Презентация на тему: Презентация на тему "Мандала и мандалотерапия. Создание мандалы по дате рождения"

Птушкина Галина Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Верх-Суетский детский сад "Улей"
Населённый пункт: Алтайский край Суетский район с.Верх-Суетка
Наименование материала: Статья,конспект НОД.
Тема: Использование метода мандала в работе психолога детского сада.
Дата публикации: 06.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в

психокоррекционной работе психолога.

Использование метода мандала в работе психолога детского сада.
Современная система дошкольного позволяет использовать разные программы и педагогических технологии. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Поэтому задача педагогов заключается в том, чтобы ребенок был в комфортных для него психологических условиях. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одной из приемлемых, форм работы с детьми является метод мандалы. Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развитие саморегуляции. Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание. Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. Мандалы очень полезны как для взрослых, так и для детей. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Несомненно, этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль, маленькие дети еще не потеряли преобладающую связь с правым полушарием мозга.
Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности. Метод мандала использую как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал.
Основные цели работы при разукрашивании мандал:
-развитие творческих способностей; -развитие произвольности поведения; -развитие воображения; -снятие внутреннего напряжения, релаксация; -развитие мелкой моторики рук. У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала- терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Создавая мандалу, ребенок создает и свои персональные символы, отражающие то, чем он является в настоящее время. Например, если ребенок рисует круг – это равновесие и порядок, треугольник – если вершина направлена вверх, это означает мужественность, движение, стремление к совершенствованию, если вниз – разрушение. Цветок – символ красоты и жизни. Простое разглядывание мандалы, то же приносит определенную пользу. Выбираемые цвета в мандале – это отражение внутреннего состояния ребенка. Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
На первых порах, когда малыш еще не знаком с техникой релаксации и психологического настроя необходимо ввести его в тему. Это можно сделать с помощью красивого образного рассказа: «Мы отправляемся с тобой в волшебное путешествие. Располагайся удобно на полу (диване) , закрывай глазки и представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Это место только твое и только ты решаешь, каким оно будет. Ты - хозяин этого места и ты здесь самый главный. А теперь сделай два глубоких вдоха и выдоха, еще больше расслабься и полежи так немного. Не открывая глаз, оглядись вокруг. Все, что ты видишь перед собой, постарайся запомнить. Внимательно всмотрись в то, какие цвета или картины у тебя возникают. Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза, и мы попробуем нарисовать все, что увидели в круге, который заранее приготовили». Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому, когда малыш закончит работу, в нижнем правом углу листа пишу фамилию и имя автора, возраст и ставлю дату. Можно вместе с ребенком придумать название мандалы и подписать рисунок. Следующий этап работы - это художественное описание мандалы. Тут важно мнение ребенка, поэтому спрашиваю его, что он изобразил. Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа. При словесном описании, он учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует развитию связи между правым и левым полушариями головного мозга. Пока ребенок рассказывает, записываю его рассказ на отдельном листе бумаги и затем прикрепляю к мандале. Появляется возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу. Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.
Конспект занятия для старших дошкольников

«Я сегодня » (с использованием мандал)

Цель: развивать у детей умение выражать свои чувства, используя при этом различные выразительные, закрепить знания об основных эмоциях. Развивать эмпатию. Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с изображением разного эмоционального состояния людей; мандалы. Ход: Ребята! Я приглашаю вас посетить полянку эмоций. (Педагог демонстрирует картинки с изображением эмоций, дети называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость). Упражнение 1.«Улыбка» Психолог: Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу). Упражнение 2. «Угадай эмоцию» (можно использовать кубик эмоций) Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство. Упражнение 3. «Мандалы» Детям предлагается знакомство с изображением мандал разного вида (животные, цветочные, геометрические). Психолог обьясняет значение слова «мандала». «Слушание мандал» Дети удобно садятся, закрывают глаза. Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого детям предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов). Обсуждение (рефлексия) занятия
Педагог предлагает детям сесть полукругом,показать свою мандалу другим детям, рассказывает о том, что он изобразил. Мандала с детьми Вопросы к детям: 1. Что тебе понравилось больше всего делать на занятии? 2. Что ты чувствовал, когда изображал мандалу? 3.Какие ощущения ты испытываешь сейчас? Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много интересного о мандале, научились ее изображать. Надеюсь, вам понравилась эта работа. Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание.
Список литературы:
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.- СПб.: Речь, 2002.-144с. 2. Дошкольный психолог № 2 (13) 3. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с. 4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов. 5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб.: Речь, 2008. -256 с. 6. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М.:Теревинф,1997.-341. 7. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С.18-19. 8. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С.29-31. 9. Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95- 182.

