Массажный стишок. Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы. Рельсы рельсы, шпалы шпалы, ехал поезд запоздалый

Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст большого объема. В результате снижается успеваемость.

Тренировать память и учить ребят пересказывать тексты на разную тематику можно еще в дошкольном возрасте. Для этого материал представляется в виде опорных схем, или мнемотаблиц. Начинать обучение можно уже года в два, когда ребенок знает некоторые сказки и пытается их пересказать, но путает героев и последовательность событий. Мнемотаблицы для дошкольников сначала составляет взрослый по известным малышу сказкам.

Картинки в ячейках – герои сказок. Очень удобна в этой ситуации сказка «Колобок», где повторяются события, а герои меняются. Для самых маленьких подойдут мнемотаблицы из четырех – девяти ячеек. Несколько мнемотаблиц взрослый разбирает с малышом, анализирует, где спрятались герои сказок. Следующие мнемотаблицы для дошкольников рисуем вместе с ребенком. Дети быстро учатся составлять таблицы. Впоследствии ребята сами составляют таблицы к поданной информации, усложняя их и увеличивая количество ячеек.

В чем секрет мнемотаблиц?

Развитие памяти происходит за счет постоянной перекодировки словесной информации в зрительные образы и наоборот. В результате информация прокручивается в памяти несколько раз и поневоле запоминается.

Для дошкольников 4-6 года задания можно усложнять: внести в таблицу героев из других сказок и попросить малыша определить, какие герои лишние. Второй вариант – перепутать в одной таблице героев двух сказок и дать задание распределить их по двум таблицам. Третий вариант – разрезать несколько мнемотаблиц и затем их восстанавливать. Таких вариантов игр с мнемотаблицами, или таблицами для запоминания, может быть множество: восстановить недостающие картинки, переставить картинки в нужном порядке и т.д. Постепенно из разрезанных таблиц создается целая картотека. Карточки можно рассыпать и взрослый, читая сказку, просит ребенка отыскать нужную картинку.

С помощью мнемотаблиц можно изучать с ребенком любую тему, запоминать любой текст, например, темы по экологии, времена года, животных, птиц. Особенно удобны таблицы в процессе изучения времен года, когда необходимо запомнить их основные признаки. В школьном возрасте детям придется запоминать большие тексты, пересказывать их. Навык составления мнемотаблиц поможет им составить опорную схему любого текста на основе ассоциаций и зрительных образов. Такую схему всегда можно будет взять в школу и использовать в качестве подсказки.

Таким образом, мнемотаблицы полезно применять в занятиях с детьми дошкольного возраста для развития зрительной и слуховой памяти. Они полезны не только в индивидуальных беседах, но и в группах, когда работать с одним сюжетом сказки может несколько человек. Если вы не знаете, с чего начать составление своей первой таблицы, обратитесь к материалам, предложенным на нашем сайте. Здесь вы найдете примеры таблиц, которые можно взять за образец и для начала разобрать с малышом. Таблицы легко скачать на сайте, распечатать и применить на первых занятиях. Уверены, что последующие таблицы вы с успехом составите сами.

Подборка мнемотаблиц для дошкольников

Маленьким деткам дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку малыши-дошкольники обыкновенно еще не умеют читать и писать.

С недавних пор для развития памяти и восприятия у ребят дошкольного и раннего школьного возраста используются приемы мнемотехники. Данный метод обучения может применяться как в детском учреждении, так и в процессе домашних занятий мамы с ребенком. В данной статье мы расскажем вам, что представляет собой мнемотехника для дошкольников, и приведем несколько таблиц, которые могут использоваться для развития и воспитания мальчишек и девчонок.

Что такое мнемотехника?

Принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек. Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развита пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают связывающие их между собой.

В частности, во время занятий мнемотехникой могут использоваться следующие популярные приемы:

  1. Ребенку показывают картинку, на которой изображено несколько ярких предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме, размеру и другим характеристикам. Внимательно рассмотрев рисунок, малыш должен придумать рассказ о том, что на нем изображено, при этом делая акцент на отличительных чертах, имеющихся между различными объектами. Такой прием очень хорошо способствует развитию воображения у детей дошкольного и раннего школьного возраста.
  2. Для развития памяти у дошкольников при помощи мнемотехники используются специальные таблицы со стихами, на которых каждой строчке стихотворения соответствует свое изображение.
  3. Тренировка логического мышления может проводиться различными способами. В частности, ребенку можно предложить разобрать карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, по парам или стопкам.
  4. Для школьников, которые хорошо работают с готовыми таблицами для мнемотехники, может использоваться обратный прием. В этом случае ребенку предлагают прочитать рассказ, после чего самостоятельно проиллюстрировать его простыми картинками.
  5. Наконец, мнемотехника может использоваться для освоения таблицы умножения. В этом случае обучение проводится в шутливой игровой форме, которая очень нравится старшим дошкольникам и ученикам младших классов, поэтому запоминание происходит быстро и легко.
Правила занятий по мнемотаблицам

