Каждый день как последний. Жить, как в последний день - это как

Давать советы для многих людей такая же потребность, как секс, например. Так они чувствуют себя мудрецами в мире, полном неопытности и наивности.

1. «Ни за что не отступай от своих убеждений!»

Это, пожалуй, один из самых хитрых советов, потому что он лежит в основе практически всех героических историй. Кто бы знал про Джордано Бруно, если бы он в страхе перед казнью отрёкся от своих убеждений? Если уж у вас есть то, во что вы верите, то вы просто обязаны защищать свою правду до последней капли крови.

Все настоящие герои это знают. А вы ведь хотите быть героем? Ну так и стойте насмерть… если конечно ваши убеждения не противоречат убеждениям других людей – с которыми вы общаетесь и которые обожают давать советы. Или…

Другой вариант:

«Никогда не прекращайте бороться… но не забывайте при этом думать, на той ли стороне вы сражаетесь».

Спросите защитников животных из PETA, должны ли учёные, которые проводят опыты на животных, бороться за свои убеждения. Спросите у учёных, что они думают о настойчивости людей из PETA. Да они друг для друга просто воплощение мирового зла и попранной морали!

Большинство «борцов» – не герои, а скорее, фанатики. Потому что они неспособны идти на компромисс, а компромисс – это именно то, что позволяет человечеству двигаться вперёд. И возможен он становится только тогда, когда человек начинает понимать, что и противоположная сторона заражена этим «Настоящие герои никогда не уступают!» «Всегда идти до конца, что бы ни было!»

Но… даже Ку-клукс-клан абсолютно уверен в высокой моральности того, что делает.

Как и те люди, что громят клиники, где делают аборты. И Адольф Гитлер тоже сражался до конца за то, во что верил, если уж на то пошло.

Так что если вы собираетесь «положить свою жизнь» на борьбу за что-нибудь, то может, стоит заодно объявить и крестовый поход (желательно тоже длиною в жизнь) за то, чтобы быть абсолютно уверенным, что вы в этой борьбе – не Гитлер?

2. «Всегда говори то, что думаешь!»

Когда я учился в четвёртом классе, у нас была учительница, которая начинала орать по любому поводу и вообще без повода, и делала это постоянно. Позже мы узнали, что в тот период она разводилась с мужем и потому была немного не в себе.

Каждый раз, когда она начинала меня отчитывать непонятно за что своим визгливым голосом, у меня, девятилетнего ребёнка, наворачивались слёзы. И я не мог придумать ничего лучше, чем притвориться, что у меня внезапно скрутило живот и мне срочно надо в туалет, где я и отсиживался до конца урока, чтобы только не возвращаться в этот кошмар.

Когда я пожаловался маме, она сказала: «Никто не залезет в твою голову и не узнает, что у тебя на уме. Если ты считаешь, что учительница кричит на тебя несправедливо, то скажи ей об этом, глядя прямо в глаза». Я послушался и в следующий раз выпалил учительнице, что она ругает меня несправедливо. Тут она осознала, что нельзя срывать на детях свою злость, извинилась и никогда так больше не делала.

Шутка. Конечно, ничего она не осознала, только вызверилась ещё больше – как, мол, я смею дерзить учителю. Через несколько минут я уже стоял в директорском кабинете, где тоже пытался изложить свою точку зрения – на этот раз людям, которые вроде бы ни с кем не разводились и должны были мыслить здраво. Я думал, что хоть тут меня поймут. Ничего подобного. Даже фокус с животом там не прошёл.

Поэтому я нашёл для себя другую формулировку:

«Высказывай своё мнение, но не удивляйся, если никто не захочет тебя слушать».

Процесс взросления подразумевает, среди прочего, осознание печальной истины: миру, в сущности, наплевать на ваше мнение. Каждый ребёнок делает для себя это открытие, как только в первый раз вступает в спор с взрослым: У вас нет опыта, вы не знаете как приводить аргументы и защищать свою позицию. Вы пока освоили только одну тактику – повторять одно и то же раз за разом, всё громче и громче и надеяться, что такая очевидная для вас истина как-то найдёт дорогу к сознанию взрослого. А когда взрослый понимает, что спор бесполезен, то приводит убийственный аргумент – что он дольше живёт, стало быть, больше знает, и, следовательно, его точка зрения важна, а ваша – нет. Вы «даже не понимаете, о чём говорите».

И с этого момента вы учитесь держать свои соображения при себе. Они не имеют значения, поскольку вы не достигли требуемого возраста или уровня образования.

Потом вы заканчиваете школу, и в вашей жизни наступает фаза, когда вам кажется, что вы знаете и понимаете просто абсолютно всё. Потом вы, возможно, поступаете в вуз, и тогда вам и вашим друзьям становится очевидно, что мир был бы совершенен, если бы человечество прислушалось к тому, что вы пытаетесь до него донести. А потом у вас на новом витке повторяется та же фаза, через которую вы проходили, когда ребёнком первый раз вступили в спор со взрослым. И вы опять учитесь держать свои соображения при себе.

Вам не миновать серьёзных и горьких разочарований, если вы ждёте, когда же мир начнёт к вам прислушиваться (на самом деле, вполне возможно, что и для ваших друзей/коллег/собаки ваше мнение не представляет особой ценности).

3. «Что было – то было. Забудь о прошлом!»