ПРИМЕРЫ.
Солнечная мандала. Геометрические мандалы.
С животными

Татьяна Онуфриенко
Презентация «Мандала. Мандалотерапия»

В настоящее время педагоги ДОУ всё чаще встречают в группах детей с повышенной тревожностью, страхами, не всегда адекватным поведением, детей с трудностями в адаптации, гиперактивных детей, детей из неблагополучных семей. Дети стали чаще проявлять злость, агрессию к другим детям. Всё это неблагоприятно влияет на атмосферу в детском коллективе. Чтобы помочь детям преодолеть свои страхи, научить детей контролировать свои эмоции, своё поведение к окружающим, помочь детям быть уверенными в себе, поверить в себя, в свои умения, я использую метод раскрашивания и изготовления мандал ! (одна из разновидностей арт-терапии)

(Слайд2) Слово «мандала » в переводе означает «круг» , это не просто рисунок, это модель Вселенной нашей души. Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто серьёзно изучал мандалы . Он пришёл к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию индивидуальности, что созерцание мандалы , ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью.

Где можно встретить?

(Слайд 3) Существуют разные формы : круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники. Они могут быть как произведениями искусства так и созданными в природе (снежинка, цветок, вид планет с космоса,человеческий глаз)

(Слайд 4) Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, бронзы, железа, высечь в мраморе, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ. Мандалу можно сделать как татуировку на теле человека, разрисовать на бампере автомобиля или оставить как элемент фамильного герба

(Слайд 5) Мандалы несут некий сакральный смысл и люди наделяют их способностью гармонизировать, оберегать и даже исполнять желания.

Мандалы есть во многих культурах и религиозных культах. Особенно много их в восточных культурах.

Но, и в христианстве, и в славянской культуре можно встретить мандалы (павлопоссадский платок, икона всевидящее око) .

Витражные окна готических католических соборов – rose windows – типичные мандалы .

(Слайд 6) Готовая мандала у буддистов существует некоторое время для молитвы, медитаций и созерцания, а потом разрушается теми, кто её создавал.

Буддисты говорят об этом так : "Сумей сотворить и отпустить".

Чем полезны мандалы для детей ?

(Слайд 7) Мандалотерапия – способствует снятию напряжения, изменению эмоционального состояния, позволяет выражать свои чувства, развивать саморегуляцию. Мандалы - это нечто большее , чем просто рисунки. Для детей мандала - это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира.

(Слайд 8) Создание мандал сближает , убирает напряжение в отношениях, учит относиться друг к другу бережно, терпеливо, уважать личные границы и пространство друг друга. Кроме того, рассматривая, раскрашивая, придумывая или рисуя мандалу , мы наполняемся позитивом.

Развивается мелкая моторика, стимулируется мышление.

Тренируется усидчивость и аккуратность, навык доводить начатое до конца.

Раскрывается творческий потенциал.

Улучшается эмоциональное состояние, снимается напряжение. Ребенок узнает как справляться с эмоциями и сложными чувствами (страхами, тревогой, грустью, гневом, ревностью, одиночеством) .

(Слайд 9) Мандалотерапия включает в себя : раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал

(Слайд10) Цель работы : Профилактика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника; привлечь детей к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка

(Слайд 12) С дошкольниками мандалотерапию можно проводить и индивидуально и со всей группой. Организационный момент (настрой на работу)

(Слайд 13) Как можно использовать мандалы –раскраски и готовые мандалы

I.Раскрашивание готовых мандал - раскрасок

1. Детям предлагают самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных педагогом, то, что ближе ему по настроению

2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания :

Цветные карандаши;

Фломастеры;

3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму, а педагог осуществляет принцип невмешательства в работу детей.

4. Педагог не оценивает работы детей.

Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.

На одном занятии можно работать только с одной мандалой .

5. Дети дают название своей выполненной работе.

6. Дети дают описание своей работе, могут рассказать о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.

Необходимо использовать музыкальное сопровождение.

Если мы не заканчиваем работу над мандалой за один день , лучше ее оставить и на следующий день начать заново. Наше настроение и благосостояние ежедневно меняются и то, что раскрывает мандала в понедельник , не обязательно будет верно для вторника.

