Объединение юридических лиц ассоциация. Объединения юридических лиц (союзы и ассоциации). Основания для отказа в гос. регистрации

В процессе деятельности юридических лиц у них может возникнуть необходимость объединить свои усилия для решения тех или иных задач. Коммерческим организациям важно скоординировать свою предпринимательскую деятельность, например наладить непрерывный производственный цикл, организовать и оптимизировать сбыт продукции. Некоммерческим организациям объединение может быть необходимо для более эффективного решения своих уставных задач, реализации совместных программ. В таких случаях юридические лица могут образовывать объединения, также являющиеся юридическими лицами и называемые союзами или ассоциациями (п. 1 ст. 121 ГК, п. 1 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

Союзы (ассоциации) являются некоммерческими организациями. ГК предусматривает, что они могут быть образованы коммерческими либо некоммерческими организациями. Члены союза (ассоциации) не утрачивают своей самостоятельности и не лишаются статуса юридического лица. Цели создания союзов (ассоциаций) коммерческих организаций не предполагают предпринимательской деятельности. Ее могут вести лишь члены объединения юридических лиц; само же объединение координирует их деятельность, представляет и защищает общие интересы, способствует достижению общих целей.

Если коммерческие организации - участники союза (ассоциации) возлагают ведение предпринимательской деятельности на само объединение, оно должно быть преобразовано в хозяйственное товарищество или общество либо оно может создать хозяйственное общество для ведения такой деятельности и участвовать в нем. Объединение некоммерческих организаций обладает ограниченным правом осуществления предпринимательской деятельности постольку, поскольку это служит достижению его уставных целей. Прибыль, полученная от такой деятельности, не может быть распределена между участниками союза (ассоциации).

Имущество, переданное учредителями союзу или ассоциации (например, в виде вступительных, членских взносов, пожертвований), принадлежит такому объединению на праве собственности и используется в соответствии с его уставными целями. При ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками объединения, а направляется на цели, соответствующие целям объединения. Вопрос о порядке распределения такого имущества должен быть разрешен в учредительных документах объединения.



Член союза (ассоциации) вправе безвозмездно пользоваться его услугами (например, получать юридическую помощь). Он имеет право выхода из объединения по окончании финансового года и при этом несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения пропорционально своему вкладу в течение 2 последующих лет.

Законом установлено правило, позволяющее поддерживать "личный" характер отношений между участниками союза (ассоциации) и применять "избирательный" подход к приему новых лиц: новый субъект может стать членом объединения лишь с согласия его участников. Причем учредительные документы объединения могут предусматривать в качестве условия вступления возложение на нового участника субсидиарной ответственности по долгам объединения, возникшим до его приема.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Сами же члены союза (ассоциации) несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Размер и порядок возложения этой ответственности должны быть предусмотрены учредительными документами объединения.

Видом объединения юридических лиц является торгово-промышленная палата (ТПП), представляющая собой добровольное объединение коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, основанное на членстве. Торгово-промышленные палаты создаются с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, в том числе с зарубежными партнерами, а также представления и защиты их интересов (ст. 3 Закона о ТПП). Особым субъектом является Торгово-промышленная палата РФ, членами которой, помимо российских предприятий и предпринимателей, а также их объединений, являются иные палаты, созданные в соответствии с Законом о ТПП.

Наряду с союзами (ассоциациями) - юридическими лицами, коммерческие и некоммерческие организации могут создавать объединения, не имеющие статуса юридического лица. Примером такого объединения является финансово-промышленная группа, которой признается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы. Целями такого объединения являются технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах" *(99)).

Субъектный состав финансово-промышленной группы обусловлен целями ее создания. В нее могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). При этом среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, учреждают центральную компанию, которая является юридическим лицом в форме хозяйственного общества или союза (ассоциации). В случае, если финансово-промышленная компания создается как основное и дочерние общества, центральная компания является основным обществом по отношению к участникам группы. Участники несут солидарную ответственность по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы *(100).