Для того чтобы занятия мнемотехникой приносили плоды, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации, а именно:

  1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после их успешного освоения переходить к более сложным мнемоцепочкам.
  2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.
  3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возраста, не должно превышать 9.
  4. Даже со старшими детьми не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только по желанию ребенка.
  5. Тематику занятий необходимо менять ежедневно. Так, в частности, в первый день могут использоваться таблицы для занятий мнемотехникой с дошкольниками на тему «осень», во второй – на музыкальную тематику, в третий – на тему известных сказок, в четвертый – на тему зимнего времени года и так далее.

Приносил малышу не только пользу, но еще и радость и удовольствие? Предлагаем вам во время массажика читать вот такие стишки - гарантировано: улыбок, радости и удовольствия будет вдвойне больше!

Начнем с самой популярной потешки "Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы. Ехал поезд запоздалый ". Этот стих знаком каждому с детства, но не каждый взрослый знает его полностью. Попробуем его напомнить…

Рельсы, рельсы,
(вдоль позвоночника проводим две параллельные линии)
Шпалы, шпалы.
(вдоль позвоночника «рисуем» поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(проводим ребром ладони по спинке)
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горошек.
(стучим по спине фалангами пальцев)
Пришли куры, поклевали, поклевали, поклевали.
(слегка постукиваем с помощью указательного пальца)
Пришли гуси, пощипали, пощипали, пощипали.
(двумя пальцами пощипываем спину)
Пришёл дворник,
(двумя пальцами «идем по спине)
Все подмел.
(Легкими касаниями пальцев погладим спинку вдоль и поперек)
Прошёл слон.
(«ставим следы» слона от нижней части спины к затылку, сильно нажимая тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«ставим следы» тыльной стороной кулаков, со средним усилием нажатия)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» двумя пальцами)
Пришёл директор зоопарка,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё расчистил.
(гладим спину ладонями)
Поставил стол,
(слегка нажимаем кулаком на спину)
Стул.
(стул изображаем тремя пальцами, собранными в щепоть)
Начал писать письмо:
("пишем" по спине пальцами)
Посылаю жене, дочке,
(«рисуем каракули», водя пальцем по спине)
Заграничные чулочки
(Продолжаем «писать» указательным пальцем на спине)
Будет дочка их носить,
И отца благодарить.
Смял письмо,
(ладонями двух рук помять спинку)
Потом разгладил,
(сильным надавливанием провести ладонями по спине от позвоночника к бокам)
Поставил большую печать
(слегка стукнуть кулаком по спине)
И маленькую подпись.
(указательным пальцем «чиркнуть» по спине)
Запечатал письмо в конверт.
(ладонями рук провести по спине с боков к центру)
Опустил в почтовый ящик.
(засунуть руку сверху за шиворот пижамы или майки)
Письмо шло-шло-шло
(Легкими круговыми движениями ладони одной руки провести от затылка к нижней части спины)
И на место пришло.
(Слегка шлепнуть по попе)

Потешка «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы » поможет, скорее, взбодрить и развеселить малыша. А вот, следующий стишок поможет крохе успокоиться и скорее заснуть.

Белка хвостиком метет,
(Легкими движениями пальцев гладим спинку)
Рыбка по морю плывет.
(Ребром ладони проводим вдоль позвоночника)
Как по небу облака,
Мы погладили бока,
(Слегка проводим ладонями обоих рук по бокам крохи)
Как летят снежинки,
(Едва касаясь рукой, гладим спину)
Так мы гладим спинку!

Надо отметить, что ребенку надо делать очень аккуратно. Избегайте сильных надавливаний и старайтесь не касаться области позвоночника.

Мы капусту рубим, рубим.
(совершаем рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём.
(трем спинку суставами пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечно касаемся пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(тискаем мышцы пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(нежно гладим спинку ладонями)

Били лён, били…
(стучим кулачками по спине)
Колотили, колотили…
(похлопываем)
Топили, топили…
(растираем ладонями)
Трепали, трепали…
(трясём за плечи)
Мяли, мяли…
(разминаем пальцами)
Белы скатерти ткали
(чертим ребрами ладоней)
Да на столы накрывали
(гладим ладонями)

Куй, куй, каблучок!
(поколачиваем по пяточке)
Подай бабуля башмачок.
Не подашь башмачок -
Не подкуем каблучок!

