Вся правда о глубоководных аппаратах. Глубоководные исследовательские аппараты "Мир‑1" и "Мир‑2". Справка. История создания батискафа

Прошедший в конце июня Международный военно-морской салон дал множество интересных новостей. Среди них были сообщения о разработках российских специалистов в области строительства глубоководных аппаратов. Сайт телеканала «Звезда» собрал пять самых интересных исследовательских и спасательных глубоководных аппаратов, которые используются Военно-морским флотом РФ.Глубоководный аппарат «Русь» и его модернизированная версия «Консул» Первым глубоководным аппаратом третьего поколения, построенным в России, стал аппарат «Русь». Ему долгое время принадлежал рекорд по погружению среди российских аппаратов. Он смог опуститься на 6180 метров.Аппарат принадлежит ВМФ РФ и предназначен для проведения исследований и подводных работ. Он может выполнять подводные технические работы с помощью манипуляторного устройства, обследовать подводные сооружения и объекты, доставлять на грунт или поднимать на поверхность предметы массой до 200 кг.Кроме того, он может перемещаться не только вертикально, но и горизонтально со скоростью до 3 узлов.На его борту находятся: гидроакустический комплекс с антенными устройствами, специализированный манипуляторный комплекс, забортная телекамера в прочном боксе, станция звукоподводной связи. Аппарат оборудован надежной системой безопасности. Впервые в мире предусмотрен отстрел нижней части аппарата при его аварийном прилипании к илу или грунту дна.Российские специалисты разработали модернизированную версию аппарата, который получил название «Консул» от слов «конкреции сульфида». Хоть аппарат и схож с батискафом проекта «Русь» по основным характеристикам, но предназначен для проведения геолого-геофизических исследований морского шельфа. «Консул» 14 мая 2011 года смог опуститься на глубину 6270 м.Батискафы «Мир-1» и «Мир-2» Два российских научно-исследовательских глубоководных обитаемых аппарата внесли огромный вклад в исследование мирового океана и озера Байкал. Батискафы могут погружаться до 6 км.В настоящее время аппарат «Мир-1» находится в качестве экспоната в калининградском Музее Мирового океана, а «Мир-2» базируется на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».
«Миры» использовались во время экспедиции к затонувшей атомной подлодке «Комсомолец». Тогда аппараты 70 раз опускались на глубину 1700 м. В 2000 году опускались к АПЛ «Курск», чтобы установить причину гибели субмарины.С применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2» в период 1987 по 1991 год проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, а 2 августа 2007 года впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, где был размещён Российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям.АС-30 Военно-морской флот России использует глубоководные аппараты проекта 1855 шифр «Приз».Одним из самых современных аппаратов этой серии считается аппарат АС-30. Недавно он прошел модернизацию, в ходе которой на нем полностью было заменено морально устаревшее специальное оборудование на системы цифрового поколения.В отличие от «Миров» этот в задачу аппарата не входят научные и океанографические исследования, он предназначен для спасения экипажей с аварийных подводных лодок путем стыковки к аварийным выходам подлодок.
Эксперты считают аппараты этого проекта самыми эффективными аппаратами спасения в российском флоте.Аппарат был оснащен телекамерами, манипуляторами способными перерезать металлические тросы диаметром до 10 мм, вести подводные сварочные работы, закручивать и выкручивать гайки. Он обладает специальным устройство для стыковки с комингс-площадкой подводной лодки, через которую подводники покидают аварийную субмарину.АС-34 Еще один аппарат этой серии АС-34 находится в строю ВМФ РФ. Он располагается на борту спасательного судна «Георгий Титов». Модернизация, которую недавно прошел АС-34, позволила продлить срок службы батискафа до 2032 года.
Корпус спасательного судна выполнен из титана. И хотя рабочая глубина СГА 500 метров, но при необходимости аппарат может опускаться и на глубину 1000 метров и эвакуировать подводников с аварийной лодки при повышенной задымленности, и с повышенным давлением. Второй отсек АС-34 используется как барокамера. Данный аппарат может принять на борт до 20 подводников.Обычно экипаж батискафа - три человека. Запас кислорода для работы трех человек рассчитан на 120 часов. На ситуацию со спасенными людьми - на 10 часов.Бестер-1 Еще одним новейшим глубоководным спасательным аппаратом является АС-40 «Бестер-1». В прошлом году он заступил на боевое дежурство во Владивостоке. Уникальный батискаф, превосходящий зарубежные аналоги, способен с глубины более 700 метров «сухим» путем эвакуировать экипаж терпящей бедствие подводной лодки.Он находится на борту головного спасательного судна Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов», не имеющего ограничений по мореходности.
Отличительной особенностью «Бестера» является также то, что он быстро может стать мобильным. По словам экспертов, аппарат может использоваться не только с борта «Игоря Белоусова», но и с других спасательных судов, после того как будет оперативно переброшен грузовым самолетом на любой из флотов.

January 27th, 2014

Я вчера вам рассказывал о том, что и это вызвало неоднозначную реакцию. Звучали такие выражения, как «… а вот раньше наши батискафы к Титанику опускались». Оказывается мало кто знал, что «Миры» были построены в Финляндии по заказу СССР.

«Мир» - серия российских научно-исследовательских подводных глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Имеют глубину погружения до 6 км. Базируются на борту научно- исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

Давайте узнаем про них подробнее …

Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «Мир-1″ и «Мир-2″ были построены в Финляндии фирмой Rauma‑Repola в 1987 году. Идея аппаратов и начальный проект были проработаны в АН СССР и КБ «Лазурит». Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П.Ширшова.

Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубине 6170 метров («Мир-1″) и 6120 метров («Мир-2″). Аппараты были установлены на судне обеспечения “Академик Мстислав Келдыш”, построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с глубоководными испытательными аппаратами.

ГОА «Мир 1″ и «Мир 2″ идентичны по конструкции и рассчитаны на рабочую глубину погружения 6000 м. Общая емкость аккумуляторных батарей одного аппарата составляет 100 кВт/ч, что позволяет выполнять подводные операции в течение 17 20 часов непрерывного подводного цикла. Кроме того, это позволяет устанавливать на оба аппарата большой комплекс научного и навигационного оборудования.

Подводная скорость аппарата «Мир» равна 5 узлам. Для балластировки у него используется водяной балласт. Перед уходом аппарата с поверхности морская вода заполняет пластиковые цистерны главного балласта емкостью 1,5 куб. м, которые продуваются сжатым воздухом, когда аппарат выходит на поверхность после погружения. Плавучесть аппарата регулируется с помощью системы переменного балласта путем приема воды в три прочные сферы и откачки ее из сфер насосом высокого давления.

Корпус аппаратов изготовлен из мартенситовой, сильно легированной стали, с 18 % никеля. Сплав имеет предел текучести - 150 кг на квадратный мм (у титана - около 79 кг/ кв.мм). Производитель: финская фирма «Локомо», входящая в состав концерна «Раума Репола». Размещение экипажа Экипаж ГОА «Мир» состоит из трех человек - пилота, инженера и ученого-наблюдателя.

