Перспективы развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса. Реунова Л.В. Тенденции развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса Республики Адыгея Тенденции развития рынка кредитования малого бизнеса

Малый и средний бизнес является основой стабильного развития экономики любой страны: развитие МСБ позволяет нарастить темпы роста экономики, создать устойчивый внутренний платежеспособный спрос, а также способствует улучшению качества жизни населения посредствам формирования рынка труда в условиях конкуренции. Однако развитие малого и среднего бизнеса сопряжено с серьезными финансовыми инвестициями, которые можно произвести только за счет привлечения кредитных средств. Поэтому развитие рынка кредитования субъектов МСБ является приоритетной задачей любой национальной экономики. Редакция портала сайт спросила ведущего эксперт отдела анализа банковских услуг портала Banki.ru Ирину Сафронову о тенденциях на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в России.

Каковы основные тенденции кредитования МСБ были отмечены по итогам прошлого года?

В прошедшем году банки незначительно снизили стоимость своих кредитных предложений для малого и среднего бизнеса. Средняя ставка по кредитам для бизнеса, рассчитанная экспертами Banki.ru для банков, входящих в ТОП-100 по объему портфеля кредитов, выданных предприятиям и организациям, за год снизилась всего на 0,99 процентных пункта, тогда как за первые полгода 2017 года этот показатель уменьшился уже на 1,35 п.п. Столь низкая динамика удешевления кредитных ресурсов объясняется медленным снижением ключевой ставки Банком России. При этом заинтересованность государства в поддержке сектора МСБ стимулирует вывод на рынок все новых кредитных программы с господдержкой, что несколько улучшает ситуацию на рынке КМБ.

С чем связан рост (сокращение) кредитного портфеля МСБ в прошлом году?

В прошлом году кредитный портфель изменялся незначительно вырос, что объясняется несколькими факторами. Во-первых, это высокая ключевая ставка и, как следствие - дорогие кредиты. А, во-вторых, из-за кризисной ситуации на рынке банки в желании снизить риски от кредитования такого нестабильного сектора максимально ужесточили требования к заемщикам, что опять же не способствовало повышению спроса на кредитные ресурсы. Многие банки увеличили требования по срокам существования бизнеса - до двух лет, в качестве залога стали требовать высоколиквидное имущество с обязательным его страхованием в согласованной банком страховой компании и пр.

Какие препятствия существуют в российской экономике для существенного наращивания кредитных портфелей банков в сегменте малого и среднего бизнеса?

Резкому наращиванию кредитного портфеля препятствуют дороговизна кредитных ресурсов, а также высокая рискованность данного сектора экономики. Вследствие этого банки предъявляют к заемщикам повешенные требования, а зачастую ограничивают их круг только «своими», проверенными клиентами, что дает возможность более детально изучить деятельность заемщика и контролировать его во время действия кредитного договора.

В чем ключевые отличия между кредитованием МСБ и крупного бизнеса?

Крупный бизнес - это намного стабильнее. Зачастую крупные игроки привлекают финансирование, уже имея на депозитных счетах намного большие суммы, что является для банка определенной гарантией возврата выданного кредита и позволяет предложить специальные условия по кредитованию. Предприятия же сектора МСБ часто привлекают средства на покрытие текущих расходов либо на приобретение основных средств, в качестве обеспечения передавая в залог имущество, которое банк не всегда может быстро реализовать в случае невозврата кредита.

Существуют ли госпрограммы поддержки бизнес-заемщиков?

В настоящее время действует программа господдержки предприятий малого и среднего бизнеса, реализуемая Корпорацией МСП. В ней уже аккредитован 51 банк. Первый льготный кредит был выдан в конце 2015 года, а уже в 2017 году ЦБ РФ увеличил лимит по этой программе до 175 млрд (+ 50 млрд рублей). К предприятиям, желающим привлечь финансирование в рамках господдержки, выдвигается ряд обязательных требований. При этом финансирование не предоставляется предприятиям из следующих отраслей: кредитным и страховым организациям, инвестиционным фондам, НПФ, ломбардам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, участникам соглашений о разделе продукции, предприятиям игорного бизнеса, предприятиям, осуществляющим производство и/или реализацию подакцизных товаров, а также добычу и/или реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).

Какие тенденции в сегменте кредитования МСБ наблюдаются в текущем году?

С начала года многие банки регулярно понижают ставки по своим кредитным предложениям для малого и среднего бизнеса. На сайте Banki.ru появится новый расчет средней ставки по кредитам для бизнеса . Объяснением этому служит несколько причин. Конечно, в первую очередь - это неоднократное снижение Банком России ключевой ставки . Так же это государственная программа по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса. Есть надежда, что снижение процентных ставок по программам кредитования МСБ продолжится и дальше в течение года.

Каковы долгосрочные перспективы кредитования малого и среднего бизнеса в России?

Рынок кредитования малого и среднего бизнеса наиболее зависим от экономической ситуации и колебаний на рынке, чем рынок корпоративного или розничного кредитования. Поэтому, на мой взгляд, ждать резкого роста в ближайшие годы не стоит. Для привлечения малого бизнеса банкам необходимо упрощать условия получения финансирования, предлагать более лояльные условия. Одновременно кредитным организациям имеет смысл заняться развитием финансовой грамотностью в среде малого и индивидуального предпринимательства, т.к. для успешного старта им иногда нужна не только финансовая, но и информационная поддержка. Например, на сайте МСП-банка работает проект Бизнес-навигатор МСП, с помощью которого можно определить насыщенность рынка теми или иными предприятиями, а так же рассчитать бизнес-план по своим вводным.

