Белая грудка читать. Астафьев В. Белогрудка. Виктор астафьев белогрудка

Полгода прошло с тех пор как Тесей, отец Ипполита, исчез. Несмотря на то, что наставник Ипполита, Терамен, говорит, что он уже искал Тесея везде, Ипполит всё равно намерен отправиться в дорогу. На самом деле, Ипполит не хочет жить рядом со своей мачехой, считая ее своим врагом. Ипполит влюблен в Арикию, но Тесей запретил кому-либо жениться на ней.

Федра слабеет. Никто не знает что с ней. Наперсница вынуждает Федру довериться ей. Оказывается, она любит Ипполита и скрывала свою любовь за маской врага. Становится известно, что Тесей умер. Народ разнится в мнениях, кого он хочет видеть на престоле: Ипполита, сына Федры или Арикию. Федра должна поддержать своего сына, чтобы он стал царем. Ипполит признается в любви Арикие.

Федра просит Ипполита не мстить ее сыну за то, что она причинила Ипполиту много бед. Она признается в любви ему и просит убить ее, но видит Терамена и убегает. Федра хочет, чтоб Ипполит заменил ей мужа и стал ее сыну отцом. Становится известно, что Тесей жив и вернулся.

Федра не радостно встречает мужа. Ипполит просит разрешения уплыть из Трезена, он ищет подвигов и не хочет видеть мачеху. Тесей не ожидал такого холодного приема. Энона рассказывает Тесею, что Ипполит хотел овладеть Федрой. Тесей изгоняет Ипполита. Просит у Посейдона мести. Ипполит и Арикия договариваются пожениться. Хотят бежать вместе. Арикия просит Тесея не верить клевете, снять проклятье с Ипполита. Федра прогоняет Энону. Тесей хочет еще раз допросить Ипполита, но не успевает, тот уже умер. Когда он ехал на колеснице, из воды вылезло чудовище, Ипполит разделался с ним копьем, но кони испугались, галопом поскакали, колесница разбилась о скалы, Ипполит запутался в вожжах, кони тащили по земле его тело. Арикия находит его тело в месте, где они договорились связать супружеский обет, падает на землю рядом с ним без чувств. Федра выпивает яд, признается, что Ипполит был невинен, умирает. Тесей льет слезы над трупом сына.

Страсть Федры погубила её и Ипполита, а Энона подговорила рассказать Федру о ней, трагедия учит нас думать своей головой, а не поступать так, как говорят окружающие.

Другие пересказы для читательского дневника

Ипполит, сын афинского царя Тесея, отправляется на поиски отца, который где-то странствует уже полгода. Ипполит — сын амазонки, новая жена Тесея Федра невзлюбила его, как все считают, и он хочет уехать из Афин. Федра же больна непонятной болезнью и «жаждет умереть». Она говорит о своих страданиях, которые ей послали боги, о том, что вокруг нее заговор и ее «решили извести». Судьба и гнев богов возбудили в ней какое-то греховное чувство, которое ужасает ее саму и о котором она боится сказать открыто. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь темную страсть, но тщетно. Федра думает о смерти и ждет ее, не желая никому открыть свою тайну.

Кормилица Энона опасается, что у царицы мутится разум, ибо Федра сама не знает, что говорит. Энона упрекает ее в том, что Федра хочет оскорбить богов, прервав своей «жизни нить», и призывает царицу подумать о будущем собственных детей, о том, что у них быстро отнимет власть рожденный амазонкой «надменный Ипполит». В ответ Федра заявляет, что ее «греховная жизнь и так уж слишком длится», однако ее грех не в поступках, во всем виновато сердце — в нем причина муки. Однако в чем ее грех, Федра сказать отказывается и хочет унести свою тайну в могилу. Но не выдерживает и признается Эноне, что любит Ипполита. Та в ужасе. Едва Федра стала женой Тесея и увидела Ипполита, как «то пламень, то озноб» ее терзают тело. Это «огонь всевластной Афродиты», богини любви. Федра пыталась умилостивить богиню — «ей воздвигла храм, украсила его», приносила жертвы, но тщетно, не помогли ни фимиам, ни кровь. Тогда Федра стала избегать Ипполита и разыгрывать роль злобной мачехи, заставив сына покинуть дом отца. Но все тщетно.

