Проект на тему весна прилет птиц. Работа над проектом "птицы весной". Беседа «зимующие и перелетные птицы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Мурманска детский сад общеразвивающего вида №136

  • Тип проекта: творческо-информационный.
  • Вид проекта: средней продолжительности.
  • Тип проекта: информационно-творческий.
  • Продолжительность проекта: 3 недели (30 марта - 14 апреля 2015г.) .
  • Участники проекта: дети подготовительной группы - 22 человека; воспитатели группы; родители.
  • Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа) .
  • Форма работы: индивидуальная, групповая.

Актуальность:

Проблема: недостаточное представление у детей о временах года.

С развитием информационно-коммуникационных технологий и в условиях повышенной занятости родителей дети ограничены в общении с природой и социумом, и имеют слабые представления о мире природы, о процессах, происходящих в определённые времена года, что значительно искажает картинку окружающего мира. В условиях Заполярья, когда весна приходит позже календарной весны, особенно трудно изучать основные признаки весны.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту людей в весенний период, о весенних праздниках и историей их возникновения.

В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Планирование детской деятельности в режимных моментах, свободной деятельности, занятий в образовательных областях , «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» в ходе реализации проекта помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Просыпается весной природа…» .

Задачи проекта:

  • Расширить представления о сезонных изменениях в природе (просыпание природы от зимнего сна, появление почек, первой травы, увеличение светового дня, прилёт птиц с юга и т.п.) , о труде людей весной.
  • Расширить и углубить знания о жизни птиц и животных в весенний период.
  • Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
  • Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к природе.
  • Продолжать учить детей формулировать причины всех весенних изменений.
  • Развивать у детей, любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно - творческой деятельности
  • Совершенствовать у детей умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
  • Познакомить с весенними праздниками, приметами.
  • Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.
  • Разучить стихотворения русских поэтов о весне.

Предполагаемые результаты:

  • Расширение представлений о весенних сезонных изменениях в природе, о труде людей весной.
  • Расширение и углубление знаний о жизни птиц и животных в весенний период.
  • Обогащение словаря детей.
  • Повышение уровня умений интонационной выразительности речи и темпа, умения передавать различные эмоции.

Этапы проекта:

1 этап – организационный.

Получение сведений о первоначальном уровне знаний на тему «Признаки весны» , выявление «пробелов» в этой области. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. Методическое обеспечение проекта. Подбор художественной литературы.

Интервьюирование детей на тему «Признаки весны»

Беседа: «Весенние месяцы»

Создание развивающей среды в групповом помещении для реализации проекта;

2 этап –практический.

Что было проведено:

Образовательные области Виды детской деятельности

Игровая деятельность Д/и «Времена года» , «Картинки из сюжета» , «Контрасты» .

Физическое развитие П/и с правилами «Перелет птиц» , «Ручеек» , «Скворцы и кошка» .

Физминутки «Лесная лужайка» , «Дерево» .

Познавательное развитие Занятия «Птицы прилетели – весну принесли» , «Беседа о весне» .

Работа с календарём погоды – развивать наблюдательность.

Наблюдение за деревьями, за таянием снега, обратить внимание на более освещенные места.

Наблюдение за посадками фасоли и лука.

Упражнение «Кто весной к нам прилетит» - закреплять знания о перелетных птицах.

Рассматривание книги «Времена года» .

Д/у «Назови перелетных птиц» .

Социально-коммуникативное развитие Занятие «О чем поют птицы весной» , «Первоцветы» .

Беседа «Почему мы любим весну» , «Насекомые – польза и вред» . Пословицы и поговорки о весне.

Ситуативный разговор с детьми: «Осторожно – сосульки/снег с крыши» .

Д/и «Назови весенние месяцы» .

Сл. /и «Назови ласково» , «Я знаю 5 признаков весны» .

Речевое развитие Занятие «Весна идет» , «Птицы» , «Лес» , «Стихотворение Г.Новицкой «Вскрываются почки» », «Цветы» .

Беседа «К нам весна пришла, радость принесла» , «Перелетные птицы» .

Игры «Времена года» , «Загадки о весне» , «Пословицы и поговорки о весне» .

Разучивание Ф.Тютчев «Весна недаром злится» .

Чтение Я.Аким «Апрель» , Г.Скребицкий «Весна» , «На лесной полянке» , «Март, апрель, май» , А.Прокофьев «Веснянка» , А.Барто «Веревочка» .

Художественно-эстетическое развитие Рассматривание картин Левитана «Весна» , «Грачи прилетели» .

Аппликация «Сосульки»

Рисование: «Весенние цветы» , декоративное рисование «Завиток» , «В мире животных» .

Слушание «Звуки живой природы» .

3 этап – заключительный.

Проведение итогового занятия «Беседа о весне» .