Дмитрий Нечетов

Современная российская экономика унаследовала от предыдущей формации высокую концентрацию производства. Малые предприятия появились в России лишь в конце 1980-х гг. в форме кооперативов. Как известно, кооперативы действовали на принципах добровольности и доступности членства, демократичности управления, коллективного распределения дохода. Кооперация развивалась как сложная система, функционирующая при поддержке государства, обеспечивающего ей свободу хозяйственной деятельности и определенные имущественные льготы. Например, в 1990 г. за пользование краткосрочным кредитом кооперативы уплачивали государственным специализированным банкам 1% годовых, за привлечение долгосрочного кредита - 0,75%, за хранение денежных средств банки начисляли кооперативам 0,5% годовых .

Экономические условия того времени способствовали стремительному увеличению числа кооперативов. Если на начало 1989 г. их в стране насчитывалось 77,5 тыс., то на 1 января 1990 г. - уже 193 тыс., т.е. почти в 2,5 раза больше. Численность населения, занятого в кооперативах, за тот период выросла в 3,5 раза. В 1988 году выручка от реализации продукции, работ и услуг кооперативов составила около 7 млрд руб., ее доля в валовом национальном продукте не превышала 1%. В 1989 году выручка кооперативов увеличилась почти в 6 раз, достигнув 40 млрд руб., а ее доля в валовом национальном продукте составила 4,4% . В последующем кооперативная форма хозяйствования субъектов малого предпринимательства была изменена.

За более чем 20-летнюю историю МБ достиг определенных результатов: в 2008 г. насчитывалось свыше 1,3 млн малых предприятий, на которых работало более 10,5 млн человек. Их оборот составил около 18,7 трлн руб., или 26% совокупного валового дохода российских предприятий. Однако доля МБ недостаточна для претворения экономических целей государственной политики: формирования конкурентной среды в экономике, диверсификации российского производства, обеспечения занятости и развития самозанятости населения, увеличения доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Опрос Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) собственников предприятий МБ показывает, что среди факторов, ограничивающих его развитие в России, важнейшими являются недостаток собственных финансовых средств, высокий процент по кредиту и сложный механизм получения. Также в условиях кризиса 2008-2009 гг. была названа неопределенность экономической ситуации в стране (табл. 1.10).

Таблица 1.10

Структура факторов, ограничивающих развитие малых предприятий (в % от количества опрошенных)*

Показатель

Недостаточный спрос на продукцию

Недостаток собственных финансовых средств

Высокий процент по кредиту

Сложный механизм получения кредита

Инвестиционные риски

Неудовлетворительное состояние технической базы

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал

Неопределенность экономической ситуации в стране

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы

* Структура факторов превышает 100%, так как участники опроса имели право выделить несколько факторов.

Дальнейшее развитие МБ в значительной степени зависит от создания в стране соответствующих рыночных институтов, развития государственных программ, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, доступности МП банковского кредита, уровня процентных ставок по кредитам, срока кредитования и сложности процедуры получения кредита. По оценкам специалистов, в настоящее время потребность предприятий МБ в кредитовании удовлетворяется не более чем на 20%. Практически невозможно получить так называемый стартовый кредит на развитие бизнеса вновь созданному и еще не зарекомендовавшему себя на рынке МП.

В России длительное время не были сформированы рыночные институты, обеспечивающие развитие МБ. Под институтами в современной теории понимают правила игры в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение . Они создают структуру побудительных мотивов взаимодействия, организуя повседневную жизнь, уменьшают неопределенность.

Выделяют формальные и неформальные институты. Под формальными понимаются правила, созданные и поддерживаемые уполномоченными органами. Под неформальными институтами обычно понимают общепринятые условности и этические нормы поведения людей. Отсутствие соответствующих институтов проявлялось, в частности, в том, что не были законодательно определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, их инфраструктуры, видов и форм поддержки МБ. Коммерческие банки самостоятельно, исходя из структуры заемщиков и объемов их деятельности, определяли, какие предприятия следует относить к категории малого, а какие к категории среднего бизнеса. Зачастую предприятие, рассматриваемое крупным банком как малое, для небольшого банка являлось средним или крупным.

Отсутствие единых критериев ограничивало применение федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Лишь с принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (дадее - постановление № 556) были созданы правовые основы для дадьнейшего развития мадого и среднего бизнеса в России.

Прежде всего были определены субъекты малого и среднего предпринимательства, к которым относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Законом о малом и среднем предпринимательстве было установлено, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно, для МП - до 100 человек включительно; среди МП выделяются микропредприятия - до 15 человек. Были установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе для микропредприятий - 60 млн руб., малых предприятий - 400 млн руб., средних предприятий - 1 млн руб.

Законом о малом и среднем предпринимательстве была определена инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также формы, условия и порядок этой поддержки. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты, центры ремесел, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включают финансовую, имущественную, информационную, консультационную помощь в областях подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, инноваций и промышленного производства. Законом предусматривается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую, сельскохозяйственную и некоторые другие виды деятельности. Финансовая поддержка МСП, в частности, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Еще один шаг на пути формирования рыночных институтов, способствующих развитию МБ, - расширение числа участников рынка кредитования субъектов малого предпринимательства. В 2009- 2010 годах на кредитном рынке появились новые участники - кредитные кооперативы и микрофинансовые организации. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» регулирует деятельность кредитных потребительских кооперативов, направленную на организацию финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива. Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон о микрофинансовой деятельности) определены порядок приобретения статуса микрофинансовых организаций и осуществления их деятельности, установлены размер и условия предоставления микрозаймов. Микрозаймы - средства, предоставленные во временное пользование микрофинансовой организацией заемщику в валюте Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством в сумме, не превышающей 1 млн руб.

