Результат наблюдения за птицами в феврале. Наблюдения за птицами зимой. Исследовательская деятельность «Как птицы отдыхают?»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бирюковская основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Номинация «Птичье кафе»

Дневник наблюдений за птицами на кормушках

Руководитель Вертикова Ирина Викторовна,

учитель биологии

Введение

Отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто-то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Снежные метели и обильные снегопады, гололед, а так же часто меняющаяся погода и продолжительные сильные морозы всегда вызывают массовую гибель мелких птиц из-за недостатка пищи.

В зимний короткий день, собирая естественный корм, который очень трудно найти, птицы часто не успевают насытиться настолько, чтобы пережить ночь до утра. Если птицы изо дня в день не будут получать пищи, то они ослабеют и погибнут от истощения. Подкормившись на кормушке, они начинают усиленно разыскивать корм на деревьях в районе расположения кормушек. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы.

Главная цель подкормки – защита птиц от голода, сохранение их высокой жизнеспособности и предупреждение или значительное снижение выклёвывания почек плодовых деревьев зерноядными птицами.

Другая положительная сторона подкормки - привлечение пернатых в те места, где это необходимо человеку, поскольку часть птиц, прилетающих к кормушкам, с наступлением гнездового периода остаются в районе подкормки, там же выводят и выкармливают птенцов, обогащая лиственную фауну. В результате чего численность насекомых и их личинок будет уменьшена. Ежегодно в нашем районе проводится массовое мероприятие «Операция «Покормите птиц зимой». Я также приняла участие в этой операции, развесила кормушки и вела наблюдение за птицами, посещающими кормушки.

Цель работы: Наблюдение за посетителями кормушек и выявление условий, влияющих на численность и видовой состав птиц.

Задачи:

1. Изучить видовой состав птиц, посещающих кормушки.

2. Провести наблюдения за посещаемостью кормушек от времени суток и погодных условий.

3. Понаблюдать за повадками птиц, научиться любить и любоваться ими.

4. Сделать выводы по наблюдениям.

Методы исследования:

1. Изготовление кормушек.

2. Наблюдения за птицами, кормящимися на кормушках.

3. Учёт количества птиц, посещающих кормушки.

4. Ведение дневника наблюдений за погодными условиями.

Объект исследования: птицы, посещающие кормушки.

Глава 1. Наблюдение за птицами

1.1. Описание места исследования

Наблюдения за птицами и их подкормку я проводила на трех участках. Одна кормушка была подвешена возле дома у окна. Встав утром, я могла сразу видеть посетителей кормушки. Вторую кормушку я повесила на одном из деревьев на болоте. Место тихое, окруженное со всех сторон деревьями и удобное для наблюдения. На этих деревьях птицы находят естественный корм и корм на кормушке. Третью кормушку я повесила в саду на яблоне. Местность открытая и птицам бояться некого. На обнажившихся от листьев деревьях хорошо заметны семена и ягоды, дополнительный корм.

1.2 Виды кормушек

Я изготовила кормушки для птиц из самых различных материалов. Для синиц изготовила кормушку из-под бумажного пакета кефира, на одной из сторон которого вырезала окошко прямоугольной формы. У кормушки из полуторалитровой бутылки сделала овальное отверстие. Для того чтобы птички не резали себе лапки, грани, которые появились в результате разрезания бутылки заклеила прозрачной изолентой. Кормушку сделала из литровой банки и привесила на дереве горизонтально. Чтобы синица могла легко добраться до корма и вылезать обратно, положила в банку наклонно негладкую палочку. По ней синицы, цепляясь своими острыми когтями, легко спускаются вниз и поднимаются вверх, а воробьи не могут. Синицы очень любят сало, для них я изготовила кормушку-наколку. Для этого взяла алюминиевую проволоку, один конец загнула, а на другом сделала петельку и нанизала корм. Я сделала несколько «тортов» для подкормки синиц. Для этого растопила в мисочке свиное сало, положила туда крошки белого хлеба и семечки тыквы и поставила в холодильник, а затем «торт» привесила на дереве.

Кормушка на окне

На радость нам и птицам.

И каждый день по сто друзей

В окно моё стучится.

Синицы, галки, воробьи-

Тихони и задиры-

Стучатся дружно по утрам

В окно моей квартиры.

Какая радость видеть птиц

И слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их,

Как дорогих сестричек.

