Как обработать плохую фотографию в лайтруме. Как обрабатывать фотографии в Adobe Lightroom. Импорт фотографий и пресеты

Данный пост написан для людей, которые только начинают осваивать обработку фотографий на ПК. Очевидно, что подробно осветить столь обширную тему в рамках одного небольшого материала попросту невозможно. Здесь я попытался изложить только самую важную информацию в максимально сжатой форме.

Подразумевается, что читатель обладает неким минимумом знаний в области цифровой фотографии и имеет определенные навыки работы с компьютером. Далее будет описан универсальный алгоритм, который позволит быстро освоить азы обработки в RAW-конвертере Adobe Photoshop Lightroom 6.9 (не путать с графическим редактором Adobe Photoshop!) Использовать будем англоязычную версию программы. Предполагается, что читатель уже видел Lightroom и в целом понимает, как всё это дело работает, но при попытках улучшить конкретную, отдельно взятую фотографию терпит фиаско, теряясь в многообразии ползунков и кнопок.

Нижеописанный алгоритм в целом актуален и для других конвертеров, базовый функционал везде примерно одинаков. Отличаться будут только пользовательский интерфейс, реализация отдельных функций и другие нюансы.

Исходник фотографии, с которым мы будем работать — это RAW-файл. Обработка JPEG, конечно, тоже возможна, но менее гибка и в рамках данного поста рассматриваться не будет. Как быстро отобрать из множества отснятых в RAW-формате кадров лучшие, читайте .

Важное отступление: заниматься обработкой фотографий имеет смысл только на более-менее приличном мониторе. TN-модели, особенно бюджетные, для работы с фото малопригодны и при их использовании результат предсказуем слабо.

Идеология обработки

Бытует мнение, что постобработка — это волшебная палочка, способная сделать из плохого кадра хороший. Это заблуждение. Обработка нужна для того, чтобы скорректировать некоторые огрехи, допущенные во время съёмки и обусловленные неидеальностью фотографа и его камеры. Ещё в процессе съёмки следует чётко понимать, какие дефекты можно будет исправить позже на компьютере, а что необходимо делать хорошо сразу. Никаким редактором не исправишь промахи фокуса, смазы из-за слишком длинной выдержки, грубые ошибки в композиции кадра. Всё остальное — можно попробовать. Воспринимать постобработку нужно в первую очередь как страховочное средство для случаев, когда снять хорошо сразу сложно или вообще невозможно. И только во вторую очередь обработка — это художественный инструмент.

Итак, с вступлением закончили, приступим к делу. Импортируем нужный RAW-файл в Lightroom, отмечаем его мышкой и открываем вкладку Develop, где и будет происходить всё дальнейшее действо. Инструменты коррекции сгруппированы в столбец по правой стороне экрана:

Перед тем, как перейти к изменению параметров, полезно освоить несколько маленьких хитростей. Элементы интерфейса, про которые идёт речь в нижеследующих пунктах, отмечены соответствующими цифрами на скриншоте.

  1. Если вы накрутили что-то совсем не то и хотите вернуться к настройкам по умолчанию, в правом нижнем углу имеется кнопка «Reset».
  2. Если требуется сбросить настройки только текущего подраздела, дважды кликните мышью по его заголовку.
  3. Если нужно сбросить в исходное состояние только один параметр, сделайте двойной клик по его названию.
  4. Свернуть или развернуть раздел можно, кликнув по его заголовку.
  5. Влияние настроек отдельного раздела на картинку можно быстро включать и отключать переключателем слева от заголовка раздела.
  6. Изменять значение параметра можно «взявшись» мышью как за сам ползунок, так и за цифровое значение параметра справа от ползунка. Второй вариант является более точным.
  7. Ещё более точным является изменение параметра с клавиатуры. Наведите мышь на нужный ползунок, затем нажимайте клавишу со стрелкой вверх или вниз для увеличения или уменьшения значения параметра соответственно.

С интерфейсом разобрались, начнём обработку.

