О пользе чтения для детей. Круг чтения детей разного возраста. Вечный источник информации

Хочу предложить всем посетителям и читателям блога довольно злободневную тему для разговора – в чем , думаю, все же есть дети, отдающие предпочтение чтению, а не компьютерным играм.

Читают ли дети книги, не входящие в обязательную школьную программу, интересны ли им какие-либо книги, помимо комиксов, привлекает ли их классика – а ведь все перечисленное зависит от нас, родителей и от того, насколько мы ответственны по отношению к своим детям…

польза для детей в чтении книг

Конечно, в наше продвинутое время, когда в каждой семье есть телевизор, интернет, большинство детишек разных возрастов предпочитают , или компьютерные игры, а также многих привлекают гаджеты, которых множество – уж тут и впрямь, не до чтения книг, пылящихся на полках книжных. Но подумайте над таким простым, но важным вопросом – чем полезно будет все перечисленное для ребенка, во взрослой будущей его жизни. Ах, конечно – он продвинутый игрок и сможет пройти все уровни любой популярной , но это всего-навсего, кратковременное развлечение, правда иногда с нежелательными последствиями. Но в воспитании своих детей, чем эти знания будут ему полезны – ответ ясен…

Если у нынешнего отца ребенок захочет узнать о капитанах Немо, или Гранте, любой, прочитавший книги Жюля Верна, сможет рассказать много интересного своему сынишке, или дочке. Но что сможет ответить дочери, или сыну человек, даже не знающий, о чем идет речь?! Дело даже не в конкретных книгах, как многим понятно, а в уровне интеллекта, развитие которого во многом зависит – да, именно тех, что стоят на книжных полках! Многие занятые люди пользуются соответствующим гаджетом, позволяющим слушать электронные книги, но сие больше касается взрослых, а не детишек. Поэтому и хочется от души надеяться на то, что наши внуки, дети не будут равнодушны к чтению книг, хотя это зависит лишь от воспитания. Ведь в любом возрасте не поздно разбудить в ребенке желание читать книги, хотя для этого требуется время и соответствующий подход. Хочу пригласить читателей на сайт оптового склада-магазина «Умные дети», где можно купить замечательные книги для детей всех возрастов. Советую обратить внимание на книги, предложенные в магазине «умные дети» , уверена, ребенок будет рад такому подарку!

Вспомните, уважаемые читатели статьи, с каким увлечением мы читали о приключениях Тимура и его друзей, или , неуловимо для нас формировавшие наши понятия о честности и благородстве, имеющие отношение к важнейшим критериям, присущие всем порядочным людям, обучающие умению различать хорошие и плохие поступки, . Не считаете ли вы, что изречение человека из соцсети, как-то прочтенное мной, соответствует действительности – обуревает страх перед грядущим, в котором человеческому общению будут предпочтительнее новейшие технологии. Он страшится этого, по причине того, что люди станут деградировать. Кстати, у меня есть роман известного американского писателя Дина Кунца «Полночь», написанный в стиле триллера, в котором как раз идет речь о такой победе – жутко невероятно — польза для детей в чтении книг .

Конечно, каждому периоду времени свойственно диктовать свои жизненные критерии и своих героев, кто бы спорил! Но выжить, в целом человечество, может лишь вспомнив моральные и нравственные ценности недавнего прошлого, которые лучше бы и не забывать. Нашему поколению проще – мы их черпали из книг, значит должны быть примером для своих детей в смысле пристрастия к чтению хороших книг — в большинстве случаев дети берут пример со своих родителей. Вспомните, как мы, будучи учащимися писали изложения и сочинения – нам помогало чтение книг, анализ прочитанного, часто и пересказ, мы улучшали свои мыслительные способности, тем самым совершенствуя . В наше время любое сочинение можно скачать из интернета, зная лишь тему. Ну и какая польза от этого ребенку, зачем вообще нужны подобные задания?! Лишь для отметки в дневнике и школьном журнале?

