Атомная энергетика

С интервалом в месяц «ЗиО-Подольск» отгрузил на Балтийский завод два уникальных реактора установки РИТМ-200 для ледокола нового поколения «Арктика». Сотрудники ЗиО, ОКБМ им. Африкантова, «ЦНИИТмаша» и «Энергомашспецстали» работали в единой команде и справились за два года и четыре месяца - рекордный для такой задачи срок.

Завод с нуля создавал серийное производство реакторных установок для ледоколов. С нуля - потому что предприятие вот уже 30 лет не делало реакторы. «У нас не осталось специалистов такого профиля, нормативная документация заархивирована»,- рассказывает Алексей Стрюков, руководивший проектом.
Первым делом наладили взаимодействие между коллективами: технологами, конструкторами, снабженцами, исполнителями, логистами. Мастеров, сварщиков, слесарей отправили в центры профподготовки. РИТМ-200 - принципиально новая продукция для ЗиО, поэтому нужно было разработать технологические процессы, методики изготовления оборудования, приобрести новые станки и материалы. «Например, требовалось освоить новую технологию алитирования. Это насыщение поверхностного слоя металла компонентами, которые в течение эксплуатации реактора предотвращают скипание крепежных элементов с корпусом изделия,- объясняет Алексей Стрюков.- Мы освоили технологию и создали на заводе участок под нее».
Космическая точность
Изготовление корпусного оборудования реактора началось с антикоррозионной наплавки для защиты от разрушающего воздействия воды и высокой температуры. Для этого завод
модернизировал девять установок наплавки под внутренний диаметр труб. Всего на разные элементы каждого корпуса было наплавлено около 10 т антикоррозионной ленты. Работы продолжались восемь месяцев.
Дальше собирали части корпуса и сваривали по разработанной специалистами «ЗиО-Подольска» технологии. Первый основной шов, кольцевой, толщиной 150 мм, соединил фланец и обечайку. Второй - обечайку и днище. Третий, замыкающий,- половинки реактора. Каждый шов безостановочно варили пять - семь суток. «Днем и ночью, без перерыва на обед и без выходных. Смена была по шесть часов, потому что дольше человеку не выдержать,- рассказывает Алексей Стрюков.- Условия очень тяжелые: постоянно включенные горелки не только выжигают кислород, но и раскаляют участок корпуса, на котором работает сварщик».

Сварные соединения первой категории требуют высочайшего качества исполнения. Проверяли их тщательно, с помощью радиографического контроля. «Одним из ключевых условий был нулевой процент дефектности сварного шва. Нужно было обеспечить собираемость двух частей корпуса с допуском 0,4 мм на длине 7,5 м. Мы добились заданной точности, качество работы подтвердили организации, которые проверяют изделия для космической отрасли»,- гордится Алексей Стрюков.

АЛЕКСЕЙ СТРЮКОВ:
«СКЛАДЫВАЛОСЬ
ОЩУЩЕНИЕ, БУДТО
РАБОТАЕТ КОЛЛЕКТИВ
ОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ,
ХОТЯ БЫЛИ ТАМ И ПРЕД-
СТАВИТЕЛИ ОКБМ,
«ЦНИИТМАША», «ПРОМЕ-
ТЕЯ» И ДР.»

После того как корпус заварили, наступил черед механической обработки. «У нас не было права на ошибку, от чистоты результата на этом этапе зависел успех на следующих»,- подчеркивает Алексей Стрюков. Совместно с «ЦНИИТмашем» разработали специальный инструмент глубокого сверления на расточной мехобработке. Алексей Стрюков приводит аналогию: «Это похоже на прокладывание тоннеля в скале. Там работы ведутся с двух сторон, и конструктор рассчитывает эпюру встречи двух тоннелей. Если он ошибся, то тоннели не встретятся и вся работа пойдет насмарку».