1.3. Виды птиц, посещающих кормушки

Птицы, чаще всего посещающие кормушки, относятся к отряду воробьинообразных. Первыми облюбовали кормушки синицы.

Синичка стучала, стучала в окно

Она вся замерзла, не ела давно

Не может найти ни еды, ни тепла

И помощь просить к людям пришла.

Большая синица – самая общеизвестная из тех нескольких видов, которые зимуют у нас. Окраска синицы нарядная. У нее черная головка, крылья, хвост и продольная полоска на груди, белые щеки, зеленоватая спинка и лимонно-желтая грудь и брюшко. Черная полоска на груди самца пошире, чем у самки, и идет далеко назад, на брюшке она расширяется и образует черное пятно, у самочки эта полоска становится все уже и уже и на брюшке пропадает совсем.

Большие синицы становятся заметными птицами с наступлением осени. Все лето они ведут скрытую жизнь в лесу, а как только становится мало насекомых, голод гонит их к человеческому жилью.

Зимой синичек можно часто увидеть на деревьях, в особенности на старых, с корой, покрытой глубокими трещинами. Они усиленно ищут что-то в трещинах коры и, найдя, быстро расклевывают и съедают. Так синицы истребляют ежедневно тысячи мельчайших яичек, отложенных различными насекомыми еще с осени. В пищу к синицам попадают также зазимовавшие насекомые и их личинки. От скольких вредителей избавляют нас наши маленькие друзья!

Для синиц особенно тяжел сильный снегопад. Снег покрывает все ветви, а на них-то и кормятся эти птицы. Зимой день короток, а аппетит у синиц зимой повышенный, так как нужно много тепла, чтобы не замерзнуть. И действительно, просыпаются птицы рано. Корм я насыпала вечером. Как только начинается рассвет, они жадно клюют кусочки сала, усаживаясь парами. После того как они скушают сало, они «пьют» снежок. Лакомятся салом в течение всего светового дня. Бумажную кормушку из-под кефира посещают по очереди, сначала садится одна синица, другая сидит на веточке, схватит зернышко пшена и улетает на веточку, а другая на ее место. В кормушку домик залетают две синицы, а еще две сидят на боковой планочке. Потом первые две синицы улетают, а следующие занимают их место.

Открытые кормушки посещали и воробьи, но их было очень мало.

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из – под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным.

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным.

Оттого, что так трудно ему…

По воробьям я узнавала температуру окружающего воздуха. Если воробьи гладенькие да аккуратные, значит тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос? Я заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются.

Мороз на улице или слякоть – он всегда бодрый. И, пожалуй самый шумный из птиц. Чистоплотен. Летом купается в лужах, в теплом песке, зимой – в пушистом снегу.

Ученые различают 14 видов воробьев. Наш домовый, или городской воробей, несомненно, самая распространенная птица на Земле. Первоначально он водился только в Европе и Азии. Пристав к человеку шесть тысяч лет назад воробей расселился по всей планете. На Земле найдется очень мало мест, где не встречается эта птица. Воробьи предпочитают селиться по соседству с людьми. Основной корм этих птиц – зерна и семена растений. В городах воробьи приспособились кормиться пищевыми отходами человека.

Их умение приспособиться к жизни удивительно. Нахально они занимают скворечники и ласточкины гнезда, строят свои домишки в гнездах крупных птиц.

Супружеские пары у этих пернатых образуются на всю жизнь. Самец и самка вместе строят гнездо, по очереди насиживают яйца и кормят птенцов. В теплое сытное лето воробьи могут давать по 3 – 4 выводка.

Есть у этих маленьких птиц враги. Самый главный из них – домашняя кошка. Летун воробей никудышний, вспорхнув, он почти сразу же должен куда-нибудь сесть.

Непросто поймать воробья – он наблюдателен, осторожен. Взрослые птицы совершенно не приручаются. Схватит зернышко и под крышу.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)

Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
(Воробей)

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)

Старого воробья на мякине не проведёшь.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!

Воробей под кровлю, а сова – на ловлю.

Воробей, не робей! Синица не выдаст.

Вор – воробей – домосед, а люди не хвалят.

Воробей на взлёт, а грачу разбег нужен.

Иногда возле кормушек были сойки.

Гляньте, сойка! Словно вышит

Синим шёлком край крыла.

Порх! И словно не была.

Скажешь, ну и молодец,

И совою горько плачет,

И как курица кудахчет,

Распевает, как скворец

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в глухом лесу.

