Предметом труда менеджера является информация. б) менее высокие. Рекомендации по планированию рабочего дня и улучшению его структуры

. Управленческий труд - это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управленческой пр раке зависит от объекта и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, возникающие в процессе выполнения управленческих функциий.

Управленческая деятельность - специфический вид трудового процесса. Управленческий труд имеет свои особенности по сравнению с трудом производительным, в результате которой создаются материальные ценности. Управление - это пер рш всего работа с людьми, а их трудовая деятельность является объектом управленческого влияния. Это работа творческая, преимущественно умственный, которая осуществляется человеком в виде нервно-психических усилий. Процесс умственной труда состоит из таких элементарных действий или операций, как слушание, чтение, речь, контактирование, наблюдения за действием, мышления, умозаключение тощтощо.

Управленческий труд - труд непродуктивна. Участие в создании материальных благ происходит опосредованно, через труд других лиц. Продуктом управленческого труда является решение, а не товары и услуги, предм метом - информацииія.

. Труд менеджера - это целенаправленный специфический вид умственной деятельности по обеспечению эффективной работы управляемой системы

Рис 12. Характеристика содержания управленческого труда

. Организацию труда менеджера следует понимать как процесс подготовки и осуществления соответствующих мероприятий, направленных на достижение поставленной перед системой целей

. Предметом труда менеджера является информация об объектах управления и внешняя среда

. Объектом труда менеджера является персонал управляемой системы и отношения, складывающиеся в нем в процессе выполнения определенных функций

. Средствами организации труда менеджера является совокупность организационной и учетной техники для получения, фиксации, передачи, копирования, размножения, обработки информации, которая необходима для осуществления процесса управления системами

Труд менеджера отличается от труда других работников аппарата управления системами. Она имеет творческий характер. Менеджер должен постоянно по собственной инициативе искать пути обеспечения эффективной раб боты управляемой системы и мобилизовать на это ее лицоал.

Менеджер - это прежде всего организатор работы той или иной системы. Перед ним всегда стоит задача объединить персонал в единое целое и определить стратегические направления ее деятельности, скоординировать работу в функциональных подразделений и непосредственных исполнителив.

В процессе организации труда менеджер выполняет такие функции, как прогнозирование, организация, планирование, учет, контроль и регулирование. В управляемой системе он является не только организатором, но и воспитателем персонала. Для этого менеджер применяет соответствующие принципы и методы воздействия на людией.

В условиях рыночной экономики резко повышаются требования к менеджерам предприятий. Они должны постоянно работать над собой чтобы демонстрировать в процессе выполнения своих функций высокие профессиональные и лица исти качеі.

Анализ процесса управления предприятием дает возможность выделить две взаимосвязанные составляющие: функционально-технологическую и организационно-человеческую. О функционально-технологического аспекта управления, то он является объектом изучения таких дисциплин, как технология, организация, маркетинг и т.д.. Организационно-человеческий аспект, который является объектом изучения менеджмента, выходит из необходимости целеустремленности, согласование джености работы членов коллективву.

Рассмотрим особенности управленческого труда

Как и любой другой процесс, управленческая работа состоит из следующих основных элементов: предмет труда (то, что подлежит влиянию, обработке), средства труда (то, посредством чего осуществляется воздействие), сам пр роцес - целенаправленная деятельность и результат. Эти элементы позволяют определить характер и особенности управленческого труда независимо от должности управленческого работника, области деятельности и т.д. упрощенной в схему ее можно представить как систему, на входе которойї информация (предмет - то, на что направлен труд), подлежащей внутри системы обработке интеллектом человека посредством технических средств управления - вычислительной и организационной техники (средства труда), а на выходе - качественно новая информация или управленческое решение (результат труда) (рис 13)

Сегодня квалифицированный специалист, занятый управленческой деятельностью, являются огромной ценностью. От того, как он осуществляет организационную и технологическую подготовку производства, оперативное регулирование деятельно ости производственных подразделений и отдельных исполнителей, зависит производительность труда, эффективность использования производственных фондов, себестоимость продукцииї.

Характер деятельности руководителя очень разнообразен. Он выступает в роли организатора, специалиста, администратора, общественного деятеля и воспитателя. Выполняя организационно-административные функции, управленцы и занимаются поиском и подготовкой новых решений. Их труд носит творческий характер, свойственный изобретателям, рационализаторам, новаторам производстватва.

Очень часто различные виды деятельности руководителя выполняются параллельно, прежде всего при применении воспитательной и организаторской работы, а часто и одновременно с творческим трудом руководителя. Состояния организации управлинс ской работы присущи определенные недостатки. Главной причиной является то, что труд высококвалифицированных специалистов не всегда используется по назначению. Так, нормативный объем времени на выполнение каждой функции и фактические затраты на ее осуществление, как правило, не совпадают. Это отражает различие формальной и содержательной структуры труда рабочихиків.

Эффективная работа управленческого аппарата должна обеспечивать надежное функционирование системы управления, которое исключало бы случайные ошибки в информации вследствие необъективности ее подготовки, перепись ски или препятствий при его передаче и использованию.

Быстрый рост и совершенствование производства приводят к резкому росту объема управленческих работ, а темпы роста производительности труда управленческого персонала не могут удовлетворить возрастает аючи потребности производства. Этот разрыв необходимо уменьшить за счет дальнейшего совершенствования методов и форм организационной работы, а также механизации и автоматизации управленческих робет.

Одним из основных вопросов совершенствования организации труда управленческих работников является разработка рациональных форм разделения и кооперации труда. Многие специалисты уделяют значительное внимание вопросу влияния ру вник на морально-психологический климат коллектива. По мере повышения уровня должности руководителя повышаются требования к его профессиональных и личных. Как-тоей.

Следовательно, особенно актуальной задачей является совершенствование процесса подготовки и переподготовки руководящих кадров, усиление контроля за их отбором согласно деловых и личных качеств работников, их. ВВИ ибностей и склонностей к организаторской работе, усиление контроля за воспитательной деятельностью руководящего работника.

В процессе управления его субъекты (менеджеры) решают самые разные проблемы - организационные, экономические, технические, социально-психологические, правовые и т.д.. Это многообразие также является важной особо можность труда менеджера.

Информация является специфическим предметом управленческого труда, в связи с чем она имеет информационную природу. В ней сочетаются творческие, логические и технические операции, связанный с обработкой информации, а обм мин деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер достижения целей управления происходит путем подготовки и реализации совокупного управл. Инск воздействия на коллектив, на его трудовую деятельность, это и является специфическим результатом управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решениення.

