Социальная медицина. Этапы развития социологии медицины

Социальная медицина – отрасль научного знания, изучающая общественное здоровье, а также практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление общественного здоровья, предупреждение и лечение социальных болезней (болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности человека, обусловленное функциональными и (или) морфологическими изменениями).

Социальная медицина - наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина (общественная гигиена) находится на стыке различных наук - медицины, социологии, гигиены, естествознания и др. Гигиена (от греч. здоровый) - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды (в том числе и производственной) на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена ». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т. д.

Социальная гигиена (медицина) изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Н. А. Семашко говорил: «Социальная гигиена - это наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины... основная задача социальной гигиены состоит в том, чтобы глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывать эффективные меры по устранению вредных влияний среды».

Предметом социальной медицины является общественное здоровье (здоровье – процесс гармоничного взаимодействия социального и биологического в человеке, обеспечивающий ему устойчивость во взаимоотношениях с внешней средой). Общественное здоровье имеет своих субъектов, то есть “носителей” - конкретных живых людей со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, жизненной ценностно-смысловой ориентацией. Поэтому социальный медик, занимаясь здоровьем человека, активно “вмешивается” в его дела, становится партнером своего пациента.

Социальные заболевания – болезни человека, возникновение и распространение которых связано, главным образом, с неблагоприятными социально-экономическими и психосоциальными причинами. Это тоже часть предмета социальной медицины.

Здоро́вье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже).По уставу ВОЗ (Всемирная организация здравоохраниения), «здоровье - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия»

Классификация болезней:

по характеру течения: острые и хронические болезни

по уровню, на котором в организме выявляются специфические патологические изменения при болезни: молекулярные, хромосомные, клеточные, тканевые, органные, заболевания всего, организма

по этиологическому фактору: вызванные механическими, физическими, химическими

биологическими, психогенными факторами

по способу их лечения: терапевтические, хирургические и др.

нозологическая единица - определенная болезнь, которую выделяют как самостоятельную, как правило, на основе установленных причин, механизмов развития и характерных клинико-морфологических проявлений.

Эпиде́мия) - широкое распространение какого-либо заболевания, первоначально инфекционного заболевания (чума, оспа, тиф, холера, дифтерия, скарлатина, корь, грипп).

Эпидемический процесс заключается в непрерывной передаче заболевания в коллективе. Иначе говоря, для возникновения эпидемического процесса необходимы три фактора (или условия):

источник возбудителя инфекционного процесса или причины неинфекционного заболевания (фекально-оральный (реализуется через водный, пищевой или контактно-бытовой путь) (например, при дизентерии и брюшном тифе);

воздушно-капельный (например, при гриппе);

трансмиссивный (при малярии и сыпном тифе);

контактный (при СПИДе, бешенстве).)

механизмы передачи

восприимчивые к заболеванию люди .

Понятие социальной медицины

Основные понятия и задачи социальной медицины

Понятие социальной медицины

В системе социальной работы в настоящее время все большее значение приобретает социальная медицина, которая тесно связана с медицинским направлением социальной работы.

Социальная медицина – наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни.

До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение».

Цель медико-социальной работы: сохранение и защита общественного здоровья, социальная защита больных людей и членов их семей.

Задачи медико-социальной работы:

1. Изучение критериев здоровья различных групп населения.

2. Изучение факторов, определяющих здоровье населения.

3. Определение социальных мер для укрепления общественного здоровья.

4. Разработка и реализация медико-социальных программ, направленных на укрепление общественного здоровья.

5. Разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации больных и инвалидов.

Предметом социальной медицины является общественное здоровье.

Субъектами социальной медицины являются конкретные живые люди со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, ценностной ориентацией. Поэтому социальный работник, занимаясь здоровьем человека, активно «вмешивается» в его дела, становится партнером своего клиента. Он отвечает не только за здоровье, но и за социальное благополучие своих подопечных.

Объектом изучения в социальной медицине являются факторы, определяющие здоровье общества в целом и конкретного человека, а также социально дезадаптированные люди, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально значимые болезни.

