Первая космическая станция запущенная в 1971 году. Школьная энциклопедия

19 апреля 1971 г. в 4 часа 40 минут 0 секунд с космодрома Байконур стартовала РН «Протон», которая вывела первую в мире орбитальную станцию «Салют-1» (также проходит в документах как «Изделие 17К» или №121) на орбиту с параметрами: минимальная высота над поверхностью Земли - 200 км, максимальная высота над поверхностью Земли- 222 км, период обращения - 88.5 мин, наклонение орбиты - 51.6°.
Первую орбитальную станцию планировали назвать «Заря» и именно это слово было написано на борту станции. Однако уже на Байконуре выяснилось, что такое же название имеет запущенный в 1970 г. первый китайский спутник и станцию решили переименовать. По другой версии, название «Заря» можно было перепутать с радиопозывным Земли. Так или иначе, «Заря» стала «Салютом», а потом это название унаследовали и другие орбитальные станции, причем из соображений секретности их называли и ДОСы, и «Алмазы».
"Салют" - серия советских пилотируемых орбитальных станций (ОС) СССР для полетов по орбите вокруг Земли. Под общим названием "Салют" на орбиту выводились орбитальные станции по гражданской программе "Долговременная орбитальная станция" разработки Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева) и по военной программе "Алмаз" (ОПС) разработки Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ, ныне Военно-промышленная корпорация "НПО машиностроения"). Предназначены для решения широкого круга задач: медико-биологических исследований с изучением воздействия длительной невесомости на организм человека, астрофизических исследований, исследования поверхности и атмосферы Земли, проведение научно-технических экспериментов, проверки принципов создания ОС и перспективных космических аппаратов. Всего было выведено в космос 7 станций типа "Салют". Полеты осуществлялись с космонавтами на борту и в автоматическом режиме.
На первые модификации ОС: "Салют-1", "Салют-3", "Салют-4", "Салют-5" экипаж и грузы доставлялись на космических кораблях "Союз". Поскольку срок активного функционирования станции на орбите ограничивался запасами топлива для коррекции орбиты, борьбы с торможением и ориентации при сближении с кораблями, а осуществление пилотируемых полетов - запасами средств обеспечения жизнедеятельности, на модификациях "Салют-6" и "Салют-7" со стороны агрегатного отсека был установлен второй стыковочный узел, наличие которого позволило пополнять расходуемые ресурсы ОС (топливо, оборудование, приборы, кислород, вода, пища и др.), доставляя их на ГТК "Прогресс".
Вместо корректирующей двигательной установки была размещена объединенная двигательная установка, способная многократно дозаправляться в полете топливом с "грузовика". Для доставки космонавтов на станции "Салют-6" и "Салют-7" кроме космических кораблей "Союз" использовались корабли "Союз Т".На орбиту станции "Салют" выводились с помощью ракет-носителей "Протон". Масса полностью заправленной и укомплектованной ОС "Салют" после выведения на орбиту 18,9 т. Длина - 13,6 м-16 м. Максимальный диаметр корпуса обитаемых отсеков - 4,15 м, максимальный поперечный размер (по раскрытым солнечным батареям) - 16,5 м. Объем обитаемых отсеков - 82,5 куб. м. Снаружи корпус покрыт экранно-вакуумной теплоизоляцией.

1-антенны радиотехнической системы сближения и стыковки «Игла»; 2-баллоны системы наддува; 3-звездный телескоп «Орион»; 4-иллюминаторы; 5-панель солнечных батарей; 6-антенны радиотелеметрических систем;
Орбитальная станция «Салют-1» состояла из трех отсеков : два герметичных отсека (переходной и рабочий) и одного негерметического отсека (агрегатный).
Переходный отсек (ПхО) был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 2.1 м, переходящей в коническую проставку, соединяющуюся с рабочим отсеком (РО). Общая длина ПхО со стыковочным узлом - 3 м, герметичный объем ПхО - 8.1 м3. Внутри ПхО было установлено аппаратуру и оборудование систем жизнеобеспечения и терморегулирования, пост с пультом управления ультрафиолетовым телескопом «Орион», а также шлюзовая камера для транспортировки фотокассет телескопа.
На боковой поверхности ПхО размещался люк диаметром 80 см для выхода космонавтов в открытый космос. Снаружи отсека располагались две жестко закрепленные панели солнечных батарей, антенны системы сближения и стыковки «Игла», солнечные и ионные датчики системы ориентации, агрегаты системы терморегулирования, баллоны со сжатым воздухом системы наддува ПхО. В специальной сферической нише был установлен ультрафиолетовый телескоп «Орион» (разработчик - Бюраканская астрофизическая обсерватория). На внешнем торце ПхО размещался пассивный агрегат стыковки (типа «конус») с внутренним люком-лазом для перехода экипажа из транспортного корабля 7К-Т в орбитальную станцию. Другим торцом ПхО жестко соединялся с РО. Проход из ПхО в РО осуществлялся через гермолюк диаметром 80 см с автоматическим и ручным приводами.
Рабочий отсек - основное помещение станции, где должны были работать и жить космонавты, конструктивно был выполнен в виде двух цилиндров, соединенных коническим переходником длиной 1.2 м. Малый цилиндр имел диаметр 2.9 м и длину 3.8 м. Диаметр большого цилиндра-4.15 м, длина - 2.7 м (до стыка с АО). Торцевые поверхности РО образованы сферическими оболочками. Общая длина РО-7.7м, герметичный объем - 74 м3.

1-отсек научной аппаратуры; 2-датчик регистрации микрометеоритов; 3-центральный пост управления; 4-установка для регенерации воздуха; 5-рабочий стол; 6-иллюминаторы; 7-антенны радиотелеметрических систем; 8-бегущая дорожка; 9-спальное место; 10-баки системы водоснабжения; 11-фотоаппарат; 12-аппаратура для биологических исследований; 13-холодильник для продуктов питания.
В зоне малого диаметра РО у люка для перехода в ПхО размещался центральный пост управления станцией (для двух космонавтов) с пультами и бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ). В этой же части отсека располагались два поста для проведения астроориентации, приборы системы ориентации, иллюминаторы, а также стол для работы и приема пищи, бак с питьевой водой, подогреватель пищи, бортовая документация, магнитофон и другие бытовые предметы.
В зону большого диаметра РО сбоку «вклинивался» негерметический отсек научной аппаратуры (ОНА) в виде конуса до потолка станции. В нем размещался орбитальный солнечный телескоп ОСТ-1 (разработки Крымской астрофизической обсерватории) и другие научные приборы. Здесь же располагались три поста для работы с научно-исследовательской аппаратурой в состав которой, помимо ОСТ-1, входили рентгеновский телескоп РТ-2 (ФИАН), инфракрасный телескоп-спектрометр ИТС-К, визир с 60-кратным увеличением ОД-4, фотоэмульсионная камера ФЭК-7А и другая аппаратура. Для фотографирования поверхности Земли использовались фотоаппараты АФА-41/20 и АФА-М-31. Для медицинских исследований применялась аппаратура и устройства: «Полином-2М», «Левкой-2М», «Тонометр», «Резеда-2М», «Пальма-2М», «Импульс», «Вертикаль-М», «Плотность», «Радуга», «Кресло». Общая масса научного оборудования составляла 1.5 т.
В зоне большого диаметра РО также находились спальные места космонавтов, тренажеры для физических тренировок («бегущая дорожка» и велоэргометр), холодильники с запасами продуктов питания, емкости с водой. В торце отсека находился туалет, или «ассенизационно-санитарное устройство» (АСУ). В боковых панелях и панелях пола и потолка РО размещались приборы и агрегаты систем управления станцией, жизнеобеспечения, терморегулирования, электропитания, радиосвязи, траекторных измерений и командной радиолинии. На внешней поверхности РО были установлены радиаторы системы терморегулирования, а также антенны систем: радиосвязи «Заря», телеметрии РТС-9, радиоконтроля орбиты «Рубин» и командной радиолинии ДРС (все эти системы были заимствованы с корабля 7К-ОК).

