Как отличить солидол или литол. Чем отличается литол от солидола. Что можно смазывать солидолом и литолом

Если спросить любого человека, какие смазки для обслуживания механизмов самые известные, наверняка в ответ услышите – литол и солидол.

Что же собой представляют эти материалы? Чем отличается литол от солидола и от других смазок? Что можно смазывать солидолом и литолом?

Попытаемся ответить на эти вопросы в данной статье.


Солидол – одна из первых пластичных смазок, разработанных в 20-х годах XX века для обслуживания узлов автомобильной и сельскохозяйственной техники.

Состав, представляющий собой однородный состав от светло-желтого до темно-коричневого цвета, получают путем загущения индустриальных масел кальциевыми мылами. Верхний порог рабочих температур составляет около +70 °C .




Существуют две разновидности солидолов:

    Жировые – в качестве загустителя применяются жирные кислоты растительного происхождения

    Синтетические – загуститель получают путем химического синтеза

Этот материал использовался повсеместно долгие годы. Благодаря низкой стоимости, универсальности, хорошей влагостойкости, даже в наши дни он все еще находит себе применение.

Пластичная смазка оказалась настолько популярной, что не только механики, но и рядовые автолюбители стали называть солидолом любую пластичную смазку для автомобильных и промышленных применений.

Главный недостаток солидола – очень низкий порог верхних рабочих температур. Уже при +80 °C смазка разрушается и перестает выполнять свои защитные функции.

Литол

Пластичная смазка литол была разработана в Советском Союзе в 70-80-х годах XX в как материал, который со временем призван полностью заменить солидол.

В качестве основы литола используется минеральное масло, загущенное литиевыми мылами стеариновых кислот. Такой загуститель позволил расширить диапазон эксплуатационных температур – смазка отлично работает до +120...+130 °C.

Наиболее известным и универсальным материалом из серии является Литол-24. Присадки, которые содержит этот состав, предотвращают процесс ускоренного окисления смазки. Консистенция, несущая способность, водооталкивающие свойства и многие другие характеристики материала оказались достаточными для возможности его применения в большинстве узлов современных механизмов.

В настоящее время Литол является, пожалуй, самой универсальной и многофункциональной смазкой для механизмов, работающих в обычных условиях эксплуатации.

Сравнение солидола и литола

Итак, со времен СССР в России остаются самыми популярными смазками литол и солидол. В чем разница между этими материалами?

Разобраться в смазках, что лучше – литол или солидол – можно, если знать их состав и свойства, которые придают смазкам их компоненты.

Основные особенности и различия материалов объясняются разным типом используемого загустителя.

Повышение термостойкости состава – заслуга именно литиевого мыла, применяемого вместо кальциевого в солидоле. Литол обладает также более высокими антикоррозионными свойствами.

Зато, если сравнивать оба состава, кальциевый солидол лучше противостоит вымыванию водой. Он также характеризуется меньшей химической активностью и может использоваться с теми конструкционными материалами (например с алюминием и другими цветными металлами), для которых литиевые смазки губительны.

Нельзя не отметить такой параметр как пластичность. Если сжать в одной руке литол, а в другой солидол, то первый материал размажется, а второй будет хорошо продавливаться между пальцами.

В отличие от солидолов, в составе литолов отсутствуют компоненты, агрессивные по отношению к большинству резин. Именно поэтому эти материалы часто применяют в узлах, контактирующих с резиновыми манжетами, сальниками, уплотнителями.

Таким образом, несмотря на явные преимущества литола по некоторым параметрам, разница в эксплуатационных свойствах не позволила литолам полностью вытеснить солидолы. Каждый из этих материалов по-прежнему используется, за каждым остались свои области применения.

Заметим, что чисто кальциевые смазки сейчас используются редко. На смену им пришли материалы на основе комплексных кальциевых мыл. Новые составы лишены недостатков, присущих литолам и характеризуются очень высокими рабочими свойствами.

Что лучше выбрать для смазки?

Солидол часто применяется для смазывания шарниров и других узлов трения устаревшей техники, которая не испытывает больших нагрузок и работает на невысоких скоростях.

Литол выдерживает более жесткие режимы, поэтому активно применяется в узлах современной техники.

В то же время ограничения, касающиеся той или иной смазки, накладывают определенные границы на ее применения в отдельных областях.

Солидол незаменим там, где требуется хорошая защита от воздействий окружающей среды – влаги, пыли, грязи, солнца, ветра. Именно поэтому его применяют в качестве консервационной смазки, а также для сельскохозяйственных механизмов и дорожной техники.

