Основные ценности этики государственного служащего. Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы. Этические признаки: с самого начала

4.1. Понятия профессиональной этики и профессиональной деонтологии. Во втором разделе мы переходим от рассмотрения вопросов теоретической этики к проблемам практической, прикладной этики . Эта отрасль науки о морали охватывает нравы конкретных людей и социальных групп. Одной из разновидностей прикладной этики является профессиональная этика - направление этики, исследующее нравы членов определённого профессионального сообщества, их моральные ориентиры и стоящие перед ними этические проблемы. В специфических условиях профессиональной деятельности общеэтические ценности тесно переплетаются с нормами профессиональной морали. Такого рода исследования имеют аналитически-рекомендательный характер.

Важнейшей областью профессиональной морали является профессиональная деонтология. В интерпретации специалистов профессиональная деонтология - (от греч. deontos - должное, logos - учение) это «часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определённой профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями» 13 . К числу деонтологических актов относятся тексты присяг, клятв, уставов, моральных кодексов и отдельных законов, затрагивающих нравственные обязанности представителей той или иной профессии. В силу особого общественного значения принципы профессиональной деонтологии в разной степени регламентируют действия людей в профессиях врача, юриста-правоприменителя, военнослужащего, педагога, чиновника.

Ниже, в главах данного раздела, мы обратимся к исследованию нравов сообщества госслужащих, выявим нравственные регуляторы, которыми они руководствуются, обозначим этические проблемы госслужбы, волнующие общество и самих чиновников, попытаемся понять возможные пути их разрешения.

Профессиональная этика госслужащих - система норм, регулирующая поведение чиновников в специфических условиях госслужбы. В России согласно федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» к категории «государственных служащих» относятся только лица, занимающих государственные должности в государственных органах , т.е. наделённых властью институтах государства, а не в любых государственных организациях. «Государственная служба» в российском законодательстве определяется как работа, выполняемая в государственных органах, т.е. управленческих структурах государства и отличающаяся по содержанию и форме от исполнительного труда рабочих.

Поэтому субъектами служебной этики выступают лица, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью в органах государственной службы. Предметом профэтики госслужбы является отношение госслужащих к моральным ценностям общества, института государства и своей профессии, воплощение этих нравственных ориентиров в конкретной фактической работе и частной жизни.

4.2. Государственные служащие как носители профессиональной субкультуры. Для того, чтобы приступить к выявлению и описанию нравственных ориентаций чиновников, нам необходимо выбрать ракурс для вычленения их внутренней социокультурной организации. «Объяснительной моделью», позволяющей рассмотреть чиновничество как специфическое профессиональное сообщество, корпорацию с относительно общими внутренними ценностными установками и проблемами, является понятие субкультуры.

В гуманитарных науках субкультура - (от лат. sub - под) это культура определённой локальной социальной общности. В этом смысле субкультура представляет собой совокупность ценностей, значений и средств выражения, с помощью которых локальная человеческая группа, занимающая в обществе специфическое положение, пытается усвоить и переосмыслить доминирующую систему ценностей. Субкультура как культура сообщества или корпорации может быть также в определённом контексте определена как корпоративная культура 14 , - эти понятия в нашей работе мы будем использовать как синонимы. Характерными чертами субкультуры или корпоративной культуры микро- или макросообщества являются:

    Организационная структура, вызванная профессиональными традициями, профилем деятельности и спецификой решаемых задач;

    «Корпоративное сознание» (самоидентификация, самосознание, интеллект, менталитет, система координат, задающая умонастроения членов сообщества);

    Деонтология и регуляторы поведения (профессиональные нормы, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка)

    Своеобразный «стиль» поведения, предполагающий создание и поддержание определённого образа (имиджа)

    Манеры поведения (этикет, протокол, «правила игры» принятые в корпорации);

    Жаргон, язык или речевые стандарты и правила, принятые в этой группе; сюда также могут относиться стандарты официальной, деловой переписки, формы приветствия и официального обращения к руководству и сослуживцам

    Представление членов корпорации о своей социальной «миссии» как о программе социальных задач и приоритетов, прямо не связанных с коммерческим эффектом и получением прибыли, характеризующих влияние оказываемой сообществом услуги на стиль, качество и образ жизни потребителей;

    Понимание членами корпорации процесса цивилизации как нравственного и организационного совершенствования самих себя и своего сообщества

    Временная ритмизация жизнедеятельности. Искусственная настройка ритмов времени, которое в зависимости от степени интенсивности переживания, насыщенности событиями может быть либо спиралеобразным (цикличным, вялотекущим, застойным), либо линейным (прогрессивным, активным, ёмким, содержательным)

    Организация пространственного ландшафта. Искусственное конструирование профессиональной среды и её обратное воздействие на коллективное сознание и психику людей

    Механизмы вхождения (инкорпорирования) и выдворения (выбраковки) членов корпорации. Используемые сообществом для отбора «фильтры» (профессиональный, квалификационный, интеллектуальный, этический ценз, - требования, соответствие которым является основанием для принятия в корпорацию, а несоответствие - для выдворения)

    Организация власти как механизма контроля и распределения социальных благ (общественного признания, организационных ресурсов, зарплаты)

    Формальные и неформальные «центры силы» и элиты (лица и группы лиц, обладающие этическим, профессиональным авторитетом, которые выступают источниками нравственных и организационных импульсов)

    Состояние социально-психологического климата.