***

Тушки-таратушки,
Испекли ватрушки.
(водим ладонями рук вверх-вниз, как музыкант, играющего на тарелках),
На окно поставили,
(руки с давлением опускаются на животик)
Остывать оставили.
(берем ручки малыша и машем ими)
А пшеничный пирожок -
(нежно промять-прощипать спинку от низа до плеч)
Так высоконько-высок!
(Провести рукой по спине к макушке)

Если малыша беспокоит животик, погладьте его по часовой стрелке. При массаже живота можно использовать следующую потешку:

Розовый животик мурлычет, словно котик.
Заурчал щеночком, забулькал ручеёчком.
- Ах, животик, ты, живот!
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает спатиньки
Маленькому Заиньке?
Мы погладим пузики –
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок,
Улыбается ребенок!

Или, вот, еще стишок для массажа животика:

На лугу, на лугу
(гладим животик малыша по часовой стрелке)
Стоит миска творогу
(кладём руку на животик ребенка),
Прилетели две вороны
(пощипываем животик по бокам снизу вверх)
Поклевали,
(двумя пальчиками делаем постукивающие движения)
Улетели!
(гладим малыша)

11.03.2012 21:19 РЕЛЬСЫ-РЕЛЬСЫ, ШПАЛЫ-ШПАЛЫ - самый лучший в мире массажжжж
Кто делает? Мои оба любят, а малая вообще, аж замирает, чего бы еще понимала)))
Я нашла кучу прикольных вариантов, некоторые вообще не слышала.


Ехал поезд запоздалый -
Рассыпал зерно.
Пришли куры - поклевали,
Пришли гуси - пощипали,
Пришел слон - потоптал.
Шел директор магазина,
Нес печатную машину,
Сел - стал печатать:
Я купил жене и дочке
Заграничные чулочки,
Я купил себе и сыну
Заграничную машину
*************************
Ресльсы-рельсы, шпалы-шпалы, ехал поезд запоздалый, из последнего окошка рассыпался горошек.

рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, едет поезд запоздалый, из последнего вагона сыпится зерно....пришли куры: поклевали, поклевали, поклевали....пришли гуси: пощипали, пощипали, пощипали....пришел слон: потоптал, пришел уж: пошуршал, пришел котик: поцарапал. Пришел Директор, поставил стул, поставил стол, и написал: не ложися на рельсы, поездом раздавит
*********************************
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, ехал поезд запоздалый.
Из последнего вагона посыпалось-посыпалось зерно.
Пришли куры – поклевали-поклевали,
Пришли гуси – пощипали-пощипали.
Прошел слон: ТОП-ТОП-ТОП, прошла слониха – Топ-Топ-Топ, прошел ма-а-аленький слоненочек – топ-топ-топ-топ.
Пришел медведь, поставил стул, стол, и начал писать письмо (имелось в виду – печатал на машинке):
«Дорогая жена и дочка! – точка-точка. (при этих словах «объект массажа» щекотали)
Посылаю вам платочки – точки-точки
И цветочки – точки-точки.
Потом положил письмо в конверт, запечатал и отправил. (Отправка письма и окончание сеанса массажа знаменовались щелчком резинки от штанов).
*****************************
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы,
Ехал поезд запоздалый,
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горох.
Пришли куры - поклевали,
Пришли гуси - пощипали,
Пришел дворник все подмел,
Поставил стул, поставил стол.
..... (не помню)
Я купил жене и дочке
Заграничные чулочки,
Дзынь-точка, дзынь-точка.
***************************

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы,
Ехал поезд запоздалый,
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горох.
Пришли куры - поклевали,
Пришли гуси - пощипали,
Пришел дворник все подмел
Пришел директор,
поставил стул, стол, печатную машинку
и начал писать
Точки-точки, запяточки,
я купил жене цветочки,
а себе купил АРБУЗ
***************************
Рельсы, рельсы
Шпалы. шпалы.
Ехал поезд запоздалый
Из последнего вагона
вдруг посыпался горох.
Пришли куры - поклевали, (тут басом, сильно надавливая пальцами)
Им цыплятки помогали. (тут попискивая, пальцами бегло и весело)
Пришли гуси - пощипали, (тоже самое)
Им гусятки помогали.
Пришел слон - топ-топ-топ,
Пришёл мамонт - бум-бум-бум (самое мощное испытание)
Пришел дворник, все подмел,
Поставил печатную машинку
и начал печатать:
Куплю жене и дочке
заграничные носочки,
А себе и сыну -
заграничную машину.
***************************