Рассмотрим подробнее применение каждого материала на примерах узлов автомобильной техники.

Шаровые опоры подвески




В конструкции этих элементов предусмотрены пыльники, изготовленные с применением пластмасс или резин. Кальциевые составы агрессивны по отношению к этим материалам, поэтому в шаровых опорах подвески повсеместно используется литолы.





Шарниры равных угловых скоростей испытывают достаточно высокие нагрузки. Чтобы в них не попадали пыль, грязь и другие абразивы, в их конструкции предусмотрены пыльники, которые выполняются из пластмасс.

Поскольку солидол несовместим с пластиками, то применять его в ШРУСах нельзя. Литиевые смазки неагрессивны к пластикам, поэтому могут применяться в этих узлах, хотя там и желательны смазки с более высокой несущей способностью.



Ступичные подшипники




В ступичных подшипниках отсутствуют резиновые или пластмассовые элементы. Тем не менее в процессе движения автомобиля этот узел испытывает значительные нагрузки и может сильно нагреваться. Поэтому и в ступицу рекомендуется закладывать не солидол, а литол.




Шестерни и зубчатые колеса


В конструкции шестерен и зубчатых колес пластиковые или резиновые элементы отсутствуют, поэтому их можно смазывать как литолом, так и солидолом. Это касается зубчатых передач открытого типа.

В закрытых же передачах помимо шестерен и зубчатых колес, могут быть установлены сальники, для которых солидол губителен.



Как видим, в современной автомобильной технике применение солидола нежелательно или нецелесообразно, а порой, и категорически недопустимо. В то же время, для применений на устаревшей технике, на другом оборудовании, а также в качестве смазок для консервации солидол часто оказывается незаменим.

Литол же – универсальная смазка для большинства автомобильных механизмов.

Солидол и литол уже довольно давно у всех автомобилистов на слуху. Зачастую, очень многие даже не понимают, что это совершенно разные смазки. Оба вещества производятся на основе нефтяных масел, но имеют целый ряд отличий. Отличия, в первую очередь, в составе и соответственно в эксплуатационных свойствах. Использование не той смазки может негативно отобразится на работе узла и даже привести к поломке! Перед применением смазки нужно прочитать техническую информацию об особенностях работы и техтребований смазываемого узла. Всё это гарантировано оградит вас от досадных ошибок.

СОЛИДОЛ

Солидол применяется для смазывания узлов механизмов уже достаточно давно – с 30х. годов ХХ века. Процесс его производства – это загущение нефтяного масла путём смешивания с кальциевым мылом. Он получается довольно густым и высокопластичным. Существенным изъяном является низкий температурный предел. Солидол теряет свои свойства уже при температуре 85 градусов по Цельсию. Эта особенность существенно ограничивает его применение в современном автомобилестроении.

Солидол, довольно обширно, применялся в сельхозтехнике. Им смазывали шарниры и прочие узлы механизмов. Он устойчив к смыванию водой, что позволяло сохранить работоспособность и довольно долго не вмешиваться в работу узла. Также его можно использовать в качестве защитной смазки от коррозии для клемм аккумулятора, в особенности жировой солидол.

ЛИТОЛ

В основе литола тоже лежат масла нефти, но в нём загустение производят путём добавления литиевого мыла. Этот загуститель предоставляет смеси намного больший температурный диапазон использования. Цвет может отличаться от жёлтого до коричневого. На рынке представлено несколько марок литола, но в основном используют Литол-24. Помимо литиевого мыла, в него добавляют антикоррозионные присадки.

Без потери своих свойств литол можно использовать в температурном диапазоне -40 до 120 градусов, также он устойчив к воздействию воды и обладает высокой механической стабильностью. Эти его особенности позволяют использовать во многих узлах автомобилей: подшипниках всех видов; зубчатых, винтовых, червячных передачах и т.д.

ЧТО ПРИМЕНЯТЬ?

С основными свойствами этих смазок мы разобрались, теперь давайте рассмотрим, что же лучше применять среднестатистическому автолюбителю у себя в автомобиле.

В большинстве случаев смазку добавляют под пыльник в шарнирные элементы подвески: шаровые опоры, рулевые наконечники. Рабочая температура таких деталей не превышает 50 градусов, по техническим параметрам можно применять как литол, так и солидол, но здесь смазка контактирует с резиновыми пыльниками, поэтому предпочтительней использовать литол. Хотя, если материал из которого изготовлен пыльник качественный, то никакого влияния солидол на него не окажет.