Слайд 14 благодаря раскрашиванию происходит

Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)

Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения

Воспитание терпеливости и аккуратности

Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

(Слайд 15) 2 Рисование и создание собственных мандал

Для рисования раздаются белые круги, выбираются необходимые материалы (краски,карандаши,мелки,фломастеры) .Можно использовать наборы цветного песка, крашеные крупы, макаронные изделия,соль,камушки,кристаллы.

При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам» , рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

(Слайд 16) дети создают рисунок в круге, причем делают это непосредственно руками, пальчиками. Сенсорно-перцептивное развитие; снятие эмоционального напряжения; развитие креативности.

(Слайд 17) При работе с песком, солью идет развитие тактильной чувствительности, воображения

При создании мандалы «Хорошее и плохое» происходит знакомство ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для понимания собственных чувств и эмоционального состояния другого

Исследование и осознание собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей. Можно предложить изобразить гнев, злость, радость

(Слайд 18) Мандала - волшебная поляна , на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась (наклей) его. Посмотри : рядом с этим цветочком растут его близкие, «мама» , «папа» , «сестра» , «брат» и др. Разукрась (наклей) их. Снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

(Слайд 19) На занятиях практикуется работа по созданию мандалы в парах и группах . Для этого нужно выбрать (или нарисовать) шаблон круга определенного размера, договориться о содержании, изобразительных средствах, способах совместной работы над созданием единой композиции. Можно создавать одну мандалу из индивидуальных кусочков-секторов. Развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие фантазии, воображения.

(Слайд 20) Насыпные мандалы творятся из всевозможных круп. Чем их больше, тем лучше, т. к. это дает большую свободу высвобождения внутренних импульсов наружу и больше рассказать самому себе о себе. Так же можно использовать цветной песок, бросовый материал, геометрические фигуры (из бумаги, дерева, пуговицы

(Слайд 21) .Cоздание обственных мандал из природного материала, цветного песка, пуговиц, круп, мозайки

(Слайд 22,23) Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. При работе с пуговицами детям предлагается ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру. Так же дети выкладывают мандалы : из шишек, камешков, ракушек, листьев, различных круп (пшено, фасоль, горох, манка, рис, мозайки. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам» , рассказать о проделанной работе.

Слайд 24 Как я говорила мандалатерапия не имеет ограничений в возрасте. В группе был проведен мастер-класс совместно родители и дети по созданию игрушек на елку из макаронных изделий в технике мандал

Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Работа с мандалой приносит детям радость, развивает внимательность, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развитию воображения, фантазии ребёнка, способствует снятию внутреннего напряжения. Всё это помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней, радостней, снизить детскую тревожность.

Я использую мандалотерапию в работе с детьми моей группы, дети с удовольствием раскрашивают раскраски мандалы , создают свои мандалы из круп , мозайки, песка, пуговиц, природного материалы. Дети стали более спокойными и уверенными, внимательными и чуткими друг к другу.

Один из самых интересных, и что важно, эффективных методов арт-терапии – это работа с мандалой. В переводе с санскрита слово «мандала» означает «круг», а само изображение символизирует стремление к божественной гармонии. Практически все круговые изо

бражения, сложные или самые элементарные, не только приятны глазу, но и весьма полезны для психики. Дело в том, что когда мы рассматриваем симметричную мандалу (будь то тибетская мандала или нарисованная вами же ромашка), наше сознание расслабляется, а подсознание, наоборот, начинает активно работать и «приводить в порядок» все, что «засело» в нем и не давало покоя – какие-то опасения, не выраженные эмоции, новые впечатления. Все это как бы расставляется по своим местам, и в душе воцаряется мир и спокойствие. А освободившаяся от ненужного психика готова воспринимать новую информацию извне, и кроме того – лучше слышать свои внутренние ощущения. Но ведь можно не только созерцать, но и творить! И это еще полезнее для нашего самочувствия и настроения. Допустим, вас что-то беспокоит (будь то вполне конкретная «злюка» или смутное волнение). Нарисовать мандалу - это первый шаг к тому, чтобы избавиться от неприятного переживания – вы отстранились от него, ведь теперь оно «живет» и на бумаге. К тому же, нарисовав мандалу, вы как бы «заключаете» эту эмоцию в круг, из которого ей будет не так-то легко «выбраться». А затем, трансформируя рисунок, ваше личное и коллективное подсознание подскажут выход из ситуации, помогут расслабиться и прийти в себя. Создавать мандалу можно не обязательно только тогда, когда вы эмоционально «взъерошены». Если у вас прекрасное настроение, вы чувстувуете душевный подъем и желание творить – рисуйте! И эти мандалы в будущем станут для вас проводником в хорошее настроение, помогут настроиться на позитивный лад. И обязательно зарисовывайте мандалы, которые могут появляться в ваших снах, что часто происходит, когда вы начинаете практиковать рисование. Эти рисунки могут многое рассказать о вашем сиюминутном состоянии и особенностях характера.

