Кто не является юридическим лицом. Юридическое лицо. Смотреть что такое "Юридическое лицо" в других словарях

Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридических лиц. Виды юридических лиц и их классификация.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

Юридическому лицу присущи следующие признаки:
Признак организационного единства означает наличие определенной внутренней структуры организации: во-первых, наличие системы органов управления; во-вторых, в ряде случаев - структурных подразделений.
1.Признак имущественной обособленности юридического лица означает наличие у него имущества на праве собственности либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
2.Признак самостоятельной имущественной ответственности заключается в том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может быть наложено взыскание (п. 1 ст. 56 ГК РФ).
Поскольку юридическое лицо является самостоятельным, имущественно обособленным субъектом права, то, с одной стороны, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, с другой стороны, юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Эти исключения сводятся к установлению субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей или собственника по долгам юридического лица.
3.Завершающий признак юридического лица - это выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Юридическое лицо индивидуализируется посредством наименования и места нахождения (ст. 54 ГК РФ).

Правоспособность юридического лица.
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.


1.Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
2.Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
3.Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
4.Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Перечень некоммерческих организаций указан в ГК не исчерпывающим образом (открытый перечень), что предполагает возможность установления иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций в других федеральных законах.
В настоящее время федеральными законами дополнительно предусмотрены, в частности, следующие формы некоммерческих организаций:
- государственная корпорация;
- некоммерческое партнерство;
- автономная некоммерческая организация (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);
- садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество (Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);
- товарищество собственников жилья (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ);
- объединение работодателей (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2000 N 197-ФЗ);
- нотариальная палата (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);
- торгово-промышленная палата (Федеральный закон от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).
Необходимо обратить внимание, что законодатель не исключает возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, однако предполагает для ее осуществления ряд условий:
- она не должна осуществляться в качестве основной деятельности;
- она должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им.
Общественные объединения, Ассоциации и Союзы.
Перечень коммерческих организаций: ООО; ЗАО; Производственные кооперативы; ОАО

Создание юридических лиц. Порядок государственной регистрации юридических лиц.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Государственная регистрация юридических лиц
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц
Реорганизация юридического лица
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Ликвидация юридического лица
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1.По решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
2.По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также следствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Правовое положение хозяйственных товариществ.
Хозяйственные товарищества и общества
Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах
1.Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.
2.Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).
3.Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.
4.Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.
Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.
5.Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.
6.Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.
7.Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Основные положения о полном товариществе.
1.Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
2.Лицо может быть участником только одного полного товарищества.
3.Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».

Правовое положение акционерного общества.
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Открытые и закрытые акционерные общества
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.
В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью
Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.
Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Общество не отвечает по обязательствам своих участников.
В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.
Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.
Иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.
Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Число участников общества не должно быть более пятидесяти.
В случае, если число участников общества превысит установленный настоящим пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.
Участники общества вправе:
1.Участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества;
2.Получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке;
3.Принимать участие в распределении прибыли;
4.Продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества;
5.Выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или потребовать приобретения обществом доли в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
6.Получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Участники общества имеют также другие права, предусмотренные Федеральным законом.
Помимо прав, предусмотренных Федеральным законом, устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
Дополнительные права, предоставленные определенному участнику общества, в случае отчуждения его доли или части доли к приобретателю доли или части доли не переходят.
Учреждение общества осуществляется по решению его учредителей или учредителя. Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.
В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При учреждении общества учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества, а в случаях, если в отношении общества законодательством предусмотрено проведение обязательного аудита, учредители или учредитель должны принять такое решение.
В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении общества должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя.
Решения об учреждении общества, утверждении его устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями общества для оплаты долей в уставном капитале общества, принимаются учредителями общества единогласно.
Избрание органов управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение аудитора общества осуществляются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества.
Если к моменту избрания органов управления общества, образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества и утверждения аудитора общества размер долей каждого из учредителей общества не определен, каждый учредитель общества при голосовании имеет один голос.
Учредители общества заключают в письменной форме договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.
Договор об учреждении общества не является учредительным документом общества.
Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества. При этом размер ответственности общества в любом случае не может превышать одну пятую оплаченного уставного капитала общества.
Особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом.
Сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества вносятся в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом сведения о номинальной стоимости долей участников общества при его учреждении определяются исходя из положений договора об учреждении общества или решения единственного учредителя общества, в том числе в случае, если эти доли не оплачены в полном объеме и подлежат оплате в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Основные положения об обществах с дополнительной ответственностью
1.Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.
2.Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».
3.К обществу с дополнительной ответственностью применяются правила настоящего Кодекса об обществе с ограниченной ответственностью и закона об обществах с ограниченной ответственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено настоящей статьей.
4.При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества;

