Почему разбился су 30 в сирии. Что надо знать об этой машине? Идеальная машина для завоевания господства в воздухе

Истребителей существенно меньше - 4 машины. Этот класс самолетов представляет тяжелый многоцелевой истребитель с изменяемым вектором тяги . Он начал поступать в войска в 2012 году.

Машина уникальная. В равной степени она может быть и бомбардировщиком, и перехватчиком, и самолетом сопровождения, и истребителем с уникальными пилотажными характеристиками, решающим задачу завоевания господства в воздухе.

Казалось бы, истребителю в российской авиагруппе, откомандированной в Сирию, делать нечего. Поскольку сражаться в небе не с кем из-за отсутствия у террористов авиации. Однако существуют правила стратегии ВВС, согласно которым оставлять ударные самолеты без прикрытия с воздуха нельзя ни при каких обстоятельствах. Но в Сирии ситуация не столь проста. Никто игиловцам, конечно, не даст в руки F-16. Однако в результате трений между западным альянсом и российскими военными могут быть всякие неожиданности. Вдруг Турция или Саудовская Аравия заявят, что не могут более наблюдать, как «русские мясники» уничтожают «мирную оппозицию», а то даже и гражданских суннитов и поднимут в воздух эскадрилью истребителей.

При более внимательном изучении «биографии» самолета можно обнаружить, что он является родным братом Су-30МКИ (если не близнецом), который начал поступать в войска в середине нулевых годов. Но не в российские, а в ВВС Индии. Аббревиатура МКИ означает модернизированный коммерческий для Индии. Сложилась прискорбная ситуация, когда лучший истребитель наш авиапром делал не для нас, а на продажу. Это было вызвано отсутствием финансирования на закупки серьезной техники для отечественной армии.

Су-30СМ в Латакии

Ситуация переменилась. Министерство обороны РФ в начале десятилетия сделало заказ на закупку шестидесяти Су-30СМ, которые являются модернизацией МКИ с целью приведения самолета к российским авиационным стандартам. Машины уже поступают в части. Считается, что самолет относится к поколению 4+. Однако с этим можно поспорить. Благодаря применению двигателя с отклоняемым вектором тяги, уникальной РЛС с фазированной антенной решеткой, уменьшению видимости самолета к «четверке» можно приписать и второй плюсик. Тем более, что по имеющимся сведениям, Су-30СМ в воздушном бою более эффективен, чем истребитель пятого поколения , о чем чуть позже.

У Су-30СМ много достоинств. Он отличается от своих ровесников, как российских, так и иностранных, тем, что одинаково эффективно может наносить удары как по воздушным, так и по наземным и надводным целям. Это в первую очередь обеспечивает использование РЛС Н011 «Барс». Станция построена на пассивной фазированной антенной решетке, сканирование происходит не при помощи механического перемещения антенны, а за счет отклонения электронного луча. То есть быстродействие у нее, условно говоря, мгновенное.

Зона сканирования «Барса» превышает 5500 квадратных градусов при разрешающей способности не более 10 метров.

«Барс» имеет универсальную возможность работы со всеми видами целей: наземными, воздушными и морскими. При этом одновременно сопровождаются до 15 воздушных целей и имеется возможность одновременного поражения четырех.

РЛС «Барс» способна обнаруживать группу танков на расстоянии до 50 км, эсминец - 150 км, железнодорожный мост - 120 км. Для воздушных целей этот параметр равен 140 км на встречных курсах и 60 на догонных.

Феноменальная маневренность самолета определяется использованием двигателя с отклоняемым вектором тяги. При этом сопла способны поворачиваться на угол в 15 градусов вверх и вниз относительно нейтрального положения. Оси поворота сопел расположены под углом 32 градуса друг к другу, что позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего маневра сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него. Интересно решена кинетика поворота сопел при помощи топливной, а не гидравлической системы.