Моё прошлое далеко не безупречно. В юности я слонялся без дела, ночевал на диванах у приятелей и доставлял немало хлопот близким, которые выбивались из сил, чтобы платить по счетам. Моя жизнь была похожа на одну бесконечную вечеринку. Когда я, наконец, начал взрослеть, то мне пришлось извиняться перед очень многими людьми, и было за что. И чаще всего в ответ я слышал что-то вроде «Что ж, я рад, что ты, наконец, взялся за ум. Что было – то было, прошлого не воротишь. Забудь о нём. Думай о будущем».

Отчасти, конечно, они были правы. Очень важно самому простить себе те ошибки, которые были сделаны в прошлом и начать двигаться вперёд. Иначе чувство вины может довести вас до безумия. Но это совершенно не значит, что надо просто забыть о том, что пришлось пережить и как вы оказались там, где оказались.

Я бы перефразировал этот совет таким образом:

«Помни о своих ошибках, но не позволяй им превратиться в навязчивую идею»

Люди, которые постоянно грызут себя за прошлые грехи, так же невыносимы, как и те, что ни на минуту не перестают думать о своём совершенстве и исключительности. В обоих случаях человек перестаёт замечать других людей и сосредотачивается исключительно на себе.

Дело не в том, что надо забыть о прошлом. Дело в том, как с ним примириться.

Осознание ошибок и их последствий – это именно то, что может сделать вас лучше, чем вы есть сейчас. Если вы помните о печальных последствиях, к которым привело неверное решение в прошлом, то хорошо подумаете, прежде чем сделать такую же глупость в будущем.

А вот когда человек предлагает вам «начать с чистого листа», то есть большая вероятность, что он просто пытается вами манипулировать. Как бывшая подружка, которая хочет к вам вернуться: «Давай забудем все обиды». Это заманчиво, потому что звучит как прощение. Но в большинстве случаев человек просто хочет, чтобы вы забыли об его собственных косяках. Бывшей подружке ни к чему, чтобы вы вспоминали, что для вашего расставания была веская причина.

«Давай забудем прошлое. Потому что думая об этом я чувствую себя отвратительно. Давай сразу перейдём к той части, которая доставляет мне удовольствие».

4. «В этой жизни можно доверять только самому себе!»

В это очень легко поверить. Всегда найдётся кто-то очень опытный, кто объяснит, как в этом мире всё устроено, и что нужно постоянно быть начеку, чтобы не попасться в расставленные повсюду ловушки.

На самом деле эта пассивно-агрессивная философия свойственна, как правило, людям, которые очень любят изображать из себя жертв. Они обожглись пару раз и теперь живут с твёрдой уверенностью, что все вокруг только и ждут возможности их подставить и подсидеть.

На самом деле обычно это следует понимать, как «в моей жизни всё идёт не так, и я совершенно не знаю, как решать свои проблемы. Я снимаю с себя всякую ответственность, потому что коррупция в государстве и несовершенство мира в целом делают мои личные усилия бессмысленными и бесполезными».

Возможно, подвергать сомнению мотивы других людей и разумно, так же как быть осторожным на предмет потенциальных жуликов. Но строить всю свою жизнь на идее, что вы – единственный достойный доверия человек на всей планете, это не только глупо, но и опасно. Не говоря уже о том, что это одна из самых эгоистичных установок из всех возможных.

Мой вариант:

«Плохие люди существуют. Научитесь их отличать».

Весь смысл общения заключается в том, чтобы окружить себя с теми людьми, которые вам близки и дистанцироваться от тех, кого вам не хочется видеть рядом с собой.

Мы созданы, чтобы жить в небольших группах, и для формирования этих групп требуется, чтобы мы доверяли, по крайней мере, нескольким избранным.

Вам абсолютно не обязательно настраивать себя на то, что все люди вокруг вас играют в игру «а ну, кто первый его поимеет?» Это означало бы, что вы – один единственный нравственно здоровый человек на планете. Добавьте парочку галлюцинаций – и можно смело ставить диагноз » параноидная шизофрения».

Это не значит, что вы должны надеть розовые очки и делиться со всеми подряд своими секретами. На свете полно людей, которые действительно не упустят возможности вас использовать, обмануть и подставить. Но это не значит и того, что к каждому человеку надо приближаться с опаской, как к гремучей змее.

Этот совет хорош для тех, кто ищет предлог избежать сложностей, которые всегда возникают, когда вы пытаетесь построить отношения с другими людьми. Они не циники. Просто ленивые.

5. « Лови момент ! Проживай каждый день как последний!»

От этого совета отдаёт таким же идеализмом, как и от призыва «любить абсолютно всех людей». Если бы я и правда знал, что сегодня – последний день моей жизни, я бы первым делом снял все деньги со своего счёта и потратил бы на то, чего никогда не мог себе позволить, потому что должен был думать о том, что будет завтра. Второе, что бы я сделал – нашёл бы урода, который издевался надо мной в школе и заставил бы его ответить за все мои унижения.