В настоящее время кредиты, предоставляемые МП, самые дорогие - более 20% годовых. Уровень процентной ставки по кредитам МБ коммерческие банки связывают с высокими рисками, обусловленными зачастую непрозрачностью бизнеса, отсутствием надежных залогов, кредитных историй. Многие малые и микропредприятия ведут упрощенный учет. Предоставляемая предприятиями отчетность затрудняет банку проведение оценки кредитоспособности по традиционно применяемым методикам и технологиям. Для малого бизнеса характерно отсутствие надежных залогов, так как большинство его представителей не владеют ценными бумагами и ликвидным имуществом высокой стоимости, способной превышать кредит в требуемых коммерческими банками пропорциях.

Ввиду небольшого срока существования самого МБ в России и его высокой подверженности изменениям (смена места положения, выпускаемой продукции) и экономическим катаклизмам, в результате которых одни МП уходят с рынка, другие возникают вновь, лишь небольшое количество МП имеет кредитную историю. Как правило, положительная кредитная история позволяет клиенту взять кредит на более привлекательных условиях. Предприятиям МБ, у которых отсутствуют кредитные истории, работающих на рынке менее одного года и не имеющих поручителя, получить кредит довольно сложно. Кроме того, на фоне значительных объемов просроченной задолженности, возникшей в результате кризиса, Банк России повысил требования к банкам в области системы риск-менеджмента. Регулятор потребовал от них формирования резервов по ссудам, предоставленным МП, в размере от 50 до 100%. Необходимость полного принятия рисков МБ коммерческими банками также сдерживает развитие кредитных отношений между кредитными организациями и МП.

Отсутствие заинтересованности банков в развитии кредитных отношений с субъектами малого и среднего предпринимательства не способствует созданию специализированных кредитных продуктов, оптимизации и снижению стоимости процесса кредитования и обслуживания МБ. Кредитные организации пока не сделали все возможное для создания соответствующих технологий рассмотрения кредитной заявки, обработки документов, принятия решений. Отсутствие достаточного объема накопленной информации по предприятиям МБ, специальных скоринговых методик оценки кредитоспособности, рисков, стандартизации и автоматизации процедуры предоставления кредитов не позволяет снижать издержки и сроки обработки документов МП. Методы работы с предприятиями МБ, идентичные по организации отношений с крупными корпоративными заемщиками, с одной стороны, приводят к увеличению срока обработки документов и принятия решения о предоставлении кредита, с другой - к более высокой цене кредита.

По данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора - кредит», наиболее активно работают с МСП 17 российских банков. Однако их доля в структуре кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса неравнозначна. Крупнейшими участниками рынка являются ОАО «Сбербанк России» - более 56% кредитов, ЗАО «Банк Интеза» - 25,5%, ОАО «Банк Уралсиб» и ОАО «Номос-Банк» - по 4,6%. Доля этих четырех банков превышает 86% общей суммы кредитов, предоставленных лидерами рынка предприятиям малого и среднего бизнеса (табл. 1.11).

Таблица 1.11

Банки - участники рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства*

Наименование

Активы-нетто, тыс. руб.

Сбербанк России

Банк Интеза

Банк Возрождение

Промсвязьбанк

Номос-Банк

Русь-Банк

Окончание

Наименование

Активы-нетто, тыс. руб.

Объем кредитов малому и среднему бизнесу, тыс. руб.

Доля кредитов малому и среднему бизнесу в структуре активов-нетто, %

Доля в общей сумме кредитов, предоставленных 17 банками, %

Солид Банк

Форус Банк

Газстройбанк

РосДорБанк

Меткомбанк

ЮниКредит банк

* Рассчитано по данным http://www.opora-credit.ru/banks.

Доля остальных участников рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в структуре общей суммы кредитов, предоставленных предприятиям малого и среднего бизнеса лидерами рынка, составляет от 3,4 до 0,1%. Кроме того, данные таблицы позволяют выделить кредитные организации, имеющие значительные составляющие либо специализирующиеся на обслуживании субъектов малого и среднего предпринимательства. К таким организациям относятся ЗАО «Форус Банк», в котором доля кредитов МСП составляет около 73% нетто-активов, ЗАО «Банк Интеза» - около 65% нетто-активов, ОАО «Банк Уралсиб» - более 47% нетто-активов, ОАО АКБ «Газстройбанк» - 39%, ОАО «Банк „Возрождение"», ЗАО «Со- лид Банк», ОАО «Меткомбанк» - более 25% нетто-активов.

Являясь крупнейшим участником рынка кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, Сбербанк России тем не менее направляет на кредитование МСП менее 7% нетто-активов. Однако банку приходится уделять повышенное внимание работе с субъектами малого предпринимательства, так как их количество составляет более 80% обслуживающихся в банке корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей. В 2008-2009 годах под влиянием кризисных явлений количество кредитоспособных заемщиков в данном сегменте существенно сократилось. В условиях нестабильности и снижения потребительского спроса компании МБ предпочитали снижать уровень долговой нагрузки и погашать ранее взятые кредиты. В структуре корпоративного кредитного портфеля в 2009 г. доля МП не превышала

11% и была более чем в 3 раза меньше доли средних и в 4,5 раза меньше доли крупных предприятий, обслуживаемых Сбербанком России (рис. 1.13) , что недостаточно и не в полной мере соответствует государственным целям развития в стране малого бизнеса.

Рис. 1.13. Структура кредитного портфеля Сбербанка России в 2009 г.

Сбербанк России предоставляет кредиты собственникам бизнеса с годовой выручкой до 4,5 млн руб., ИП и МП с годовой выручкой до 25 млн руб. Банк не требует предоставление залога, подтверждения цели кредитования и не взимает комиссий по кредиту. Официально заявленный срок рассмотрения вопроса о предоставлении кредита - до трех рабочих дней. Минимальная сумма кредита для собственников бизнеса с годовой выручкой до 4,5 млн руб. - 30 тыс. руб., для ИП и МП с годовой выручкой до 25 млн руб. - 80 тыс. руб. Максимальная сумма кредита не может превышать 1 млн руб. Срок кредитования - от 6 до 24 месяцев. Ставка по кредиту одна из самых низких в России для МП - 19%.