Совокупность юридических лиц приобретает статус финансово-промышленной группы с момента ее государственной регистрации, осуществляемой в порядке, утвержденном Правительством РФ *(101).

Союзы и ассоциации - это объединения коммерческих организаций, создаваемые ими по договору в формах ассоциаций и союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их имущественных интересов.

Наряду с "учреждениями" (а также "предприятиями") указанные ассоциации и союзы являются обобщающими категориями, которые хотя и имеют некоммерческий характер, но создаются и функционируют в сфере коммерческих отношений, находятся на грани с ними (тем более, что "координация" коммерческой деятельности может приносить прибыль).

Вместе с тем, как это определено в ст. 121 ГК РФ, если ассоциация или союз непосредственно осуществляют предпринимательскую деятельность, они преобразуются в хозяйственные общества или товарищества.

В настоящее время все более широкое распространение получают такие объединения, как холдинги (холдинговые компании), которые, не являясь по ГК РФ юридическим лицом, имеют в немалой мере коммерческий характер и находят правовое обоснование через определение основного и дочерних хозяйственных обществ.

Ассоциация или союз может иметь свое имущество, создаваемое из взносов образовавших объединение коммерческих организаций. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, но последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации - учредительным договором. В ст. 122 и 123 ГК РФ характеризуются учредительные документы (договор) ассоциаций и союзов, а также права и обязанности их членов. В том числе предусматривается, что члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

Автоно́мная некомме́рческая организа́ция - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденнаягражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставленияуслуг в области образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры испорта и иных услуг.

Особенности функционирования:

1. Имущество, переданное во владение автономной некоммерческой организации её учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

2. Учредители автономной некоммерческой организации не отвечают по обязательствам учрежденной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам её учредителей.

3. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, соответствующую тем целям, для достижения которых была создана данная автономная некоммерческая организация.

4. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют её учредители в порядке, предусмотренном её учредительными документами.

5. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться её услугами только на равных условиях с другими лицами.

39.Понятие и виды учреждений.

Учреждение - это организация, созданная собственником (органом, выполняющим властные полномочия) для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Наряду с тем, что учреждение можно рассматривать в качестве одной из разновидностей некоммерческих организаций, есть достаточные основания видеть в них обобщающую категорию, которая находится в паре с другой однопорядковой обобщающей категорией - "предприятием".

Имущественной основой учреждения является вещное право в форме оперативного управления закрепленного за ним имущества- форме аналогичной (но не тождественной) имущественной основе казенных предприятий. Можно предположить, что категория "учреждение" может получить в последующем и более широкое распространение, например, при организации экономической жизни в области естественных монополий.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества в субсидиарном порядке.

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Если в отношении бюджетного учреждения распространяются общие правила субсидиарной ответственности собственника имущества, то в отношении автономных учреждений по обязательствам последнего ответственность собственника не предусмотрена (ст. 120 ГК РФ).

40.Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права: правоспособность, формы и порядок участия в гражданском обороте, гражданско-правовая ответственность.

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное Собрание, Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство государственного имущества. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.

Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях.

1) отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;

3) в отношениях подряда для государственных нужд;

4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерации и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

Муниципальными образованиями являются городские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

Учреждения

Фонды

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объ­единениями)признаются добровольные объединения граж­дан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения ду­ховных или иных нематериальных потребностей. Они впра­ве осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соот­ветствующую этим целям.

Участники (члены) общественных и религиозных орга­низаций не сохраняют прав на переданное ими этим орга­низациям в собственность имущество, в том числе на член­ские взносы.

Предметом регулирования ст. 117 ГК РФ являются только объединения, созданные в форме общественной орга­низации, общественного движения и органа общественной самодеятельности.

Общественные и религиозные организации вправе осу­ществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними. Перечень возможных форм этой деятельности содержится в Законе о некоммерческих организациях. На предприни­мательскую деятельность организаций отдельных видов установлены ограничения.