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления и органы государственной власти - это структурно выделенные органы в системе управления; формы осуществления власти народа. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправления не входят с систему органов государственной власти, что означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, они находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти - народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности. Но вместе с тем деятельность органов местного самоуправления приобретает новые черты, связанные с возможностью самоорганизации и самодеятельности граждан. Органы местного самоуправления более приближены к населению, что определяет социальную направленность их деятельности.
В интересах развития демократии необходимо взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления по таким направлениям, как экономика, безопасность, права человека. Баланс взаимодействия предполагает использование техники централизации, доминирования, самоорганизации и регулирования самоуправления.
Несмотря на то что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они осуществляют публичную власть со всеми присущими ей признаками и особенностями.
Муниципальная власть - это власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:
а)территориальная ограниченность деятельности органов местного самоуправления;
б)более широкий спектр форм непосредственного участия населения в управлении территорией муниципального образования;
в)система принуждения в местном самоуправлении;
г)законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства;
д)подконтрольность государству реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
е)преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.
Системы органов государственной власти и органов местного самоуправления функционируют на основе определенных принципов.
Представляется возможным выделить две группы принципов:
1)общие, характерные и для государственного управления, и для местного самоуправления;
2)специальные, свойственные для каждой из этих систем в отдельности.
В качестве общих принципов выделяют следующие начала:
а)принцип народовластия (три способа осуществления власти народом, выборность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления);
б)принцип гласности (вступление в силу нормативных правовых актов только после опубликования (обнародования), обязательный учет общественного мнения при принятии решений, затрагивающих интересы населения);
в)принцип законности (детальная правовая регламентация общественных отношений);
г)принцип публичности (открытый характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления) и другие.
К специальным принципам государственного управления относят: принцип разделения властей, принцип единства, иерархичности и соподчиненности органов государственного управления, принцип строгой регламентации и обусловленности государственного управления правовыми нормами и т. п.
Чтобы понять, как региональная власть может воздействовать на органы местного самоуправления, необходимо определить специальные принципы организации муниципальной власти:
1)принцип «подзаконности», т. е. функционирования местного самоуправления в рамках, заданных законом;
2)принцип самостоятельности (организационная независимость, самостоятельность в определении структуры собственных органов, в решении вопросов местного значения, в распоряжении муниципальными материально-финансовыми средствами);
3)принцип выделенной компетенции - наличия у органов местного самоуправления собственных полномочий, в пределах которых они самостоятельны;
4)принцип выборности (требование обязательности наличия выборных органов в системе местного самоуправления);
5)принцип ресурсной обеспеченности, т. е. наличия собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий;
6)принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством и юридическими лицами;
7)принцип государственной поддержки местного самоуправления.
Региональное управление и местное самоуправление тесно взаимосвязаны между собой, обусловливают друг друга и представляют собой два вида властной организации общества. У них имеется ряд общих черт, например:
а)и местная, и региональная власть организованы по территориальному признаку. Правомочия обеих властей распространяются на все субъекты, функционирующие на соответствующей территории;
б)и местная, и региональная власть реализуют свое социальное назначение посредством специальных постоянно действующих органов, наделенных правом осуществлять властные полномочия;
в)органы и местной, и региональной власти способны принимать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, обязательные для всех субъектов;
г)и местная, и региональная власть вправе устанавливать налоги и сборы, закрепленные за ними Налоговым кодексом РФ;
д)органы и местной, и региональной власти наделены правом применять меры принуждения на территории своей юрисдикции.
е)органы государственной власти обязаны гарантировать органам местного самоуправления минимальную материально-финансовую базу;
ж)органы государственной власти вправе осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий;
з)органы государственной власти субъекта РФ вправе временно осуществлять полномочия органов местного самоуправления в трех случаях: когда органы местного самоуправления ликвидированы в условиях чрезвычайной ситуации, когда проведено «банкротство муниципального образования» (в случае, если долги муниципального образования на 30% превысили собственные доходы), при нецелом использовании субвенций.
Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти строятся на следующих принципах: с одной стороны, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своей компетенции.
Основным инструментом взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является закон. Для государственной власти закон гарантирует то, что местное самоуправление будет функционировать в определенных законом пределах. Для местного самоуправления - это гарантия от волюнтаристского вмешательства государственных чиновников в деятельность муниципальных органов власти. Закон обеспечивает достаточную стабильность отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Государственная поддержка местного самоуправления - это система мер, обеспечивающих укрепление и стимулирование развития местного самоуправления федеральными и региональными органами государственной власти.
Государственная поддержка местного самоуправления, как правило, осуществляется в следующих формах:
а) издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;
б) контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;
в) информационное обеспечение органов местного самоуправления (в том числе ознакомление с проектами нормативно-правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного сообщества);
г) оказание методической поддержки;
д) рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления в органы и к должностным лицам государственной власти, принятие мер по их удовлетворению;
е) участие в формировании органов местного самоуправления в случаях, установленных законом (например, в муниципальных районах и городских округах представители органов государственной власти субъекта РФ входят в состав конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации, назначаемой по контракту);
ж) принятие и реализация целевых программ государственной поддержки местного самоуправления;
з) подготовка кадров муниципальных служащих;
и) оказание материальной и финансовой помощи органам местного самоуправления;
к) предоставление в пользование государственного и муниципального имущества на безвозмездной основе;
л) временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти и другие меры.
Органы местного самоуправления при разработке муниципальных планов и программ должны учитывать соответствующие государственные планы и программы. Соответственно, государственные органы при разработке государственных планов и программ должны учитывать мнение органов местного самоуправления.
Отношения, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, воинским учетом, совершением нотариальных действий и т. п., крайне затруднительно регулировать органам государственной власти субъектов, не говоря уже о федеральных структурах. В принципе существуют два пути решения этой проблемы. Первый путь - это создание на территории местного самоуправления особых государственных структур, которые будут исполнять государственные полномочия. Второй путь - наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления на основе договоров или законодательных актов.
Под передачей полномочий понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при которой органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий.
Делегирование полномочий - это предоставление органам государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Исходя из этого, следует обратить внимание на различия в содержании понятия «передача полномочий», которая происходит на постоянной и безусловной основе, расширяя перечень вопросов ведения муниципального образования, и «делегирования полномочий», которое осуществляется на временной основе с соблюдением определенных требований, расширяя компетенцию отдельных муниципальных органов.
Статья 132 Конституции РФ
2.Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Правовое положение благотворительных и иных общественных фондов.
Коммерческие и некоммерческие организации