Клиентами социального работника чаще всего являются инвалиды, длительно и часто болеющие люди, престарелые люди, которые, кроме социальных, нуждаются и в медицинских услугах. Социальные услуги отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Клиентам социальных работников необходима социально-медицинская помощь.

Социальная медицина находится на стыке различных наук – медицины, социологии, гигиены, естествознания, экологии, психологии и др. Социальная медицина связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому главными направлениями в социальной медицине являются: 1) изучение социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; 2) изучение социальных факторов, влияющих на здоровье населения.

Социальная медицина и клиническая медицина: взаимосвязь и взаимоотношения.

Социальная и клиническая медицина имеют дело со здоровьем людей и их болезнями, решают одни и те же задачи. В этом их общее. Но подходы к этим задачам и способы их решения разные. Клиническая медицина руководствуется проявлениями болезни (симптомами, синдромами болезни). Там, где заканчиваются возможности клинициста, там начинается работа социального медика. Социальный врач не занимается лечением больных , поэтому он имеет дело не с пациентами , а с клиентами . (Пациент – человек, страдающий от боли, больной. Клиент – человек, у которого есть проблемы, связанные с его здоровьем (перенесенным заболеванием, инвалидизацией), а также человек, который по состоянию здоровья (не болезни) находится в обременительной для него ситуации). Проблема, ситуация и здоровье – основные составляющие области интересов социальной медицины.

Основные методы, применяемые в социальной медицине:

Социологический (анкетирование и интервьюирование);

Экспертный (для исследования качества медицинской помощи);

Метод математической статистики (в том числе и моделирование);

Метод организационного эксперимента (создание учреждений с новыми формами медицинской помощи на определенных территориях);

Социальный врач может иметь базисным образованием и медицинское, и социальное. До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т.д.

Клиентами специалиста по социальной работе чаще всего являются инвалиды и престарелые, которые кроме социальных услуг нуждаются и в медицинских, но эти услуги особые и отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Как правило, именно клиентам специалистов по социальной работе необходима социально-медицинская помощь.

Социальная медицина находится на стыке связана самых различных наук – медицины, социологии, естествознания, экологии, гигиены, психологии, статистики, экономики и др. Социальная медицина связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением, занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках. На научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения, так как, изучая влияние социальных условий на здоровье населения, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния условий и факторов на здоровье людей.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке социального работника в современном обществе. Она является самостоятельной дисциплиной, как в структуре медицинского знания, так и в системе социальной практики.

Предмет социальной медицины - общественное здоровье. Это сложное, внутреннее детерминированное и структурированное понятие. Оно включает в себя различные аспекты состояния общества и факторы, определяющие его форму и содержание. К предметам социальной медицины относится так же понятие здоровье общества.

Общественное здоровье имеет конкретный социально-медицинский смысл, обусловленный разными видами нарушения социальной структуры, например, психическими эпидемиями, криминальными толпами, суицидом, демографическими сдвигами в обществе, криминализации общественных отношений и т.д.

Здоровье общества - это прежде всего моральные и деонтологические оценки, с точки зрения социального врача, состояния общества в целом. Сюда же относится откровенное публичное жульничество вокруг здоровья общества в целом и отдельных его граждан.

В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» записано, что право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Итак, предметом социальной медицины являются общественное здоровье и здоровье общества, нетождественные понятия, отражающие общественные состояния и процессы в обществе с медицинской точки зрения.

Сложившаяся в России государственная система здравоохранения сформировалась в первые десятилетия XX столетия. Поэтому для того, чтобы понять происходящие в ней перемены, необходимо обратиться к истории создания и функционирования системы охраны здоровья в Советской России и СССР.

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ

Возникновение социологии медицины разные авторы относят к разным датам. Немецкий ученый М. Suss считает, что впервые социологический анализ места здравоохранения в обществе был проведен в работе известного автора трудов по политической экономии W. Petty "Политическая арифметика" (1690). Профессор К. Winter относит начало медицинской социологии к середине нашего века, а советские авторы И.В. Венгрова и Ю.А. Шилинис связывают начало социологии медицины с именем Мак-Интайра (1895).