РИТМ-200
Масса интегрированного
корпуса - 146 т
Цикл изготовления -
28 месяцев
Гидроиспытания под дав-
лением 270 атмосфер (как
на глубине 2,7 тыс. м)
Габариты парогене-
рирующего блока -
3,5×4,5×11,6 м
Масса в пределах защит-
ной оболочки - 2,2 тыс. т
Срок службы - 40 лет

Интеграция решает
Так как корпус интегрированный, в нем расположены гидрокамеры для установки насосов. И приварка четырех гидрокамер - а каждая весит 4,5 т - стала следующим технологическим вызовом. Сложность в том, что сварка изделий большого диаметра, 830 мм, проводилась в неповоротном положении, чтобы отклонение горизонта не превышало 0,1 мм. Такой метод применяется в особых случаях, когда изделие невозможно кантовать, а доступ к шву затруднен. При этом шов должен завариваться с первого раза без дефектов. По словам Алексея Стрюкова, на тот момент всего шесть сварщиков в России имели подобный опыт - и все они работали на Балтийском заводе. На «ЗиО-Подольске» решили выучить своих мастеров. «16 сварщиков прошли техническую и психологическую подготовку. Ребята опытнейшие, причем как молодые, так и постарше,- отмечает Алексей Стрюков.- Они прониклись, почувствовали себя членами команды, где один за всех и все за одного».
На ЗиО поставили цель заварить неповоротный кольцевой шов быстрее, чем на Балтийском заводе,- за 22 дня вместо 45. «Решили, что после каждого прохода будем контролировать качество шва. Увеличим время на контроль, но уменьшим вероятность дефекта»,- поясняет руководитель проекта. Одновременно на площадке работали 56 человек. Шеф-надзор технологов, сотрудников технического контроля и других специалистов был круглосуточный. Добавим, что на втором корпусе реактора для РИТМ-200 справились еще быстрее - за 19 дней. Набили руку.
ПСР: польза следующим реакторам
Алексей Стрюков признается: «Пошаговый график я разработал интуитивно, понимая все сложности технологических операций. В июле прошлого года он был утвержден. С датой
отгрузки я ошибся буквально на три дня». После того как график утвердили, была создана рабочая группа. Лучшие умы трех предприятий - «ЦНИИТмаша», ОКБМ и ЗиО - пересмотрели конструкторскую и технологическую документацию и выявили узкие места. Конструкторы рассматривали все предложения и при необходимости корректировали документацию.
Начальник производства оборудования ОИАЭ, ГНХ и судостроения Сергей Голомысов и начальник отдела по развитию производственной системы Николай Гаркуша с «ЗиО-Подольска» представили совместный проект сокращения сроков протекания процессов при изготовлении корпуса гидрокамеры со 110 до 90 дней. «Применили на 40% поверхности в коленьях и патрубках автоматическую сварку антикоррозионной ленты, а раньше везде наплавляли вручную. Плюс проработали использование электродов диаметром 5 мм вместо 4 мм - с ними наплавка идет быстрее»,- рассказывает Николай Гаркуша.
Круглосуточный дозор
Итак, с началом сварки замыкающего шва корпуса работа шла круглосуточно, без выходных и праздников. Алексей Стрюков вспоминает: «Складывалось ощущение, будто работает коллектив одного предприятия, хотя были там и представители ОКБМ, «ЦНИИТмаша», «Прометея» и др. Перед отгрузкой первого реактора, в конце мая, я три дня дома не был. Руководители направлений, точно так же, как и я, не уходили с завода сутками и спали буквально по дватри часа».
Тех, кто сомневался в успехе,- а таких было немало, Алексей Стрюков в команду проекта не брал. «Если ты понимаешь документацию, знаешь потенциал своих сотрудников и веришь, что цель достижима, все получится,- поясняет он.- Я буквально через день слышал «это невозможно сделать». Тем не менее сделали».
Самое сложное уже позади. На «ЗиО-Подольске» создано новое направление производства. Сейчас на предприятии идет сборка корпуса первого реактора силовой установки РИТМ-200 для атомного ледокола «Сибирь». Тепловая мощность Электрическая мощность Разработка Научная часть Предприятие-разработчик Строительство и эксплуатация Местонахождение Пуск Построено реакторов

РИТМ-200 выполнен по двухконтурной схеме. Отличительной особенностью реактора являются 4 парогенератора , интегрированные в корпус активной зоны. Традиционно парогенераторы делают в отдельном корпусе, соединенном с корпусом активной зоны трубопроводами теплоносителя первого контура. Интегральная компоновка уменьшает материалоемкость и габариты установки, снижает риск утечек из первого контура реактора, облегчает монтаж и демонтаж установки. 4 главных циркуляционных насоса расположены вокруг корпуса реактора. Реактор будет обладать тепловой мощностью 175 МВт, обеспечивая мощность на валу двигательной установки 30 МВт (в транспортном варианте) или 55 МВт электрических (в энергетическом варианте). В целях соблюдения принципа нераспространения обогащение урана ограничено 20 %. Перезагрузка топлива каждые 7 лет, при запланированном сроке эксплуатации 40 лет .