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ).
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Благотворительная организация
1.Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
2.При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Формы благотворительных организаций
Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Фонды
1.Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
2.Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
3.Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.
4.Устав фонда помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
3.В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Общественные и религиозные объединения.
Общественные и религиозные организации (объединения)

1.Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
2.Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
3.Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Правовое положение производственных и потребительских кооперативов.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

Понятие производственного кооператива
Производственным кооперативом (артелью) (далее - кооператив) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом - коммерческой организацией.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Устав потребительского кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».
Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.
Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах.

Порядок образования кооператива
Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее чем пять человек. Членами (участниками) кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива.
Учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива.
Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».



Юридическое лицо(ст.48 ГК) - признается организация, которая имеет в собственности, хоз.ведении или опер.управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1) организационное единство;
2) имущественная обособленность, т.е. юр.лицо имеет в собственности, хоз.ведение, опер.управлении имущество;
3) самостоятельная имущ.ответственность т.е. при ненадлежащем исполнении юр.лицом своих обязательств заинтересованное лицо вправе обратиться с взысканием на все имущ. принадлежащие юр.лицу.
4) юр.лицо всегда выступает от собственного имени.

Правоспособность юридического лица (как и дееспособность) - возникает с момента внесения записи в гос.реестр "о регистрации юр.лица", и перестает с момента внесения записи в гос.реестр "о ликвидации юридического лица".
Различают общую(юр.лицо вправе быть участником любых ГПО) и специальную(юр.лицо вправе иметь больше те права и обязанности, которые предоставлены ему учередителем или законом. Ей обладают все некомерч.организации, а из коммерч.: Гос. и Мун. унитарные предприятия) правоспособности.

Органы юр.лица, могут быть коллегиальными(общее собрание, совет директоров), либо единоличными.
Органы юр.лица, состоят из участников юр.лица, могут быть выборными или назначаемыми. Перечень органов управления, а также их компетенция определяется как законодательством, так и учеред.документами.
Органы юр.лица действуют без доверенности(в пределах своих полномочий).
Юр.лицо, может действовать самостоятельно или через свои органы управления, а может действовать через представителей(любое дееспособное лицо), они действуют на основании договора поручения или доверенности.

Виды юридических лиц:

1)В зависимости от цели создания: (создаются с целью получения прибыли) и (такой цели не преследуют, хотя тоже вправе заниматься ПД, но всю прибыли они отправляют только на цели определенные уставом;

2) В зависимости от прав учредителей юр.лица на его имущество: юр.лица учредители которых сохраняют вещные права на имущество переданное в уставной капитал(в ком.организациях- это гос. Мун. унитарные предприятия; в некомерч.организациях - это учреждения.) И юр.лица в которых учредители сохраняют только обязательственные права. Есть юр.лица участники которых не сохроняют ни вещных, не обязательственных прав на имущество в капитале организации(религ.организации)

Образование юридического лица:

Существуют 2а способа создания юр.лиц: 1) явочно-нормативный(исключает необходимость получение предварительного разрешения органов публичной власти на создание юр.лица. Учредители являются в регистр.орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации) и разрешительный порядок(для создания некоторых юр.лиц., помимо воли учредителя, необходимо предварительное разрешение органов публ.власти. Учредитель обязан предоставить учред.документы. Для хоз.товартществ - это учред.договор, для всех остальных организаций - устав.)

Отказ в гос.регистрации возможен только по двум основаниям:
1) неполный пакет документов;
2) документы содержат не достоверные данные

Уставной капитал юридического лица:

Обязательное формирование уст.капитала и требование к его мин.размеру установлен для ком.орг-ий, кроме хоз.товариществ. Уст.капитал должен гарантировать защиту прав кредиторов.

Виды вклада в уставный капитал:

1) деньги;
2) иные вещи в том числе ценные бумаги;
3) имущ.права, вклад в не денежной форме оценивается учредителями, но для хоз.товариществ и унитарных предприятиях в случаях, когда стоимость вклада превышает 200 МРОТ, оценивается независимым оценщиком. В случаи завышения оценки оценщик несет солидарную ответственность с учредителями;
4) права на результаты интел.деятельности.

Представительство и филиалы юр.лиц:
Представительство - это обособленное структурное подразделение расположенное вне места нахождения юр.лица, представляющая его интересы.
Филиал - это обособленное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения юр.лица, представляет интересы юр.лица и осущ. часть его функций.
Руководитель представительства или филиала назначается юр.лицом и действует на основании доверенности.

Реорганизация юридического лица:

Формы реорганизации:
1) Разделение - т.е. вместо одного юр.лица, которое прекращает свое существование, образуется два или более новых юр.лиц;
2) Выделение - из структуры юр.лица выделяется как правило его подразделение, которое приобретает статус юр.лица;
3) Слияние - два или более юр.лиц прекращают свое существование и обьединяя активы и пассивы, образуют единое новое юр.лицо;
4) Присоединение - 1о или несколько юр.лиц прекращая свое существование, объединяют активы и пассивы ране существовавшими юр.лицами. При слиянии или присоединении права и обязанности передаются на основании передаточного акта;
5) Преобразование - решение о реорганизации принимается участниками юр.лица. Такое решение может быть принято в суд.порядке, в случае когда закон предусматривает такую возможность.
Реорганизация считается завершенной при внесении записи в гос.реестр. Общие положения о реорганизации закреплены в ГК, особенности реорганизации предусмотрены ФЗ "Об отдельных организационно-правовых формах юр.лиц".