    Этическая типология субъектов - членов корпорации, их плюсы и минусы, оптимальные и нежелательные роли, удельный вес, долевое соотношение типажей, поиск их оптимального сочетания;

    Соотношение традиций и инноваций (устоявшихся моделей организации и новых идей, социальных, профессиональных ценностей, технологий)

    Соотношение «ритуального» и повседневного как пропорциональное сочетание торжественных мероприятий и обыденных ситуаций. При этом ритуал (корпоративный праздник, встреча, съезд, присяга, награждение) выполняет функцию морально-психологической настройки членов коллектива на групповые, корпоративные ценности, приводит к воодушевлению ими. Между ритуалами в обыденных ситуациях члены корпорации по инерции живут в "возвышенных" состояниях, а когда психологический «заряд» ослабевает, возникает потребность в новом ритуале.

    Соотношение «игрового» и «серьёзного» как сочетание свободных, творческих, личных, неформальных отношений и официальных; при этом важен определённый, гармоничный баланс;

    Стоящие перед корпорацией исторические «вызовы» (глобальные и локальные) и вырабатываемые сообществом «ответы» в виде новых идей, решений и ценностей. Сюда также относятся прогнозы проблемных ситуаций, неблагополучных вариантов развития событий, их профилактика;

    Отношение корпорации к другим корпорациям - игрокам на этом культурном, социальном, профессиональном поле.

    Оценка социальной, профессиональной, экономической эффективности применяемых стратегий коррекции социально-психологического климата, методик культивирования высоких этических и организационных стандартов.

Сквозь призму некоторых из этих критериев мы попытаемся рассмотреть менталитет, корпоративную культуру и служебную этику чиновничества в ретроспективе российской истории. Или субкультуру чиновничества в ретроспективе российской истории.

Вопросы для самоконтроля

    В чём заключается специфика прикладной, в частности профессиональной этики?

    Что такое «профессиональная деонтология»?

    Что понимают под термином «субкультура»?

    Как можно истолковать понятия «профессиональная субкультура», «корпоративная культура»?

    Каковы основные критерии описания профессиональной субкультуры (корпоративной культуры профессионального сообщества)?

Список дополнительной литературы

    П.С. Гуревич. Субкультура //Культурология ХХ век. Словарь. - «Университетская книга», С-Пб. 1997, С. 450-453

    Пигалев А.И. Понятия традиционной культуры, массовой культуры, субкультуры, контркультуры //Пигалев А.И. Культурология. Курс лекций - Волгоград, Изд. ВолГУ, 2002 г.

    Спивак В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. - С-Пб, 2001 г.

    Особенности профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов // Этика сотрудников правоохранительных органов - «Щит-М», М., 2001г. - С. 12-21

Контрольные задания для самопроверки

Задание 1.

Профессиональная субкультура - это:

    культура, радикально противопоставляющая себя другим культурам

    культура профессионального сообщества

    культура масс

Задание 2.

Профессиональная деонтология - это:

    установки и мотивации членов профессионального сообщества, связанные с получением прибыли

    совокупность норм, однозначно регламентирующих должное поведение человека в определённой профессиональной сфере, закрепляется в текстах клятв, присяг, моральных кодексов, уставов и т.д.

    образ профессионального сообщества в общественном восприятии

Задание 3.

Социальная миссия профессионального сообщества - это:

    система социокультурных приоритетов, прямо не связанных с получением прибыли, характеризующих влияние производимой данным сообществом услуги на образ, стиль, качество жизни потребителя

    мотивации членов профессионального сообщества, связанные исключительно с получением прибыли

    установка на поиск новых ресурсов развития профессионального сообщества.

Задание 4. Выберите верный вариант ответа:

Механизм инкорпорирования в профессиональное сообщество - это:

    механизм включения в корпорацию новых членов на основе определённых требований, ценза и т.д.

    механизм реализации инноваций

    механизм выдворения дискредитировавших себя членов сообщества

Этика поведения государственного служащего в РФ предполагает набор правил и допустимых вариантов, норм и принципов, отражающих общественные ожидания относительно работы такого человека. Этика затрагивает сущность работающего. Особенности этичных требований обусловлены тем фактом, что изначально госслужащих понимали как слуг общественности. Принципы, регламентирующие работу такого человека - это присяга и кодексы, поведенческие правила, наборы ограничений, регламентирующих честь служащего. Всякая персона, принятая на такую работу, обязана соблюдать их правила и пункты.

Общая информация

Этика государственного служащего в РФ сформирована нормами, которые разработаны для конкретизации принципов. Нормы этики - это варианты отражения нравственных требований, предъявляемых общественностью к нанятым на службу государству. Поведение такой персоны контролируется этическими внешними регуляторами. К их числу относятся ценности, актуальные для всего общества в принципе, а также мораль, подчиняющая себе человечество. Учитываются профнормы этического характера. Одновременно важны внутренние регуляторы - мотивация персоны, ее осознание себя на службе державы.

Государственных служащих необходим для контроля поступков, манер, общения людей, принятых на госдолжности. Задача специальных сборников правил - установить общественных отношений, оговорить, какое поведение допустимо, какое выходит за рамки возможного. Кодексы формируют ценности оргкультуры, дух коллектива, нравственность применительно к конкретному учреждению и его рабочим.