Смазка также требуется подшипникам, в частности ступичным. При работе они прогреваются до высоких температур. Это значит, что применять солидол нельзя. Он просто вытечет и подшипник в скором времени выйдет из строя.

Как уже можно понять, в современном автомобиле солидол практически не применяется, его вытеснил Литол-24 и другие смазки. Солидолом конечно можно смазывать резьбовые соединения при сборке и для противодействия коррозии, но здесь также лучше применить более подходящие виды смазок. Основной плюс солидола в наше время – это его низкая цена, сравнительно с другими смазывающими материалами.

Современный рынок смазочных материалов - это широкий ассортимент разнообразных средств, однако большая часть автомобилистов чаще всего использует именно литиевые смазки. Связано это с тем, что такие составы отличаются универсальностью и применять их можно в разных сферах.

В чем особенности?

Литиевые комплексные смазки привлекают внимание водостойкостью, механической стабильностью. Благодаря водостойкости смазка не смывается водой, а механическая стабильность сказывается на способности состава долгое время сохранять свою структуру под воздействием механических сил. От количества выделяемого масла зависит сохранение смазкой консистенции при хранении. Литиевые смазки выделяют достаточное количество масла в зоне контакта деталей, но при хранении масла также остается в достаточном количестве.

Особенность этой разновидности еще и в том, подобные средства обладают более высокой температурой каплепадения, то есть их можно эксплуатировать даже при высоких температурах. Этот показатель обеспечивается комплексообразователем, который входит в состав загустителя.

Популярные виды: «Литол-24»

Смазка «Литол» - самая популярная среди отечественных. Она представляет собой мягкую мазь вишневого цвета, которая широко применяется в различных узлах трения автомобилей. Благодаря своим качествам она способна заменить все виды солидола и многие другие смазочные материалы.

Использование этого состава позволяет уменьшить трение и, соответственно, износ деталей, а также увеличить интервалы между заменой смазки. К особенностям этой смазки относятся:

  1. Отличные консервационные свойства.
  2. Стойкость к воздействию влаги.
  3. Возможность эксплуатации в широком диапазоне температур.

Смазка «Литол» может применяться в герметизированных и негерметизированных узлах, таких как шарниры рулевого управления, подвески, карданные шарниры, ступицы передних колес и так далее.

Основные преимущества средства «Литол-24»

Многоцелевая смазка представляет собой нефтяное масло, которое имеет вязкость 60-75 мм 2 /с. В качестве загустителей использовано литиевое мыло, а также антиокислительная и вязкостная присадки. На смазку «Литол» цена одна из самых доступных: небольшой тюбик обойдется в 70 рублей РФ, банка в 0,8 кг - в 143 рубля РФ, а банка 33 кг - 2750 рублей РФ.

К преимуществам данной марки смазки можно отнести:

  1. Отменную смазывающую способность и эластичность при работе в условиях любого температурного режима.
  2. Отличную защиту всех деталей, которые подвергаются смазке, даже если они постоянно трутся.
  3. Прочность удержания на любых смазываемых поверхностях.
  4. Предотвращение развития изношенности деталей.

Немаловажно, что на «Литол» цена отличается доступностью, при этом по качеству смазка ничуть не уступает импортным аналогам. Так что, если вы стеснены в средствах, но покупаете только качественные смазочные материалы, продукция «Литол» подойдет для вас идеально. Применяется она как автомобильная смазка в транспортных средствах любого типа, в том числе и в специальной технике.

Стоит отметить, что чаще всего по мере эксплуатации поверхности трения подшипников подвергаются питтингу. По наличию антипиттинговых свойств лидирует как раз пластичная смазка «Литол».

"Фиол-1" и "Фиол-2"

Эта литиевая смазка применение получила самое широкое. По своему составу она представляет собой смесь нефтяных масел, которые загущаются специальными компонентами. Ее можно использовать при обработке узлов трения, которые смазываются через пресс-масленки или централизованную систему подачи смазки. Также применяется "Фиол" при обработке гибких валов или тросов управления в оболочках, маломощных редукторов и малогабаритных

Разновидностью смазки этой марки является "Фиол-2", который имеет меньшую вязкость. А "Фиол-3" максимально приближен по своим качествам к "Литолу-24". В составе разновидности "Фиол-2У" содержится около 5% дисульфида молибдена, при этом данная литиевая смазка применение также нашла обширное: прежде всего, она используется для повышения долговечности игольчатых подшипников в карданном вале автомобиля.