Принятие управленческих решений определяется сложной совокупностью факторов внутренней и внешней среды, которые постоянно создают нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, а занимается управленческой деятельностью, качеств. Принимаемые управленцами, зависят от их знаний и опыта, интуиции, личностных свойств. Если при принятии решений застосовуеть ся вся эта совокупность качеств, тогда речь идет об искусстве управленияння.

. Управленческая работа характеризуется:

1 насыщенность действий (преимущественно кратковременных);

2. Разнообразием видов деятельности;

3 фрагментарность деятельности;

4 части вмешательством извне;

5 широких сетью контактов, которые выходят далеко за пределы рабочей группы;

6 преобладанием речевого (устного) общения с окружающими (до 90%)

Анализ управленческой работы свидетельствует о ее функциональную неоднородность. По сравнению с трудом рабочих она имеет свои существенные особенности. Прежде всего это умственный труд. Различают три вида умственной й труда:і: эвристическая, административная и операторская (рис 14)

. Эвристическая труд - творческая составляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению она характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, опре значению направлений совершенствования конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем). По содержанию эвристическая работа повязкам связана с выполнения аналитических их и конструктивных операций и направлена??на разработку и принятие решень.

. Административная работа - вид умственного труда, функциональным назначением которой является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию она весьма разнообразна и включает выполнение различных организационно-административных ативних операций - координационных, распорядительных, контрольных. Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективеів.

. Операторская работа - это труд по выполнению стереотипных (таких, постоянно повторяющихся) операций предусмотренного характера. По содержанию - это информационно-техническая работа, включающая документационного операции (оформление в. Документом, их копирование, размножение, хранение, обработку корреспонденции и т. п.), первично-расчетные и учетные, ввод данных в. ЭВМ, переработка информации по предварительно разработанной программе, в бчислювальни операцииї.

Преимущество тех или иных видов умственных нагрузок значительной мере определяет специфику организации управленческого труда по отношению к методам выполнения работ, видов норм, способов регламентации, условий пр рац.

Введение.

2. Принципы научной организации труда менеджеров.

3. Оценка уровня организации труда менеджеров.

Список использованной литературы.

Введение

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого менеджера не организовать должным образом, то менеджер не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации.

Если менеджер не спланирует и правильно не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления.

В настоящее время в мире информационный поток возрастает в геометрической прогрессии.

Целью данной работы, является рассмотрение организации работы менеджеров. То есть: как организовать работу менеджера, чтобы его труд был наиболее эффективным. Но следует помнить, что труд менеджера настолько специфичен, что правильно организовать его довольно проблематично. Умение эффективно руководить, что это, наука или искусство? Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, не даст никто. Можно лишь предположить, что это некий синтез науки и искусства управления. И поэтому в данной работе будут по возможности рассмотрены пути повышения эффективности работы менеджера.

1. Методы подбора менеджеров и оценка их деятельности.

Задачи и функции менеджмента реализуются только через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами.

Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

  • руководителям групп;
  • начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий;
  • руководителям производственных подразделений;
  • администраторам различного уровня, координирующих деятельность различных подразделений и внешних партнеров;
  • руководителям предприятий, фирм в целом.

Подбор кадров осуществляется с помощью изучения объективных анкетных данных, проведения собеседования при приеме на работу.

При большом количестве претендентов на вакантную должность используется подбор на конкурсной основе, а также на основе выборов.

Это глубоко демократический способ подбора кадров повышает ответственность руководителя перед коллективом. В то же время повышается ответственность и исполнительская дисциплина вс

ех членов коллектива, так как актом избрания они не только вручают руководителю необходимые полномочия, но и выражают готовность выполнять его указания.

Чтобы не допустить серьезных ошибок при подборе руководящих работников, следует изучать их кандидатуры с точки зрения добросовестности, знания дела и административных способностей.

Необходимо также обязательно учитывать личностные психологические свойства, так как всякий руководящий пост дает человеку большую власть, и от личных качеств менеджеров зависит, сумеет ли он достаточно осторожно пользоваться этой властью.

При подборе кадров управления возникает проблема целесообразного сочетания в руководящем ядре организации работников с различными качествами, чтобы достичь грамотного сочетания различных полезных для дел качеств у руководителя и его ближайших помощников.

Для развития системы управления большое значение имеет своевременное выдвижение работников на руководящие должности. Необходимо создавать условия для продвижения способных сотрудников «по вертикали», а в ряде случаев бывает целесообразным перемещение руководителя «по горизонтали» с целью приобретения их разностороннего опыта для будущей деятельности на более высоком уровне.

Формирование кадрового резерва позволяет избежать случайностей при назначении на руководящие должности, а также при замене сотрудников более подготовленными. На каждую должность необходимо иметь несколько кандидатов.

Оценка кадров управления не поддается точному методу, так как показатель затрат времени в условиях творческого труда мало о чем говорит, а результаты деятельности менеджеров хотя и сказываются на производстве, но их трудно измерить.

Наиболее емкой оценкой труда менеджера является конечный результат, но она не может быть единственной и исчерпывающей. Поэтому проводится еще и дифференцированная оценка вклада в общий итог каждого конкретного работника с учетом степени и качества реализации функций, возложенных на него. Такой оценке хорошо способствуют четко разработанные должностные инструкции.

Другой подход предусматривает оценку не результатов труда, а самого работника как личности. При этом оцениваются знания, навыки и черты характера.

Методы оценок менеджера разнообразны:

Оценка по анкетным данным, отзывам и результатам беседы;

Аттестация в виде экзаменов по отдельным дисциплинам;

Балльная оценка всей совокупности профессиональных, деловых и личных качеств;

Оценка с помощью тестов; использование анкеты интервью;

Оценка по результатам работы.

Самым сложным моментом является оценка личностных качеств работника. Наиболее частыми методами здесь являются методы бальных оценок и метод коэффициентов, основанные на субъективных мнениях опрашиваемых экспертов, в качестве которых выступают коллеги, руководители и подчиненные, хорошо знающие аттестуемого.

Для исключения субъективизма при оценке руководителей во многих странах она проводится в специальных оценочных центрах, располагающих набором специальных тестов и упражнений для проверки качеств и навыков, имеющих преимущественное значение для управленческой деятельности на том уровне, для которого кадры подбираются. Упражнения стандартны, поэтому оценка происходит на равных для всех условиях. Те, кто осуществляет оценку, проходят специальную подготовку и свои функции выполняют на достаточно высоком профессиональном уровне.