«Персидский пастух пристально вглядывается в ночное небо и видит закручивающийся спиральный рисунок звезд. Американский ребенок выбирает карандаш и радостно раскрашивает лист бумаги, снова и снова двигая по кругу руку и кисть. Скандинавский жрец Бога Солнца становится на мокрый песок и рисует круг вокруг своих ног. Индийский паломник благоговейно обходит вокруг памятника, отмечающий просветление Будды. Тибетский монах берет кисть в руку для того, чтобы начать утреннюю медитацию: рисование традиционного кругового рисунка. Немецкая монахиня переживает видение Бога как светящегося колеса. Что общего у этих абсолютно разных людей? Все они подтверждают неотразимое для человека очарование круга» (Сьюзан Финчер). Один из самых интересных, и что важно, эффективных методов арттерапии – это работа с мандалой. В переводе с санскрита слово «мандала» означает «круг», а само изображение символизирует стремление к божественной гармонии. Изображения магических кругов (солнца, колеса, лотоса, а также кругов с вписанными в них треугольниками и квадратами) распространены не только в Тибете или Индии Например, многие американские индейцы рисуют мандалы, чтобы обрести утерянное душевное равновесие, поправить здоровье заболевшего члена племени. Мандала Навахо Ацтекский камень солнца Аркаим с высоты птичьего полета В христианской культуре также можно встретить множество мандал: это и элементы оформления готических храмов (розетки Окно-роза на центральном фасаде церкви Александра Невского в Петергофе, построенной в нео-готическом стиле Некоторые изобразительные приемы (например, на многих иконах Иисус изображается в окружении четырех евангелистов). «Спас в Силах» Андрея Рублева. Хильдегард из Бингена «Древо жизни» Божье око славяне плели тоже, как оберег для младенца и вешали над кроваткой или на любом месте, куда в первую очередь падает взгляд входящего в комнату человека. Считалось, что яркий красочный оберег притягивал внимание, и недоброе намерение или злые мысли, которые возможно нес в себе гость, оберег брал не себя, уберегая самого слабого в семье – младенца от негативного влияния. Очень многие орнаменты, которыми украшают пасхальные крашанки, представляют собой ни что иное, как мандалу – с теми же целями защиты от злых сил (оберег) и приближения к божественной гармонии. И то, что эти символы распространены в таких далеких друг от друга культурах, верный признак: коллективное бессознательное подсказывает людям, как обрести душевный покой. Славянское Ярило (птица Феникс) Занимаем «круговую оборону» Практически все круговые изображения, сложные или самые элементарные, не только приятны глазу, но и весьма полезны для психики. Дело в том, что когда мы рассматриваем симметричную мандалу (будь то тибетская мандала или нарисованная вами же ромашка), наше сознание расслабляется, а подсознание, наоборот, начинает активно работать и «приводить в порядок» все, что «засело» в нем и не давало покоя – какие-то опасения, невыраженные эмоции, новые впечатления. Все это как бы расставляется по своим местам, и в душе воцаряется мир и спокойствие. А освободившаяся от ненужного психика готова воспринимать новую информацию извне, и кроме того – лучше слышать свои внутренние ощущения. Христианская мандала Но ведь можно не только созерцать, но и творить! И это еще полезнее для нашего самочувствия и настроения. Допустим, вас что-то беспокоит (будь то вполне конкретная «злюка» или смутное волнение). Нарисовать мандалу - это первый шаг к тому, чтобы избавиться от неприятного переживания – вы отстранились от него, ведь теперь оно «живет» и на бумаге. К тому же, нарисовав мандалу, вы как бы «заключаете» эту эмоцию в круг, из