Результаты проекта:

  • Знания детей о весенних сезонных изменениях в природе, о труде людей весной расширились.
  • Знания детей о жизни птиц и животных в весенний период расширились.
  • Словарь детей пополнился новыми словами.
  • Накопление опыта передачи различных образов в рисунке.
  • Усовершенствование умения подбирать существительные к прилагательному, синонимы, антонимы, способности сочинять оригинальные рассказы, пересказа литературных произведений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «БЕСЕДА О ВЕСНЕ»

Цель: формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

  1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.) .
  2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички) ; развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; закрепить умение конструировать из бумаги; развивать коммуникативные навыки.
  3. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Планируемые результаты: сформированы представления о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, возвращаются перелетные птицы) ; умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Ход занятия

Воспитатель: – Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте.

1. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (весной)

2. Была белая седая

Пришла зелёная молодая? (зима-весна)

Воспитатель: - Молодцы вы правильно отгадали загадки.

Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель» .

Воспитатель: – Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Дети слушают мелодию весенняя капель.

Воспитатель: – Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: – Почему ты Арина (Таня, Артём и т.д.) так думаешь?

Дети: – Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: – Значит, о каком времени года эта музыка?

Дети: – О весне.

Воспитатель: – Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

За дверью слышится карканье

Воспитатель: – Ой, ребята мне показалось или вы тоже, что-то слышали. Пойду-ка я посмотрю.

Воспитатель за дверью берёт Каркушу и вносит в зал

Воспитатель: – Дети, посмотрите кто нам за дверью каркал, кто это?

Дети: – Каркуша.

Воспитатель: – Узнали, молодцы, а Каркуша ребята очень, обеспокоена.

Воспитатель подносит Каркушу к уху.

Она говорит, что летала в лес и там ещё морозно и холодно, а в городе давно уже весна и Каркуша просит вас помочь ей позвать весну в лес, поможем Каркуше?

Дети: – Поможем.

Воспитатель: – Ребята, а чтобы Каркуше помочь, нужно нам до леса добраться. На чём можно быстро добраться до леса?

Дети: – На машине, на самолёте, вертолёте.

Воспитатель: – Хорошо, а я предлагаю построить самим летательный аппарат и назвать его как-то по - весеннему, как мы назовём наш летательный аппарат?

Дети: – Весналёт и т.д.

Воспитатель: – Вот мы и построили наш весналёт занимайте места.

Дети по 3 человека встают в обручи

Воспитатель: – Каркушу берём с собой. Заводим мотор. Полетели ребята! А чтобы весну в лес позвать, о ней надо многое знать. Вот мы прилетели в лес.

На экране фото леса

Воспитатель: – Посмотрите ребята, а в какой мы лес прилетели? В весенний или зимний?

Дети находят признаки весны

Дети: – В весенний, потому что нет сугробов, снега на ветках, видно проталины и светит солнце.

Воспитатель: – А какие признаки весны вы ещё знаете?

Дети: – Капают сосульки, снег потемнел и тает ит. д.

Воспитатель: – Какие вы молодцы, назовите первый месяц весны?

Дети: – Март.

Воспитатель: – Правильно, а март в народе называют капельником, дни со звонкими капелями-солнечниками.

Воспитатель: Какие еще весенние месяцы вы знаете? Правильно, апрель и май!

За изменчивый характер апрель на Руси получил много народных прозвищ: капризник, обманщик, плут, лукавец; в апреле куда ни глянь - везде вода, а отсюда новые имена: водолей, снегогон, “месяц живой воды”.

А почему апрель называют: “месяцем живой воды”?

Ещё, в древней Руси этот месяц называли “цветнем”, потому что именно в апреле появились первые цветы-первоцветы.

Может быть. Вы знаете какие-нибудь первые цветы? (ответы детей)

Мать-и-мачеха, одуванчик, подснежник.

  1. Один из первых цветов весны с необычным названием, но объяснение ему существует: если взять в руки, но не рвать листочки этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху твёрдый и холодный. Вот и назвали его мать - и - мачеха.
  2. Каждую весну встречаю я на своей полянке чудесное растение- гусиный лук. В каждом цветке у него шесть жёлтых лепесточков. Цветки собранны букетиком на не высоком стебельке. А рядом со стеблем поднимаются из земли один единственный длинный и узкий листок. Это и есть гусиный лук. В земле у гусиного лука небольшая луковица, что остаётся зимовать. За эту луковицу и назвали гусиный лук луком. Ну, а почему гусиный лук назвали именно гусиным? Когда – то гусиного лука было очень много. И старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, которые они очень любили… Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка – гусиный лук. И верно, стоит появиться первым цветкам гусиного лука, как тут же замечаю я высоко – высоко в небе стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою Родину.
  3. Медуница. В апреле начинает цвести необыкновенно красивый цветок. Любят это растение шмели и пчёлы за обильный для ранней весны нектар. За медовую дань так и прозвали этот цветок. Его ни с каким другим цветком не спутаешь: на одном стебле и розовые, и фиолетовые, и синие цветки красуются.
  4. Одуванчик:

А я цветочек желтенький
С зелёным стебельком,
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.

