Практика и стажировка. Стажировка на рабочем месте: что это, как её оформить

Нам часто задают вопросы, чем отличается практика от стажировки.

Мы провели сравнительный анализ, чтобы помочь вам разобраться и сделать правильный выбор.

Что это такое?

Практика / Обязательный вид учебных занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку студента. Проводится в целях приобретения практических навыков работы, углубления и закрепления знаний, полученных в процессе обучения, а также сбора, систематизации, обобщения материалов для подготовки выпускной квалификационной работы.

Стажировка / Собственная инициатива получить возможность увидеть компанию изнутри, понять, какими ценностями она живет, как работает ее бизнес, применить свои знания на практике и попробовать свои силы в разнообразных проектах.

Когда можно пойти?

Сколько времени займет?

Практика / Как правило, продолжительность практики составляет от 6 до 10 недель, и зависит это от направления и профиля подготовки. Рабочее время занимает 8 часов, поскольку во время прохождения практики занятия в Университете не предусмотрены.

Стажировка / Длительность стажировок – в среднем 2-3 месяца. Стандартная продолжительность стажерских программ – от 1 месяца до года. Стажировка может быть либо с полной, либо с частичной занятостью – это зависит от конкретной программы стажировки и возможностей компании. В основном компании набирают студентов на лето, чтобы они могли полноценно работать без ущерба для учебы.

Как найти для себя вариант?

Практика / Финансовый университет заключает договоры с государственными организациями, российскими и международными компаниями и банками на проведение практики студентов. Вы также можете выбрать организацию не из числа компаний – партнеров Университета и заключить индивидуальный договор по форме, установленной в Университете. В Управлении планирования и развития карьеры вам окажут содействие в выборе места для прохождения практики и расскажут, какие документы необходимо подготовить после окончания практики.

Стажировка / На сайте Управления планирования и развития карьеры в разделе «Стажировки» постоянно появляются актуальные предложения от работодателей. Также рекомендуем активно посещать корпоративные сайты компаний, анализировать информацию о карьерных возможностях на кадровых порталах.

Что я буду делать?

Практика / Цели и задачи практики определяются программой практики, разработанной в соответствии с направлением и профилем подготовки.

Стажировка / Выполнять задания, предусмотренные программой стажировки или вашим куратором в компании. Задания могут касаться как профессиональных областей – составления планов, аналитики, работы с клиентами, подготовки отчетов и пр., так и административной работы.

Могу ли я заработать?

Практика / Как правило, практика не предполагает материального вознаграждения, только в том случае, если совместите с оплачиваемой стажировкой.

Стажировка / Да, бывают оплачиваемые стажировки.

P . S . Практику и стажировку стоит рассматривать как обучение и возможность применить свои знания на практике, а не как способ заработать деньги, ведь вы получаете ценные навыки, с которыми в дальнейшем сможете успешно трудоустроится. Практика или стажировка довольно часто становятся началом профессионального пути для молодого специалиста.

Какие гарантии трудоустройства?

Практика / Практика, как правило, не предусматривает последующего трудоустройства. Возможность обосноваться в компании в качестве сотрудника зависит от вашей инициативы и умения себя зарекомендовать.

Стажировка / Как правило, логическим завершением стажировки является отбор лучших кандидатов для трудоустройства в компанию. В этом случае, важна ваша готовность уделять компании от 20 до 40 рабочих часов в неделю.

P . S . Нужно понимать: какими бы вы великолепными знаниями не обладали и каких бы блестящих результатов не достигли, дорога в штат компании открывается только при наличии вакансии.

Текст: Управление планирования и

развития карьеры Финансового университета

В законодательстве Российской Федерации понятие "стажировка" упоминается в статье 59 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ), которая посвящена срочному трудовому договору (далее – ТД). Рассмотрим его значение.

В толковых словарях русского языка дается три определения этому слову. Стажировка – это деятельность человека, направленная на приобретение необходимого опыта работы, освоение навыков новой профессии, не требующей специальной подготовки.