1-антенны радиотехнической системы сближения и стыковки «Игла»; 2-антенны радиотелеметрических систем; 3-топливные баки; 4-двигатели системы ориентации; 5-солнечные батареи.

К торцевой части РО большого диаметра примыкал агрегатный отсек (АО). АО был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 4.15 м и длиной 1.4 м, соединенной через конический переходник с цилиндрической оболочкой диаметром 2.1 м и длиной 1.8 м. Эта часть АО представляла собой корпус АО корабля 7К-ОК, в котором была установлена корректирующая тормозная двигательная установка КТДУ-66. В состав КТДУ-66 входили основной однокамерный двигатель тягой 417 кгс и резервный двухкамерный двигатель тягой 411 кгс с рулевыми соплами, а также баки с удвоенным (по сравнению с КТДУ-35) запасом топлива.
В АО на большом и малом цилиндре размещались 32 двигателя ориентации (ДО) тягой по 10 кгс. ДО образовывали два независимых комплекта: основной и резервный. В каждом комплекте имелось по 16 ЖРД: 6 - по тангажу, 6 - по рысканью и 4 - по крену. Топливные баки для этих двигателей и баллоны с газом наддува баков размещались в большом диаметре АО. На внешней поверхности цилиндрической части АО малого диаметра крепились две панели солнечных батарей - таких же, как на ПхО.
Система электропитания (СЭП) станции мощностью 2 кВт состояла из двух систем - СЭП-1 и СЭП-2. СЭП-1 работала непрерывно и обеспечивала электроэнергией бортовые системы станции. В нее входили обе пары солнечных батарей, которые подзаряжали две буферные аккумуляторные батареи (АБ). СЭП-2 работала периодически и включалась вручную экипажем. От этой системы электроэнергия поступала только на научное оборудование. В нее входила одна буферная АБ, для заряда которой космонавты периодически подключали к ней часть солнечных батарей. В СЭП использовались стабилизаторы напряжения на 28 В.
СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-1":
19.04.1971 года выведена на орбиту ракетой-носителем "Протон" с космодрома "Байконур". Параметры орбиты: высота в перигее 200 км, высота в апогее 222 км, наклонение 51,6 град.
23.04.1971 года запущен космический корабль "Союз-10" с экипажем: командир В.А. Шаталов, бортинженер А.С. Елисеев, космонавт-исследователь Н.Н. Рукавишников. 24.04.1971 года корабль состыковался с ОС, но из-за неисправности в стыковочно-агрегатном отсеке космического корабля переход экипажа в станцию не состоялся. (25.04.1971 года корабль совершил спуск и посадку).

ЭО-1 (7.06-29.06.1971 г.). Цели: Выполнение первой экспедиции на первой в мире долговременной орбитальной станции. Проведение комплексных научно-технических исследований и экспериментов. Отработка конструкции ОС и бортового обрудования. Экипаж: командир Г.Т. Добровольский, бортинженер В.Н. Волков, космонавт-исследователь В.И. Пацаев. Позывной - "Янтарь". Продолжительность экспедиции 22 суток. Транспортный космический корабль - "Союз-11" (старт - 6.06.1971 г., отделение от станции - 29.06.1971 г., спуск и посадка - 30.06.1971 г.).

Во время спуска произошла аварийная разгерметизация спускаемого аппарата, в результате чего все члены экипажа погибли.
11.11.1971 года ОС прекратила существование.

СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-2":
3.04.1973 года выведена на орбиту ракетой-носителем "Протон" с космодрома "Байконур". Параметры орбиты: высота в перигее 215 км, высота в апогее 260 км, наклонение 51,6 град.
Вследствие отклонений в работе системы ориентации полет проводился только в автоматическом режиме.
29.04.1973 года ОС "Салют-2" прекратила существование.

СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-3":
25.06.1974 года выведена на орбиту ракетой-носителем "Протон" с космодрома "Байконур". Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 270 км, наклонение 51,6 град. Осуществлена 1 пилотируемая экспедиция.

ЭО-1 (5-19.07.1974 г.). Экипаж: командир П.Р. Попович, бортинженер Ю.П. Артюхин. Позывной - "Беркут". Продолжительность экспедиции 14 суток. Транспортный корабль - "Союз-14" (старт 3.07.1974 г.).
23.09.1974 года от станции отделен автоматический возвращаемый аппарат, доставивший на Землю материалы экспедиции ЭО-1.
24.01.1975 года ОС "Салют-3" прекратила существование.

СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-4":
26.12.1974 года выведена на орбиту ракетой носителем "Протон" с космодрома "Байконур". Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 270 км, наклонение 51,6 град. Осуществлено 2 пилотируемых экспедиции.

ЭО-1 (12.01-9.02.1975 г.). Экипаж: командир А.А. Губарев, бортинженер Г.М. Гречко. Позывной - "Зенит". Продолжительность экспедиции 28 суток. Транспортный корабль - "Союз-17" (старт 11.01.1974 г., стыковка с ОС - 12.01.1974 г., отделение, спуск и посадка - 9.02.1974 г.).

ЭО-2 (26.05-26.07.1975 г.). Экипаж: командир П.И. Климук, бортинженер В.И. Севастьянов. Позывной - "Кавказ". Продолжительность экспедиции - 63 суток. Транспортный корабль - "Союз-18" (старт 24.05.1975 г., стыковка с ОС - 26.05.1975 г., отделение, спуск и посадка - 26.07.1975 г.).
19.11.1975 года к станции пристыковался космический корабль "Союз-20", беспилотный (старт 17.11.1975 г. с целью ресурсных испытаний корабля. Отделение, спуск и посадка - 16.02.1976 года.
3.02.1977 года ОС "Салют-4" прекратила существование.
СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-5":
22.06.1976 года выведена на орбиту ракетой носителем "Протон" с космодрома "Байконур". Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 260 км, наклонение 51,6 град. В пилотируемом режиме ОС функционировала 65 суток. Осуществлено 2 ЭО.

ЭО-1 (7.07-24.08.1976 г.). Экипаж: командир Б.В. Волынов, бортинженер В.М. Жолобов. Позывной - "Байкал". Продолжительность экспедиции 48 суток. Транспортный корабль "Союз-21" (старт 6.07.1976 г., стыковка с ОС - 7.07.1976 г., отделение, спуск и посадка - 24.08.1976 г.).

ЭО-2 (8-25.02.1977 г.). Экипаж: командир В.В. Горбатко, бортинженер Ю.Н. Глазков. Позывной - "Терек". Продолжительность 17 суток. Транспортный корабль "Союз-24" (старт 7.02.1977 г., стыковка с ОС 8.02.1977 г., отделение, спуск и посадка 25.02.1977 г.)
8.08.1977г. ОС "Салют-5" прекратила существование.

СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-6":
29.09.1977 года выведена на орбиту ракетой-носителем "Протон" с космодрома "Байконур". Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 275 км, наклонение 51,5 град.
Полет "Салют-6" продолжался 4 года 10 месяцев (29.07.1982 г. станция прекратила существование). Общее время функционирования в пилотируемом режиме 676 суток. Осуществлено 5 основных экспедиций (ЭО) и 11 экспедиций посещения (ЭП). 11 ГТК "Прогресс" доставили на ОС различные грузы.

ЭО-1 (11.12.1977 г.- 16.03.1978 г.). Экипаж: командир Ю.В. Романенко, бортинженер Г.М. Гречко. Позывной - "Таймыр". Транспортный корабль доставки экипажа - "Союз-26" (старт 10.12.1977 г.). Возвращение на корабле "Союз-27". Продолжительность экспедиции 96 суток. В рамках ЭО-1 осуществлено 3 ЭП, пристыкован 1 ГТК "Прогресс".

ЭП-1 (11-16.01.1978 г.). Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер О.Г.Макаров. Позывной - "Памир". Транспортный корабль доставки экипажа - "Союз-27" (старт 10.01.1978 г.). Возвращение на корабле "Союз-26".

ЭП-2 (3-10.03.1978 г.). Первый полет иностранного гражданина (программа "Интеркосмос"). Экипаж: командир А.А. Губарев, бортинженер В. Ремек (Чехословакия). Позывной - "Зенит". Транспортный корабль - "Союз-28" (старт 2.03.1978 г.).
ГТК "Прогресс-1" (20.01-8.02.1978 г.).

ЭО-2 (17.06 - 2.11.1978 г). Экипаж: командир В.В. Коваленок, А.С. Иванченков. Позывной - "Фотон". Транспортный корабль доставки экипажа - "Союз-29" (старт 15.07.1978 г.). Возвращение на корабле "Союз-31". Продолжительность экспедиции 139 суток. Во время ЭО-2 осуществлены 2 ЭО, пристыкованы 3 ГТК "Прогресс".

ЭП-3 (28.06-5.07.1978 г.). Экипаж: командир П.И. Климук, бортинженер М. Гермашевский (Польша). Программа "Интеркосмос". Позывной - "Кавказ". Транспортный корабль доставки и возвращения экипажа - "Союз-30" (старт 27.06.1978 г.).

ЭП-4 (27.08-3.09.1978 г.). Экипаж: командир В.Ф. Быковский, бортинженер З. Йен (ГДР). Программа "Интеркосмос". Позывной - "Ястреб". Транспортный корабль доставки экипажа - "Союз-31" (старт 26.08.1978 г.). Возвращение на корабле "Союз-29".
ГТК "Прогресс-2" (17.07-4.08.1978 г.)
ГТК "Прогресс-3" (8-24.08.1978 г.).
ГТК "Прогресс-4" (4-26.10.1978 г.).

ЭО-3 (26.02-19.08.1979 г.). Экипаж: командир В.А. Ляхов, бортинженер В.В. Рюмин. Позывной - "Протон". Транспортный корабль доставки экипажа "Союз-32" (старт 25.02.1979 г.). Возвращение на корабле "Союз-34". Продолжительность экспедиции 174 суток. В рамках ЭО-3 пристыковано 2 беспилотных космических корабля ("Союз-34" и "Союз Т") и 4 ГТК "Прогресс".
ГТК "Прогресс-5" (12.03-5.04.1979 г.).
ГТК "Прогресс-6" (13.05-10.06.1979 г.).
ГТК "Прогресс-7" (28.06-20.07.1979 г.).
ГТК "Прогресс-8" (27.03-26.04.1980 г.).

ЭО-4 (10.04-11.10.1980 г.). Экипаж: командир Л.И. Попов, бортинженер В.В. Рюмин. Позывной - "Днепр". Транспортный корабль доставки экипажа - "Союз-35" (старт 9.04.1980 г.). Возвращение на корабле "Союз-37"). Продолжительность экспедиции 185 суток. В рамках ЭО-4 осуществлены 4 ЭП, пристыкованы 3 ГТК "Прогресс".

ЭП-5 (27.05-3.06.1980 г.). Экипаж: командир В.Н. Кубасов, бортинженер Б. Фаркаш (Венгрия). Программа "Интеркосмос". Позывной - "Орион". Транспортный корабль доставки экипажа "Союз-36" (старт 26.05.1980 г.). Возвращение на корабле "Союз-35".

ЭП-6 (6-9.06.1980 г.). Экипаж: командир Ю.В. Малышев, бортинженер В.В. Аксенов. Позывной - "Юпитер". Транспортный корабль доставки и возвращения экипажа "Союз Т-2" (старт 5.06.1980 г.).

ЭП-7 (24.07-3.08.1980 г.). Экипаж: командир В.В. Горбатко, бортинженер Фам Туан (Вьетнам). Программа "Интеркосмос". Позывной "Терек". Транспортный корабль доставки экипажа "Союз-37" (старт 23.07.1980 г.). Возвращение на корабле "Союз-36".

ЭП-8 (19-26.09.1980 г.). Экипаж: командир Ю.В. Романенко, бортинженер А.Т. Мендес (Куба). Программа "Интеркосмос". Позывной - "Таймыр". Транспортный корабль доставки и возвращения экипажа "Союз-38" (старт 18.09.1980 г.).
ГТК "Прогресс-9" (23.04-22.05.1980 г.).
ГТК "Прогресс-10" (29.06-20.07.1980 г.).
ГТК "Прогресс-11" (28.09-11.12.1980 г.).

ЭП-9 (28.11-10.12.1980 г.) (целевая ремонтная). Экипаж: командир Л.Д. Кизим, бортинженер О.Г. Макаров, космонавт-исследователь Г.М. Стрекалов. Позывной - "Маяк". Транспортный корабль доставки экипажа на ОС и возвращения - "Союз Т-3" (старт 27.11.1980 г.).

ЭО-5 (13.03-26.05.1981 г.). Экипаж: командир В.В. Коваленок, бортинженер В.П. Савиных. Позывной - "Фотон". Транспортный корабль доставки экипажа на ОС и возвращения "Союз Т-4" (старт 12.03.1981 г.). Продолжительность экспедиции 74 суток. За время работы осуществлены 2 ЭП, пристыкован 1 беспилотный модульный космический корабль.

ЭП-10 (23-30.03.1981 г.). Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер Ж. Гуррагча (Монголия). Программа "Интеркосмос". Позывной - "Памир". Транспортный корабль доставки экипажа на ОС и возвращение "Союз-39" (старт 22.03.1981г.).

Модульный космический корабль "Космос-1267".
Запуск 25.04.1981 года. Стыковка с ОС 19.06.1981 года. Прекратил существование 29.07.1982 года вместе с ОС "Салют-6".

СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС "САЛЮТ-7":
19.04.1982 года выведена на орбиту с параметрами: высота в перигее 219 км, высота в апогее 278 км, наклонение 51,6 град. ракетой-носителем "Протон". Полет станции продолжался 7 лет 9 месяцев 10 дней. Функционирование в пилотируемом режиме - 796 суток. Выполнено 4 ЭО, 5 ЭП, были пристыкованы 12 ГТК "Прогресс" и 3 беспилотных космических аппарата (ИСЗ "Космос").