5) Фиалка:

На солнечной опушке
В траве стоит она
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.

И тут поможет нам смекалка
Все зовут цветок… (фиалка)

6) Хохлатка: Зацветает этот весенний цветок очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. А у каждого цветочка длинный вырост – хохолок. Радует нас этот хрупкий цветок недолго.

А теперь ваши глазки должны отдохнуть.

Упражнение для глаз.

Быстро – быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай, (моргать 10 раз)
Чтобы зоркими нам быть, нужно глазками крутить,
Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала, (повернуть глаза влево, вправо, вверх вниз 10 раз)

Зорче глазки чтоб глядели

Разотрём их еле – еле (массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз)

Нужно глазки открывать,

Чудо чтоб не прозевать (широко открывать глаза, закрывать с интервалом в 30 секунд) .

Воспитатель: Давайте послушаем сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему так назвали этот прекрасный цветок.

Сказка о подснежнике (обыгрывают сказку) .

Однажды старуха Зима со своим спутником Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Пригрело ласковое Солнышко, растопило потемневший снег, появились лужицы. А на поляне под деревом цветок вырос. Синий – синий и очень тонкий. Родился он под снегом, вот его и назвали – Подснежник.

Вы и в правду о весне много знаете, а теперь пришла пора весну закликать.

Физкультминутка:

Улыбаются все люди,
Весна! Весна! Весна!
Она везде она повсюду,
Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянки,
Идёт! Идёт! Идёт!
На солнышке зовёт погреться,
Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,
Звенит! Звенит! Звенит!
По камушкам река широко,
Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,
Цветы! Цветы! Цветы!
И всё живое сразу слышит,
Весенний звон!

Воспитатель: – Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?

Дети: – Грач.

Воспитатель: – Правильно.

Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на вскач
А зовётся птица-грач.

Воспитатель: – А каких перелётных птиц вы ещё знаете?

Дети: – Скворцы, ласточки ит. д.

Воспитатель: – Ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется «Прилетели птицы» .

Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.

  1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
  2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.
  3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

Воспитатель: - молодцы вы были очень внимательны.

Посмотрите дети, что-то наша Каркуша заскучала. Я предлагаю вам сделать для Каркуши подарок. Давайте сядем за столы. Сядем красиво, спинка прямая. Мы подарим Каркуши жаворонка (из бумаги, приготовить заранее) .

Воспитатель: - Жаворонки – жавороночки, летите весну на крыльях несите.

Каркуша, посмотри, какого для тебя жаворонка мы сделали. Теперь ты не одна о весне стрекотать будешь. Ребята, Каркуша очень довольная осталась и говорит вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад. Экипаж занимает места. Заводи мотор! Полетели!

Вот мы с вами и в детском саду.

Ребята, как вы думаете, мы помогли Каркуше весну позвать?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А как вы помогли?

Дети: - Загадки отгадывали, весну закликали, жаворонков делали.

Воспитатель: - Вы молодцы! Много знаете о весне. Вы дружные ребята. На этом наше занятие окончено.


Наш мир удивителен и многообразен, но мы часто проходим мимо многого, не замечая. Только тогда, когда мы научимся все замечать, жизнь наша наполнится чудесами, и мы будем любить все, что создано на земле и относится ко всему бережно. Главное, что должен научиться понимать ребенок: Быть добрым – это счастье! Поэтому надо как можно раньше приучать его любить животных, птиц, лес, поле, солнце, и синее небо. Весь мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, и именно в мире природы начинает он свое путешествие в познание.






Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети и их родители Ожидаемые результаты: Расширение кругозора детей о зимующих птицах. Сближение детей и родителей в процессе совместной работы. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.


Выполнение проекта: Загадки о зимующих птицах; Наблюдение за птицами на участке; Чтение и заучивание стихов про птиц; Игра «Собери птичку» из 2 – 3 частей; Занятие «Веточка рябины», лепка; Игра с персонажем «У кормушки»; Работа с родителями: Изготовление кормушек, приобретение корма для птиц, засушивание ягод рябины.





Елена Евсеенко
Познавательный проект «Пришла весна, прилетели птицы.»

Познавательный проект «Пришла весна ,прилетели птицы

Образовательное учреждение : МБДОУ ДС КВ №5 ст. Ясенская МО Ейский район.

Вид проекта : познавательно- творческий .