Существует пять этапов становления социальной медицины это:

1. Ранний период (зарождение дисциплины) XVII - XIX вв.

2. Период формирования (начало XX века -до 1 мировой войны)

3. Период становления (20-е - 40-е гг. XX века, период между I и II мировыми войнами)

4. Период развития как самостоятельной дисциплины (50-80-е гг. XX века)

5. Современный период состояния науки (с 90-х гг. до настоящего времени).

Остановимся на двух последних.

  1. Период развития как самостоятельной дисциплины

Социология медицины рассматривалась многими учеными как часть социологии, как часть медицины, как наука "на стыке" социологии и медицины.

После долгих дискуссий специальность получила свое современное название "социология медицины".

На IV Всемирном социологическом конгрессе "Общество и социология" в Милане (Италия) в 1959 году была впервые организована секция социологии медицины, председателем которой стал член-корреспондент АН СССР И.И. Гращенков, представивший доклад "Здоровье и социальное благополучие".

По обобщенным материалам Всемирных конгрессов социологов (50-60-е гг. XX века) в области социологии медицины рассматривались следующие группы вопросов: роль факторов внешней среды в механизме возникновения, развития и исхода болезней (урбанизация, санитарно-технические условия на производстве, состояние профилактики); анализ причин заболеваний в различных социальных группах; оценка различных предупредительных мер; анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений; роль общества в заболеваемости населения.

В отечественной науке в 50-60-е гг. на страницах периодических изданий, на заседаниях научных обществ, кафедрах проводились научные дискуссии по актуальным темам, имеющим отношение к социологии медицины: о социальных проблемах медицины; о роли и взаимодействии социального и биологического в медицине; о роли и месте социальной гигиены; критика буржуазной медицинской социологии и социальной гигиены; философские проблемы медицины; диалектический материализм и медицина; народное здоровье и социология, социологические проблемы современной медицины.

1.2 Современный период состояния науки

Толчком для быстрого развития социологии медицины послужила научно-техническая революция и связанное с ней изменение социальной и природной экологии существования человека. Стремительное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни, вовлечение в ее орбиту многомиллионных масс людей привело к коренному изменению образа жизни людей, их психологии, сложившихся стереотипов поведения, представлений о болезни и здоровье.

Принципиально важным этапом в развитии социологии медицины в России стало введение начиная с 2000 года в Номенклатуру специальностей научных работников соответствующего шифра и наименования дисциплины: 14.00.52.; "Социология медицины"; отрасли науки, по которой присуждается ученая степень - медицинские, социологические.

Это стало естественным итогом "десятилетия социологии" в здравоохранении. Так можно определить значительно возросшее в 90-е годы число социологических исследований по самым разнообразным проблемам медицины в целом и здравоохранения в частности.

Проводится работа по систематизации, совершенствованию методологического аппарата, подготовки кадров и планирования социологических исследований. Начата подготовка кадров на кафедре экономики и социологии здравоохранения в ММА им. И.М.Сеченова.

В настоящее время в компьютерной базе данных кафедры имеется библиографический список около 4000 наименований, отражающий все направления исследования в социологии медицины, как современной научной дисциплины.

Современная социология медицины - это наука о медицине как социальном институте, функционировании и развитии этого института через его составные элементы, изучающая социальные процессы, протекающие в данном институте.

Исходя из социологической концепции здоровья устава ВОЗ, которая определяет, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и инвалидности, и при этом существенным условием здоровья является способность к гармонической жизни в постоянно изменяющемся окружении. Можно выделить факторы интеграции медицины и социологии, способствующие формированию социологии медицины в России как самостоятельной научной дисциплины: состояние социальной аномии в обществе в условиях возвращения к принципам рыночной экономики; потребность социологического осмысления роли и места системы охраны здоровья в жизни общества, использование социологических методов исследования в здравоохранении; изменение демографических процессов и структуры заболеваемости (постарение населения, естественная убыль, хронизация заболеваний и др.); потребность в использовании социологических подходов для изучения и лечения заболеваний.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Публичная медицина.