Оценочные центры являются одновременно и учебными, так как большинство используемых тестов и упражнений широко применяются при подготовке кадров.

2. Принципы научной организации труда менеджеров

Под научной организацией управленческого труда понимают совокупность мероприятий, обеспечивающих планомерное и наиболее эффективное использование труда работников аппарата управления. Эти мероприятия должны обеспечить наиболее эффективную связь аппарата управления с управляемым коллективом и с внешними организациями.

Кроме того должны быть обеспечены экономичность, оперативность и надежность управления. Управленческий труд является специфической разновидностью умственного труда, прямо не участвующего в создании материально-вещественных ценностей. Но через организацию тура непосредственных исполнителей управленческий труд воздействует на предметы труда, тем самым прямо и непосредственно влияя на результаты производства. Специфической особенностью управленческого труда является то, что предметом труда является информация.

Эффективность труда управления зависит от целого ряда организационных, экономических и психологических условий. Это может быть прямой эффект, если результатом является сокращение численности или величины затрат на содержание административно-управленческого аппарата, или косвенный эффект, если результатом являются конечные результаты производства.

Для того чтобы более эффективно использовать способности работников, избавлять их от перегрузки, необходимо соблюдать некоторые принципы научной организации управленческого труда.

Принцип специализации заключается в обеспечении правильного соотношения различной специальности и квалификации в соответствии с объемом работ по выполнению каждой управленческой функции. При этом должны учитываться образование, квалификация и индивидуальные качества каждого работника.

Принцип синхронизации предполагает согласованность в деятельности различных работников по видам управленческих работ.

Принцип прямоточности обеспечивает выбор кратчайших путей прохождения управленческой информации.

Принцип ритмичности предусматривает равномерную загрузку каждого работника управления в течении рабочего дня и по периодам производства.

Принцип стандартизации заключается в обеспечении руководителей подразделений стандартными средствами управленческого труда и формами документации.

В сфере управленческой деятельности используется три вида нормирования.

Нормы выработки устанавливают определенные объемы работ за определенное время. Они используются при нормировании труда технических исполнителей.

Нормы обслуживания определяют количество технических средств управления, обслуживаемое одним работником в системе управления. Применяются при нормировании труда инженерно-технических работников.

Нормы управляемости определяют количество работников, подчиненных непосредственно одному руководителю на определенном уровне управления.

3. Оцінка уровня организации труда менеджеров

Прежде всего, следует подчеркнуть, что менеджеры ничего не производят, кроме управленческих решений, поэтому при оценке их деятельность судят по эффективности их труда на основе анализа использования руководителями их рабочего времени.

Учесть и проанализировать фактические затраты времени любого менеджера можно путем определения структуры его рабочего дня.

Для этого используется «фотография» и «самофотография» рабочего дня. И в том, и в другом случае фиксируются затраты времени на определенные функции менеджмента, причем либо это делается специально выделенным для этого хронометражистом, либо самим менеджером.

Составленная на основе фотографии или самофотографии рабочего дня фактическая структура сравнивается с нормативной, на основе чего делаются выводы об отклонениях от норматива и разрабатываются мероприятия по совершенствованию структуры рабочего для менеджера.

Исследование причин потерь рабочего времени показывают, что основными их них являются следующие.

Лишние ступени и звенья в аппарате управления приводят к усложнению системы документооборота и снижению оперативности управления.

Существенный вред наносят диспропорции в численности руководящих и вспомогательных работников, что приводит к выполнению первыми не свойственных их функций.

Нарушение последовательности выполнения процедур управлению, особенно при принятии решений, снижает эффективность управления.

Нечеткая организация выполнения принятых решений приводит к дублированию, потерям времени.

Много времени непроизводительно тратится на излишнюю отчетность.

В качестве других причин потерь рабочего времени можно указать такие, как:

Нарушения трудовой и технологической дисциплины;

Значительное количество плохо подготовленных совещаний;

Неполучение из других отделов и служб сведений в установленные сроки;

Низкое качество полученных документов и т.п.

Поэтому совершенствование организации труда предполагает как рационализацию всех управленческих работ, так и повышение производительности труда управленческих работников.

Этого можно добиться путем совершенствования оперативного управления, информационного обеспечения и делопроизводства, четкого определения функций работников, планирования личного труда, создания нормальных условия труда и отдыха.

Труд менеджера носит высокотворческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умения концентрироваться в определенные моменты на ограниченных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступает знание и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями. Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

  • знания в области теории и умения в сфере практики управления;
  • способность к коммуникациям* и умение работать с людьми;
  • компетентность в области специализации предприятия.

Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микроэкономики, общей теории систем и принятия управленческих решений, умения применять новые информационные технологии и экономико-математические методы для оптимизации решений. Учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

Вторая категория требований к компетенции менеджера способность к коммуникациям и умение работать с людьми. Она вытекает из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, внешние и внутренние коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели деятельности.

Способность к коммуникациям в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека и поэтому может быть определена с помощью тестов на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера.

Третья категория требований, связанных с компетентностью в области специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов.

Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т. е. закреплению за ним одной или несколько предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обуславливает создание на предприятии специальных подразделений маркетинга, производства, финансов, персонала и т. п.

Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности и выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий от принимаемых менеджером на каждом уровне управленческих решений возрастает по мере перехода от низшего к высшему менеджменту. К высшему менеджменту относятся руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности (НИОКР, производству, маркетингу и т. п.). Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений, служб и административных органов предприятия и включает до 60% всей численности менеджеров на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т. п.

4. Рекомендации по планированию рабочего дня и улучшению его структуры

Планирование личного труда является неотъемлемой чертой сознательной деятельности каждого человека. План личного труда должен составляться на неделю, на месяц. Он должен быть нацелен на решение главных задач, на отыскание способов рационализации труда.

Работы, подлежащие выполнению в течение дня, ранжируются по срочности и значимости. На первые часы работы надо предусматривать ознакомление с почтой, прием посетителей, так как в этот период происходит «врабатывание». Решение наиболее трудных вопросов надо проводить во время пика своей работоспособности, которая каждым человеком выявляется индивидуально. На конец рабочего дня намечают легкие работы (оформительские, составление сводок).