Сойка – довольно красивая и нарядная птица, размером с галку, буровато-рыжая, с хохолком на голове, с черными концами крыльев и черным хвостом.

Это осторожные, очень подвижные, ловкие, хитрые и довольно крикливые птицы. Они быстро и легко скачут по деревьям, но летают плохо. Завидев хищную птицу, лису, хорька или человека, сойка начинает неистово кричать, вспугивая дичь или птицу.

Крик сойки – неприятное и резкое «кре-кре», имеет призывное и предостерегающее значение. Сойка может подражать голосам других птиц, мяуканью кошки и другим звукам.

Питается сойка личинками соснового шелкопряда, майскими жуками, ящерицами, лягушками, мышами, птенцами и яйцами мелких птиц, орехами, желудями, ягодами. Готовясь к зиме, сойки прячут запасы орехов и желудей в мох или под опавшую листву. Но добрую половину запасов теряют – не могут отыскать. Из спрятанных сойками семян весной вырастают молодые деревца. Сойка – главный распространитель дуба, в этом, пожалуй, главная ее польза.

На заросли репейника возле второй кормушки прилетала стая щеглов из 36 птиц.

-«Пить, по пить»-

Кричит щегол

Стройный, пёстрый,

Щеголь – птица…

На репейник, как на сваи

Семена лущить садится.

Мало у нас птиц с таким ярким и пестрым оперением, как щегол. По размерам щегол немного меньше воробья. Под клювом ярко-красное пятно, темя черное, спина коричневая, на крыльях – ярко-желтые полоски, грудь белая, со светло-коричневыми пятнами. Все пестро и красиво! Даже клюв у щегла нарядный, двухцветный, белый с темным концом.

Стайка щеглов, сидящая где-нибудь на кусте, кажется красивыми цветами. Но если спугнуть их, то эти «живые цветы» быстро вспархивают и улетают.

Да, щегол очень оживляет и украшает нашу природу тем, что круглый год никуда не улетает. Кроме того, щегол – неплохой певец. Его звонкая песенка звучит в очень быстром темпе.

Щеглы держатся близ опушки леса с кустарниковым подлеском, на выгонах с зарослями сорняков, в особенности репейника и чертополоха. В таких местах обычно можно встретить щеглов и зимой. Корм для щеглов – семена – сорных растений (любимый – репейника), березы, ольхи.

Два раза к кормушкам прилетал большой пёстрый дятел.

Из нескольких видов дятлов, живущих в лесах нашей страны, большой пестрый дятел – самый известный и обычный. Он очень красив. Его оперение действительно пестрое – смесь белого и черного цветов, на затылке у самца поперечная красная полоска, а подхвостье коричневое.

Чаще всего дятла можно увидеть в лесу. Примостившись высоко на стволе, дятел быстро ударяет большим крепким клювом по коре. Сидит дятел на стволе совсем не так, как другие птицы. Особое строение ног (2 пальца вперед, 2 назад) позволяет ему отвесно держаться на стволе, при этом он опирается на свой жесткий хвост. Движется птица по стволу короткими прыжками, там подолбит, тут ударит, а потом быстро перебежит да другую сторону ствола. В шутку говорят: этот дятел бегал посмотреть, не продолбил ли дерево насквозь и не видел ли в дырке кончик его носа. На самом же деле насекомые, потревоженные его стуком, вылезают из щелей, вот и торопится дятел поймать их.

В зимнее время дятел питается семенами еловых и сосновых шишек. Сорвет шишку и летит с ней к своей «кузнице», он ее устраивает на сломанном сухом дереве или пне: выдалбливает глубокий желобок или ямку, куда и вставляет шишку. Разгибая ее, птица достает семена. Найти кузницу дятла в лесу не так уж и трудно: под деревом всегда валяется много разбитых шишек.

Моим обитателям кормушек корм предлагался разнообразный: семечки тыквы и подсолнечника, белый хлеб, пшено, сало. Птицы с удовольствием поедали все корма.

Глава 2. Результаты исследования.

Зима 2015-2016 была:

Декабрь был теплым, бесснежным, средняя температура декабря

1,6ºС. Количество птиц на кормушках 121.

Январь начался с резкого понижения температуры и обильных снегопадов. Высота снежного покрова достигла 50 см. Последняя неделя января была теплой, с плюсовой температурой. Средняя температура января – 8,5ºС. Количество птиц на кормушках 213. Февраль – самый трудный для птиц месяц. Месяц лютого холода и голода, но в этом году он был сравнительно тёплым со средней температурой 0С о, поэтому птиц на кормушках было 105.