А еще нашла классную сказку, обязательно выучу)

Жили были дед и баба. Жили не тужили, но как-то ночью закрутил у бабы живот.
И крутит, и крутит (крутим руками по окружности).
Вставай дед, - говорит бабка, - Вези меня к врачу.
Запряг лошадей дед и поскакали они Скок-скок- скок (скачем пальчиками).
И вдруг рев из леса УУУУУУУУУУУУУУУУ, испугались лошади рванули вперед, а дед с бабкой вывалились.
Что делать?
Видят стоит черепаха, комар, слон - На чем поедешь? (тот кому массаж делают - отвечает)
- (например) Комар (вы делаете укольчики пальчиком)
Дальше, все комар не летит, стоят тигр, слон и пчела.
...И так до бесконечности. Главное разнообразить щипательное движение и преподносить с юмором.
Закончить можно так.
Бабка закричала - Ой - дед все прошло, не болит у меня больше живот. Обрадовались они и как в сказке оказались дома на своей теплой печи. И заснули мирным сном

Кто не помнит известный, детский стишок под аккомпанемент которого делался веселый массажик "Рельсы-рельсы, шпалы-щпалы"... Но вот версий оказывается у него несколько! Есть более щекотливые варианты, есть менее. На Никитосе опробовано. :)

Сразу скажу, подборку представленную ниже собирали коллективно на одном из родительских форумов. :)

Вариант 1

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, ехал поезд запоздалый,
из последнего окошка вдруг просыпался горох (постукивание пальцами по спине),
Пришли куры поклевали-поклевали, (все пальцы соединяются вместе, и как бы клюют спинку)
пришли гуси пощипали-пощипали, (щиплете спинку)
пришел слон потопал-потопал, (постукиваете спинку сильно)
пришла слониха потопала-потопала, (постукиваете спинку послабже)
пришел слонёнок потопал-потопал, (постукиваете спинку легонько)
Пришел дворник - все подмел (поглаживание),
поставил стул (стукаете кулачком), поставил стол (стукаете ладошкой)
и сел писать письмо: (пишете пальчиком по спине)
"Здравствуй, дорогая моя дочка! Дзынь-дзынь, точка (видимо, на машинке печатал - каретку переводил дворник, раз дзынь-дзынь... на "точке" - щекочете подмышки).
Посылаю тебе носочки. Дзынь-дзынь, точка.
А себе купил штаны из березовой коры (иногда добавляем: "чтобы попа не потела, не кусали комары").
До свидания, дорогая моя дочка! Дзынь-дзынь, точка."
Он поставил печать (шлепнуть по спинке сперва ладонью, потом кулачком, потом опять ладонью) и сунул письмо в почтовый ящик (движение, будто что-то кладете за шиворот)."

Вариант 2

Рельсы- рельсы, шпалы- шпалы
Ехал поезд запоздалый
Из последнего вагона вдруг посыпался ГОРОХ
Пришли утки, пощипали
Пришли куры, поклевали
Пришел слон, потоптал
Пришел дворник, все убрал
Поставил стол, стул
И начал писать
Дорогой жене и дочке
Заграничные чулочки, тире точки, тире точки
Запечатал письмо и отнес на почту.

Вариант 3

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, едет поезд запоздалый,
из последнего окошка вдруг просыпалось зерно,
Пришли куры клевали-клевали, (пальчиком нажимаете на спинку)
пришли гуси щипали-щипали, (щиплете спинку)
пришел слон топтал-топтал, (постукиваете спинку)
Пришел дворник все подмел, поставил стол, стул на четырех ножках (поглаживаете спинку)
Положил лист бумаги, взял перо и стал писать: (пишете пальчиком по спине)
Я купил жене и дочке полосатые чулочки... Тирли-точки, тирли-точки! (при тирли точках щекотите подмышки, деть на этом месте взвизгивает и хохочет).