которого ей будет не так-то легко «выбраться». А затем, трансформируя рисунок, ваше личное и коллективное подсознание подскажут выход из ситуации, помогут расслабиться и прийти в себя. Создавать мандалу можно не обязательно только тогда, когда вы эмоционально «взъерошены». Если у вас прекрасное настроение, вы чувстувуете душевный подъем и желание творить – рисуйте! И эти мандалы в будущем станут для вас проводником в хорошее настроение, помогут настроиться на позитивный лад. И обязательно зарисовывайте мандалы, которые могут появляться в ваших снах, что часто происходит, когда вы начинаете практиковать рисование. Эти рисунки могут многое рассказать о вашем сиюминутном состоянии и особенностях характера. Выберите время, когда вас никто не потревожит. Предупредите близких, чтобы не беспокоили вас в течение некоторого времени (полчаса-час). Приготовьте заранее несколько листов бумаги, лучше формата А3, краски, карандаши – все, что может понадобиться для рисования. Негромко включите музыку, которая позволит вам максимально расслабиться – это могут быть легкие инструментальные композиции, звуки природы, медитативная музыка. Лучше, чтобы она не вызывала у вас каких-то определенных ассоциаций. Сядьте с кресло или на пол так, чтобы ноги уверенно касались пола, спина и шея не напрягались, а руки свободно положите на колени, подлокотники или опустите вдоль тела. Обратите внимание на свое дыхание. Старайтесь дышать глубоко и медленно, в спокойном ритме. Представляйте, как воздух свободно проходит по вашему телу, вместе с выдохом унося напряжение. Если в голове появляются мысли, плавно возвращайте внимание к своему дыханию. Затем представьте, как перед вами появляется круг. Он может быть любым. Рассмотрите – какой у него контур, его цвет, толщина. Понаблюдайте, что происходит внутри него. Ваша картинка статична или она движется, куда-то перемещается? Изменяется ли что-то? Есть ли что-то за пределами этого круга? Когда вы достаточно рассмотрите ваш круг, можно снова сосредоточиться на дыхании и через несколько вдохов-выдохов плавно открывать глаза. Вспомните тот образ, который вы увидели во время медитации. Выберите цвет, которым вы хотите нарисовать границу вашего круга. Возьмите кисть или карандаш в руку и, держа ее над листом бумаги, начните в воздухе описывать круги. Когда ваша рука начнет двигаться свободно, плавно опускайте ее на бумагу и начертите круг. Теперь вы можете рисовать такую мандалу, какую хотите. Когда почувствуете, что рисунок готов, встаньте и посмотрите на него сверху вниз, прислушайтесь к своим ощущениям. Нравится ли вам нарисованная мандала? Главный критерий – не художественная ценность рисунка, а ваши собственные ощущения. Если вам некомфортно, представьте, что можно изменить в рисунке? Сделайте это. Лучше изменять уже нарисованную мандалу, но если почувствуете желание, можете нарисовать еще одну или несколько новых. Вы можете закончить рисование тогда, когда сами захотите. Подумайте, что бы вам хотелось сделать с вашими мандалами? Возможно, вам будет по душе идея развесить их на стенах или наоборот, спрятать подальше от любопытных глаз. А может, вы захотите чуть позже вернуться к рисункам и дополнить их чем-то новым? В любом случае, главный признак того, что вы все сделали правильно – это ваше состояние. Вы расслабились, чувствуете спокойствие и удовлетворение? Значит, волшебная мандала поделилась и с вами своей чудесной силой! 1. 2. 3. http://www.babychick.com.ua/index.php?c=page&m=stati&id=21 file://localhost/G:/арт-терапия/Для%20чего%20нужна%20мандал.html file://localhost/G:/арттерапия/Мандалатерапия%20_%20Центр%20поддержки%20и%20развити я%20«Перспективы».mht