Задача ответственных лиц - сформировать кодекс и продумать механизмы, позволяющие реализовать его положения. В коллективе нужно создать атмосферу творчества, благодаря которой каждый трудоустроенный мог бы проявлять свои интересы. Не менее важны меры, благодаря которым каждый работник интересуется в развитии собственных и параметров. Благодаря такому подходу всякая персона совершенствуется.

Актуальный вопрос

Как считают многие исследователи этой сферы, этика служебного поведения государственных гражданских служащих необходима для результативного управления персоналом. Создание таких команд, которые бы работали комплексно, поддерживая друг друга - область ответственности руководителя. Любой человек, занимающий такую должность, обязан разбираться с кадровыми проблемами.

Ученые, рассматривавшие эти вопросы, установили: в настоящий момент пока нет широко распространенных механизмов, за счет которых можно было бы на этапе отбора кандидатов отдавать предпочтение только качественным кадрам. Не менее значима сложность рациональной расстановки, осуществляемой при предварительном анализе социальной сущности нанятых. Как считают аналитики, необходимы механизмы, позволяющие учитывать этические установки, моральные устои, нравственность людей.

О терминологии

Чтобы разобраться в явлении этики государственных и муниципальных служащих, следует сперва обратиться к трактовке терминологии. Этика - слово, пришедшее к нам из Древней Греции. В языке этой страны корнем термина было слово «этос». На современный русский его можно перевести как «гнездо». Со временем смысл расширился. Термином стали обозначать стойкую природу некоторого явления, включая человека - его характер, нравственные устои. Мораль и этика, равно как и нравственность - довольно однотипные понятия. И история возникновения этих слов, и этимологическое наполнение имеют немало общего. Многие считают указанные слова взаимозаменяемыми. Однако оттенки смысла для каждого из них несколько варьируются, во многом зависят от того, что за мысль хотел передать говорящий.

Говоря об этике поведения государственного гражданского служащего, иных людей, занимающих важные должности, приходится признать: таковая должна подчиняться требованиям, параметрам, регламентирующим взгляды персон. Признаками этики считают специфические личностные особенности людей, определяющие их отношение к правовой ценности и смыслу права. Во многом именно такие персональные качества отдельных граждан, задействованных в госслужбе, определяют социальное сознание, духовный уровень общественного прогресса, строгость соблюдения нравственности. Как считают многие, госслужащие хорошо отражают ситуацию в социуме в целом.

Этические признаки: с самого начала

Этика государственных гражданских служащих подразумевает порядочное поведение человека. Персона должна действовать в четком соответствии с поведенческими нормативами, правилами, определенными общественностью. Важным качеством становится честность человека. Госслужащий, следующий этическим правилам, не совершает низких поступков и просто не способен на них. Для него невозможно антиобщественное поведение либо действия, противоречащие морали.

Не менее значимый аспект этики поведения государственного и муниципального служащего - следование оговоренным политическим, социальным стандартам, регламентирующим общественную жизнь. Нередко таковые правила в социуме устанавливают негласно, что не умаляет важности следования им. Этическое поведение предполагает неукоснительное соблюдение всех требований и нормативов. Выбор в пользу конкретного поступка нередко становится принятием решения в пользу одного из двух вариантов, причем оба не соответствуют правилам и нормам. Если необходимость решить в пользу «одного из зол» неподконтрольна и ее не исключить, нельзя сомневаться в этичности человека, оказавшегося в такой ситуации.

Этические признаки: продолжая тему

Служебная этика государственного и муниципального служащего обязывает персону не впадать в зависимость от финансовой выгоды. Госслужащий, какими бы ни были его личные материальные интересы, обязан обеспечить себе независимость от таковых. Не играет роли, с какими юрлицами, физлицами приходится взаимодействовать в ходе рабочего процесса. Материальные интересы и их контроль внешними персонами не должны корректировать исполнение обязанностей, возложенных на представителя некоторой профессии.

Еще одно важное правило - безупречная объективность. Это правило этики государственного служащего обусловлено следующим фактом: сама работа персоны возможна лишь по той причине, что она полезна общественности и обеспечивает заботу о гражданских интересах. Задача госслужащего - заботиться о социуме, при этом не играет роли, какова особенность его назначения. Политики, общественные деятели должны следить за социальными интересами и служить на их благо в той же степени, как нанятые на сравнительно низкие должности в отдельных инстанциях люди.

Этические нормы распространяются на тех, кто заключает контракты, предлагает коллег в качестве подходящих персон для некоторых рабочих мест. Этические принципы должны соблюдаться теми, на кого возложена ответственность за представление кандидатур для выдачи наград. Всякое должностное лицо обязано выбирать среди кандидатов, анализируя его заслуги, качества, важные для рабочего места.

Важные аспекты

К принципам этики государственного служащего относится ответственность. Она подразумевает необходимость брать на себя ответственность за всякое совершенное действие, принятое решение. Должностное лицо отвечает перед общественностью. Его задача - соблюдать правила, оговоренные для его профессии, подчиняться требованиям. Не менее важно следовать общепринятым моральным установкам. Это распространяется не только на непосредственно рабочие часы. Должностное лицо в частной жизни также обязано отвечать за всякое свое решение или поступок. Прежде чем принять или сделать что-то, нужно проанализировать запланированное на соответствие моральным устоям.

Профессиональная этика государственного служащего требует открытого поведения. Всякое решение, которое принимает такая персона, открывается социуму. В равной степени необходимо оповещать о любом действии. Если интересы социума требуют объяснений совершенного, должностное лицо обязано представить таковые. При необходимости нужно давать максимум подробных сведений о каждом решении, принятом человеком, взятым на государственную должность.