Имеет дело в основном с клиентами - юридическими лицами. Занимается проблемами здоровья трудовых коллективов, прогнозированием и социометрикой изменений психосоматических статусов и соответственно функционирования членов трудовых коллективов. Решает задачи защиты и сохранения общественного здоровья при различных рабочих ситуациях, а так же при изменениях статуса трудового коллектива. Публичная медицина прямо занимается предотвращением и погашением современных психических эпидемий, в какой бы сфере они не развивались - будь то политика, идеология, религия, псевдокультура.

Общественная медицина.

Основные причины, по которым обращаются люди к общественному врачу - проблемы и ситуации, которые возникли после перенесения человеком заболевания, личной трагедии, насилия, террора; для профилактики таковых путем изучения и постижения проблемы и ситуации, с которыми может столкнуться клиент. Общественный врач также помогает клиенту решать его любые проблемы и задачи, которые могут вызвать заболевания у него или его родственников.

Социологическая медицина.

Это направление возникло как самостоятельная ветвь социальной медицины в связи с научно-практическими достижениями прежде всего в области медицины, медицинской генетики, медицинской электронной технологии. С другой стороны социологическая медицина изучает и анализирует непонятные врачам и биологам явления, такие, например, как глобальное постарение населения и резкий рост численности страдающих болезнью Альцгеймера.

Военная социальная медицина.

Военная социальная медицина должна изучать:

а) моральное и психофизическое состояние всех и каждого, участвующих в походах, в боевых действиях, после боевых действий.

б) различные параметры оценок людей и местности, где происходили боевые действия.

Военная социальная медицина находиться в настоящее время в стадии становления и выработки методов исследования и помощи лицам, являющимся с точки зрения клинической медицины здоровыми, но с выраженным снижением качества жизни и адаптационным синдромом, проявляющимся физическими и психическими стигмами, а также стигмой мутации.

2.1 Препятствия в развитии

Со времен великих походов на иноверцев и завоеваний чужих земель всегда возникали такие страшные явления, как разруха, голод, человеческие жертвы, потеря крова, трудоспособности или трудовой востребованности и многое другое. Разруха касалась идеологии и нравственности. В таких условиях любая конкретная медицинская проблема оказывалась социально отягощенной. Самое страшное, что приносят войны и революции с собой - это разрушение социально-психологической защиты и населения в целом, и конкретных людей в частности.

Есть и отдаленные последствия, время проявления которых трудно или даже невозможно предсказать. Это социальные факторы, закрепляемые биологически, т.е. формирующие генофонд. Речь идет о вырождении или о мутации всего живого и растительного, как следствии социальных катаклизмов. Это лишь основные аспекты медико-социальных проблем, возникающих в результате революций и войн.

За период распада СССР многое, что произошло, не могло не отразиться на состоянии здоровья народа. Резко изменились в негативную сторону демографические показатели. Появились новые социальные контингенты сограждан - бомжи, мигранты, вынужденные переселенцы, беспризорные дети.

Отсюда вытекает, что построение нового здравоохранения в современной России должно начаться с организации институтов социальной медицины. Только таким путем можно исправить современное положение вещей, касающихся общественного здоровья в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное состояние в структуре социальных служб служит предпосылкой для создания новых форм и методов работы. Для успешного решения задач необходимо значительно расширить и улучшить систему реабилитации. Старые методы и формы организации лечебного процесса не удовлетворяют ни больных, ни их родственников, больные предпочитают лечиться в поликлиниках, стационарах либо в домашних условиях.