Для положительного решения о предоставлении кредита необходимо поручительство физического или юридического лица в зависимости от формы собственности бизнеса: для ИП - поручительство физического лица; для обществ с ограниченной ответственностью - поручительство общества с ограниченной ответственностью, собственником которого является заемщик.

Другой лидер рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства - «Банк Интеза» предлагает кредиты на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели. Сумма кредита составляет от 150 тыс. до 120 млн руб. на срок до семи лет. Официально заявленный срок предоставления кредита - от трех дней. В обеспечение кредита принимается автотранспорт, недвижимость, оборудование, личное имущество, поручительство, товары в обороте. Процентная ставка по кредитам плавающая. По кредитам на срок до 60 месяцев по решению клиента ставка может быть фиксированной (табл. 1.12).

Таблица 1.12

Процентные ставки по кредитам ОАО «Банк Интеза» малым предприятиям на срок до 60 месяцев*

Сумма кредита, руб.

Срок кредита

Фиксированная ставка, %

150 000 - 900 000

900 001 - 1 500 000

1 500 001 - 3 000 000

3 000 001 - 15 000 000

15 000 001 -75 000 000 75 000 001 - 120 000 000

Ставка устанавливается индивидуально

* По данным официального сайта ОАО «Банк Интеза»: http://www.bancainte.sa.ru.

Банк взимает единовременную комиссию за предоставление кредита в размере 1-5% от суммы кредита. Комиссия за досрочный возврат кредита - 1% от досрочно оплачиваемой суммы. В случае когда сумма кредита более 1,5 млн руб. и при условии, что досрочный возврат производится после 36 месяцев от даты получения кредита, комиссия не взимается. Если в связи с предоставлением кредита или заключением обеспечительного договора заключается договор страхования, применяются тарифы страховщика. Комиссия за досрочное прекращение залога по заявлению залогодателя или замену предмета залога составляет от 0,02 до 2% от оценочной стоимости предмета залога, определенной сторонами в договоре о залоге, минимум 100 руб. Погашение кредита может производиться аннуитетными, дифференцированными платежами или может быть составлен индивидуальный график платежей с учетом сезонности бизнеса клиента.

Условия предоставления кредита субъектам малого предпринимательства Сбербанком России и Банком «Интеза», рассматривающими это направление банковской деятельности как одно из приоритетных, достаточно комфортны и этим выгодно отличаются от условий кредитования МП другими кредитными организациями. ЗАО «Банк

ВТБ-24», например, предоставляет кредиты ИП и владельцам МБ на сумму от 100 тыс. до 2 млн руб. Срок кредитования составляет от шести месяцев до пяти лет. Для оформления кредита ВТБ-24 рекомендует воспользоваться программой страхования жизни и трудоспособности, которая гарантирует погашение задолженности перед банком в случае болезни, увечья или смерти заемщика. Официальный период рассмотрения кредитной заявки и решения вопроса о предоставлении кредита - пять дней. Банк взимает комиссию за выдачу кредита в размере 2% от суммы, но не менее 3 тыс. руб. Цена кредита в среднем составляет 24-27% годовых.

См. : Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru.

  • См. : Норт Д. Институты, институциональные изменения функционированияэкономики: пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Начала, 1997. С. 17.
  • По данным годового отчета Сбербанка России за 2009 г. Официальный сайтСбербанка России: http://www.sbrf.ru.
  • В статье рассматриваются главные проблемы и тенденции в области банковского кредитования малого и среднего бизнеса в России, оценивается потенциал данного рынка с позиции кредитной деятельности банков и предлагаются меры по cовершенствованию этого направления банковского кредитования в современных условиях и конкретно на примере Сбербанка России.

    Ключевые слова: банковское кредитование малого и среднего бизнеса; кредитные продукты для малых и средних предприятий; меры государственной поддержки малых и средних предприятий.

    Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики любой страны трудно переоценить. Малый и средний бизнес (МСБ) является важнейшим сегментом экономики, развитие которого обеспечивает экономическую, социальную и политическую стабильность страны. Именно он играет одну из ведущих ролей при переходе к экономике, ориентированной на инновации.

    Несмотря на все стремления государства создать благоприятные условия для развития МСБ, в России, по-прежнему, существует множество проблем, сдерживающих этот процесс. Основной проблемой выступает недостаток собственных средств у малых и средних предприятий, что во многом обусловлено ограниченным доступом малого и среднего бизнеса к банковскому кредитованию.

    Кредитование малого и среднего бизнеса – сравнительно новое и довольно рискованное направление деятельности банков. Между тем, интерес российских банков к малому и среднему бизнесу постоянно возрастает. Малый и средний бизнес по соотношению рисков и доходности становится для банков одним из наиболее привлекательных сегментов, имеющих большой потенциал для развития.

    С каждым днем все большее число коммерческих банков предлагает специальные продукты кредитования для малых и средних предприятий. Объемы выдаваемых малому и среднему бизнесу кредитов продолжают набирать обороты. Так, общий объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в России на 1 декабря 2013 года составил 6 932603 млн.рублей, что на 52,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

    Таким образом, потенциал рынка кредитования МСП огромен, и они являются весьма перспективными клиентами для банков. Крупные предприятия не всегда нуждаются в постоянном кредитовании или предпочитают работать через рынок ценных бумаг. Кредитование крупных заемщиков может обернуться для банков, особенно региональных, чрезмерной концентрацией кредитного риска, а возможная нерегулярность их кредитования вызывает сложности с размещением временно свободных ресурсов. Кроме того, преимущественное сосредоточение МСБ в непроизводственной сфере (торговля и услуги), которой присущ короткий производственный цикл (до 1–2 лет), обусловливает специфический характер процесса кредитования: короткий срок кредитов и высокую вероятность возобновления спроса, отметим, что банкам при разработке отраслевых предложений следует учитывать особенности бизнеса и отрасли МСП, а также технологичность кредитных продуктов (т. е. насколько продукты могут быть стандартизированы и будут массовыми).