Фонд - не имеющая членства некоммерческая органи­зация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культур­ные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд является собственником имущества, передан­ного ему его учредителями (учредителем), в том числе взно­сов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют (п. 3 ст. 48, пп. 3, 4 ст. 213 ГК РФ).

В зависимости от целей деятельности возможно созда­ние фондов различных видов, имеющих особенности в пра­вовом статусе. В частности, фонд может рассматриваться как одна из организационно-правовых форм обществен­ных объединений и действовать в соответствии с Феде­ральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об обществен­ных объединениях». Допускается учреждение фондов в качестве благотворительных организаций (ст. 117 ГК РФ). Кроме того, правовой статус отдельных фондов может оп­ределяться и подзаконными актами.

В Российской Федерации действует значительное ко­личество организаций, именуемых фондами. Однако по своей правовой природе большинство из них фондами не являются, ибо созданы в иных формах, как правило, уч­реждений.

Фонд обладает специальной правоспособностью и осу­ществляет деятельность в соответствии с целями созда­ния, закрепленными в уставе. Возможные формы пред­принимательской деятельности фонда ограничены.



Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответ­ствующей этим целям. Для осуществления предпринима­тельской деятельности фонды вправе создавать хозяйствен­ные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об исполь­зовании своего имущества. Учредители не отвечают по обя­зательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Порядок формирования органов фонда и их компетен­ция определяются уставом. При этом соответствующие разделы устава должны отвечать требованиям ст. 28-30 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а если фонд благотворительный - также требованиям ст. 10 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности».

Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является попечительский совет, который осуще­ствляет надзор за деятельностью фонда, принятием други­ми органами фонда решений и обеспечением их исполне­ния, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществ­ляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительско­го совета фонда определяется уставом фонда, утвержден­ным его учредителями.

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым уч­редителями.

При ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, определяемые уставом фонда. Имущество может пе­редаваться лицам, осуществляющим деятельность в ана­логичной сфере, благотворительным организациям и др. В случае, если использование имущества в соответствии с уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

Учреждение- некоммерческая организация, создан­ная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерче­ского характера и финансируемая им полностью или час­тично.

Учреждения создаются для определенной деятельности некоммерческого характера собственником имущества, в том числе государством, муниципальными образования­ми, юридическими и физическими лицами. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственника­ми. Гражданский кодекс выделяет два видаучреждений:

1) частное;

2) государственное или муниципальное.

Частное учреждение создается гражданином или юри­дическим лицом, государственное или муниципальное - Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием. В свою очередь, государственное или муни­ципальное учреждение может быть бюджетным или авто­номным. Всё вышесказанное можно представить в виде схемы:

Учредительным документом учреждения, как правило, является устав, утверждаемый собственником (при совме­стном учредительстве - всеми собственниками). В случа­ях, когда планируется создание нескольких учреждений, выполняющих однородные функции, возможно утвержде­ние примерного устава. Учреждение также может действо­вать на основании положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Особенности правового положения отдельных видов го­сударственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Собственник может наделить учреждение правом зани­маться деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев это в уставе (положении). Такие доходы и приобретенное за счет них имущество учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.


Таблица 4 Характеристика разновидностей учреждений

Наименование Нормативное регулирование Определение Особенности ответственности
Частное учреждение ГК РФ, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «0 неком­мерческих организациях» (ред. от 24.07.2008) Некоммерческая организация, созданная собственником (граж­данином или юридическим ли­цом) для осуществления управ­ленческих, социально-культурных или иных функций некоммерче­ского характера (ст. 9 ФЗ № 7-ФЗ) При недостаточности у ликвиди­руемого частного учреждения денежных средств для удовлет­ворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреж­дения (ст.19 ФЗ № 7-ФЗ)
Бюджетное учреж­дение ГК РФ, «Бюджетный кодекс РФ» от 01.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 24.11.2008) Государственное (муниципаль­ное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функ­ций которого, в т.ч. по оказанию государственных (муниципаль­ных) услуг физическим и юриди­ческим лицам в соответствии с государственным (муниципаль­ным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующе­го бюджета на основе бюджет­ной сметы (ст. 6 БК РФ) Бюджетное учреждение самосто­ятельно выступает в суде в ка­честве ответчика по своим де­нежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспе­чивает исполнение своих денеж­ных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пре­делах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ст. 161 БКРФ)
Автономное учреждение ГК РФ, ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 18.10.2007) Некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления пре-дусмотренных законодатель­ством РФ полномочий органов госвласти, полномочий органов местного самоуправления в сфе­рах науки, образования, здраво­охранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах Автономное учреждение отвеча­ет по своим обязательствам зак­репленным за ним имуществом, за исключением недвижимого иму­щества и особо ценного движи­мого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретен­ных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества авто­номного учреждения не несет от­ветственность по обязатель­ствам автономного учреждения (ст. 2 № 174-ФЗ)

