Трудовой кодекс право на забастовку. Понятие о забастовках: виды и ее аспекты. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

Работникам законом гарантируется право на забастовку, то есть временный добровольный отказ от исполнения трудовых обязанностей (ч. 4 ст. 37 Конституции РФ, абз. 13 ч. первой ст. 21, ч. четвертая ст. 398 ТК РФ). Забастовка является одним из способов разрешения коллективного трудового спора (ч. первая ст. 409 ТК РФ). То есть, поводом для забастовки могут стать неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по вопросам:
– установления и изменения условий труда;
– заключения, изменения и выполнения коллективных договоров;
– отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Таким образом, коллективный спор всегда связан с публичными разногласиями, обсуждением, установлением или изменением каких-либо правил (апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25 мая 2015 г. № 3-АПГ15-2). Этим он отличается от индивидуального трудового спора, который возникает при нарушении прав отдельных работников и предполагает применение уже установленных норм.

Предметом забастовки не могут быть требования, которые связаны исключительно с . Такие разногласия разрешаются судом при рассмотрении индивидуального трудового спора (определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2010 г. № 44-Г10-17).
Приостановка работы в связи с невыплатой заработной платы более 15 дней по статье 142 ТК РФ не является забастовкой. Это форма самозащиты работниками своих прав (ст. 142, абз. 2 ч. второй ст. 352 ТК РФ).

Мероприятия предшествующие забастовке

Забастовке работников предшествуют определенные мероприятия. Если работники нарушат требования, которые закон предъявляет к одному из этапов, работодатель может потребовать признать забастовку незаконной.

Выдвижение требований

Коллективный трудовой спор начинается с того, что работники и их представители выдвигают свои требования, утверждают их на собрании или конференции, фиксируют в письменном виде и направляют работодателю. Такое собрание будет правомочным, если на нем присутствует более половины работающих, а конференция – если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Если провести собрание или конференцию невозможно, то профсоюзная организация может утвердить свое решение, собрав больше половины подписей сотрудников в свою пользу (ч. 3 ст. 399 ТК РФ).

Рассмотрение требований

Работодатель должен рассмотреть требования работников и принять по ним решение. На это у него есть два рабочих дня. Решение нужно оформить в письменной форме и направить в соответствующий представительный орган сотрудников. Если работодатель не согласится с требованиями работников либо не сообщит им о своем решении, возникает коллективный трудовой спор.

Примирительные процедуры

Наличие коллективного спора не дает сотрудникам права сразу начать забастовку. Это крайняя мера воздействия на работодателя. Нужно попытаться разрешить спор при участии примирительной комиссии, посредника или трудового арбитража.
Примирительная комиссия состоит из равного количества представителей с одной и другой стороны. Решение о создании примирительной комиссии работодатель оформляет приказом, а представитель работников – решением. Третьи лица или сторонние организации туда не включаются. Комиссия может вынести решение, а может не достичь согласия. В таком случае стороны должны перейти к переговорам о приглашении посредника или передаче спора в трудовой арбитраж. Однако и эти переговоры не всегда результативны. Бывает, что работники или работодатель уклоняются от участия в каждой процедуре. Это является основанием для последовательного перехода к следующей стадии. Если в итоге спор не рассмотрел даже трудовой арбитраж, то считается, что примирительные процедуры не привели к решению разногласий. В приведенной ситуации суд, скорее всего, признает забастовку незаконной, поскольку ее объявили без примирительных процедур (определение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2012 г. № 83-АПГ12-5).

Порядок принятия решения о забастовке

Работники могут принять такое решение в случаях, когда:
– примирительные процедуры не привели к решению коллективного трудового спора;
– работодатель не выполняет соглашения, которые достигнуты сторонами в ходе разрешения спора;
– работодатель не исполняет решение трудового арбитража.
Решение о проведении забастовки принимают не менее половины работников на собрании или конференции. Что касается кворума, то здесь действуют те же правила, что и для утверждения требований. На собрании обязательно присутствие более половины от общего числа работников, а на конференции – не менее двух третей делегатов. Если кворум не соблюден, то решение о забастовке незаконно (определение Верховного Суда РФ от 2 марта 2012 г. № 66-Г12-2).