Цель проекта :

Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц

Развитие познавательного интереса к родной природе

Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам

Развитие у детей устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с народными обычаями и традициями.

Задачи проекта :

Расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелетных птиц

Расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания : чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелета

Развивать логические умения : доказательство, синтез, анализ

Устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы

Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность

Вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством

Развивать художественно-творческую деятельность

Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Предполагаемый результат :

Выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование,)

Совместные работы родителей и детей

Речевое творчество детей

Дидактические игры и пособия

Досуг «День птиц »

Актуальность : позволит расширить и углубить знания детей о птицах , послужит формированию бережного отношения к птицам , осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели.

Продолжительность : краткосрочный.

Планирование деятельности.

Д/и «Назови перелетных птиц » , "Угадай по описанию", «Назови птенцов перелетных птиц » , «Ай да птица , что за птица , «Назови одним словом» , «Назови ласково, «Птицы и их детеныши » ," Раздели птиц на перелетных и зимующих", «Составь рассказ о птице , «Сколько птичек?» , «Чей хвост длиннее?» , «Четвертый лишний» .

Чтение рассказов Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» , Г. Снегирев «Птицы наших лесов » , В. Бианки «Синичкин календарь» , «Чей нос лучше» , Разучивание наизусть стихотворения «Перелетные птицы » , рассказы о птицах - «Скворцы» Куприн А. И., «Жаворонок» Соколов-Микитов Иван Сергеевич, В. Берестов "Птицы ", А. Яшин "Покормите птиц зимой ".

П/и «Птицы , гнезда, птенцы» , «Стайка» , «Птица раз , птица два » , «Птички в гнездышках» , «Птица и кошка » , «Перелет птиц » , "Воробушки и автомобиль" «Поймай и назови» (с мячом, «Лягушка и цапля» , "Лиса в курятнике"«Гуси-лебеди» , «Охотники и утки» , «Птички и бабочки» .

Загадки о перелетных птицах .

Составление рассказа по картине А. К. Саврасов «Грачи прилетели »

Консультация для родителей "Кормушки своими руками".

Аппликация «Скворечник для скворца» .

Рисование «Жаворонок»

Лепка "Птицы на кормушке "

Выставка книг по теме «Перелетные птицы » с иллюстрациями.

Беседа "Что мы знаем о птицах "

Раскрашивание силуэтов птиц .

Пальчиковая гимнастика "Воробушки и птички","Птенцы в гнезде".

Разучивание поговорок "Всякая птица своим пером гордится","У каждой пташки свои замашки".

Беседа : «Почему перелётные птицы осенью покидают нас

Наблюдение за перелетными птицами .

Ручной труд оригами "Лебедь"

Создание альбома для рассматривания «Перелетные птицы »

Методическая литература.

И. М. Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

О. В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.

О. В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать : времена года.

В. Н. Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова, И. А. Холодова.

Агеева И. Д. 500 загадок-складок для детей.

Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

Елисеева Л. Н. Хрестоматия. Пособие для воспитателя детского сада.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Пришла весна, прилетели птицы» Цель занятия: Развивать художественное восприятие, видение содержания и средств выразительности живописи; цветосочетание весенней природы,.

«Пришла весна - прилетели птицы». Конспект НОД в области «Познавательное развитие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №144» города Чебоксары Чувашской Республики..

Мы вставали ночкой даже, Из окна смотрели в сад. Ну когда же, ну когда же Гости наши прилетят? Ну когда же гулкой стаей Защебечут у окна?.

С наступлением весны,природа начинает пробуждаться. На деревьях набухают почки и через какое то время появляются первые листочки и цветочки. В.

Конспект контрольно-учетного (итогового) занятия «Пришла весна, прилетели птицы» Цель: закрепить представления детей о весне, весенних признаках, перелетных птицах Задачи: 1. Обобщить знания детей о перелетных птицах,.

Булыгина Валентина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 12 «Солнышко»

Проект «Перелётные птицы»

Актуальность проекта: В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру.
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, на примере –птиц, есть забота, о человеке, его будущем.
Моя задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за друзей наших меньших.

Цель проекта : Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи проекта:

– Дать детям новые знания о перелётных птицах, развивать умения сравнивать и обобщать простейшие причинно-следственные связи.
– Анализировать влияние смены времени года на жизнь птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелётных.
– Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить заботится о птицах.

Прогнозируемые результаты:

В процессе проекта у детей сформируется позитивное отношение к живой природе и в частности к птицам. В ходе бесед, дети узнают много нового об их среде обитания, корме, гнездовании. Дети научатся самостоятельно составлять небольшие рассказы о птицах и их птенцах. Вместе с родителями проявят творческий подход в продуктивных видах деятельности. Ребята станут более внимательными, добрыми и заботливыми к птицам.