Второе значение связано с испытательным сроком. Стажировка – это работа по специальности в течение некоторого времени с возможностью последующего зачисления в штат. Ее также называют испытательным сроком.

Третье значение: стажировка – это деятельность человека, направленная на повышение профессиональной квалификации по полученной им специальности. Рассмотрим ее классификацию.

Виды стажировок

Их разделяют на две группы. Это рабочие стажировки и обучающие. Первые направлены на получение трудового места, вторые – на получение практических навыков.

Также стажировки можно классифицировать по некоторым признакам, например:

  1. Добровольные и обязательные. Вторые чаще всего встречаются в ВУЗах при получении специальностей, требующих практических навыков. Иногда бывает, что прохождение стажировки является необязательным (археологическая практика в педагогическом ВУЗе).
  2. Оплачиваемые и неоплачиваемые. Если стажировка связана с испытательным сроком сотрудника на новом рабочем месте, то она оплачивается. Если это учебная практика студента, то она, как правило, не вознаграждается денежно. Зато будущий специалист получает новые навыки, которые ему понадобятся при трудоустройстве.
  3. По сфере специализации: педагогическая, археологическая, технологическая, финансовая и т. д.
  4. Проведение стажировки может быть квартальным (весенним, летним, осенним, зимним), полугодовым (зимним, летним).
  5. Внутренние и внешние: в стране проживания и международные. Лучших студентов отправляют за рубеж на практику по обмену студентов.

Рабочая стажировка

Она направлена не только на получение знаний и опыта, но и на последующее оформление стажёра в штат. Для работодателя такая стажировка – это хороший способ выявить лучшего претендента, максимально подходящего на роль сотрудника в его организации. Эта деятельность является оплачиваемой и оформляется сторонами в виде срочного трудового договора с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Длительность стажировки

Трудовое время может различаться в зависимости от конкретных условий проведения данной деятельности. Например, срок стажировки составляет от 3 до 10 дней, если она проводится на рабочем месте. Время, необходимое на обучение, сюда не входит. При прохождении стажировки от ВУЗа по ученическому договору на производстве срок определяет работодатель, принимающая сторона.

При заключении стандартного ТД с испытательным сроком данная деятельность может длиться не более трёх месяцев согласно статье 70 ТК РФ. Стажировки претендентов на руководящие должности могут проходить до шести месяцев. Если работника не устраивают предоставляемые для него условия труда или работодателя не устраивают результаты работы сотрудника на испытательном сроке, то и работодатель, и работник вправе расторгнуть заключённый ранее срочный трудовой договор. При этом каждая сторона должна соблюсти некоторые условия. Работнику необходимо письменно в форме заявления уведомить работодателя о своём решении за три дня, а работодатель должен издать соответствующий приказ с предоставлением документальных причин (работник имеет право причину не писать).

Прежде чем приступить к самостоятельной деятельности стажер проходит инструктаж по правилам техники безопасности, изучает свои должностные инструкции. Также он учится работать на определенных оборудованиях, машинах, технике.

В этом и заключается стажировка. Однако не все новички быстро осваивают новые знания. Если стажер не овладевает необходимыми навыками, то стажировку продлевают путем издания нового приказа.

Продолжительность трудового дня

Количество рабочих часов в день или смен в неделю также устанавливает работодатель. При этом новый сотрудник обладает правами работника, закрепленными в статьях 91-99 ТК РФ, которые принимающая сторона не вправе нарушать.

Оплата стажировки

Размер оплаты труда устанавливается непосредственно работодателем. На время действия срочного трудового договора согласно статье 59 ТК РФ она не должна быть меньше суммы прожиточного минимума при условии отработки стажёром полного рабочего дня. При этом работодатели не назначают стажёру заработную плату, близкую к уровню постоянных сотрудников. Оплата данной деятельности не производится в случае прохождения производственной практики студентами, присланными ВУЗами и другими учебными заведениями.