Длина аппарата «Мир» 7,8 м, ширина (с боковыми двигателями) 3,8 м, высота 3 м. Обзор из обитаемой сферы аппаратов «Мир» обеспечивается тремя иллюминаторами: центральным, имеющим внутренний диаметр 200 мм, и двумя боковыми диаметром 120 мм. Расположение иллюминаторов дает широкий угол обзора для пилота и наблюдателей. Запас плавучести аппарата «Мир» на дне равен 290 кг. Сухой вес 18,6 т. Запас жизнеобеспечения 246 чел./час. ГОА «Мир» оснащены навигационным и научным оборудованием, фото и видеосистемами, манипуляторами, устройствами отбора проб и т. д.

Система аварийного спасения у аппарата состоит из синтактикового буя, выпускаемого экипажем, с прикреплённым к нему кевларовым тросом, длиной 7000 м, по которому опускают половину сцепки (такую же, как железнодорожная автосцепка). Она доходит до аппарата, затем происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе, длиной 6500 м, с усилием на разрыв около десяти тонн.

По состоянию на 2008 год, в мире, кроме российских «Мир-1» и «Мир-2», существуют ещё два аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (Sea Cliff) (англ. DSV Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, французский «Нотил» (Nautile) (фр. Nautile), оба с глубиной погружения 6000 метров, и японский «Шинкай 6500» (Shinkai 6500), поставивший рекорд погружения для существующих аппаратов в 6527 метров.

С применением ГОА «Мир-1″ и «Мир-2″ проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, из них девять экспедиций по ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок (АПЛ) «Комсомолец» и «Курск». Разработан ряд новейших глубоководных технологий и методик, что позволило осуществлять многолетний радиационный мониторинг на АПЛ «Комсомолец», которая находится на дне Норвежского моря на глубине 1700 метров, и произвести частичную герметизацию носовой части лодки. В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море было проведено семь экспедиций в период 1989-1998 годах.

В конце сентября 2000 аппараты использовались для обследования АПЛ «Курск». Российскими научными учреждениями разработана методика, которая позволила с помощью аппаратов «Мир» провести детальное обследование АПЛ «Курск», определить причину ее аварии и разработать меры по ликвидации последствий этой аварии.

В 1991 и 1995 годах с помощью «Миров» производились исследования корпуса «Титаника», лежащего на глубине 3800 метров. В процессе погружений были проведены уникальные киносъемки, которые были использованы для создания художественных и научно-популярных фильмов, среди которых - Titanica, Titanic, Bismarck, Aliens of the Deep, Ghost of the Abyss.

В январе-сентябре 2004

В январе-сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП «Факел» был проведен капитальный ремонт аппаратов «Мир» с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате «Мир-1″ и «Мир-2″ получили сертификат на класс от международного регистра «Германский Ллойд» до 2014 года.

2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика-2007″ был совершен первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» в точке географического Северного полюса на глубину 4300 метров. Во время этого беспрецедентного погружения на дне был установлен титановый российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям. Аппараты выдержали давление в 430 атмосфер. Достижения этой экспедиции занесены в книгу рекордов Гиннеса.

Арктическое погружение вызвало большой общественный резонанс, поскольку некоторые российские комментаторы высказали мнение, что Россия «застолбила» свои права на участок океанского дна между Новосибирскими островами и Северным полюсом, хотя с точки зрения международного права это действие являлось юридически ничтожным.

Погружение глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1″ и «Мир-2″ в точке Северного полюса — первое в истории. Эта экспедиция позволит впервые детально изучить строение дна в приполюсном районе и уточнить границы российского шельфа в районе, простирающемся от Новосибирских островов до полюса.

На самом деле одна из целей экспедиции — установить, являются ли подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологическим продолжением российского континентального шельфа.

Также члены экспедиции выполнили ряд научных экспериментов, взяли пробы грунта и фауны. Кроме того, в рамках погружения на дне океана был установлен российский триколор и оставлена капсула с посланием россиян, «Сердцем Мира» — талисманом молодежной команды «Небесная Одиссея» и флагом «Единой России».

Отвечая на вопрос о задачах нынешней экспедиции российских исследователей на Северный Полюс, глава МИД РФ Сергей Лавров сказал: «Цель этой экспедиции — не застолбить права России, а доказать, что наш шельф простирается к Северному полюсу». Министр выразил надежду на то, что нынешняя экспедиция и погружение батискафа в районе Северного полюса «позволят получить дополнительные научные доказательства того, что мы собираемся добиться».

В 2008 году оба российских глубоководных аппарата закончили погружение на дно озера Байкал и благополучно поднялись на поверхность. Для первого погружения была выбрана точка недалеко от острова Ольхон, примерно в 10 км к востоку от берега Байкала между мысами Ижимей и Хара-Хушун, где озеро достигает максимальной глубины. Экспедиции повезло с погодой: если в понедельник на Байкале были шторм, двухметровые волны и непрерывный дождь, то с утра во вторник установился полный штиль и светит яркое солнце. «Мир-1» пилотирует начальник экспедиции, заведующий лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН, профессор Анатолий Сагалевич.

С ним на борту находятся президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын и председатель попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук. В составе второго экипажа — пилот Евгений Черняев, депутат Госдумы Владимир Груздев и директор Байкальского института природопользования РАН Арнольд Тулохонов.

Напомним, Байкал — самый глубокий на Земле внутренний водоем и самый большой резервуар пресной воды. В июне 2008 года по результатам Интернет-опроса озеро было признано одним из семи чудес России.

В августе-сентябре батискафы «Мир-1» и «Мир-2» совершили 60 погружений в различных точках Байкала. Затем экспедиция прервалась на зиму. На 2009 год было выполнено 100 погружений.

Ученые вели визуальные наблюдения, брали пробы воды на разных глубинах, изучали фауну озера и геологическую структуру дна. Кроме того, они надеялись найти в глубинах озера археологические артефакты.

По словам депутата Госдумы, известного полярника Артура Чилингарова, также участвующего в экспедиции, главное для ее участников — не рекордные погружения, а забота об экологии Байкала.

«Любое погружение — это страница в истории. Никаких рекордов мы не собираемся ставить. Мы хотим обратить внимание и рассказать, что нужно предпринять российскому государству, чтобы сохранить это озеро», — заявил ранее Чилингаров.

Премьер министр России Владимир Путин совершил погружение на дно озера 1 августа 2009 года. В общей сложности «экскурсия» на аппарате «Мир 1″ по дну Байкала заняла около 4 часов. Во время погружения Путин выходил на связь с журналистами. В тот момент «Мир 1″ находился в самой глубокой точке южной части озера 1395 метров. Путин признался журналистам, что был несколько удивлен непрозрачностью воды, назвав ее «супом из планктона».

