Сложный труд. Vi. простой и сложный труд

В производстве товаров участвуют работники различной квалификации. Труд работника, не обладающего никакой специальной подготовкой, является простым трудом. Труд, требующий специальной подготовки, является сложным, или квалифицированным, трудом.

Сложный труд создаёт в единицу времени стоимость большей величины по сравнению с простым трудом. В стоимость товара, созданного сложным трудом, входит и часть труда, затраченного на обучение работника. Сведение всех видов сложного труда к простому труду совершается стихийным путём. Сложный труд приобретает значение умноженного простого труда; час сложного труда равняется нескольким часам простого труда.

Величина стоимости товара определяется рабочим временем. Чем больше времени необходимо для производства данного товара, тем выше его стоимость. Известно, что отдельные товаропроизводители работают в разных условиях и затрачивают на производство одинаковых товаров различное количество рабочего времени. Значит ли это, что чем ленивее работник, чем в менее благоприятных условиях он работает, тем выше будет стоимость товара? Нет, не значит. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем, затрачиваемым на производство товара отдельным товаропроизводителем, а общественно необходимым рабочим временем.

Общественно необходимое рабочее время есть то время, которое требуется для изготовления какого-либо товара при средних общественных условиях производства, то есть при среднем уровне техники, средней умелости и интенсивности труда. Общественно необходимое рабочее время изменяется в результате роста производительности труда.

Производительность труда определяется количеством продукции, создаваемой в единицу рабочего времени. Производительность труда растёт в результате усовершенствования или более полного использования орудий производства, развития науки, повышения искусства работника, рационализации труда и других улучшений в процессе производства. Чем выше производительность труда, тем меньше время, необходимое для производства единицы данного товара, тем ниже стоимость этого товара.

Интенсивность труда определяется затратами труда в единицу времени. Чем больше затрачивается труда в единицу времени, тем больше величина созданной стоимости, которая воплощается в большем количестве произведённых товаров.

Для социализма, который хочет освободить человеческую рабочую силу от ее положения товара, очень важно понять, что труд не имеет стоимости и не может иметь ее. При таком понимании теряют почву все попытки регулировать будущее распределение средств существования как своего рода высшую форму заработной платы, – попытки, перешедшие к г-ну Дюрингу по наследству от стихийного рабочего социализма.


Отсюда как дальнейший вывод вытекает, что распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими соображениями, будет регулироваться интересами производства, развитие же производства больше всего стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности. Способу мышления образованных классов, унаследованному г-ном Дюрингом, должно, конечно, казаться чудовищным, что настанет время, когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии и когда человек, который в течение получаса давал указания как архитектор, будет затем в течение некоторого времени толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности как архитектора. Хорош был бы социализм, увековечивающий профессиональных тачечников!

Если равноценность рабочего времени должна иметь тот смысл, что каждый работник в равные промежутки времени производит равные стоимости и что нет необходимости сперва выводить какую-либо среднюю величину, – то совершенно очевидно, что это неверно. Стоимость, созданная часом труда двух работников, хотя бы одной и той же отрасли производства, всегда окажется различной, смотря по интенсивности труда и искусству работника; этой беде, – которая, впрочем, может казаться бедой только таким людям, как Дюринг, – не может помочь никакая хозяйственная коммуна, по крайней мере на нашей планете. Что же остается, следовательно, от всей концепции равноценности всякого труда? Ничего, кроме пустой крикливой фразы, экономической подоплекой которой является только неспособность г-на Дюринга к различению между определением стоимости трудом и определением стоимости заработной платой, – ничего, кроме простого указа, своего рода основного закона новой хозяйственной коммуны: заработная плата за равное рабочее время должна быть равной! Но в таком случае старые французские рабочие-коммунисты и Вейтлинг приводили уже гораздо лучшие доводы в пользу своего требования равенства заработной платы.

Как же в целом разрешается важный вопрос о более высокой оплате сложного труда? В обществе частных производителей расходы по обучению работника покрываются частными лицами или их семьями; поэтому частным лицам и достается в первую очередь более высокая цена обученной рабочей силы: искусный раб продается по более высокой цене, искусный наемный рабочий получает более высокую заработную плату. В обществе, организованном социалистически, эти расходы несет общество, поэтому ему принадлежат и плоды, т. е. большие стоимости, созданные сложным трудом. Сам работник не вправе претендовать на добавочную оплату. Из этого, между прочим, следует еще тот практический вывод, что излюбленный лозунг о праве рабочего на «полный трудовой доход» тоже иной раз не так уж неуязвим.

Проверочная работа по теме: «Труд» 5 класс

Вариант 1

Часть А

1. Что из перечисленного отличает деятельность человека от животного?

    Способность к творчеству 2. Забота о потомстве

3. Жизнь в группе 4. Биологические потребности

2. Признаком творчества является:

    Стандарт 2. Трафарет 3. Копирование 4. Новизна

3. Продукт труда, выставленный на продажу:

    Заработная плата 2. Товар 3. Земля 4. Премия

4. Что из перечисленного можно отнести к услугам?

