Что должен делать повар. Должностная инструкция повара - образец. V. Условия работы

Кёрлинг (англ. Curling) - командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени.

Правила кёрлинга

Площадка для кёрлинга представляет собой прямоугольное поле длиной 146 футов (44,5 м) и шириной 14 футов 2 дюйма (4,32 м). Мишень, называемая «домом», имеет диаметр 12 футов (3,66 м). Камень весом 44 фунта (19,96 кг) изготавливается из гранита. Он имеет цилиндрическую форму и плоскую скользящую поверхность. Сверху к камню приделана ручка.

В игре участвуют две команды по 4 человека. Игра состоит из 10 независимых периодов, так называемых эндов (end). В течение одного энда команды по очереди выпускают по 8 камней. При розыгрыше камня игрок отталкивается от стартовой колодки и разгоняет по льду камень. При этом он пытается либо добиться остановки камня в определённом месте, либо выбить из зачётной зоны камни противников, в зависимости от текущей тактической цели. Другие игроки команды могут с помощью специальных щёток тереть лёд перед камнем, тем самым слегка подправляя его движение.

После того, как разыграны все 16 камней, производится подсчёт очков в энде. Учитываются только те камни, которые находятся внутри дома. Команда, чей камень оказался ближе всего к центру, считается выигравшей энд. Она получает по одному очку за каждый камень, оказавшийся ближе к центру, чем все камни противника.

Последний бросок даёт очень большое преимущество команде. В первом энде порядок команд определяется жеребьёвкой, во всех последующих право последнего броска предоставляется проигравшей предыдущий энд команде. Если же в финальной позиции ни у кого не оказалось камней в доме, энд заканчивается нулевой ничьей, и право последнего броска остаётся у той же команды. Поэтому часто выгодно «пробросить» последний камень (то есть пустить в аут, сознательно сделать нерезультативный бросок), вместо того, чтобы заработать всего одно очко.

Победитель определяется по сумме очков во всех эндах. В случае равенства очков после 10 эндов назначается дополнительный период, называемый экстра-эндом (extra end), победитель которого и становится победителем матча. Право последнего броска в экстра-энде предоставляется, аналогично предыдущим периодам, команде, проигравшей десятый энд.

История кёрлинга

Известно, что керлинг возник в Шотландии в начале XVI века, фактическим подтверждением существования этой спортивной игры является кёрлинговый спортивный снаряд (камень), на поверхности которого выбита дата изготовления - 1511 год, найденный на дне пересохшего озера Данбан. Первые же летописные упоминания о керлинге встречаются в средневековых монастырских книгах, датированных 1541 годом, сохранившихся в шотландском аббатстве Пэйсли.

Примерно к тому же времени (1565 год) относятся две картины кисти Питера Брегеля, на которых запечатлены голландские крестьяне, играющие в керлинг на льду замершего озера. Любопытно, что Шотландия и Нидерланды в XVI веке имели очень сильные торговые и культурные связи, свидетельством чему является широкое распространение в континентальной Европе не только керлинга, но и гольфа.

Старейшим керлинг -клубом в мире является ассоциация игроков города Килсит, расположенном на севере Шотландии, основанная в 1716 году. В этом же городе находится древнейшее рукотворно созданное спортивное поле, предназначенное для игры в керлинг - искусственная дамба, огораживающая пруд и задающая площадку размерами 100 на 250 метров.

Само слово curling впервые стало употребляться в качестве названия игры в XVII веке, после упоминания в поэме шотландского поэта Генри Адамсона. Исследователи считают, что игра получила свое имя вовсе не от сложных завитков-следов, которые оставлял за собой на льду камень, а от шотландского глагола curr, который описывает низкое рычание или рев (в английском языке ближайшим эквивалентом является purr). Все дело в том, что гранитный камень, скользящий по льду, касался зазубринок льда, отчего происходил характерный звук. И по сей день в некоторых районах Шотландии игра более известна под названием «Игра в ревущие камни».

Стоит отметить, что несовершенная форма снарядов и неподготовленность поля не позволяли древним керлерам играть опираясь на ту или иную выигрышную стратегию или нарабатывать спортивное мастерство - в большинстве случаев, исход игры решала удача той или иной команды или игрока.