Окончание стажировки

Студенты после производственной практики пишут отчёт и при необходимости курсовую работу. Среди проходивших стажировку с возможным последующим переводом в штат отбираются лучшие. Они получают не только навыки, но и постоянное место работы.

Если стажировка была связана с испытательным сроком на новой работе, то работник проходит проверку. Все ли он усвоил, знает ли он свои должностные обязанности, может ли их выполнять самостоятельно. Если всеми необходимыми навыками сотрудник овладел еще до окончания испытательного срока, то работодатель может уменьшить этот срок.

Что дает стажировка студентам?

Для них это прекрасная возможность увидеть мир, если это международная стажировка. Зарекомендовать себя как хорошего, надёжного и перспективного молодого сотрудника. Участвовать в разных проектах, заниматься деятельностью, далёкой от специальности, полученной в учебном заведении. Либо наоборот: получить необходимый «живой» опыт, навыки по своей будущей профессии. Во время стажировки происходит ускоренное профессиональное и личностное развитие, что важно в сегодняшнем быстроразвивающемся мире.

Преимущества для студентов

  • Ценный опыт, новые навыки.
  • После стажировки студент может понять, нравится ему его специальность или нет. Больше половины студентов даже на четвёртом курсе обучения не знают точно, чем хотят заниматься в жизни.
  • Рабочий день стажёра значительно короче, чем у штатного сотрудника. Но при этом он также вовлечён в процесс.
  • Во время прохождения стажировки можно обзавестись различными полезными связями, которые могут помочь в будущем трудоустройстве (как правило, два стажёра из десяти после получения диплома ВУЗа приходят на собеседование после прохождения стажировки).
  • За такую деятельность студенту могут платить деньги.

В наше время во многих компаниях занимаются разработкой стажёрских программ. Это позволяет работодателю временно «омолодить» свой коллектив. Стажёрские программы позволяют компаниям избегать застоя в идеях у сотрудников.

Существует огромное количество кадровых агентств, специализирующихся на временных работниках (например, "Анкор"). Стажёрские программы есть и у многих общественных организаций, как российских, так и международных (например, известная международная организация AISIEC, красноярская организация «Интерра»).

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО»

_________________

«_______»________________20__г

Положение

о стажировке педагогических и руководящих работников

в образователь­ных учреждениях СПО/НПО Томской области

Положение о стажировке педагогических и руководящих работников в образователь­ных учреждениях СПО/НПО Томской области (далее – Положение о стажировке) разработано для организации стажировки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений СПО/НПО Томской области.

Стажировка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования , или же одним из разделов учебного плана при повышении квалификации педагогических работников по традиционной и по модульно-накопительной системе.

Положение о стажировке определяет цели и задачи, процедуры организации и проведения стажировки как формы повышения квалификации педагогических и руководящих работников, требования к результатам стажерской практики.

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение о стажировке разработано на основе Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования(повышения квалификации) специалистов, инструктивного письма «Об организации и проведении стажировки специалистов» от 15 марта 1996 г. №18-34-44 Ин/18-10.

1.2. Данное Положение о стажировке распространяется на педагогических и руководящих работников образовательных учреждений СПО/НПО.

1.3. Под стажировкой педагогических и руководящих работников понимается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Стажировка носит практико-ориентированный характер и требует после ее завершения подготовку и защиту образовательного продукта. Повышение квалификации в форме стажировки является необходимым условием эффективной деятельности педагогов и руководителей. При этом понятие «стажировка» рассматривается и как процесс, и как результат образования.

2. Цели и задачи стажировки

2.1. Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников.

2.2.Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
2.3. Задачами стажировки являются:

· совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии,

· подготовка преподавателей, в первую очередь, по профессиональным модулям, ознакомление их с новейшими технологиями , перспективами развития и организации соответствующей отрасли науки,

Непосредственное участие в планировании работы образовательного учреждения;

Изучение нормативно-правовых документов и учебно-методической литературы по теме стажировки;

Участие на педсоветах, научно-методических советах, круглых столах , совещаниях и др.

Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы: изучение и анализ планов и программ образовательного учреждения; организацию научно-методической работы педагогических работников и др.

3.3. Программы стажировки могут иметь модульную структуру и содержать инвариантные и вариативные модули объемом от 8 до 72 часов.

4. Формы организации стажировки

4.1. Стажировка осуществляется в период обучения на курсах повышения квалификации и определяется учебно-тематическим планом курсовой подготовки, или в межкурсовой период в соответствии с индивидуальным планом стажера, который разрабатывается в рамках курсов повышения квалификации в соответствии с содержанием образовательной программы.

В межкурсовой период план стажировки является предметом согласования руководителя образовательного учреждения (по согласованию с педагогом) и руководителя Стажерской площадки.

4.2. Стажировка организовывается учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – УМЦ ДПО и осуществляется в период обучения на курсах повышения квалификации или в межкурсовой период.

4.3. Стажировка проводится с полным отрывом или с частичным отрывом специалиста от его основной работы.

4.4. Программа стажировки определяется учебно-тематическим планом курсовой подготовки или индивидуальным планом стажера в соответствии с содержанием образовательной программы курсов по согласованию с сетевой организацией, на базе которой проводится стажировка специалиста.

4.5. Зачисление на стажировку (повышение квалификации) специалиста проводится учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) по направлению организации по месту основной работы специалиста в соответствии с договором между учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) и заказчиком, а также по личному заявлению стажера.

4.6. Продолжительность стажировки (повышения квалификации) устанавливается исходя из ее целей учреждением дополнительного образования (УМЦ ДПО), организующим повышение квалификации, по согласованию с работодателем, направляющим работника на обучение, и по согласованию с руководителем сетевой организации, где проводится стажировка.

4.7. Стажировка осуществляется как в форме однократного обучения, так и в нескольких распределенных во времени циклов (курсов, модулей), возможных на нескольких стажерских площадках различных образовательных учреждений.

4.8. В условиях использования модульно-накопительной системы повышения квалификации период стажировки засчитывается стажеру в общий зачет. Общий объем повышения квалификации, в том числе и стажировки, для получения удостоверения составляет не менее 72 часов.

4.9. Стажировка проводится учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) за счет средств бюджета (в пределах, установленных контрольными цифрами) или с оплатой расходов за счет организации-заказчика или самого стажера.

4.10. При условии выполнения стажером установленной программы стажировки и прохождения итоговой аттестации ему выдается документ (удостоверение, свидетельство) о повышении квалификации.

4.11. Заключение по результатам стажировки и решение об итоговой аттестации стажера принимает учреждение дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО), ответственное за организацию стажировки, на основании представленного стажером отчета, рекомендации руководителя и заключения организации, на базе которой проводилась стажировка.

5. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТАЖИРОВКИ И ПОДВЕДЕНИЕ ЕЕ ИТОГОВ

5.1. Основным отчетным документом для образовательного учреждения и стажера является дневник стажировки (приложение 1). В дневнике стажер дает краткую характеристику места стажировки, функций организации и формулирует личные цели стажировки согласно программе (индивидуальной).

5.2. В дневнике ведется ежедневный учет выполненной работы , возникших проблем и записываются вопросы для консультантов и руководителей стажировки.

5.3. Отдельно в дневнике формируются предложения по совершенствованию работы организации, технологии и других направлений деятельности организации. Дневник заканчивается отчетом по стажировке.

В конце срока проведения стажировки руководителем от сетевой организации дается отзыв (заключение) о ее прохождении стажером. Соответствующая запись производится в дневнике и заверяется печатью организации.

5.4. Итоги стажировки подводятся как в самой организации, так и в образовательном учреждении с участием руководителей от обеих сторон.