    Специально для корпоративных клиентов Сбербанк России ввел семь обновленных программ кредитования, нацеленных на развитие бизнеса для предприятийс годовой выручкой до 400 млн. рублей. На сегодняшний день Дальневосточный банк Сбербанка Россиипредлагает своим клиентамновую линейку целевых кредитных продуктов, ориентированную специально на потребности среднего и малого предпринимательства:

    • Кредит «Бизнес-Оборот» - кредит предоставляется на цели пополнения оборотных средств (закупка сырья, материалов, товаров, осуществление текущих расходов) сроком до 2 лет под залог имеющегося имущества (допускаются частично необеспеченные кредиты) и поручительство собственников бизнеса;
    • Кредит «Бизнес-Инвест» - кредит предоставляется на цели вложения во внеоборотные активы, а также на погашение кредитов в других банках, предоставленных на эти цели. Срок кредитования до 5 лет под залог имеющегося имущества (допускаются частично необеспеченные кредиты) и поручительство собственников бизнеса;
    • Кредит «Бизнес-Актив» - кредит предоставляется на приобретение оборудования сроком до 5 лет в размере не более 80% стоимости приобретаемого оборудования + стоимость страховки под залог приобретаемого оборудования и поручительство собственников бизнеса;
    • Кредит «Бизнес-Недвижимость» - кредит предоставляется на приобретение объекта недвижимости для бизнеса сроком до 10 лет в размере не более 80% стоимости приобретаемого объекта недвижимости под залог приобретаемого объекта недвижимости и поручительство собственников бизнеса;
    • Кредит «Бизнес-Рента» - кредит предоставляется для организаций, занимающихся сдачей коммерческих помещений в аренду, на любые бизнес-цели сроком до 10 лет под залог имеющегося в собственности объекта и поручительство собственников бизнеса;
    • Кредит «Бизнес-Авто» - кредит предоставляется на цели приобретения транспортных средств сроком до 5 лет в размере не более 80% стоимости приобретаемого транспортного средства + стоимость страховки под залог приобретаемого имущества и поручительство собственников бизнеса;
    • Кредит «ГАЗ» - кредит предоставляется на приобретение новой техники марки «ГАЗ» для бизнеса на выгодных условиях у официальных дилеров сроком до 5 лет в размере не более 80% стоимости приобретаемого транспортного средства + стоимость страховки под залог приобретаемого имущества и поручительство собственников бизнеса.

    Стоит отметить, общее количество представителей малого бизнеса обслуживающихся в Дальневосточном банке на сегодня превышает 45 тысяч. В количественном отношении это более 90% корпоративных клиентов банка. С начала 2011 года этой категории заемщиков предоставлено около 3000 кредитов на сумму более 10 млрд. рублей. Приведенный пример построения продуктовой линейки банка для МСП основан на детальном анализе отраслевых тенденций в экономике, выделении приоритетных для банка отраслей и разработке продуктов, позволяющих: во-первых, проводить отсечение нецелевых клиентов с высоким уровнем риска и, во-вторых, предлагать клиентам наиболее адаптированные к их потребностям продукты (условия кредитования), снижающие риски банка. Такой подход обеспечивает контроль уровня кредитных рисков на этапе разработки продуктов, который заключается в детальном анализе рисковых параметров продукта, установлении пороговых значений показателей, ограничении максимальной суммы кредита. По мере накопления статистических данных стандартизация кредитных продуктов позволит банку оценивать риски не по каждому проекту индивидуально, а по группе кредитов с однородными признаками. Профили кредитных продуктов, их состав со временем будут меняться в зависимости от ситуации на рынке и стратегических приоритетов каждого банка. Тем не менее в банке всегда должны быть определены и зафиксированы, как минимум, стандартные параметры продуктовой линейки для МСП как рыночного сегмента в целом. Как показал проведенный анализ, большинство банков еще только приближается к систематизации и стандартизации кредитных продуктов для МСБ.

    Библиографический список

    1. Тихомирова Е.В. Кредитование малого и среднего бизнеса –

    перспективное направление кредитной политики банков/ Е.В. Тихомирова//

    Деньги и кредит. - 2010. - № 1. - С. 46-53.

    URL: http://www.nisse.ru/work/projects/monitorings/icb/?sid=

    3. Казаков М. Проблемы и перспективы развития кредитования малого среднего бизнеса. URL: http://lf.rbc.ru/recommendation/business/2007/11/08/32537.shtml.

    4. Сбербанк России-«www.sberbank.ru»

    Введение ……………………………………………………………………………..3

    1. Кредитование малого бизнеса: ………………………………………..………... 4

    1.1. Понятие кредитования малого бизнеса…………………………………….. ...4

    1.2. Условия кредитования малого бизнеса……………………………………......6

    1.3. Кредитование малого бизнеса в России ………………………………….. ...16

    2. Анализ кредитования малого бизнеса………………………………………….21

    2.1. Анализ рисков кредитования малого бизнеса……………………………….22

    2.2. Проблемы кредитования малого бизнеса…………………………………….25

    3. Перспективы, тенденции развития кредитования малого бизнеса в России...30

    Заключение………………………………………………………………………….33

    Список использованной литературы……………………………………………...35

    Введение

    В работе дается характеристика сущности кредитования малого бизнеса в России, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы – кредитование малого бизнеса в России, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

    Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

    Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

    Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

    Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

    В связи с этим можно выделить круг задач, необходимых для раскрытия данной темы.