Джеймс Кэмерон совершил погружение на дно Байкала 16 августа 2010 года в день своего рождения и провел под водой четыре с половиной часа. Максимальная глубина, на которой он оказался, составила 1380 метров.

В 2011 году российские батискафы «Мир-1» и «Мир-2» провели первое погружение на дно Женевского озера - одного из самых больших, но практически не изученных водоемов Европы. Полномасштабная программа его исследования стартовала накануне и будет продолжаться все лето. В Швейцарии и Франции хотели узнать, что скрывается под этой живописной водной гладью, и жаждут открытий.
Первыми на глубину ушли герои России Анатолий Сагалевич (он руководит экспедицией), американец Дон Волш (он был на дне Марианской впадины) и швейцарец Бертран Пикар. Для него, правда, привычнее другая стихия. Пикар - воздухоплаватель и создатель первого в мире самолета на солнечных батареях.

Батискафы достигли отметки почти в 300 метров - это максимальное значение для Женевского озера. Как сообщил Анатолий Сагалевич, на дне разглядели обломки парохода «Рона» (его крушение вековой давности унесло 15 жизней) и нескольких рыбок. Впереди было еще около сотни погружений с забором грунта и проб воды.

В течение 20 лет ГОА «Мир» совершили более 800 погружений, около 80 процентов которых были выполнены на глубинах от 3000 до 6000 метров. При этом не было ни одной аварийной ситуации. Несомненно, в этом заслуга профессиональной группы подводников Института океанологии, которые полностью обеспечивают работы ГОА «Мир» - от разработки нового оборудования, модернизации систем ГОА, проведения ремонтных и регламентных работ до пилотирования аппаратов под водой.

Характеристики глубоководных аппаратов «Мир» Рабочая глубина погружения – 6000 метров Нахождение под водой – до 80 часов Запас энергообеспечения – 100 кВт‑час Запас жизнеобеспечения – 246 чел.‑час Максимальная скорость – 5 узлов Запас плавучести (с поверхности) – 290 килограммов Сухой вес – 18,6 тонны Длина – 7,8 метра Ширина (с боковыми двигателями) – 3,8 метра Высота – 3 метра Диаметр – 2,1 м Экипаж – 3 человека Выход в верхней части Принцип работы Погружение – балластные цистерны заполняются водой Подъем – выключаются насосы, вода выкачивается Ходовой электродвигатель – питается от аккумуляторов. Скорость движения – 9 км/ч.

источники

http://sea-transport.ru/glubokovodnie-apparati/247-mir.html

http://www.ntv.ru/novosti/231185

http://ria.ru/science/20070802/70224087.html

http://for-ua.com/world/2008/07/29/165500.html

http://www.oceanology.ru/submersible-mir/

Давайте вспомним еще или например как выглядит . А вот необычная . Вспомним еще историю изучения Марианской впадины — Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

«Мир» - серия российских научно-исследовательских подводных глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ.

Имеют глубину погружения до 6 км. Базируются на борту научно- исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

История По состоянию на 2008 год в составе флота Института Океанологии РАН находятся два глубоководных обитаемых подводных аппарата типа «Мир»: ГОА «МИР-1» и «МИР-2».
Они были построены в Финляндии на фирме «Rauma-Repola» в 1987 году, под научно-техническим руководством ученых и инженеров ИОРАН им. П. П. Ширшова.
Проектирование ГОА было начато в мае 1985 года и закончено постройкой аппаратов в ноябре 1987 года, а уже в декабре 1987 года были проведены заводские глубоководные испытания аппаратов в Атлантическом океане.

Глубина погружения составила 6170 м у «МИР-1» и 6120 м «МИР-2». Судном-носителем ГОА является «Академик Мстислав Келдыш», построенный в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году в судно обеспечения. С применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2» в период 1987 по 1991 год проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Аппараты использовались при съёмках фильмов Джеймса Камерона «Титаник», «Призраки бездны: Титаник» в 1997 году и Экспедиция Бисмарк в 2002 году.
С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта, также обследовалась затонувшая подводная лодка «Комсомолец». В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море было проведено семь экспедиций в период 1989 - 1998 годах. В конце сентября 2000 аппараты использовались для обследования АПЛ «Курск».

Как судно «Академик Мстислав Келдыш», так и подводные аппараты принадлежат Институту океанологии им. П. П. Ширшова РАН.

Идея аппаратов и начальный проект были проработаны в АН СССР и КБ «Лазурит». Глубоководные аппараты изготовлены в 1987 финской компанией Rauma Repola. Судно «Академик Мстислав Келдыш» построено в 1981 году на финской верфи Hollming в городе Раума.
На этих аппаратах 2 августа 2007 года впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, где был размещён Российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям. Аппараты выдержали давление в 430 атмосфер.

Конструкция

Корпус аппаратов изготовлен из мартенситовой, сильно легированной стали, с 18 % никеля. Сплав имеет предел текучести - 150 кг на квадратный мм (у титана - около 79 кг/ кв.мм). Производитель: финская фирма «Локомо», входящая в состав концерна «Раума Репола». Размещение экипажа Экипаж ГОА «Мир» состоит из трех человек - пилота, инженера и ученого-наблюдателя.

Система спасения

Система аварийного спасения у аппарата состоит из синтактикового буя, выпускаемого экипажем, с прикреплённым к нему кевларовым тросом, длиной 7000 м, по которому опускают половину сцепки (такую же, как железнодорожная автосцепка).
Она доходит до аппарата, затем происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе, длиной 6500 м, с усилием на разрыв около десяти тонн.

Сравнительная оценка

По состоянию на 2008 год, в мире, кроме российских «Мир-1» и «Мир-2», существуют ещё два аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (Sea Cliff) (англ. DSV Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, французский «Нотил» (Nautile) (фр. Nautile), оба с глубиной погружения 6000 метров, и японский «Шинкай 6500» (Shinkai 6500), поставивший рекорд погружения для существующих аппаратов в 6527 метров.

Исследование Байкала

С июля 2008 оба аппарата находятся на озере Байкал. На этом озере они провели свои первые глубоководные погружения в пресной воде. Планируется, что экспедиция продолжится и в 2009 году, в течение которого будет выполнено 100 погружений.
30 июля 2008 года аппарат «Мир-2» столкнулся с плавучей платформой и получил повреждения левого гребного винта.
В 2008 году было осуществлено 53 погружения в средней и южной котловинах озера, в которых приняли участие 72 гидронавта. Были исследована природа появления на поверхности озера нефтяных пятен, животный мир.
Открыто четыре уровня древних «пляжей», означающие что Байкал заполнялся постепенно. На глубине 800 метров были найдены три ящика с патронами времён гражданской войны, 7 патронов были подняты.
Премьер-министр России Владимир Путин совершил погружение на дно Байкала на глубоководном аппарате "Мир" 1августа 2009 года.

Известные командиры

Анатолий Сагалевич

Черняев Евгений Сергеевич


Над Москвой колышутся растяжки с надписью «Страна встречает своих героев». Колышутся над Москвой три героических лица: Чилингарова, Сагалевича и Груздева. Рекордсмены! Погрузились на глубину в четыре тысячи триста один метр. Прославили Россию.