ЭО-1 (14.05-10.12.1982 г.). Экипаж: командир А.Н. Березовой, бортинженер В.В. Лебедев. Позывной - "Эльбрус". Транспортный корабль доставки экипажа на ОС - "Союз Т-5" (старт 13.06.1982 г.). Возвращение на корабле "Союз Т-7". Продолжительность полета - 211 суток. 1 выход в открытый космос (2 часа 33 минуты). В рамках ЭО-1 было осуществлено 2 ЭП, пристыкованы 4 ГТК "Прогресс".

ЭП-1 (25.06-2.07.1982 г.). Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер А.С. Иванченков, космонавт-исследователь Ж.-Л. Кретьен (Франция). Позывной - "Памир". Транспортный корабль "Союз Т-6" (старт 24.06.1982 г.).

ЭП-2 (20-27.08.1982 г.). Экипаж: командир Л.И. Попов, бортинженер А.А. Серебров, космонавт-исследователь С.Е. Савицкая. Позывной - "Днепр". Транспортный корабль доставки на ОС - "Союз Т-7" (старт 19.08.1982 г.). Возвращение на корабле "Союз Т-5".
ГТК "Прогресс-13" (23.05-6.06.1982 г.).
ГТК "Прогресс-14" (10.07-13.08.1982 г.).
ГТК "Прогресс-15" (18.09-16.10.1982 г.).
ГТК "Прогресс-16" (31.10-14.12.1982 г.).

ИСЗ "Космос-1443" . Старт 2.03.1983 года. Стыковка с ОС 10.03.1983 года. Отделение от станции 14.08.1983 года. Отделение, спуск и посадка спускаемого аппарата 23.08.1983 года. Спуск с орбиты 19.09.1983 года (прекратил существование).

ЭО-2 (28.06-23.11.1983 г.). Экипаж: командир В.А. Ляхов, бортинженер А.П. Александров. Позывной - "Протон". Транспортный корабль "Союз Т-9"(старт 27.06.1983 г.). Продолжительность полета 150 суток. 2 выхода в открытый космос (2 часа 50 минут и 2 часа 55 минут). ЭП не было. Были пристыкованы 2 ГТК "Прогресс".
ГТК "Прогресс-17" (17.08-18.09.1983 г.).
ГТК "Прогресс-18" (20.10-16.11.1983 г.).

ЭО-3 (9.02-2.10.1984 г.). Экипаж: командир Л.Д. Кизим, бортинженер В.А. Соловьев, космонавт-исследователь врач О.Ю. Атьков. Позывной - "Маяк". Транспортный корабль доставки экипажа на станцию - "Союз Т-10" (старт 8.02.1984 г.). Продолжительность экспедиции 237 суток. В рамках ЭО-3 выполнено 2 ЭП, пристыкованы 5 ГТК "Прогресс". Выполнено 6 выходов в открытый космос (4 часа 15 минут, 5 часов 00 минут, 3 часа 45 минут, 2 часа 45 минут, 3 часа 5 минут, 5 часов 00 минут), во время которых выполнен уникальный ремонт магистралей объединенной двигательной установки, а также смонтированы две дополнительные солнечные батареи с новыми фотоэлементами.

ЭП-3 (4 -11.04.1984 г.). Экипаж: командир Ю.В. Малышев, бортинженер Г.М. Стрекалов, космонавт-исследователь Ракеш Шарма (Индия). Позывной - "Юпитер". Транспортный корабль доставки экипажа на ОС - "Салют Т-11" (старт 3.04.1984 г.). Возвращение на корабле "Союз Т-10".

ЭП-4 (18-29.07.1984 г.). Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер С.Е. Савицкая, космонавт-исследователь И.П. Волк. Позывной - "Памир". Транспортный корабль "Союз Т-12" (старт 17.07.1984 г.). Впервые в мире в открытый космос вышла женщина-космонавт (время работы - 3 часа 35 минут). На внешней поверхности станции был выполнен эксперимент с использованием универсального ручного инструмента (сварка, пайка, резка, напыление).
ГТК "Прогресс-19" (21.02-1.04.1984 г.).
ГТК "Прогресс-20" (15.04-7.05.1984 г.).
ГТК "Прогресс-21" (18-26.05.1984 г.).
ГТК "Прогресс-22" (28.05-16.07.1984 г.).
ГТК "Прогресс-23" (14-28.08.1984 г.).

ЭО-4 (8.06-21.11.1985 г.). Экспедиция состояла из двух этапов. Во время экспедиции к ОС были пристыкованы два беспилотных космических аппарата: 1 ГТК "Прогресс" и 2 ИСЗ "Космос".

ЭО-4 (1-й этап) 8.06-26.09.1985 года. Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер В.П. Савиных. Позывной - "Памир". Транспортный корабль "Союз Т-13" (старт 6.06.1985 г.). Выполнен ремонт ОС, потерявшей управляемость во время полета в автоматическом режиме. Космонавты 1 раз выходили в открытый космос с целью завершения работ по монтажу дополнительных солнечных батарей, начатых ЭО-3 (время пребывания в открытом космосе 5 часов 00 минут).

ЭО-4 (2-й этап) 26.09-21.11.1985 года. Экипаж: командир В.В. Васютин, бортинженер Г.М. Гречко, космонавт-исследователь А.А. Волков. Позывной "Чегет". Транспортный корабль "Союз Т-14" (старт 17.09.1985 г., стыковка с ОС 18.09.1985 г.). Во время совместного полета станции и двух кораблей произошла частичная замена в составе ЭО-4: В.А. Джанибеков и Г.М. Гречко 26.09.1985 г. возвратились на корабле "Союз Т-13", а на станции остался экипаж в составе: В.В. Васютин, В.П. Савиных, А.А. Волков.
ГТК "Прогресс-24" (21.06-16.07.1985 г.).
ИСЗ "Космос-1669" (аналог ГТК "Прогресс") (19.07-30.08.1985 г.).
ИСЗ Космос-1686" (модульный космический корабль). Старт 27.09.1985 г. Стыковка с ОС 21.10.1985 г. прекратил существование в составе комплекса "Салют-7" 7.02.1991 года.

ЭП-5 (6.05-27.06.1986 г.). Последняя экспедиция на станцию, выполнена членами ЭО-1 на ОК "Мир". Экипаж: командир Л.Д. Кизим, бортинженер В.А.Соловьев. Позывной "Маяк". Экипаж на корабле "Союз Т-15" после отделения от ОК "Мир" пристыковался к ОС "Салют-7". Во время работы на станции выполнен большой объем научной работы. Осуществлены 2 выхода в открытый космос (3 часа 50 минут и 5 часов 00 минут), во время которых был выполнен уникальный эксперимент по развертыванию на внешней поверхности станции шарнирно-решетчатой ферменной конструкции, а также проведены ее испытания. 27.06.1986 года космический корабль "Союз Т-15" с космонавтами на борту отстыковался и возвратился на комплекс "Мир".
Первая экспедиция была запущена станцию 24 апреля 1971 года . Командир экипажа – Владимир Шаталов, бортинженер – Алексей Елисеев, инженер-испытатель Николай Рукавишников. Во время стыковки не удалось обеспечить герметичность соединения корабля «Союз-10» со станцией, поэтому космонавты на «Салют-1» не заходили.