"Солидол Ж"

Эта смазка предназначена для эксплуатации в обычном температурном режиме. Ее широко применяют для обработки грубых узлов трения в разных машинах и механизмах транспортных средств, а также инструментов, винтовых и цепных передач, тихоходных шестеренчатых редукторов. По своим эксплуатационным свойствам "Солидол Ж" напоминает синтетический солидол, при этом он обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами, меньшим уплотнением при хранении и стойкостью к разрушениям.

Литиевые смазки "Солидол" способны эксплуатироваться в температурном режиме от -30 до + 65 градусов. При этом используются они в мощных механизмах, на которые приходится большая нагрузка: подшипниках, шарнирах, блоках. "Солидол Ж" отличается:

  • коллоидной стабильностью;
  • водостойкостью;
  • хорошими защитными свойствами;
  • отличными смазочными свойствами.

Эта смазка на литиевой основе подходит для снижения трения в узлах и механизмах, уменьшения износа и предотвращения появления задир, сваривания и заедания. При применении "Солидола" нужно учитывать, во-первых, его способность распадаться под воздействием высоких температур (выше 80 градусов), поэтому использовать смазку нужно без предварительного расплавления. Кроме того, она способствует консервации запасных частей и поверхностей механизмов, хранение и транспортировка которых выполняется на свежем воздухе.

Смешивать "Солидол" с другими смазками не рекомендуется, поскольку он будет уплотняться и для его удаления потребуется разобрать узлы. Чаще всего используется состав при обработке грубых незащищенных узлов трения при невысоких интервалах температур.

"ЦИАТИМ-201"

Пластичные смазки этой марки являются популярными среди низкотемпературных составов. Применяется в узлах трения любых видов, которые работают под воздействием небольшой нагрузки, а также в узлах, которые обладают незначительным сдвигом, например, в гибком вале спидометра. К отличительным особенностям смазки относятся:

  1. Пластичность.
  2. Морозойстойкость.
  3. Возможность эксплуатации при температурах от -50 градусов до +120 градусов.
  4. Низкая механическая стабильность.
  5. Незначительный предел прочности.
  6. Полное соответствие ГОСТам.

Эта водостойкая смазка подходит для качественной обработки трущихся частей оборудования, защиты их от коррозии. Своевременная обработка предохранит узлы и детали от износа, а срок их службы станет существенно больше.

Mobil Unirex EP2

В основе этой смазки лежит высококачественное базовое благодаря которому обеспечиваются отличные эксплуатационные характеристики и длительность службы узлов. Состав широко применяется в узлах, на которые приходится огромная нагрузка, причем как в транспортных средствах, так и в промышленных механизмах. Литиевые смазки этой марки отличаются:

  • анотиокислительными свойствами, которые отвечают за химическую стабильность состава;
  • прекрасной антикоррозионной стойкостью;
  • длительным сроком эксплуатации;
  • широким диапазоном рабочих температур;
  • хорошей адгезией.

Преимущества Mobil Unirex EP2

Во-первых, смазка служит надежной защитой узлов и механизмов, предотвращая их преждевременный износ. Во-вторых, отличается противозадирными свойствами. В-третьих, ее можно использовать для узлов, которые эксплуатируются в низких температурах. Состав не отличается требовательностью к условиям хранения и транспортировки. Согласно исследованиям, смазка абсолютно безопасна для человека, обладает высокой адгезией и плохо смывается водой.

Смазки-аэрозоли

Одна из самых удобных форм, в которых выпускается смазка литиевая, - аэрозоль. Среди популярных марок можно отметить следующие:

  1. WD-40 SPECIALIST. Используется для металлических соединений, защищает их от коррозии и обеспечивает длительность защиты. Можно применять для поверхностей, на которые приходится большая нагрузка. Результаты использования - снижение трения и улучшение плавности движения механизма. Отличается устойчивостью к воздействиям внешних факторов среды, может эксплуатироваться при температуре от -18 до +145 градусов.
  2. Белая литиевая смазка RUNWAY - это термоустойчивый состав, стойкий к вымыванию. Отлично смазывает детали, придавая им водоотталкивающие свойства. Благодаря в составе средства детали надежно защищены от коррозии. Может использоваться как защита металлических деталей, петель дверей, тросов, подшипников и других движущихся механизмов.

Смазки в виде аэрозолей показывают глубокий проникающий эффект, благодаря чему обеспечивается качественная смазка и долговременная и надежная защита от коррозии.