Интересная информация о снарядах содержится также в летописях шотландского города Дарвелл: ткачи после работы отдыхали, играя в керлинг тяжелыми каменными грузами, использующимися в гнетах при ткацких станках, причем эти грузы имели сьемную ручку. Там также написано, что «многие жены поддерживали авторитет своего мужа, полируя ручку камня и доводя ее форму до совершенства».

Примерно с XVIII века форма камня начала стандартизироваться и приобрела современный вид: диаметр 11,5 дюймов (около 29 см), высота 4,5 дюйма (11,4 см), вес 44 фунта (19,96 кг). Холодный климат, обилие льда и демократичные требования для игры сделали ее очень популярной в Шотландии, а затем и во всем мире. Вместе с переселенцами, бежавшими в Америку от власти английских монархов керлинг проник и в Новый свет, в Канаду, где получил особенно широкое распространение в силу обьективных климатических причин. Дебют керлинга в США состоялся в 1768 году: игру принесли с собой шотландские солдаты, расквартированные в то время в Квебеке.

Первый всемирный чемпионат по керлингу среди мужчин прошел в Эдинбурге в 1959 году и вошел в историю под именем «Соревнования на шотландский кубок», а первым чемпионом мира в этой дисциплине стала канадская команда во главе с Эрни Ричардсом. Первый женский Чемпионат Мира был проведен в Шотландии в 1979 году.

В России керлинг прижился только с 3-ей попытки. Первая попытка была предпринята иностранными дипломатами в 90-х годах XIX века. В Москве и Санкт-Петербурге были основаны керлинг-клубы, но революция внесла свои коррективы. В 20-х годах XX века энтузиасты попытались возродить этот вид спорта, но керлинг был признан буржуазной игрой и запрещен. Последняя и успешная попытка была предпринята в 1991 году. На базе Государственной Академии Физической Культуры им. Лесгафта был создан керлинг-клуб «Лесгафтовец».

в 2005 за мировое золото уже боролись 12 команд, из них 8 команд представляли Европу, 2 - Северную Америку, и 2 - Азию и Океанию. Путевки на мировой чемпионат европейские команды получают по результатам Чемпионата Европы, которые проводятся с 1975 года. В 1992 национальная мужская команда, возглавляемая Игорем Мининым, отправилась на свой первый Чемпионат Европы. Женская сборная России впервые выступила на европейской арене в 1994 году. На Чемпионате Европы 2005 года был установлен рекорд - 58 команд из 38 стран.

В 1998 году керлинг был признан Олимпийским видом спорта, и на Зимних Олимпийских играх в Нагано были разыграны первые золотые медали. Победителем в соревнованиях мужчин стала команда Швейцарии, а первые золотые медали у женщин завоевала команда Канады. В 2002 женская сборная России, во главе с Ольгой Жарковой, приняла участие на Зимних Олимпийских играх в Солт Лейк Сити в этой дисциплине.

Старинная забава шотландских ткачей, кёрлинг в последние десятилетия приобрел нешуточную популярность во всем мире. Это веселая, увлекательная и сложная игра, в ходе которой участники задействуют как физические силы, так и навыки стратегического мышления.

В России с ее долгими зимами кёрлинг просто обязан стать такой же общенародной игрой, как футбол или хоккей.

Кёрлинг: взгляд со стороны

Не зная правил игры в кёрлинг, сложно понять, что происходит на поле. Игроки противоположных команд попеременно толкают большие круглые шайбы, а затем яростно трут лед щетками. На узком и длинном ледяном поле нарисованы яркие цветные круги, напоминающие мишень.

Вот в эти мишени и стараются попасть огромными каменными кругами, напоминающими сырные головы. Происходящее на ледяном поле чем-то напоминает боулинг или бильярд – но, разумеется, со своей спецификой.

Что нужно для игры в кёрлинг?

Основной атрибут кёрлинга – это гранитный полированный камень весом 19 с половиной килограммов, к которому сверху приделана ручка для удобства толчков. Для игры необходимо не менее 16 камней – по 8 штук на команду. Один камень высокого качества стоит около 600 долларов, а гранит для их изготовления добывается всего в двух местах в мире.


В России пробовали делать камни для кёрлинга из уральского гранита, однако оказалось, что мелкие вкрапления слюды быстро делают камень шероховатым, и он перестает скользить так, как нужно.

Конечно, для игры на любительском уровне вовсе не обязательно обзаводиться «фирменными» камнями. Их можно, например, изготовить полыми из пластика, залить водой и заморозить, но вес и, соответственно, эффект будет уже немного не тот.