В ходе наблюдений было зафиксировано семь видов птиц: синицы, воробьи, сойки, щеглы, дятлы, сороки и вороны.

Наблюдения за птицами я проводила на одной из кормушек в 8 часов утра, так как она располагалась за окном, на второй – в 8.30 по ходу движения в школу и на третьей, так как она находилась в саду – после школы. В ходе наблюдений я выяснила, что больше всего кормушки посещали синицы, меньше воробьи и единичными были сойки, дятлы, сороки и вороны.

Птицы посещали кормушки в течение всего светлого дня.

Погодные условия так же влияют на посещаемость кормушек. Свои наблюдения я заносила в таблицы, из которых видно, что в морозные дни птиц на кормушках было больше, чем в дни оттепели.

Если постоянно подкармливать зимующих птиц, то тем самым мы поможем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из-под снега и сохраним их численность.

Проведя наблюдения, я сделала следующие выводы:

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.

2. Оптимальными условиями для зимовки птиц являются наличие различных видов деревьев и кустарников и постоянная подкормка.

3. Птицы посещают кормушки в течение светового дня.

4. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки.

5. Зима 2015-2016гг. была сравнительно теплой, т. к. на территорию местности вторгались циклоны с Атлантического океана и приносили оттепели, но в морозные дни численность птиц на кормушках была больше, чем в дни оттепели.

6. Сытой птице мороз не страшен.

Птицы – наши друзья. Мои незамысловатые кормушки спасли жизнь не одной птахе! Я поняла, что охрана природы – это моя забота, и забота моего молодого поколения. От нас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100-лет на нашей планете леса, сады, реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья,

И пропоют чирикая:

«Спасибо вам великое».

Таблица 1

Результаты наблюдений за птицами с учетом погодных условий в декабре 2015 года

Дата

Температура воздуха, С о

Количество птиц

Первая кормушка

Вторая кормушка

Третья кормушка

Синицы - 2

Воробьи - 2

Синицы - 4

Воробьи - 2

Синицы - 2

Синицы - 4

Воробьи -2

Синицы - 2

Синицы - 4

Воробьи -2

Синицы - 4

Синицы - 2

Синицы - 4

Синицы - 5

Воробьи - 2

Синицы - 3

Синицы - 4

Воробьи - 2

Синицы - 4

Синицы - 4

Воробьи - 1

Синицы - 4

Синицы – 4

Синицы - 4

Синицы - 4

Синицы – 4

Синицы – 4

Воробьи - 2

Синицы – 4

Воробьи - 2

Воробьи - 4

Синицы - 4

Синицы – 4

Синицы - 4

Воробьи - 4

Синицы - 4

Синицы - 4

Итого: 121 птица

Таблица 2

Результаты наблюдений за птицами с учетом погодных условий в январе 2015 года

Дата

Температура воздуха, С 0

Количество птиц

Какие птицы прилетают на кормушки

Первая кормушка

Вторая кормушка

Третья кормушка

Воробьи-3

Воробьи-7

Воробьи-2

Воробьи-3

Воробьи-3

Воробьи-3

Воробьи-4

Воробьи-1

Воробьи-2

Воробьи-2

Воробьи-2

Воробьи-3

Воробей-2

Воробьи-1

Воробьи-2

Итого: 213 птиц

Таблица 3

Результаты наблюдений за птицами с учетом погодных условий в феврале 2015 года

Дата

Температура воздуха, С 0

Количество птиц

Какие птицы прилетают на кормушки

Первая кормушка

Вторая кормушка

Третья кормушка

Воробьи-2

Воробьи-2

Воробьи-2

Воробьи-3

Воробьи-2

Воробьи-4

Воробьи -1

Воробьи-2

Воробьи -1

Воробьи-2

Итого: 105 птиц

«Наблюдение за поведением птиц осенью»

Педагогическая цель: Продолжать формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах; учить различать птиц по способу их питания; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в холодное время года; упражнять в правильном употреблений наречий и времени; развивать ловкость, быстроту реакций; умение действовать по сигналу.

Целевые ориентиры образовани я: проявляет интерес к птицам, особенностям их жизни; различает птиц по внешнему виду; правильно произносит слова и звуки; инициативен в разговоре; способен к целенаправленному наблюдению за объектами; проявляет интерес к трудовым поручениям; творчество в самостоятельной игровой и двигательной деятельности.