Каждому рабочему дню следует придавать свой «профиль», то есть включать один и больших и важных вопросов по капитальному строительству, специальным вопросам (материально-технического снабжения, финансирования и другие). Проведение совещаний и заседаний следует проводить в начале и в конце недели, когда наблюдается снижение работоспособности.

В план личного труда не следует включать ежедневно повторяющиеся дела, для них просто надо зарезервировать 25-30% рабочего времени.

На непредвиденные работы необходимо отвести 10-15% времени.

С целью повышения эффективности своего труда любой менеджер должен:

Уметь определять важность и очередность решения возникающих проблем;

Не поручать другим решение стратегических проблем, но второстепенные вопросы передавать заместителям;

Быть требовательным к себе и другим, не допускать безответственности;

В чрезвычайных ситуациях действовать быстро и решительно, но избегать авантюрных решений;

С достоинством проигрывать;

Быть последовательным и справедливым в своих действиях.

Если рассматривать рабочее место менеджера, то можно сказать, что это его рабочий кабинет, в котором он проводит большую часть работы. От того, какой это будет кабинет, зависит, и то, как будет работать менеджер. Совершенно очевидно, что чем лучше приспособлено рабочее место для выполнения функций менеджера, тем производительнее и эффективнее будет работа менеджера.

При рассмотрении вопроса организация рабочего места необходимо учитывать следующие моменты:

1. Внутренний объем и форма кабинета. В зависимости от ранга менеджера приемлемая площадь будет от 20 до 50 м2 и высота кабинета минимум 3,5 м. Форма кабинета также имеет большое значение, так как рабочий кабинет менеджера не просто место где он непосредственно работает, но и как правило место проведения планерок, собраний, совещаний. Учитывая это, наиболее рациональной является прямоугольная форма кабинета с соотношением сторон 1:2;

2. Мебель. Здесь необходимо учитывать следующие моменты:

2.1. Антропометрические показатели (имеется ввиду рост, длина корпуса, длина рук и др.);

2.2. Обеспечение удобного положения тела человека, что создает условия для меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободы движения и другого;

2.3. Рациональная планировка и компоновка мебели;

2.4. Мебель должна выглядеть эстетично.

3. Оборудование. Для нормальной работы менеджера необходимо иметь:

3.1. Канцелярские принадлежности.

3.2. Два телефона. Один телефон должен быть внутренний (имеется в виду телефон для связи внутри организации), а другой для выхода за пределы организации. Причем второй телефон (для выхода за пределы организации) по возможности должен быть таким, что на звонок по нему должен отвечать сначала секретарь, а если необходимо переключать звонок на менеджера. Это позволит меньше отвлекать менеджера.

3.3. Компьютер. В настоящее время без компьютера нельзя представить нормальной работы менеджера. Во-первых, компьютер позволяет сделать работу практически безбумажной, во-вторых, с помощью компьютера можно быстро получать информацию о положении дел на рынке, в-третьих, он позволяет быть в курсе дел на предприятии и многое другое. Но здесь необходимо учитывать, что полностью воспользоваться возможностью компьютера можно только при наличии: хорошего программного обеспечения, выхода на компьютерные сети и что самое главное наличие компьютерной сети внутри организации.

3.4. Ежедневник. Необходимая вещь, позволяющая менеджеру не забывать назначенные встречи или другую полезную информацию.

4. Цветовое оформление кабинета. Цветовые тона должны быть не резкими, мягкими. Цвета лучше выбирать из светлых тонов (нежно-зеленый, желтый, бежевый), светлые тона не только способствуют снижению утомляемости, но и увеличивают объем кабинета. Важно также, чтобы все поверхности были матовыми, т.к. блестящие поверхности вредны для здоровья.

5. Санитарно-гигиенические условия работы. Основные нормативы приведены в таблице № 1.

Следует отметить, что для снижения шума можно использовать ковровые покрытия на пол, двойные двери, шумоизоляционную обивку и др. Для поддержания нормального микроклимата применяются кондиционеры, лучистые источники тепла. Для снижения солнечного света можно повесить на окна жалюзи.

Отметим некоторые особенности. Весь кабинет делится (условно) на три зоны. Первая зона - непосредственно рабочее место менеджера. Вторая зона - зона проведения совещаний, планерок, презентаций товаров. Третья зона - зона отдыха, где стоят журнальный столик, диван и одно, два комфортабельных кресла.

Рабочий стол должен быть больше обычных столов. Рабочая поверхность стола должна быть твердой и гладкой, преимущественно из дерева. Не следует покрывать стол стеклом, так как его блестящая поверхность вредно действует на зрение. На приставке (слева) можно поместить компьютер, телефоны и другие предметы, которые могут занимать много место на рабочем столе. Приставка спереди рабочего стола нужна для официального приема 1 - 3 посетителей.

Стол для совещаний должен быть рассчитан на определенное количество человек (как правило, количество участников конференций, планерок (5 -7 человек) + 2 свободных места). Стулья вокруг стола для конференций не должны быть слишком комфортабельными или неудобными. Оптимально - обыкновенные стулья с мягким сиденьем.

Зона отдыха предназначена для неофициальных приемов и отдыха менеджера.

Рабочий кабинет можно также дополнить стендом, где будут располагаться образцы производимой продукции. Также необходимы большие настенные часы, которые были бы видны из любой точки кабинета. Живые цветы, шторы, продуманное цветовое оформление, все это создает комфорт и уют, а значит, помогает в работе.

Выводы

Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из имеющихся ресурсов. Управление фирмой требует соблюдения определенной технологии разработки, принятия и реализации решений. Специалистам нового времени необходимы глубокие знание по менеджменту. Поэтому правильная организация труда менеджера очень важно. Труд менеджеров должен быть организован так, чтобы потери рабочего времени были минимальны. Однако эффективность труда должна сочетаться с соблюдением норм управляемости, норм условий труда и рациональным планированием рабочего дня.

Особенности труда менеджеров:

1) управленческий труд имеет целенаправленную природу

2) управленческий труд - это работа с людьми

3) предметом и продуктом труда менеджера является информация

4) управленческий труд и произв. труд имеют одну и ту же единую конечную цель. Объединение и координирование совместных усилий людей направлено на достижение конкретных запланированных результатов.

5) У менеджеров интеллектуальный труд. Продукт труда менеджера - решение.

6) Труд менеджеров весьма разнообразен.