Су-30СМ - тяжелый истребитель . Но его вполне можно назвать средним бомбардировщиком - он, как и фронтовой бомбардировщик Су-34, способен брать на 12 пилонов 8 тонн бомб и ракет. И арсенал работы по наземным целям точно такой же. Управляемые ракеты средней дальности Х-25 и Х-29. Их дальность - 40 км и 30 км соответственно, а точность попадания - 0,5−10 м и 2−4 м. И при этом солидная масса БЧ - до 317 кг у Х-29. Х-59М имеет более солидную дальность в 115 км.

Что же касается «умных бомб», то есть корректируемых, в Сирии могут применяться КАБ-500 и КАБ-1500. Каждая из них имеет несколько модификаций в зависимости от боевой части. Может быть фугасной, осколочно-фугасной, бронебойной, бетонобойной. Дальность полета КАБ лежит в пределах до 12 км. Точность - от 3 до 7 метров. В них используются три системы наведения - лазерная, телевизионная и спутниковая.

Ну а обычное вооружение - широкий спектр неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб.

Есть несколько «профильных» ракет для борьбы с авиацией противника - это управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-60, Р-27, Р-73, Р-77 малой и средней дальности.

Лучший в своем поколении

Нашлись и другие адвокаты. Одни утверждали, что американцы из соображений секретности внесли в компьютер не все возможности F-35. И что воздушные бои типа «один на один» - это вчерашний день современной авиации. Что боевые задачи решаются силами нескольких машин, объединенных единым информационным полем. И что все решают не «красивые пируэты», а точность и дальность действия оружия, чуткость БРЛС, способность защищаться от обнаружения средствами ПВО.

Все это в определенной степени справедливо. Однако странно выглядит позиция производителя, который, рискуя 16-ю миллиардами, предоставляет о своем товаре не слишком выгодную для себя информацию. В конце концов, строго засекречен лишь F-22, который не подлежит продаже даже партнерам по НАТО. F-35 же является вполне коммерческой машиной.

Высказываются также предположения о «происках Боинга», который бьется за то, чтобы заграница покупала его F/A-18E/F Super Hornet.

Основные ЛТХ Су -30 СМ , F-15 C/D Eagle и F-16C Block 50

Длина: 21,94 м - 19,05 м - 15,03 м

Высота: 6,37 м - 5,63 м - 5,09 м

Размах крыла: 14,7 м - 13,05 м - 9,45 м

Площадь крыла: 62 кв.м. - 56,6 кв.м. - 27,87 кв.м.

Нормальная взлетная масса: 24 900 кг - 20 240 кг - 12 800 кг

Максимальная взлетная масса: 34 500 кг - 30 840 кг - 21 770 кг

Тяга двигателей бесфорсажная: 2×7600 кгс - 2×6510 кгс - н/д

Тяга на форсаже: 2×12 800 кгс - 2×10 650 кгс - 1×13 100 кгс

Максимальная скорость на высоте: 2175 км/ч - 2655 км/ч - 2115 км/ч

Практический потолок: 19 800 м - 18 300 м - 15 200 м

Практическая дальность: 3000 км - 1900 км - 1200 км

Скороподъемность: 13 800 м/мин - 15 200 м/мин - 16 500 м/мин

Экипаж: 2 - 1 - 1

Стрелково-пушечное вооружение: одна 30-мм пушка - одна шестиствольная 20-мм пушка - одна шестиствольная 20-мм пушка

Ракетно-бомбовая нагрузка: 8000 кг - 10 700 кг - 8000 кг

*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

В четверг истребитель Су-30СМ потерпел крушение в акватории Средиземного моря сразу после взлета с авиабазы Хмеймим, откуда направлялся на патрулирование прибрежной зоны. Оба пилота погибли. Предварительной причиной первой потери СУ-30СМ в Сирии в ведомстве назвали попадание птицы в один из двигателей. Установить точную причину ЧП предстоит специальной комиссии, которая изучит обломки самолета и его бортовой самописец.


Первая информация о крушении Су-30СМ в Сирии появилась в социальных сетях, а позже она была подтверждена и Минобороны РФ. Там же уточнили, что причиной катастрофы боевого истребителя могла стать птица, попавшая в двигатель. «Никакого огневого воздействия по самолету не было»,- подчеркнули в ведомстве.