Первая энергетическая установка с двумя реакторами для головного ледокола типа ЛК-60Я планируется к сдаче в 2016 году. Изготовитель ЗиО-Подольск . На июль 2015 года выполнена операция по приварке паровых патрубков к корпусу реактора . В июне 2016 года оба реактора доставлены на строительную площадку ледокола.

Напишите отзыв о статье "РИТМ 200"

Примечания

Отрывок, характеризующий РИТМ 200

У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку.
– Готовы, что ль? – спросил Балага.
– Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару.
– Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату.
Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.

ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) изготовило и отгрузило на Балтийский завод четыре гидроаккумулятора, которые входят в состав энергетической установки, для второго серийного универсального атомного ледокола нового поколения «Урал».

Гидроаккумуляторы предназначены для хранения запаса воды первого контура и подачи её в реактор давлением газа для охлаждения активной зоны в случае разгерметизации первого контура. Гидроаккумуляторы также используются в качестве компенсатора давления при работе реакторной установки и системы безотходной технологии. Масса одного аппарата составляет 11 тонн. Высота изделия — 5,1 метра, диаметр — 1,4 м.

В октябре ПАО «ЗиО-Подольск» завершило изготовление и отправило на Балтийский завод два реактора РУ «РИТМ-200» для ледокола «Урал». Сейчас оба ядерных «сердца» погружены на атомоход.

Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания силовой установки «РИТМ-200» — от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».


  • www.aem-group.ru
  • ПАО «ЗиО-Подольск» 16 октября отправил в Санкт-Петербург второй реактор реакторной установки (РУ) «РИТМ-200» для ледокола нового поколения «Урал». Первый реактор был отгружен в адрес заказчика 24 сентября. Таким образом Машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш» полностью выполнил свои обязательства по изготовлению реакторных установок для универсальных атомных ледоколов ЛК-60Я проекта 22220, внеся существенный вклад в развитие и обновление атомного ледокольного флота России.

    Всего предприятиями дивизиона было изготовлено три реакторных установки, каждая из которых включает в себя два реактора РИТМ-200. В 2016 году состоялась отгрузка для головного ледокола «Арктика», в 2017 году — для первого серийного ледокола «Сибирь».


  • www.aem-group.ru
  • С производственной площадки ПАО «ЗиО-Подольск» в Санкт-Петербург направлен первый реактор реакторной установки (РУ) «РИТМ-200″ для ледокола нового поколения „Урал“.

    "Мы завершили изготовление первого парогенерирующего блока для атомохода „Урал“ и отправили его заказчику. Работы на втором блоке также вышли на финишную прямую: корпус реактора успешно прошел гидроиспытания, идет подготовка к контрольной сборке с внутрикорпусными устройствами и крышкой», — отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш.

    Вес реактора составляет 147,5 тонн, высота — 7,3 метра, диаметр — 3,3 м. Доставка негабаритного груза осуществляется на специальном железнодорожном транспортёре грузоподъёмностью 240 тонн. По железной дороге реактор будет транспортирован до станции «Новый порт» Санкт-Петербурга, где его перегрузят на специальную баржу и по воде доставят на верфи Балтийского завода.

  • www.aem-group.ru
  • В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) успешно прошли гидравлические испытания корпуса первого реактора силовой установки «РИТМ-200» для второго серийного ледокола нового поколения «Урал». Этот процесс — один из завершающих этапов изготовления корпуса реактора, который подтверждает качество и служит гарантией для последующей эксплуатации изделия.

    В настоящее время на предприятии идёт подготовка к контрольной сборке корпуса реактора РУ «РИТМ-200» с внутрикорпусными устройствами и крышкой.

    Кроме того, завод завершил процесс приварки четырёх гидрокамер к корпусу второго реактора для атомохода «Урал». Гидрокамеры являются неотъемлемой частью интегрированного корпуса реактора. Они предназначены для циркуляции охлаждающей среды внутренней полости реактора. Каждая имеет массу 4,5 тонны. В дальнейшем в них будут установлены центральные электронасосы.