    1. Сущность, виды, условия и правовой аспект кредитования малого бизнеса в России;

    2. Анализ кредитования малого бизнеса, его специфика, проблемы и пути их решения на сегодняшний день;

    3. Перспективы и тенденции развития кредитования малого бизнеса в России на современном этапе.

    1. Кредитование малого бизнеса: сущность, виды, принципы, правовой аспект

    1.1. Понятие кредитования малого бизнеса

    Кредитование малого бизнеса – это услуга для предприятий, индивидуальных предпринимателей, представителей малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в сфере производства, торговли или предоставления услуг. Данная услуга предоставляется кредиторами, как правило, банками и банковскими структурами.

    Кредит для бизнеса предоставляется на самые различные цели: открытие или развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, диверсификация производства, для приобретения оборудования, покупки автотранспорта, движимого или недвижимого имущества и т.д. Обычно предприниматели получают кредит под обороты, залог коммерческого имущества или под залог имущества третьих лиц. Также банки предлагают воспользоваться поручительством других более крупных компаний или различных фондов содействия кредитования бизнеса. Иногда возможны варианты и беззалогового кредитования, но все эти варианты очень индивидуальны и зависят от многих факторов: суммы кредита для бизнеса, кредитной истории заемщика и т.д. Все-таки приоритетным видом залогового обеспечения пока остается недвижимость в виду ее высокой ликвидности.

    Кредитование малого бизнеса наиболее приоритетное направление деятельности банков. Так или иначе, суммы кредитов, взятые для малого бизнеса, на порядок выше остальных целевых кредитов, будь то кредит на авто или ипотечное кредитование. Именно поэтому банки предъявляют к своим клиентам жесткие требования: наличие динамично развивающегося бизнеса и собственного капитала. Еще одной особенностью кредитования малого бизнеса является более сложная процедура получения кредита для бизнеса , поскольку банки всегда стремятся минимизировать свои риски при работе с предприятиями. Банки запрашивают объемные пакеты документов, перечень которых может быть индивидуальный у каждого банка. Но, как правило, в него входят: анкета-заявление на предоставление кредита для бизнеса, предоставление финансовой и налоговой отчетности, списки дебиторов и кредиторов, копии договоров с покупателями и подрядчиками и т.д.

    Кредитование малого бизнеса представляет для государства значительный интерес, поскольку развитый малый бизнес является обязательным условием развития реального сектора экономики. Малый бизнес выполняет ряд социально-экономических задач: обеспечение занятости население, развитие конкуренции, увеличения налоговых поступлений в госбюджет и т.д. Таким образом, государство обязано принимать всевозможные меры, чтобы кредитование малого бизнеса стало доступным широкому кругу предпринимателей. Надо все-таки отметить, что государственный банк «Сбербанк» является одним из самых крупнейших игроков на рынке кредитования малого бизнеса, темпы роста ссудной задолженности которого постоянно увеличиваются. В остальных видах кредитования«Сбербанк» также занимает одно из ведущих мест.

    Наличие развитого сектора малого бизнеса является обязательным условием успешного функционирования национальной экономики. В экономически развитых странах малые предприятия выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких, как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание социальной стабильности и др. Так, в государствах - членах Евросоюза в секторе малого бизнеса работает порядка 60 - 70% населения, а в ряде стран этот показатель доходит до 80% (Ирландия, Греция). Национальные власти высокоразвитых стран придают огромное значение малым предприятиям, так как их владельцы составляют основу среднего класса общества, который служит гарантом стабильного развития государства.

    Именно с преимущественного развития малого и среднего бизнеса осуществлялся экономический рывок в некогда отсталых странах (Испании, Португалии, Греции, Южной Кореи, Тайване). Сегодня во многом за счет небольших предприятий обеспечивается ускоренное развитие экономики Китая. Расчеты показывают, что в этих странах наблюдалась прямая зависимость между динамикой экономического роста и числом малых предприятии, а доля последних в производстве ВВП составляла от 40 до 70%. И лишь на более поздних стадиях подъема крупные предприятия начинали играть значимую роль в экономическом развитии, принимая эстафету у малого и среднего бизнеса.

    Малый бизнес выполняет важную функцию и в формировании инновационной экономики, инвестируя средства в становление новых направлений науки и техники. Венчурная специализация характерна для значительной части малых предприятий (около 20%) в экономически развитых странах мира. Многие высокотехнологичные концерны мирового масштаба начинали свое существование в виде небольших венчурных фирм. По имеющимся оценкам, в России только 4 - 5% малых предприятий занимаются инновационной деятельностью.

    В настоящее время перед Российской Федерацией остро стоит задача диверсификации национальной экономики с акцентом на развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей. Нынешняя сырьевая ориентация страны приводит к сильной зависимости отечественного хозяйства от мировой конъюнктуры цен, не позволяя тем самым рассчитывать на планомерный рост в будущем. Создание развитого сектора малого бизнеса приведет к увеличению числа наукоемких предприятии, укрепит инновационный вектор развития российской экономики, будет способствовать структурной перестройке народного хозяйства.

    Сегодня достаточно широко распространено мнение о неразвитости малого бизнеса в России по сравнению со странами Евросоюза. Однако подобные оценки не совсем корректны с точки зрения методики анализа и расчетов. Согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса (предпринимательства) относятся малые предприятия в форме юридических лиц, частные предприниматели и фермерские хозяйства. При этом эксперты в своих расчетах, как правило, оперируют лишь малыми предприятиями в форме юридических лиц, сильно занижая тем самым значения показателей развития малого бизнеса. По результатам исследования, выполненного в рамках европейской программы TASIS в 2003 г., уровень развития МБ в России уступает среднеевропейскому, однако разрыв этот не столь велик (табл. 1).