Ликвидация юридического лица:

Решение о ликвидации юридического лица выносится Арб.судами. Суд обязан указать конкретное нарушение действующего законодательства, носившее основание для принятия такого решения. Далее суд создает ликвидационную комиссию и к ней переходят все права и обязанности по управлению юр.лицом. Ликвид.комиссия направляет в налог.орган, а также в вестник гос.регистрации информацию о принятом решении, а также информацию о сроке предъявления кредиторами своих требований, этот срок не должен быть менее 2х месяцев. Ликвид.комиссия уведомляем кредиторов о ликвидации юр.лица, которые в течении 2х месяцев вправе предъявить требования к ликвид.юр.лицу. По истечению срока установленного для предъявления требований кредитора, коммисия производит расчет с кредиторами. Требования кредиторов не удовлетворенные в силу недостающего имущества считаются погашенными. Если же после расчетов с кредиторами у юр.лица осталось имущество, оно распределяется среди учередителей. Очередность расчета с кредитором ст.64 ГК. Кредиторы 1ой очереди, граждане перед которыми юр.лицо несет ответственность за возмещение вреда причиненного жизни или здоровью работникам юр.лица. Перед любыми 3ми лицами, если их жизни или здоровью был причинен вред по вине юр.лица.

Несостоятельность (банкротство):
Признаки банкротства юр.лиц:
1) наличие задолженности у юр.лица не менее 100 тыс.рублей, исключение составляют градообразующие предприятия и предприятия оборонного комплекса;
2) должник не может выполнить свои фин.обязательства в течении 3х месяцев.
Признаки банкротства физ.лица:
1) задолженность на сумму 10тыс.рублей;
2) неспособность выполнить обязательства в течении 3х месяцев;
Для признания банкротом необходимо, чтобы сумма долгов превышала стоимость его имущества.

С заявлением в Арб.суд могут обратиться:
1) сам должник;
2) конкурентные кредиторы;
3) органы уполномоченные на взыскание обязательных платежей в бюджетной и не бюджетной форме.
До обращения в Арб.суд возможно применение такой процедуры как санация (кредиторы либо 3е лица вправе предоставить должнику денежные средства для восстановления платежной способности). Все остальные процедуры являются судебными и вводятся на основании определения суда.

Судебная процедура с момента признания о несостоятельности вводиться процедура:

1) Наблюдение -действует до судеб.заседание в котором будет рассмотрен вопрос о введении след.процедуры банкротства, либо об отказе принятия лица банкротом. Арб.судом назначается Арб.управляющий, его задача:
- оценить фин.состояние должника;
- способствовать сохранению имущества должника.
В стадии наблюдения органы управления должника от своих обязанностей не отстраняются, но ряд сделок они вправе совершать только с согл.Арб.управляющего;

2) Финансовое оздоровление - кредиторы или третьи лица вправе принять решение о доп.денежных средствах должнику. Завершая стадию наблюдения Арб.суд вправе ввести такую процедуру как.

3) Внешнее управление - процедура вводиться на 1 год и может быть продлена еще 6 месяцев. Органы управления должника от ведения дел отстраняются и введение дел поручается Арб.управляющему, однако ряд сделок Арб.управляющий вправе совершать только с согл.собрания кредиторов. По завершению этой процедуры суд может принять решение, либо об восстановлении платежной способности должника, либо решение о введении конкурсного производства. Общим для наблюдения фин.оздоровления и внешнего укрепление является введение маратория. На период введения в действие процедуры банкротства не начисляются санкции по денежном обязательствам кредиторов. Кредиторы имеют право только на начисление процентов по ставки ЦБ. Размер ставки определился на день введения соответствующей процедуры. Мараторий не распространяется на задолженность перед кредиторами 1 и 2 очереди, которая подтвердила вступившем в законную силу суд.актом. С момента введение процедуры банкротства все требования кредиторов предъявлялся только по правилам закона "О банкротстве" включ.процедуру конкурсного производства.

Особенности банкротства физических лиц:

Условие для подачи заявления о признании банкротом:
1) Наличие задолженности не менее 10 тыс.рублей;
2) Должник не рассчитывается по обязательствам более 3х месяцев.
В ст.446 ГПК есть перечень видов имущ-ва на которое взыскание не может быть обращено. В отношении гражданина вводиться процедура наблюдение еще процедура конкур.производство. Реестр требований кредитора формируется по общим правилам, конкурс.масса формируется по общим правилам но с учетом ст.446 ГПК.

Особенности:
У ИП могут быть кредиторы, чьи требования связаны с ведением ПД и кредиторы эти могут быть как конкурсными так и не конкурсными. У ИП могут быть кредиторы чьи требования не связаны с ПД(не уплачивал уплату коммунальных услуг или алиментов). Кредиторы задолженность которых не связана с ПД учитываются в реестре отдельно. Если денежных средств не достаточно для расчета с кредиторами они сохраняют право на предъявление требований позже, как имущ-во появиться у должника. После вынесения решения о признании гр.банкротом, онулируется его запись о гос.регистрации и в течении года он не может быть зарегистрирован в качестве ИП. Между кредитором и должником может быть заключено мировое соглашение(на любой стадии).