Что тут героического, правда, непонятно, если любой депутат Госдумы или простой миллионер способны на это. Наш обозреватель Юрий Рост однажды тоже спускался на глубоководном аппарате на приличную глубину — он же не расклеивает свои портреты по всей Москве и не называет себя героем.

Да и вообще флаг установить мог бы любой «батискаф» — слово, которым ошибочно называют глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2».

А вот главный конструктор и создатель «Миров» — Игорь Евгеньевич Михальцев, доктор технических наук, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени, Герой Соцтруда — действительно герой. Даже не потому, что придумал их, а уже потому, что сумел (в нашей-то стране! для гражданских, а не военных нужд!) довести задуманное до реализации — спуска в воду.

Не знаю, кто встречает депутатов-рекордсменов, но страна по имени Россия должна знать своего героя Михальцева.

— Ты в своей статье слово «батискаф» употребляла? — спросил Рост, который не только снимал Михальцева, но и дружит с ним (хотя у Роста эти две вещи неразделимы).

— Только один раз.

— Тогда Михальцев может и не дать тебе интервью.

— Но это слово было в цитате министра Лаврова!

— Тогда, может, и даст.

Ну вот — все-таки дал…

— Игорь Евгеньевич, почему вы так раздражаетесь, когда «Миры» называют батискафами?

— Это все равно что вертолет назвать воздушным шаром.

— Откуда пошла эта ошибка?

— От неосведомленности людей, использующих принятые термины. Швейцарский инженер Огюст Пекар слетал в стратосферу на стратостате, который заполняется легким газом гелием. Возвратясь на землю, он решил: а почему бы то же самое не сделать в океане. И сделал. И назвал это инженерное сооружение батискафом. Здесь сосуд наполняется чем-то, что легче воды, например бензином, к нему крепится обитаемая кабина, которая имеет аккумуляторы, бортовые жизнеобеспечивающие средства, электромоторчики и другие мелочи, и подвешивается груз. И все это сооружение рассчитано так, чтобы с грузом оно тонуло, а при достижении дна и отцеплении груза всплывало. Вот что такое батискаф. Это ничего общего не имеет с обитаемыми глубоководными аппаратами. Эта тяжелая система — батискаф — не имеет никакой маневренности: ни вертикальной, ни горизонтальной.

— То есть один раз вниз — и все?

— Именно так. То есть система сделана для побития рекордов. Огюст Пекар уже не мог этим заниматься, но его сын Жак Пекар, который и сегодня здравствует и с которым у меня хорошие отношения, и лейтенант флота США Дон Уолш 23 января 1960 года погрузились на глубину 10 916 метров, найдя предварительно самое глубокое место в Мировом океане — в Марианской впадине на Тихом океане. Погрузились, посмотрели в иллюминатор, увидели кое-что забавное (фотографий практически не было) и всплыли, рассказав потом о своих эмоциях и наблюдениях. Так был поставлен мировой рекорд. Жак Пекар — очень уважаемый человек в Швейцари, а Уолш стал в США адмиралом.

Глубоководные обитаемые аппараты — совсем другая техника. Они имеют маневренность, ход по горизонтали и вертикали, могут поворачиваться, нагибаться, брать образцы со дна, грузить их в небольшие контейнеры, исследовать окружающее пространство в полном смысле этого слова. И «Миры» могут двигаться со скоростью 4,5 узла.

— Когда у вас возникла идея «Миров»?

— В 70-м году я сформулировал концепцию незаменимости в новой незнакомой обстановке человека-исследователя, наблюдателя — по сравнению с оператором любых программируемых роботов-аппаратов.

— Под водой?

— Где бы то ни было! В новой обстановке. Но океан — особая стихия. В нем всегда вся окружающая обстановка новая! Поэтому аппараты для исследования океана нужны обитаемые.

В океанологии приняты две критические цифры — 2000 и 6000 метров. И для глубоководных обитаемых аппаратов эти цифры принято использовать. 2000 метров — это глубина, ограничивающая 16% дна Мирового океана. А 6000 метров — это уже 98,5% дна Мирового океана.

— А кому оставили 1,5%?

— Тем, кто сделает глубоководный аппарат предельных глубин. Пока такого в мире нет. Были батискафы и дистанционно управляемые необитаемые аппараты. Французы построили батискаф «Архимед» — на (примерно) 9500 метров погружения. Вниз-вверх — ничего особенного. Глубже 6000 было всего два-три десятка погружений (всеми средствами). Японцы сделали необитаемый аппарат на 11 000 м. И потеряли его. А найти нечем. А ведь это недешевая игрушка.

— И сколько же стоят аппараты?

— Кроме наших шеститысячников, «Мира-1» и «Мира-2», в мире есть еще два аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, стоил что-то около 100 млн долларов (из них 25 ушло на научно-исследовательские работы, которые использовались не только для «Си Клифа», поэтому фактической стоимостью аппарата считают 75 млн). Французы известных мне официальных цифр не давали, но вроде бы их «Нотил» (Nautile) стоил около 65 млн долларов. Японцы объявили, что «Шинкай 6500» (Shinkai 6500) стоил 92 млн долларов, а судно-носитель — 41 млн долларов.

О стоимости наших я предпочитаю не говорить, полагая, что это конфиденциальная информация, скажу только: они обошлись нашей стране много дешевле всех остальных, созданных в мире.

Но вернемся к истории. Итак, первый в СССР исследовательский аппарат-двухтысячник «Пайсис-IV» (Pisces IV) был построен по моему ТЗ (техническое задание) — именно как исследовательский, по заказу Института океанологии АН СССР на маленькой канадской фирме «Хайко» в 1973 году.

Он был готов к морским испытаниям, но США его задержали. Отец атомного флота США адмирал Рикавер не поленился прилететь из Вашингтона к Трюдо (тогда премьер-министру Канады) и предложил его купить канадскому правительству и оставить в Канаде.

В мире тогда был только один двухтысячник — американский аппарат «Альвин» (Alvin) — заказанный американским военно-морским флотом как разведывательный и построенный в 1964 году. Он много сделал для познания океана. Вот пример, связанный с аппаратом «Альвин», доказывающий, кстати, справедливость моей концепции важности обитаемых аппаратов.

С его помощью было сделано крупнейшее открытие человечества ХХ века, о котором мало известно, — открытие анаэробной жизни на нашей планете — жизни без кислорода. Талантливый океанолог и геофизик Роберт Баллард, просматривая около 40 тысяч снимков, сделанных необитаемым аппаратом в Галапагосской впадине, увидел какие-то странные трубки, которые от снимка к снимку меняли свое положение на дне. Он вызвал аппарат «Альвин». Аппарат погрузился, и научные сотрудники подняли на поверхность вестиментиферы — новую форму жизни. У них все есть: и нервная система, и эквивалент пищеварительной, и дыхательная, и формирование белков — только у них сернистый цикл, а не кислородный.