    Таблица 1

    Сравнительная характеристика уровня развития

    малого бизнеса в России и странах Евросоюза

    Показатель

    Евросоюз

    Россия

    Доля малых предприятий в общей численности
    предприятий, %

    99,9

    не менее 90

    Доля в общей занятости, %

    67

    не менее 45

    Доля рынка в общей сумме продаж, %

    58

    не менее 40

    Количество малых предприятий на
    1000 жителей

    50

    не менее 40

    Налоговый вклад в консолидированный
    бюджет, %

    60

    15

    Вклад в ВВП, %

    65

    20

    Очевидно, что при использовании одинаковых методик выделения малых и средних предприятий уровень развития МБ в России вполне сопоставим со средними значениями по странам Евросоюза. Низкий налоговый вклад МБ в консолидированный бюджет России и ВВП во многом объясняется не низкой степенью его развития, а функционированием значительной части малых предприятий в сфере теневой экономики. Около 60% предпринимателей регулярно занижают размеры прибыли и масштабы торгово-производственной деятельности, что приводит к значительному сокращению налогооблагаемой базы малого бизнеса. По приблизительным оценкам, теневой оборот МБ в России составляет от 30 до 50 млрд. долл. США.

    Малый и средний бизнес в современных условиях является одним из самых выгодных целевых сегментов для российских банков. Причин этого повышенного интереса несколько :

    • - более низкий уровень конкуренции в данном секторе по сравнению с обслуживанием крупного бизнеса;
    • - более «рыночный» характер взаимоотношений с клиентом, меньший риск использования «административного ресурса» при разрешении споров;
    • - отсутствие рынка «покупателя», соответственно возможность получения более высоких процентов и комиссий (при повышенном риске, разумеется);
    • - наличие как государственных, так и международных (ЕБРР, Международная финансовая корпорация) программ рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу - возможность для банков привлекать относительно дешевые финансовые ресурсы;
    • - возможность реализации массовых банковских продуктов, что снижает издержки и ведет к повышению эффективности банковского бизнеса.

    Но потенциально высокие доходы связаны и с высокими реальными рисками. Безусловно, кредитование малого и среднего бизнеса является значительно более рискованным по сравнению с крупным бизнесом. И причины не только в несравнимой финансовой мощи предприятий этих секторов. Многие риски связаны со спецификой деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в России.

    Один из наиболее очевидных рисков связан с отсутствием прозрачности (недостоверностью) финансовой отчетности, использованием схем налоговой оптимизации и т. д., иными словами, невозможностью оценить истинное финансовое положения предприятия по официальной отчетности, при этом стандартные методики кредитного анализа, применяемые для оценки потенциальных заемщиков, либо не работают, либо дают искаженную картину.

    Причина данного положения - в стремлении предприятий избежать налогообложения. Уход от налогообложения или серьезное снижение налогового бремени с 90-х годов рассматривается как конкурентное преимущество, поэтому использование «специальной бухгалтерии» и «налогосберегающих технологий» остается широко распространенным явлением в среде малого и среднего бизнеса. Конечно, масштабы уклонения и степень агрессивности в оптимизации налогообложения в настоящее время гораздо ниже по сравнению с 90-ми годами. Причем значительную роль сыграла востребованность кредитов и распространение банковского кредитования.

    Каковы же наиболее часто встречающиеся проблемы с финансовой отчетностью небольших российских предприятий :

    • - ничтожная величина собственного капитала предприятия;
    • - непрозрачная структура собственности компании;
    • - наличие фиктивного заемного капитала либо задолженности, не отраженной в балансе;
    • - сокрытие «убытков» в активе баланса или отсутствие отражения в балансе реальных активов;
    • - фиктивные расходы предприятия, призванные сократить налогооблагаемую базу;
    • - наличие «забалансовых» обязательств предприятия, не отраженных в отчетности;
    • - отсутствие стандартных форм отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках и т. д.) в случае использования упрощенной системы налогообложения (УСН).

    Потребности развития российской экономики обуславливают необходимость анализа роли и места малого и среднего бизнеса в системе финансовых отношений и поиска путей дальнейшего их роста. В настоящее время малые и средние предприятия играют в народном хозяйстве России существенно менее важную роль, чем в экономиках развитых стран. Можно утверждать, что на современном этапе уровень развития малого и среднего бизнеса в нашей стране не соответствует потребностям экономики страны и не отражает его потенциал в формировании ВВП. Во всех развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-80% ВВП, а в РФ всего лишь порядка 10-20% .

    Основным фактором реализации экономического потенциала малых и средних предприятий является стабильная возможность получения кредитов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Важнейшая роль банков в развитии малого бизнеса объясняется сложностью для малых и средних предприятий получить финансовые средства из других источников.

    На современном этапе в России насчитывается более 5 миллионов малых и средних предприятий, основная масса которых функционирует в таких отраслях как оптовая и розничная торговля, сфера услуг, строительство, обрабатывающее производство. По данным Росстата на долю сельского хозяйства приходится более 26% средних и более 3% малых предприятий. Среди данных предприятий кредитами банков пользуются менее 10% предпринимателей (таблица 1.3.1), реальные же потребности малого и среднего бизнеса удовлетворяются только на 15-20% .

    Таблица 1.1 - Источники финансирования развития малых и средних предприятий в РФ в процентах к опрошенным по состоянию на 2013 год

    Это говорит о том, что данный сегмент имеет огромный запас роста, и объемы кредитования малого и среднего бизнеса будут расти.