А почему нет? Если нет завтра – значит, нет ни последствий, ни ответственности. Завтра на Землю может упасть какая-нибудь комета – и всё. Так почему бы не жить так, как будто это и правда произойдёт? Можете представить себе мир, где подростки, в крови которых заиграли гормоны, запросто подходят и предлагают секс? А что? Если есть только сегодня, то нет и времени на знакомство и ухаживания. Так что получается единственный выход – просто подходить и спрашивать, пока кто-нибудь не скажет «да». Ненавидите свою работу? Ну и забейте на неё – пойдите и выдайте, наконец, начальнику всё, что у вас там накипело. Зачем тратить время на вещи, которые не доставляют удовольствия, даже если без них вы быстро окажетесь на улице?

Другой вариант:

«Наполни сегодняшний день смыслом»

Это значит: сделать сегодня нечто такое, чтобы завтра, оглянувшись назад, вы могли бы собой гордиться. Сегодня у вас есть шанс сделать жизнь «вас завтрашнего» хоть немного легче и приятнее. Чем меньше вы думаете о завтрашнем дне, тем тяжелее вам будет осознавать, что комета так и не прилетела, а вы ради секундного удовольствия растратили в пустую время, деньги и силы.

Не поймите меня превратно, радоваться каждому дню – это здорово. И, конечно, нельзя тратить всю жизнь исключительно на подготовку к будущему. Но существует только одна категория людей, имеющих полное право жить сегодняшним днём – это дети. И именно по этой причине о них кто-то должен заботиться.

Есть такая мудрость. Все ее знают.
Но настоящее понимание ее приходит далеко не сразу. И не всегда.

Живи каждый день с полной отдачей, беря от жизни все что можно, не зная будет ли еще возможность сделать это завтра, послезавтра. Будет ли потом возможность сделать то, что ты не сделал сегодня, отложив на это «потом». Будет ли это потом?
И поэтому делай все сейчас не откладывая.
Люби, не откладывая на потом.
Говори близким теплые слова, потому что не известно успеешь ли ты их сказать потом.
Строй дом и сажай сад, не зная будешь ли ты в силах сделать это завтра.

Всем понятна и проста эта истина.

Но все ли так просто?
Ведь в каждой простой истине есть свой глубокий смысл, который не так прост, как кажется.

Живи каждый день, как будто это последний день.
Когда ты поймешь, что этот день может стать последним, то тебе не важно будет НИЧЕГО из того, что казалось таким важным.

Ты любишь кого-то, а он тебя не любит. Разве это важно будет когда ты умрешь? Разве любовь может избавить от смерти? Поэтому какая разница – ответная она или безответная. Была ли она или это был сон, мираж.
Ты желаешь добиться продвижения по служебной лестнице. Разве это важно будет, когда ты умрешь?
Ты желаешь женщину, но не можешь добиться ее расположения. Разве важно будет, когда ты умрешь, сколько секса ты получил в жизни и был ли он у тебя вообще?
Ты хочешь выиграть Чемпионат, пролезть какую-то крутую стену. Но нужны ли будут тебе все эти медальки после твоей смерти?

Ты не хочешь прогибаться перед толпой, мыслишь не как все, но боишься стать изгоем, боишься что тебя назовут психопатом, извращенцем. Важно ли все это тебе если это твой последний день в жизни? Так почему это тогда так важно для тебя?

Почему мы забываем, что все мы смертны? Почему нам так важно чье-то признание или не признание, чья-то положительная оценка, чье-то одобрение, чья-то любовь? Имеет ли значение все это, когда все это лишь мышиная возня смертных?


И тогда тебе будет без разницы осудят тебя или нет, признают тебя или нет, поймут или нет, унизят или поклонятся.

Живи каждый день – будто это твой последний день в жизни.
И тогда тебе будет без разницы любят тебя или нет.

Какая разница что происходит в этот промежуток между рождением и смертью, когда все равно что бы не происходило – богат или не богат, любим или не любим, осмеян или вознесен – конец все равно ОДИН.

И именно это мы понимаем в горах, оказываясь так близко от смерти. Но забываем возвращаясь домой в теплую норку признания и любви, которыми мы себя окружаем как фенечками.

Живи каждый день – будто это твой последний день в жизни.
И тогда тебе не важно будет, что ты получил или не получил в ней сам.
Тогда останется важным только что ты УСПЕЛ в этой жизни сделать и ЧТО останется когда тебя не станет.

Хотя… после смерти и это уже будет не важно.

Часто сталкиваюсь с высказываниями известных личностей о том, что жить надо каждый день надо так, как будто он последний :

Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера.
(Марк Аврелий)

Живите настоящим днем, каждым днем, как будто он может закончиться на закате. (Ог Магдино)

Чтобы ни о чем не жалеть, нужно проживать каждый день так, как будто он последний. Анджелина Джоли.

Сразу приходит мысль: "А зачем жить, как будто ты завтра умрешь? Тогда ведь и настроение на нуле будет и действовать не охота будет. А если не буду действовать ради достижения цели, то зачем тогда жить? Смысл пропадает и как будто бы ждешь прихода смерти. Завтра ведь всё равно сдохну. Че пытаться-то?"

А тогда какое?
Как надо прожить свой день так, как будто он последний?

Мне сегодня пришли в голову 2 варианта:

1) Проживать каждый день как будто он последний - это значит делать всё, что ты хотел сделать. Каждый день стараться выполнить максимум того, что хотелось бы совершить в этой жизни. Поблагодарить родителей, признаться в любви родным, сделать максимум дел по бизнесу, сделать их как можно лучше и т.д.