Верность долгу и качественная работа

Профессиональная этика государственного служащего включает самоотверженное исполнение долга. Всякий человек, принятый на такую работу, обязан принимать свои решения, руководствуясь общественными интересами. Он не может делать что-то на рабочем месте на пользу себя или своей семьи, друзей и любых других персон. Не допускается финансовая, материальная выгода от деятельности вне оговоренной должностью заработной платы. Самоотверженность предполагает отказ от выгоды для некоторой организации, поскольку таковая тоже не является социумом во всем его многообразии, а лишь выступает в качестве отдельной ячейки, небольшого блока.

Все перечисленные выше нормы этики поведения государственного служащего поочередно фиксируются во всяком типовом кодексе с расшифровкой, сходной с приведенной к ним выше. Обычно в полном перечне присутствует еще и профессионализм. Этот аспект этического нормативного служения обществу обязывает каждого, кто принят на государственную должность, владеть своей профессией в совершенстве, не допуская ошибок в работе.

Признание профессионализма бывает объективным, когда иные персоны, социум отмечают способности персоны. При этом анализируют, насколько успешно человек добивается определенных для него целей, правильные ли пути избирает для этого. Обязательно обращают внимание, какими способами достигается желаемое. Альтернативное понимание профессионализма - субъективное. О таком говорят, когда персона твердо убеждена: ей присущи отличные способности и качества профессионала в избранной сфере.

Думать, прежде чем делать

Этика поведения государственного служащего обязывает человека, принятого на такую работу, во всех поступках руководствоваться в первую очередь здравым смыслом. Каждое действие должно быть четко взвешенным, иметь рациональные обоснования. Перед совершением некоторого поступка следует объективно рассчитать его последствия. Всякое действие осуществляется, если есть оговоренная цель, к которой должен стремиться человек, принятый на госдолжность. Постановка цели должна быть логичной. При определении направлений, стремлений нужно поступать обдуманно, руководствоваться рассудительностью, и вести себя в соответствии с этими правилами.

Этика служебного поведения государственных служащих направлена на поддержание репутации отдельного человека, а через него - всех принятых на сходные позиции, а также всякого и каждого, кто служит обществу. Следовательно, одним из пунктов любого типового кодекса является соблюдение личной репутации. Если персона заняла государственную должность, ее задача - быть надежным партнером, достойным доверия человеком, совершающим честные поступки.

Социальная оценка и мнение о персональных свойствах, положительных и негативных качествах - все это формирует репутацию персоны. Нужно помнить, что в цене те, кто говорят прямо, ведут себя искренне, совершают действия в соответствии с требованиями совести. Лишь такой человек достоин доверия и имеет право называться безупречным. Именно такая персона должна занимать государственную должность и служить обществу. В качестве партнера всякий служащий должен проявлять себя надежным и стабильным. Сотрудничать захотят лишь с тем, кто достоин доверия, доказывает это своим видом и поведением, верен своим коллегам и партнерам.

Мнение: оценка извне и внутренняя

Требования и правила в кодексах этики служебного поведения государственных служащих обязывают персон, принятых на такую работу, вести себя в соответствии со сформировавшимся у общественности образом. Ценятся люди, чья способность трудиться в коллективе проявляется особенно хорошо. Личностные качества персоны, профессионализм играют важную роль для всякого, кого взяли на службу социуму, и любой этический кодекс акцентирует внимание на этом факте.

Служебная этика государственного служащего требует помнить о достоинстве персоны. Это понятие включает все моральные особенности человека и способность персоны уважать их в себе и окружающих людях. Для человека немаловажно адекватно субъективно оценивать в себе собственные качества морали, уважать себя и осознавать свою способность к активным действиям при учете заинтересованности окружающих. Достоинство - качество человека, благодаря которому нанятый на службу социуму может в сложной ситуации найти компромиссное решение, максимально удовлетворяющее всех участников общения. Такое возможно лишь в случае, когда человеком руководит здравый смысл.

Качества: важные и значимые

Всякий кодекс, регламентирующий служебную этику государственного служащего, обязывает людей, нанятых на такие должности, принимать решения и совершать действия, руководствуясь совестью. Это этическая категория, описывающая способность персоны морально контролировать себя. Человек, которому присуща совесть, своими силами формирует для себя самого обязанности, обусловленные моральными нормами. Он может потребовать от себя исполнения обозначенного. В силах человека, которому присуща сильная совесть, самостоятельно оценить поступки, которые он совершил.

Не менее важно быть справедливым. В сборниках правил, регламентирующих этику государственного служащего, справедливость рассматривается как способность совершать поступки честно, руководствуясь нормами закона. Человек, принятый на госдолжность, не вправе выказывать предпочтение некоторой персоне или организации, сообществу. Его задача - помнить о правах сторон, оговоренных законодательством. Нужно учитывать законные интересы и уделять внимание обязательствам, возложенных на всех участников рабочего вопроса нормами, регламентирующими общественную жизнь и правопорядок в пределах державы.

Про убеждения

В рамках этики государственного служащего уделяется внимание патриотизму. Это явление рассматривается как нравственный, социальный, политический принцип. Он отражает способность человека любить свои родные края и заботиться об их процветании, действовать в интересах своей страны. Патриотизм включает гордость за державные достижения. Проявления патриотизма - уважение к прошлому, наследию, истории государства. Задача госслужащего - бережно относиться ко всем традициям, особенностям культуры, народной памяти.