Щетки для кёрлинга тоже должны иметь специальную форму. Что касается щетины, то она может быть любой – синтетической или натуральной, это не имеет особого значения. Ручка чаще всего делается из легкого и прочного стекловолокна, хотя это тоже не регламентируется: она может быть деревянной, алюминиевой или даже нефритовой по желанию игрока. К сожалению, обычными щетками для уборки заменить спортивные щетки вряд ли возможно.

Еще один обязательный атрибут игры – специальная обувь. По виду это обычные бутсы, но подошва одной из них сделана из материала, позволяющего скользить по льду как на коньках. Вторая подошва, напротив, изготовлена из антискользящего материала, и это очень важно.


Такая специфическая обувь требует определенного навыка передвижения на льду: одной ногой нужно упираться и отталкиваться, а на второй ноге скользить в нужном направлении.

Поле для кёрлинга

Стандартное поле для кёрлинга представляет собой узкую, шириной всего 4,32 метра (14 английских футов) площадку, вытянутую в длину на целых 44,5 метров (146 английских футов).

С каждой стороны располагается круглая мишень, или «дом», диаметр которой равен 3,66 метра (12 английских футов). Поле отграничивается бортиками, которые часто делаются из упругого материала, чтобы при случайном ударе не расколоть камень.

Как играют в кёрлинг?

Игра состоит из 10 раундов, которые называют «эндами». Каждая команда состоит из 4 игроков: двое из них толкают камни, а двое других полируют лед щетками – свипуют. Цель игры заключается в том, чтобы забросить свой камень как можно ближе к центру «дома» и одновременно не дать это сделать противнику. Каждый энд приносит команде, которая в нем победила, одно очко. Побеждает в игре команда, набравшая больше очков.


Игрок, бросающий камень, должен разогнаться с ним на льду и придать камню нужный режим скольжения, пока он не пересек специальную линию – хоглайн. После этого заботу о камне берут на себя свиперы, которые натирают перед ним лед, заставляя лететь прямо, тормозить или поворачивать. Восемь бросков дают команде возможность выстроить свою стратегию, забросив камень в центр «дома» и защитив его от бросков противника другими камнями, выстроенными в защитную линию.

Правилами допускается выбивание своими камнями камней противника, поэтому команда, которой принадлежит последний в энде бросок, находится в немного более выгодном положении. Если в ходе игры команды набрали равное количество очков, назначается дополнительный энд, который и определяет победителя.

1924 год , затем с года Чемпионат мира 1959 год Чемпионат Европы 1975 год Международная федерация Название Всемирная федерация кёрлинга Год основания 1966 год Глава федерации Кейт Кейтнесс Веб-сайт www.worldcurling.org Связанные проекты Категория:Кёрлинг Кёрлинг на Викискладе

История

Правила игры

В игре участвуют две команды по 4 человека: Скип, вице-скип, первый и второй. Игра состоит из 10 независимых периодов, так называемых эндов (end).

Щётка для кёрлинга
В течение одного энда команды по очереди выпускают по 8 камней. При розыгрыше камня игрок отталкивается от стартовой колодки и разгоняет по льду камень. При этом он пытается либо добиться остановки камня в определённом месте, либо выбить из зачётной зоны камни противников, в зависимости от текущей тактической цели. Другие игроки команды могут с помощью специальных щёток тереть лёд перед камнем, тем самым слегка подправляя его движение.
После того, как разыграны все 16 камней, производится подсчёт очков в энде. Учитываются только те камни, которые находятся внутри дома. Команда, чей камень оказался ближе всего к центру, считается выигравшей энд. Она получает по одному очку за каждый камень, оказавшийся ближе к центру, чем все камни противника.
Последний бросок даёт очень большое преимущество команде. В первом энде порядок команд определяется жеребьёвкой, во всех последующих право последнего броска предоставляется проигравшей предыдущий энд команде. Если же в финальной позиции ни у кого не оказалось камней в доме, энд заканчивается нулевой ничьей, и право последнего броска остаётся у той же команды. Поэтому часто выгодно «пробросить» последний камень (то есть пустить в аут, сознательно сделать нерезультативный бросок), вместо того, чтобы заработать всего одно очко.
Подметать можно не только свои камни, но и биты противника - чтобы добиться ее выхода за штрафную заднюю линию игровой зоны. Однако это право спортсмены получают лишь тогда, когда бита соперника пересекает «линию первого удара, проходящую через центр «дома», причем подметать в этой зоне имеет право лишь один игрок команды. В соответствии с правилами игрок обязан отпустить биту до того, как она пересечет ближайшую линию подметания, иначе бросок не засчитывается и бита удаляется из игры. Техника броска весьма сложна, и способов, каковыми камень направляется в цель, существует множество. Впрочем, все они делятся на две группы в зависимости от поставленной «скипом» задачи: вбросить свой камень в «дом» либо вытолкнуть камень соперника. А вот столкновение с битой своей команды запрещено. Нарушившая это правило бита также удаляется из игры.
Победитель определяется по сумме очков во всех эндах. В случае равенства очков после 10 эндов назначается дополнительный период, называемый экстра-эндом (extra end), победитель которого и становится победителем матча. Право последнего броска в экстра-энде предоставляется, аналогично предыдущим периодам, команде, проигравшей десятый энд.