Shell Gadus S2 V220AD 2

Пластичные смазки этой марки черного цвета используются для обработки подшипников, которые эксплуатируются в условиях высокой сложности. В составе смазки - минеральные масла с высоким индексом вязкости, где в качестве загустителя выступает смешанное литиево-кальциевое мыло. Благодаря различным присадкам - антиокислительным, противоизносным, противозадирным, адгезионным и антикоррозионным - обеспечивается качественная и надежная защита обработанных деталей. Состав может эксплуатироваться при температурах от -10 до +120 градусов.

Эта литиевая применяется для обработки деталей, применяемых в сложных условиях, подверженных высоким ударным нагрузкам и воздействию высокой влажности. Смазка отлично подойдет для обработки внедорожной техники, а также опорно-сцепных устройств тягачей.

Графитная или литиевая смазка лучше?

Наряду с литиевыми используется еще одна разновидность многоцелевых смазок - графитовые составы. Они соответствуют всем ГОСТам и способны работать при температуре от -20 до +70 градусов. В основе таких составов лежат цилиндровое минеральное масло и загущенные графитом и кальциевыми мылами. привлекает рядом положительных свойств:

  • надежной защитой механизмов от коррозии даже при больших нагрузках;
  • возможностью использования в тяжелых условиях работы;
  • надежной защитой механизмов от воды и пыли;
  • низким что обеспечивается содержанием в составе смазки твердых частиц.

Однако смазки на литиевой основе отличаются более высокой температурой каплепадения, поэтому их эксплуатация возможна и при высоких температурных режимах. За эту способность отвечает второй компонент комплексообразователь. Именно поэтому литиевые составы пользуются бОльшим спросом по сравнению с графитными смазками.

Смазка № 158

Эта смазка имеет синий цвет и используется в подшипниках автотракторного электрооборудования и в игольчатых карданных подшипниках. В таких узлах смазка работает стабильно и долго благодаря присадкам - антиокислительной и противоизносной. Специалисты говорят, что полноценной замены данному составу нет, а ближайшие аналоги - "Литол-24" или "ШРУС-4" - не так долговечны в эксплуатации.

Подведем итоги

Литиевые смазки - одни из самых популярных, что объясняется их улучшенными свойствами. Водостойкость, высокотемпературные показатели, прекрасные механические качества - все это привлекает внимание покупателей к данным составам. Они стоят дороже с точки зрения производственного процесса, зато по сравнению с другими аналогами имеют целый ряд преимуществ. Кроме простой литиевой смазки можно приобрести комплексную, которая отличается лучшей механической стабильностью и высокой водостойкостью. Разнообразие сфер применения служит гарантией того, что узлы и механизмы различных транспортных средств будут качественно и своевременно обработаны.

Наиболее распространенные отечественные смазки подразделяются на литиевые, бариевые и углеводородные.

Литиевые смазки

Литиевые смазки обладают очень ценными эксплуатационными качествами, потому получили наибольшее признание и распространение во всем мире.

Самой популярной отечественной литиевой смазкой является всем известный Литол-24 (загуститель - литиевое мыло 12 оксистеариновой кислоты). Литол-24 представляет собой мягкую мазь вишневого или коричневого цвета. Она используется во всех основных узлах трения автомобиля и способна заменить солидолы, смазку 1-13, «ЯНЗ-2», ЦИАТИМ-201 и др. смазочные материалы. В результате такой замены узлы трения меньше изнашиваются, а интервалы замены смазки увеличиваются.

Следующее преимущество использования смазки Литол-24 – ее хорошие консервационные свойства. Все литиевые смазки стойки к воде, способны выдерживать широкий диапазон температур, имеют отличную механическую стабильность. Они применяются как в герметизированных, так и в негерметизированных узлах: шарнирах рулевого управления и подвесок, карданных шарнирах, ступицах передних колес с дисковыми тормозами и др.

Современные высокотехнологичные литиевые смазки

Литиевые смазки бренда EFELE – это высокотехнологичные смазочные материалы. Они изготавливаются на базе минеральных и синтетических масел, загущенного литиевым мылом или литиевым комплексом. Различные добавки и присадки в составе материалов усиливают их рабочие характеристики.

Одним из основных видов повреждения подшипников в процессе эксплуатации является питтинг поверхностей трения. Его появление зависит от того, обладает ли та или иная пластичная смазка антипиттинговыми свойствами.

По наличию данных свойств лидирующие позиции занимают смазки Литол-24 и № 158. Солидол С, ЦИАТИМ-201, ЯНЗ-2 и 1-13 в меньшей степени обладают антипиттинговыми свойствами.