Участники проекта : Дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Первый этап проекта «Подготовительный»

Подобрать наглядный материал, подобрать художественную литературу по теме для чтения, дидактические игры, загадки о птицах, информацию для бесед.

Второй этап проекта «Этап активной деятельности»

Виды детской деятельности:

Социально – коммуникативное развитие

Создание игровых, обучающих ситуаций «Выбираем материал и инструменты для работы-постройки кормушки», «Прилетели-не прилетели», «Найди и опиши», «Весна пришла, игры принесла»

Театрализованная деятельность: драматизация отрывка произведения
В. Орлова «Ворона».

Дидактические игры «Чей клюв», «Дорисуй», «Чей птенец», «Кто как кричит?», «Чьё гнездо?», «Что за птица?», «Четвёртый лишний».

Подвижные игры «Гуси- гуси», «Воробышки и автомобиль», «Совушка», «Голуби», «Гори-гори ясно», «Пчёлки и ласточка», «Перелёт птиц».

Сюжетно-ролевые игры «Зоомагазин», «Доктор Айболит».

Рассматривание плакатов, карточек «Перелётные и зимующие птицы».

Коммуникация

Беседы: «Как помочь птицам весной», «Кто, где зимует?», «Чего нельзя делать в лесу?»

Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Новый дом для скворцов»

Чтение художественной литературы:

Русский фольклор . «Николенька-гусачок», «По дубочку постучишь – прилетает синий стриж», « Грачи – киричи», «Уж ты пташечка, ты залётная…», «Ласточка-ласточка».

Сказки и рассказы о птицах : «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди»
«Финист – ясный сокол», «Кукушка», Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Д.Н. Мамин –Сибиряк «Серая Шейка» и др., В. Бианки « Рассказы» и др

Заучивание заклички, стихотворений о птицах:





Милая певунья, ласточка родная,
Ты домой вернулась из родного края.
Над оконцем вьётся с песенкой живой:
«Я весну да солнце принесла с собой».

Птичка над моим окошком
Гнёздышко для птичек вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок она несёт.

Чтение загадок, пословиц и примет:

Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперёд по пашням вскачь,
А зовётся птица… (грач).

Как лиса среди зверей,
Зта птица всех хитрей,
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её … (ворона)

«Всякая птица своим пером гордится», «Всякая птица своим клювом сыта», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Увидел скворца – весна у крыльца», «Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает», «Срубили кусты – прощай, птицы!»

Вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению; птицы запели в дождь – скоро будет ясно; если в марте дятел стучит, весна будет поздней; если воробей нахохлился – к морозу, пёрышки приглаживает – к теплу; голуби разворковались – к ясной погоде.

Познавательное развитие

НОД на тему «Как человек охраняет природу»

Просмотр детского экологического журнала «Свирель»

Экскурсия по территории детского сада «К встрече пернатых готовы?»

Просмотр видеофильма: «Заклички птиц»

Синички-сестрички, чечётки-тётки,
Кулички-мужички, скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите, весну красную несите!
С шёлковой травой, с жемчужной росой,
С тёплым солнышком, с пшеничным зёрнышком!

Птицы дороги нам, как частица чудесной природы России. Их мелодичные весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость, бодрость.

Презентация «Птицы нашей Родины»

Изобразительная деятельность (Продуктивная деятельность)

Рисование «Перелётные птицы», раскрашивание картинок
«Наши пернатые друзья»

Аппликация «Сказочная птица»

Конструирование птиц из бумаги способом оригами

Лепка «Птицы на кормушке»
Художественная литература:

Беседа по содержанию рассказа В. Бианки «Подкидыш»

Беседа с детьми по рассказу Д. Волгина «Пернатые Куршской
косы» из журнала «Свирель»

– В. Жуковский. «Жаворонок»

– Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

– В. Бианки «Мастера без топора»

– В. Степанов «Птицы в стихах»

– Н. Сладков «Птица чечевица».

Работа с родителями

Газета для родителей «Детям о птицах»

Папка – передвижка «Охрана птиц»

Консультации для родителей: «Ребенок и птицы: научим любить»,

«О необходимости обучения детей правильному поведению в лесу»,

«Чтобы дети были добрыми».

Третий этап «Презентация»

  1. Презентация проекта «Перелётные птицы»
  2. Объявление конкурса детско-родительской поделки: «Наши пернатые друзья».

  1. Проведение экологического десанта «Юные экологи»
  2. Создание альбома «Всё о птицах».
  3. Непосредственная образовательная деятельность с детьми по теме.

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своём жилище птица.

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится. К. Кулиев

Любите птиц! Оберегайте их!

Работая над проектом учащиеся узнают многое о жизни перелётных птиц: где они зимуют, когда прилетают, где и как строят гнёзда, как заботятся о своём потомстве. Также ребята узнают, какую помощь мы можем оказать птицам весной.