1. Учебник 2. Компьютер 3. Труд тренера

5. Что из перечисленного не является творчеством?

1.Художник рисует картину 3. Актер выступает на сцене

2.Ученый совершает открытие 4. Балерина упражняется в технике танца

, не связанный с этим понятием.

7. Что такое благотворительность?

1. Сочувствие к тем, кто не имеет средств для достойного существования

2. Оказание помощи тем, кто в ней нуждается

3 Строительство больниц, приютов, школ

4. Всё названное

8. Верно ли, что:

А. Труд можно разделить на простой и сложный.

Б. Источником богатства на земле является только труд человека?

9. Верны ли суждения о выборе профессии?

А. Для правильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна.

Б. Материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа

10.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«творчество». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Выдумка 2. Трафарет 3. Фантазия 4. Новизна 5. Чувство красоты.

Часть В

В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом

1. Труд

А. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

2.Творчество

Б. Высокое природное дарование, выдающиеся способности к деятельности в какой-либо области – научной. Художественной, практической.

3. Мастер

В. Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей.

4.Талант

Г. Человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд, смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные

1

2

3

4

Ответ:

В 2. Заполните пропуск в предложении.

Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и важнейшей его _____ .

(мастерством, благотворительностью, деятельностью)

Часть С

Проверочная работа по теме: «Труд»

Вариант 2

Часть А

1. Что является признаком деятельности человека в отличие от поведения животных?

1. Использование природных материалов 2. Инстинкт 3. Планирование 4.Объединение в группы

2. Какая черта необходима людям творческих профессий?

1. Фантазия 2. Коллективизм 3. Практичность 4. Планирование

3. Как называется продукт, произведенный на продажу?

1. Премия 2. Труд 3. Творчество 4. Товар

4. Что из перечисленного является платой за труд?

1. Капитал 2. Процент 3. Заработная плата 4. Рента

5. Что является источником всякого богатства?

1.Деньги 2. Золото 3. Труд 4. Серебро

6. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«благотворительность». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Меценат 2. Миллионер 3. Спонсор 4. Помощь 5. Пожертвование

7. Человек, достигший высшего искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество:

1.Ремесленник 2. Ученик 3. Мастер 4. Работник

8. Верно ли, что:

А. Работа парикмахера называется услугой.

Б. Труд учёного оценивается по количеству сделанного?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа

9. Верны ли суждения о мастере своего дела?

А. Мастер – человек, достигший высокого искусства в своем деле.

Б. Мастер – человек, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа

10. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

«работа». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Кропотливость 2. Творческий подход 3. Лень 4. Усердие.

Часть В

1. В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом

столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. Мастер

А. продукт произведённый для продажи

2. Труд

Б.Человек достигший высочайших высот в своей профессии

3. Товар

В. Лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

4. Меценат

Г. Деятельность человека, направленная на преобразование мира и создание материальных благ

1

2

3

4

Ответ:

В2. Заполните пропуск в предложении.

Премия – денежное или материальное _______ за достижение, заслуги в какой-либо отрасли деятельности.

(средство, поощрение, взыскание)

Часть С

С1. Написать пословицу о труде, работе, трудолюбии.

Ответы

для проверочной работы по теме «Труд»

Вариант 1

Вариант 2

Часть А

Часть А

Часть В

Часть В

1-В,2-А,3-Г,4-Б

1-Б, 2-Г, 3-А, 4-В

благотворительностью

поощрение

Часть С

Часть С

Пословица о труде самостоятельно написанная ребёнком



Сложный труд

труд работника, имеющего квалификацию, т. е. Квалифицированный труд ; связан с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированной рабочей силы (См. Рабочая сила). В процессе производства товаров С. т. создаёт в единицу времени большую Стоимость , чем Простой труд . Поэтому С. т. представляет собой умноженный (возведённый в степень) простой труд. Сведение С. т. к простому (Редукция труда) завершается в процессе обмена товаров с помощью соизмерения их стоимостей.

В условиях научно-технической революции доля сложного, квалифицированного труда в составе рабочей силы повышается. В период строительства коммунистического общества происходит постепенное преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом на основе значительного повышения квалификации широких масс трудящихся. Одновременно с изменением содержания простого труда увеличивается удельный вес работников, выполняющих С. т.