Недостаточность предоставляемых медико-социальных услуг накладывает отпечаток на эффективность всех реабилитационных мероприятий. Выявление основных противоречий между реально сложившийся практикой медико-социальной реабилитации и потребностями клиентов, является актуальной задачей на сегодняшний день, особенно для учреждений социальной защиты. Современные подходы к оказанию подобного вида социальной помощи различны и многообразны, и для предоставления эффективной медико-социальной реабилитации необходимо определить уровень удовлетворенности потребителей медико-социальных услуг.

Список литературы:

  1. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров/ТЗ Козлова//СОЦИС. - 2002. - № 6. -С.

2. Матвейчев О. Гражданское общество и государство. Модели взаимодействия // Логос. 2005. №3. С. 124.

3. Социальная медицина: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 254 с.

4. Решетников А. В. Методология исследований в социологии медицины. - М., 2000.- 238с.

Более ста лет прошло со времени первых лекций известного немецкого врача Альфреда Гротьяна на тему «Социальная медицина» (1902 г.). Значительное развитие социальная медицина получила в ХХ столетии. Однако и до настоящего времени вопрос содержания предмета социальной медицины остается предметом научных дискуссий.

По мнению ведущих социал-гигиенистов предметом изучения социальной медицины (социальной гигиены) является общественное здоровье: процессы его формирования, способы оценки, факторы, на него влияющие и др.

Широту и многообразие спектра проблем, рассматриваемых в рамках социальной медицины, обобщает академик Ю. П. Лисицын. По его мнению, нет проблем медицины, которая не имела бы социального характера. Милтон И. Ремер (Школа общественного здравоохранения Калифорнийского университета) рассматривает социальную медицину как расширенное понимание клинической медицины, полностью учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы окружающей среды, влияющие на отдельных пациентов.

В «Глоссарии терминов по медико-социальной помощи Европейского регионального бюро ВОЗ» (Копенгаген, 1976) зафиксировано, что в «качестве всеобъемлющего термина социальная медицина используется для обозначения:

1. Научных исследований социальных факторов, влияющих на здоровье и заболеваемость; такие исследования проводятся с помощью обследований, изучения случаев заболевания и статистических исследований;
2. Существующих взаимосвязей между медициной и обществом (медицинская социология), включая коллективную ответственность медицины перед обществом за консультирование по социальным проблемам, которые могут воздействовать на здоровье;
3. Социальной психологии и социальной психиатрии;
4. Учреждений социальной терапии — то есть служб социального страхования и социальных аспектов общественного здравоохранения, медицинской помощи и благосостояния».

Теория и практика отечественного здравоохранения, медицинских и смежных наук, равно как и зарубежных стран, вносит свои коррективы в такое определение. Вместе с тем, проведенный нами анализ показывает, что при существующих различных подходах к формулировке понятия «социальная медицина» сохраняют свое значение три обобщенных ключевых положения:

1. Социальная медицина изучает социальные факторы, влияющие на здоровье человека.
2. Социальная медицина использует формы и методы, направленные на сохранение, восстановление здоровья и предупреждение заболеваний.
3. Социальная медицина определяет ответственность и включает деятельность социальных работников по сохранению и укреплению здоровья населения.

Как известно «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и (или) физических дефектов» (ВОЗ,1948).
По мнению Ю. Растова категорию «социальное благополучие» следует рассматривать как такое состояние взаимодействия жизненных сил человека и социальных систем, которое обеспечивает конструктивность разрешения социальных конфликтов. Категория «социальное благополучие» с одной стороны, сопоставима с экономическим понятием «благосостояние», с другой, — благополучием в психологическом, педагогическом, этическом и иных аспектах.

Актуальность развития социальной медицины в последнее десятилетие во многом обусловлено ухудшением состояния здоровья населения. Вместе с тем становление и развитие в нашей стране системы профессионального образования в области социальной работы дает возможность активного привлечения к решению данной задачи специалистов социальной работы.
Нам представляется, что социальную работу, направленную на оказание медико-социальной помощи населению как важнейшей составляющей охраны здоровья, следует рассматривать как практическую компоненту социальной медицины.

Именно поэтому в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности «социальная работа» особую значимость в социальном образовании приобретает изучение учебной дисциплины «Основы социальной медицины».