Базовые параметры

  1. Если кадр заметно темнее или светлее нормы, исправляем это при помощи ползунка Exposure в разделе Basic. На этом этапе важно оценивать кадр в целом, а не его отдельные светлые или тёмные участки, с которыми мы поработаем чуть позже.
  2. Если кадр в целом выглядит явно желтоватым или синеватым, корректируем баланс белого в подразделе WB раздела Basic. Сначала пробуем изменить As Shot на один из пресетов (Daylight, Cloudy, Shade и т.д.) Если это не дает приемлемого результата, переходим к ручной регулировке баланса белого ползунком Temp. Настраиваем этот параметр так, чтобы элементы кадра, в реальности окрашенные в нейтральный цвет (белый, серый) стали таковыми и на экране монитора, без перекоса в синий или желтый оттенок. Также можно воспользоваться пипеткой (White Balance Selector), указав ею точку с нейтрально белым или серым цветом — например, белок человеческого глаза. После такого указания Lightroom скорректирует баланс белого в кадре автоматически.
  3. Если на фотографии есть чрезмерно яркие, пересвеченные участки, которые хотелось бы приглушить, сдвигаем ползунок Highlights в минус. Тёмные участки (тени) при необходимости делаем светлее соседним ползунком Shadows. Следует помнить, что при существенном высветлении теней на них может проявиться шум, портящий картинку. Инструменты для борьбы с шумом будут рассмотрены позже.
  4. После регулировки светов и теней может возникнуть потребность вернуться к параметру Exposure и подкорректировать экспозицию кадра более точно. Собственно, Exposure, Highlights и Shadows — это три основных ползунка, оперируя которыми мы приводим фотографию к сбалансированному по освещению виду, когда на ней не должно остаться слишком тёмных или, наоборот, сильно пересвеченных участков. Если обрабатываемый RAW получен с минимально приличной камеры, грамотная манипуляция описанной тройкой параметров позволит получить результат, сопоставимый с тем, что получается при съёмке в HDR.

Кадрирование

Выбираем инструмент Crop Overlay на верхней панели под гистограммой, его кнопка выглядит как прямоугольник с сеткой внутри. Соотношение сторон для подрезки ставим Original (как у исходного снимка) или 2×3. Кадрирование с произвольным соотношением сторон (Custom) без острой нужды использовать не рекомендуется. В процессе изменения размеров кадра поверх изображения накладывается сетка, помогающая использовать правило третей для композиции кадра. После подрезки выравниваем горизонт или центральную вертикаль при помощи ползунка Angle. Для завершения кадрирования нажимаем кнопку Done в правом нижнем углу экрана.

Цветокоррекция

Возвращаемся в раздел Basic, в подразделе Presence находим Saturation и Vibrance. Эти параметры отвечают за цветовую насыщенность фотографии — чем больше насыщенность, тем «цветастее» картинка.

Saturation изменяет насыщенность всего кадра линейно, изменять этот параметр нужно с осторожностью, чтобы не «пережечь» и так насыщенные участки или не сделать людей желтокожими.

Vibrance работает более интеллектуально, воздействуя только на средненасыщенные области и не затрагивая участки с минимальной и максимальной насыщенностью. Это позволяет раскрасить кадр более аккуратно с минимумом побочных эффектов. Именно поэтому рекомендуется использовать Vibrance, а не Saturation в большинстве случаев. В ситуациях, когда фотография изначально сильно неравномерна по насыщенности, можно использовать трюк «Saturation в минус, Vibrance в плюс». Это сделает картинку более однородной по цвету.

Если требуется изменить насыщенность не всех цветов сразу, а выборочно (например, сделать небо голубее или листву зеленее), выбираем подраздел HSL в разделе HSL/Color/B&W, и чуть ниже Saturation. Регулируем насыщенность нужных цветов соответствующими им ползунками.

Не стоит забывать, что цветовая насыщенность — это как соль в руках повара. При разумном использовании она делает пищу вкуснее, а при бестолковом может испортить блюдо напрочь. Как известно, лучше блюдо недосолить, чем пересолить. Интернет полон картинок с кислотными, режущими глаз цветами, выглядит всё это дело печально. Во всём нужно знать меру.

Шумоподавление

Открываем раздел Detail, там видим подраздел Noise Reduction. Нас интересуют два ползунка — Luminance (цифра 1 на скриншоте) и Color (цифра 2 на скриншоте). Первый подавляет яркостный шум, второй — цветовой. Настраивать шумодав удобнее всего, увеличив фотографию до масштаба 1:1 или больше.

Яркостный шум выглядит как зернистость на однотонных участках фотографии. Цвет зерён не отличается от тона участка, на котором эти зёрна присутствуют, варьируется только их яркость. Чем выше ISO, на котором сделан кадр, тем сильнее на нем выражен яркостный шум. По умолчанию параметр Luminance стоит на нуле, то есть подавление яркостного шума отключено. Так как внутри камеры при съёмке в JPEG шумодав работает даже на минимальных ISO, то картинка в Lightroom при настройках по умолчанию выглядит хоть и более детальной, но и более зернистой по сравнению с внутрикамерным JPEGом. Чтобы получить картинку, похожую на внутрикамерную, ползунок Luminance нужно выставить на значение 15-20 для фотографий, снятых на минимальных ISO. Если фотография снята на более высоком ISO и такого уровня шумоподавления не хватает, можно увеличивать Luminance выше, пока зернистость не уменьшится до приемлемого уровня. Однако, тут нужно быть осторожным, так как шумодав вместе с шумом удаляет и мелкие детали изображения. Если выкрутить Luminance слишком сильно, картинка станет неестественной, «пластилиновой».