7) Управленческий труд является эффективным. Можно говорить об эффекте управления, выраженном системой параметров, характеризующих новое состояние производства, достигаемое в результате управленческих воздействий. Эффект управления проявляется в том, что элементы системы приведены в действие и используются в соответствии с их назначением наиболее рациональным способом.

Список использованной литературы

  1. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учеб. пособие / Н. П Беляцкий, С.Е. Велесько, П.Ройш. - Мн.: ИП«Экоперспектива», 2000. - 320 с.
  2. Брасс, А. А. Основы менеджмента: учебное пособие / А. А. Брасс. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. - 239 с.
  3. Вершигора, Е. Е. Менеджмент: учеб. пособие / Е. Е. Вершигора. - М.:ИНФРА-М, 1998. - 256 с.
  4. Евтухов, B.C. Основы современного менеджмента: учеб. пособие для вузов / B.C. Евтухов. - Гомель: МНИТСО, 2000. - 284 с.
  5. Жигалов, В. Т. Основы менеджмента и управленческой деятельности: учеб. пособие для кооп. Учеб. заведений. Ч.2. / В. Т. Жигалов; Центросоюз РФ, Центр. учебно.-метод. кабинет- М.: ЦУМК, 1992. - 127 с.
  6. Кнышова, Е.Н. Менеджмент: учеб. пособие для ссузов / Е.Н. Кнышова. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 304 с.
  7. Основы менеджмента: современные технологии: учеб.-методич. пособие / Под ред. М.А. Чернышева. — М.: «МарТ», 2004. —320 с.
  8. Основы менеджмента: учеб. пособие для ссузов / Э.М. Гайнутдинов, Р.Б. Ивуть, Л.И. Поддерегина и др.; Под ред. Э.М. Гайнутдинова. — Мн.: Университетское, 2001. — 152 с.
  9. Салимжанов, И. X. Менеджмент: учеб. пособие для ссузов / И.Х. Салимжанов. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 320 с.
  10. Титович, А.А. Основы менеджмента: пособие / А.А. Титович. - Гомель, 2003.-347 с.
  11. Феденя, А.К. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / А.К. Феденя. - Мн.: Бестпринт, 2003. - 324 с.
  12. Янчевский, В.Г. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / В.Г. Янчевский. - Мн.: ТеатраСистемс, 2004. - 224 с.

Следовательно, менеджер участвует в создании материальных благ опосредованно через труд своих подчиненных.

Необходимо различать понятия «менеджер» и «предприниматель».

Предприниматель -

Самостоятельный субъект рыночных отношений, действующий на свой страх и риск, под свою ответственность (материальную, социальную, уголовную) в целях получения прибыли;

Дееспособный гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью.

Предпринимателям присущ новаторский дух поведения, постоянное стремление к знаниям, которые являются базой предпринимательства. Цивилизованному предпринимателю свойственны также все черты, необходимые менеджеру.

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

Как уже отмечалось, менеджмент - это прежде всего деятельность по управлению организацией, т.е. организация первична, следовательно, она является причиной существования менеджмента.

Менеджмент, в свою очередь, необходим для координации действий людей, повышения эффективности, конкурентоспособности и сохранения целостности организации.

Менеджмент не существует в отрыве от организации. Организация является основой менеджмента. Поэтому для более полного понимания сущности и содержания менеджмента необходимо рассмотреть, что такое организация, как она возникает, как устроена, как функционирует и развивается.

Человек на протяжении всей жизни связан с организацией (детский сад, школа, институт, предприятие, театр и т.п.). В этих организациях люди проводят большую часть своего времени (учатся, работают, отдыхают и т.п.).

Коммерческие организации (предприятия) создают продукцию (услуги), потребляя которые человек живет и развивается.

Государственные учреждения (организации) определяют нормы и правила и контролируют их соблюдение.

Общественные организации (партийные, профсоюзные и др.) являются средством выражения наших взглядов и интересов.

В конце XX в. организация стала универсальной формой общественной жизни. При этом она понимается как социально-экономическая система, как общее понятие для всех организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, компаний, учреждений, фондов и т.п.).

Наиболее общее представление об организации можно составить на основе следующих определений.

ОРГАНИЗАЦИЯ -

Хорошее упорядоченное, продуманное устройство;

Систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей;

Компания, фирма, предприятие, общественное объединение, учреждение

Первое определение относится к живой и неживой природе и характеризует организацию как систему. Например, системой является любой живой организм, техническое устройство (автомобиль и т.п.). Остальные определения относятся к общественной жизни.

В настоящее время в литературе по управлению применение термина «организация» довольно многообразно. Под понятие «организация» подпадают процессы по упорядочению элементов в целесообразное единство; по формированию и поддержанию целостности создаваемых или функционирующих объектов; по объединению людей и координации их действий для выполнения какой-нибудь задачи и т.п. В этом смысле организация - это совокупность целенаправленных процессов или действий, ведущих к образованию необходимых связей. Организация как система (упорядоченное состояние элементов целого, т.е. организация в статике) и организация как процесс по упорядочению элементов в целесообразное единство (организация в динамике) непосредственно связаны между собой. Причем организация как процесс - первична, а организация как система - вторична, так как она является результатом того или иного процесса организации. Вместе с тем система не остается неизменной, она функционирует, в ней идет процесс упорядочения элементов системы.

Организация может рассматриваться как в статике, так и в динамике. В статике - это целостное образование, имеющее вполне определенное предназначение. В динамике она представляется в виде разнообразных процессов по созданию или поддержанию целостности каких-либо объектов.

Природа всех социальных процессов и систем носит двойственный объективно-субъективный характер. Основным элементом и главным организатором этих процессов и систем является человек. Однако человек не всесилен. Его возможности ограничены объективными процессами, протекающими в природе.

Наиболее общие элементы, характерные для любой организации:

Люди, работающие в данной организации;

Цели, которые она желает достичь;

Управление, которое приводит в движение ее ресурсный потенциал для достижения целей.

Основные признаки организации:

Наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой группы;

Одна цель (желаемый конечный результат, который принимают как общий все члены данной группы);

Сознательная совместная деятельность.

Основными ресурсами организации являются люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология, информация (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Основные ресурсы, используемые организацией

Организации создаются и действуют в конкретных социально-экономических, социально-культурных, исторических, производственно-технических и иных условиях. Поэтому в каждой организации проявляются специфические закономерности их формирования и развития. Эти объективные закономерности во многом предопределяют принципы и методы управления, организационные структуры, системы информационного обеспечения, стили руководства, мотивы поведения членов организации.