Когда директор Института космических исследований узнал об этом, он позвонил директору Института океанологии и говорит: а зачем нам летать на Марс, если у нас дома есть совсем иная форма жизни?

Так вот, если бы не «Альвин», 40 тысяч снимков, сделанных роботом, не помогли бы совершить это величайшее открытие ХХ века.

Возвращаясь к судьбе моего «Пайсиса-IV», надо еще раз напомнить, что он был оставлен в Канаде. Адмирал Рикавер счел, что такой аппарат давать СССР не следует. Все это стало известно много позднее.

— И кто его использовал?

— Канадское правительство его купило и дало Тихоокеанскому океанологическому исследовательскому институту Канады в порт Виктория.

Но у меня в те времена были крепкие нервы. Я подождал некоторое время и, понимая, что два аппарата — это совсем другое качество, предложил этой же фирме сделать два аппарата. Они заинтересовались. А в Москве поняли: если Рикавер специально летал из-за аппарата в Канаду, то, значит, это что-то важное. И Михальцев получил деньги на два аппарата.

Мы придумали, как обойти соглашение между США и европейскими странами о запрете поставлять технику новой технологии в СССР и соцстраны. Но это касалось изделий. А комплектующие части покупать и вывозить никто не запрещал.

В общем, фирма арендовала помещение в Цюрихе. Один прочный корпус обитаемых аппаратов заказали в Японии, другой — в Америке. И вывезли — это же не аппарат, то есть не изделие, а части. Первый собирали в Цюрихе, везли его, как Суворов, через Альпы — на трейлере в Геную, испытывали в Средиземном море (испытывали не до двух тысяч, я боялся, что американцы что-нибудь нехорошее сделают), потом погрузили его на ожидавший теплоход «Фрязино», через 4 часа он снялся в Новороссийске. Так мы получили «Пайсис-VII». А когда делали второй, тут американцы уже плюнули (они в это время строили свой шеститысячник «Си Клиф»). «Пайсис-ХI» собирали в Ванкувере, испытывали рядом, в Тихом океане, и на нашем судне отвезли во Владивосток, откуда на Ил-76 «Пайсис-XI» был перевезен в Новороссийск. Так в 1975-1976-м появились у нас два исследовательских обитаемых двухтысячника, которые проработали 10 лет до «Миров» и очень много сделали в разных океанах и морях для познания нашей планеты.

— А сейчас что с ними?

— Один стоит как экспонат в Калининграде на нашем судне (старом «Витязе»), превращенном в музей. А со второго «Пайсиса» кое-что сняли как запасные части для «Миров». Но его можно восстановить и использовать.

— И у нас нет больше двухтысячников?

— Нет. Но вот Жак Пекар сейчас продает своего «Фореля». Он просил найти ему покупателя. Иллюминатор — метр в диаметре. Рабочая глубина — 500 метров. Незаменимая вещь для тех, кто собирается строить и эксплуатировать подводный газопровод по Балтике (там как раз такая и меньшая глубина). Необитаемые аппараты там мало пригодны. Или совсем не пригодны.

— Зачем вы строили «Пайсисы» в Канаде? На территории СССР такие аппараты было невозможно сделать?

— Вспомните, это был 1970 год… Гагарин в космос уже летал, 100 мегатонн ядерной бомбы на Новой Земле уже взорвали. Естественно, мы запросто могли сделать такой аппарат. Но промышленность Советского Союза была рассчитана на большие серии, если это оборонная продукция, а если гражданская — то для массового производства. Уникальные вещи делать в СССР силами НИИ и разработчиков было трудно.

— Значит, в Канаде это было дешевле, чем у нас?

— Намного! Это специфика экспериментальных образцов. Сделать экспериментальный образец у нас в Союзе, если это не оборонная продукция, — задача трудная.

Я могу говорить об этом по опыту. Я всю жизнь работал с ВПК. «Миры» — это четвертая вещь по значимости из того, что мне удалось сделать в жизни. Так я сам считаю. У меня были вещи много важнее.

Мне довелось сделать открытие. Все было засекречено. В 1963 году я получил диплом, в нем написано: «Михальцев сделал открытие». И все. Ни названия, ничего. Только номер — 61-й.

— До сих пор говорить об этом нельзя?

— Вполне можно, потому что мне это надоело, и я рассекретил это дело в 1994 году. И теперь это называется так: «Открыто явление непрерывности звукового поля в океане — эффект Михальцева». Это, пожалуй, первое по значимости, ибо все гидролокаторы дальнего обнаружения подводных лодок (сегодня — всех военных флотов мира!) имеют архитектуру, использующую это открытие. Второе. Так же, как «Миры», по моему ТЗ и при моем руководстве были построены два специальных исследовательских гидроакустических судна «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев» — 1956—1960 гг. И родились две науки: акустика океана (не было такой науки, была только гидроакустика) и акустические методы исследования океана. Это, полагаю, второе по значимости дело. Но я, простите, не склонен заниматься саморекламой, вернемся к «Мирам».

Восемь лет я доставал на них деньги. Но главное — я написал для них ТЗ. Такое, как я считаю нужным. Есть два типа ТЗ. Один в терминах «мне надо». И это дается изготовителю, а как сделать — это его проблемы. А второй в терминах типа: «Надо — и я знаю, как это можно сделать, и беру на себя ответственность за возможность реализации, а вы делаете это под моим руководством».

— Это ваш тип?

— Да. По этому принципу я работал всю жизнь. Начиная с акустических пароходов «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев» (83 страницы было текста ТЗ).

В ТЗ на «Миры» я написал восемь пунктов, которые раньше не делались. Все перемещают ртуть с кормы на нос, чтобы аппарат опускался то носом вниз, то носом вверх. Вместо этого я сделал емкости, в которые набирается вода, перемещаемая помпами для перекачки забортной воды. При перепадах давлений более 600 бар это было реализовано в мире впервые.

Все мои пункты финны, которых я нашел из-за стали, выполнили. Дело в том, что все аппараты делают из титана, а «Миры» сделаны из мартенситовой, сильно легированной стали с 18% никеля. Мне повезло, что я нашел финскую фирму «Локомо».

В чем ценность этой стали. Титан, лучший сплав, имеет предел текучести — около 70 кг на квадратный сантиметр, а у этой стали — 150. Это была находка, и я стал готовить финнов выполнить все ТЗ. «Локомо» — фирма, которая никогда ничего подобного не делала. «Локомо» входит в концерн «Раума Репола», который делает бумагу, а кроме того — оборудование для изготовления бумаги, для лесопильных работ. Хорошие инженеры, которые интересуются чем-то новым. В течение двух лет я их готовил. Свозил их в Новороссийск. В это время там стоял «Келдыш» с «Пайсисами». Больше суток они измеряли их и фотографировали. Потом прошло полтора года. Они считали, а я доставал деньги. Это были последние полтора года из восьми.

Но я достал деньги только на один аппарат.