Но в этом случае я понимаю, что нельзя за один день сделать всё. Ведь обычно бывает у каждого слишком много дел, что явно уже с утра знаешь, что всё это не осилить за один день...

2) Проживать каждый день так, будто он последний - это значит быть в моменте сейчас целиком и полностью в течение всего дня. Стараться не упустить почувствовать и пережить каждый миг жизни. Т.е. каждое событие в жизни, каждое действие проживать (переживать опыт) присутствуя в нем. И мыслями, и вниманием, и телом быть там, где ты есть в момент делания того или иного действия. Говоришь, гуляешь, пишешь статью, разговариваешь - будь там, где ты есть. Полностью отдаваться тому, что происходит сейчас.

Ведь зачастую мы живем не присутствуя там, где мы находимся. Иными словами, мы делаем что-то, а мысли и внимание - на другом. Внимание может быть на результате, на завтрашнем дне, на том, что произойдет, когда что-то сделается. Или вообще действие одно, а мысли совсем о не касающемся предмете, например, о погоде (какая она мрачная и что мы можем заболеть), или страхи и сомнения о будущем и т.д....

Так, чтобы и физически и мысленно мы находились в одном мгновении - такое редко бывает. Ладно, не буду говорить за других)) Такое редко бывает у меня.

Но я работаю над собой. Тренируюсь на жизни. Как говорится, "Лучший тренинг - это повседневная жизнь". Хочу быть более осознанной и присуствующей, чтобы не пропустить мгновенья жизни (из которых собственно и состоит вся моя жизнь)

Итак, я здесь написала 2 вариант моей интерпретации (расшивровки, понимания) высказвании про "последний день". А как Вы считаете, как это "Проживать каждый день будто он последний"? Что здесь имеется в виду? И как прожить день, как будто он последний?

И еще сегодня нашла такое высказывание:
Не живите каждый день как будто он последний. Живите каждый день как будто он первый. Пауло Коэльо

Хм...
Кому верить? Как последний или всё-таки как первый надо жить?

Ок. Я так понимаю, Пауло тоже прав. Жить каждый день так, как будто он первый - это означает, жить не думая о прошлом , не сожалея о прошлых поступках, не имея убеждений, точек зрения, жить как ребенок - без всяких мыслей-сожалений о прошлом, радуясь каждому моменту.

Итак, анализируя вышеприведенные цитаты, пришла к выводу:
Жить сегодня надо так, как сегодня! Как будто это единственный день в твоей жизни. Ни вчера нет у меня, ни завтра. Просто сегодня

P.S. Если у Вас есть что сказать по поводу того, как жить каждый день: как будто он последний или как будто он первый, - не стесняйтесь, выражайте свои мысли ниже в комментариях. Мне очень интересно.

Сегодня вторник. Первый этаж Покровского храма. Крылечко. Мягкий свет струится из окон с кокошниками. Занятия ведет Михаил Федорович Морозов. Он известен многим: своей деятельностью, устройством собственной жизни, созданием особого мира – «территории трезвости» – в деревне со сказочным названием Дураково. Первое впечатление от встречи с ним: русский мужик, всё видел, всё знает, и никто ему не указ. Деревню держит в ежовых рукавицах.

Занятия, или, точнее, беседы, идут неспешно, о наболевшем говорят без суеты. В роли оратора сам Морозов, его слушатели – алкоголики, наркоманы, социально зависимые и их родственники. Здесь своя терминология. И ее мало кто стесняется. Вещи называют своими именами. Про алкоголиков здесь не говорят «бывшие». Сам Морозов «в теме» без малого двадцать лет и уверен, что бывших алкоголиков не бывает. За плечами собственный опыт преодоления зависимости, – Михаил Федорович его не скрывает. Себя называет трезвым алкоголиком.

– Вы поймите, что алкоголизм неизлечим. Болезнь либо прогрессирует, либо переходит в стадию ремиссии. Посеял привычку – пожал натуру. И дальше всё зависит от самого человека, проявит ли он мужество в сохранении трезвости, – говорит Морозов.

В пространстве хлебодарной палаты тихо, здесь ведет свой прием не врач, не психолог, не пастырь, а человек, который прошел нелегкий путь обретения трезвости, оступаясь, падая, теряя и вновь обретая. Человек создал свою жизнь, чтобы теперь сказать тем, кто пришел за помощью:

– Как же здорово живется! Существует только сегодня. И жить надо так, чтобы помнить: каждый день может стать последним. Но сегодня я встал с утра и радуюсь наступившему дню. Я стараюсь по-Божески прожить каждый день, чтобы потом не переделывать. А какая жизнь у алкоголика? Он ждет только возможности выпить. И все время страх: за сегодняшний день, за завтрашний. И все время: как бы чего не вышло! А уже всё случилось… Происходит бегство от любой проблемы, от дела, от любой ответственности…

Эти занятия для Морозова некая константа. Очень трудно заниматься – без необходимости, без «палки», с такой завидной регулярностью: каждую неделю он – в монастыре со своими алкоголиками или с их родственниками, которые хватаются за любую возможность помочь своим близким. Когда уже многое испробовано, как к последней надежде – к Морозову. И каждый раз рассуждения: почему муж, сын, брат работает до первой зарплаты, а потом – всё по-новой.