что дает чтение ребенку

Давайте поразмыслим, какая польза в чтении книг для ребенка — и самое главное это способность к анализу и размышлению, обладая этими полезными качествами, школьник не станет искать подходящее сочинение в интернете, легко напишет сам. Читая книги, любой человек, в том числе и ребенок, запоминает правильное написание оборотов речи, слов, он становится более грамотным. А ведь и среди взрослого населения достаточно еще людей, пишущих с ошибками – что уж о детишках говорить! Благодаря чтению мы умеем правильно выразить свои мысли, умеем мыслить, речь у человека много читающего, более грамотная, как и письмо, даже при том, что многие правила давно забыты. Ребенок, приученный к чтению, чаще всего найдет себе занятие в чтении интересной книги, не станет бессмысленно листать страницы в интернете нанося тем самым , и психическому здоровью, или бить баклуши. К тому же, всегда найдется общая тема для общения – обсуждение интересной книги, что очень сближает — польза для детей в чтении книг .

Читающий книги ребенок, легко воспринимает любую информацию, не задавая лишних вопросов, легко проанализирует ее и сделает нужные правильные выводы. Ему будет легко в учебе – то ли в школе, то ли в ВУЗе. К тому же, чтение книг отлично , а значит и уроки таким школьником будут выполнены без труда, а главное, самостоятельно. Программа школьная весьма сложна, и в ее преодолении помогут прочитанные книги – ведь это бесценные знания для всех без исключения. Человеку с тренированной памятью легко будет даваться учеба, а после и работа, так что полученные знания, а не купленные рачительными родичами, будут более востребованы и более ценны – вскоре покупка дипломов отойдет в прошлое, уж поверьте!

Пристрастие ребенка к чтению книг, особенно произведений классиков, поможет в поисках истинных нравственных ориентиров в своей жизни. Лев Толстой поможет понять глобальность и чудовищность любой войны, и меру отношения к любой человеческой жизни и судьбы, прочитавшему роман «Война и мир» станет ясна любого человека. Благодаря произведениям Булгакова, можно научиться глубокому мышлению, а не поискам легкой истины, Федор Достоевский своими романами покажет читателю весь ужас, убожество и уродство — продолжать можно бесконечно, но думаю, и так понятно, что из любящего читать книги ребенка вырастит умный, самостоятельный, честный, трезво мыслящий человек, которым можно гордиться — польза для детей в чтении книг !

Тот, кто уделяет много времени учёбе, человек грамотный, эрудированный, интересный. Миша Удочкин, что из нашей сказки, решил на время учёбу забросить. Что из этого вышло? Сейчас мы это узнаем…

Сказка про учёбу и Мишку Удочкина
Автор сказки: Ирис Ревю

Учиться – хорошо, а вот не учиться – плохо. Это знал Мишка Удочкин, но учиться ему было всё равно неохота. Учёба – это так скучно. Задания, контрольные, диктанты… И вот однажды Мишка решил, что он — не ученик, а волшебник, который умеет творить чудеса.

— Эй, воробей, — сказал Мишка, — я волшебник. Тебе что-нибудь волшебное сделать?

— Давай, — согласился воробей. – Дай мне побольше корма.

Мишка сказал про себя какие-то загадочные слова, и надо же такому случаться, что у воробья мгновенно появился корм.

— Что это за корм, Мишка? – сказал воробей. — Воробьи головастиками не питаются. Ты что, не знаешь, что едят воробьи? У тебя по окружающему миру какая была оценка?

— Троечка с натяжкой! – честно признался Мишка.

— Что же ты за такой волшебник, который не знает даже то, что едят воробьи? Неграмотный какой-то чародей.

Но эти слова Мишка Удочкин пропустил мимо ушей.

— «Подумаешь, я могу и другие чудеса творить», — подумал Мишка.