На корабле «Союз-11» на станцию был отправлен экипаж в составе: командир – Георгий Добровольский, бортинженер – Владислав Волков, инженер-испытатель – Виктор Пацаев. 30 июня 1971 года экипаж погиб в результате разгерметизации спускаемого аппарата на этапе спуска и посадки.

11 октября 1971 года станция по командам ЦУПа была сведена с орбиты и вошла в плотные слои атмосферы. Не сгоревшие обломки упали в Тихий океан. На орбите станция провела 175 суток.

Советская орбитальная космическая станция «Салют-1» стала первой в мире т.н. «долговременной орбитальной станцией» (ДОС), в отличие от ранних пилотируемых орбитальных станций (ПОС) имевшая шлюз для пристыковки грузового космического корабля, и таким образом получавшая автономность и фактически не ограниченный техническими условиями срок пребывания на орбите.

Устройство долговременной орбитальной станции «Салют-1»

Технически, орбитальная станция «Салют-1» состояла из трех отсеков: двух герметичных (переходной и рабочий) и негерметичного агрегатного.

Переходной отсек станции «Салют-1»

В переходном отсеке был шлюз для пристыковки космического корабля и люк для перехода в рабочий отсек станции. Здесь же в переходном отсеке размещались пульт управления станции, элементы систем жизнеобеспечения и терморегулирования, внутренние блоки звездного телескопа «Орион», гамма-телескоп «Анна-III»,черенковско-сцинтилляционный телескоп для исследования потоков заряженных частиц, фотокамеры, блоки для биологических экспериментов.

С наружной стороны переходного отсека находились панели солнечных батарей, наружные блоки телескопа «Орион», антенны, датчики системы ориентации.

Рабочий отсек станции «Салют-1»

Рабочий отсек «Салюта-1» состоял из двух цилиндров, соединенных конической частью. В рабочем отсеке находились пульты управления бортовыми системами, кресла космонавтов, 15 иллюминаторов, научная аппаратура, теле- и кинокамеры, радиотехническая аппаратура, системы управления бортовым комплексом, энергопитания, ориентации и управления движением, телеметрии.

В рабочем отсеке размещались также ряд специализированных рабочих постов, предназначенных для научных исследований, запасы пищи и воды, «бегущая доржка» для тренировки космонавтов.

Снаружи рабочего отсека были установлены панели радиаторов системы терморегулирования, антенны систем связи и радиотелеметрии.

Агрегатный отсек и энергетическая установка станции «Салют-1»

В «хвостовой» части станции «Салют-1» был установлен модифицированный агрегатный отсек корабля «Союз», предназначенный для размещения топливных баков и бортовых двигателей.

Основным источником энергии на «Салют-1» были солнечные батареи общей площадью — 42 квадратных метра. На первом «Салюте» было смонтировано четыре солнечных батареи: 2 на внешней поверхности переходного и две на внешней поверхности агрегатного отсека.

Кроме того, после стыковки транспортного корабля со станцией их системы электроснабжения объединяются, и солнечные батареи космического корабля также подают энергию в сеть станции.

Экипажи и исследовательская работа космической станции «Салют-1»

Первый экипаж («Союз-10»: В.А.Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н. Рукавишников ) стартовал к космической станции «Салют-1» 23 апреля 1971 г. Старт был намечен на день раньше, но пришлось перенести его из-за нештатной ситуации: после объявления пятиминутной готовности одна из мачт не отошла от ракеты, хотя команда на ее отход была выдана. В момент старта мачта могла бы упасть сама, такие случаи бывали, но могла бы не отойти и пропороть обшивку ракеты. Жизнью экипажа решили не рисковать, и космонавты были эвакуированы из корабля.

На следующий день старт благополучно состоялся, корабль вышел на орбиту и через сутки сблизился со станцией. Казалось бы, стыковка прошла штатно: сработали замки сцепления, произошло стягивание, а затем и жесткая сцепка «Союза» с «Салютом».
Но телеметрия показывала, что стыковочный узел негерметичен, и открывать люк нельзя. Земля приняла решение расстыковываться и возвращаться. С отстыковкой также возникли проблемы: она удалась только с третьей попытки.

Работу на «Салюте» предстояло начать следующему экипажу (Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Петр Колодин ). Но за три дня до старта, во время прохождения предполетной медкомиссии, у Кубасова было обнаружено затемнение в легких. Госкомиссия отстранила от полета Кубасова, а вместе с ним и весь экипаж. На станцию отправился третий экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева (экипаж «Союз-11»).

6 июня 1971 г. «Союз-11» вышел на орбиту, успешно состыковался со станцией, экипаж и начал работу на борту. Около трех дней космонавты занимались расконсервацией станции, настройкой и подготовкой к работе научной аппаратуры.

Космонавты тщательно проверили все системы и агрегаты станции, провели эксперименты по ручному управлению комплексом, автономной навигации, корректировке орбиты, ручной ориентации панелей солнечных батарей. На борту «Салюта» впервые был испытан широкоугольный визир, предназначенный для точной ориентации по Солнцу и планетам.

С помощью гамма-телескопа космонавты измеряли интенсивность, угловое распределение, спектр и другие характеристики первичного космического излучения, а с помощью «Ориона» изучали спектральный состав излучения некоторых звезд.

Были проведены также исследования геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, снежного и ледового покрова. Космонавты сделали большое количество мелкомасштабных (для фиксации кратковременных и сезонных явлений) и среднемасштабных (для получения детальных характеристик структуры рельефа и природных ландшафтов) фотоснимков Земли. Был выполнен также комплекс важнейших медико-биологических исследований, в частности, изучено влияние на человеческий организм длительной невесомости, испытаны специальные нагрузочные костюмы, измерен радиационный фон вокруг станции.

Завершение работы космической станции «Салют-1»

Полностью выполнив программу полета, при возвращении на Землю экипаж первой долговременой орбитальной станции погиб в результате разгерметизации спускаемого аппарата.

После выяснения причины гибели космонавтов состоялось заседание Государственной комиссии, на котором было принято решение временно прекратить полеты и модифицировать космический корабль «Союз». Дальнейшие полеты космонавты должны были совершать только в скафандрах, и поэтому экипаж «Союза» сокращался до двух человек. Учитывая это, из второго и четвертого экипажей, готовящихся к полетам на ОC, были выведены космонавты-исследователи П. Колодин и А. Воронов.

Станция «Салют» больше не принимала на своем борту космонавтов. Пока производились доработки космических кораблей, «Салют» совершал полет в автоматическом режиме.

Она создавались на базе орбитальной пилотируемой станции военного назначения "Алмаз", которая была разработана в ЦКБМ под руководством главного конструктора Владимира Челомея.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке и создании долговременных орбитальных станций вышло 16 февраля 1970 года , а уже в феврале 1971 года станция была отправлена на космодром.

Она состояла из двух герметичных (переходного и рабочего) и одного негерметичного (агрегатного) отсеков. Переходный отсек — один из жилых отсеков станции (диаметр два метра, длина три метра), был предназначен для проведения научных наблюдений и экспериментов. Стыковочный узел отсека обеспечивал многократную стыковку станции с транспортным космическим кораблем на орбите и переход космонавтов через люк-лаз. Внутри отсека были установлены оборудование систем терморегулирования, жизнеобеспечения, научная аппаратура. Снаружи находились панели солнечных батарей, антенны, датчики, агрегаты системы терморегулирования, блоки звездного телескопа и др. В рабочем отсеке, расположенном в средней части станции и состоявшем из двух зон диаметром 2,9 и 4,15 метра, общей длиной 9,1 метра, были установлены основные приборы и агрегаты систем управления станцией, жизнеобеспечения, энергопитания, аппаратура радиосвязи, а также аппаратура для проведения научных исследований и наблюдений. Он был предназначен для проведения основных операций по управлению полетом, научных исследований и наблюдений, для выполнения космонавтами комплекса физических упражнений, приема пищи, отдыха.