Если провести собрание или конференцию невозможно, то профсоюз может утвердить решение, собрав больше половины подписей работников в поддержку проведения забастовки. Отсутствие необходимого количества подписей также служит основанием для признания забастовки незаконной (определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2014 г. № 33-АПГ14-3).

Роль представительного органа работников

Его роль заключается в том, что он выдвигает предложение о проведении забастовки. Объявить забастовку самостоятельно он не вправе. Однако это требование часто нарушается представителями работников.

Предупреждение о забастовке

Предупреждение о забастовке должно быть облечено в письменную форму. На практике документ оформляют в виде решения о забастовке или протокола общего собрания или конференции работников, на которой это решение принималось. Работодателю обычно направляют копию решения или протокола. Копия должна быть направлена не позднее пяти рабочих дней до начала забастовки. Нарушение этого срока влечет признание ее незаконной.
Работодатель, который получил копию решения или протокола, должен проверить в нем наличие обязательных сведений. Если какое-то из них отсутствует, суд признает забастовку незаконной (ОВС РФ от 2 июля 2004 г. № 43-Г04-21).

Действия работодателя при получении предупреждения о забастовке

Получив предупреждение о забастовке, работодатель должен сообщить об этом в соответствующий государственный орган. В зависимости от вида коллективного спора это может быть государственная инспекция труда региона либо орган исполнительной власти субъекта РФ (комитет по труду, министерство труда и др.).
Затем нужно изучить протокол или решение об объявлении забастовки и проверить сроки. Работники не могут начать забастовку позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее проведении.

Далее работодателю следует запросить документы, которые подтвердят факт проведения общего собрания или конференции работников и позволят проверить соблюдение кворума и полномочия участников собрания. Хотя представительный орган работников не обязан направлять такие документы, попытаться стоит. Часто к принятию решения привлекают лиц, которые не являются сотрудниками организации, в подписных листах не конкретизируют цель сбора подписей, не ставят их расшифровки или инициалы. Это не позволяет понять, кто именно и за принятие какого решения голосовал (определение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2012 г. № 83-АПГ12-5).

Кроме того, следует обратить внимание на обеспечение минимума необходимых работ в период забастовки. Он обязателен в случаях, когда деятельность организации связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов. В каждой отрасли есть свой перечень минимума необходимых работ. Если работники не согласуют или не выполнят требование о минимальном объеме работ, когда это необходимо, то суд может приостановить забастовку (ч. 8 ст. 412 ТК РФ).

За бастующими сотрудниками работодатель должен сохранить место работы и должность. Заработную плату за этот период он вправе не выплачивать, за исключением оплаты за труд, выполняемый в рамках обязательного минимума работ.
Также нужно помнить о случаях, когда забастовка не допускается. Если работодатель видит, что забастовка незаконна, объявлена с нарушением сроков и процедур, он вправе обжаловать ее в верховный суд республики, краевой, областной, суд города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Можно ли наказать бастующих работников

Участие в забастовке не является нарушением трудовой дисциплины (ч. 1ст. 414 ТК РФ). За это сотрудников нельзя привлечь к дисципринарной ответственности, а тем более уволить. Исключение составляет ситуация, когда суд признал забастовку незаконной и обязал работников ее прекратить. В этом случае сотрудники должны приступить к работе не позднее следующего дня после получения копии решения суда, вступившего в силу. Если они не соблюдают эту обязанность, то их можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, основные моменты при забастовке работников следующие:
1. Поводом для забастовки могут стать коллективные разногласия между работниками и работодателем, например, по вопросам изменения системы оплаты труда и премирования, условий труда и др.
2. Получив письменное предупреждение о забастовке, работодатель должен уведомить об этом инспекцию по труду и государственный орган своего региона. Если есть сомнения в законности забастовки, можно обратиться в суд.
3. В период забастовки работника нельзя уволить или привлечь к дисциплинарной ответственности. Исключение составляет случай неисполнения обязанности прекратить забастовку по решению суда. Предложения по минимуму необходимых работ на период проведения забастовки

Похожих статей пока нет.

Забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

В ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудо-

вого спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации.

Собрание (конференция) работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов конференции).

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке службу по урегулированию коллективных трудовых споров.

Забастовку возглавляет представительный орган работников. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право приостановить забастовку.

Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня.

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период

забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами.

Минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.

Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

В случае недостижения соглашения о минимуме необходимых работ (услуг) в организации (филиале, представительстве) он устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ

Ю. МОИСЕЕВА
Ю. Моисеева, Тверской государственный университет.
В нашей стране право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора закреплено в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать такие формы, как собрание, митинг, демонстрация, пикетирование, а также забастовка.
Забастовка согласно ст. 2 Закона от 23 ноября 1995 г. - это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с общими чертами и видами забастовок.
Забастовка является временной остановкой работы: рабочие должны после ее завершения возвратиться на свои места. Это коллективный акт, предпринятый группой работников. Тот факт, что группа состоит из работников, позволяет отделить забастовку от таких действий, как отказ студентов посещать лекции, митинги пенсионеров (эти действия могут быть названы забастовкой только по аналогии). Наконец, забастовка почти всегда является рассчитанным действием, цель которого - выражение недовольства или реализация требований. Она есть не что иное, как одна из форм общения между работодателями и работниками, посредством которой работники высказывают в крайней по закону форме свое несогласие с действиями администрации, и ее в этом плане можно рассматривать как ультимативную форму протеста.
Закон устанавливает, что участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Участие в забастовках не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и основание расторжения трудового договора (кроме случаев, когда забастовка, признанная судом незаконной, не прекращена, или начата забастовка, отсроченная или приостановленная судом). За участниками забастовок сохраняется на время забастовки место работы и должность.
В соответствии со ст. 13 Закона от 23 ноября 1995 г. представители работодателя не вправе организовать забастовку и принимать участие в ней.
Наиболее распространенный вид - это обычная забастовка, когда работники прекращают производство и покидают свои рабочие места. Именно он является предметом внимания законодателя.
Интересной в плане формы проведения представляется так называемая "итальянская забастовка", или работа по правилам. Работники в этом случае не прекращают работу, а начинают выполнять свои трудовые обязанности строго в соответствии с установленными технологическими правилами, следствием чего является блокирование нормального производственного процесса. Суть этого вида забастовки - в существующих противоречиях между формальной и неформальной организацией работы на предприятии. Особенность заключается еще и в том, что забастовка практически не регулируется законом, ибо для предъявления претензий к работающим нет оснований.
В Российской Федерации Законом предусмотрена возможность проведения двух видов забастовок: обычной и предупредительной. Отличие предупредительной забастовки от обычной состоит в том, что она: может быть объявлена в период прохождения примирительных процедур - после пяти календарных дней работы примирительной комиссии; может быть проведена однократно (в данном конкретном споре); ее продолжительность не может быть более одного часа; о предупредительной забастовке работодателя необходимо известить в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Закон четко урегулировал порядок объявления забастовки. Решение об этом принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.
Самое серьезное внимание при вынесении и оформлении решения о забастовке необходимо обратить на его содержание. В нем должны быть указаны: перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников; наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; предложения по минимуму необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки.
Минимум определяется соглашением сторон совместно с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти или местного самоуправления. При необеспечении минимума забастовка может быть признана незаконной.
Практика показала необходимость и целесообразность установления такого минимума заблаговременно для всех однопрофильных организаций (предприятий, учреждений). Целесообразно закрепить рекомендуемый минимум в трехсторонних соглашениях в зависимости от вида деятельности. Минимум работ (услуг) нужно определять исходя из необходимости охраны жизни и здоровья людей, прав и законных интересов граждан. Перечень таких работ не может быть предельно широким, иначе он станет непреодолимым препятствием для реализации права на забастовку.
Анализируя зарубежные критерии ограничения права на забастовку, нельзя не прийти к выводу о том, что сложившаяся за последние годы законодательная практика в большинстве стран имеет явную тенденцию к сочетанию абстрактных (обобщенных) формулировок с конкретным перечислением тех областей человеческой деятельности, которые принято относить к жизненно важным для страны и где, следовательно, право на забастовку в полном объеме отсутствует.
Это такие службы, остановка работы которых угрожает жизни, свободе, безопасности или здоровью людей, что обязывает обеспечивать выполнение служебного минимума работ с целью избежания подобного риска.
Как правило, к их числу относят следующие службы: почта, телеграф, телефон; дежурные больницы и аптеки; похоронные службы; банковская деятельность; некоторые виды транспорта; судебные органы; вооруженные силы; пожарные службы; автодиспетчерская служба и некоторые другие (Александров М.А. О праве на забастовку в жизненно важных отраслях и службах зарубежных стран // Труд за рубежом. 1993. N 1. С. 35 - 43).
Такое обобщенное определение жизненно важных отраслей и служб позволяет правительству вмешиваться в коллективный трудовой спор под тем предлогом, что он угрожает экономике и национальным интересам страны в целом.
К числу вопросов, решение которых имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, относится вопрос о признании забастовок незаконными.