— Эй, щенок, хочешь, я что-нибудь волшебное для тебя сделаю? – спросил Мишка.

— Хочу, — ответил щенок. – Найди мне друга.

Мишка опять пробормотал про себя какие-то загадочные слова, и около щенка появился напыщенный колючий ёж.

— Ты что, Мишка, — спросил щенок, — не знаешь, что ёж – это лесное животное. Ежи активны, в основном, ночью. Да и к тому же лес далеко, мы друг к другу не набегаемся в гости. Найди мне друга среди домашних животных.

— А я думал, что ежи везде живут, — сознался Мишка.

И тут ему впервые в голову пришла мысль о том, что волшебники тоже учатся, как и школьники.

— Видимо учиться надо везде, — подумал Мишка.

— Утром опять пойду в школу, — решил он. – А потом, когда-нибудь, может, выучусь и на настоящего волшебника. А то нелепые волшебства как-то несолидно делать!!!

Вопросы и задания к сказке

Как ты понимаешь выражение: «Учёба – главный труд школьника»?

Каким ты представляешь себе Мишку Удочкина? Нарисуй его.

Почему воробей и щенок были недовольны Мишкиными волшебными делами?

Какие пословицы подходят к сказке?
Неучёная голова – что птица без перьев.
От знаний уйдёшь – в хвосте пойдёшь.
Любое мастерство обучения требует.

Конспект библиотечного урока для 1 класса «О книге и библиотеке»

Донгузова Наиля Салиховна, педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №9 г. Уфы.
Описание: Предлагаю вашему вниманию конспект библиотечного урока для 1 класса. Это первая встреча с будущими читателями, где мы знакомимся с библиотекой, учимся любить книгу, беречь её. Конспект будет полезен школьным библиотекарям и учителям начальных классов.
Цель: введение ребёнка в мир книги и библиотеки.
Задачи:
1. познакомить с библиотекой;
2. развить интерес к книге;
3. пробудить интерес к чтению;
4. записать в библиотеку.
Ход урока

Новому читателю.
Эту короткую песню мою
Я посылаю в печать,
Тем я в подарок её отдаю,
Кто научился читать.
Новый читатель является к нам.
Это хорошая весть!
Очень приятно, что сможет он сам
Каждую строчку прочесть.
Школе спасибо! Спасибо тому,
Кто напечатал букварь.
Будто принёс он в глубокую тьму
Яркий волшебный фонарь.
(С.Я. Маршак)

Здравствуйте, мои юные друзья!
Сегодня я ожидаю чуда. Какого чуда, спросите вы, и случаются ли они на свете? Наверное, чудес не бывает, тем более сейчас, в ХХI веке. Но как иначе назвать то, что свершится сегодня в школьной библиотеке?
А сегодня будет вот что: ко мне придёте вы, первоклашки. Вы уже одолели первый в своей жизни учебник – Букварь, научились читать и писать и все, как один, хотите записаться в библиотеку.
Библиотека для вас – это нечто интересное, загадочное, таинственное, и именно мне предстоит раскрыть эту тайну. Как манят эти огромные длинные стеллажи, уставленные книгами, какими они кажутся сказочными лабиринтами, и по этим лабиринтам, мои «новорожденные» читатели, нам предстоит пройти вместе.