За рабочим отсеком находился негерметичный агрегатный отсек, в котором были размещены корректирующая двигательная установка с запасами топлива, исполнительные органы системы ориентации, основные и дублирующие двигатели малой тяги, а также ряд других агрегатов и приборы. Всего на борту станции было размещено свыше 1300 приборов и агрегатов.

Первоначально долговременную орбитальную станцию планировалось именовать "Зарей", но, узнав, что такое же название уже носит летающий спутник Китая, перед стартом станцию было решено именовать "Салют". Это название и закрепилось за всеми последующими станциями данного типа.

Орбитальная станция "Салют" была выведена на орбиту с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон-К" 19 апреля 1971 года. Первая экспедиция на станцию (космонавты Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников) на космическом корабле "Союз-10" стартовала 23 апреля 1971 года. Полностью состыковаться с "Салютом" не удалось — не произошла "стяжка" корабля и станции до образования внутреннего герметичного перехода. Экипаж облетел станцию, сфотографировал стыковочный узел и возвратился на Землю.

В течение последующих 1,5 месяцев станция совершала полет в автоматическом режиме; проводились работы по контролю состояния и функционирования бортовых систем, поднятию орбиты, приему и обработке научной информации, а на Земле были проведены дополнительные наземные испытания стыковочных узлов и серия интенсивных тренировок космонавтов.

Второй экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева, стартовавший 6 июня 1971 года на корабле "Союз-11", 7 июня успешно состыковался с "Салютом". На орбите начала работать первая в мире пилотируемая орбитальная станция с первым экипажем на борту.

В течение 23 суток полета космонавты провели астрофизические наблюдения, испытания в различных режимах работы бортовых систем, агрегатов и научной аппаратуры. В полете были отработаны методы и автономные средства ориентации и навигации, системы управления космическим комплексом при маневрировании на орбите. Космонавты вели визуальные наблюдения и фотографирование геолого-географических объектов земной поверхности, атмосферных образований, метеорологической обстановки. Они также провели разносторонние медико-биологические исследования.

По завершении программы испытаний 29 июня космонавты перенесли научные материалы из станции в транспортный корабль, расконсервировали его системы, закрыли люки и произвели расстыковку. 30 июня 1971 года космический корабль "Союз-11" совершил посадку в заданном районе. Но на участке спуска корабля за 30 минут до приземления произошло быстрое падение давления в спускаемом аппарате вследствие нарушения герметичности, что привело к гибели космонавтов. Из-за этого дальнейший полет станции "Салют" проходил в беспилотном режиме. В это время на ней систематически проводились научно-технические исследования и контроль работы систем, агрегатов и научной аппаратуры в условиях длительного пребывания в космическом пространстве.

11 октября 1971 года были проведены заключительные операции с целью спуска "Салюта" с орбиты. В результате торможения станция перешла на траекторию спуска, вошла в плотные слои атмосферы над заданным районом акватории Тихого океана и прекратила существование. Первая долговременная орбитальная станция находилась на орбите 176 суток.

Общая масса станции "Салют" после стыковки с транспортным кораблем была равна 25,6 тонны, в том числе масса орбитального блока — 18,9 тонны, масса транспортного корабля — 6,7 тонн. Общая масса научных приборов и инструментов весила свыше 1,2 тонн. Длина в состыкованном состоянии составляла 23 метра, длина орбитального блока — 16 метров, максимальный диаметр — 4,15 метра, максимальный поперечный размер станции по раскрытым солнечным батареям — 11 метров, объем герметичных отсеков — около 100 кубических метров.

Эксплуатация первой ДОС "Салют" выявила ряд ее конструктивных и технических недостатков, которые накладывали существенные ограничения на эффективность использования станции и значительно ограничивали время ее функционирования. Поэтому конструкция следующих станций была доработана и усовершенствована.

С 1973 года по 1986 год были запущены еще шесть орбитальных станций под названием "Салют" — "Салют-2" (1973; из-за разгерметизации не эксплуатировалась в пилотируемом режиме), "Салют-3" (1974-1975), "Салют-4" (1974-1977), "Салют-5" (1976-1977), "Салют-6" (1977-1982) и "Салют-7" (1982-1991), на которых работали советские и зарубежные космонавты. В космосе было проведено множество различных научных экспериментов, отработана система жизнедеятельности космонавтов.

Конструкция "Салютов" стала основой создания не только долговременных орбитальных станций, но и орбитального комплекса "Мир" и российского сегмента Международной космической станции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

30 июня 1971 года первый в истории космонавтики экипаж орбитальной космической станции «Салют» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб при возвращении на Землю. Это трагическое происшествие стало самым крупным в истории отечественной космонавтики – погиб весь экипаж…

Советская и американская космические программы действовали в условиях крайне жёсткой конкуренции. Каждая из сторон стремилась во что бы то ни стало опередить конкурента и стать первой. Поначалу пальма первенства принадлежала СССР: первый запуск искусственного спутника Земли, первый запуск человека в космос, первый выход человека в открытый космос, первые полёт женщины-космонавта остались за Советским Союзом.
Американцы сосредоточились на лунной гонке и победили. Хотя и СССР имел теоретическую возможность успеть первым, но программа была слишком ненадёжна и слишком высока была вероятность катастрофы, поэтому советское руководство не посмело рисковать жизнью своих космонавтов. Советский лунный отряд космонавтов был переведён на подготовку по программе «Стыковка» для первого полёта на орбитальную станцию.
Благополучно высадившись на Луне, американцы доказали сами себе, что тоже кое-что могут, после чего чрезмерно увлеклись спутником Земли. СССР в то время уже разрабатывал проект пилотируемой орбитальной станции и одержал в этой сфере очередную победу, запустив свою орбитальную станцию на два года раньше, чем это сделали США.
Станцию «Салют» планировали вывести на орбиту к началу 24-го съезда КПСС, однако немного опоздали. Станция была выведена на орбиту только 19 апреля 1971 года, через десять дней после закрытия съезда.


«Союз-10»
Практически сразу на орбитальную станцию был отправлен первый экипаж. 24 апреля, через пять дней после выхода станции на орбиту, с Байконура стартовал корабль «Союз-10». На его борту находились командир корабля Владимир Шаталов, бортинженер Алексей Елисеев и инженер-испытатель Николай Рукавишников.
Это был весьма опытный экипаж. Шаталов и Елисеев уже совершили по два полёта на кораблях «Союз», новичком в космосе был только Рукавишников. Планировалось, что «Союз-10» успешно произведёт стыковку с орбитальной станцией, после чего космонавты пробудут на ней три недели.
Но всё пошло не так, как было запланировано. Корабль благополучно добрался до станции и начал стыковку, но тут начались сбои. Штырь стыковочного узла сцепился со станцией, однако произошёл сбой автоматики и заработали корректирующие двигатели, из-за чего «Союз» раскачался и стыковочный узел сломался.