5.5. При стажировке, являющейся самостоятельным видом обучения, решение о выполнении программы стажировки, ее оценке и о выдаче соответствующего документа (удостоверения, свидетельства) принимает комиссия, назначенная учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО).

5.6. Во время прохождения стажировки стажер обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в образовательном учреждении, обладающем статусом «Стажерская площадка»;
участвовать в мероприятиях, проводимых на базе стажерской площадки;
активно осваивать инновационные методы, приемы, технологии организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с направлением деятельности стажерской площадки;
5.7. В условиях использования модульно-накопительной системы период стажировки засчитывается стажеру в общий зачет.

6 . Требование к кандидатам на повышение квалификации в форме стажировки

6.1. Кандидатами на стажировку могут быть работники образовательного учреждения категорий: административно-управленческий персонал, преподавательский состав .

7. Порядок подачи заявки на стажировку

7.1. Для участия в повышении квалификации в форме стажировки по индивидуальному учебному плану педагогические и руководящие работники образовательного учреждения подают заявку на стажёрскую практику по индивидуальной программе в УМЦ ДПО (приложение 3).

7.2. К заявке необходимо приложить подтверждение договоренности с принимающей стороной (форма свободная: приглашение, программа конференции с указанием выступления заявителя и др.). Ссылка на устную договоренность подтверждением не считается. Отсутствие подтверждения может стать причиной отказа в рассмотрении или удовлетворении заявки.

8.1. Направление педагогических и руководящих работников на стажировку оформляется приказом руководителя учреждения на основании утвержденной заявки.

8.2. За сотрудниками, направленными на стажировку с отрывом от работы, сохраняется заработная плата по основному месту работы.

8.3.Командировочные расходы оплачиваются из бюджетных и внебюджетных средств по установленным для командировок нормам.

8.4. По итогам прохождения повышения квалификации в форме стажировки по индивидуальному учебному плану в образовательное учреждение предоставляются следующие отчетные документы:

Отчет педагогических и руководящих работников о прохождении стажировки с подтверждением руководителя учреждения, в котором проводилась стажировка, о выполнении плана. К отчету о повышении квалификации в форме стажировки (обучение на курсах повышения квалификации) (приложение 4) могут быть приложены научные статьи, учебно-методические разработки и пособия, рабочие программы;

Сертификат или удостоверение об участии в конференции, семинаре (если предусмотрено условиями стажировки);

Копия вызова (приглашения) на стажировку или направления на стажировку, подписанного принимающей организацией.

Приложение 1

к Положению о стажировке

Структура программы стажировки

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебный план.

5. Оборудование, материалы и вспомогательные средства.

6. Методические материалы к модульной программе.

7. Руководство к оценке освоения модуля.

8. Список литературы.

Приложение 2

к Положению о стажировке

Департамент образования Томской области

ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО»

«Утверждаю» «Утверждаю»

__________(руководитель ОУ) _____(директор УМЦ ДПО)

«__»__________20___г. «__»__________20___г.

Индивидуальный план стажировки

1. ФИО стажера ___________________

2. Наименование программы _________________________________________

3. Цель стажировки _________________________________________________

___________________________________________________________________

4. Название образовательного учреждения, в котором проводится стажировка

5. Руководитель стажировки _________________________________________

6. План стажировки __________________________________________________

___________________________________________________________________

7. Сроки стажировки ________________________________________________

8. Заключение руководителя стажировки о выполнении программы _________

___________________________________________________________________

9. Заключение организатора стажировки о выполнении программы ______

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель УМЦ ДПО ______________________

(подпись)

Приложение 3

к Положению о стажировке

Директору УМЦ ДПО

_________________________________

(должность, название ОУ, ДОУ, органа управления образованием)

_________________________________

ЗАЯВКА

на стаж и р овку по индивидуальной программе

«_________________________________________________________________»

(название )

в ___________________________________________________________ г.____

(название организации )

Ф. И.О. слушателя_____________________________________________________

Место работы, занимаемая должность____________________________________

Период прохождения стажировки с_____________20__г. по _____________20__г.