Осваиваемые образовательные области :

Социально - коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно – эстетическое развитие»;

«Физическое развитие».

Виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная.

Средства реализации : спортивное оборудование; атрибуты для игр; грабельки.

Организационная структура прогулки

1.Наблюдение за поведением птиц.

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Беседа с детьми

Обратить внимание детей на то, что птиц становится всё меньше и меньше. Отметить, какие птицы чаще встречаются, а каких совсем не видно. Назвать перелётных и зимующих птиц, рассказать о причинах их отлёта. Продолжая рассказ о птицах, пояснить, что вечером голоса птиц становятся всё тише и тише, потому что готовятся ко сну (одни находят укромные места для ночёвки, другие прячутся в гнёздах или на ветвях деревьев).

Вопросы

Как изменилась жизнь птиц с приходом осени ? (Корма для птиц становится всё меньше, начинает холодать – птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлёту)

Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. Летом для птиц достаточно корма, они выводят и выкармливают птенцов. Осенью птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.

Что происходит осенью с кормом для птиц? Корма для птиц становится всё меньше и меньше: сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.

С чем связаны сроки отлёта насекомоядных и зерноядных птиц осенью? Насекомоядные улетают раньше. Так как исчезают насекомые, и птицам нечем питаться. Затем улетают зерноядные. Птицы, которые едят плоды, семена, зёрна.

Почему осенью птиц становится мало? С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и начинают исчезать насекомые.

Как птицы готовятся к отлёту? Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полётом.

Назовите первый признак приближения осеннего перелёта птиц? Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.

Какие птицы позже всех улетают на юг? Утки, гуси – водоплавающие птицы, улетают последними, пока не замёрзли водоёмы им есть чем питаться.

Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелёте на юг? Журавли летят клином - углом. Цапли и гуси – шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом.) некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие – насекомоядные птицы – летят скученной стаей.

Предложить детям собраться вместе для «перелёта»; построиться клином, прямой линией и т. д.

Рассказать об отлёте журавлей осенью. Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удаётся увидеть как передовой журавль - вожак - меняется местами со своим соседом. Один из них полетает под другого и занимает его место.

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай»,

За собою лето кличут,

Забирают в тёплый край

Исследовательская деятельность.

Предложить детям рассмотреть карточки - схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, косяк, хаотично, скученно расположенные птицы. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка - схема.

Трудовая деятельность

Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.

Цель : воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Земля, вода, огонь»

Ход игры:

Дети становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч одному из игроков, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий скажет «земля», тот, кто поймал, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде. На слово «огонь» - отбросить. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Подвижные игры

«Гуси – лебеди»

Цель: Упражнять в беге с увертыванием, в ловле. Закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли. Согласовывать слова с игровыми действиями. Развивать у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать целеустремленность, положительный эмоциональный настрой.

«Затейники»

Цель: Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость, фантазию.

Подвижные игры по выбору детей.

Самостоятельные игры детей.

Людмила Делиева
Прогулка «Наблюдение за зимующими птицами»

Цели:

1. Закрепление знаний о птицах, которые остаются на зимовку (воробьи, голуби, синицы, снегири)

2. Формирование знаний о том, как птицы зимой добывают себе еду

3. Воспитание детей заботиться о птицах зимой

Задачи:

1. Воспитывать доброжелательность, бережное отношение и любовь к природе и птицам

2. Научить детей заботиться о птицах

Ход занятия:

СИНИЦЫ

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

“Тинь-тень, тилли-тень,

Все короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек”.

Воспитатель задает детям вопросы:

Каких птиц называют зимующими?

Почему эти птицы не улетают в теплые края?

Каких вы знаете птиц, которые зимуют у нас?

А вы знаете чем они питаются?

Где они находят себе корм?

Как мы можем им помочь?

Как называется домик, где птицы могут найти себе корм?

Те птицы, которые не улетают от нас зимой они и называются зимующими. Если мы посмотрим по сторонам, то увидим летающих воробьёв, голубей и ворон. Иногда прилетают к нам снегири и синички. Они питаются семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми. Некоторые птицы находят себе пищу близ человеческого жилья.

Многие птицы зимой погибают от холода и голода, а мы можем им помочь. Для этого люди делают скворечники, кормушки и насыпают птицам корм.