Еще одно значимое убеждение, о котором всегда упоминают в кодексах, повещенных этике государственного служащего, представляет собой уверенность в важности безупречного исполнения правовых норм. Соблюдать их нужно беспрекословно, и это особенно важно для госслужащего, принятого на работу в интересах общественности. Ценностное отношение к таким нормам, применение прав на практике позволяет показать каждому участнику социума, что представляет собой законопослушное поведение. Так формируются стереотипы, вырабатываются социальные привычки. Госслужащий, ведущий правомерный образ существования, тщательно соблюдающий все нормы, не просто подает своим видом пример окружающим. Постепенно просто лишь практика такого поведения трансформируется в потребность вести себя именно так.

Можно, нужно и нельзя

В рамках этики государственного служащего особенного внимания заслуживает принцип требовательности. Речь идет о способности человека оценивать свои нравственные возможности. Персона, принятая на служение общественности, обязана предъявлять к себе высокие требования (к морали). Одновременно важно признать именно себя ответственным за исполнение оговоренного, определенного.

Для госслужащего важен запрет насилия. Любая персона в современном обществе обладает свободой воли. Демократическая держава - страна, управляемая формой власти, строго запрещающей насилие. Это распространяется на любой вид агрессивного поведения. Моральный запрет является базовым для демократического строя. В равной степени насилие запрещено не только на физическом уровне, но и выражаемое через речь либо эмоциональное. Правила распространяются на любые взаимоотношения людей, включая сформировавшиеся с госслужащими.

Культура и понимание

Еще один этический аспект, фиксируемый в кодексе - толерантность. Термином принято обозначать способность персоны терпимо относиться к тем, кто мыслит иным способом. Кроме инакомыслия, толерантность включает отзывчивое отношение к интересам, присущим партнерам, сотрудникам, коллегам. Задача госслужащего - адекватно воспринимать меньшинства и выстраивать линию поведения с учетом терпимости. Для такого человека неприемлема конфронтация, запрещены радикальные настрои и экстремизм. Госслужащий обязан стремиться к компромиссу, построению диалога. Его задача - начать эффективные переговоры, спровоцировать оппонента на взаимную работу, направленную на прогресс ситуации. Задача всех участников рабочего процесса - достигнуть баланса интересов.

Еще один этический аспект - культура, связанная с нравственными аспектами и профессионализмом. Предполагается учет норм нравственности, категорий, принципов, субъективных для поведенческого анализа. Вместе с тем этика работы госслужащего предполагает практическую мораль в качестве аспекта взаимоотношений в социуме. Госслужащий должен помнить о нормативах, регламентирующих деятельность людей. Профессиональные особенности объясняют некоторые специфические запреты и обязывают устанавливать требования, отсутствующие в иных областях человеческой активности. Так, если персона выбрала для себя служение на страже правопорядка в обществе, для нее становится особенно значимым запрет на фальсификацию информации.

Работать нужно качественно

Этическая норма труда госслужащего - чувство долга. В настоящий момент оно считается одним из ключевых этических критериев. Чувство долга тесно взаимно обуславливает все прочие понятия. Оно описывает моральную деятельность персоны. Невозможно представить себе чувство долга для аморального человека или не обладающего самосознанием, для персоны, которой чужда ответственность.

Еще один аспект работы госслужащего - беспристрастность. норматив регламентирует нужду действовать строго так, как это оговорено законодательными нормативами. Всякий человек должен реализовывать данные ему права и возможности. В частности, госслужащий обязан воплощать право оценивать, учитывая исключительно социальную пользу и обстоятельства, объективно устанавливающие особенности ситуации. Ему запрещено инициировать конфронтацию обязанностей, связанных с работой, и частной заинтересованности.

О кодексах

Такие сборники, описывающие особенности этики госслужбы, приняты во многих державах. Они формируются не только для госслужащих, но и иных должностных лиц. Так, в Америке еще в 58-м году приняли этический кодекс, регламентирующий работу правительственной службы. Он оговаривал преданность работников и важность поддержки конституционального строя, обязывал работать весь день, получая за это установленную оплату, и стремиться к нахождению эффективных методов решения задач, стоящих перед державой.

В 2000 году в европейских державах были сформулированы рекомендации, согласно которым следует создавать поведенческие кодексы для госслужащих. Основное внимание привлекли этические ценности. Как посчитали составители рекомендаций, такие ценности помогут предупредить коррупцию и повысят эффективность мероприятий по борьбе с нею.

этика государственный служащий

Актуальным сегодня становится переход от различных форм профессиональной подготовки к совершенствованию ее содержания, в том числе и этики. В современном обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми служащие руководствуются в своей деятельности.

Проблемы этической регламентации деятельности государственных служащих сегодня являются предметом рассмотрения особой науки - биоэтики, в рамках которой разрабатываются основы моральной регламентации взаимоотношений государственной службы и общества.

Этика государственного служащего находится под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая модель действия государственного служащего не может быть простым следствием влияния общих регуляторов. Государственная служба как один из центральных элементов социального управления оказывает существенное влияние на форматирование элементов общественной системы. Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно превышающие установленные в каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».