Коммерческие организации в целях координации их пред­принимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по догово­ру между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями (ст. 11 Закона «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческие организации также могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих орга­низаций, которые являются некоммерческими организа­циями.

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слов «ассоциация» или «союз».

При принятии участниками решения на ведение ассо­циацией (союзом) предпринимательской деятельности, та­кая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное об­щество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо мо­жет создать для осуществления предпринимательской де­ятельности хозяйственное общество или участвовать в та­ком обществе.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» устанавливает права и обязанности членов ассоциаций, они:

■ сохраняют свою самостоятельность и права юридиче­ского лица;

■ вправе безвозмездно пользоваться ее услугами;

■ вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (со­юза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответствен­ность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

АвтономнойНКО признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных иму­щественных взносов в целях предоставления услуг в обла­сти образования, здравоохранения, культуры, науки, пра­ва, физической культуры и спорта и иных услуг.

Если по решению участников на ассоциацию (союз)возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпри­нимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может вой­ти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответ­ственностью по обязательствам ассоциации (союза), воз­никшим до его вступления.

НКО ведет бухгалтерский учет и формирует отчетность в порядке, установленном законодательством, предостав­ляет информацию о деятельности органам статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соот­ветствии с законодательством РФ и учредительными доку­ментами НКО.

В случае, если НКО нарушила нормы Закона «О неком­мерческих организациях», она несет ответственность в со­ответствии с законодательством Российской Федерации. НКО может быть ликвидирована по решению учредителей или по решению суда.

Ассоциации и союзы являются формами объединения юридических лиц . Гражданский кодекс РФ различает союзы и ассоциации коммерческих и соответственно некоммерческих юридических лиц, а также ассоциации, состоящие из коммерческих и некоммерческих юридических лиц. Вне зависимости от этого и первые, и вторые, и третьи являются некоммерческими юридическими лицами. Поэтому, если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе (п. 1 ст. 121 ГК).

Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими в целях координации деятельности, а также представления и защиты их интересов.

В форме ассоциаций создаются кооперативные организации так называемого второго уровня (союзы потребительских обществ), объединения профсоюзов , ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации (ФЗ об ассоциациях экономического взаимодействия), общероссийское профессиональное объединение страховщиков (ФЗ об ОСАГО), торгово-промышленная палата (Закон о торгово-промышленных палатах). В качестве особой разновидности ассоциаций также могут рассматриваться саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг , создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг (а ими могут быть только юридические лица) и осуществляющие свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации (ст. 48-50 Федерального закона от 20 марта 1996 г. «О рынке ценных бумаг»). Ассоциации и союзы могут создаваться биржами (ст. 4 Закона о товарных биржах)

Учредителями ассоциации могут быть только юридические лица, число которых не нормируется. Однако новый участник может войти в ассоциацию только с согласия членов ассоциации. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами . Член ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза), в частности за неуплату членских и иных взносов. В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Ассоциации и союзы создаются для координации деятельности своих членов. Организационное единство. Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор , подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Помимо сведений, обязательных для всех организаций, учредительные документы ассоциаций должны содержать условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества , остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Высшим (волеобразующим) органом ассоциации является общее собрание участников (их представителей), компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять устав объединения (п. 1-3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются высшим органом объединения из числа физических лиц - органов (должностных лиц) или представителей участников.