  • Фото из открытых источников
  • «ОКБМ Африкантов» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершило разработку эскизных проектов реакторной установки РИТМ-200Б для офшорного атомного ледокола и РИТМ-400 для атомного ледокола «Лидер» проекта 10510.

    Об этом сообщает пресс-служба конструкторского бюро, отмечая, что на базе установки РИТМ-200 также разработан принципиально новый проект РИТМ-200М для оптимизированного плавучего энергоблока (ОПЭБ). Мобильный энергоблок способен производить электроэнергию или обеспечивать комбинированное производство электроэнергии и тепла для бытовых и промышленных потребителей.


  • atominfo.ru
  • ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершило изготовление четырёх гидрокамер для первого реактора силовой установки «РИТМ-200» второго серийного универсального атомного ледокола «Урал».

    Гидрокамеры являются неотъемлемой частью интегрированного корпуса реактора. Они предназначены для циркуляции охлаждающей среды внутренней полости реактора. Масса одной гидрокамеры — 4,5 тонны.

    Сейчас специалисты завода готовятся к процессу сборки гидрокамер с корпусом реактора. Процесс сварки будет проходить в специальном стапеле, где корпус реактора установят в вертикальном положении.

    В 2016-2017 годах с производственной площадки ЗиО-Подольска были отгружены и установлены на судне реакторные установки «РИТМ-200» для головного ледокола нового поколения «Арктика» и первого серийного атомохода «Сибирь».

    Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания РУ «РИТМ-200» — от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».

    ПАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) изготовило и подготовило к отгрузке четыре ёмкости запаса воды, входящие в состав реакторной установки «РИТМ-200», для второго серийного атомного ледокола «Урал».

    Данное ёмкостное оборудование предназначено для хранения запаса воды и обеспечения надёжного функционирования пассивного канала системы аварийного расхолаживания реакторной установки атомохода, а также для обеспечения «мокрого» хранения парогенераторов. Масса одной ёмкости составляет 3,2 тонны. Длина ёмкости — 2,3 метра, диаметр — 1,1 м.

    Центральные обечайки ёмкостей запаса воды изготовлены из легированной теплоустойчивой стали, обладающей высокой прочностью и большим сопротивлением к радиационному охрупчиванию, с антикоррозионной наплавкой. Крышка и днище сделаны из коррозионностойкой стали.


  • atominfo.ru
  • ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш») завершил процесс сварки корпуса первого реактора силовой установки «РИТМ-200» для второго серийного универсального атомного ледокола нового поколения «Урал».

    Два составных полукорпуса реактора — фланец с обечайкой и обечайку с днищем — соединил замыкающий кольцевой шов.

    Завершающий процесс сборки корпуса проходил в два этапа. Первый — стыковка и замеры. Работникам соединили две части массой по 50 тонн с точностью по расположению осей — 0,2 мм. Второй этап — автоматическая сварка замыкающего кольцевого шва диаметром 2,6 метра при непрерывном подогреве металла до 200 градусов.

    Количество наплавленной металлической проволоки составило почти 600 кг, шов получился толщиной 150 мм.


  • www.atominfo.ru
  • На площадке подмосковного завода «ЗиО-Подольск» завершили приварку патрубков к корпусу второго реактора РИТМ-200 для ледокола нового поколения «Урал». Уже скоро корпус будет собран в одно изделие и после приварки гидрокамер начнется установка внутрикорпусных устройств. А затем реакторная установка отправится в Санкт-Петербург, чтобы занять своё штатное место на строящемся судне.

    При проведении данной операции использовался один из самых сложных способов сварки — в неповоротном положении при постоянном подогреве металла в зоне сборки.

    Сварка деталей в неповоротном положении применяется в особых случаях, когда изделие невозможно кантовать, а доступ к шву затруднён.

    21 декабря корабелы Балтийского завода-Судостроение (г. Санкт-Петербург), (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) завершили монтаж реакторной установки РИТМ-200, погрузив на первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 второй из двух парогенерирующих блоков (ПГБ).