Тип автомобиля и режим его эксплуатации оказывают непосредственное влияние на смазочные материалы. Солидол С, ЦИАТИМ-201, ЯНЗ-2 и 1-13 не могут предотвратить питтинговое поражение роликов и беговых дорожек подшипников ступиц колес, которое характерно для автомобилей с пробегом от 40 до 80 тыс. км.

В отличие от этих смазок, Литол-24 в таких же условиях эксплуатации предупреждает нарушение нормальной работы подшипников даже при пробеге автомобиля свыше 100 тыс. км.

В ряду других литиевых смазок можно выделить многоцелевые продукты Фиол-1, 2, 2М, 2У, 3. Друг от друга они отличаются, в основном, степенью вязкости. Фиол-3 очень близок по своим свойствам к Литолу-24. Фиол-2 обладает меньшей вязкостью, а Фиол-1 – еще меньшей, чем у Литол-24.

Фиол-1 и Фиол-3 представляют собой мягкие мази зеленого цвета. Фиол-2 – смазка с промежуточными свойствами между Фиол-3 и Фиол-1. Фиол-2М - мазь серебристо-черного цвета, отличающаяся от Фиол-2 наличием присадки и наполнителя (около 2% сульфида молибдена).

Также к литиевым смазкам относятся смазки ШРУС-4 и Фиол-2У. От всех остальных смазок их отличает наличие в составе эффективной противозадирной добавки - дисульфида молибдена.

В Фиоле-2У содержится около 5% дисульфида молибдена, в ШРУС-4 его гораздо больше. От других Литола и «фиолов» данные смазки отличаются тем, что являются не универсальными, а целевыми. Например, смазка Фиол-2У увеличивает долговечность игольчатых подшипников карданного вала автомобиля.

Смазка ШРУС-4 специально разработана для шарниров равных угловых скоростей автомобиля «Нива» Впоследствие ее стали использовать в шарнирах ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и других переднеприводных моделях. В данных автомобилях смазкой ШРУС-4 обрабатывают также подшипники (в том числе и сцепления), детали телескопических стоек и карбюраторов.

Равноценной замены смазки ШРУС-4 в шарнирах привода колес не существует. В хорошо защищенных узлах (шарнирах и подшипниках) смазка ШРУС-4 способна работать вплоть до капитального ремонта автомобиля, что позволяет значительно снизить затраты на техническое обслуживание автомобиля.

По составу к Литолу-24 близка низкотемпературная смазка Северол-1. Она имеет мягкую консистенцию, желтый или светло-коричневый цвет, содержит антиокислительну и противоизносную присадки Северол-1 может заменить почти все смазки, применяемые в автомобиле, однако делать такую замену целесообразно только в холодных районах.


Одной из самых распространенных низкотемпературных смазок в России является ЦИАТИМ-201 - мягкая мазь от светло-желтого до светло-коричневого цвета. Ее применяют в узлах трения всех типов, работающих при небольших удельных нагрузках, а также в узлах с незначительным усилием сдвига, например, в гибком вале спидометра. Смазка ЦИАТИМ-221 широко используется как в южных, так и в северных районах нашей страны. Заменой этой смазки могут послужить Фиол-2У, ВНИИ НП-207 и ВНИИ НП-242.

Смазка № 158 представляет собой мазь синего цвета и используется в подшипниках автотракторного электрооборудования, игольчатых подшипниках кардана. В этих узлах она может работать длительное время благодаря антиокислительной и противоизносной присадкам. Полноценной замены этой смазке нет.

Частично ее может заменить Литол-24 или ШРУС-4, однако срок их службы в полтора-два раза меньше, чем у смазки № 158. Так как последняя изготовлена на основе вязкого авиационного масла, она не обладает низкотемпературными свойствами. Это обстоятельство обязательно следует учитывать при выборе смазки для использования в Северных районах. Смазку № 158 допускается смешивать с Литолом-24, «фиолами» и ЛСЦ-15.

Смазка ЛСЦ-15 обладает способностью к длительной эксплуатации благодаря содержанию антиокислительной присадки. Наличие в составе смазки цинкового порошка обеспечивает ей высокие противозадирные свойства, требуемые при работе шлицевых соединений валов с высокой удельной нагрузкой. Сегодня вместо ЛСЦ-15 рекомендуется использовать более современные смазки типа ШРУС-4 или № 158, а в их отсутствие – Литол-24.