Чем же заинтересовать вас, мои ребятишки? Передо мной стоит нелегкая задача – научить вас любить Её Величество Книгу, беречь Её, преклоняться перед Ней. И пусть говорят, что время книги уходит в прошлое, что на смену ей пришли айфоны, смартфоны, планшеты, ничто не заменит нам минут общения с этим величайшим изобретением человечества.
Помню, когда была маленькой, я так любила эти мгновения! Представьте себе летний грозовой ливень, по крыше барабанят крупные капли дождя, по земле текут потоки воды, гремит гром, а я уютно устроилась на веранде под теплым одеялом и вместе с героями книг отправилась в невероятные приключения… До сих пор люблю читать книги под стук теплого летнего дождя по крыше.
А в зимние вечера, когда бушует вьюга, мне нравилось, прижавшись спиной к теплой печке, читать маме вслух книги о героях Великой Отечественной войны: Гуле Королевой, Зое Космодемьянской, героях-молодогвардейцах. Мы вместе с ними смеемся и плачем, любим и ненавидим, боремся с врагом и рыдаем, рыдаем, рыдаем. Уже и мамы нет в живых, а память все это сберегла, и сильны эти чувства, которые я стараюсь привить своим детям, внукам и вам, мои дорогие читатели.
Вместе с книгой нам предстоит пройти большой путь, длиною в одиннадцать лет, и за это время я научу вас не только работать с книгой, но и найти в ней близкое, родное душе. Что вы возьмете из этих уроков? Не знаю, но очень хочется верить, что это будет любовь к Родине, жизнелюбие, чувство прекрасного, сострадание, отзывчивость, доброта.
Произойдет ли сегодня чудо? Сможете ли вы, мои первоклашки, понять меня? Смогу ля я вас научить всему тому, что умею сама? Станет ли книга для вас добрым другом? Я волнуюсь, но верю, что чудо свершится - вы, так же как и я, полюбите книгу.
Что же любите читать вы? Комиксы! Говорят, что они не развивают личность. Согласны? Нет? Сегодня комиксами никого не удивишь – их много на прилавках магазинов. И каждый знает, что комикс – это просто рассказ в картинках.


Сегодня эти забавные книжки издаются миллионными тиражами во всём мире. В виде комиксов выпускаются и книжки, рассказывающие нам о приключениях давно известных «по настоящим» книгам героев.
Плохо это или хорошо? Хорошо, если ты, узнав о приключениях каких-то героев из комикса, захочешь потом прочесть саму книгу. И плохо, если этого не произойдёт.
Посмотрите, какие комиксы по мотивам русских сказок создали наши читатели. И это здорово! Вас я тоже этому научу.
Но не всегда чудо – это радость и счастье, иногда оно и огорчает. Часто слышу, что в школе библиотекарь не нужен, самое главное – это выдать учебники, а остальное можно найти в интернете.
Знаете ли вы, мои маленькие читатели, что интернет называют всемирной паутиной, которая затягивает его пользователей в свои сети. Даже существует болезнь - Интернет-зависимость, от которой сложно избавиться. Но ни разу ни от кого я не слышала, что от книги можно заболеть. Наоборот, есть такое понятие «библиотерапия», когда с помощью хорошей, доброй книги лечат!
Сегодня вы всем классом запишитесь в библиотеку, но через некоторое время не все станут её постоянными читателями. Почему? Быть может, дело в главном сопернике книг – компьютере? Да, и в нем тоже. Поэтому мы с вами будем учиться дружить с компьютером, добывать нужную информацию с помощью электронных словарей, справочников, энциклопедий и, конечно же, интернета.


В нашей библиотеке есть и «говорящие книги» - аудиокниги, и они тоже помогут вам приобщиться к тем духовным ценностям, которые создал народ.
Вас, детей ХХI века, трудно удивить чем-либо, но вы всегда стремитесь соприкоснуться с чудом.
Сегодня вас манят эти огромные длинные стеллажи, уставленные книгами. Они кажутся сказочными лабиринтами, а книги – диковинными существами, вы вступаете в этот волшебный мир с затаенным чувством радости и счастья, и мне очень хочется, чтобы это чувство поселилось в ваших душах навсегда.

Я верю в вас, мои юные читатели!

Приходи к нам, Человек!
Каждый день и каждый миг
В городах и селах
Шелестят страницы книг
Грустных и весёлых.
Огоньки библиотек
Светятся повсюду,
Приходи к нам, человек,
Приобщиться к чуду.