1.3. СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Эффективность управленческой деятельности менеджеров в значительной мере определяется теоретической подготовкой, в том числе знанием теории менеджмента. Она вооружает специалистов знанием организационных законов, принципов и правил, необходи­мых им при принятии управленческих решений.

Для более полного раскрытия сущности понятия «теория менеджмента» вначале необходимо рассмотреть такие понятия, как «теория» и «теория управления».

В самом общем виде теория - это:

Система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности развития природы, общества, мышления;

Совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-либо мастерства;

Сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь.

Сущность понятия «теория управления» раскрывается в следующих определениях.

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ - система знаний о законах управления в соци­ально-экономических и других системах; наука, изучающая закономерности, принципы, процессы и методы управления в социально-экономических и других системах.

Цель теории управления - формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технических, социальных, экономических и т.п.), внешних и внутренних связей, об отношениях, складывающихся между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Как уже отмечалось ранее, понятие «управление» значительно шире, чем понятие «менеджмент», но применительно к организации их можно рассматривать как синонимы. Поэтому и «теория управления» как наука в самом общем виде значительно шире «теории менеджмента». Однако применительно к организации можно утверждать, что понятие «теория менеджмента» идентично понятию «теория управления организацией».

На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие определения понятия «теория менеджмента».

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА -

Наука изучающая процессы и систему управления в организациях;

Наука, изучающая закономерности, принципы, формы, методы, приемы и средства управления в организациях

Теория менеджмента использует знания других наук, которые можно представить как:

Управленческие аспекты таких наук, как социология, психология, математика и др.;

Конкретные науки об отдельных сторонах управления;

Теория искусства управления.

В последние годы в менеджменте широко используются социология и психология управления, социология организации и др.

Если специальные науки изучают отдельные этапы процесса управления: планирования, организации, управления персоналом, маркетинг и т.п., то теория менеджмента изучает управление как целостное явление (систему и процесс).

Теория искусства управления опирается не только на универсальные принципы и закономерности, на общие правила управления. Она в большей мере базируется на прошлом опыте и эмпирических обобщениях, на интуиции, на таланте управленцев.

Любая теория имеет свой объект и предмет исследования. Объектом изучения обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность, а предметом - исследуемые свойства этого объекта.

Объект теории менеджмента - система и процесс управления организацией.

Предмету теории менеджмента можно дать следующее определение.

Предмет теории менеджмента - отношения управления, закономерности, прин­ципы и методы, присущие не отдельным функциям или сторонам управления организацией, а менеджменту, рассматриваемому как целостное, комплексное социальное явление.

В предмет теории менеджмента включаются также категории, раскрывающие сущность управленческой деятельности.

Категории, используемые наукой, позволяют проникать в глубь экономических явлений и процессов. В экономической науке категория - это теоретическое (абстрактное) выражение основных сторон производственных отношений. Экономические категории позволяют обобщать массовые явления экономической жизни, познавать экономические законы.

Теория менеджмента использует как общие экономические категории, так и категории, присущие только ей. Все категории теории менеджмента можно разделить на три группы (рис. 1.3)

Рис. 1.3. Классификация категорий, используемых в теории менеджмента

В качестве инструмента теоретического исследования предмета теории менеджмента выступает научный метод.

Метод - это:

· способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества;

· упорядоченная деятельность по достижению определенной цели;

· путь исследования.

Требования, предъявляемые к научному методу:

· строгость;

· однозначность;

· эффективность;

· простота (экономичность);

· способность приносить новые результаты.

Метод теории менеджмента - набор теоретико-познавательных и логических подходов и методов, а также научного инструментария для исследования системы управления организацией.

Метод предписывает исследователю, какие и как применять средства, чтобы получить истинные знания об объекте и предмете исследования.

Теория менеджмента как составная часть экономической науки и как учебная дисциплина использует: 1) общенаучные; 2) социологические; 3) конкретно-предметные методы исследования.

1. К общенаучным методам относятся: системный анализ, моделирование, аналогии, индукции, дедукции, статистический и др.

Системный анализ является важнейшим инструментом системного подхода. Он используется для изучения свойств и структуры организации, рассматривая ее как сложную систему.

Моделирование - особый метод изучения объектов (систем) и процессов. Модель - описание, изображение или схема какого-либо объекта, явления или процесса, отображающая их структуру и функционирование.

Существует множество вариантов создания моделей объектов. Для теории менеджмента представляют интерес экономические и математические модели. Моделирование позволяет избежать ошибок и определить перспективные направления развития систем или процессов.

Метод аналогии - метод, использующий аналог (например, аналогом может быть выбрана лучшая организация, адекватно отражающая исследуемый объект или процесс).

Вывод о состоянии тех или иных явлений и процессов при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Это вероятностный метод. Выводы и умозаключения по ана­логии в той или иной степени вероятностны.

Индуктивный метод - метод экономических исследований, основанный на переходе от частных экономических фактов к общим выводам и положениям; это рассуждение от частного к общему, выве­дение общих принципов из частных правил.

Дедуктивный метод - умозаключение, в котором осуществляется переход от общих фактов и положений к единичным выводам и обобщениям; это рассуждение от общего к частному, выведение частных принципов из общих правил.

Статистический метод - важнейший количественный метод экономической науки, широко используемый в различных науках, в том числе в менеджменте.

Его значение раскрывается в том, что статистический метод:

Сближает экономическую теорию и эмпирию, требует сопоставления теоретических положений с реальным практическим функционированием организации;

Позволяет формализовать управленческую науку, перевести ее на язык цифр и формул;

Выступает как эффективный способ проверки экономических теорий и гипотез;

Позволяет моделировать и прогнозировать экономические явления и процессы.

2. Теория менеджмента использует также социологические методы исследования (наблюдение, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок и др.).

Наблюдение (применительно к объекту управления) - целенаправленное, организованное и осмысленное восприятие процессов, протекающих в организациях в естественных условиях ее существования с целью получения первичной эмпирической информации в форме эмпирических фактов.

Анкетирование - способ получения информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми респондентами в форме регистрации ответов на вопросы.

Интервью - метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы исследователя с респондентом.

Метод экспертных оценок - вид опроса (устного или письменного), при котором исследователь получает информацию от специалистов высокой квалификации в данной области знания.

Социологические методы исследования являются весьма эффективными при исследовании организации, так как позволяют получать достоверную информацию о ее состоянии и протекающих в ней процессах.