Служанка Панопа сообщает, что получено известие, будто супруг Федры Тесей умер. Поэтому Афины волнуются — кому быть царем: сыну Федры или сыну Тесея Ипполиту, рожденному пленной амазонкой. Энона напоминает Федре, что на нее теперь ложится бремя власти и она не имеет права умирать, так как тогда ее сын погибнет.

Арикия, царевна из афинского царского рода Паллантов, которых Тесей лишил власти, узнает о его смерти. Она обеспокоена своей судьбой. Тесей держал ее пленницей во дворце в городе Трезене. Ипполит избран правителем Трезена, и Исмена, наперсница Арикии, полагает, что он освободит царевну, так как Ипполит к ней неравнодушен. Арикию же пленило в Ипполите душевное благородство. Храня с прославленным отцом «в высоком сходство, не унаследовал он низких черт отца». Тесей же печально прославился тем, что соблазнял многих женщин.

Ипполит приходит к Арикии и объявляет ей, что отменяет указ отца о ее пленении и дает ей свободу. Афинянам нужен царь, и народ выдвигает трех кандидатов: Ипполита, Арикию и сына Федры. Однако Ипполит, согласно древнему закону, если он не рожден эллинкой, не может владеть афинским троном. Арикия же принадлежит к древнему афинскому роду и имеет все права на власть. А сын Федры будет царем Крита — так решает Ипполит, оставаясь правителем Трезена. Он решает ехать в Афины, чтобы убедить народ в праве Арикии на трон. Арикия не может поверить, что сын ее врага отдает ей трон. Ипполит отвечает ей, что никогда раньше не знал, что такое любовь, но когда увидел ее, то «смирился и надел любовные оковы». Он все время думает о царевне.

Федра, встретясь с Ипполитом, говорит, что боится его: теперь, когда Тесея нет, он может обрушить свой гнев на нее и ее сына, мстя за то, что его изгнали из Афин. Ипполит возмущен — так низко поступить он бы не смог. Кроме того, слух о смерти Тесея может быть ложным. Федра, не в силах совладать со своим чувством, говорит, что если бы Ипполит был старше, когда Тесей приехал на Крит, то он тоже мог бы совершить такие же подвиги — убить Минотавра и стать героем, а она, как Ариадна, дала бы ему нить, чтобы не заблудиться в Лабиринте, и связала бы свою судьбу с ним. Ипполит в недоумении, ему кажется, что Федра грезит наяву, принимая его за Тесея. Федра переиначивает его слова и говорит, что любит не нынешнего Тесея, а молодого, как Ипполит, любит его, Ипполита, но не видит в том своей вины, так как не властна над собой. Она жертва божественного гнева, это боги послали ей любовь, которая ее мучает. Федра просит Ипполита покарать ее за преступную страсть и достать меч из ножен. Ипполит в ужасе бежит, о страшной тайне не должен знать никто, даже его наставник Терамен.

Из Афин является посланец, чтобы вручить Федре бразды правления. Но царица не хочет власти, почести ей не нужны. Она не может управлять страной, когда ее собственный ум ей не подвластен, когда она не властна над своими чувствами. Она уже раскрыла свою тайну Ипполиту, и в ней пробудилась надежда на ответное чувство.