Подтверждает жизнь сама,
С темнотою споря:
Не бывает от ума
Никакого горя.
Все быстрее наш разбег,
Все трудней задачи.
Приходи к нам, человек,
Чтобы стать богаче.

Взять поможем высоту,
Путь найти в тумане.
Мы – на лоцманском посту,
В книжном океане.
Двадцать первый прибыл век –
Не забудь об этом.
Приходи к нам, человек,
За волшебным светом.

О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой,
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(О.Тиммерман)

Добро пожаловать в библиотеку!

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП№2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Беседа знакомит детей дошкольного возраста с миром книжной культуры и с правилами поведения в детской библиотеке

Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к книге
2. Воспитать потребность общения с книгой
3. Сформировать бережное отношение к книге
4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателей

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим про книги. А что же такое книга? (ответы детей)
Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.
Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы), потом из пергамента (тонкой кожи животных).


Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.
Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)
Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.
Загадка:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.


Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга твой друг – без неё как без рук.
Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

Воспитатель: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)
Воспитатель: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.
Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека.


Что же такое библиотека? (Ответы детей) Кто был в библиотеке?
Воспитатель: Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.
Стихотворение про библиотеку:

Сто чудес для человека
Сохранит библиотека!
Стеллажи стоят у стен
Ожидая перемен.
Книги интересные,
Писатели известные,
Выставки, музеи,
Чудеса, затеи.
Коллектив добросердечный
Ждут читателей, конечно.
Маленьких детишек –
Тех, кто любит книжки!

Воспитатель: На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.


В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.


Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)
Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.


В библиотеке есть два больших зала:
Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.
Второй зал называется – читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)
Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.
Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)


Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;
НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;
НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;
НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;
НЕЛЬЗЯ вырывать листы;
НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг
Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)
Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

Воспитатель: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)


Воспитатель:

Унывать друзья, не станем,
Клей прозрачный мы достанем.
Поработаем руками
И починим книгу сами!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!

КГУ «Бескарагайский колледж»

Библиотекарь Кузьмина С.В.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Библиотечного урока

«Учись быть читателем»

1, 2 курс


Цель: приобщение молодежи к чтению, научить как правильно найти и подобрать нужную книгу

ХОД мероприятия:
I. Эпиграф

«Не нужно брать билет на самолет, чтобы увидеть

дальние страны. Достаточно взять в руки интересную книгу и попасть в удивительный, далекий, неизведанный мир…»

    Презентация «Заповеди читателя или учись правильно читать»

2) Видеоролик «Разрешите представить - книга!»

II. Информация
Пословицы и поговорки, афоризмы о пользе чтения

III. Видеоролик «О пользе чтения»

IV . Заполнение анкет «Любите ли вы читать?»

V . Выводы по библиотечному уроку:

Студенты с интересом просмотрели видеоматериалы, в конце урока были взяты две книги. Те учащиеся, которые присутствовали на библиотечном уроке в дальнейшем стали частыми посетителями. Подростков следует привлекать к чтению, в ненавязчивой, спокойной форме, объяснять о многообразии литературы, о том, что начитанный человек, это модно, современно, престижно в современном мире.

Рекомендации студентам : чтение полезной литературы, как учебной, так и для общего развития. Представление рекомендательных списков литературы по подборке различных информационных агентств.

Библиотечный урок: «Учись быть читателем»

Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком.

Первая книга

Пора в постель, но спать нам неохота.

Мы в первый раз открыли Дон-Кихота,

Блуждаем по долинам и горам…

Крылом дырявым мельница махнет,

И будет сбит в неравном поединке

В нее копье вонзивший Дон-Кихот.

И с этого торжественного мига

Навек мы покидаем отчий дом.

Ведут беседу двое: я и книга.

И целый мир неведомый кругом.

С. Маршак

Как же научиться правильно выбирать книгу?

Первый шаг к книге надо сделать в уме – мысленно определить ЦЕЛЬ ЕЕ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: «Зачем я буду читать?».