3. Конкретно-предметные методы исследования, привязанные к конкретным наукам (психологии, математике и т.п.), включают в себя способы сбора, обработки и применения научной информации для решения управленческих задач.


Похожая информация.


Правильные ответы выделены курсивом и +

1. Управление – это:

2. Менеджмент – это:

Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

Эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.

3. Кто является родоначальником классической школы менеджмента:

Ч. Бебидж;

М. Вебер;

Ф. Тейлор.

4. Первый учебник по управлению был написан английским предпринимателем М. Веберов в:

Ч. Бебидж;

М. Вебер;

Ф. Тейлор.

6. Какие бывают виды разделения труда менеджеров?

Функциональное;

Горизонтальное;

Вертикальное;

7. Сколько существует иерархических уровней менеджмента?

8. Кто относится к среднему уровню менеджеров?

Заместители;

Руководители подразделений;

Руководители групп.

9. Функции менеджмента бывают:

Общие, индивидуальные;

Групповые, специфические;

Конкретные, расширенные;

Правильного ответа нет.

10. Выберите правильные функции менеджмента:

Планирование;

Коодинирование;

Распределение;

Стимулирование;

Все ответы верны.

Тесты по менеджменту с ответами 2-ой вариант

1. Планирование – это:

Управленческая деятельность, отраженная в планах и фиксирующая будущее состояние менеджмента в текущее время;

Перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;

2. Сформулируйте задачи планирования:

Перспективная ориентация в рамках распознавания проблем развития;

Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех её подразделений.

Создание базы для эффективного контроля путем сравнения показателей.

3. По форме планирование бывает:

Тактическое;

Конкретное;

Перспективное.

4. Необходимость планирования заключается в определении:

Конечных и промежуточных целей;

Задач, решение которых необходимо для достижения целей;

Средств и способов решения задач;

Правильного ответа нет.

5. При какой форме планирования осуществляется выбор средств для выполнения целей на период от 1 года до 5 лет?

Перспективное;

Среднесрочное;

Оперативное.

6. При какой форме планирования осуществляется определение целей деятельности на срок больше 5 лет:

Перспективное;

Среднесрочное;

Оперативное.

7. Организация – это:

Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;

Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

Это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

8. Установление постоянных и временных связей между всеми подразделениями организации осуществляет функция:

Планирования;

Организации;

Контроля.

9. Выберите основные принципы организации менеджмента:

Непрерывность;

Ритмичность;

Надежность;

Все ответы верны.

10. Функции административно-оперативного управления:

Определение структуры предприятий;

Периодическое или непрерывное сравнение;

Установление ответственности.

Тесты по менеджменту 3-ий вариант

1. Регулирование – это:

Управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;

Процесс выработки корректируемых мер и реализации принятых технологий;

Функция менеджмента.

2. Принципы регулирования:

Рациональность;

Ритмичность;

Надежность;

Достоверность.

3. Задача регулирования:

Обновление планируемых заданий;

Обеспечение своевременного эффективного достижения организацией своих целей;

Корректировка результатов деятельности;

4. Виды регулирования:

Реактивное;

Операционное;

Упреждающее.

5. При каком виде регулирования проблема рассматривается как потенциальная возможность:

Реактивное;

Операционное;

Упреждающее.

6. Назовите этапы регулирования:

Определение структуры предприятия.

7. Дайте правильное определение функции координации:

Управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы рабочих подразделений;

8. Назовите функции менеджмента:

Ритмичность;

Мотивация;

Законность;

9. Тип власти, который может использовать менеджер:

Экспертная;

Эталонная;

Законная;

Все ответы верны.

10. Влияние – это:

Поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение другого человека;

Волевое отношение между людьми, основанное на силе;

Убеждение человека в чем-либо.

Тесты по теория менеджмента тесты с ответами вариант 4

1. Назовите форму влияния, которая может побудить человека к более тесному сотрудничеству:

Убеждение;

Принуждение;

Участие сотрудников в управлении.

2. Задачи контроля:

Сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности;

Оценка состояния и значимости полученных результатов;

Разработка и принятие решений.

3. Анализ – это:

Это управленческая деятельность, обеспечивающая выявление причин отклонения желаемого состояния системы от фактического и осуществляющая разработку мер по устранению выявленных недостатков;

Управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима управления;

Это управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования.

4. Кто является продолжателем теоретической работы Тейлора о менеджменте:

А. Файолль;

Ч. Бебидж;

М. Вебер.

5. Назовите психологические методы управления:

Метод профессионального отбора;

Метод социального нормирования;

Метод гуманизации труда.

6. Какие приемы используются при психологических методах управления?

Интервью;

Наблюдения.

7. Назовите социальные методы управления:

Метод профессионального отбора;

Метод социального нормирования;

Метод гуманизации труда.

8. Управление – это:

Эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации и лидерства руководителя.

Процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать и достичь целей;

Особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно и целенаправленно работающую производственную группу;

9. Назовите этапы регулирования:

Определение структуры предприятия;

Информационная подготовка для принятия решений;

Разработка и принятие решений;

10. Социальные методы управления:

Метод управления группами;

Метод ролевых изменений;

Метод управления групповыми явлениями;

Все ответы верны.

Итоговое тестирование по менеджменту с ответами:

1 Тест. Что такое менеджмент?

1. Разновидность науки управления.

2. Группа руководителей.

3. Разновидность управленческой деятельности.

4. Это отношение, складывается в процессе управленческой деятельности.

5. Совокупность принципов, методов, форм и средств управления, особый вид деятельности, связанный с руководством людьми, умелым использованием их труда и знаний.

2. Задачами менеджмента являются:

1. Тактическая.

2. Стратегическая

3. Оперативная

4. Поддержание устойчивости фирмы и всех ее элементов и ее развитие.

5. Контроль результатов деятельности и внесение коррективов.

3. Функции менеджмента – это …

1. Виды управленческой деятельности, которые обеспечивают формирование управленческого влияния.

2. Отдельные виды управленческой деятельности, которые увеличивают эффективность руководства.

3. Отдельные управленческие процессы, направленные на увеличение продуктивности труда подчиненных.

Тест № 4. Функции менеджмента

1. Инновационный менеджмент.

2. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.

3. Организация, планирование, контроль, мотивация.

4. Перевод фирмы в качественно новое состояние.

5. Целенаправленность.