Во-первых, забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом. Так, забастовка, проведенная докерами - механизаторами Морского торгового порта Магаданской области в феврале 1992 г., решением Верховного Суда РФ была признана незаконной, так как ее провели без предварительного урегулирования трудового спора в примирительной комиссии и трудовом арбитраже и без соответствующего предупреждения администрации (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1992. N 12).
При этом, как указал в своем Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, сам по себе факт несоблюдения до начала забастовки примирительной процедуры не может служить основанием признания забастовки незаконной, если будет установлено, что трудовой коллектив предпринимал все меры к ее выполнению, а администрация уклонялась (Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 10).
Кроме того, являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью граждан.
Являются незаконными забастовки в Вооруженных Силах РФ, правоохранительных органах, органах Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.
Решением Верховного Суда РФ забастовка, проведенная коллективом летного состава Вологодского авиапредприятия, признана незаконной, так как на предприятиях гражданской авиации забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора не допускается (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 10).
Профсоюз летного состава Вологодского авиапредприятия обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой. Последний принял постановление, согласно которому запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации соответствует Конституции в той мере, в какой это право на забастовку отдельных категорий работников может быть ограничено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В своем Постановлении от 17 мая 1995 г. Конституционный Суд РФ отметил, что запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не соответствует Конституции РФ. В связи с этим Конституционный Суд РФ обратился к Федеральному Собранию РФ с указанием о том, что ему надлежит определить условия и основания ограничения права на забастовку и связанные с этим необходимые компенсационные механизмы и процедуры разрешения коллективных трудовых споров, руководствуясь при этом Конституцией и общепризнанными принципами и нормами международного права (Российская газета. 1995. 25 мая).
Не так давно, 8 июля 1999 г., был принят Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Установлено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. оставил вне своих рамок возможность ограничения права на забастовку в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц. Среди прав, подлежащих защите, Закон называет лишь здоровье человека, хотя незаконная забастовка может причинить существенный вред ряду иных определенных Законом прав и интересов других лиц. Необходимость закрепления такого положения основывается на содержании ст. 55 Конституции РФ, которая провозглашает возможность ограничения прав и свобод человека федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закон устанавливает возможность ограничения права на забастовку в соответствии с Законом о чрезвычайном положении.
Представляется, что законодательная формулировка о возможности ограничения права на забастовку является не совсем верной и точной. Было бы правильнее говорить о признании забастовок незаконными в силу того, что их проведение в отдельных случаях прямо запрещено законом.
Речь идет о лишении права использовать такой способ разрешения коллективных трудовых споров, как забастовка, неисполнение чего влечет применение к его нарушителям предусмотренных законом мер юридической ответственности. Ограничение же предполагает не полное лишение права, а лишь устанавливает пределы его осуществления.
Немало проблем возникает и во время проведения забастовок. В пакетах выдвигаемых требований нередко встречаются требования политического характера, что обусловлено чрезмерной политизацией сложившейся в стране социально - экономической ситуации.
Закон СССР от 22 мая 1991 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" запрещал все забастовки по политическим мотивам, в том числе с требованиями об изменении конституционного строя, границ, а также забастовки с требованиями о созыве, роспуске или изменении порядка деятельности высших органов государственной власти, об отставке их руководителей или руководителей государства.
Политические требования должны быть либо узаконены, либо запрещены. При этом необходимо отметить, что на практике достаточно трудно провести грань между политической забастовкой и забастовкой, обусловленной социально - экономическими потребностями работников, хотя и приобретшей политическую окраску.
Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Кроме того, ее прекращение может быть связано с вынесением судом решения о признании забастовки незаконной, после чего работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
Как социальное явление забастовка представляет собой довольно сложный многоплановый процесс. Поэтому проблемы, связанные с осуществлением права на забастовку, требуют углубленного изучения и исследования с анализом не только действующего российского законодательства, но и соответствующего зарубежного правового материала и накопленного опыта в этой области.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 17.05.1991 N 1253-1
"О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ"
ЗАКОН СССР от 20.05.1991 N 2179-1
"О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.11.1995 N 175-ФЗ
"О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ"
(принят ГД ФС РФ 20.10.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.07.1999 N 150-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 52 ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.06.1999)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 N 5-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 12 ЗАКОНА СССР ОТ 9
ОКТЯБРЯ 1989 ГОДА "О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ
СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)" (В РЕДАКЦИИ ОТ 20 МАЯ 1991 ГОДА) В ЧАСТИ,
ЗАПРЕЩАЮЩЕЙ ПРОВЕДЕНИЕ ЗАБАСТОВОК РАБОТНИКАМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ,
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ПРОФСОЮЗА ЛЕТНОГО СОСТАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
РФ от 01.08.1994
Российская юстиция, N 9, 1999