Энона возвращается с известием, что Тесей жив и скоро будет во дворце. Федру охватывает ужас, ибо она боится, что Ипполит выдаст ее тайну и разоблачит ее обман перед отцом, скажет, что мачеха бесчестит царский трон. Она думает о смерти как о спасении, но боится за судьбу детей. Энона предлагает защитить Федру от бесчестья и оклеветать Ипполита пред отцом, сказав, что он возжелал Федру. Она берется все устроить сама, чтобы спасти честь госпожи «совести наперекор своей», ибо «чтоб честь была... без пятнышка для всех, и добродетелью пожертвовать не грех».

Энона оклеветала Ипполита, а Тесей поверил, вспомнив, как был бледен, смущен и уклончив сын в разговоре с ним. Он прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона, который обещал ему исполнить его первую волю, наказать сына. Ипполит настолько поражен тем, что Федра винит его в преступной страсти, что не находит слов для оправдания — у него «окостенел язык». Хотя он и признается, что любит Арикию, отец ему не верит.

Федра пытается уговорить Тесея не причинять вреда сыну. Когда же он сообщает ей, что Ипполит будто бы влюблен в Арикию, то Федра потрясена и оскорблена тем, что у нее оказалась соперница. Она не предполагала, что кто-то еще сможет пробудить любовь в Ипполите. Царица видит единственный выход для себя — умереть. Она проклинает Энону за то, что та очернила Ипполита.

Тем временем Ипполит и Арикия решают бежать из страны вместе.

Тесей пытается уверить Арикию, что Ипполит лжец и она напрасно послушала его. Он хочет еще раз допросить Энону, но узнает, что царица прогнала ее и та бросилась в море. Сама же Федра мечется в безумии. Тесей приказывает позвать сына и молит Посейдона, чтобы тот не исполнял его желание.

Однако уже поздно — Терамен приносит страшную весть о том, что Ипполит погиб. Он ехал на колеснице по берегу, как вдруг из моря появилось невиданное чудовище, «зверь с мордою быка, лобастой и рогатой, и с телом, чешуей покрытым желтоватой». Все бросились бежать, а Ипполит метнул в чудовище копье и пробил чешую. Дракон упал под ноги коням, и те от страха понесли. Ипполит не смог их удержать, они мчались без дороги, по скалам. Вдруг сломалась ось колесницы, царевич запутался в вожжах, и кони поволокли его по земле, усеянной камнями. Тело его превратилось в сплошную рану, и он умер на руках Терамена. Перед смертью Ипполит сказал, что отец напрасно возвел на него обвинение.

Тесей в ужасе, он винит Федру в смерти сына. Та признает, что Ипполит безвинен, что это она была «по воле высших сил... зажжена кровосмесительной неодолимой страстью». Энона, спасая ее честь, оклеветала Ипполита. Эноны теперь нет, а Федра, сняв с невинного пасынка подозрения, кончает свои земные мучения, приняв яд.

Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома - Зуяты.

Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти никогда и не суются туда. Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, - и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником.

Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих - птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный.

А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек - белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли - они ведь часто мимо косогора проходят, - вернулась к гнезду.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, - и вымахнула из гнезда.

Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать - закричала бы.

Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала - не запищат ли котятки.

Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе.

Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.

Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.

Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.

Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.

Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

Так вот ты где, сатана! - всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.

Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, - и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.

До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же:

«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

Издавна человек и природа были единым целым. Но мир будто бы забыл, что он - часть природы. Теперь человек - хозяин. Когда-то кто-то решил объявить его «царем природы», но «царь» оказался злым, жестоким и беспощадным. Он объявил войну природе - и она готова дать отпор. Я стараюсь быть неравнодушной к природе. Мне нравится читать книги, в которых рассказывается о природе, об отношении человека к природе. Виктор Петрович Астафьев - герой нашего времени, который неистово бьет тревогу, широко раскрывает актуальную для наших дней проблему взаимоотношений природы и человека.

Введение

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье…

Роберт Рождественский

Издавна человек и природа были единым целым. Но мир будто бы забыл, что он - часть природы. Теперь человек - хозяин. Когда-то кто-то решил объявить его «царем природы», но «царь» оказался злым, жестоким и беспощадным. Он объявил войну природе - и она готова дать отпор.