Цветовой шум похож на яркостный, только его зёрна отличаются от общего тона по цвету. Это такие разноцветные пиксели, делающие картинку «грязной». Для борьбы с цветовым шумом используется ползунок Color. По умолчанию он выставлен на значение 25, чего хватает в большинстве случаев. Поднимать значение выше имеет смысл, когда фотография снята на очень высоком ISO и/или очень убогой камерой. Также более сильное шумоподавление может быть необходимо при глубокой цветокоррекции. Например, если вы увеличиваете насыщенность неба так, что оно из светло-голубого превращается в синее, на некоторых участках картинки могут появиться характерные шумовые артефакты (цифра 3 на скриншоте). Чтобы их устранить, понемногу увеличивайте значение Color до уровня, когда артефакты исчезнут.

Ретушь

Иногда бывает нужно убрать с фотографии отдельные мелкие элементы — птиц на небе, мусор, дефекты кожи. Для этого используется инструмент Spot Removal, кнопка которого расположена на верхней панели и выглядит как кружок со стрелкой.

Все настройки инструмента оставляем по умолчанию, используем режим Heal. Увеличиваем картинку до нужного размера и наводим кружок «прицела» на центр объекта, который нужно устранить. Колесиком мыши регулируем размер кружка так, чтобы он закрывал объект целиком, кликаем левой кнопкой. После этого участок под «прицелом» (цифра 1 на скриншоте) автоматически заместится соседним фрагментом изображения, и на экране появится второй кружок, отмечающий место, откуда был взят фрагмент для замещения (цифра 2 на скриншоте). Если замещение с автоматическим выбором фрагмента выглядит неудачно, кружок с замещающим фрагментом можно передвинуть вручную для получения лучшего результата.

Если ретушируются очень мелкие объекты на однородном фоне, автоматика почти всегда срабатывает хорошо и не требует корректировки. В этом случае параметр Tool Overlay в левой нижней части экрана (цифра 3 на скриншоте) можно переключить в Never. В таком режиме дополнительные кружки для выбора фрагмента появляться не будут, устранение дефектов будет проходить совсем просто, в один клик.

Когда все нужные участки отретушированы, нажимаем кнопку Done в правом нижнем углу экрана.

Вот, собственно, мы и рассмотрели основные этапы обработки. Часто после завершения цикла имеет смысл вернуться в его начало и пройти по некоторым шагам ещё раз, но с уже более тонкой подстройкой.

Заключение

Как было сказано в начале поста, вышеописанный алгоритм является базовым, минимальным вариантом. В нём оставлены без внимания увеличение резкости , тоновые кривые, фильтры и другие инструменты. Даже любимые многими фотографами параметры Contrast и Clarity я решил не упоминать, дабы лишний раз не запутывать начинающих. Обработку, как и другие вещи, лучше изучать от простого к сложному — сначала осваиваем до состояния автоматизма базу, а уж потом идём дальше. Если бездумно хвататься сразу за всё, что видит глаз, каша в голове гарантирована.

Формат RAW предоставляет возможность свободно играть с цветом и экспозицией. Этот формат очень удобен, ведь даже если изначально кадр не очень удачен, из него можно вытянуть детали и всё станет на свои места.

Эта статья является примером простой обработки снимка в программе Adobe Lightroom.

Вот наш снимок после обработки:

Подобную обработку можно выполнить в Photoshop Elements, Photoshop CS или Adobe Camera Raw, но данная обработка выполнена в Lightroom.

1. Загрузив снимок в Лайтрум, он попадает в Library.

2. Производим коррекцию линз (Lens Correction). Во вкладке Development находим соответствующий раздел. воспользовавшись Enable Profile Correction можно выполнить автоматическую коррекцию. Лайтрум сам определяет, какой объектив использовался при съемке и вносит соответствующие коррективы. При необходимости можно подправить кадр вручную.

3. Теперь необходимо подправить экспозицию. Бегунок, который отвечает за этот параметр, находится в самом верху. В данном случае корректируем Exposure на -0.4. Это уменьшит пересветы и скорректирует яркость всей сцены.