– Он хороший, замечательный парень, – говорит одна из женщин, участница морозовских слушаний, о своем племяннике. – Живет в Туле, молодой, красивый, но пьет. Больше месяца ни на одной работе не задерживается…

– Привозите его сюда сначала, а потом ко мне в Дураково, – предлагает Морозов после рассуждений об уходе от ответственности, создании иллюзорного мира, о ложном пути обретения свободы, о вере, о поисках себя, о Боге.

Тур в Дураково, или как подойти к Вечности

– Дураково – это мой дом. Я приглашаю к себе всех, кто хочет обрести нормальный образ жизни.

Итак, Дураково. Доехать туда непросто. Две беды у России – дороги, а про вторую знаете. Но само название населенного пункта, где обустроился более двадцати лет назад Морозов, это опровергает. Так явно заявлять об умственной принадлежности – не всякий сможет. По преданию, деревенька эта когда-то, в стародавние времена, была проиграна одним помещиком в карты – в «дурака». Теперь от былого мало что осталось: добротные дома, укатанный асфальт, высокая башня-замок, являющаяся еще и колокольней. Словно не российская действительность, а картинка немецкого журнала вдруг ожила и как-то по-сказочному развиртуализировалась на русских просторах. Сам Морозов перебрался в Дураково из Москвы в зрелом возрасте и стал создавать здесь собственную картину жизни, строить свой дом, деревню, мир, в который теперь и приглашает всех желающих. Делал так, как считал нужным, необходимым.

Сегодня через морозовский дом в год проходит около ста человек. Кто-то остается на годы, кто-то на месяцы, кто-то на день. У всех есть право на поступок, на ошибку, на возвращение. Есть и такие обитатели Дураково, которые после 44 лет отсидки обрели в Дураково жизнь и последнее пристанище. У каждого обитателя деревни, в последнее время известной больше как ТИЛь, своя судьба, история, свой срок иглы или бутылки. Здесь можно изучать географию и биографию человеческой жизни, ее падения, попытки преодоления зависимости и – победы…

Двадцать лет существует морозовский дом, который его основатель переименовал в обитель ТИЛь, что является аббревиатурой: Терпение, Искренность, Любовь. Телевизор, радио и мобильные телефоны здесь – вне закона. Есть и своя таможня, как раньше в Валаамской обители, куда невозможно было прибыть со спиртным или табаком. Всё подчинено порядку, строгому расписанию и делу.

– Уповать только на милость Божию не получится, – прагматично рассуждает Морозов. – Надо все время дело делать. Это отвлекает от всевозможных ненужных мыслей. У меня так: первый день – золото, второй – серебро, а третий медь – пора и честь иметь. Надо делать дело, надо работать. Я иногда думаю, зачем я держу лошадей? Это не совсем рентабельно. Но как вспомню тех людей, кто о них заботится, ухаживает, – какой это труд, превращенный в любовь к этим творениям Божиим, то понимаю зачем. Так что лошади у меня ради тех людей, которые ими занимаются. Какой это колоссальный труд!

– А как Вам удается заставить взрослых мужчин жить согласно расписанию?

– Они уже пожили свое так, как хотели, – отрезает Морозов.

В Дураково создано целое фермерское хозяйство. Живут на земле, которую и обрабатывают. На столе – натуральные продукты. За основу методики выздоровления принята программа «12 шагов», адаптированная для православных людей.

– За годы существования обители через ее стены прошло более тысячи людей, но далеко не всех удалось вылечить, – откровенно признается Михаил Федорович. – Алкоголь – это ложный путь обретения свободы. Свободы от кого? От себя. Свободы от греха. Но Евангелие и не говорит, что все должны спастись. Каждый вправе сам решать.

До Дуракова доехать сложно. Дорог практически нет. Но допиться до Дуракова в России способен едва ли не каждый. Эта беда пострашнее, чем отсутствие дорог и наличие не совсем умных людей. К дуракам мы практически привыкли и мало удивляемся. Алкоголизм – национальная беда, и понимают это немногие. Но в Новоспасский монастырь люди идут в ожидании конкретной помощи в неизлечимой, по убеждению Морозова, болезни, где страдает и тело, и душа, и ум. Поэтому вот уже двадцать лет каждую неделю и едет на свои занятия в Новоспасский монастырь Михаил Федорович Морозов встречаться, объяснять, приглашать на монастырское подворье, в деревню Дураково тех, кто хотел бы изменить свою жизнь и обрести трезвость.

– Все мы умрем. Ведь этого никто не избежит, – продолжает свою лекцию Морозов, – но надо думать, как подойти к Вечности. А жизнь – это дорога, которая должна вести к Богу. И если ты будешь пьян, или в наркотическом угаре, сколько всего ты пропустишь: пейзажей, встреч, любви… Так что время пока работает на нас. И каждый день должен быть как последний.

P.S.: В ближайшее время здесь, при Новоспасском монастыре, Михаил Федорович планирует создать еще и общественную организацию, которая будет работать с молодежью, заниматься профилактикой алко- и наркозависимостей.