  • oaoosk.ru

  • ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — «Атомэнергомаш») завершило поставку основного оборудования самой современной в мире судовой реакторной установки «РИТМ-200» для первого серийного универсального атомного ледокола ЛК-60Я проекта 22220 «Сибирь», который был спущен на воду 22 сентября. Предприятие изготовило и отгрузило на «Балтийский завод — Судостроение» интегрированный корпус второго парогенерирующего блока (ПГБ) реакторной установки «РИТМ-200». Масса изделия составила 147,5 тонны, высота — 7,3 метра, диаметр — 3,3 метра.


  • Машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш» завершил изготовление и отправил в Санкт-Петербург первый реактор силовой установки «РИТМ-200» для серийного атомного ледокола ЛК-60Я проекта 22220 «Сибирь», спуск на воду которого запланирован на 22 сентября этого года.

    А на заводе «ЗиО-Подольск» завершают изготовление второго реактора для строящегося судна. Оба они составят инновационную реакторную установку «РИТМ-200», которая входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.


  • В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершилась сложнейшая операция по сборке интегрированного корпуса первого реактора реакторной установки «РИТМ-200» для универсального атомного ледокола проекта 22220 «Сибирь». Закончились работы по приварке 12-ти кассет парогенераторов (ПГ) в зоне фланца.


  • АО «ОКБМ Африкантов» (входит в машиностроительный дивизион Росатома -Атомэнергомаш) изготовило партию оборудования реакторной установки «РИТМ-200» для первого серийного универсального атомного ледокола «Сибирь».


  • ПАО «ЗиО-Подольск» завершило операцию по сборке интегрированного корпуса реактора силовой установки «РИТМ-200» для атомного ледокола «Сибирь». Об этом сообщает служба предприятия.

    Финальным этапом работы стала приварка четырёх гидрокамер к корпусу реактора, каждая из которых имеет массу 4,5 тонны. В дальнейшем в них будут установлены центральные электронасосы. Напомним, атомная энергетическая установка нового типа РИТМ-200 состоит из двух реакторов тепловой мощностью 175 МВт каждый. Предприятия АО «Атомэнергомаш» осуществляют полный производственный цикл создания данной РУ — от проектирования, которым занималось «ОКБМ Африкантов».

  • Сегодня в Санкт-Петербурге специалисты ООО «Балтийский завод — судостроение» завершили основной этап монтажа реакторной установки РИТМ-200, погрузив на строящийся универсальный атомный двухосадочный ледокол «Арктика» проекта 22220 второй парогенерирующий блок (ПГБ).

    РИТМ-200 это новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная в Опытном Конструкторском Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова (Нижний Новгород). Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два парогенерирующих блока тепловой мощностью 175 МВт каждый. Монтаж реакторной установки — одна из ключевых производственных операций процесса строительства атомных ледоколов.

    Первый парогенерирующий блок был на ледокол 2 сентября, погрузка двух ПГБ весом около 180 тонн каждый была выполнена с помощью плавучего крана «Демаг».


  • На производственной площадке ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в холдинг «Атомэнергомаш») выполнена сборка второго полукорпуса реактора силовой установки РИТМ-200 для первого серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 ЛК-60Я «Сибирь», сообщили 16 августа на предприятии.

    К настоящему моменту завершена сварка второго кольцевого шва, который соединил фланец и обечайку. На первой половине реактора сейчас идет процесс антикоррозионной наплавки в зоне патрубков.

    Также предприятие приступило к изготовлению реакторной установки РИТМ-200 для второго серийного ледокола «Урал», который был заложен на Балтийском заводе 25 июля. В настоящее время идет обработка первого фланца под антикоррозионную наплавку.

  • Машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш» завершает проект по изготовлению реакторной установки РИТМ-200 для самого мощного ледокола в мире — головного атомного ледокола проекта 22220 «Арктика», спущенного на воду 16 мая 2016 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Как сообщает пресс-служба АО «Атомэнергомаш», 23 июня на производственной площадке завода «ЗиО-Подольск» состоялась отгрузка второго реактора.

  • На производственной площадке ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш») началась сборка корпуса первого реактора силовой установки «РИТМ-200» для серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 ЛК-60Я «Сибирь». В настоящее время завершена сварка первого кольцевого шва, который соединил днище и обечайку с патрубками. Сварное соединение проводилось с применением разработанной специалистами предприятия особой технологии. Процесс сварки кольцевого шва шел непрерывно четыре дня при постоянном подогреве металла до 200 градусов. Количество наплавленной металлической проволоки составило почти 600 кг, шов получился толщиной 150 мм. Данное сварное соединение относится к швам первой категории, поэтому к качеству проверяемой продукции предъявляются максимально высокие требования.