Новая система юридических лиц была введена частью первой ГК РФ. Она представляет собой, по существу, первую установленную в кодифицированном акте систему частных юридических лиц в России.

Гражданский кодекс РФ устанавливает разделение юридических лиц на виды по различным классификационным критериям.

В п. 2 и 3 ст. 48 ГК РФ предусмотрена классификация юридических лиц в зависимости от того, какие права имеют учредители (участники) в отношении таких юридических лиц или их имущества. В соответствии с этим выделяются:

  • - юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;
  • - юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, финансируемые собственником учреждения;
  • - юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Подобная классификация не лишена недостатков. Как известно, вещные и обязательственные права являются разновидностями имущественных прав. Следовательно, деление юридических лиц на группы в п. 2 и 3 ст. 48 ГК РФ производится в зависимости от наличия или отсутствия имущественных прав между учредителями (участниками) и такими лицами. При этом не учитывается, что учредители (участники) могут иметь по отношению к юридическим лицам не только имущественные в классическом виде (вещные или обязательственные), но и корпоративные права, в отношении возможности отнесения которых к имущественным не один год ведутся научные дискуссии.

Применительно к юридическим лицам, основанным на членстве, обладание членами такого юридического лица корпоративными правами является важнейшей отличительной чертой данного юридического лица, намного более важной, чем обладание или необладание обязательственными правами 1 .

Вторым установленным в ГК РФ критерием для классификации юридических лиц является наличие или отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и как следствие возможность или невозможность распределения полученной прибыли между участниками такого юридического лица.

По этому признаку в соответствии со ст. 50 ГК РФ выделяются:

  • - коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  • - некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также другие формы, предусмотренные законом).

Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие воспринято в настоящее время в большинстве государств на территории бывшего СССР. Вместе с тем есть и исключения.

В качестве недостатка деления юридических лиц в зависимости от того, ставят ли они своей целью извлечение прибыли, приводится аргумент об условности такого критерия, поскольку и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую прибыль. Это, по мнению ученых, нивелирует практическую значимость такого деления. Именно из данного обстоятельства, как отмечает Н. С. Кузнецова, исходили разработчики ГК Украины при разработке критериев для классификации юридических лиц , в результате чего в украинском законодательстве было решено отказаться от данной классификации.

Оценивая приведенные доводы, можно отметить, что в делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие определенная доля условности имеется 1 . Как уже отмечалось, и те и другие вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем такое деление, известное еще дореволюционной цивилистике, имеет важное значение. Выражается оно не столько в разных социальных функциях, которые выполняют эти юридические лица (как отмечали еще дореволюционные ученые, некоммерческое юридическое лицо преследует «идеальные цели» ), сколько в различии правовых режимов.

Особенности правового режима некоммерческих организаций в настоящее время заключаются в том, что перечень организационноправовых форм этих юридических лиц определяется в законодательстве (п. 3 ст. 50 ГК РФ), в то время как перечень организационноправовых форм коммерческих организаций - только в Гражданском кодексе (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

Далее, особенностью правового режима коммерческих организаций является детальное регулирование их правового положения в законе. В отличие от Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федерального закона «Об акционерных обществах», достаточно подробно регулирующих, к примеру, структуру органов управления этими хозяйственными обществами, построенными на принципе членства, порядок принятия ими решений, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» устанавливает лишь самые общие начала правового регулирования данных вопросов применительно к некоммерческим организациям. При этом мнение о возможности применения к некоммерческим организациям положений законодательства о коммерческих организациях в силу аналогии закона является неоднозначным.

В зависимости от отнесения организаций к коммерческим или некоммерческим различается и порядок их государственной регистрации.

Во-первых, если государственную регистрацию коммерческих организаций осуществляет Федеральная налоговая служба, то в отношении некоммерческих организаций решение о государственной регистрации принимается органами юстиции, а внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц производится Федеральной налоговой службой.

Во-вторых, в отношении некоммерческих организаций установлены особые основания для отказа в государственной регистрации (несоответствие представленных на регистрацию документов Конституции РФ или иному законодательству).

Третьим установленным в законе критерием классификации юридических лиц является организационно-правовая форма.

В п. 2 ст. 50 ГК РФ определено, что коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В свою очередь, хозяйственные товарищества делятся на полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества), хозяйственные общества - на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества, а последние делятся на открытые и закрытые.

В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Таким образом, как отмечают исследователи, в Российской Федерации можно насчитать 10 организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц и 17 организационно-правовых форм некоммерческих организаций 1 .

Аналогичный подход к построению системы юридических лиц отмечается в настоящее время в других государствах на постсоветском пространстве, которые при разработке законодательства о юридических лицах учли подход, предложенный в части первой Модельного гражданского кодекса для государств - участников Содружества Независимых Государств .

Включение тех или иных образований в названную классификацию не раз подвергалось критике в литературе.

В частности, высказываются сомнения в необходимости наделения полных товариществ правами юридического лица. В качестве доводов указывается на отсутствие особой организации полного товарищества, отличной от полного товарища, практической невозможности отделить случаи участия в гражданском обороте полного товарищества и полного товарища 1 , наконец, о дублировании корпоративного (полное товарищество и товарищество на вере) и договорного (простое товарищество) образований, в то время как в развитых зарубежных правопорядках существует, как правило, либо тот, либо другой вид.