Способности государственного служащего - особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления управленческой деятельности. Эти особенности имеют комплексную структуру, позволяющую проявляться компенсаторному механизму, благодаря которому сильно выраженные способности могут возмещать в управленческой деятельности недостаточное развитие других. Качества и способности персонала тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. И все же качества государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Стало быть, способности являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях. А так как этика это составляющая профессиональной деятельности, то от этого зависит и эффективность деятельности государственного служащего и в целом государственной службы. Особенность этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы.

При оценке профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие качества: способности, умения, знания, опыт. Кроме того, оценка персонала помогает решить и другие задачи:

  • 1) выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью его повышения по службе;
  • 2) стимулирование повышения квалификации и роста профессионализма служащих;
  • 3) применение к служащему мер стимулирования, либо ответственности;
  • 4) формирование профессионального кадрового потенциала и резерва кадров;
  • 5) поддержание стабильности и законности в государственной службе.

С нашей точки зрения, в методологическом плане построение целостной системы кадровой политики государства, региона, области должно происходить в следующей последовательности: государственная идеология - доктрина (миссия государства) - концепция (стратегия развития) - кадровая политика - кадровая программа - конкретный план действий по реализации программы.

В условиях государственной службы сложились специфические возможности для формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны:

  • 1) с внешними факторами - экономическая, социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности развития и др.
  • 2) с внутренними факторами - степень сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.

Основываясь на этом подходе, можно выделить следующие особенности этики государственного служащего, которые представлены в Таблице 1.

Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального долга», «профессиональная солидарность», всегда воспитывались и воспитываются в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах - Франции, ФРГ, Японии, Англии - честь и ответственность государственного служащего - неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем рассчитывать на преданность государственных служащих своему делу и будем вынуждены заниматься удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит и теперь.

Таблица 1. Особенности этики государственного служащего

становление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса общества и стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население)

уровень этики государственных служащих зависит от личностных характеристик

социальная адаптация государственного служащего к общественным преобразованиям находится в прямо пропорциональной зависимости от этики;

этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;

уровень этики государственного служащего не зависит от степени карьерных предпочтений;

уровень этики в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок;

на оценку уровня этики государственного служащего населением влияют:

  • а) объективные причины - наличие в государственной службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации
  • б) субъективные причины - предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристики

социально-экономическая ситуация обусловливает неудовлетворенность населения работой государственной службы, что безусловно находит отражение в занижении оценок уровня этики государственного служащего;

этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней;

информация, предоставляемая СМИ, оказывает существенное влияние на формирование отношения населения к государственной службе в целом и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.

К этическим навыкам государственного служащего можно отнести:

  • 1) Знания государственного служащего - результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение - один из критериев эффективности управленческого труда. Принято различать знания научные и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая роль в приобретении, закреплении и пополнении знаний, в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход к делу.
  • 2) Умения государственного служащего - относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего - это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение и т.д.
  • 3) Навыки государственного служащего - это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.
  • 4) Опыт государственного служащего - это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле - единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы. В качестве результата практической деятельности служащего он отражает уровень овладения «секретами» управленческого труда, достигнутый им на данный момент. Прежде всего, служащий знакомится со структурой организации, со своей конкретной работой. Овладевает деятельностью, регламентированной конституцией, уставом государственного образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми нюансами, связанными с ситуацией, как в организации, так и во внешнем окружении.

Таким образом, чтобы государственные органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал. Руководитель администрации или те учреждения, которые занимаются подготовкой государственных служащих, должны иметь некоторый макет деятельности служащего нового поколения, модель его формирования, а также оценочную карту, которые включали бы в себя не голый перечень функциональных обязанностей и прав, но реально помогли бы оценивать и формировать качества, необходимые государственному служащему.

Духовный облик государственного служащего неразрывно связан с его профессиональной деятельностью. При этом весьма важную роль в его ответственной и разносторонней деятельности играют не только правовые, но и нравственные ценности. Среди них такие, как честь и достоинство, добро, справедливость, долг, обращенные к служению народу и по своим результатам направленные на процветание общества .На важность соблюдения данных качеств представителей государственной службы обращал внимание известный русский философ И. А. Ильин. Он с горечью писал: «...Невозможно, чтобы дрянные люди со злою волею обновили и усовершенствовали общественную жизнь. Жадный пустит в ход все средства, чтобы обогатиться неправедным путем, продажный все продаст, бездуховный превратит всю жизнь в тайное и явное преступление... Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакая угроза...»

Профессиональная этика государственного служащего в российском обществе необходима по ряду причин. Во-первых, потому, что авторитет власти напрямую зависит от моральных качеств служащих: честности, справедливости, порядочности, долга. Во-вторых, серьезные аморальные проступки в деятельности и поведении государственного служащего являются немаловажным фактором, который способен привести к дестабилизации общества, выступает предметом пристального внимания широких слоев населения. В-третьих, специфика профессии государственного служащего в России связана с проведением воли государства, деятельностью с населением, обоснованием приоритетных программ руководства РФ. А это, в свою очередь, диктует необходимость соблюдения им определенных нравственных норм поведения.

Необходимо отметить, что профессиональная этика государственного служащего определяется по правилам, общим для любой профессиональной морали. Следует иметь в виду, что она, как и другие профессиональные системы (врача, ученого, военнослужащего, юриста и т. д.), не содержит ни одной моральной категории, которой бы не существовало в общечеловеческой морали. Так, ответственность, гражданская позиция, справедливость, совесть — все это, необходимое для деятельности государственного служащего, входит также в реестр обязательных нравственных норм специалистов других профессий.