Достучаться до небес (Knockin" on Heaven"s Door, 1997)

«Достучаться до небес» режиссера Томаса Яна – без сомнения, один из самых знаменитых и изящных фильмов о человеке на пороге смерти. Двое совершенно не похожих друг на друга молодых людей, Руди и Мартин, попадают в больницу со смертельными диагнозами. Жизни обоим отмерено не более недели. Выпив с горя текилы, парочка решает если и не взять напоследок от жизни все, то хотя бы понадкусывать: обоим позарез хочется увидеть море, поэтому они угоняют «Мерседес» и немедленно отправляются в путь. По дороге всплывают и другие тайные желания, исполнению которых всячески мешает полиция и устремившиеся в погоню туповатые бандиты, прохлопавшие свою машину. Помимо прочего, Мартину и Руди надо еще придумать, как в короткий срок растратить попавшую в их руки огромную сумму налички – при всем богатстве вариантов задача эта оказывается вовсе не такой простой, как может показаться на первый взгляд.

Невеселый в принципе сюжет «Достучаться до небес» разбавлен большим количеством комичных ситуаций и увлекательных перипетий, подводящих героев к банальному, но оттого не менее важному открытию: когда перестаешь бояться и избегать риска – только тогда и живешь по-настоящему. Неудивительно, что лента Яна стабильно попадает в рейтинги зрительских симпатий: добрая и весьма деликатно подходящая к табуированной теме, она по праву считается настоящим украшением немецкого кинематографа. В 2009 году «Достучаться до небес» удостоилась японского ремейка.

Зеленая миля (The Green Mile, 1998)

Не один только рак способен завести жизнь в тупик – электрический стул тоже справляется с этой задачей вполне успешно. Голливуду не особо интересно копаться в чувствах приговоренных преступников, он традиционно обходит эту тему стороной, и понятно почему: во-первых, преступнику вряд ли кто будет сопереживать. Во-вторых, что толку от того, что ты знаешь точную дату своей смерти? Все равно человек, запертый в камере смертников, уже никак этим знанием не распорядится и ничего нового сделать не успеет. В общем, хорошего сюжета на подобном материале не построишь – для этого нужен особый талант.

Стивен Кинг оказался обладателем как раз такого таланта. В своем ретроромане, блистательно экранизированном Фрэнком Дарабонтом, он показал, что даже у человека, обреченного дожидаться смерти в пенитенциарном каменном мешке, всегда остается достаточно свободы, чтобы творить как плохие, так и хорошие дела, – все зависит от того, что ты за личность. Иллюстрируя эту мысль, обитатели блока «Е» федеральной тюрьмы «Холодная гора» – огромный негр Джон Коффи и злобный псих Уильям Уортон – очень по-разному готовятся к отходу в мир иной. Критики и зрители высоко оценили «Зеленую милю», признав мистическую драму Дарабонта шедевром – многих до сих пор возмущает, что ее номинации на «Оскар» не увенчались успехом. Большинство наград в том году загребла «Красота по-американски», которая, однако, в рейтинге IMDb к «Миле» с тех пор не подобралась даже близко.

Любопытно, что актер Майкл Джетер (открытый гей и обладатель наград «Тони» и «Эмми», сыгравший еще одного смертника из блока «Е» – комичного француза Делакруа) столкнулся с ужасом отсроченной смерти в реальности. Джетер много лет был носителем ВИЧ, из-за чего первое время настолько переживал, что начал спиваться и забросил театральную карьеру. Но позже взял себя в руки – и еще долго актерствовал в кино и на ТВ. Джетер скончался через 3 года после выхода «Зеленой мили»; по свидетельству врачей, смерть наступила от эпилептического приступа.

Я буду рядом (2012)

От компаний Enjoy Movies и «Студия Квартал 95» традиционно не ждешь реализма, да и имя режиссера «Мертвых дочерей» Павла Руминова на первый взгляд не очень-то настраивает на серьезный разговор – тем сильнее бьет под дых сделанная ими драма «Я буду рядом» о матери-одиночке, у которой обнаружилась опухоль мозга.

Для Ирины на свете нет никого важнее ее шестилетнего сына Мити, и последнее, о чем она думает, столкнувшись со страшным диагнозом, – это развлечения. Митя не должен остаться один, поэтому последние недели своей жизни Ирина посвящает поиску новых родителей для него. Перед ее глазами проходит много пар, не сумевших обзавестись собственными детьми, и многие выглядят совсем неплохими людьми, но кто же из них по-настоящему достоин, кому действительно можно доверить самое дорогое, что у тебя есть? Великолепная актерская работа Марии Шалаевой. Главный приз кинофестиваля «Кинотавтр». Не настраивайтесь на легкое кино – к картине, идея которой родилась у Руминова, когда он снимал документальный фильм об онкобольных, вам понадобится не попкорн, а носовой платок.

Пока не сыграл в ящик (The Bucket List, 2007)

Если «Достучаться до небес» обыгрывал тему преждевременной смерти в расцвете лет, то герои трагикомедии «Пока не сыграл в ящик» – люди немолодые, у которых, можно сказать, все основное уже позади. Но значит ли это, что они жили полной жизнью и успели сделать все, о чем принято мечтать в нашем мире?