Индивидуальная программа стажировки прилагается.

Руководитель ОУ_______________ _________________

Приложение 4

к Положению о стажировке

О Т Ч Е Т

о повышении квалификации в форме стажировки

(обучение на курсах повышения квалификации)

Фамилия, имя, отчество______________________________________________

Должность_________________________________________________________

Цель стажировки ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Место прохождения обучения________________________________________

Сроки обучения с «___»____________20__г. по «___» ____________20__г.

Программа стажировки _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________

Итоги обучения (заполняется стажером) ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения об использовании результатов обучения (заполняется стажером)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель ОУ______________ / ______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

На сегодняшний день на рынке труда образовалась серьезная отрицательная тенденция. Многие непорядочные компании при приеме на работу требуют от сотрудника, чтобы он обязательно прошел стажировку. Потенциальный специалист, добросовестно отработав от двух недель до одного месяца, оказывается неподходящим на данную должность, запись в трудовой книжке не совершается, а заработная плата за это время ему не оплачивается. Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, необходимо знать, что такое стажировка и должна ли она оплачиваться.

Что такое стажировка?

Данный термин можно расценивать по-разному. С одной стороны, стажировка - это обучение, а точнее часть этого процесса, деятельность по приобретению практического опыта. Например, студенты обязательно должны пройти практику и попробовать свои теоретические знания в деле. Помимо этого они могут узнать изнутри производственный процесс своей будущей профессии. С другой стороны, стажировка - это возможность показать свои профессиональные навыки на новом рабочем месте. После ее прохождения руководитель сможет сделать вывод, нужен ли компании такой специалист либо необходимо подыскивать другого. В любом случае следует всегда проявлять все свои профессиональные навыки и теоретические знания, чтобы убедить и руководство, и себя в правильном выборе специальности.

Для чего необходима стажировка?

Стажировка полезна тем, что для студента в перспективе дает возможность получить предложение по работе на том предприятии, где он ее непосредственно проходит.

Самый точный метод, который позволяет научить трудиться безопасно — это увидеть и показать все на практике. В рабочей обстановке, то есть непосредственно на будущем рабочем месте. Как правило, процесс проходит под руководством опытного сотрудника и наставника. Новичка к самостоятельной работе никогда не допустят. В данном случае это касается практикантов или неопытных сотрудников. Профессионалы в своем деле широко известны в узких кругах и не нуждаются в том, чтобы доказывать свои рабочие навыки. Для них стажировка - это возможность понять, подходит ли им рабочее место.

В тех ситуациях, когда стажировка на рабочем месте - это обязательное требование, установленное законодательством, существует определенный порядок для ее прохождения на предприятии. Он представляет собой внутренний нормативный документ и утверждается руководством компании.

Кто должен проходить стажировку?

Как было сказано выше, стажировку могут проходить как выпускающиеся из вузов студенты, так и граждане, имеющие определенный стаж работы по своей специальности. Лица, которые проходят подготовку в виде ассистентуры-стажировки (это форма послевузовской подготовки кадров), являются ассистентами-стажерами. Другими словами, это те, кто имеет высшее профессиональное образование и желает продолжить его в очной форме в течение двух последующих лет с углубленным преподаванием.

Согласно законодательству производственная практика для студентов является неоплачиваемой, а вот трудовая деятельность уже выпустившихся специалистов должна быть вознаграждена в заранее установленном денежном эквиваленте.

Как правильно оформить?

Как и другой вид инструктажа по обязательной охране труда, стажировку необходимо правильно оформить. Это нужно по ряду причин. В первую очередь, чтобы у проверяющих не получилось наказать руководителя за отсутствие обучения своих работников, а во-вторых, для того чтобы сам сотрудник не смог предъявить претензии в том случае, если получит травмы или заболевания по собственной неосторожности.