«Визитка»

Информационно-аналитический центр ИРО г. Ярославль Смирнова А.Н., Потехин Н.В.

Визитка проекта

Тема проекта:

Перелетные птицы

Творческое название:

Весну на крыльях принесли

Типология проекта:

информационный

Ученики 1 класса

Продолжительность проекта

краткосрочный

среднесрочный

долгосрочный

Предметная
область (и):

Окружающий мир

Образовательные цели:

Способствовать осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Способствовать освоению доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)

Развивающие цели:

Способствовать формированию информационной культуры.

Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Воспитательные цели:

коммуникативной культуры.

Способствовать формированию уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны.

Основополагающий вопрос:

Куда летят птицы?

Проблемный вопрос:

Частные вопросы
(в рамках учебной темы)

Темы исследований

    Почему многие птицы весной прилетают?

      Какие птицы весной прилетают к нам? (кроссворд)

      Где зимовали наши птицы? (буклет)

    Как изменяется жизнь птиц с приходом весны?

      Сроки прилёта птиц (презентация).

      Как птицы строят гнёзда (презентация).

      Забота птиц о своем потомстве (сообщение).

    Как человек помогает птицам весной?

      Правила поведения в природе (буклет).

      Строим домики для птиц (буклет)

Этапы проекта:

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

    Подготовительный

20 минут

    Проектировочный

45 минут

Координация работы.

    Практический

3 часа

Координация работы.

    Контрольно-коррекционный

1,5 часа

Самооценка.

Координация работы.

    Заключительный

1 час

Аннотация проекта:

Просмотр содержимого документа
«КРОССВОРД»

Перелётные птицы








Просмотр содержимого документа
«Внекл. занятие к дню птиц»

Внеклассное занятие

«Весну на крыльях принесли…»

Цель: повторение знаний о птицах, расширение кругозора детей.

Ход мероприятия:

Учитель: Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населённый лишь динозаврами, огласило птичье пение. А ещё через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поёт, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орёл парит свободно, легко!

Ежегодно 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана конвенция об охране птиц. Сегодня мы немножко ближе познакомимся с миром птиц.

Опять весна на белом свете! Весной пробуждается природа, и птицы первыми напоминают нам об этом.

Дети:

    Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

    На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

    Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В яркой зелени день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

    Скоро гости к тебе соберутся.

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

Учитель: Не в театре телевизионном,

А средь наших школьных стен,

Начнём сейчас традиционный

Наш «БиоКВН».

Мы будем рады, если вы в сраженьях

Покажете находчивость свою.

Уменье, знанья и веселье

Позволят вам сыграть вничью.

    Приветствие.

Команды называют себя, приветствуют соперников.

    «Кто лучше всех выводит трели?»

Конкурс состоит из двух частей:

1 часть : Как «разговаривают» эти птицы?

Голубь … (воркует)

Глухарь …(токует)

Утка … (крякает)

Филин … (ухает)

Гусь … (гогочет)

Журавль … (курлычет)

Воробей … (чирикает)

Ворона … (каркает)

Индюк … (кулдыкает)

Кукушка … (кукует)

    Кроссворд «Птичья столовая»

Учитель: За окном весна, тепло, но не так давно ещё трещали морозы и бушевали метели. Холода наступают неожиданно и застают врасплох не только людей, но и птиц.

    « Это интересно…»

    Как дятел держится на дереве? (Двумя цепкими пальцами вверху и двумя внизу.)

    Какую из самых красивых лес­ных птиц зовут и лесной флей­той, и лесной кошкой? (Иволгу, она издает такие звуки).

    Почему для привлечения птиц в сад в нем сажают кусты боярыш­ника? (Ветки боярышника усеяны острыми шипами-колючками; за­щищая себя, растение защищает и тех, кто прячется в его ветвях.)

    Кто кукует у кукушки: самец или самка? (Самец.)

    Какая птица движется вниз головой? (Поползень.)

    Какие птицы не строят гнезд для высиживания яиц? (Кукушка подкладывает яйца в чужие гнезда.)

    Какие птицы прилетают пер­выми, какие последними? (Грач; иволга.)

    Какие птицы чаще машут крыльями: большие или маленькие? (Чем больше птица, тем реже она ма­шет крыльями. Пеликан - 1 взмах в секунду; аист - 2; ворона - 3-4, во­робей - 13; колибри - 21-23.)

    Каких птиц больше всего на свете? (Скворцов, воробьев.)

    Для чего птицы глотают ка­мешки? (У птиц нет зубов. Камни по­могают измельчать твердую пищу.)

    Какая птица в искусстве пе­ревоплощения превзошла многих обитателей нашей планеты? (Выпь. Она может “прикинуться” корягой, сучком, пнем.)