Сам того не ожидая, онкобольной автомеханик Картер Чамберс вдохновляет своего соседа по палате Эдварда Коула на путешествие по миру. Деньги на это, к счастью, есть: Чамберс миллиардер (и по иронии судьбы владелец той самой больницы, в которую оказался упакован), ему не хватает лишь достойного попутчика. Неправда, что все «денежные мешки» счастливы и радуются каждому новому дню: какой толк от накопленных капиталов, если, по уши погрузившись в бизнес, ты так и не нашел времени, чтобы реализовать сумасшедшие мечты молодости и по-настоящему узнать себя? По стечению обстоятельств эрудит и примерный семьянин Чамберс становится именно тем человеком, который способен понять страдающего от одиночества эксцентричного богача лучше других людей. В конце концов ведь это он составил список «последних дел», которые новые приятели отправляются воплощать. В планах у них гонки на ретроавтомобилях, прыжки с парашютом, посещение Тадж-Махала и египетских пирамид и много других вещей, на которые нелегко решиться в одиночку, но гораздо проще, когда у тебя есть единомышленник. Медлить нельзя: в запасе у Картера и Чамберса всего несколько месяцев, а время, как известно, ресурс невосполнимый. Впрочем, как оказывается, далеко не все задачи можно решить с помощью денег. Для почти всего в мире есть MasterCard, но помириться с семьей, от которой ты был оторван много лет, – бесценно.

Моя жизнь без меня (My Life Without Me, 2003)

Принято думать, что человек со смертельным диагнозом немедленно пустится во все тяжкие – как минимум рванет в путешествие вокруг света, как максимум полностью поменяет свою жизнь. У 23-летней университетской уборщицы Энн для всего этого нет возможности – зато есть двое детей, безработный муж, отец в тюрьме... и рак яичника в неоперабельной стадии. Девушка никому не говорит о результатах своих анализов, рассудив, что это ничего не изменит, а только еще больше усложнит ее жизнь: она решает притвориться, что у нее анемия, и потратить оставшиеся пару месяцев жизни на те вещи, которые кажутся ей важными или хотя бы интересными, – поменять прическу, завести роман на стороне, записать видеопослания родственникам, попробовать свести мужа с другой женщиной...

Не всем поведение героини покажется высокоморальным, кто-то назовет ее даже эгоисткой, но когда твоя жизнь монотонна и беспросветна настолько, что кажется, будто тебя самой в ней и правда нет, испытать какие-то новые и волнующие моменты хочется хотя бы напоследок – и сложно за это упрекнуть человека, у которого уже не будет другого шанса вырваться из колеса рутинной повседневности. Инди-драма режиссера Изабель Койшет «Моя жизнь без меня», основанная на рассказе Нэнси Кинкейд «Притворись, что кровать – это плот», представляет одну из лучших актерских работ в фильмографии актрисы Сары Полли. Лирическая лента, высоко оцененная критиками, заслуженно собрала множество призов на международных кинофестивалях.

Ястребы (Hawks, 1988)

Кинолента «Ястребы» режиссера Роберта Эллиса Миллера – еще одна трагикомедия о людях, которым надо успеть пожить, – ныне крепко забыта аудиторией, а зря: этот британский фильм предвосхитил появление «Достучаться до небес» и многих других успешных картин, рассматривающих тему отсроченной смерти. Сюжет его в чем-то проще и банальней, чем у многочисленных последователей, да и тональность помрачнее, чем в жизнеутверждающих историях типа «Пока не сыграл в ящик», – возможно, эти факторы и помешали аудитории полюбить «Ястребов» как следует, но отличная актерская игра Тимоти Далтона и Энтони Эдвардса искупает любые недочеты.

Встретившиеся в больнице (где же еще?) футболист Деккер и адвокат Бэнкрофт не рвутся срочно покорять Эверест – у них план попроще и повеселей: прокатиться в Амстердам и оттянуться в знаменитом на весь мир борделе. В дороге случайных попутчиков ждет множество незабываемых встреч и разнообразных приколов, помогающих отвлечься от тяжких дум о неизбежном. Одна из самых недооцененных киноработ в фильмографии Тимоти Далтона, по сей день воспринимаемого аудиторией сугубо в амплуа «худшего Джеймса Бонда в истории», – что там говорить, если даже трейлер самих «Ястребов» не забывает напомнить о его «агентурном» прошлом. Лента является экранизацией рассказа сооснователя группы Bee Gees Барри Гибба.

Моя жизнь (My Life, 1993)

Диагноз – рак почек. Боб Джонс мог бы быть счастлив со своей женой и их будущим малышом, но теперь неизвестно, успеет ли он его хотя бы увидеть. Пресловутая мечта «оставить след на земле», которую многие лелеют всю свою жизнь, для Боба воплощается в серии ежедневных видеозаписей, в которых он рассказывает о себе своему еще не родившемуся ребенку. Коль нет возможности изменить судьбу, пускай его узнают и запомнят хотя бы таким.

Сентиментальная драма Брюса Джоэла Рубина «Моя жизнь» с Майклом Китоном и Николь Кидман лишний раз напоминает о том, что из жизни можно уходить по-разному. Кто-то хочет напоследок хорошо развлечься, кто-то, как Боб, предпочитает привести в порядок свои дела: сказать все, что не успел, простить тех, кого следует, и самому попросить прощения за все плохое, нести окружающим радость, любить и быть любимым. Чтобы уйти в спокойствии и безмятежности, не всем нужен миллион долларов на исполнение самых сумасшедших желаний – некоторым достаточно осознавать, что они не оставили после себя незавершенных дел.