Ты сформулировал ответ? Да. Значит, ты готов ко второму шагу. Теперь определи, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ КНИГУ.

Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам ( см. словарик ) и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к нужной книге – это значит ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА ИЛИ ВЫБОРА.

Библиотека предоставляет тебе множество источников:

если тебе нужна определенная книга о наличии книг информирует алфавитный каталог

    если тебе нужно подобрать литературу по какой-либо теме твоими помощниками станут систематический каталог, систематическая картотека статей, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки, библиографические указатели, книжные выставки

    если тебя интересуют книжные новинки, ты найдешь их на выставке новых поступлений

    если ты не можешь решить, что выбрать обратись к открытому фонду, книжным выставкам, рекомендательным спискам

Если ты не знаешь, как лучше поступить, посоветуйся с библиотекарем!

Выбрать интересные и полезные книги для чтения тебе помогут рекомендательные списки литературы для самостоятельного и внеклассного чтения «Круг полезного чтения».

Выставка (книжная) – основная форма наглядной популяризации специально отобранных и систематизированных книг, других документов, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления.

    Рассмотри литературу, представленную на книжной выставке, а ту, которая понравилась, возьми для чтения.

Выставка новых поступлений – выставка литературы, которая недавно поступила в библиотеку.

    Обрати внимание на выставку книжных новинок: ты обязательно найдешь что-то интересное.

Открытый фонд – библиотечный фонд, к которому читатель имеет свободный доступ.

    Подойди к стеллажам, расположенным на абонементе, и «поройся в книгах»: ты обязательно найдешь что-то интересное для чтения.

Стеллаж – ряд полок в несколько ярусов, необходимых для хранения книг и других документов.

    Знай, что книги на стеллажах расставляются в определенном порядке: не нарушай его.

Как же научиться правильно читать книги? Вот полезные советы.

Заповеди читателя, или как читать книги

    Помни, что чтение – важная, серьезная работа, не жалей на чтение ни времени, ни сил.

    Читай внимательно, вдумчиво, не спеша – лучше поймешь книгу.

    Не читай все книги на один лад: справочники и энциклопедии – пища для ума, а рассказы, стихи и сказки – пища для души.

    Посмотри сначала на титульную сторону обложки: ты узнаешь имя автора, название книги, где и когда она издана.

    Пользуйся оглавлением.

    Обращай внимание на иллюстрации: они помогают полнее раскрыть содержание книги.

    Не пропускай в книге описания природы, интерьера: они помогут лучше понять характер героя, ход событий.

    Значения неизвестных тебе слов ищи в словарях, энциклопедиях.

    Хочешь больше узнать – читай с карандашом, делай для себя выписки.

    Не пропускай страниц, дочитывай произведение до конца.

    Не читай сразу много книжек, читай только одну.

    Читай понемногу и думай, что хорошего есть в этой книге.

Книгу читай, разума набирай.

Пословицы и поговорки о книге и чтении

Ум без книги, как птица без крыльев.

Дом без книги – день без солнца.

День без книги, как обед без хлеба.

Учение – солнце, а книга – оконце.

Книгу читай, разума набирай.

Кому книга – развлечение, а кому – обучение.

С книгою подружишься, ума наберешься.

Книга добру научит, от дурного отвернет.

Книгу почитал – на крыльях полетал.

С книгой жить – век не тужить.

Недочитанная книга – не до конца пройденный путь.

Кто много читает, тот много знает.

Известный украинский просветитель Иван Огиенко (митрополит Илларион) разработал для школьников 12 правил чтения.

Чтение учит нас уму-разуму, заменяя нам жизненный опыт, кроме того дает огромное эстетическое наслаждение. Поэтому, читая книги, никогда не спешите: пускай учение будет серьезнее, а наслаждение глубже;

Преждевременно не пытайтесь узнать о развязке книги: от этого внимание ослабевает, интерес к книге снижается, ибо обед не начинается с десерта;

Книгу создает писатель. Это его труд, поэтому всегда запоминайте имя автора.