Профессиональная этика государственного служащего представляет собой профессиональную мораль государственных и муниципальных служащих, включающая набор ранжируемых по важности основных нравственных качеств, ценностей, норм, предписаний, объективно необходимых для успешного выполнения ими своих служебных функций.


Нельзя игнорировать положение о том, что профессиональная этика государственного служащего неразрывно связана и является частью философской науки — этики, рассматривающей объективацию моральных норм и принципов к поведению должностных лиц, в том числе работающих в институтах государственной власти РФ.

Основные нравственные качества (нормы) поведения государственного служащего России можно, хотя и достаточно условно, дифференцировать на ряд групп. К доминирующим из них относятся следующие.

Первое — качества и нормы поведения, детерминированные особенностями деятельности государственного служащего. Такими нормами выступают: корректность, неприятие взяточничества, уважение к любому гражданину, который пришел за получением определенной услуги в государственное учреждение; справедливость в решении различного рода проблем тех или иных объединений граждан или индивидуальных; добровольное ограничение своих гражданских прав (например, на публичную критику государственной политики; выступлений в СМИ по вопросам несостоятельности деятельности тех или иных высокопоставленных государственных лиц; дача обещаний гражданам и учреждениям в разрешении того или иного вопроса от себя лично без соблюдения служебных процедур и т. д.); необходимость хранить государственную тайну; делать критические заявления за границей о деятельности государственных лиц и учреждений РФ и др.

Второе — специфические нравственные нормы поведения, вытекающие из характера работы структурных особенностей коллектива государственного учреждения. Это такие нормы, как: самодисциплина, организованность, нетерпимость к таким негативным проявлениям, как зло, интриги, угодничество, чванство, невежество и т. п.

Примечательно, что на необходимость борьбы с невежеством в деятельности государственных лиц и их окружении обращал внимание герой Отечественной войны 1812 г. гуманист Д. Давыдов. Он с горечью констатировал: «Мне, уже состарившемуся, не удастся видеть эпоху возрождения России. Горе ей, если к тому времени, когда деятельность умных и сведущих людей будет ей наиболее необходима, наше правительство будет окружено лишь толпою неспособных и упорных в своем невежестве людей! Усилия этих лиц не допускать до него справедливых требований века могут ввергнуть государство в ряд страшных зол».

Сюда следует также отнести и характерные нормы разрешения служебных конфликтов. Это такие, как первенство государственных дел перед личными и корпоративными; требовательность и принципиальность; умение находить в противоречивой ситуации компромиссы; поддержка деловой стабильности в трудовом коллективе.

Выявление и изучение нравственных принципов и норм профессиональной этики государственного служащего необходимы для его практической деятельности. Во-первых, они являются содержательной основой во всей деятельности, направленной на формирование необходимых нравственных качеств государственных служащих. Во-вторых, они предстают в виде своеобразного критерия профессиональной пригодности личности в государственных учреждениях. В-третьих, для личности государственного служащего они выступают как определенный ориентир в разрешении тех или иных нравственных противоречий.

Достаточно точно высказал мнение по этому вопросу исследователь А. С. Капто: «Правдивость и честность по отношению к обществу и в отношениях между людьми — это твердые нормы политической этики. Но, как известно, в жизни они соблюдались далеко не всегда... Преуспевают в этом “ремесле” и современные политики. Этот груз тяготеет над политической жизнью общества, что сдерживает процесс его обновления».

Современные противоречивые процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности российского общества, требуют улучшения состояния и развития нравственного климата в системе государственной службы. Наряду с этим, созидая новые формы организации жизнедеятельности общества, необходимо активно воздействовать на уровень морального состояния личности государственного служащего. В этой связи важной проблемой выступает характер нравственных требований, которые предъявляются к государственным служащим РФ. Их можно классифицировать на следующие:

— нравственные требования профессионального характера;

— нравственные требования в отношениях с коллегами;

— нравственные требования к самообразованию и уровню квалификации;

— нравственные нормы общения с гражданами;

— нравственные императивы внеслужебного поведения личности;

— нравственные требования и взаимоотношения в семейно-бытовой сфере;

— нравственные нормы взаимоотношения с начальствующим составом.

В свою очередь, общие нравственные ценности поведения государственных служащих можно представить в следующих императивах:

— добросовестно следовать присяге и нравственным требованиям государственного управления;

— доводить до сведения непосредственного руководства все обстоятельства и факты, относящиеся к личности государственного служащего и влияющие на его нравственный авторитет;

— уважать человеческое достоинство, индивидуальность, опыт и деловитость сотрудников, оказывать им необходимую помощь, не перекладывать на них свои ошибки и просчеты, не присваивать себе чужих успехов и заслуг; обязанность своевременно и точно исполнять в границах закона указания и инструкции руководства;

— обстоятельно информировать его обо всех фактах и явлениях, непосредственно связанных с работой; не посвящать третьих лиц в предполагаемые противоречия в области профессиональных компетенций;

— выполняя свои обязанности, соблюдать законность и правовые нормы, совершенствовать профессиональные знания, заниматься самообразованием;

— не принимать подарки (в том числе и его родственникам) от лиц или организаций, официально связанных с ними;

— не становиться членом организации, преследующей запрещенные цели, незаконно действующих политических партий, религиозных сект.