Выдающийся русский писатель В.П. Астафьев прожил яркую и трудную жизнь. Его перу принадлежит многочисленные произведения, посвященные русской природе и ее обитателям. На мой взгляд, один из самых интереснейших рассказов В.П. Астафьева - «Белогрудка». В этом рассказе повествуется о трагической судьбе куницы, у которой деревенские мальчишки забрали, а затем на ее глазах растерзали ее детенышей-котят. Убитая горем, она стала мстить людям и убивать животных и птиц, и за свои поступки куница заплатила жизнью.

Актуальность. То, о чем писал В.П. Астафьев, стало страшной реальностью: планета очень мала и слишком хрупка для экспериментов. Мы должны понять: нельзя вернуться в прошлое и что-то изменить, но можно попытаться сберечь то, что осталось. Астафьев пишет о необходимости сохранить нравственные ценности в душе человека, что поможет сохранить природу.

Экологические проблемы не раз затрагивались в литературе. Взаимоотношениям природы и человека посвящено немало произведений, потому что писатели не могут остаться равнодушными к тому, что делает природе человек. Особенно остро проблема сохранения природы стала проявляться в последнее время. Я стараюсь быть неравнодушной к природе. Мне нравится читать книги, в которых рассказывается о природе, об отношении человека к природе. Виктор Петрович Астафьев - герой нашего времени, который неистово бьет тревогу, широко раскрывает актуальную для наших дней проблему взаимоотношений природы и человека.

Предмет исследования . Взаимоотношения природы и человека в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка»

Объект исследования: произведение В. П. Астафьева, а именно рассказ «Белогрудка».

Цель работы:

-показать на примере произведения В. П.Астафьева «Белогрудка» взаимоотношения природы и человека

Задачи:

  • изучить литературу по теме исследования;
  • собрать материал из книг и Интернет-ресурсов о произведении В. П. Астафьева «Белогрудка»;
  • проанализировав рассказ, показать, насколько важна проблема и как она раскрывается в произведении;
  • представить готовый материал на конференции.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературных источников;
  • изучение Интернет - ресурсов.

Практическое значение: данную работу можно использовать на уроках литературы как в младших, так и в старших классах при изучении творчества В. П. Астафьева. Она может быть полезна в ходе изучения материалов по творчеству писателя.

Основная часть

  1. Виктор Петрович Астафьев - «певец сибирской природы»

В. П. Астафьев — писатель и человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать человеку её тяжело и неприятно. Самое большое зло, считал Астафьев,— отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас»

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка», - пишет Виктор Петрович в своих воспоминаниях. Его детство было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды.

С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ «Жив», который позже назвал «Васюткино озеро». Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил ФЗО в г. Красноярске и работал составителем поездов.

Осенью 1942г. В.П.Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузит.

На фронте будущий писатель встречает Марию Корякину, которая стала его женой. После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.

Последние годы жизни писатель провел на родине с Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка, оставив в наследство своим читателям библиотеку в с. Овсянка и книги, которые не могут не волновать современного читателя.

С детских лет изведавший суровую печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в её красоте и правде, В. П. Астафьев сказал однажды, что писать ему хотелось бы так, чтобы писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный ко всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле - творить добро.

Обратите внимание на удивительно доброе лицо этого человека, который так любит свою диковатую Сибирь и с такой гордостью говорит: «Я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами»…

Произведения Астафьева - это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев - добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найдёт отклик, отзовётся трепетным звуком.

  1. Рассказ «Белогрудка. История создания. Сюжет.

Рассказ был написан в 1961 году, когда писатель учился в Москве на литературных курсах. Автор, сам бывший родом из сибирской деревни, с детства знал и любил русскую природу. Неудивительно, что это отразилось в его творчестве. Знание писателя о повадках животных и особенностях их поведения может проиллюстрировать даже краткое содержание. «Белогрудка» - яркий пример этого. Кроме того, произведения является автобиографичным - Астафьев описывал случай, свидетелем которого в детстве был сам.