Каждый работник наделен правами, а также ресурсами для их защиты. Сотрудник может устроить забастовку для отстаивания своих прав. Однако даже забастовка должна организовываться в соответствии с буквой закона. Соблюдение норм позволит достичь целей и не нажить проблем.

Законное обоснование права на забастовку

Право на забастовку зафиксировано в статье 37 Конституции РФ. Это высший источник закона, а потому все положения Трудового кодекса, различные ФЗ, нормативные положения, внутренние акты предприятия должны ему соответствовать.

Подробнее законность организованных протестов рассмотрена статьей 407 ТК РФ. Разберем основные правила:

  • Забастовка устраивается только тогда, когда были приняты все попытки к примирению при разрешении трудового конфликта, однако работодатель или уклоняется от примирения, или не исполняет соглашений, которые были установлены. Еще один вариант: в отношении руководителя предприятия было принято определенное решение трудовым арбитражем, но он не исполняет его.
  • Перед организацией протестного мероприятия сотрудники должны ознакомиться с положениями статьи 413 ТК РФ, в которой изложены различные ограничения и обстоятельства, препятствующие осуществлению протеста.
  • Участие в мероприятии должно быть исключительно добровольным. Трудящегося строго запрещено принуждать к принятию решения (положительного или отрицательного) относительно участия в протесте. Если это произошло, виноватое лицо несет ответственность.
  • Представители работодателя не могут никоим образом принимать участие в протесте и в его подготовке. Данное правило оговорено статьей 409 ТК РФ.

Нормативные акты, с которыми нужно ознакомиться перед организацией мероприятия, – статьи 407 и 413 ТК РФ.

Реализация права

При организации протестного мероприятия нужно придерживаться следующего порядка:

  1. Решение о проведении мероприятия принимает собрание сотрудников компании. Ему предшествует соответствующая инициатива представительного собрания трудящихся, которое занималось решением возникшего конфликта. Если инициативу по проведению забастовки проявил профсоюз, каждое собрание трудящихся утверждает решение в отдельном порядке. Есть требования к собранию: в нем должно принимать участие не меньше 2/3 от общего количества трудящихся в компании. Решение о проведении рассматриваемого события правомерно, если за него проголосовало не меньше 50% работников, присутствующих на собрании. Если провести его не представляется возможным, представительный орган трудящихся утверждает решение на основании подписей 50% и более трудящихся в поддержку протестного мероприятия.
  2. После 5 дней работы представительного собрания по решению конфликта разрешается объявить предупредительную забастовку. Требования к ней: продолжительность не больше часа, направление извещения о мероприятии работодателю должно быть выслано не меньше чем за 3 дня до его проведения.
  3. Об основной забастовке работодателя нужно предупреждать за 10 дней. Для этого требуется направить письменное уведомление.
  4. Работодателю необходимо предупредить о начале мероприятия Службу по разрешению трудовых конфликтов (эта необходимость установлена статьей 410 ТК РФ).

Только после совершения всех рассматриваемых шагов можно приступить непосредственно к забастовке.

Содержание решения об объявлении забастовки

В решении об объявлении протестного мероприятия нужно указать некоторую информацию:

  • Те обстоятельства, которые стали основанием для протеста.
  • Дата и время начала мероприятия.
  • Его длительность.
  • Ожидаемое количество бастующих.
  • Название органа, который возглавляет мероприятие.
  • Перечень представителей трудящихся, которым передана ответственность за участие в примирении.
  • Минимум работ, которые трудящиеся согласны выполнять на протяжении забастовки.