Когда за «фасадом» юридического лица скрывается его единственный участник, разграничить случаи участия в обороте юридического лица или его участника позволяет сама конструкция юридического лица, в случае же с полным товариществом, согласно этому мнению, такое разграничение не всегда столь очевидно.

Но, как представляется, в законодательстве имеются достаточные механизмы, в частности, ограничения права товарищей совершать сделки, входящие в предмет деятельности полного товарищества или однородные с ним, а также нормы законодательства о том, что каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, построены как диспозитивные, чтобы избежать такого смешения.

Заслуживает внимания противоположная позиция, признающая товарищество наименее подходящей формой для всякого рода мошеннических операций с учетом весомо больших гарантий кредиторов в силу предусмотренной законодательством ответственности полных товарищей по долгам товарищества всем своим имуществом. В развитие этого подчеркивается необходимость в поддержке законодателем таких товариществ, в предоставлении им разного рода преференций, в частности в области кредитования и налогообложения .

Довольно давно высказывается предположение об отсутствии целесообразности одновременного существования двух близких организационно-правовых форм: общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества . В законодательстве многих государств, в том числе на территории бывшего СССР, деление акционерных обществ на закрытые и открытые не проводится.

Для того чтобы предложить какое-либо законодательное решение: упразднение обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ либо принятие концепции единого акционерного общества, необходимо отметить недостатки существующей модели. К сожалению, никаких существенных доводов, кроме родственности этих конструкций, учеными не приводится 1 . А вместе с тем реформирование законодательства о юридических лицах потребует временных и экономических затрат, связанных с необходимостью приведения организационно-правовых форм в соответствие с действующим законодательством. И возложение дополнительного экономического бремени на участников гражданского оборота или на бюджет государства (в случае принудительной ликвидации юридических лиц, чья организационно-правовая форма не была приведена в соответствие с законодательством) только из-за этого представляется необоснованным.

Примечательно, что законодательство некоторых государств - участников СНГ вовсе отказалось от конструкции публично-правовых унитарных предприятий. Таких конструкций нет, в частности, в Армении и Грузии. В Российской Федерации также высказываются соответствующие предложения .

Заменить такую форму возможно путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, передав 100% акций этого общества государству, что и реализуется в государствах, отказавшихся от этой конструкции. Вместе с тем необходимо учитывать и верно отмеченную возможность возникновения негативных последствий этого, в связи с чем А. Л. Маковским высказывалось предложение об установлении для особо важных предприятий, относящихся, к примеру, к военно-промышленному комплексу, особого статуса .

В Белоруссии отмечается противоположная тенденция - ч. 3 п. 1 ст. 113 ГК Республики Беларусь допускает возможность создания частных унитарных предприятий - юридических лиц, не наделенных правом собственности на закрепленное за ними имущество, которое является неделимым, а имеющих это имущество на праве хозяйственного ведения 1 .

Такая конструкция весьма близка конструкциям компаний одного лица (one man company, Einmanngesellschaft) с той лишь разницей, что в данном случае компания одного лица не является собственником имущества, а следовательно, ее нельзя назвать полноценным участником гражданского оборота.

Участие в обороте компаний одного лица, поскольку в этом случае лицо, выступающее за «фасадом» юридического лица, фактически ограничивает пределы своей имущественной ответственности, требует определенных гарантий для контрагентов такого лица. Одной из таких гарантий может быть закрепление в законодательстве требования об опубликовании сведений о том, что общество является созданным одним лицом, либо сведений о приобретении одним лицом всех акций (или долей) общества. Эти гарантии обеспечивают в первую очередь интересы акционеров (участников) и в целом внешних инвесторов общества. Такие гарантии применительно к акционерным обществам закреплены в п. 4 ст. 153 ГК Украины.

  • В связи с чем нельзя не обратить внимание на то, что введение в ГК РФ новой организационно-правовой формы юридических лиц - хозяйственного партнерства (Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах»; Федеральный закон от 6 декабря2011 г. № 393-ФЗ «О внесении изменений в статью 50 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О хозяйственных партнерствах”» - не повлекло внесение соответствующих изменений в ст. 48ГК РФ, формально указанная организационно-правовая форма в данную классификацию не входит.
  • См.: Цившьне право Украши: пщручник. Книга 1 / за ред. О. В. Дзери, Н. С. Кузнецове/. Кшв, 2001. С. 120 (автор главы - Н. С. Кузнецова).
  • Критические замечания по поводу обоснованности деления юридических лиц накоммерческие и некоммерческие высказаны и в российской правовой доктрине. См., вчастности: Толстой Ю. К. К разработке понятия юридического лица на современномэтапе // Проблемы современного гражданского права: сб. ст. / отв. ред. В. Н. Литовкин,В. А. Рахмилович. М., 2000. С. 81-112.
  • В. И. Синайский, в частности, выделял идеальные (преследующие идеальнуюцель) и хозяйственные (деятельность которых носит характер спекуляции) юридические лица. См.: Синайский В. И. Указ. соч. С. 115.
  • См.: Козлова Н. В. Компании с ограниченной ответственностью по законодательству Норвегии. С. 259-265. По другим оценкам - 7 и 17 соответственно. См.: Белов В. Л. Гражданское право. Общая часть. Т. 2. М., 2011. С. 137-139. Сам факт наличия разных подсчетов, как представляется, подтверждает противоречивость построения существующей системы юридических лиц.
  • Принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СодружестваНезависимых Государств 29 октября 1994 г., опубликован в № 6 «Информационногобюллетеня Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ» за 1995 г.
  • См.: Функ Я. И. Полное товарищество по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь. М.; Минск, 2002. С. 5, 10-11.
  • См.: Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. С. 267.
  • См.: Суханов Е. А. О российском акционерном законодательстве // Законодательство. 1998. № 12. С. 29.
  • Как отмечает Н. В. Козлова, единственным принципиальным отличием междузакрытым акционерным обществом и обществом с ограниченной ответственностью сучетом того, что акции закрытого акционерного общества, как правило, существуют вбездокументарной форме и распределяются между заранее определенным кругомлиц - учредителей, являются особенности выплаты стоимости доли участнику при еговыходе из общества (см.: Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очеркистории и теории. С. 268).
  • См.: Суханов Е. А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях. С. 50-52.
  • См.: Маковский A. JI. Новые гражданские кодексы государств - участников СНГ:стабильность и переходный характер регулирования // Пути к новому праву. Материалы международных конференций в Санкт-Петербурге и Бремене / под общ. ред.М. М. Богуславского и Р. Книпера. Берлин, 1998. С. 133.