Запомни определенный алгоритм чтения:

    обдумать;

    выписать;

    осмыслить;

    усвоить;

    оценить.

Гигиена чтения

Способов чтения существует много – от беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием. Какой же лучше использовать? Все зависит от той задачи, которую ты себе ставишь:

    ознакомление с конкретным изданием;

    ознакомление с конкретным автором (с помощью предисловия, послесловия, комментариев);

    начальное знакомство с темой, проблемой;

    поиски ответа на конкретный вопрос.

Для решения разных задач необходимо выбрать наиболее подходящий способ чтения:

углубленное

Этот способ предполагает внимательное прочтение материала: нужно обратить внимание на детали, вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить связи описываемых событий. Дается анализ и оценка, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию.

    быстрое

Это чтение с выделением основной мысли текста, без акцента на детали, без артикуляции (движения губ при чтении про себя).

    параллельное

При этом способе изучается несколько материалов по одной теме или проблеме для того, чтобы проанализировать разные взгляды, выбрать наиболее предпочтительную позицию. Этот способ чтения лучше всего использовать при подготовке докладов, рефератов.

    выборочное

Предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами книги после ее предварительного просмотра, внимание фиксируется на тех моментах, которые необходимы.

    чтение-просмотр

Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьей: пересматриваются предисловие, заключение, по содержанию определяются наиболее важные вопросы и др. Этот способ позволяет за короткий промежуток времени решить, стоит эту книгу (статью) более детально изучать или лучше сразу выбрать нужный материал.

    чтение-сканирование

Это быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имен, дат, фактов и др. Развитая зрительная память дает возможность при взгляде на страницу мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т. п.

Темп чтения

Наиболее распространенный темп чтения – 100-200 слов в минуту.

Ученые подсчитали, что современный человек должен уметь читать от 100 до 1000 слов в минуту. Или от 20 до 400 (по технике скорочтения) страниц в час.

Чтению тоже надо учиться, тогда оно – и радость, и польза.

Афоризмы о чтении

Чтение - вот лучшее учение! Александр Сергеевич Пушкин

Учебник можно определить как книгу, непригодную для чтения. Джордж Бернард Шоу

Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов. Марк Туллий Цицерон

Я ставлю ни во что чтение без всякого удовольствия. Марк Туллий Цицерон

Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного. Мари Монтегю

Чтение - это беседа с мудрецами, действие же - это встреча с глупцами. Фрэнсис Бэкон

То, что не стоит прочтения более одного раза, совершенно не заслуживает прочтения. Карл Мария Вебер

Я слышал, что жизнь - неплохая штука, но я предпочитаю чтение. Логан Пирсолл Смит

Узкий круг чтения и общения - вот чем, мне кажется, гордятся больше всего! Эдмунд Бёрк

Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни! Генри Дейвид Торо

В великом произведении всегда содержится простейшая истина в расчете на простейшее прочтение. Гилберт Честертон

Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. Виктор-Мари Гюго

Никакое чтение не требует столь строгой нормы, как чтение отрывочных, разбросанных мыслей. Иоганн Готфрид Гердер

Злоупотребление чтением убивает науку. Чрезмерное пристрастие к чтению создает лишь самонадеянных невежд. Жан-Жак Руссо

Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. Джордж Бернард Шоу

Я никуда не выезжаю без дневника. В поезде всегда надо иметь для чтения что-нибудь захватывающее. Оскар Уайльд

Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надежный пробный камень образованности. Кристиан Фридрих Хеббель

Фотоколлекция мероприятия

«Учись быть читателем»

Показ презентации «Заповеди читателя или учись правильно читать»

Просмотр видеоролика о пользе чтения «Знакомы ли вы с книгой?»

Заполнение анкет «Любите ли Вы читать?»



Полезные инструменты