    Назовите птицу - символ тоски по родному дому. (Журавль - курлыканье.)

    Какая птица символизирует доброту, счастье, дом? (Аист.)

    Почему птицы осенью улетают на юг? (Им, насекомоядным, зимой чего есть.)

    Почему цапля, прежде съесть рыбку, подкидывает ее? (У многих рыб плавники колючие.Цапля подбрасывает рыбку, ловко ловит так, что рыбка проскакивает сквозь глотку головой вперед, нигде не застревая. Рыбка не успевает расширить плавники.)

    «В народе говорят …»

Учитель: Я читаю начало приметы, а вы должны назвать конец.

    (много), низко... (мало).

    (холодная, долгая).

    (ранняя).

    (теплой).

    Кулик оставляет болото и летает по полю – к … (ясной погоде).

    Чайка села на воду – жди … (хорошую погоду).

    Подведение итогов.

Просмотр содержимого документа
«Загадки о перелётных птицах»

ЗАГАДКИ

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг.

(Грач.)

На шесте - дворец,

Во дворце - певец.

А зовут его...

(Скворец.)

Кто на елке, на суку

Счет ведет «ку-ку... ку-ку»?

(Кукушка.)

Кто без нот и без свирели

Кто же это?

(Соловей)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист)

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Ходит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Угадайте, что за птичка –

Тёмненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Просмотр содержимого документа
«Правила поведения на природе»

Правила поведения на природе

    На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.

    Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.

    Для костра собирают только сухостой.

    Заботливо относиться к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!

    Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять.

    Собирать грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Оставлять нижнюю часть ножки в земле.

    Не сбивать несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.

    Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле.

    Не загрязнять озер, речек, не бросать в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушать источников и колодцев.

    Не делать надписей на деревьях.

    Не рвать цветы в большие букеты.

    Не разрушать муравейники, муравьи – санитары леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.

Просмотр содержимого документа
«Приметы»

В НАРОДЕ ГОВОРЯТ…

    Гуси высоко летят - воды бу­дет... (много), низко... (мало).

    Если дикие утки прилетели жир­ные - весна будет... (холодная, долгая).

    Коли грачи прямо на свои гнезда летят, будет... (скорая весна, та­лая вода сбежит быстро, тепло установится).

    Ранний прилет журавлей - вес­на... (ранняя).

    Ранний прилет грачей и жаво­ронков - к весне... (теплой).

    Вороны купаются в лужах ран­ней весной - к... (теплу).

    Птицы купаются в пыли – к …(дождю).

    Чибисы с вечера кричат – хорошую погоду нам сулят.

    Ласточки шныряют – на …(дождь).

    Кулик оставляет болото и летает по полю – к ясной погоде.

    Чайка села на воду – жди хорошую погоду.


«Как птицы строят гнёзда»



Цель

Я хочу узнать

  • где птицы вьют гнёзда
  • что птицы используют для строительства своих гнёзд

  • Гнездо соловья чашевидное, строится на земле или на невысоких кустах. Состоит снаружи из сухих прошлогодних листьев, плотно прилегающих друг к другу. Внутри гнездо выстлано тонкими, сухими травинками и стебельками.

Птицы, которые строят гнёзда прямо на земле

варакушка

Жаворонок полевой


В дуплах гнездятся горихвостки и мухоловки


На вершинах деревьев устраивают свои гнезда из сухих веток грачи

Они гнездятся большими колониями


Интересное гнездо у иволги

Оно похоже на округлую не очень глубокую корзиночку, которая подвешена к развилке ветвей дерева.


На стенах строений гнездятся городские ласточки . Их гнездо закрытое, с узким отверстием вверху. Оно слеплено из земли и грязи, смоченных слюной. Внутри – сухие травинки и перья.


Гнёзда в норах

Такие гнёзда устраивают береговые ласточки. Они роют их сами в песчаных обрывах. Глубина норы может достигать 1,5 м.


Плавучие гнезда

Они представляют собой кучу сложенной на воде водяной растительности. Иногда подводная часть гнезда опирается на дно.

Птенцы лысухи появляются именно там .


  • Птицы строят свои гнезда в самых разнообразных местах: на деревьях и кустах, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах хвороста, используют постройки человека.
  • В качестве строительного материала они используют стебли и листья трав, корни, листья, ветки и сучья деревьев и кустарников, водоросли, мох,лишайник, землю, вату, тряпки и т.д.