Юридическое лицо - организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица (табл. 6.1):

организационное единство четкая внутренняя структура организации, наличии органов управления, структурных подразделений, которые в единстве позволяют решать задачи юридического лица (документально закреплено в учредительных документах)
наличие обособленного имущества

а) юридическое лицо обладает имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

б) имущество должно быть отражено на балансе или в смете;

в) законом определяется минимальный размер обособленного имущества - минимальный уставный капитал.

способность отвечать по обязательствам своим имуществом по общему правилу юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Обратная сторона этого правила: участники (учредители) юридического лица не отвечают по его долгам своим имуществом. Только в порядке исключения можно возложить бремя имущественной ответственности на собственность участников (например, в полных товариществах).
способность выступать в имущественном обороте от своего имени юридическое лицо, выступая в имущественном обороте, обладает фирменным наименованием, закрепленным в учредительных документах
возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде

Табл. 6.1. Признаки юридического лица

Виды юридических лиц.

Классификация юридических лиц может происходить по нескольким критериям (рис. 6.3).

1. По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие:

а) коммерческими являются организации, в качестве основной цели своей деятельности преследующие извлечение прибыли, а также распределяющие прибыль между участниками. К таким относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия;

б) некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Перечень некоммерческих организаций, приведенный в ГК, является открытым. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

2. По видам прав учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества различают:


а) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы). Собственником передаваемого имущества становится сама организация;

б) юридические лица, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

в) юридические лица, в отношении которых их участники не имеют никаких имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Акционерные общества открытого типа ОАО
Акционерные общества закрытого типа ЗАО

Рис. 6.3. Виды юридических лиц

Юридический практикум:

  1. Гражданин Львов пристрастился к игре в казино, где регулярно проигрывал свою зарплату и средства семейного бюджета, ставя свою семью в тяжелое материальное положение. Его супруга Илона обратилась в суд с требованием об ограничении дееспособности супруга.

Подлежит ли удовлетворению ее заявление? Ответ обоснуйте.

  1. Васильева обратилась в суд с заявлением об объявлении мужа умершим. В заявлении она указала, что не имеет сведений о месте пребывания ее мужа более 5 лет, что подтверждалось справкой жилищной конторы с последнего места жительства Васильева. Суд вынес решение о признании ее мужа безвестно отсутствующим, пояснив при этом Васильевой, что она может подать заявление о признании ее мужа умершим через 2 года после признания ее мужа безвестно отсутствующим.

Верное ли решение вынес суд? Ответ обоснуйте.

  1. На дачный участок бывшего военнослужащего, пенсионера В.Г. Потапенко постоянно совершали набеги «непрошенные гости». Устав считать понесённые потери и окончательно разозлившись на дачных грабителей, он остался ночевать в дачном домике. Ночью, как пенсионер только услышал подозрительный шум, он выбежал из домика и несколько раз выстрелил из охотничьего ружья по темным силуэтам. В результате полученного огнестрельного ранения один из мальчишек, которые воровали яблоки в саду В.Г. Потапенко, стал инвалидом.

Правомерны ли действия Потапенко? Обоснуйте свой ответ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие отношения являются предметом гражданского права?

2. Перечислите три категории субъектов гражданского права.

3. Какими качествами должны обладать физические лица как субъекты гражданского права?

4. В каком случае физическое лицо может быть признано ограниченно дееспособным?

6. Перечислите основания недееспособности физических лиц.

7. Раскройте понятие юридического лица.

8. Какие требования предъявляются к имуществу юридического лица?

9. В каких документах закрепляется фирменное наименование юридического лица?

10. Перечислите виды юридических лиц.

11. Выделите отличительные признаки коммерческих и некоммерческих организаций.

Эта тема не понятна практически всем ребятам, которые изучают право при подготовке к экзаменам. А потом они с этим незнанием идут сдаваться. Между тем виды юридических лиц надо не только знать, но и объяснять, какие преимущества имеет те или иные из них. Как раз в этой статье об этом и поговорим.

Понятие юридических лиц

Юридическое лицо — это зарегистрированный государством субъект правоотношений, который имеет обособленное имущество, счет в банке и может вступать в те или иные правоотношения.