— Как же вам удалось сделать второй?

— Контракт был подписан на один аппарат. Через три дня я спросил финнов: а если не делать ни одного чертежа, а просто сделать точную копию аппарата, сколько надо будет доплатить? Благодаря добрым отношениям они назвали смешную цифру, они поняли, что у меня денег нет, и взяли только за изготовление четырех лишних сфер: одной обитаемой и трех балластных.

А потом я готовил два аппарата, никому об этом не говоря. По ТЗ было предусмотрено 2 комплекта аппаратуры. Все ТЗ читали (и в Госплане, и в других ведомствах) и думали: ну импортная аппаратура, конечно, надо, мол, запасное иметь. А внизу мелким шрифтом — ЗИП (запасной инструмент и приборы) — 6% стоимости контракта. Как принято в судостроении.

При этом мне потребовалось 7 месяцев для того, чтобы получить подписи замминистров в подтверждение того, что два аппарата — это решение правительства.

Дальше были испытания. Экипаж: пилот-сдатчик финн Пекка Лааксо, пилот-приемщик Анатолий Сагалевич и руководитель погружения Михальцев. Погрузились 7 ноября 1987 года в Ботническом заливе. Разбили бутылки шампанского о «Миры». Мне доверили разбить бутылку шампанского о «Мир-1», а президенту «Раома Репола» — о «Мир-2». Потом 13 и 15 декабря 1987 года экипаж погружался при успешном сдаточном испытании в Атлантике на 6170 метров на «Мире-1» и на 6120 метров — на «Мире-2».

И вот американский World Technology Evaluation Center (центр, который отражает новейшие технологии) в 1994 году назвал «Миры» «…лучшими глубоководными обитаемыми аппаратами из когда-либо построенных в мире».

Они отличаются от остальных тем, что сказано выше, и, кроме того, запасом электроэнергии. У всех 50, а у меня 100 киловатт-часов.

Еще одно из важнейших отличий — в системе аварийного спасения. У аппарата внутри есть синтактиковый буй. Так вот если что, в аппарате нажимают кнопку и буй всплывает на поверхность к судну обеспечения. По ковларовому тросу, как по направляющей, пускают половину сцепки (такую же, как железнодорожная автосцепка). Она доходит до аппарата, происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе. Такой системы нет ни у кого.

Если аппарат запутался в чем-то на дне, вот тогда необходим и второй аппарат. То, что их два, это еще одно уникальное решение. Только в России их два. У всех остальных по одному.

— Вы довольны тем, как используют ваши «Миры»?

— Могу сказать, что не очень. Но я не занимаюсь эксплуатацией и критиковать чужую работу не собираюсь. Сделано много важнейших открытий мирового значения.

На Северном полюсе была хорошая работа «Миров» и, полагаю, не очень хорошая работа ледокола, который не очистил место для всплытия. «Мир-2» сломал там легкий корпус, пробивая лед, «Федоров» и «Россия» должны были лед обколоть.

Сейчас пилоты Черняев и Сагалевич с «Мирами» перегружаются на судно «Академик Мстислав Келдыш» и идут нормально работать в Норвежское море — к «Комсомольцу». Я в свое время был инициатором и руководителем работ по обнаружению и первым измерениям радиоактивности вокруг «Комсомольца», я понимал, что если произойдет морской Чернобыль, будет очень нехорошо. Теперь там стоят датчики радиоактивности в воде и на АПЛ.

— Значит, «Миры» можно использовать в следующих случаях: разбился самолет, упал в океан — можно посмотреть на него, утонул корабль или лодка — тоже можно посмотреть, а если тонет — можно и спасти. Установить флаг на дне океана можно…

— Хорошо рассказываете. А еще что?

— «Титаник» с их помощью можно снимать под водой. Трубки можно обнаружить…

— Это уже ближе. А потом можно заняться исследованием Мирового океана. Океан занимает 72% площади планеты. Позорно жить на планете, поверхность которой мы знаем хуже, чем обратную сторону Луны.

P.S. Жаль, что Чилингаров, использовавший «Миры» ради своих политических целей (в конце концов скоро выборы, а он наверняка хочет получить свой пятый думский срок) и походя испортивший своим рекордом дипломатические отношения России с арктическими странами, ни разу не вспомнил имени создателя этих «Миров», на которых покатался сам и покатал своего однопартийца и богатых зарубежных гостей.

_____________________________________________________

Обитаемые подводные аппараты

Погружение аппарата МИР

В составе флота Института Океанологии в настоящее время пять обитаемых подводных аппаратов - два типа "Мир" с глубиной погружения до 6 км, два типа "Пайсис", способные опускаться на 2 км, и аппарат "Аргус" для работ на глубине до 600 м. Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) "МИР-1" и "МИР-2" были построены в Финляндии на фирме "Rauma-Repola" в 1987 году. Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института Океанологии РАН им.П.П.Ширшова. Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубины 6170м ("МИР-1 ") и 6120м ("МИР-2"). Аппараты установлены на судне обеспечения "Академик Мстислав Келдыш", построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с ГОА "МИР". Проведено 35 экспедиции в Атлантический, Тихий и Индийский океаны с применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2» (1987-2005 гг.), а также 16 экспедиций с применением ГОА «Пайсис VII» и «Пайсис XI» (1977-1991).

Проведен обширный комплекс научных исследований в различных районах Атлантического и Тихого океанов, характеризующихся гидротермальной активностью на дне. Это - районы 26 градусов с.ш. Срединно-Атлантического хребта (САХ), Брокен Спур (24 градуса с.ш. САХ), 14 гр. 45 мин. САХ, районы Лао и Манус - юго-западная часть Тихого океана, вулканы Пийпа в Беринговом море и Лоихи в районе Гавайских островов, залив Монтерей, район Гуаймас в Калифорнийском заливе, 21 гр.с.ш. Восточно- Тихоокеанского поднятия (ВТП). В этих районах обследованы большие площади дна океана, сложенные полиметаллическими рудами. "Черные курильщики", выносящие горячую массу из недр оканической коры, окружены гигантскими геологическими постройками, сложенными сульфидами металлов, содержащими высокий процент железа, марганца, никеля, меди, цинка, кобальта и других металлов. В процессе погружений ГОА "МИР" исследован необычный животный мир гидротерм, рождение и жизнь которого связаны с бактериальным хемосинтезом при полном отсутствии солнечного света. Это явление получило название хемобиос в отличие от фотобиоса - процесса зарождения жизни, в котором источником энергии является солнечная радиация.