Загадки

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Окраска - сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

(Ворона)

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Трудовая деятельность:

Чистим дорожки от снега и насыпаем семечки подсолнуха и зернышки пшена в кормушки.

Цели: воспитывать трудолюбие и бережное отношение к птицам

Подвижные игры:

Цели: развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий

2. Ловишки с приседанием

Цели: Развивать ловкость и быстроту

Индивидуальная работа:

«Попади в цель»

Цели:

Учить метать снежки

Развивать меткость, внимание

Людмила Харченко
Дневник наблюдения за птицами зимой

В декабре, нам объявили, что будет проводиться акция - «Покормите птиц зимой » . Нам очень хотелось помочь нашим маленьким друзьям пережить зиму.

Нами были поставлены следующие задачи : в течение акции ежедневное кормление птиц ; наблюдение за их поведением ; использование разных кормов; учет количества птиц и их видов ; заполнение дневника наблюдений .

Мы завели дневники наблюдений , где фиксируются даты, погодные условия, месторасположение кормушек, состав корма.

Прежде чем проводить наблюдение за птицами , мы изучили соответствующий материал, как правильно привлечь птиц к себе на участок . Кормушки мы развесили на территории детского сада на ветках деревьев, чтобы её не боялись птицы и кошки не могла их достать. Напротив окон, для того чтобы удобней было наблюдать за птицами не только на прогулке но и из помещения.

Сначала птиц не было т . к не было снега, дороги, сады и огороды были открытыми, и птицам было чем кормиться . Поначалу, особого интереса у детей и у меня это не вызвало. Есть такая поговорка : «Аппетит приходит во время еды» , и у нас интерес к наблюдениям пришел тогда , когда мы стали фотографировать. Самое интересное было, когда с детьми выжидали момент, чтобы сфотографировать. Оказалось что это не так просто, птички никак не хотели попадать в камеру. Первыми посетителями кормушки были воробьи и синички. Это самые шумные птички, всегда подвижные, суетливые и голосистые. Они прилетели один за другим, но в тот же миг улетали. Они оказались очень юркими, быстрыми, ловкими. Как только они успевали хватать еду? Несмотря на это, мы сделали очень много фотографий. Снимала я птиц , которые прилетали на соседний участок. При подкормке птиц мы использовали корма с учётом видов прилетающих птиц ; семечки подсолнечника, пшено, овёс, просо, хлеб белый, арбузные семечки, семена конского щавеля, семена дыни, сало.

Какие птицы прилетали Корм

09.01.18 Воробьи

Хлебные крошки

10.01.18 Воробьи

Хлебные крошки,

11.01.18 Воробьи, синицы

Пшено, хлеб

12.01.18 Воробьи, голуби, вороны

Семена подсолнечника

15.01.18 Воробьи

Просо, пшено

16.01.18 Воробьи, синицы

Сало, хлеб

17.01.18 Сильный ветер

18.01.18 Воробьи, вороны

Семена дыни, пшено

19.01.18 Воробьи, голуби, синицы

Хлебные крошки, сало

22.01.18 Воробьи, синицы

Семена тыквы, хлеб

23.01.18 Снегопад

24.01.18 Снегопад

25.01.18 Воробьи, снегири, голуби, синицы Семена арбуза, хлебные крошки

26.01.18 Воробьи, голуби, синицы Семена конского щавеля

29.01.18 Воробьи, вороны, голуби, синицы Хлебные крошки, пшено

30.01.18 Воробьи

Семена подсолнечника

Все цели, которые мы ставили перед собой в период наблюдений , были достигнуты. И сделаны следующие выводы :

1. Кормушка должна быть устроена не позднее ноября с тем, чтобы птицы привыкли к её местонахождению.

2. Видовой состав птиц , прилетавших к кормушке : домовые воробьи, синицы, голуби, сороки, вороны.

3. Поведение видов птиц на кормушке : голуби лидерствуют около кормушки, не отстают и воробьи, если стайка большая могут атаковать кормушку, то кормить голубей надо было под кормушками; синиц возле кормушки увидеть можно было редко; редкими гостями были также и сороки.

4. Если постоянно подкармливать зимующих птиц , то тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега.

5. Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла : чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице , тем они активнее;

6. Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего.

7. Кормушку посетили 4 видов птиц . Это воробьи, синицы, голуби, вороны.