Копия решения отсылается работодателю.

Какая забастовка будет считаться законной?

Законным мероприятие признается только тогда, когда оно соответствует следующим нормам:

  • Предварительно была предпринята попытка примирения, однако работодатель проигнорировал ее.
  • Решение об осуществлении мероприятия принимало собрание, удалось получить достаточное количество голосов за забастовку.
  • Работодатель своевременно получил уведомление о проведении мероприятия.
  • Все трудящиеся участвовали в протесте добровольно, отсутствовал фактор давления.

Это основные признаки законности мероприятия.

Какая забастовка будет признана незаконной?

Протестное мероприятие признается незаконным при наличии следующих обстоятельств:

  • Не объявлена продолжительность забастовки, не учтены требования к мероприятию.
  • Событие формирует угрозу Конституции и здоровью граждан (согласно статье 55 Конституции РФ).
  • Трудящиеся не исполняют минимальные работы, прописанные в решении.

Не признаются законными протесты:

  • В процессе военного положения или ЧП.
  • В вооружённых структурах и прочих военных объединениях.
  • В структурах, отвечающих за оборону, его безопасность.
  • В спасательных, противопожарных организациях.
  • В структурах, несущих ответственность за действия в период стихийных бедствий и ЧП.
  • В правоохранительных структурах.
  • В компаниях, занимающихся обслуживанием опасных форм производств.
  • В скорой помощи.
  • В структурах, которые обеспечивают жизнедеятельность людей (к примеру, отопительные, газоснабжающие компании, поликлиники).

То есть не допускается прекращение деятельности тогда, когда это создает угрозу жизни и здоровью людей. Приведенный перечень изложен в статье 413 ТК РФ.

ВАЖНО! Руководитель не имеет права запрещать протестные мероприятия внутренними актами предприятия. В этом случае они будут противоречить Конституции. Скорее всего, суд примет сторону трудящихся.

К СВЕДЕНИЮ! Все запреты на забастовки, приведенные в ТК РФ, сложно назвать абсолютными. Связано это с тем, что они противоречат Конституции, высшему источнику власти. Согласно ее положениям, любой человек имеет право на протест.

Последствия признания забастовки незаконной

Признать мероприятие неправомерным могут только суды. После издания постановления о признании протеста неправомерным он должен быть незамедлительно прекращен. Трудящиеся обязуются начать работу не позже следующего дня после того, как получили копию судебного решения. Если сотрудники продолжают забастовку, к ним применяются методы дисциплинарного взыскания. Представительный орган, не прекращающий забастовку, должен возместить все убытки предприятия.

В статье 415 ТК РФ приведен запрет на локаут. Это увольнение трудящихся из-за их участия в мероприятии, проведенном по всем правилам. Если руководитель уволит работника по данной причине, это влечет за собой административное наказание: штраф в размере 4000-5000 рублей (согласно статье 5.34 КоАП РФ).

Ответственность также несут лица, которые принудили сотрудников участвовать или не участвовать в забастовке:

  • Штраф в размере 500-1000 руб. для граждан.
  • 1000-2000 рублей для должностных лиц.

Данные формы ответственности оговорены статьей 5.40 КоАП РФ. Штрафы выплачиваются исключительно по решению суда.

Сегодня в новостях чаще рассказывают о забастовках в европейских странах, чем в российском государстве. Но, при желании, бастовать трудящимся разрешается и у нас. Только делать это нужно в соответствии с законом, иначе забастовка работников может закончиться для ее участников увольнением , и даже уголовной ответственностью.

Правовое регулирование забастовки

Забастовка трудящихся узаконена двумя нормативными актами:

  1. Российской Конституцией, где закреплены основные права граждан – в том числе, и право на забастовку;
  2. Трудовым кодексом, защищающим интересы наемных работников (но и их работодателей тоже).

37-я статья Конституции (п.4) признает, что трудящиеся граждане вправе решать трудовые споры , прибегая к отказу от работы. Однако содержание 55-й статьи основного закона позволяет сделать вывод, что право на забастовку может быть ограничено. Например, если ее проведение угрожает безопасности государства.