Маленькая деревенька в три дома, Зуяты, стоит между двух озёр. За деревней — крутой косогор, заросший густым лесом из ели и пихты, перемешанной с бузиной и малинником. Здесь, не опасаясь людей, живут разные звери и птицы. Селится в густолесье и куница с белой грудкой. Через несколько лет Белогрудка рожает кунят. Старательная и осторожная мать, куница бережёт детей, согревает своим телом и ловит для них дичь.

Однажды Белогрудку выслеживают деревенские мальчишки. Она долго водит их кругами по лесу, и, посчитав, что люди ушли, отправляется на охоту. Дичи в окрестностях мало, и Белогрудка отправляется к большому болоту за озером. Вернувшись с добычей, куница обнаруживает, что дети пропали из дупла. На дереве она находит запах людей. След приводит её к дому, в который мальчишки принесли кунят.

Несколько дней Белогрудка следит за домом, но войти не может — у будки на цепи сидит злой пёс. Наконец, она попадает на сеновал и видит, как мальчишка мучает её детей и кормит их сырым мясом. Вскоре один кунёнок умирает, и мальчишка кидает его псу.

С той же ночи в Зуятах начала гибнуть домашняя птица. Вскоре погиб и пёс, съевший кунёнка. Белогрудка задразнила его, пёс погнался за ней, повис на заборе и удушился. Куница так рассвирепела, что стала появляться в селе и днём, убивая всю птицу. Её попытались подстрелить, но только слегка ранили.

Зализав раны, Белогрудка вернулась. Она не знала, что мальчишку выпороли и велели отнести кунят обратно в гнездо, но тот поленился лезть в густолесье и бросил малышей в овражке возле леса, где их придушила лиса. Осиротевшая Белогрудка принимается душить птицу не только в Зуятах, но и в соседнем селе.

Поймали куницу, когда та случайно попала в погреб. Хозяин дома, охотник, понимает, что куница разбойничает потому, что осиротела, и отпускает её. Но Белогрудка снова возвращается, начинает свирепствовать пуще прежнего, и охотнику приходится её подстрелить.

В обоих сёлах до сих пор помнят Белогрудку и запрещают детям обижать зверей и птиц.

  1. Анализ рассказа «Белогрудка»

Читая рассказ, я задала себе вопрос: «Почему именно судьба животного заинтересовала автора, и он поставил её в центр повествования?» В центре его внимания белогрудая куница, которая в тексте пишется с большой буквы: «Белогрудка». Так Астафьев индивидуализирует свое отношение к главной героине рассказа. Весь рассказ пронизан горечью, болью к судьбе Белогрудки.

Мир природы

Мир человека

Описание густолесья, где живет Белогрудка.

«Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит жильцов своих» (дом для егообитателей)

«если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань» (метафора)

«люди почти никогда и не суются туда».

«противные запахи деревни» (чужие, опасные, неприятные)

«от худого глаза и загребущих рук»

Вывод: Белогрудка живет в своем мире-мире природы. Она не наносит вред людям в начале рассказа. Мир людей для нее чужой, опасный. При приближении человека она стремительно, молниеносно скрывалась, чувствуя опасность, мчалась со всех ног. Лес надёжно хранит своих жильцов от человека. Писатель не лестно отзывается о мире людей, потому что человек время от времени вторгается в этот мир, чтобы его разрушить. Она жила как обычный зверёк, никому не мешала. Не зря автор называет её самым скрытным зверьком.

Белогрудка-мать.

«маленьких, как бобовые стручки». (Сравнение, литота), «грела их своим телом, облизывала каждого до блеска», «была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят»

«Белогрудку выследили вереинские мальчишки»,

Вывод: Белогрудка - заботливая, внимательная, любящая мать. Неважно, что мать — куница, но она как и любая мать бесконечно любит своих детей.