По данным “Ъ”, экипаж в составе двух человек (командир - гвардии майор Альберт Давидян) должен был совершить патрульный облет акватории Средиземного моря, для подстраховки истребитель осуществлял вылет с полным боекомплектом. У майора Давидяна уже имелся опыт выполнения подобных боевых задач. Сам Су-30СМ прошел полный цикл предполетной подготовки, к его состоянию нареканий у специалистов не возникало. Однако проблемы появились практически сразу после взлета, когда Су-30СМ поднялся примерно на 200 м и вместо дальнейшего набора высоты, как говорят очевидцы, начал неожиданно клевать носовой частью. По словам источника “Ъ” в органах военного управления, именно в этот момент по какой-то причине произошло резкое падение тяги в одном из двигателей. По словам экспертов, в такой ситуации летчики могли успеть катапультироваться, но вместо этого попытались выровнять самолет и вернуться на Хмеймим. При попытке разворота истребитель начал заваливаться на левую сторону и вскоре рухнул в море недалеко от города Джебла. От удара у Су-30СМ целиком оторвало левое крыло и хвостовое оперение. Оба летчика погибли.

Полковник запаса Виктор Мураховский отмечает, что вероятность катастрофы вследствие обстрела самолета мизерная: по его словам, эта территория очень тщательно контролируется всеми возможными силами, не последнюю роль в усилении контроля сыграла обстановка в последнее время. «Наша военная полиция на месте плотно работает со средствами технического наблюдения, в том числе с беспилотниками, акватория Средиземного моря просматривается на десятки километров»,- подчеркивает эксперт.

Вариант с попаданием птицы в двигатель не окончательный, для установления причин катастрофы потребуется время. По крайней мере, как утверждает источник “Ъ” в авиапромышленности, расследовать ЧП будет специальная межведомственная комиссия, в которую войдут представители корпорации «Иркут» (производитель Су-30СМ), службы безопасности полетов авиации и главного штаба ВКС. Сначала нужно будет извлечь остатки самолета, в том числе двигатели и бортовые самописцы. Источники “Ъ” предполагают, что сделать это будет несложно: глубина в районе падения Су-30СМ не превышает 20 м, а значит, можно будет обойтись усилиями водолазов, а не привлекать специальные средства главного управления глубоководных исследований (как было, например, с кораблем-разведчиком «Лиман», обломки которого в Босфоре собирало океанографическое судно проекта 22010 «Янтарь»). Как только водолазы извлекут обломки Су-30СМ, последние будут доставлены сначала в пункт материально-технического обеспечения в Тартусе, а после самолетами военно-транспортной авиации перевезены на аэродром Чкаловский. Изучением черного ящика займется, скорее всего, 13-й НИИ Минобороны (Люберцы).

По словам источника “Ъ” в органах военного управления, с технической точки зрения потеря Су-30СМ критичной не выглядит: в разное время в Хмеймиме располагалось от четырех до шести истребителей данного типа и вместо разбившейся машины в Сирию будет отправлена аналогичная. Напомним, что Су-30СМ стал седьмым военным самолетом ВКС РФ, потерянным за время российской кампании в Сирии.

Иван Сафронов, Александра Джорджевич

В Сирии, в акватории Средиземного моря рухнул российский истребитель Су-30СМ. Об этом сообщили в Минобороны России. Отмечается, что на борту находились два пилота, оба погибли. В ведомстве подчеркнули, что лётчики до конца пытались спасти машину. По предварительной информации, причиной крушения могло стать попадание птицы в двигатель. Что известно об авиакатастрофе в арабской республике - в материале RT.

  • Многоцелевой истребитель Су-30СМ
  • Евгений Одиноков / РИА Новости

Российский истребитель в Сирии. Об этом сообщили в Министерстве обороны РФ. Самолёт совершил взлёт с аэродрома Хмеймим и рухнул в акватории Средиземного моря при наборе высоты. Никто из экипажа машины, по сообщению с места, не выжил.

«3 мая около 9:45 мск при наборе высоты после взлёта с аэродрома Хмеймим над акваторией Средиземного моря потерпел катастрофу российский истребитель Су-30СМ. Оба лётчика, до последних минут боровшиеся за самолёт, по докладу с места, погибли», — говорится в заявлении военного ведомства.