, площадка для керлинга в длину составляет 45 метров. На каждом конце площадки есть нарисованный подо льдом круг, называющийся "домом". Сначала игроки команды бросают все камни в одну сторону, а потом - в другую.

В игре соревнуются 2 команды по четыре человека. В состав каждой команды входит:

  • 1) скип - капитан команды, определяющий стратегию игры, из которой указывает щеткой место, на которое должен прибыть камень, дает направление камню, управляет действиями партнёров;
  • 2) вице-скип - вице-капитан команды, на которого переходит право управления действиями партнеров, когда бросает скип. Обычно бросает камни перед скипом;
  • 3) первый ;
  • 4) второй .

Игра длится 2-2,5 часа и состоит из 10-и периодов, которые называются "эндами ". Участниками команд совершаются броски камней по очереди по 2 броска каждый, итого команда совершает 8 бросков на протяжении одного энда. У кого последний бросок - тот имеет некое преимущество, ведь можно оценить и взвесить сложившуюся в "доме" ситуацию и последним камнем сделать так, чтобы выбить из зачётной зоны камни противника или бросить свой камень таким образом, чтобы он оказался ближе к центру "дома". Бросок совершается игроком следующим образом: он отталкивается от стартовой колодки, разгоняет камень на льду и некоторое время сопровождает его рукой, не отпуская снаряд до размеченной линии HogLine ("хоглайн"). По правилам , игрок должен отпустить ручку камня до того, как он пересечет линию "ХогЛайн", иначе судьи не засчитают бросок, а бита удаляется из игры. После того как игрок отпускает камень, за работу берутся свиперы , которые щетками трут лёд, тем самым направляя камень в указанную скипом сторону. Что интересно, так это то, что свиповать можно и камни противника, только если камень его попадает в зону за линию "ТиЛайн". Это делается одним игроком команды соперника для того, чтобы камень вышел за штрафную заднюю линию игровой зоны.

После первого энда, производится подсчёт очков. Энд выигрывает та команда, чей камень лежит ближе к центру мишени, чем ближайший к центру снаряд соперника. Этой команде засчитывается по одному очку за каждый камень, который находится внутри "дома". На второй энд право последнего броска отдается команде, проигравшей предыдущий энд (для первого энда это право определяет жеребьёвка). Если в финале энда ни у одной из команд не оказалось камня в доме, то период заканчивается нулевой ничьей, а право последнего броска остается у той команды, у которой это право было перед этим.

В зависимости от поставленной капитаном задачи, все броски в кёрлинге делятся на 2 группы: выталкивающие камни соперника и броски на попадание своего камня в дом. Часто игроки специально выстраивают камни так, что они закрывают другие удачно расположившиеся в доме снаряды, чтобы соперник не мог изменить их месторасположение.

В игре также было введено правило Free Guard Zone (зона «свободных защитников») , которое действует до пятого броска каждого энда. Согласно ему запрещается вибивать из игры камни, которые расположены не в доме, а между Тилайн и ХогЛайн. Но пододвигать камни можно. Если игроком правило Free Guard Zone все же нарушается, то на площадке восстанавливается ситуация месторасположения камней перед броском, а камень нарушителя выбывает из розыгрыша. Любые выбивающие действия камнями можно выполнять уже, начиная с 5-го броска в энде.

После игры суммируются очки всех эндов и по большей сумме определяется победитель. Если же очков получается равное количество, тогда назначается дополнительный энд (экстра-энд), победитель которого стает победителем всего матча.



Касса