О стыковке больше не могло быть и речи. Более того, под угрозой оказалась вся программа станции «Салют», поскольку космонавты не знали, как избавиться от штыря стыковочного узла. Его можно было «отстрелить», но это сделало бы невозможной стыковку с «Салютом» любого другого корабля и означало крах всей программы.
В дело включились находившиеся на Земле инженеры-конструкторы, которые посоветовали установить перемычку и с её помощью открыть замок и извлечь штырь «Союза». После нескольких часов это наконец удалось сделать - и космонавты отправились домой.


Смена экипажа
Началась подготовка к полёту «Союза-11». Этот экипаж был чуть менее опытным, чем предыдущий. Никто из космонавтов не был в космосе более одного раза. Зато командиром экипажа стал Алексей Леонов - первый человек, совершивший выход в открытый космос. Кроме него в состав экипажа входили бортинженер Валерий Кубасов и инженер Пётр Колодин.
Несколько месяцев они тренировались в стыковке как в ручном, так и в автоматическом режиме, ведь нельзя было второй раз подряд ударить в грязь лицом и вернуться из полёта так и не пристыковавшись.
В начале июня была определена дата вылета. На заседании Политбюро дата была одобрена, как и состав экипажа, который все однозначно аттестовали как наиболее умелый.
Но случилось невообразимое. За два дня до старта с Байконура пришло сенсационное известие: во время стандартного предполётного медосмотра врачи сделали Кубасову рентгеновский снимок и обнаружили в одном из лёгких небольшое затемнение.
Все указывало на острый туберкулёзный процесс. Правда, оставалось непонятным, как его можно было просмотреть, ведь такой процесс развивается не за один день, а космонавты проходили тщательные и регулярные медицинские осмотры. Так или иначе, но лететь в космос Кубасову было нельзя.


А ведь и Госкомиссия и Политбюро уже одобрили состав экипажа. Что же делать? Ведь в советской программе космонавты готовились к полётам тройками и если выбывал один, то требовалось менять всю тройку, так как считалось, что тройки уже сработавшиеся, а замена одного члена экипажа приведёт к нарушению согласованности.
Но, с другой стороны, никто прежде в истории космонавтики не менял экипаж менее чем за двое суток до вылета. Как выбрать правильное решение в такой ситуации? Между кураторами космической программы произошёл горячий спор.
Помощник главкома ВВС по космосу Николай Каманин настаивал на том, что экипаж Леонова опытный и если заменить выбывшего Кубасова Волковым, который также имел опыт космических полетов, то ничего страшного не будет и согласованность действий от этого не нарушится.
Однако конструктор Мишин, один из разработчиков «Салюта» и «Союза», выступил за полную смену тройки. Он считал, что дублирующий состав будет гораздо лучше подготовленным и сработавшимся, чем основной, но подвергшийся изменению состава накануне полёта. В итоге победила точка зрения Мишина.
Экипаж Леонова отстранили, заменив дублирующим экипажем, в составе командира Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и инженера-исследователя Виктора Пацаева. Никто из них не был в космосе, за исключением Волкова, уже летавшего на одном из «Союзов».


Экипаж Леонова очень болезненно воспринял отстранение от полёта. Борис Черток позднее вспоминал слова конструктора Мишина: «Ох, какой же тяжёлый был у меня разговор с Леоновым и Колодиным! - сказал он нам. - Леонов обвинил меня в том, что я якобы сознательно не пожелал заменить Кубасова Волыновым, чтобы ещё раз протащить в космос Волкова. Колодин сказал, что он так и чувствовал до последнего дня, что его в космос не пустят под любым предлогом. Колодин говорит: „Я у них - белая ворона. Они все лётчики, а я ракетчик“.
Никто из разгневанных космонавтов и представить не мог, что ошибочный рентгеновский снимок (никакого туберкулёза у Кубасова не оказалось и позднее он успешно летал в космос) спас им жизнь. Но тогда обстановка накалилась до предела.
Черток лично наблюдал эту картину: „На Госкомиссии я оказался рядом с Колодиным. Он сидел с низко опущенной головой, нервно сжимал в кулаки и разжимал пальцы, на лице играли желваки. Нервничал не только он. Оба экипажа чувствовали себя неважно. Первый был потрясён отстранением от полёта, второй - внезапным изменением судьбы.
После полёта второму экипажу предстояло подниматься по мраморной лестнице Кремлёвского дворца под фанфары, музыку Глинки, получать звёзды героев. Но радости на их лицах не было“.


Полёт
Корабль „Союз-11“ стартовал с Байконура 6 июня 1971 года. Космонавты волновались не только потому, что двое из них прежде не были в космосе, но и из-за пышных проводов: за день до отлёта провожающие устроили настоящий митинг, на котором выступали с речами.
Тем не менее запуск корабля прошёл в штатном режиме и без каких-либо сбоев. Космонавты успешно и без проблем состыковались с орбитальной станцией. Это был волнительный момент, ведь им предстояло стать первыми землянами на борту космической станции.
Космонавты благополучно разместились на орбитальной станции, которая хотя и была небольшой, казалась им огромной после невероятно тесного „Союза“. Первую неделю они привыкали к новой обстановке. Помимо прочего, космонавты на „Салюте“ имели телевизионную связь с Землёй.


16 июня на станции произошло ЧП. Космонавты почувствовали сильный запах гари. Волков связался с Землёй и сообщил о пожаре. Решался вопрос о срочной эвакуации со станции, но Добровольский принял решение не торопиться и отключить некоторые приборы, после чего запах гари прошёл.
Всего космонавты провели на орбите 23 суток. У них была достаточно насыщенная программа исследований и экспериментов. Кроме того, им предстояло законсервировать станцию для следующих экипажей.
Вечером 29 июня экипаж произвёл успешную расстыковку с „Салютом“ и отправился домой.


Катастрофа
В целом полёт проходил нормально - никто не ждал никаких ЧП. Экипаж вышел на связь и провёл ориентацию. Как оказалось, это был последний сеанс связи с экипажем.
Как и ожидалось, в 1:35 включилась тормозная двигательная установка. В 1:47 произошло разделение спускаемого аппарата с приборным и бытовым отсеками. В 1:49 экипаж должен был выйти на связь и сообщить об успешном отделении спускаемого аппарата.
Спускаемый аппарат не имел телеметрической системы и на Земле никто не знал, что происходит с космонавтами. Планировалось, что сразу после разделения Добровольский выйдет на связь. Молчание в радиоэфире очень удивило специалистов, ведь экипаж отличался большой словоохотливостью и порой говорил с Землёй куда больше, чем того требовала ситуация.
Возвращение на Землю происходило в плановом режиме, без эксцессов, поэтому поначалу не было оснований считать, что с экипажем что-то случилось. Наиболее вероятной версией была неисправность радиооборудования.
В 1:54 системы ПВО засекли спускаемый аппарат. На высоте 7 тысяч метров раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, который был оборудован антенной. Космонавты обязаны были связаться либо по КВ- либо по УКВ-каналам и доложить об обстановке. Но они молчали, не отвечая на запросы с Земли. Это уже настораживало, ни один из благополучно вернувшихся „Союзов“ не имел проблем со связью на этой стадии.


