Изначальной и самой важной отправной точкой для работы скульптор считает непосредственную реакцию на пережитое, увиденное, моментально отмеченное взглядом, памятью, инстинктом. Он признается, что когда идет от идеи, от рационального, то скульптура не получается. А вот увидит старую работу полузабытого русского баталиста с его досконально прочеканенными прожилками на морде лошади и упрямо загорается желанием достичь той же точности и артистизма. Или задается казалось бы формальной целью найти единственно верное решение композиции из двух стульев и сидящего на них человека. Рождается скульптура, запечатлевшая эту зыбкую ситуацию, которая неожиданно для самого автора в процессе работы оборачивается фигурой Нестора Махно - человека трагической, причудливой судьбы времен революционной смуты, вознесенного в народные вожди и преданного новой "революционной" властью.
Вот он работает над скульптурой группы мальчишек, играющих в ножики, а под ногами у них не просто земля, но планета, и на оборотной стороне ее мраморного подобия видятся очертания какого-то классического портика, может быть, античного храма. Вдруг скульптору попадается груда ненужных теперь бронзовых бюстиков вождя, и один из них находит место в композиции, рядом с храмом - в виде то ли поверженного кумира, то ли одного из свидетельств былого...
Все творчество скульптора свободно и открыто жизни, людям, проблемам самого разного уровня.
Об одной из них - и важнейшей - следует сказать: Дмитрий достоин больших масштабов, созвучных его дарованию и обозримых издалека.

В.Н.Поликарпов

Библиография

В. Сысоев "Пора дерзаний", Правда, 10 октября 1981, Москва;
И. Купцов "Молодые в Академии", Московский комсомолец, 24 сентября 1981, Москва;
Т.Рыхлова "Какие они - современникиN", Советская культура, 20 декабря 1983, Москва;
"Моя Москва", Московский художник, 24 февраля 1984, Москва;
В.Погодин "Пути - дороги скульптора", Вечерняя Москва, 23 февраля 1984, Москва;
В.Погодин "Фестиваль - творческая мастерская художников", Московский художник" 6 сентября 1985, Москва;
"Молодые скульпторы", Мирный атом (газета управления строительства Кольской АЭС), 5 августа 1981, Карелия, Россия;
Т.Рыхлова "В доме на Крымской набережной", Советская культура, 3 апреля 1984, Москва;
Т.Рыхлова "Гонки без лидера", Советская культура, 20 января 1990, Москва;
К.Крир "Заметки с выставки", Советский музыкант, 13 апреля 1976, Москва;
Л.Александрова "В поисках радости", Московская правда, 8 августа 1980, Москва;
В.Вансалов "На пороге зрелости", Известия, 12 октября 1981, Москва;
"Каменные женщины столицы", "Аиф-Москва", N10"95, март 1995, Москва;
В.Корнеев "Скульптура в компьютере", Сегодня, сентябрь 1995, Переславль - Залесский, Россия;
"Всадники революции", Московский комсомолец, 1984, Москва;
"Пока горит свеча", Московский комсомолец, 18 октября 1995, Москва;
"Молодое поколение выбирает туфли на века", Вечерняя Москва, сентябрь 1994, Москва;
И.Дудинский "Обозреватель Мегаполис Экспресс палил из пушки", Мегаполис Экспресс, октябрь 1996, Москва;
Moscow times, февраль 1995, Москва;
"Galery M"ARS", Каталог "Русская коллекция",1996, Москва;
Art Manege-96, Каталог Московской международной художественной ярмарки, 1996, Москва;
Журнал "Творчество" N9, стр.7, 1982 г;
Журнал "Художник" N 6, стр.28-29, 1982 г;
Журнал "Творчество" N 6, 1985 г;
Журнал "Советская скульптура" N 8, 1984 г;
Журнал "Скульптура в городе", стр 184-188, 1990 г;
Журнал "Арт-Медиа" N 1, 1993 г;
Журнал "Интердизайн" N 1, 1994 г;
"Изобразительное искусство. Россия ХХ век". Энциклопедический справочник, стр 246-247, 1995 г;
Каталог "Русская коллекция", 1996 г;
Каталог "ART Manege", 1996 г.



Закрытие ИП