Имущественная обособленность . Имущество ассоциации или союза первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и является объектом права собственности самого объединения. Оно предназначено исключительно для достижения целей, определенных его учредительными документами. Объединение не вправе распределять между участниками доходы от своей деятельности, а должно использовать их только на нужды объединения.

Самостоятельная имущественная ответственность является относительной. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (п. 4 ст. 121 ГК).

Тем не менее в одних ассоциациях (торгово-промышленные палаты - ст. 1 Закона о торгово-промышленных палатах) члены ни при каких условиях не несут ответственности по обязательствам ассоциации, в других несут дополнительную ответственность (общероссийское профессиональное объединение страховщиков - ст. 27 ФЗ об ОСАГО). Кроме того, в случае выхода из ассоциации член ассоциации несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода (п. 2 ст. 123 ГК). И наконец, вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления (п. 3 ст. 123 ГК).

Собственное имя . Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слов «ассоциация» или «союз».

Особенности реорганизации и ликвидации. На основании единогласного решения всех участников объединение может быть преобразовано в фонд или в автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями обязанности по осуществлению предпринимательской деятельности оно подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество.

Остаток имущества, образовавшийся после завершения ликвидации объединения, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом (п. 1 ст. 20 ФЗ о некоммерческих организациях), и не может распределяться между его учредителями (членами).

ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ассоциации и союзы) - некоммерческие организации, созданные юридическими лицами на добровольных (договорных) началах и на основе членства (в форме ассоциаций и союзов) в целях координации их деятельности, представления и защиты их общих, в т.ч. имущественных, интересов (п. 1 и 2 ст. 121 ГК РФ). О.ю.л. не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников, которые полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК РФ). В качестве учредителей О.ю.л. могут выступать и коммерческие, и некоммерческие организации, причем как порознь, так и совместно (п. 4 ст. 50 ГК РФ).

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" в других словарях:

    Объединения юридических лиц - (англ. unions of juridical persons) в РФ некоммерческие организации, создаваемые юридическими лицами на договорной основе в целях координации их деятельности, представительства и защиты общих имущественных интересов … Энциклопедия права

    Некоммерческие организации, созданные юридическими лицами на добровольных (договорных) началах и на основе их членства в форме ассоциаций и союзов в целях координации их деятельности и представления и защиты их общих, в том числе имущественных… … Энциклопедия юриста

    объединения юридических лиц Большой юридический словарь

    ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - см. Ассоциации и союзы юридических лиц … Юридический словарь современного гражданского права

    Объединения юридических лиц - (ассоциации и союзы) Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    - (АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ) в соответствии с гражданским законодательством РФ некоммерческие организации, создаваемые в форме ассоциаций или союзов коммерческими организациями по договору между собой в целях координации их предпринимательской… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования - являются некоммерческими организациями, создаются и действуют в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Федеральный закон от 22.08.96 N 125 ФЗ, ст.14 … Словарь юридических понятий

    ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ) - в соответствии с гражданским законодательством РФ некоммерческие организации, создаваемые в форме ассоциаций или союзов коммерческими организациями по договору между собой в целях координации их предпринимательской деятельности, а тж.… … Юридическая энциклопедия

    объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) - (ассоциации и союзы) некоммерческие организации, созданные юридическими лицами на добровольных (договорных) началах и на основе членства (в форме ассоциаций и союзов) в целях координации их деятельности, представления и защиты их общих, в т.ч.… … Большой юридический словарь

    Некоммерческие организации, созданные юридическими лицами на добровольных (договорных) началах и на основе членства (в форме ассоциаций и союзов) в целях координации их деятельности, представления и защиты их общих, в т. ч. имущественных,… … Юридический словарь

Книги

  • Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму , Авакьян Сурен Адибекович. Настоящее издание - коллективный монографический труд, посвященный современным ключевым конституционно-правовым проблемам гражданского общества как гарантии политического диалога и…


Полезные инструменты