Специальная стабильная смазка ЛЗ-31 применяется для выжимного подшипника сцепления грузовых автомобилей (например, ЗИЛ, ГАЗ и т. п.). Однако она не обладает водостойкостью, так как изготавливается на основе сложных эфиров, а не нефтяного масла. Полноценной по стабильности замены данная смазка не имеет.

Литиевые смазки следует выбирать в соответствии с условиями эксплуатации оборудования, так как неправильно подобранный материал может запросто нарушить работоспособность узлов или механизмов, что приведет к дорогостоящему ремонту.

Бариевые смазки

Отечественная промышленность выпускает единственную комплексную бариевую смазку – ШРБ-4. Она относится к целевым продуктам. На вид это слегка волокнистая желтая липкая мазь. Она отлично защищает узлы от коррозии, сохраняет высокую работоспособность в присутствии воды и не оказывает вредного воздействия на резину.

Эти качества делают ее лучшей смазкой для шаровых шарниров автомобиля, где она может служить в течение 100 тыс. км пробега.

При необходимости допустимо применение ШРБ-4 в других узлах трения, например, в подшипниках колес, однако здесь она уступает смазке Литол-24.

Углеводородные смазки

Классическим примером углеводородной смазки является вазелин технический ВТВ-1. Этот продукт был создан для смазывания клемм аккумуляторов автомобилей. Он не растворяется в электролите и воде, благодаря адгезионной присадке имеет хорошее сцепление с металлом, морозостоек.

Однако для узлов трения ВТВ-1, как и обычный технический вазелин, совершенно непригоден, так как уже при температуре 45 °С он начинает плавиться.

Кроме перечисленных трех групп смазочных материалов, существует еще ряд специализированных автомобильных смазок, применяемых только при сборке транспортных средств.

Например, натриевая смазка ДТ-1 с добавками сульфида молибдена и графита используется при сборке тормозных цилиндров отечественных автомобилей. Литол-459/5 применяется в качестве постоянной смазки в прерывателе-распределителе. Комплексную кальциевую смазку Дисперол-1 используют в замках, механизмах дверей и стеклоподъемниках. Для этих же целей применяют цинковую смазку МЗ-10, содержащую графит.

Создание новых моделей автомобилей и их узлов, а также необходимость повышения ресурса отдельных узлов автомобиля потребовали внедрения перспективных смазок. Так, при сборке шаровых шарниров с тефлоном на ВАЗе была применена дисульфид-молибденовая смазка Лимол, так как другие смазки не выдерживали нагрева, предусмотренного технологией сборки шарнира. Появление на автомобиле вакуумного усилителя потребовало применения новой смазки Силикол.

Литиевые смазки по праву являются самыми популярными во всем мире. Они эффективно защищают узлы и механизмы различного оборудования и техники, работают практически при любых условиях эксплуатации, надежны и стоят недорого. Но в настоящее время традиционные литиевые смазки постепенно заменяются более современными материалами, которые отличаются улучшенными рабочими характеристиками при неизменной цене.

Солидол жировой – это смазка, имеющая высокую плотность и вязкость. Внешне напоминает однородную мазь светло-жёлтого или коричневого цвета. В его состав входят индустриальные масла, загущенные жирными кислотами растительного происхождения.
Старое название солидола – тавот.


Кроме жирового, существует ещё и синтетический солидол. При производстве последнего в состав вводят, вместо натуральных, синтетические жирные кислоты.

Особенности и область применения

Солидол ж (тавот) эффективен при температурах от -24° до +65°С. Обладает хорошей устойчивостью к воде. Поэтому нашёл своё применение в сельскохозяйственной технике и других механизмах, работающих в условиях с высокой влажностью и без нагрева, вытеснив литол и циатим благодаря лучшим специфическим характеристикам.

Если сравнивать с другими, аналогичными смазками (литол и циатим), то:

  1. Жировой солидол, в отличие от синтетического, более качественный. Его разные марки можно смешивать без каких-либо отрицательных последствий.
  2. В отличие от литола и циатима, почти не вымывается водой. Поэтому в определённых условиях считается намного лучшим смазочным материалом, чем литол и циатим.
  3. Кроме того солидол лучше циатима и литола по другим показателям. Он не разрушается, как циатим под воздействием больших нагрузок. Не так быстро, как циатим, портится при длительном хранении. Но уступает им по предельных температурам эксплуатации при обычных нагрузках (-24…+65°С для солидола и -50…+100°С для литола и циатима).
  4. Не токсичен.
  5. Не взрывоопасен и не пожароопасен.