Для чего создаются юрлица? Ведь можно вести индивидуальную предпринимательскую деятельность и без его регистрации — в качестве индивидуального предпринимателя? На самом деле эти субъекты регистрируются для следующего:

Для снижения бизнес-рисков. Дело в том, что большинство юрлиц имеют такие формы организации, при которых люди, им руководящие, не несут ответственности за бизнес-риски. К примеру, взяло юрлицо кредит в банке, не сумело его погасить и объявило о банкротстве. При этом руководитель юрлица и все его работники не будут нести финансовой ответственности своим личным имуществом!

Для управления капиталами. К примеру — вас трое таких молодых и дерзких ребят, - решили вы открыть свое дело. Вася вложился в аренду здания, Оля — закупила сырье, а Евгений — в первую зарплату рабочим.

Получили эти наши молодые и дерзкие первую прибыль. И как будем делить? Если они работают как ИП (индивидуальные предприниматели) то не знаю, как они это будут делать. Может дело даже дойдет до поножовщины. А вот если бы они зарегистрировали юридическое лицо и в его уставе прописали доли прибыли для каждого учредителя — тогда бы не было никакой поножовщины. Все было бы цивилизованно.

Для расширенных правоотношений. Юрлицо легко продать, легко продать бизнес.

При регистрации юрлица нужно помнить, что заранее необходимо продуманно выбрать виды деятельности, которые уже содержаться в едином реестре юридических лиц. Кстати, рекомендую прочесть статью . Так вы лучше разберетесь в этом материале.

Если хотите узнать другие нюансы, которые здесь нужно знать, добро пожаловать на наши курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Виды юридических лиц в гражданском праве РФ

В первую очередь надо знать, что все юрлица бывают коммерческими и некоммерческими (ст. 50 ГК РФ). Первые создаются для извлечения прибыли, то есть попросту для зарабатывания денег. Вторые — для других целей: просветительских, благотворительных, религиозных.

К ним могут относится: ТСЖ (товарищества собственников жилья), адвокатские палаты, благотворительные и иные фонды, церкви, потребительские кооперативы и пр.

К коммерческим юридическим лицам можно отнести:

Хозяйственные общества (ст. 66 ГК РФ)

Эти юридические лица создаются для производства товаров и оказания услуг. Они считают корпоративными, то есть могут состоять как из одного владельца, так и из нескольких соучредителей. Доли прибыли в таких обществах распределяются пропорционально участию их капиталов в организации фирмы. Соучредителями могут быть как индивидуальные предприниматели, так и другие юридические лица.

Товарищества: полные и на вере (коммандитные) (статьи 69 и 82 ГК РФ соответственно)

Товарищества отличаются тем, что их учредители несут полную ответственность своим личным имуществом по обязательствам товарищества. Другими словами, если компания обанкротится, то участники товарищества будут выплачивать его долги за свой собственный счет, несмотря на то, что это юридическое лицо.

Товарищества на вере отличаются от полных товариществ тем, что сюда могут входить вкладчики. К примеру, видите вы, что какое-то товарищество хорошо развивается, вы можете стать его вкладчиком, имея право на часть прибыли. Но и ответственность тоже будете делить в размере своего вклада.

Крестьянское фермерское хозяйство (ст. 86 ГК РФ)

Люди, занимающиеся фермерским хозяйством, могут создать специфическое юридическое лицо. О плюсах и минусах — надо бы проконсультироваться с юристом. Потому как налоги на юрлица отличаются от налогов на ИП и обычных физлиц.

Общество с ограниченной ответственностью (ст. 87)

Самая лучшая форма организации юрлица: участники его не несут никакой материальной ответственности за деятельность юрлица или его обязательства. Разумеется, здесь есть и свои нюансы, которые мы будем разбирать на курсах подготовки.

Общество с дополнительной ответственностью (уже не актуальны с 1. 09.2014)

Акционерное общество (ст. 96 ГК РФ)

Это общество отличается от прочих хозяйственных тем, что уставной капитал разделен не на доли между учредителями, а на число акций. Соответственно, акции можно продать и привлечь капитал для свой компании. Разумеется надо помнить, что контрольный пакет акций (50 % + 1 акция) должна оставаться в собственности учредителя или учредителей этого общества. А то какая-нибудь скупит вашу компанию — и будете подневольными. Разумеется, многие мечтают, чтобы их купили. А крупные гиганты и рады скупать прибыльные маленькие корпорации с большим потенциалом.

Что такое акция смотрите.

Публичные акционерные общества (ст. 97 ГК РФ)

Публичные акционерные общества отличаются от обычных тем, что могут размещать свои акции на торгах, на биржах и прочих структурах.

Производственные кооперативы (ст. 106 ГК РФ)

Создаются людьми для производства, переработки и сбыта продукции. Думаю, здесь тоже все понятно. Часто в тестах ЕГЭ можно встретить вопрос: какое минимальное количество человек может входить в производственный кооператив? Так вот, их должно быть не меньше пяти человек!

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ)

Унитарные предприятия — это коммерческие предприятия без обособленного имущества. Они создаются в интересах государства (если они государственные) для того, чтобы государство зарабатывало деньги.

Думаю, вы получили серьезное представление о видах юридических лиц. Разумеется в рамках одной статьи и видео невозможно раскрыть все нюансы темы. Поэтому и существуют курсы подготовки, в рамках которых мы рассматриваем все аспекты этой темы, которая необходима для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз на бюджет. Вся информация о курсах по кнопочке:

Post Scriptum. Скачать видео и презентацию, по которой оно создавалось, Вы можете, кликнув по кнопке социальных сетей:

СКАЧАТЬ ВИДЕО И ПРЕЗЕНТАЦИЮ=>>



Енвд