    Рост рынка кредитования МСБ является прямым следствием общей стабилизации ситуации в экономике, увеличения спроса на кредиты, а также повышения доступа представителей МСБ к заемным средствам.

    Вместе с тем, рост рынка кредитования МСБ происходит на фоне ухудшающегося качества портфеля кредитов малым и средним предприятиям. В течение последних лет доля просроченной задолженности в портфеле МСБ устойчиво возрастала, достигнув уровня в 9%. Подобный уровень остается существенно выше показателей корпоративного сегмента (5,3%).

    Подавляющий объем кредитов предоставлен на срок до 1 года. С учетом овердрафтов на короткие кредиты пришлось 62% общего объема кредитования. Доля кредитов свыше трех лет составила 15%.

    Несмотря на положительную динамику объемов кредитования МСБ в последние годы и заметное оживление в данном сегменте, неразрешенными остаются многие проблемы взаимодействия банков с субъектами МСБ.

    В настоящее время наиболее остро стоят такие проблемы как отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов, непрозрачность малого бизнеса, отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса, а так же высокие риски невозврата кредитов и как следствие - высокая стоимость кредитов. Ужесточившиеся условия получения кредитов привели в настоящее время к тому, что рынок кредитования МСБ столкнулся с проблемой снижения количества МСП, желающих взять кредит. Данные проблемы характерны как для России в целом, так и для регионов, в частности для Республики Татарстан.

    Таким образом, сотрудничество (кредитование) малого и среднего бизнеса (МСБ), несмотря на риски, является перспективным направлением в банковской деятельности.

    Для успешной реализации программ кредитования МСБ необходимо использовать возможность формирования портфеля однородных ссуд для исключения необходимости мониторинга финансового положения каждого отдельного заемщика. Для принятия решения о выдаче или отказе в предоставлении кредита не следует основываться на анализе форм официальной финансовой отчетности. Необходимо использовать нестандартные методики, базирующиеся на контролируемых банком показателях.

    При сотрудничестве с МСБ необходимо учитывать риск изъятия собственности у текущих владельцев, которые должны быть известны банку. Для уменьшения данного риска следует с осторожностью кредитовать чрезвычайно успешные предприятия, а также предприятия в регионах, где наблюдается практика рейдерства. Договорная база должна затруднять рейдерам возможность оспаривать договоры банка с предыдущими владельцами бизнеса.

    Залог при существующей российской практике слабо защищает интересы кредитора. Однако постепенно ситуация меняется к лучшему. Банку следует активнее использовать в договорах залога формулировки обязательств и процедуры контроля за залогом, нарушение которых с большой вероятностью влекло бы уголовное преследование недобросовестных залогодателей.

    В качестве дополнительного обеспечения по кредитам МСБ российские банки требуют поручительств со стороны владельцев бизнеса и/или руководителей предприятий. Это достаточно действенная мера, так как в случае обращения взыскания на поручительство физическое лицо становится недобросовестным должником, которому может быть запрещен выезд за рубеж. Это очень серьезное ограничение в правах для представителей российского среднего класса. Однако для «материального наполнения» поручительства банк должен располагать списком активов, на которые можно было бы обратить взыскание в случае исков к поручителям.

    Согласно оценкам компетентных специалистов, кредитование малого бизнеса станет самым быстрорастущим сегментом предоставляемых банками услуг, поскольку уже сейчас этот рынок характеризуется высокой степенью конкуренции .

    Перспективность сегмента малого бизнеса заключается и в получении большого количества новых клиентов, отмечают специалисты. Малый бизнес занимает переходное положение между розничным и корпоративным бизнесом. Поэтому, с одной стороны, малым предприятиям можно продавать весь набор розничных услуг, которые банки предлагают населению, а с другой стороны - весь комплекс услуг, в котором испытывает потребность любое предприятие.

    Также ожидается появление новых финансовых инструментов для малого и среднего бизнеса. Кредитование малого и среднего бизнеса имеет все шансы стать следующим хитом банковских продаж после потребительского кредитования и ипотеки, резюмируют специалисты. Среди «новинок» продуктового ряда хотелось бы отметить специальные кредиты для микрофинансовых организаций. На сегодняшний день на рынке работают различные потребительские кооперативы, фонды и другие компании, которые занимаются микрокредитованием, - средний размер кредита, как правило, не превышает $1 тыс. И здесь весьма перспективной оказывается совместная работа с такими организациями, когда банк их кредитует. Ведь для банков давать кредит в 10-20 тысяч рублей, анализируя бизнес и проводя все необходимые банковские процедуры, - нерентабельно. Именно поэтому банку интересно финансирование таких микрофинансовых организаций на базе анализа качества их кредитного портфеля. Банк выдает им кредиты по $100-200 тыс., а они в свою очередь превращают эти деньги в кредиты, условно говоря, по 30 тыс. руб.

    Кроме того, постепенно кредиты на развитие малого и среднего бизнеса будут дешеветь. Например, за последние десять лет среднегодовая кредитная ставка снизилась с 26-28 до 14-16%.

    Конкуренция в этом сегменте рынка будет увеличиваться, банки будут наращивать технологии. Будут уменьшаться и сроки рассмотрения заявок на кредиты малому и среднему бизнесу. Если сегодня для принятия решения о выдаче кредита минимально требуется в среднем 3.3 дня, максимально - 11.6 дня, то в 2004 году эти показатели были равны соответственно 5.8 и 38 дням. Есть еще одна тенденция - ставки в различных регионах страны постепенно выравниваются.

    Перспективы развития программ кредитования малого и среднего бизнеса весьма широкие и привлекательные, прежде всего из-за числа потенциальных клиентов, которое на сегодняшний день оценивается в 1 млн предприятий.



    Полезные инструменты