Целью изучения дисциплины «Основы социальной медицины» является овладение будущими специалистами социальной работы знаниями факторов, влияющих на здоровье, а также способами сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия.

Достижению этой цели способствует решение в процессе изучения дисциплины следующих основных задач:

— понимание основных факторов, влияющих на здоровье человека;
— изучение организационно-правовых основ охраны здоровья и медико-социальной помощи;
— овладение технологиями сохранения и укрепления здоровья и предупреждения развития заболеваний;
— определение роли специалистов социальной работы в охране здоровья, включая оказание различных видов медико-социальной помощи.

Данную дисциплину мы рассматриваем как базовую при подготовке специалистов социальной работы для оказания медико-социальной помощи населению.
Нам представляется, что социальная работа по оказанию медикосоциальной помощи населению, определяемая нами как медикосоциальная работа, является важной практической компонентой социальной медицины. Именно поэтому в рамках профессиональной подготовки будущие специалисты социальной работы должны овладеть технологиями медико-социальной работы с населением. Этот вопрос, в частности, может быть решен посредством изучения специальной дисциплины «Содержание и методика социально-медицинской работы».

В рамках данной дисциплины будущие специалисты социальной работы знакомятся с концепцией медико-социальной работы, изучают вопросы ее организационного и нормативного правового обеспечения, а также технологии медико-социальной работы в учреждениях здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, а также с отдельными группами лиц (страдающими зависимостью от психоактивных веществ, психическими расстройствами, онкологическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированными, инвалидами, военнослужащими и др.)

Дальнейшая подготовка специалистов для выполнения медикосоциальной работы может продолжаться через дисциплины специализации.
Среди направлений специализации по социальной работе в сфере охраны здоровья УМО вузов России по образованию в области социальной работы рекомендованы следующие: социальная работа в здравоохранении; медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений; медико-социальная работа с населением и др.

По последней из указанных специализаций с 1995 года ведется подготовка в Московском гуманитарном университете. Подготовка специалистов по данной специализации реализуется коллективом кафедры социальной медицины через следующие дисциплины: теория медикосоциальной работы; система охраны здоровья и здравоохранение; биомедицинская этика; медицинская психология; психотерапия; медикосоциальная работа в профилактике заболеваний; медико-социальная работа в планировании семьи; медико-социальная работа в охране ма
теринства и детства; медико-социальная работа в психиатрии; медикосоциальная работа в наркологии; медико-социальная работа в онкологии; медико-социальная работа в чрезвычайных ситуациях; медикосоциальная реабилитация инвалидов.

Не вызывает сомнения тот факт, что подготовка будущих специалистов в данной области должна включать и такие важные составляющие как практическая, а также научно-исследовательская компоненты.

Безусловно, дальнейшее расширение участия специалистов социальной работы в охране здоровья населения диктует время и во многом определяется потребностями учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения в специалистах социальной работы, имеющих соответствующую подготовку.

Совместная работа учебных заведений и практических учреждений по подготовке специалистов социальной работы, а также разработка нормативных правовых документов, закрепляющих участие таких специалистов в комплексном ведении лиц с различными заболеваниями, сегодня является весьма актуальной задачей и может составить предмет взаимовыгодного сотрудничества учебных заведений и практических учреждений.

Не вызывает сомнения и тот факт, что роль социальной медицины в социальном образовании сегодня как никогда актуальна. Вместе с тем вопросы подготовки будущих специалистов социальной работы для деятельности в сфере охраны здоровья требуют дальнейшего совершенствования.

Здоровье человека, как известно, зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленных социальных влияний. Эти две составляющие здоровья человека - биологическое и социальное - находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи. Решая сходные проблемы, направленные на улучшение благосостояния общества и конкретного индивидуума, медицина и социальная работа используют различные методологические подходы. Медицина преимущественно исследует анатомо-физиологическое состояние организма человека в целом и его отдельных систем, выявляя отклонения от физиологической нормы, диагностирует патологические изменения в организме, определяет причинно-следственные связи, лежащие в их основе, механизмы развития заболеваний.