Трудовой кодекс посвятил непосредственно забастовкам несколько статей – с 409 по 417. Они регулируют ряд вопросов, связанных с организацией подобных акций, среди которых:

  • порядок объявления забастовки (ст. 410 ТК);
  • обязанности сторон трудового конфликта (ст. 412 ТК);
  • в каких случаях отказ от работы считается незаконным (ст. 413 ТК);
  • гарантии для бастующих работников (ст. 414 ТК), и т.д.

Понятие забастовки: право на забастовку по Трудовому кодексу

В Трудовом кодексе не только закреплено право наемных работников на забастовку. Документ также содержит определение данного способа отстоять свои интересы трудящимся. Что такое забастовка, ТК РФ поясняет так (398-я статья): это добровольный и временный отказ сотрудников от исполнения трудовых обязанностей ради разрешения коллективного спора, возникшего между подчиненными и работодателем.

В законе особо подчеркивается (409-я статья ТК), что забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора не должна быть принудительной, навязанной сотрудникам извне или членами рабочего коллектива. Принуждать нельзя не только к участию в забастовочных акциях, но и к отказу от них.

Такому понятию, как забастовка трудовое право придает особое значение, так как в определенных случаях действия работников могут нарушить интересы не только работодателя, но и общества, а также государства.

Правила проведения забастовки

Разобравшись, чем гарантировано право на забастовку, следует перейти к правилам ее организации.

Решение об объявлении забастовки принимается:

  • либо на собрании сотрудников организации;
  • либо профсоюзом (если работать отказываются работники не отдельного предприятия, а целой отрасли).

В некоторых европейских странах, например, в Германии, проведение забастовки как формы трудового конфликта санкционируется только профсоюзными организациями. В иных случаях их признают вне закона. Россия не пошла по такому пути – государство разрешило работникам проводить забастовки самостоятельно.

Забастовочной акции, организованной трудовым коллективом, должны предшествовать примирительные процедуры с руководством компании. Порядок проведения забастовки, проводимой по инициативе профсоюза, подобного требования не содержит.

На собрании должно присутствовать не менее половины работников предприятия + еще один человек (тоже работник). Объявление забастовки будет правомочным, если более 50% из них поддержат ее организацию. Если нет возможности собрать требуемое количество работников, у отсутствующих членов коллектива необходимо собрать подписи – в поддержку забастовки (410-я статья Трудового кодекса).

О готовящейся акции работодатель письменно предупреждается за 5 дней (рабочих!) до ее начала, а если мероприятие организуется профсоюзом - за 7.

Часовая предупредительная забастовка может быть объявлена в период работы примирительной комиссии, цель которой – урегулировать возникшие разногласия, не прибегая к крайним мерам. В рамках конкретного трудового конфликта ее разрешается проводить только один раз.

Приостановить начавшуюся забастовку вправе:

  • ее организаторы (411-я статья ТК);
  • Правительство – в интересах страны или ее отдельных территорий, но не больше, чем на 10-дневный срок (413-я статья ТК);
  • суд, если создается реальная угроза жизни / здоровью граждан – до 15 дней.

Виды забастовок

В Трудовом кодексе описаны лишь 2 вида забастовки: основная и предварительная. Однако в теории их классифицируют по различным признакам. Например, по типу выдвигаемых забастовщиками требований, акция может быть не только профессиональной (трудовой, отраслевой), но и политической, когда условиями ее прекращения называется смена государственного устройства, уход из власти определенного чиновника или дополнительные общественные блага (например, понижение пенсионного возраста).

Незаконные забастовки

О незаконных забастовках и о причинах признания их таковыми говорится в 413-й статье Трудового кодекса.

Основанием признания забастовки незаконной является ее организация без учета:

  • требований закона;
  • установленной процедуры;
  • срока проведения акции.

Признание забастовки незаконной неизбежно, если она проводится:

  • в условиях военного положения / чрезвычайной ситуации;
  • сотрудниками организаций, отвечающими за жизнеобеспечение населения (например, работниками коммунальных служб).

В данной статье ТК перечислены и представители иных профессий, которым не разрешается бастовать. В частности, на вопрос, имеют ли право военнослужащие участвовать в забастовках, она отвечает отрицательно. Также его лишены сотрудники:

  • правоохранительных органов;
  • станций неотложной и скорой помощи;
  • опасных производств.

Решение о признании забастовки незаконной принимается исключительно судебной инстанциейВерховными судами республик и судами субъектов РФ.



Закрытие ИП