С помощью аппаратов "МИР" проводились работы на затонувшей атомной подводной лодке "Комсомолец". Осуществлялся многолетний радиационно-океанологический мониторинг в районе гибели лодки и на самом корпусе лодки, был проведен комплекс уникальных подводно-технических работ по герметизации носовой части лодки с целью снижения выхода радионуклидов из корпуса в случае возникновения утечек радиации. В течение 8 экспедиций сделано более 80 погружений ГОА "МИР" на АЛЛ "Комсомолец", лежащую на дне на глубине 1700 метров.
В 1991 и 1995гг. с помощью аппаратов "МИР" производились съемки кинофильмов на легендарном затонувшем судне "ТИТАНИК", лежащем на глубине 3800 метров. В процессе погружений обследован корпус "Титаника", который во время аварии развалился на две части, лежащие на расстоянии 600 метров друг от друга, приведены уникальные киносъемки.В результате работ были созданы широкоформатный фильм IMAX "TITANICA" и голивудский художественный фильм "TITANIC".

24 декабря 2003 г. на заседании Ученого Совета Института океанологии им П.П.Ширшова РАН состоялось вручение приза "Подводный Оскар" заведующему Лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института доктору технических наук Анатолию Михайловичу Сагалевичу Академией подводных наук и искусств США по номинации "Наука". Это самый престижный приз в мире, вручаемый за подводные работы. В России это первый "Подводный Оскар". В разные годы лауреатами этого приза были выдающиеся ученые-подводники - Жак Ив Кусто, Жак Пикар, Дон Волш, Эдвин Линк, Роберт Баллард и другие. С присуждением этого приза имя А.М.Сагалевича увековечено в Зале Подводной Славы в Майами. Лаборатории глубоководных обитаемых аппаратов, возглавляемой А.М.Сагалевичем, был вручено приз "Международный Компас", присужденный коллективу Лаборатории Морским технологическим обществом США.

Технические характеристики обитаемых глубоководных аппаратов МИР

  • Рабочая глубина погружения 6000 метров
  • Запас энергообеспечения 100 квт-час
  • Запас жизнеобеспечения 246 чел.-час
  • Максимальная скорость 5 узлов
  • Запас плавучести (с поверхности) 290 кг
  • Сухой вес 18.6 тонн
  • Длина 7.8 м
  • Ширина (с боковыми двигателями) 3.8 м
  • Высота 3 м
  • Экипаж 3 человека

Обитаемые глубоководные аппараты Института океанологии РАН

Название

Количество

Экипаж, чел.

Глубина погружения (м)

МИР

6000

ПАЙСИС

2000

АРГУС

ОСМОТР

«Мир» - серия российских научно-исследовательских подводных глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Имеют глубину погружения до 6 км. Базируются на борту научно- исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».

В этом посте я расскажу вам об этих мини подлодках:

2

Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «Мир-1"" и «Мир-2"" были построены в Финляндии фирмой Rauma-Repola в 1987 году. Идея аппаратов и начальный проект были проработаны в АН СССР и КБ «Лазурит». Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П.Ширшова.

Создание аппаратов было начато в мае 1985 года и закончено в ноябре 1987 года. В декабре 1987 года были проведены глубоководные испытания аппаратов в Атлантике на глубине 6170 метров («Мир-1"") и 6120 метров («Мир-2""). Аппараты были установлены на судне обеспечения “Академик Мстислав Келдыш”, построенном в 1981 году в Финляндии и переоборудованном в 1987 году для проведения работ с глубоководными испытательными аппаратами.

ГОА «Мир 1"" и «Мир 2"" идентичны по конструкции и рассчитаны на рабочую глубину погружения 6000 м. Общая емкость аккумуляторных батарей одного аппарата составляет 100 кВт/ч, что позволяет выполнять подводные операции в течение 17 20 часов непрерывного подводного цикла. Кроме того, это позволяет устанавливать на оба аппарата большой комплекс научного и навигационного оборудования.

Подводная скорость аппарата «Мир» равна 5 узлам. Для балластировки у него используется водяной балласт. Перед уходом аппарата с поверхности морская вода заполняет пластиковые цистерны главного балласта емкостью 1,5 куб. м, которые продуваются сжатым воздухом, когда аппарат выходит на поверхность после погружения. Плавучесть аппарата регулируется с помощью системы переменного балласта путем приема воды в три прочные сферы и откачки ее из сфер насосом высокого давления.

3

Корпус аппаратов изготовлен из мартенситовой, сильно легированной стали, с 18 % никеля. Сплав имеет предел текучести - 150 кг на квадратный мм (у титана - около 79 кг/ кв.мм). Производитель: финская фирма «Локомо», входящая в состав концерна «Раума Репола». Размещение экипажа Экипаж ГОА «Мир» состоит из трех человек - пилота, инженера и ученого-наблюдателя.

Длина аппарата «Мир» 7,8 м, ширина (с боковыми двигателями) 3,8 м, высота 3 м. Обзор из обитаемой сферы аппаратов «Мир» обеспечивается тремя иллюминаторами: центральным, имеющим внутренний диаметр 200 мм, и двумя боковыми диаметром 120 мм. Расположение иллюминаторов дает широкий угол обзора для пилота и наблюдателей. Запас плавучести аппарата «Мир» на дне равен 290 кг. Сухой вес 18,6 т. Запас жизнеобеспечения 246 чел./час. ГОА «Мир» оснащены навигационным и научным оборудованием, фото и видеосистемами, манипуляторами, устройствами отбора проб и т. д.

Система аварийного спасения у аппарата состоит из синтактикового буя, выпускаемого экипажем, с прикреплённым к нему кевларовым тросом, длиной 7000 м, по которому опускают половину сцепки (такую же, как железнодорожная автосцепка). Она доходит до аппарата, затем происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе, длиной 6500 м, с усилием на разрыв около десяти тонн.

По состоянию на 2008 год, в мире, кроме российских «Мир-1» и «Мир-2», существуют ещё два аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (Sea Cliff) (англ. DSV Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, французский «Нотил» (Nautile) (фр. Nautile), оба с глубиной погружения 6000 метров, и японский «Шинкай 6500» (Shinkai 6500), поставивший рекорд погружения для существующих аппаратов в 6527 метров.

4

С применением ГОА «Мир-1"" и «Мир-2"" проведено 35 экспедиций в Атлантический, Тихий и Индийский океаны, из них девять экспедиций по ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок (АПЛ) «Комсомолец» и «Курск». Разработан ряд новейших глубоководных технологий и методик, что позволило осуществлять многолетний радиационный мониторинг на АПЛ «Комсомолец», которая находится на дне Норвежского моря на глубине 1700 метров, и произвести частичную герметизацию носовой части лодки. В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море было проведено семь экспедиций в период 1989-1998 годах.

В конце сентября 2000 аппараты использовались для обследования АПЛ «Курск». Российскими научными учреждениями разработана методика, которая позволила с помощью аппаратов «Мир» провести детальное обследование АПЛ «Курск», определить причину ее аварии и разработать меры по ликвидации последствий этой аварии.

5

В 1991 и 1995 годах с помощью «Миров» производились исследования корпуса «Титаника», лежащего на глубине 3800 метров. В процессе погружений были проведены уникальные киносъемки, которые были использованы для создания художественных и научно-популярных фильмов, среди которых - Titanica, Titanic, Bismarck, Aliens of the Deep, Ghost of the Abyss.