    С производственной площадки ПАО «ЗиО-Подольск» 24 сентября в Санкт-Петербург направлен первый реактор реакторной установки (РУ) «РИТМ-200» для ледокола нового поколения «Урал».

    «Мы завершили изготовление первого парогенерирующего блока для атомохода «Урал» и отправили его заказчику. Работы на втором блоке также вышли на финишную прямую: корпус реактора успешно прошел гидроиспытания, идет подготовка к контрольной сборке с внутрикорпусными устройствами и крышкой», - отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш Андрей Никипелов.

    Вес реактора составляет 147,5 тонн, высота – 7,3 метра, диаметр – 3,3 м. Доставка негабаритного груза осуществляется на специальном железнодорожном транспортёре грузоподъёмностью 240 тонн. По железной дороге реактор будет транспортирован до станции «Новый порт» Санкт-Петербурга, где его перегрузят на специальную баржу и по воде доставят на верфи Балтийского завода.

    «РИТМ-200» - новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная в Машиностроительном дивизионе Росатома – АО «Атомэнергомаш». Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

    Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе это позволило сделать ледоколы двухосадочными и обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости, ледопроходимости и т.д.

    Конструкция реакторов позволяет надёжно работать при воздействии бортовой качки атомохода с амплитудой колебаний ±45º и килевой качки с амплитудой ±15º при длительном крене до 30º.Срок службы реакторов - 40 лет. Безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона.

    Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания реакторных установок «РИТМ-200» – от проектирования и производства заготовок до изготовления и отгрузки заказчику. Разработчиком является нижегородское конструкторскою бюро «ОКБМ Африкантов». Основные производственные работы по изготовлению реакторов выполняются в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск». Во время изготовления реакторов используются уникальные технические решения и новые инструменты, ранее не применявшиеся в России и за рубежом. Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др.

    Три универсальных двухосадочных атомных ледокола ЛК-60Я проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал») станут самыми большими и мощными в мире. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до трех метров. Строительство судов ведется в Санкт-Петербурге на верфях «Балтийского завода»

    Видеоролик о преимуществах ледоколов нового поколения, характеристиках РУ «РИТМ-200» и этапах ее изготовления можно посмотреть по

    Для этого теперь отправляемся на предприятие - ЗиО Подольск.

    Машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш» обеспечит ледокол нового поколения «Арктика» инновационной реакторной установкой отечественного производства РИТМ-200. Завод с нуля создавал серийное производство реакторных установок для ледоколов. С нуля - потому что предприятие вот уже 30 лет не делало реакторы.

    Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким, обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.

    Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это позволило сделать ледокол двухосадочным и обеспечивает улучшенные технические характеристики судна по скорости ледопроходимости и т. д

    Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполнялись в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск» (вместе с ОКБМ «Африкантов» входят в «Атомэнергомаш»). Изготовление шло 28 месяцев. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев, за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь».

    Так как корпус интегрированный, в нем расположены гидрокамеры для установки насосов. И приварка четырех гидрокамер - а каждая весит 4,5 т - стала следующим технологическим вызовом. Сложность в том, что сварка изделий большого диаметра, 830 мм, проводилась в неповоротном положении, чтобы отклонение горизонта не превышало 0,1 мм. Такой метод применяется в особых случаях, когда изделие невозможно кантовать, а доступ к шву затруднен. При этом шов должен завариваться с первого раза без дефектов. Кто увидел этот шов шириной 15 см!!! ?

    Данное сварное соединение относится к швам первой категории, поэтому к качеству проверяемой продукции предъявляются максимально высокие требования. После термической и механической обработки специалисты центральной лаборатории неразрушающих методов провели контроль качества, используя три вида: радиографический, ультразвуковой и капиллярную дефектоскопию. Радиографический контроль проводился в рентгеновской камере с применением ускорителя электронов (источник излучения), который позволяет производить контроль сварных швов толщиной до 250 мм. Объем исследования потребовал полной проверки кольцевого шва диаметром 2,6 м.



    Касса