МБДОУ «Детский сад «Флажок» пгт. Гвардейское»

Симферопольский район Республика Крым

Презентация разработана:

Педагогом - психологом

МБДОУ «Детский сад «Флажок»

пгт. Гвардейское»

Доброжанской Т.О.

Презентация темы по самообразованию:

«Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе педагога-психолога».

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Выражение ребёнком своих чувств – важный показатель понимания им собственного внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В последнее время все чаще и чаще приходиться сталкиваться с детьми, у которых наблюдаются нарушения эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты, агрессивны, застенчивы, с повышенной тревожностью, с низкой самооценкой, с наличием страхов. Такие дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения и в работе с ними очень важно использовать, гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Все это диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Одной из приемлемых, форм работы с детьми является методы арт-терапии. Это и оказало влияние на выбранную тему по самообразованию. Одним из методов арттерапии является и мандалотерапия.

Мандала (санскр., «круг», «диск») - сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.

Мандала – это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр),который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Яркой иллюстрацией религиозной мандалы могут быть буддистские изображения . Мандала как отражение процесса развития и изменений в разных культурах это: «Эффект зеркала», «Мировое древо», «Колесо», «Священное место».

Фролова Татьяна Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: город Назарово, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "АРТ - терапия, как средство сохранения психологического здоровья детей".
Дата публикации: 05.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Мастер - класс для педагогов ДОО «Арт-терапия как

средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников

мастер – класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт

– терапевтических технологий.

Задачи:

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих

характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки

поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным

материалом;

4. Формировать адекватную самооценку.

Основная часть:

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это

понятие означает терапия искусством.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие

способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает

выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять

собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это

метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием

своего внутреннего мира.

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и

тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для

детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их

помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что

педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы

ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания,

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с

использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на

психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в

психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-

положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок,

метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует

потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически

выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии

коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка -

основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,

которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со

взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию

при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и

пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность

поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи

прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый

психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние

конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия - вид психотерапии, в которой используется терапевтическое

воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и

социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть

самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве

средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и

справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и

удивительные звуки музыки, а также богатство образов и красок произведений

великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти

особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями,

помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь

каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих

маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и

дают возможность выплеснуться своему "Я".

Практическая часть:

1.Упражнение «Приветствие» (игровая терапия)

Ход упражнения: Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы

здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки,

эфиопы – прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю вам

участникам мастер – класс поздороваться с соседом слева по - европейски, с

соседом справа как эфиопы, Молодцы!

2. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

Отгадать загадку,

Рассказать стишок,

Сказать комплимент соседу справа,

Произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

Спеть куплет из любой песни,

Пройти по залу, как модель.

3. Мандалы для раскрашивания (изотерапия).

Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок.

Рисуются по разным случаям. Используется только всего 4 цвета: красный,

желтый, зеленый и синий. Раскрашивать нужно только цветными карандашами.

Раскрашиваются те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке,

закрашивая полностью или частично.

4. Сказкотерапия.

а) «Сочиняем сказку».

Вопрос на который вы должны ответить сказкой «Почему кактус колючий».

б) Рассказывание сказки «Снегурочка» сказка должна закончиться хорошо.

в) Рисование иллюстраций в «Книгу страхов».

5. Музыкотерапия.

Упражнение «Рисунки на спине».

Все встают по кругу, в затылок друг другу, на расстоянии чуть меньше

вытянутой руки. «Сейчас, − говорит психолог, − я расскажу вам сказку, которую

мы «нарисуем» друг у друга на спине. Приготовим «лист бумаги», «разгладим»

его (гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Итак, жил-

был медвежонок (рисуют пальцем фигурку). Он очень любил гулять по лесу.

Однажды он пошёл на прогулку (изображают пальцами идущие ножки).

Сначала он шёл медленно. Дорожка была ровная, а потом кривая, с резкими

поворотами (всё это изображается на спине). Светило яркое солнце (пальцем

рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучики нежно ласкали спинку

медвежонка (ладошками гладят спину игрока). Вдруг появились тучи (рисуются

тучи). Начался дождь (показывают, как падают капли дождя). Затем пошёл град

(игроки стучат кулачками по спине). Дождь успокоился. Появились большие

лужи (рисуются лужи). Любимым занятием медвежонка было смотреть в лужи и

улыбаться своему отражению (пальцем рисуют веселые рожицы).

6. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».

Педагогам, предлагается написать на спикере одним словом оценку мастер –

класса и поместить на рисунки чемодана, корзины и мясорубки.

Чемодан – мастер – класс был им полезен и важен, они берут материал в свой

педагогический багаж.

Мясорубка – мастер – класс полезен и важен, но нужно его осмыслить,

«переварить».

Корзина – мастер – класс педагогам не интересен, не представляет для них

важность и в их практике не пригодиться.



Полезные инструменты