Около 2:05 встречающие спускаемый аппарат вертолёты обнаружили его и доложили в Центр управления полётами. Через десять минут аппарат благополучно приземлился. Внешне аппарат не имел никаких повреждений, но экипаж по-прежнему не выходил на связь и не подавал признаков жизни. Уже было ясно, что произошло какое-то ЧП, но ещё была надежда, что космонавты, может быть, потеряли сознание, но всё-таки живы.
Сразу же после посадки рядом с аппаратом приземлился встречающий вертолёт, а через две минуты спасатели уже открывали люк аппарата. Черток вспоминал: „Спускаемый аппарат лежал на боку. Внешне не было никаких повреждений.
Постучали по стенке - никто не откликнулся. Быстро открыли люк. Все трое сидят в креслах в спокойных позах. На лицах синие пятна. Потёки крови из носа и ушей. Вытащили их из СА. Добровольский был ещё тёплым. Врачи продолжают искусственное дыхание“.
Попытки врачей реанимировать экипаж путём искусственного дыхания и массажа сердца не увенчались успехом. Вскрытие показало, что экипаж погиб от декомпрессионной болезни, вызванной резким падением давления в спускаемом аппарате.

Расследование
Обстоятельства гибели однозначно указывали на разгерметизацию корабля. Уже на следующий день начались исследования спускаемого аппарата, однако все попытки обнаружить утечку провалились.
Каманин вспоминал: „Закрыли люк и все другие штатные отверстия в корпусе корабля, создали в кабине давление, превышающее атмосферное на 100 миллиметров, и… не обнаружили ни малейших признаков негерметичности. Повысили избыточное давление до 150, а затем до 200 миллиметров. Выдержав корабль под таким давлением в течение полутора часов, окончательно убедились в полной герметизации кабины“.
Но, если аппарат был полностью герметичен, тогда как могла произойти разгерметизация? Оставался только один вариант. Утечка могла произойти через один из вентиляционных клапанов. Но этот клапан открывался только после раскрытия парашюта для выравнивания давления, как он мог открыться при отделении спускаемого аппарата?
Единственный теоретический вариант: ударная волна и подрывы пиропатронов при отделении спускаемого аппарата заставили преждевременно сработать пиропатрон открытия клапана. Но на „Союзе“ ни разу не было таких проблем (да и вообще не было ни одного случая разгерметизации как на пилотируемых, так и на беспилотных кораблях).
Более того, после катастрофы многократно проводились эксперименты, моделирующие эту ситуацию, но ни разу не произошло нештатного раскрытия клапана из-за ударной волны или подрыва пиропатронов. Ни один эксперимент так и не воспроизвёл эту ситуацию.
Но, поскольку других объяснений не было, в качестве официальной была принята именно эта версия. Оговаривалось, что это событие относится к разряду крайне маловероятных, поскольку в экспериментальных условиях его так и не смогли воспроизвести.


Комиссии удалось приблизительно восстановить события, происходившие внутри спускаемого аппарата. После штатного отделения аппарата космонавты обнаружили разгерметизацию, поскольку давление быстро падало.
На то, чтобы найти и устранить её, у них было менее минуты. Командир экипажа Добровольский проверяет люк, но он герметичен. Пытаясь обнаружить утечку по звуку, космонавты отключают радиопередатчики и аппаратуру. Вероятнее всего, им удалось обнаружить утечку, но уже не хватило сил, чтобы закрыть вентиль.
Падение давления было слишком сильным, и уже через минуту космонавты потеряли сознание, а примерно через две минуты они были мертвы. Всё было бы по-другому, будь у экипажа скафандры. Но советские космонавты возвращались в спускаемом аппарате без них. Против этого выступали и Королев, и Мишин.
Скафандры были очень громоздкими, как и необходимая для них аппаратура жизнеобеспечения, а корабли и без того были слишком тесными. Поэтому пришлось выбирать: либо дополнительный член экипажа, либо скафандры, либо коренное переустройство корабля и спускаемого аппарата.
Итоги


Погибшие космонавты были похоронены в Кремлёвской стене. На тот момент это была самая крупная катастрофа в космосе по числу жертв. Впервые погиб целый экипаж. Трагедия „Союза-11“ привела к тому, что полёты по данной программе были заморожены более чем на два года.
За это время коренным образом была пересмотрена сама программа. С тех пор космонавты в обязательном порядке возвращаются назад в защитных скафандрах. Чтобы получить больше места в спускаемом аппарате, было решено отказаться от третьего члена экипажа. Была изменена компоновка органов управления, чтобы космонавт, не вставая с места, мог дотянуться до всех важнейших кнопок и рычагов.
После внесения доработок программа „Союз“ зарекомендовала себя в качестве одной из самых надёжных и с успехом действует до сих пор.

Разработка и постройка первого в мире космического аппарата, предназначенного для длительного пребывания людей на орбите Земли, - целиком и полностью заслуга советских конструкторов.

Предназначение орбитальной станции

Этот аппарат был оснащен множеством приборов, с помощью которых могли проводиться исследования в условиях внеземного пространства, наблюдения за атмосферой и поверхностью Земли, астрономические наблюдения. (ОС) предоставляла огромные возможности, и это был настоящий прорыв.

Орбитальная станция и Земли имели много общего. Однако на орбитальной станции присутствовал экипаж, который периодически сменялся с помощью пилотируемых транспортных кораблей (и многоразовых в том числе). Эти же корабли доставляли на ОС топливо и материалы для функционирования систем, запасные части для модернизации и ремонта станции, запасы продовольствия, предметы гигиены и письма для членов экипажа, материалы для новых научных исследований и т.д. Назад транспортные корабли мчались со сменой экипажа и результатами проведенных наблюдений и исследований.

Создана станция «Салют-1» была в Советском Союзе по специальной программе гражданских пилотируемых орбитальных станций (ДОС). В документах можно увидеть кодовое название этой станции - № 121 или «Изделие 17К». На орбиту станция «Салют-1» была выведена 19 апреля 1971 года.

История станции «Салют-1»

В феврале 1971 года орбитальная станция была транспортирована на . 19 апреля с помощью ракеты-носителя она заняла место на земной орбите и, по истечении 175 суток, 11 октября 1971 года завершила свою работу.


Орбитальная станция "Салют-1"

Первая экспедиция (В.Шаталов, А.Елисеев и Н.Рукавишников), отправленная на корабле «Союз-10», закончилась неудачно. 24 апреля 1971 года пилотируемый корабль «Союз-10» произвел состыковку со станцией. Однако стыковочный агрегат корабля оказался неисправным, и, несмотря на усилия команды, в частности, В.Шаталова, пытавшегося ликвидировать проблему с помощью маршевого двигателя, корабль пролетел 5 с половиной часов «в сцепке» со станцией, после чего отстыковался и совершил посадку.

Вторая экспедиция на космическом корабле «Союз-11», завершилась совсем плачевно. Экипаж, состоящий из Г.Добровольского, В.Волкова и В.Пацаева 7 июня в 10 часов утра успешно состыковал «Союз-11» с «Салютом-1» и в течение последующих 22 дней выполнил все задачи по программе полета. 30 июня была совершена расстыковка и корабль начал уходить с орбиты. К сожалению, спускаемый аппарат, войдя в земную атмосферу, разгерметизировался. Никто из экипажа не выжил.

11 октября орбитальная станция была сведена с земной орбиты. Большая часть ее сгорела в атмосфере, обломки упали в волны Тихого океана.



Полезные инструменты