Ниже представлен необходимый перечень основных документов при оформлении стажировки:

Положение о стажировке;
. программа;
. приказ о прохождении стажировки;
. приказ к допуску к самостоятельной работе.

Программа стажировки - это важнейший методический документ, в котором подробно раскрыты основные задачи для потенциальных сотрудников фирмы.

В первую очередь следует заполнить положение о стажировке. Ко всему процессу разработки данного документа нужно подойти очень серьезно и ответственно. Дело в том, что он подробно описывает все права и обязанности как самого стажирующегося, так и наставника, а также сроки и порядок проведения стажировки, общую ответственность и другие особенности, связанные с ней.

Стажировка на рабочем месте

Процесс освоения и получения новых знаний на должностном месте имеет свои преимущества и недостатки. Положительных моментов, конечно, больше. Новые сотрудники получают возможность ознакомиться со всем спектром обязанностей, адекватно оценить правильность выбора своей профессии, познакомиться с потенциальными коллегами, а также оценить собственные возможности и силы. Появляется время для адаптации на новом рабочем месте. Помимо этого сам работодатель получает наглядное пособие и время для оценки будущего сотрудника и специалиста. Стажировка - это время, которое позволяет сотруднику освоиться с особенностями коллектива, графиком его работы, условиями труда, а также с другими особенностями выбранного рабочего места. Все это помогает приступить к полноценной трудовой деятельности без дополнительных стрессов и напряжений. Недостатком является то, что некоторые работодатели, нарушая законодательство РФ, превращают этот процесс в неоплачиваемое время полноценной работы, по окончании которого человека увольняют без денежной компенсации. Стажировка на рабочем месте - это не обучение, а производственная практика, т. е. деятельность, которая обязательно должна оплачиваться в порядке, установленном законодательством. Размер заработной платы всегда оговаривается заранее.

Платить или не платить?

Итак, столкнувшись с необходимостью проходить стажировку, следует заранее уточнить все интересующие вопросы. Как было сказано выше, производственная стажировка для студентов является неоплачиваемой. Это объясняется тем, что в процессе прохождения практики они набираются новых знаний и умений, которые понадобятся им для дальнейшего устройства на рабочее место. Студенты сами заинтересованы в том, чтобы получить практические навыки. Что касается другого вида стажировки, то есть на рабочем месте, то здесь дело обстоит иначе. Новый сотрудник приходит на открытую вакансию и продает свои навыки с целью получить рабочее место. В течение определенного периода времени он оказывает свои услуги, поэтому стажировка - это деятельность, полезная для компании, которая заинтересована в высококвалифицированном специалисте. Здесь следует заранее оговаривать размер заработной платы, которую стажер получит после окончания срока стажировки.

Как видно из вышеперечисленного, существует несколько видов оказания производственной деятельности на базе конкретного предприятия. Вопрос об оплате труда должен решаться в соответствии с законом. Именно поэтому следует предварительно узнать свои права и обязанности.

Есть и другой вариант, например, когда стажировка - это повышение квалификации. В данном случае компания может за свой счет предоставить своему сотруднику возможность для получения новых знаний. В такой ситуации вопрос об оплате стажировки должен быть решен заранее.