Кража котят. (Кульминация рассказа)

«Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом...» или «Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы».

«Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры».

Вывод: Человек в такой ситуации плачет, кричит. А животное так не может делать. Весь ужас, все переживания куницы в одном знаке — тире. Оказывается, не только эпитеты, метафоры и другие образные средства передают авторскую мысль, но и знаки препинания тоже.Š

Автор настолько понимает и чувствует её горе, что в рассказе есть места, где как будто слышится голос самой Белогрудки. А иногда автор будто её глазами видит окружающее. Удивительное авторское умение понять её переживания, почувствовать каким-то общим чутьём и делает его рассказ В. П. Астафьева такими пронзительно искренними и честными.

Человеческие поступки не проходят бесследно. Неоправданно вторгаясь в мир природы, человек совершает преступление перед самим собой тоже. Непонимание убивает в нём самое лучшее — чувство справедливости, милосердие. Это опустошает его изнутри.

Месть Белогрудки людям.

«На селе было придушено множество цыплят и кур», «на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка», «Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась».

«Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом». (Люди превратили котят в игрушку)

Вывод: Любая мать ради своих детей готова пойти на всё. Человек вторгся в мир природы и тем самым нарушил её покой. Если раньше кунице были противны даже запахи деревни, то теперь она может там находиться часами, днями. Белогрудка мстит за то, что у неё отобрали самое дорогое, а животное опасно в мести, даже самое безобидное. Человек должен быть разумным хозяином природы

Финал рассказа. Гибель Белогрудки.

«Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули»

«Белогрудка осиротела». «Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего», «Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла»

«Мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл»

«Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю»

«До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц».

Вывод: писатель заканчивает произведение на жизнеутверждающей ноте. История с куницей послужила уроком для жителей деревень. Пусть будет больше косогоров и других мест, где животные не прячутся от людей и не боятся их; где человек — не хозяин природы, а мудрый друг её и помощник; где люди понимают, что животные тоже могут любить и ненавидеть.

Анализ рассказа показал, что на протяжении всего повествования автор противопоставляет мир человек и мир природы, но рассказ заканчивается на оптимистической, жизнеутверждающей ноте. Автор верит в разум человека, об этом говорит поведение взрослых людей в рассказе. Автор задаёт проблему: «Как научиться понимать мир природы и жить в согласии с ней». Что же происходит с человеком, если он отрывается от природы, от своей первоосновы? Что происходит с душой таких людей, которых становится все больше с каждым днем.

Заключение.

Самое большое зло, считал Астафьев,— отношение современного человека к природе. В своих произведениях он с горечью рассказывает о людях, которые бездумно губят леса, реки и рыбу в них. Нужно воспитывать в себе чувство бережного отношения ко всем живым существам, с которыми мы встречаемся, будь то красивый цветок или мрачное насекомое. Охрана природы подразумевает охрану всей жизни на Земле. В нашей стране принят ряд важнейших документов об охране природы. Одним из таких документов является «Красная книга». Красная Книга, значит, природа в опасности. 2017 год - объявлен годом экологии в России.

Видимо, это удивительное авторское умение — понять переживания животного, почувствовать каким-то общим чутьём всё, что с ними происходит, и делает рассказ таким пронзительно искренним, честным, актуальным и любимым многими поколениями. Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идёт своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в её мир, а только наблюдать за ней и наслаждаться её звуками.

В. П. Астафьев говорил: «Вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережёте и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».

Списки источников и использованной литературы

1. В П. Астафьев «Белогрудка». Библиотека мировой литературы для детей. М.: «Детская литература», 1985.-652 с.

2. Стрелкова И. И. В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев, колледжей. / И. И. Стрелкова. - М.: «Русское слово», 2005. - 112с.



Бизнес идеи