5. Тест. Процесс менеджменту – это …

1. Последовательное выполнение функций менеджмента, конкретно: планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.

2. Последовательность определенных оконченных этапов, выполнение которых способствует обеспечению: управленческого влияния руководящей системы на руководимую для достижения целей организации.

3. Последовательное выполнение функций и методов менеджмента.

4. Правильные ответы 1 и 3.

6. Выберите понятие, относящиеся к принципам менеджмента.

1. Единоначалия и коллегиальность.

2. Организация.

3. Достижение цели.

4. Планирование.

7. Среди условий, что перечислены ниже, выберите такие, которые определяют успех организации.

1. Наличие формальных и неформальных организаций.

2. Выход на внешний рынок.

3. Способность к выживанию, результативности, практической реализации.

4. Наличие современных технологий.

8. В чем состоит основное отличие формальных и неформальных организаций.

1. В количестве членов организаций.

2. В контактах с внешней средой.

3. В способе возникновения.

4. В связях между членами организации.

9. Организация – это:

1. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами.

2. Группа людей, которые владеют определенными ресурсами, имеют общее руководство и общие цели.

3. Группа людей, деятельность которых сознательно, направленно или спонтанно координируется для достижения определенной цели.

4. Группа лиц, которые имеют общее руководство.

10. Какие из нижеприведенных понятий относятся к целям по содержанию.

1. Долгосрочные.

3. Территориальные.

4. Экономические

11. Выберите правильные ответы:

1-В; 2-Б; 3-А; 4-Г

12. Функция организации базируется на таких категориях:

1. Полномочие, ответственность, стимулирование, делегирование.

2. Полномочие, ответственность.

3. Полномочие, ответственность, делегирование.

13. Полномочия – это:

1. Возложена на должностное лицо обязанность выполнять постановленные задания и обеспечивать их позитивное решение.

2. Ограниченное право использовать ресурсы предупреждения и направлять усилия подчиненных на выполнения задания.

14. Ответственность – это:

2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.

3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.

15. Делегирование – это:

1. Возложенная на должностное лицо обязанность выполнить поставленные задачи, обеспечить их позитивное решение.

2. Ограничения права использовать ресурсы предприятия и направлять усилия подчиненных на выполнение задания.

3. Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.

17. Управленческое решение это:

1. Формы влияния на исполнителей.

2. Организационный инструмент в руках работников управления.

3. Творческая деятельность по анализу проблемной ситуации, выбор средств от разрешения.

4. Разрешение.

18. Дайте определение понятий:

1 – В; 2 – А; 3 – Ь; 4 – Г.

Тест № 19. Какие качества должны быть присущи менеджеру?

1. Знание по специальности.

2. Практичность ума.

3. Спонсорство.

4. Любовь к чтению художественной литературы.

20. Что Вы понимаете под словом «группа».

1. Количество людей, едущих в одном автобусе.

2. Личности, имеющие одинаковые наклонности к какому-то процессу.

3. Две и больше личности, что взаимодействуют одна с одной.

4. Четко определенное количество людей.

21. Кто такой формальный лидер:

1. Один из членов группы, что владеет силой личного влияния на других.

2. Руководитель коллектива, который пользуется данной ему служебной властью.

3. Целеустремленный менеджер.

4. Главный специалист.

22. Группы работников делят на такие категории:

1. Формальные и неформальные.

2. Простые и сложные.

3. Открытые и закрытые.

23. Отметьте какие из нижеперечисленных предложений не являются признаками коллектива.

1. Наличие непосредственных производственных связей.

2. Наличие высокой активности.

3. Психологический климат.

4. Общность целей и задач.

24. Назовите причины конфликтов:

1. Психологическая совместимость

2. Конкуренция.

3. Режимы труда и отдыха.

4. Сотрудничество.

25. Путь разрешения конфликтов:

1. Премирование.

2. Компромисс.

3. Поездка на природу.

4. Гласное обсуждение.

26. Стресс – это:

1. Перегрузка нервной системы.

2. Рассеянность.

3. Вегетативно-психологическое состояние.

4. Увольнение с работы.

1. Много работает, требует этого от других.

2. Много работаем сам.

3. Делится властью с подчиненными.

4. Ценить подчиненных.

28 - Тест. Руководитель демократического стиля руководства.

1. Не терпит критики.

2. Ждет указаний сверху.

3. Избегает конфликтов.

4. Коллегиально решает проблемы коллектива.

29. Технология принятия управленческих решений в порядке их разрешения.

1. Одобрение.

2. Реализация.

3. Подготовка.

30. Что относится к методам принятия управленческих решений:

1. Мозговая атака.

2. Организация.

3. Формулировка.

4. Форма контроля.

Управленческий труд – вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.

Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления. К их числу относятся: определение целей и планирование, организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующие стиль и методы управления.

Управление производством представляет собой область деятельности, направленную на обеспечение согласованной и эффективной работы трудового коллектива, создающего материальные ценности или производящего услуги. Оно включает в себя выполнение различных функций. По своему содержанию эти функции можно свести в несколько основных групп: . Руководство Планиро-вание Организация Мотивация. Контроль Регулирова-ние

Характеризуя управленческий труд, необходимо отметить, что его объектом является сфера его приложения – организация, структурное подразделение, территория, то есть управление производством или другими объектами.

Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и письменной (документированной), по функциональной принадлежности – технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, по используемым носителям – бумажная, магнитная и т.п.

Продукт управленческого труда – управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в заданном режиме.

Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, уровень и полнота использования которых, определяют культуру и эффективность управления в организации.

Управленческий труд по сравнению с трудом рабочих имеет свои существенные особенности. Прежде всего это преимущественно умственный труд. Различают три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.

Эвристический труд– творческая составляющая умственной деятельности. Административный труд- вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. Операторный труд это труд по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций предопределенного характера.

Рассматривая особенности управленческого труда, что этот труд, как и труд рабочих, является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму. Занятые управленческим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, но, осуществляя, техническую и организационную подготовку производства, совершенствуя методы планово-экономической работы, решая коммерческие задачи, они реализуют свою деятельность в продукте труда совокупного работника.

Особенность результатов управленческого труда – в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно – по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов или отделов, в которых они трудятся. То есть его эффективность должна оцениваться не по количеству подготовленных документов и изданных распоряжений, а по результативности и прогрессивности принимаемых технических, организационных, экономических решений – по их влиянию на результаты деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции или услуг.



Енвд