Не отпускай меня (Never Let Me Go, 2010)

В фильмах о людях, переосмысливающих свою жизнь на пороге смерти, зритель привык иметь дело с обычными гражданами, для которых осознание собственной смертности – неожиданный удар; из этой травмы и проистекают их дальнейшие действия. Режиссер Марк Романек рассматривает тему неотвратимости под иным углом: что чувствует человек, который с малых лет знает, что умрет молодым? Персонажи его ленты «Не отпускай меня» – учащиеся закрытой школы-интерната в антиутопической Великобритании конца XX века, проводящие свои дни в полной изоляции. Они – клоны, и их судьба – стать донорами органов. Выемка органов совершается постепенно, клон угасает... Или все-таки угасает человек? Несмотря на то что учащиеся интерната не находят свою жизнь странной (они просто не знают никакой другой), им хочется того же, что и людям во внешнем мире: радоваться, творить, любить. И каким бы безыдейным ни казалось их существование в обществе, где к клонам принято относиться как к бездушным фруктам, в нем все же есть смысл, о котором они даже не подозревают.

Картина, основанная на романе букеровского лауреата Кадзуо Исигуро, не стала большим хитом, но собрала букет номинаций на престижные кинопремии и завоевала любовь критиков – сам великий и ужасный Роджер Эберт поставил ей четыре звезды (высший балл по его личной шкале). Последнее неудивительно, учитывая крепкую литературную основу: до того как стать фильмом, книга Исигуро была включена в список 100 лучших английских романов всех времен по версии журнала «Тайм».

Бьютифул (Biutiful, 2009)

Узбаль – человек неоднозначный: по испанским законам он преступный бизнесмен, покрывающий нелегальных мигрантов, для самих мигрантов – последняя надежда прокормиться в чужой им стране. Жизнь дельца не фонтанирует счастьем: его брак с распутной женой-шизофреничкой развалился, на его совести смерть нескольких работников, задохнувшихся в подвале из-за установленных там бракованных обогревателей, сам незаконный бизнес дышит на ладан, и вдобавок он узнает, что неизлечимо болен. Что делать? От метаний и скорби герой постепенно приходит к осознанию того, что слезами горю не помочь, миру плевать на него, и нужно просто прожить остаток своих дней так, чтобы не было стыдно. А еще, конечно, позаботиться о своих двоих детях – это самое важное.

Кто-то не любит драмы Алехандро Гонсалеса Иньярриту за их душераздирающую минорность, другие, напротив, ценят их как раз за показ неприглядной изнанки жизни, от которой всячески бежит Голливуд. Как говорил сам режиссер, представляя ленту в Каннах: «Сейчас редко снимают фильмы об эмоциях, о страхе, о смерти: все в ботоксе, в пластике, все боятся выглядеть теми, кем являются. Наше кино другое – в нем есть надежда. Она в том, что герой сумел преодолеть главную болезнь, которая губит сегодняшний мир. Это не терроризм, не СПИД, не рак, а ненависть. Наш фильм – о победе любви над ненавистью». Даже те, кто считает «Бьютифул» невыносимым зрелищем, отмечают отличную игру Хавьера Бардема (отказавшегося, кстати, ради роли Узбаля от участия в сиквеле «Уолл-стрит»). Не проглядели ее и международные кинофестивали, осыпавшие блистательный бенефис испанца заслуженными премиями и номинациями.

Возмездие (Edge of Darkness, 2010)

Дочь полицейского Томаса Крейвена застрелена у него на глазах неизвестными. Он знает лишь, что это как-то связано с работой Эммы в окутанном тайнами ведомстве, выполняющем заказы властных верхов: бесстрашная девушка пыталась расследовать преступную деятельность своих боссов и поплатилась за это. Для Томаса, в одночасье потерявшего смысл жизни, теперь нет задачи важней, чем закончить расследование самому и наказать тех, кто стоит за «устранением» дочери. Крейвен не останавливается даже тогда, когда выясняет, что отравлен радиацией и жизнь его скоро закончится, – напротив, осознание того, что времени осталось мало, только придает ему целеустремленности. Коп, которому совсем нечего терять, – страшный коп, и его не остановят ни служба охраны, ни подосланный киллер, ни собственные коррумпированные коллеги.

Триллер Мартина Кэмпбелла по мотивам британского мини-сериала «Край тьмы» не ставит мысли героя о прожитой жизни во главу угла, потому что их просто нет: жизнь Томаса закончилась в тот момент, когда злодей в маске спустил курок, и, кроме возмездия, Крейвена больше ничего не волнует. Да раскисать и некогда. Он предпочтет потратить последние часы жизни на то, чтобы наказать негодяев, ввергающих мир в ядерный конфликт, – этого хотела его дочь, и ее смерть не должна стать напрасной. Если это последнее, что он может сделать для Эммы, то пусть будет так. Немногословная, но выразительная игра Мела Гибсона лишний раз напоминает нам об уровне этого актера, в последние годы почти исчезнувшего с экранов. Рэй Уинстон – один из лучших кинокиллеров всех времен (второстепенный, но яркий и, что немаловажно для темы данного топа, решающий ту же философскую дилемму, что и Крейвен, персонаж). Особую изюминку ленте придают великолепные диалоги за авторством сценариста «Отступников» Уильяма Монахана. Ценители триллеров «со смыслом» не останутся разочарованы.



Полезные инструменты