В. В. Мотылев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Сложный труд" в других словарях:

    Труд, целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком… …

    I целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком … Большая советская энциклопедия

    Муж. работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. Человек рожден на труд. Без труда нет добра. Труд кормит и одевает. Лень с труда сбила. Что за… … Толковый словарь Даля

    ТРУД, КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ - труд, требующий специальной профессиональной подготовки, знаний, умения и навыков для выполнения, как правило, сложных работ. В отличие от неквалифицированного (простого) труда, К.т. выступает как сложный, один час которого эквивалентен… … Большой экономический словарь

    ТРУД - процесс создания людьми условий и средств существования; воплощения человеческих сил, умений, знаний; преобразования и приспособления природного материала к человеческим потребностям. Т. способ воспроизводства и накопления общественного опыта; в… … Современный философский словарь

    Труд работника, не имеющего квалификации (См. Квалификация), т. е. неквалифицированный труд. Всякий Сложный труд может быть сведён к П. т., поскольку, по характеристике К. Маркса, «сравнительно сложный труд означает только возведенный в… … Большая советская энциклопедия

    КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД - сложный труд, требующий специальной подготовки, наличия у работника навыков, умения и знаний для выполнения определенных видов работ. Создает в единицу времени большую стоимость, чем неквалифицированный (простой) труд … Профессиональное образование. Словарь

    - (сложный труд), требующий специальной подготовки, наличия у работника навыков, умения и знаний для выполнения определённых видов работ, по сравнению с неквалифицированным (простым) трудом. * * * КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД… … Энциклопедический словарь

    - (сложный труд) требующий специальной подготовки, наличия у работника навыков, умения и знаний для выполнения определенных видов работ, по сравнению с неквалифицированным (простым) трудом … Большой Энциклопедический словарь

    Труд, требующий специальной предварительной подготовки работника, наличия у него навыков, умения и знаний, необходимых для выполнения определённых видов работ. В отличие от неквалифицированного (простого) труда, К. т. выступает как… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Приключения Ваваки , Калинина Александра Николаевна. Новая книга из детской серии "Дитятко" рассказывает в лёгкой доступной форме о путешествиях собаки Ваваки по городам" Золотого кольца России" и её приключениях в городе Мяуславле. Написано…

В процессе труда отдельного работника в той или иной степени могут присутствовать следующие функции:

- логическая , связанная с определением цели и подготовкой к процессу труда;

- исполнительская , обеспечивающая приведение средств труда в действие различными способами, предусмотренными технологией преобразования предмета труда;

- регистрация и контроль в связи с наблюдением за ходом технологического процесса, выполнения намеченной программы действий;

- регулирование как уточнение заданий, программы.

В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность его труда. Она занимает центральное место в числе характеристик содержания труда.

Сложный труд – это труд работников, имеющих квалификацию, т.е. квалифицированный труд (высококвалифицированный).

Сложный труд связан с издержками на обучение, подготовку и переподготовку квалифицированных работников. В нем в разной степени могут преобладать логическая, исполнительская, контрольная и регулирующая функции.

Простой труд – труд, не требующий от работника специальной подготовки. Это - неквалифицированный труд. Здесь преобладает исполнительская функция. Простой труд – категория историческая, его характеристика изменяется с развитием производительных сил.

Сравнивая эти два понятия, следует отметить, что сложный труд – труд более высокого качества, большей квалификации, умелости и активности. Квалифицированный работник обладает большим объемом знаний и информации, чем работник простого труда, качественно лучшими навыками и творческим отношением к труду.

Различный уровень квалификации отражается в системе оплаты и нормирования труда, учитывающей уровень квалификации, затраты труда, степень ответственности, условия труда работника и т.д.

Редукция труда .

Сложный труд в товарном производстве, все его виды сводятся к простому труду. Этот процесс получил название редукции труда . Термин происходит от лат. redactio, что означает возвращение, отодвигание назад.

Анализируя сложный труд, К. Маркс подчеркивал, что "труд этого рода сводится к … простому труду, возведенному в степень, так что, например, один день сложного труда равен трем дням простого труда". И далее, "сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или скорее помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого".

Сложный труд выступает как помноженный простой труд. В рабочем часе сложного труда, как правило, заключено несколько часов простого труда, что выражается в различной величине стоимости, создаваемой разным по сложности трудом за одно и то же время.



Сложный труд переносит на продукт большую стоимость, чем простой, а значит, квалифицированные работники создают в единицу времени большую стоимость, чем неквалифицированные.

Кроме этого, редукция труда включает в себя сведение более интенсивного и тяжелого труда к труду нормальной (в данном обществе) интенсивности и тяжести.

Таким образом, базой редукции труда является простой труд, не требующий обучения и производственного опыта, предполагающий нормальные условия труда, средние умственные и физические способности человека.

Объективной основой редукции труда является различие в издержках на подготовку работника, выполняющего сложный труд, и работника, выполняющего простой труд. Стоимость рабочей силы квалифицированных рабочих выше, чем неквалифицированных в связи с тем, что включает издержки на обучение, переподготовку и требует больше рабочего времени на ее возмещение.

Редукция труда учитывается при планировании цен, расчете полных затрат труда на производство продукции как внутри страны, так и при международных сопоставлениях. В этих случаях сложность труда определяется с учетом всех отличий данного вида труда от простого, а в затраты на подготовку квалифицированных кадров включаются все затраты – как самого работника, так и общества.



Енвд