Изменения в федеральном законодательстве и требования ФГОС к кадровому обеспечению образовательных программ привели к актуальности организации стажировок педагогических работников для создания возможностей для представления и обмена педагогами инновационным педагогическим опытом, применяемыми образовательными и информационными технологиями.
Что же отличает стажировку от традиционных курсов повышения квалификации?
Во-первых, практико-ориентированный характер стажировки, подразумевающий замену лекций практическими формами организации обучения (экскурсиями, мастер-классами, обменом опытом на рабочем месте, наставничеством), выполнение должностных обязанностей либо решение профессиональных задач на рабочем месте, практические конференции, совещания, проекты. Любая стажировка включает самостоятельную теоретическую подготовку, а также индивидуальные задания практического (педагогического) или исследовательского характера.
Во-вторых, освоение современных технологий (педагогических, информационных, управленческих) на базе лучших образовательных практик. В современных условиях такими базами стажировки могут стать ресурсные центры, научно-образовательные консорциумы, образовательные, научные и иные организации, обладающие необходимым инновационным опытом по организации образовательного процесса и реализации современных технологий.
В-третьих, накопление профессионального опыта педагогов, которое эффективно происходит в процессе анализа собственных проблем педагогической деятельности, анализа достижений других специалистов, обмена профессиональным опытом, изучения передовых образцов педагогического и управленческого опыта деятельности, выделения ключевых факторов эффективного поведения и деятельности и развития профессионально важных качеств личности.
В-четвертых, стажировка имеет индивидуальный характер независимо от того, проходит ее педагог индивидуально или в группе слушателей. Каждая стажировка имеет индивидуальный план и индивидуальные задания, которые направлены на решение конкретных профессиональных задач совершенствования профессионального мастерства (профессионального развития) исследовательского либо прикладного характера.
Стажировку организуют на базе образовательных, научных и иных организаций, имеющих опыт инновационной деятельности и высокие результаты в том или ином направлении образовательной деятельности. Именно такие образовательные организации могут стать стажировочными площадками, организовать эффективное распространение и обмен передовым педагогическим опытом, демонстрировать результаты внедрения современных образовательных, воспитательных, информационных технологий.
Такие стажировки для педагогов разных категорий на базе стажировочных площадок уже два года работают в Московском городском педагогическом университете как в рамках традиционных курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и отдельно в процессе изучения той или иной образовательной программы.
Направленность стажировок различна - от разовых мероприятий по обмену педагогическим опытом (проблемных семинаров, мастер-классов), освоению курсов повышения квалификации с изучением опыта других педагогов и образовательных учреждений до проведения исследований и реализации проектов на базе собственной школы по итогам прохождения стажировки.
Все более популярной становится организация стажировок для школьных команд педагогов, позволяющих не только изучить инновационный опыт коллег, но и на основе коллективной рефлексии, творческого осознания этого опыта предложить программу изменений образовательного процесса своего образовательного учреждения. Таким, например, стал проект, реализуемый в МГПУ для школьных команд педагогов, по проблеме формирования метапредметных компетенций обучающихся, в рамках которого предусмотрены две стажировки - на базе передовых образовательных практик Москвы и в школах Финляндии, которые имеют высокие результаты в международных сравнительных исследованиях компетенций обучающихся.
Стажировку можно организовать либо по реализуемым вузом образовательным программам, либо создавать отдельно по заявкам педагогов и образовательных организаций. Сегодня в МГПУ создают совместно со стажировочными площадками оригинальные программы стажировок для распространения инновационного опыта в системе московского образования. Примерами такого сотрудничества в области стажировок стали:
подготовка педагогов для реализации программ международного бакалавриата - гимназия №1404 «Гамма» (директор - Н.Раюшкина);
реализация современных программ естественно-научного образования с использованием нанотехнологий и технологического предпринимательства - образовательные учреждения Школьной лиги Роснано;
использование современных информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательными организациями - лицей №1575 (директор - И.Боброва);
подготовка учителей технологического профиля - школа №293 (директор - А.Глозман);
исследовательская деятельность обучающихся (научно-технический профиль) - МУК №15 «Мещанский» (директор - В.Шалашов).
По результатам прохождения стажировки педагогам выдают документ о повышении квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы, аналогичный удостоверениям о повышении квалификации.
Если сегодня в МГПУ по программам стажировки обучают около 300 человек в год, то в ближайшем будущем многие педагоги будут участвовать в программах стажировки как наиболее востребованных для освоения практического опыта, для овладения инновационными методами и технологиями работы, для обсуждения и рефлексии педагогических идей.

Дмитрий МАХОТИН, заведующий кафедрой профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования



Енвд