Окончательная причина авиакатастрофы пока не установлена. По непроверенным данным, спровоцировать крушение могла птица.

«По предварительной информации, причиной авиакатастрофы могло стать попадание в двигатель птицы. Никакого огневого воздействия по самолёту не было», — подчёркивается в сообщении.

Первая потеря

Как отмечает ТАСС, нынешний инцидент — первый случай потери Су-30СМ в Сирии. В операции в арабской республике самолёты этого типа участвуют с сентября 2015 года.

Су-30СМ является двухместным многоцелевым тяжёлым истребителем поколения 4+. По классификации НАТО он относится к категории Flanker-C. Его разработкой занимается ОКБ «Сухой». Самолёт был создан в конце 1980-х на базе учебного варианта истребителя Су-27УБ. На вооружение его приняли в 1992 году.

Истребители выпускаются на двух авиационных заводах — в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре. Помимо этого их производство налажено в Индии на предприятиях корпорации Hindustan Aeronautics Limited.

В настоящее время на вооружении ВКС и ВМФ стоит 100 таких самолётов. До конца нынешнего года соединения Воздушно-космических сил получат ещё двенадцать машин, а морской авиации — две.

В процессе улучшения

Как отмечали в феврале в Минобороны РФ, в 2018 году также . Как подчёркивал замглавы ведомства Юрий Борисов, самолёты показали себя в Сирии на высшем уровне.

«Они (истребители. — RT ) хорошо себя зарекомендовали в Сирии, показали все свои боевые возможности. Предстоит модернизация этого самолёта и в плане импортозамещения, и в плане адаптации новых авиационных средств поражения», — отмечал Борисов.

По его словам, первый этап модернизации планируется завершить в 2019 году. Он подчеркнул, что Су-30СМ будут использоваться на вооружении ещё как минимум 35-40 лет.

Для высшего пилотажа

Су-30СМ способен наносить удары по воздушным, надводным и наземным целям днём и ночью в любых метеоусловиях. Кроме того, этот истребитель используют в своих выступлениях пилоты авиационной группы «Соколы России», исполняя такие сложнейшие фигуры одиночного и группового пилотажа, как колокол, кобра, плоский штопор и петля Нестерова.

Самолёт способен развивать скорость до 2350 км/ч. Без дозаправки он может находиться в небе до 3,5 часов. Его боевой радиус составляет 1,5 тыс. км.

Оружие и снаряды для Су-30СМ могут крепиться на 12 точках подвески. Таким образом, для него доступна широкая вариация ракет воздух — воздух, а также ракет и бомб воздух — земля, общая масса которых может достигать восьми тысяч килограммов. Помимо этого истребитель оснащён встроенной пушечной установкой калибра 30 мм.

«Су-30СМ — очень удачная машина, но её требуют развивать. На мой взгляд, модернизированная версия самолёта получит некоторые агрегаты Су-35С. В частности, это РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой Н035 «Ирбис» и двухконтурные турбореактивные двигатели АЛ-41Ф1С», — отмечал в беседе с RT заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко.

Воздушное преимущество

Как ранее писал RT, в ВКС за последние годы были поставлены свыше 200 самолётов марки «Су». Эксперты считают, что интерес Минобороны к тяжёлым истребителям обусловлен опытом сирийской кампании, а также потребностями развития стратегической авиации (разработка дозвукового ПАК ДА, модернизация и производство новых сверхзвуковых Ту-160).

Ведь многофункциональные самолёты марки «Су» способны решать чрезвычайно широкий круг задач — сопровождение бомбардировщиков, перехват самолётов противника и нанесение удара по наземным целям.

«Стоящие на вооружении «сушки» обладают большим модернизационным потенциалом, который, конечно, надо реализовывать, прежде всего устанавливая новую бортовую аппаратуру и комплексы управления вооружением. Обновление тяжёлой истребительной авиации позволяет решать массу оперативно-тактических задач по обеспечению контроля неба в зонах интересов России», — пояснял RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.



Енвд