При этом используются различные методы для более полноценного восстановления организма, нормализация его физиологических процессов. К задачам социальной работы относятся выявление ведущих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию, и генеалогического дерева, возможно, влияющих на состояние здоровья детей. Однако профилактическая деятельность, осуществляемая медицинским персоналом, зачастую недостаточно эффективна, поскольку не затрагивает целый комплекс социальных проблем или решает их частично. При этом недостаточно изучается воздействие отдельных социальных факторов и их сочетаний на здоровье человека, практически не изучается экономическое состояние общества и семьи, в частности обеспеченность людей самым необходимым для жизни: жильем, работой, транспортом, продуктами питания; не проводятся исследования демографических показателей: заболеваемость, рождаемость, смертность, воспроизводство населения и т. д.; недостаточно учитывается экономическая обстановка местности проживания и ее влияние на здоровье человека. Все это свидетельствует о возрастающей роли в системе здравоохранения нового вида профессиональной деятельности - социально-медицинской работы.

Становление такого вида деятельности обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне - на уровне социально-медицинской работы. Из-за финансовых трудностей, система государственного здравоохранения уже не в состоянии выполнять в полном объеме те функции, которые выполняла ранее, уменьшается объём бесплатных услуг, ограничивается доступность этого вида медицинской помощи, в то же время растёт число заболевших. В таких условиях сохранение здоровья и жизни клиентов становиться не только медицинской задачей, но и социальной. Отсюда вытекает необходимость сотрудничества между медицинскими и социальными службами в виде социально-медицинской работы. Социально-медицинская работа представляет собой одно из важнейших направлений в деятельности социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении. Увеличение доли пожилых людей, числа больных хроническими заболеваниями, с особенностями их образа жизни и работы, выдвигает новые требования к оказанию социально-медицинской помощи, медицинской реабилитации.

Социально-медицинское работа как направление в социальной работе включает разнообразную специализацию. В России введена специальность «Медико-социальная работа с населением» и «Медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений»; «Социальная работа в учреждениях здравоохранения». Социальная медицина в системе социальной работы соединяет такие науки как медицину, социологию, антропологию, гигиену, и ряд других. Как предмет исследования она определилась с 1903 г., когда в Германии А.Гротьян основал журнал, а в 1905 г. – научное общество по социальной гигиене. Социально-медицинская работа (СМР) - это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического, социально- правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепления здоровья.

Целью социально-медицинской работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физиологических и психопатологией, а также социальным неблагополучием. Поскольку медицина и социальная работа не должны ограничиваться констатацией наличия или отсутствия у человека конкретной болезни, физических дефектов или социальной патологии, в рамках социально-медицинской работы рассматриваются пути профилактики болезней, адаптации и реабилитации людей, перенесших операции и заболевания, пострадавших от техногенных, стихийных или вооруженных бедствий. Специалист по социальной работе, оказывающий социально-медицинские услуги, является своего рода социальным врачом (лечение словом), его клиенты - больные, имеющие социальные проблемы. В работе специалист по социальной работе решает вопросы улучшения показателей жизни своих клиентов - слабозащищенных слоев населения, нуждающихся в помощи.

Но имеются и узкие профильные задачи по оказанию социально-медицинских услуг: организация доврачебной медицинской помощи и уход за больными, оказание необходимой социальной помощи умирающим, санитарно-гигиенические мероприятия, санитарное просвещение населения, услуги по уходу за больными и одинокими, как на дому, так и в условиях стационара с дневным пребыванием или пребыванием в реабилитационных, восстановительных отделениях и отделениях медицинской профилактики. Например, госпитали ветеранов ВОВ. Роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, связанных со здоровьем, оказывающегося в сложной жизненной ситуации должна быть координирующей. Так, если психолог имеет дело с психикой человека, врач - с состоянием его физического и психического здоровья, а юрист - с его правовым полем, то специалист по социальной работе воспринимает клиента, как целостного индивида в единстве его различных сторон. Т.о., объектом социально-медицинской работы выступают люди, нуждающиеся в охране и укреплении здоровья, как отдельные люди, так и группы населения: - одинокие престарелые; - инвалиды; - длительно, часто и тяжело болеющие (диабетики, аллергики, астматики и пр.); - лица с аддиктивным поведением (пьяницы, алкоголики, наркоманы и пр.); - дети-сироты; - юные матери; - многодетные семьи; - пострадавшие от стихийных бедствий; - мигранты; - беженцы; - больные СПОДом и прочие.