  • Анашкина Е. Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами/Худож­ник М. В. Душин - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 256 с: ил. - (Экскурсии в природу).
  • Михеев Л.В. Как птицы строят гнёзда – Издательство «Лесная промышленность», Москва,1968.
  • http://club.foto.ru/gallery/photos/index.php?cat_id=34&day=28&month=4&year=2005&sort=date лысуха в гнезде 7.05.2012
  • http://club.foto.ru/gallery/34/photos/?sort=views&day=1&month=6&year=2007 гнездо ласточки береговой 7.05.2012
  • http://www.topguns.ru/birds/20500/fullsize овсянка 9 .05.2012
  • http://www.photosight.ru/photo/alone/2715329/ варакушка 9 .05.2012
  • http://forum.ixbt.com/post.cgi?id=print:20:25512&page=9 пеночка у гнезда 9 .05.2012

Просмотр содержимого презентации
«Презентация проекта»


ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Горюнова Марина Алексеевна, учитель начальных классов

© МБОУ НОШ-детский сад № 9

г. Данилов


Творческое название

Весну на крыльях принесли


Основополагающий вопрос

Куда летят птицы?


Проблемный

вопрос

Как смена времён года влияет на жизнь птиц?


  • Типология - информационный
  • Категория уч-ся – 1 класс
  • Предмет – окружающий мир
  • Длительность – 1 месяц

Цели проекта

Образовательные

  • Способствовать осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  • Способствовать освоению доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)

Цели проекта

Развивающие

  • Способствовать формированию информационной культуры.
  • Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Цели проекта

Воспитательные

  • Способствовать формированию коммуникативной культуры.
  • Способствовать формированию уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны.

Аннотация

Данный проект рассчитан на обучающихся 1 класса. Эта тема изучается на уроках окружающего мира Н.Ф. Виноградовой (УМК «Начальная школа XXI века»). Продолжительность проекта составляет 1 месяц. Защита проекта состоится на итоговом внеклассном занятии «День птиц».


Частные вопросы и темы исследований

Частные вопросы (в рамках учебной темы)

Темы исследований

1. Почему многие птицы весной прилетают?

  • Весенние изменения в природе (экскурсия в весенний парк).
  • Весенние изменения в природе (экскурсия в весенний парк).
  • Какие птицы весной прилетают к нам?(кроссворд)
  • Где зимовали наши птицы?(буклет)

2. Как изменяется жизнь птиц с приходом весны?

  • Сроки прилёта птиц (презентация)
  • Как птицы строят гнёзда (презентация)

3. Как человек помогает птицам весной?

  • 3. Забота птиц о своем потомстве (сообщение) 4. Птичьи голоса(тест).
  • Правила поведения в природе(буклет).
  • Строим домики для птиц(буклет)

Этапы проекта

Название этапа

Сроки

1.Подготовительный

Ученик

20 минут

2.Проектировочный

Педагог

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

45 минут

3.Практический

3 часа

Создание проблемной ситуации.

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

4.Контрольно-коррекционный

5.Заключительный

1,5 часа

Координация работы.

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. Работа над веб-сайтом.

Координация работы.

Самооценка.

1 час

Координация работы.

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.


  • Визитка проекта
  • Веб-сайт
  • Дидактические материалы
  • Методические материалы
  • Примеры работ учащихся

Анашкина Е.Н. Птицы Ярославской области. Определитель для начинающих. – Ярославль: ООО «Хитон», 2008.

Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц полезных в сельском хозяйстве. Учпедгиз. Москва. 1955.

http://www.kalitva.ru/2007/05/26/kak_i_zachem_pticy_vjut_gnezda.html как и зачем птицы гнёзда вьют 24.04.2012

http://www.newizv.ru/2006-03-08/ утки 9.05.2012

http://900igr.net/fotografii/okruzhajuschij-mir/Pereljotnye-ptitsy/020-Kochujuschie-ptitsy.html пернатые

http://virzoo.narod2.ru/ptitsi/lebed/ стая лебедей

Просмотр содержимого презентации
«Сроки прилёта»


Сроки прилёта птиц

Семёнов А., 1 класс


Первыми в родных краях появляются скворцы . Нередко это происходит в конце февраля , но если весна запаздывает, то несколько позже - в начале марта .


за скворцами прилетают вальдшнепы, чибисы, жаворонки, седой дятел.


Вторая половина марта -время прилёта крякв, белых трясогузок,

дроздов.


В конце марта возвращаются серые цапли и журавли,

зяблики, зарянки.


В начале апреля

прилетают белые аисты, гуси, жёлтые трясогузки, чернолобые

сорокопуты. За ними следует сплюшка, горная трясогузка.


В середине - конце апреля настаёт че-рёд кукушек, камыш-ниц, горихвосток, а в конце апреля – козо-доев, городской и

сельской ласточек.


В конце апреля - начале мая прилетают

горлицы, золотистые щурки, перепела, мухоловки, славки.


Последними (в первой декаде мая) прилетают соловьи, иволги,

стрижи, береговые ласточки вертишейки.



Касса