8. За время действия акции птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Публикации по теме:

Сын услышал слово «корона». Начал рисовать корону, потом и человечка к ней пририсовал. Через некоторое время говорит: «Мама, я буду королем.

Добрый день,уважаемые коллеги! Предлагаю вам оценить наше новое пособие-календарь наблюдений за птицами. Наблюдение за птицами-увлекательное.

Презентация «Дневник наблюдений за растениями» Детский сад является звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогом встает задача формирования.

Всем добрый вечер. В этом году я взяла вторую младшую группу. И я задумалась как сделать календарь наблюдения, так как отмечать погоду дети.

Лепим с сыном из пластилина. Я – колбаски, шарики, сын – грузовики, мусоровозы. Через некоторое время он подает мне колечко: «Мама, дарю.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

3 слайд

Описание слайда:

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. С. Есенин

4 слайд

Описание слайда:

Самое страшное время года для птиц – зима. В это время года многие птицы погибают от нехватки корма. Поэтому в нашей школе была создана группа учащихся, готовых помочь маленьким пернатым друзьям. Состав группы: Батомункуева Айна (исследователь) Парыгина Татьяна (исследователь) Косякова Елизавета (исследователь) Соловьев Степан (фотограф - исследователь) Кроме того в изготовлении кормушек помогли учащиеся первого, четвертого, пятого и шестого классов. Собрать корм помогли ученики третьего и шестого классов.

5 слайд

Описание слайда:

Место проведения наблюдения: пришкольный участок МБОУ «СОШ №15» Объект наблюдения: зимующие птицы Время наблюдения: декабрь 2014 г. – январь 2014 г Цель: Изготовить кормушки для птиц Собрать разнообразный корм для птиц Подкармливать птиц, прилетающих на территорию школы Изучить видовой состав птиц Провести наблюдение за особенностями поведения птиц у кормушки Изучить пищевые предпочтения птиц Изучить, какие кормушки больше посещают птицы Составить дневник наблюдений за птицами Составить рекомендации, с использованием результатов наблюдения

6 слайд

Описание слайда:

ДЕКАБРЬ План работы: Изготовить кормушки. Разместить кормушки на пришкольном участке, наполнить кормом. Провести наблюдение за птицами. - Изучить виды птиц, посещающих кормушки. - Изучить пищевые предпочтения птиц

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Парыгина Таня и Батомункуева Айна изготовили кормушки из пятилитровых бутылок, в которых были вырезаны отверстия - вход, а также были продеты прутья, для того чтобы нанизывать сало для синиц. Затем кормушки были раскрашены краской.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

После того как кормушки были развешаны мы заполнили их кормом. В состав корма входили: пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки. На некоторые кормушки (с прутиками) были нанизаны кусочки несоленого сала. После этого мы начали своё наблюдение. Лиза насыпает корм в кормушки

11 слайд

Описание слайда:

Дневник наблюдения Дата Погода Корм Птицы, посещающие кормушку Что наблюдали 9.12 -10, ясно, ветер ю-з пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи - 3 Воробьи прилетают к кормушке из литровой бутылки, но быстро улетают, долго не задерживаются. Бояться людей 10.12 -16, ясно, ветер ю пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи - 5 Также к кормушке из бутылки подлетают воробьи. Сало остаётся нетронутым. 11.12 -15, малооблачно пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи – 7, синица - 1 На пришкольный участок прилетели стайка свиристелей (примерно 32-36приц). К кормушкам не подлетали. Улетели в сторону пятиэтажных домов. К кормушке прилетела синица. Она брала семечки подсолнуха в клюв, улетала подальше от кормушек и там уже поедала корм. 12.12 -17, ясно, ветер с пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи -7, синицы - 2 Синицы начали охотно поедать кусочки сала, корм едят, улетая на расстояние примерно 2 метра от кормушки. В кормушке меньше стало проса, семечек, крошек. Почти не тронут рис. Воробьи активно поедают пшено с листков с кормом. 13.12 -18, ясно штиль пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи -9, синицы - 3 Сала практически не осталось. Птицы стали активно поедать корм со всех кормушек, но все же корм значительно уменьшился в кормушках из пластиковых бутылок. Птицы плохо поедают рис. 14.12 -14, ясно пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи – 7, синицы - 3 Сало съедено синицами. Птицы активные, чирикают, охотно поедают корм. Человека бояться. Если близко подходишь, улетают. 16.12 -20, небольшая облачность пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки. Воробьи – 8, синицы - 2 Корм во многих кормушках закончился. Птицы ожидают на ветках новой порции. Птицы съели даже рис.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Вывод о проделанной работе 1. В декабре на территории школы были замечены птицы: воробьи, синицы, свиристели. 2. Кормушки посещают воробьи и синицы. Воробьи по численности преобладают. Синицы предпочитают поедать несоленое сало, семечки подсолнуха, воробьи просо, пшено, хлебные крошки. Плохо поедают рис.