Вариант-серединка 4

Пришел директор зоопарка
поставил стол, стул, печатную машинку
взял бумагу и начал печатать:
" я купил жене и дочке тили-точки, тили-точки
заграничные чулочки, тили-точки, тили точки
а чулочки не простые, тили-точки, тили - точки
в них застежки золотые"

Вариант-окончание 5

пришел слон - потопал-потопал (кулаками)
пришла слониха - пошлепала, пошлепала (ладонями)
пришел слоненок - побегал-побегал (пальцами)
пришел дворник, все подмел (ледонью)
построил дом (рисуем пальцами очертания дома)
поставил стол (тычок)
стул (еще тычек)
и сел (сильный тычок. видимо дворник был толстый)
и начал писать письмо:
дорогая дочка - точка-точка
шлю тебе чулочки - точка-точка
а чулочки не простые - точка-точка
в них застежки золотые - точка-точка
запечатал письмо и отправил его в почтовый ящик (зашиворот)

Вариант 6

Рельсы, рельсы...
Шпалы, шпалы...
Ехал поезд запоздалый.
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох.
Пришли куры — поклевали.
Пришли гуси — пощипали.
Пришел слон — потоптал.
Пришла слониха - потоптала.
Пришёл слонёнок - потоптался.
Пришел дворник, все подмел,
Пришёл директор -
Поставил стол, стул и написал письмо.
Дорогие мои детки, дзинь точки.
Я прислал вам всем конфетки, дзинь точки.
А жене своей чулочки, дзинь точки.
Вот и все мои письмочки, дзинь точки.
Опустил письмо в почтовый ящик.
Письмо шло, шло, шло — не дошло,
Шло, шло, шло, не дошло.
Шло, шло, шло и на станцию пришло...

Вариант-окончание 7

После Слона в другой версии так:
Пришел Слон потоптал
Пришел дворник все убрал.
Пришел директор магазин поставил
стол, стул печатную машинку и начал писать:
"Я директор магазина, вжик-вжик-вжик (каретка так вжикает по печ машинке)
Продавал я апельсины, вжик-вжик-вжик(шекотим по бокам)
Я купил жене и дочке вжик-вжик-вжик
Заграничные чулочки, вжик-вжик-вжик
А чулочки все порвались, вж-вж-вж
И в помойке оказались, вж-вж-вж."
Положил письмо на стол, поставил печать (шлепок),
И отправил по почте (за шиворот).
Письмо шло-шло-шло (везем по спине вниз)
И до места дошло! (по попе шлепок).

Вариант-окончание 8

Концовка про слонов:
Пробежалоо стадо слонов (очень активно постучать по всей спине кулаками),
проползла змея (по позвоночнику, ребром ладони),
пробежала лисичка, все следы замела,

Вариант-окончание 9

Еще вариант концовки
пришел УЧИТЕЛЬ,
поставил стол, стул, печатную машинку и стал писать:
я купил жене и дочке (вжих - точка, вжих - точка) (- по ребрам)
два серебряных платочка - вжих-точка, вжих-точка,
а себе и сыну по два апельсина.
Письмо запечатал (ладонями сверху-снизу и с двух боков - к середине, как бы конвертик складываем),
поставил три больших печати (кулаками по спине)
и ма-а-а-аленькую точку (под ребрами, там, где щекотнее всего).
Письмо шло-шло-шло и пришло (по попе).

Вариант 10

Рельсы, рельсы.
Шпалы, шпалы.
Ехал поезд запоздалый.
Из последнего окошка вдруг посыпался горошек.
Пришли куры - поклевали.
Пришли гуси - пощипали.
Пришел слон - потоптал.
Пришла слониха - потоптала.
Пришел слоненок - потоптался.
Пришел Иван, поставил стол, стул, сел и начал писать письмо.
"Дорогой жене и дочке. Дзынь. Точка.
Высылаю новые платочки. Дзынь. Точка.
И носочки. Дзынь. Точка.
Это письмо ему не понравилось, он все смял, смял (при этом мнем спину) и выкинул (изображаем шлепком).
Начал писать письмо снова.
Дорогой жене и дочке. Дзынь.Точка.
Высылаю красивые платочки и носочки. Дзынь точка.
Это письмо ему понравилось, он его запечатал и отнес на почту,
Положил в почтовый ящик. (за шиворот).
Почтальон пришел к жене и дочке.
Позвонил в дверь (щекотим).
Вам письмо - пляшите

Вариант-окончание 11

Начало, как у всех. Потом пришел директор, поставил стол, стул, печатную машинку.
Дорогая дочка (дзынь,точка и т.д.)
Шлю тебе носочки (...)
Мамочке чулочки (...)
Запечатал, отправил в почтовый ящик. Жена письмо получила и упала в обморок (шлепок по спине).
- На какой машине везли в больницу (легковая/грузовая - погладить/кулаком "проехать")
- Сколько сделали уколов? (не знаю, как объяснить, специфические такие шлепки)
- Сколько дали таблеток? (столько же "ударов" кулаком)
- Капель валерьянки? (щелбаны)
-На какой машине везли назад?



Енвд