Ряд этих положений получили правовое закрепление в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В настоящее время актуальное значение в профессиональной деятельности государственного служащего приобретает этика достоинства и самоуважения. . Она включает ряд важных компонентов духовного мирагосударственного служащего, на основе которых создается моральный фундамент, активизирующий у него развитие этики в целом.

К таким компонентам можно отнести:

1. Лидерство . Естественно, что лидер, занимающий определенное положение в системе государственной службы (в отличие от лидера, например, какой-либо кампании, заботящегося только о собственных служащих), несет моральные обязательства не только перед своими подчиненными, но и перед обществом. Отсюда весьма важно, что для государственного служащего необходим такой стиль деятельности, который основывается на понимании чувства ответственности за персональные действия, ведущие к стабильности российского общества во всех его сферах.

2. Моральная самооценка. Под ней имеется в виду комплекс последовательных мер, проводящихся органами государственной власти с целью преодоления невысокого уровня этической грамотности своих служащих. Явления коррупции, лоббирования интересов тех или иных корпораций, политическая конъюнктура и другие негативные феномены в жизни различного уровня государственных служащих, зачастую выходящие за пределы закона и нравственности, связаны в значительной степени с отсутствием у таких лиц объективной моральной самооценки. Вот почему моральная самооценка и проблема ее формирования у государственного служащего призывают взвешенно определить степень своих моральных обязательств перед обществом.

3: Смелость. В государственной деятельности важно обладать этим качеством, несмотря на служебное положение звена «подчиненный — начальник». Смелость нужна и в отношениях как с товарищами по службе, так и между чиновниками различного уровня властных полномочий, представителями экспертизы. Смелость необходима как в принятии государственным служащим различного рода ответственных решений, так и доведении их до реализации в жизни: политике, экономике, культуре, социальной сфере.

3. Оптимизм. Это качество государственного служащего, основанное на глубоком знании своей деятельности и принимаемых ответственных решений. Оно дает возможность личности увидеть в сложном, противоречивом общественном развитии (или тех или иных сферах жизни) позитивные перспективы. В случае когда государственный служащий не обладает оптимизмом, не дееспособен и безразличен, возможно наступление апатии и моральной опустошенности, не позволяющих эффективно и целеустремленно служить обществу.

В условиях процесса модернизации российского общества актуальное значение приобретает деятельность представителей государственной власти, основанная на их индивидуально высокой морали. Так, Н. А. Бердяев, отмечая практическую значимость данной проблемы применительно к представителям правой ветви государственной деятельности, писал: «Охрана порядка жизни и чести может быть вручена только рыцарям, а не подонкам общества, из которых вербует полицию современное государство».

Таким образом, права и обязанности государственного служащего определяют не только меру его правовой ответственности, но и пространство, в котором действуют его базовые нравственные ценности, а также источники, питающие этику личности, неотделимую от целей служения России.

Этот документ — не просто свод правил. В его основе лежит целый перечень международных и российских документов, в том числе и главный закон страны — Конституция. А также общепризнанные нравственные нормы общественной морали.

Зачем и для чего нужен

Государственный аппарат, вся его вертикаль — это сложная система власти, подразумевающая различные уровни подчинения, доступа к информации, ответственности и полномочий. Для обеспечения слаженной и эффективной работы такого сложно структурированного «организма» требуются четкие правила поведения в рамках профессиональной служебной этики. Рассматриваемый документ обязателен к применению всеми госслужащими вне зависимости от чина, группы, класса и занимаемой должности.

Чем предусмотрен

Применение Кодекса предусматривается прежде всего особым социально-правовым статусом госслужащих. Все дело в том, что положение этой группы людей обуславливает не только влияние на них догм и правил общественной морали (не важно, задокументированы они где-либо или нет), но и влияние поведения самих государственных служащих на формирование этики служебного и межличностного общения. То есть чиновник является своего рода образцом для простых граждан и своих подчиненных.

К тому же, прямо или опосредованно, он олицетворяет собой власть, декларирует полномочия, определяет отношение к конкретным вопросам и вариантам их решения. Полезно изучить документ и простым гражданам, это поможет правильно реагировать на действия чиновников в той или иной ситуации, согласуясь со сводом правил и ожидая от властьимущих поведения и реакций в строго определенных рамках.

Типовой кодекс этики государственных и муниципальных служащих

На данный момент служебные отношения между госслужащими в нашей стране регулируются актуальным «Кодексом этики и служебного поведения». В документе четко прописаны цели и задачи свода правил, их обязательность для служащих любых должностей и даже уровень ответственности за нарушения положений документа. То, насколько госслужащие знают и соблюдают «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих», является одним из основных критериев качественной оценки их работы и поведения на службе.

К основным принципам, регламентирующим служебное поведение чиновников, относятся:

  • добросовестное и профессиональное исполнение должностных обязанностей;
  • понимание смысла своей работы, как признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • недопущение превышения полномочий;
  • лояльность к любым группам, различающимся по социальному, профессиональному и другим критериям;
  • главенство профессионализма над личными интересами;
  • противодействие коррупционным и другим преступлениям в рамках полномочий и закона;
  • корректность, внимательность и соблюдение законности во всех ее проявлениях.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих

Что будет за несоблюдение Кодекса

Каждый случай нарушения действующих положений документа рассматривается специальной комиссией. В статье 10 настоящего Кодекса определена ответственность госслужащих за любые нарушения. Помимо моральной ответственности, предусмотрена и юридическая:

  • дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения;
  • административная и уголовная ответственность, предусмотренная законодательством.


Енвд