16 слайд

Описание слайда:

Январь План работы: 1. Продолжить наблюдения за птицами. 2. Изучить виды кормушек, которые предпочитают посещать птицы. 3. Изучить поведение птиц в зависимости от погодных условий.

17 слайд

Описание слайда:

Учащимися начальной школы были изготовлены разнообразные кормушки из пластиковых бутылок, из дерева, из картонных коробок. В течение недели проводились наблюдения за тем, какие кормушки предпочитают посещать птицы. В ходе наблюдения мы увидели, что птицы предпочитают кормушки просто устроенные, без лишних украшений. Очень часто посещают кормушки из пластиковых бутылок и деревянные кормушки. Кормушки из коробок легкие и на ветру сильно раскачиваются корм высыпается, поэтому такую кормушку нужно закреплять

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Дата Погода Птицы/ количество Наблюдения 02.01 -19, ветер ю-з, малооблачно Воробьи – 8, Синицы - 2 Воробьи с утра сидят на ветках недалеко от кормушек, чирикают. Корм поедают активно. Из кормушек посещают практически все. Синицы уже поедают корм в кормушке, а не как в декабре, улетая скормом. 03.01 -22, ветер зап. небольшой снег, малооблачно Воробьи –12, Синицы – 3 Голуби -4 После снега воробьи громко чирикали. На территории школы были голуби, но к кормушкам они не подлетали, а искали корм на земле. 04.01 -25, ветер вост., малооблачно Воробьи – 10, Синицы - 2 Воробьи не очень активные, сидят нахохлившись. Синицы активные, прыгают по веткам, подлетают к кормушкам. У двух кормушек птицы не были замечены. Отдают предпочтение кормушкам из бутылок, деревянным. Корм в кормушках заканчивается быстро. 05.01 -22, штиль, ясно Воробьи – 11, Синицы - 3 Воробьи громко чирикают, реже подлетают к кормушкам. 06.01 -20, з, малооблачно Воробьи – 7, Синицы - 2 Птицы активно перелетают с дерева на дерево. Близко к себе по- прежнему не подпускают, сразу улетают. Активно поедают корм. 07.01 -20,облачно,з, Воробьи –26, Ястреб -1 В этот день произошло событие. Ястреб поймал воробья и со своей добычей присел на тополь перед школой и стал его поедать. Остальные воробьи, а их налетело в этот день около30птиц, присели на соседний тополь, а затем стали потихоньку подлетать к ястребу. Среди воробье, оказывается есть самый смелый, который первым подлетает к опасности, а затем следуют и другие за ним. Так они практически окружили ястреба, но он не обращал на них внимание и продолжал поедать свою добычу. Затем он доел воробья и стал отдыхать на ветке, а воробьи продолжали сидеть рядом. Но ястреб так и не схватил больше никого из них и улетел. 08.01 -15,з, ясно На территорию школы прилетела сорока, но сидела она вдалеке на дереве. К кормушкам она не приближалась. 10.01 -17,с-в, облачно Воробьи – 13 Синицы - 3 Обычное поведение воробьев. 12.01 -18,штиль, ясно Воробьи – 8, Синицы – 1 Сорока - 1 На территорию школы прилетела сорока, но сидела она вдалеке на дереве. К кормушкам она не приближалась. В ясный день воробьи меньше подлетают к кормушкам.

23 слайд

Описание слайда:

Вывод: 1. На территории школы в зимний период к кормушкам прилетают воробьи и синицы, голуби питаются с земли. 2. Предпочтение отдают: воробьи – пшену, просу, семенам подсолнечника, хлебным крошкам; синицы – семечкам и несоленому салу. 3. Поведение птиц зависти от погоды. 4. Предпочитают кормушки из бутылок и деревянные. Рекомендации: 1. Необходимо в следующем году составить смесь кормов исходя из пищевых предпочтений птиц. 2. Необходимо кормить и заботиться о птицах, не только зимой, но и в другие времена года. 3. Изготавливать кормушки.



Закрытие ИП