В январе-сентябре 2004 года силами Института океанологии РАН совместно с ФГУП «Факел» был проведен капитальный ремонт аппаратов «Мир» с их полной разборкой, испытаниями прочности корпусов, частичной заменой элементов, узлов и оборудования, последующей сборкой и испытаниями вновь собранных аппаратов. В результате «Мир-1"" и «Мир-2"" получили сертификат на класс от международного регистра «Германский Ллойд» до 2014 года.

6

2 августа 2007 года в рамках экспедиции «Арктика-2007"" был совершен первый в мире спуск глубоководных обитаемых аппаратов «Мир» в точке географического Северного полюса на глубину 4300 метров. Во время этого беспрецедентного погружения на дне был установлен титановый российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям. Аппараты выдержали давление в 430 атмосфер. Достижения этой экспедиции занесены в книгу рекордов Гиннеса.

Арктическое погружение вызвало большой общественный резонанс, поскольку некоторые российские комментаторы высказали мнение, что Россия «застолбила» свои права на участок океанского дна между Новосибирскими островами и Северным полюсом, хотя с точки зрения международного права это действие являлось юридически ничтожным.

Погружение глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1"" и «Мир-2"" в точке Северного полюса - первое в истории. Эта экспедиция позволит впервые детально изучить строение дна в приполюсном районе и уточнить границы российского шельфа в районе, простирающемся от Новосибирских островов до полюса.

На самом деле одна из целей экспедиции - установить, являются ли подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологическим продолжением российского континентального шельфа.

Также члены экспедиции выполнили ряд научных экспериментов, взяли пробы грунта и фауны. Кроме того, в рамках погружения на дне океана был установлен российский триколор и оставлена капсула с посланием россиян, «Сердцем Мира» - талисманом молодежной команды «Небесная Одиссея» и флагом «Единой России».

Отвечая на вопрос о задачах нынешней экспедиции российских исследователей на Северный Полюс, глава МИД РФ Сергей Лавров сказал: «Цель этой экспедиции - не застолбить права России, а доказать, что наш шельф простирается к Северному полюсу». Министр выразил надежду на то, что нынешняя экспедиция и погружение батискафа в районе Северного полюса «позволят получить дополнительные научные доказательства того, что мы собираемся добиться».

7

В 2008 году оба российских глубоководных аппарата закончили погружение на дно озера Байкал и благополучно поднялись на поверхность. Для первого погружения была выбрана точка недалеко от острова Ольхон, примерно в 10 км к востоку от берега Байкала между мысами Ижимей и Хара-Хушун, где озеро достигает максимальной глубины. Экспедиции повезло с погодой: если в понедельник на Байкале были шторм, двухметровые волны и непрерывный дождь, то с утра во вторник установился полный штиль и светит яркое солнце. «Мир-1» пилотирует начальник экспедиции, заведующий лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН, профессор Анатолий Сагалевич.

С ним на борту находятся президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын и председатель попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук. В составе второго экипажа - пилот Евгений Черняев, депутат Госдумы Владимир Груздев и директор Байкальского института природопользования РАН Арнольд Тулохонов.

Напомним, Байкал - самый глубокий на Земле внутренний водоем и самый большой резервуар пресной воды. В июне 2008 года по результатам Интернет-опроса озеро было признано одним из семи чудес России.

В августе-сентябре батискафы «Мир-1» и «Мир-2» совершили 60 погружений в различных точках Байкала. Затем экспедиция прервалась на зиму. На 2009 год было выполнено 100 погружений.

Ученые вели визуальные наблюдения, брали пробы воды на разных глубинах, изучали фауну озера и геологическую структуру дна. Кроме того, они надеялись найти в глубинах озера археологические артефакты.

По словам депутата Госдумы, известного полярника Артура Чилингарова, также участвующего в экспедиции, главное для ее участников - не рекордные погружения, а забота об экологии Байкала.

«Любое погружение - это страница в истории. Никаких рекордов мы не собираемся ставить. Мы хотим обратить внимание и рассказать, что нужно предпринять российскому государству, чтобы сохранить это озеро», - заявил ранее Чилингаров.

Премьер министр России Владимир Путин совершил погружение на дно озера 1 августа 2009 года. В общей легкости «экскурсия» на аппарате «Мир 1"" по дну Байкала заняла около 4 часов. Во время погружения Путин выходил на связь с журналистами. В тот момент «Мир 1"" находился в самой глубокой точке южной части озера 1395 метров. Путин признался журналистам, что был несколько удивлен непрозрачностью воды, назвав ее «супом из планктона».

8

Джеймс Кэмерон совершил погружение на дно Байкала 16 августа 2010 года в день своего рождения и провел под водой четыре с половиной часа. Максимальная глубина, на которой он оказался, составила 1380 метров.

В 2011 году российские батискафы «Мир-1» и «Мир-2» провели первое погружение на дно Женевского озера - одного из самых больших, но практически не изученных водоемов Европы. Полномасштабная программа его исследования стартовала накануне и будет продолжаться все лето. В Швейцарии и Франции хотели узнать, что скрывается под этой живописной водной гладью, и жаждут открытий.
Первыми на глубину ушли герои России Анатолий Сагалевич (он руководит экспедицией), американец Дон Волш (он был на дне Марианской впадины) и швейцарец Бертран Пикар. Для него, правда, привычнее другая стихия. Пикар - воздухоплаватель и создатель первого в мире самолета на солнечных батареях.

Батискафы достигли отметки почти в 300 метров - это максимальное значение для Женевского озера. Как сообщил Анатолий Сагалевич, на дне разглядели обломки парохода «Рона» (его крушение вековой давности унесло 15 жизней) и нескольких рыбок. Впереди было еще около сотни погружений с забором грунта и проб воды.

9

В течение 20 лет ГОА «Мир» совершили более 800 погружений, около 80 процентов которых были выполнены на глубинах от 3000 до 6000 метров. При этом не было ни одной аварийной ситуации. Несомненно, в этом заслуга профессиональной группы подводников Института океанологии, которые полностью обеспечивают работы ГОА «Мир» - от разработки нового оборудования, модернизации систем ГОА, проведения ремонтных и регламентных работ до пилотирования аппаратов под водой.

Характеристики глубоководных аппаратов «Мир» Рабочая глубина погружения – 6000 метров Нахождение под водой – до 80 часов Запас энергообеспечения – 100 кВт-час Запас жизнеобеспечения – 246 чел.-час Максимальная скорость – 5 узлов Запас плавучести (с поверхности) – 290 килограммов Сухой вес – 18,6 тонны Длина – 7,8 метра Ширина (с боковыми двигателями) – 3,8 метра Высота – 3 метра Диаметр – 2,1 м Экипаж – 3 человека Выход в верхней части Принцип работы Погружение – балластные цистерны заполняются водой Подъем – выключаются насосы, вода выкачивается Ходовой электродвигатель – питается от аккумуляторов. Скорость движения – 9 км/ч.

10



Касса