Виды

Существует несколько основных видов солидола:
  1. Обычный. Применяется для смазывания мест трения скольжения и качения механизмов. В особо мощных механизмах разрешается использовать от -50°С. При температуре +78°С солидол становится жидким и непригодным для целевого применения.
  2. Пресс-солидол. От обычного отличается повышенным температурным порогом разложения (80°С) и лучшей мягкостью, что позволяет эффективно наносить их с помощью специальных шприцев через пресс-маслёнки при температуре не ниже -24°С. Второе название – тавотница – дало устаревшее название солидола - тавот.

  1. Графитная смазка УСсА. В состав которой входит 90% синтетического солидола и 10% графитового порошка грубого помола. Это вещество имеет серебристый оттенок. Такой состав этого тавота придаёт смазке противозадирные свойства и способность проводить электрический ток.

Графитная смазка является проводником электрического тока.

  1. Медицинский солидол. Применяется для изготовления лечебных мазей, с помощью которых борются с накожными заболеваниями. В их составе находится до 90% солидола. Разнообразие таких препаратов очень большое, но показания, принцип действия, период лечения, методика очень схожи. Как правило, такие мази применяют для лечения псориаза; частота обработки повреждённых участков тела – один раз на 12 - 24 часа; период лечения – от одного до нескольких месяцев.
  2. Садовый. Его применение такое же, как и садового вара - смазывание мест срезов веток, во избежание проникновения в «рану» дерева насекомых-вредителей, спор грибов, влаги, различных болезней. Состав практически ничем не отличается от обычного солидола.
  3. Эмульсионный. Его состав – это смесь тавота и воды (до 24%). Мало чем напоминает технический солидол. Область применения эмульсии – охлаждение зоны резания при механической обработке чёрных металлов.

Неприятные моменты при работе с солидолом

Несмотря на то, что смазка солидол абсолютно безвредна для человека и не является пожароопасной, с ней нужно вести себя очень аккуратно. Ведь при попадании на одежду, образуются пятна тавота, которые в домашних условиях очень трудно отмыть, отстирать или вывести, в отличие от литола.

Это связано с его плохой смываемостью водой. Поэтому при работе с тавотом нужно быть максимально осторожным, не допуская его попадания на одежду.

Способы выведения пятен солидола с одежды

Чтобы отстирать пятно солидола с одежды существует несколько способов, в том числе и народных, которые не могут гарантировать стопроцентного результата, но попытка не пытка. Все они основаны на том, что этот смазочный материал несмываем водой, но поддаётся растворению в других веществах. Но если нет лучшего способа вывести, то можно попробовать и эти:
  1. Можно поискать в магазинах специальные пятновыводители. Действуя по прилагаемой инструкции, пробуем добиться положительного результата. И о технике безопасности забывать не стоит.

При взаимодействии различных химических веществ, они могут самовоспламениться. Поэтому одежду надобно чистить, сняв с себя.


Если данный способ по какой-либо причине недоступен, то можно попробовать следующие.
  1. Смазку необходимо удалить с помощью ватного тампона, смоченного в очищенном бензине. После этого гарантированно останется жирное пятно. Его невозможно отстирать обычным способом. Поэтому боремся с ним нашатырным спиртом, в который смачиваем ватные тампоны и трём пятно. И уже после этого можно попробовать отстирать место загрязнения средствами для трудновыводимых пятен.

  1. Тот же самый способ что и № 1, но вместо бензина используем тёплый скипидар (его нагревать нужно осторожно, на водяной бане, чтобы не вызвать воспламенения). После выведения скипидаром, пятно, также, обрабатываем нашатырным спиртом. А затем пробуем отстирать специальными моющими средствами.
  2. Если вспомнить состав солидола, то логично будет попробовать вывести его с помощью жира. То есть, сливочного масла или маргарина, которыми надобно нанести на пятно. А через 30 минут отстирать с применением обычного хозяйственного мыла или стирального порошка.
  3. В качестве пятновыводителя можно использовать столовый уксус, которого понадобится несколько столовых ложек на 500 мл воды. Этим раствором надо тщательно протереть загрязнённые места, а затем отстирать с помощью средства для трудновыводимых пятен.
  4. Владельцы машин могут использовать для этой цели автомобильный шампунь. Сначала надо нанести моющее средство на пятно, а через пол часа постирать одежду с помощью порошка.

Как зарядить шприц смазкой

Смазка закрытых неразборных подшипников, хитрость

Как смазывать велосипедную цепь (Колхозный метод)

Как отмыть котелки от смазки. Как отмыть котелок от солидола.

Смотрите также



Касса