Функции социально-медицинской работы весьма многочисленны: – изучение жизни, труда населения, выявление групп риска, связанных с повышением заболеваемости, установление размеров необходимой медицинской помощи; – предотвращение социальной и психологической напряжённости, профилактика психических срывов, психопрофилактика депрессивных состояний тоже относится к сфере социально-медицинских услуг; – профилактика травматизма, а при необходимости, оказание первой и неотложной помощи пострадавшим; – обучение по мере необходимости, правилам и навыкам ухода за больными, престарелыми, детьми; – противостояние процессам дегуманизации; – применение санитарно-гигиенических мер оздоровления; и т.д. Естественно, что эти и другие многочисленные функции - дело не одного человека. Многие из перечисленных функций требуют творческого подхода к их решению. Здесь большой простор для новых форм работы специалиста.

Медицинские работники на практике выполняют ряд функций социальных работников, поскольку отечественных дипломированных специалистов по социальной работе еще недостаточно. В свою очередь, социальные работники, которые очень часто имеют дело с клиентами, страдающими физической и психической патологией, должно иметь соответствующие медицинские знания, навыки и умения. Так же как и медицинскую деятельность, так и социально-медицинскую работу нередко разделяют на первичную и вторичную. Первичная социально-медицинская работа подразумевает восстановление у населения необходимости соблюдения здорового образа жизни, решение целого ряда социальных проблем общества, семьи, индивидуума, для достижения максимального возможного уровня здоровья. Вторичная социально-медицинская работа предусматривает создание определенных социальных условий, позволяющих больному человеку без ущерба для здоровья лучше адаптироваться в социальной среде, быть полезным обществу, чувствовать себя личностью, а также решение целого ряда других социальных проблем (обеспеченность необходимым жилищными условиями, питанием, профессией, соответствующей здоровью, устранение вредных привычек - курение, злоупотребление алкоголем). Социально-медицинская работа имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер деятельности. Обобщенные специальные функции можно разделить на три группы: медико- ориентированные, социально-ориентированные и интегрированные.

К медико-ориентированным функциям относят: - организации медицинской помощи и ухода за больными; - оказание медико-социальной помощи семье; - медико-социальный патронаж различных групп; - оказание медико-социальной помощи хронически больным; - организация паллиативной помощи умирающим; - предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика); - санитарно-гигиеническое просвещение; - информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др..

К социально-ориентированным функциям относят: – обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах здоровья и оказания медико-социальной помощи; - представление в органах государственной власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи; - содействие в предупреждении общественно опасных действий; - оформление опеки и попечительства; - участие в проведении социально-гигиенического мониторинга; - участие в создании реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий поселений; - обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания; - информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты; - содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем, получение пенсий, пособий и выплат; - семейное консультирование и семейная психокоррекция; - психотерапия и психическая саморегуляция; - коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.

Интегрированные функции включают в себя: - комплексная оценка социального статуса клиента; - содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического о репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом, территориальном уровнях; - формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни; - планирование семьи; - проведение медико-социальной экспертизы; - осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; - проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины; - содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекций и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей; - социально-правовое консультирование; - организация терапевтических сообществ само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера; - участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях; - обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др. Таким образом, социально-медицинская работа - одно из направлений деятельности лечебно-профилактических учреждений.

Л.З. Гостева

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Касса