4. Далее уменьшим температуру цвета. На данном снимке слишком теплые цвета. Их следует слегка охладить. Корректировку производим бегунком Temр до 4500. Также можно попробовать внести корректировки в баланс Белого. Делать эти настройки следует именно в RAW, так как в Jpeg это сделать будет практически невозможно.

5. Снижение температуры привело к уменьшению резонанса (вибрации) цветов. Это можно поправить ползунком Vibrance до + 40. Лучше использовать этот параметр, чем насыщенность (Saturation). Это позволит не затрагивать те области снимка, которые уже достаточно насыщены.

6. Теперь займемся контрастом. Его установим на +46.

7. Также за контраст отвечают ползунки Highlights и Shadows (подсветы и тени). Снижение интенсивности подсвеченных мест можно выполнить уменьшением значения параметра Highlights до -25. Значение теней необходимо увеличить до +20. Гора на фоне перестанет быть такой темной.

8. Параметр Оттенки чёрного (Blacks) нужен для подстройки теней и общего контраста. Его значение в данном случае увеличено до 15.

9. Для усиления голубизны неба необходимо перейти к локальным настройкам цвета в области снимка. Вначале нужно взять инструмент градиент. Он находится на верхней панели. им необходимо выделить область неба.

Теперь применение любых настроек будет действовать только на выделенный участок.

Затемнить небо можно бегунком Aquas, опустив его значение до -5, а Blues до -30. Небо на снимке стало намного красивее.

10. Можно углубиться в более кропотливую работу и подправить переход справа под веткой. Настраиваем инструмент Brush: Exposure +41, Feather 86, Flow 100 Density 50, Auto Mask - активен.

Настаиваем размер кисти.

11. Кадрирование снимка можно выполнить соответствующим инструментом.

12. Теперь добавим интересный эффект - это виньетирование. Вкладка эффекты содержит параметры Vignetting. Там устанавливаем Amount -25, Midpoint -50, Roundness 0 Feather 50.

13. Иногда на картинке видна пыль. Особенно хорошо её видно на синем небе. Избавиться от неё можно инструментом Spot Removal. Он находится вверху.

14. Нельзя оставить снимок без увеличения резкости. Это можно сделать на вкладке Детали параметром Amount 50.

15. Можно ограничить увеличение резкости только краями элементов. В этом поможет параметр Masking. В данном случае было использовано значение 50.

16. Сейчас самое время уменьшить шум на фотографии, но данный снимок его практически не содержит, поэтому каждый может взглянуть на скриншот и увидеть, где этот параметр находится.

17. На этом обработка заканчивается. Осталось только сохранить обработанный снимок в формате Jpeg. Чтобы это сделать, нужно перейти в Library и нажать Экспортировать. Будут доступны разнообразные варианты сохранения.

Теперь можно просмотреть результат в любом просмотрщике или загрузить в интернет.

Для того, чтобы обрабатывать фотографии быстрее, можно создать собственные пресеты, которые будут выполнять молниеносно стандартные действия и вносить определенные корректировки.

Увлекшись, я пообещал, что расскажу как я обрабатываю репортажные фотографии. Что и делаю.

Если в качестве предисловия немного вдаться в философию, которой я придерживаюсь, могу сформулировать следующие утверждения:
1) Хорошая фотография - это прежде всего отсутствие лишнего .
2) Под отсутствием лишнего мы понимаем: как банальное удаление лишних в кадре элементов, так и стремление избежать «приукраса» средненького кадра всякими хипстерскими штучками вроде модного цветового решения и различными эффектами размытия-бликов-засветов.

Везде, даже в таком свободном виде творчества, как фотография, есть свои законы. Я против сопливого подхода в духе «я художник, я так вижу». По моим наблюдениям такое оправдание свойственно только неумехам с кривыми руками. Давайте разбираться.

Вообще, работа фотографа принципиально отличается от работы художника тем, что второй изначально имеет в своём распоряжении пустой холст и наполняет его элементами с учётом сюжета и композиции; а задача первого - отсечь всё лишнее из существующего бесконечного набора объектов. Конечно, я стараюсь проделать эту работу ещё на этапе съёмки. Но, поскольку репортаж - это прежде всего точно пойманный момент, во время съёмки бывает тяжело уследить, поскольку акцентируешь своё внимание на другом.

Итак, самый простой ход - кадрированием убрать лишние пустоты.
Было:

Стало:

Маленький шаг для человека, но огромный скачок для человечества. Кадр становится более «плотным», что идёт на пользу композиции. Он перестаёт разваливаться и растекаться:

Далее, при помощи того же кадрирования мы убираем из кадра лишние элементы. На мой взгляд, фигура в белом на заднем плане никак не соотносится с основной композицией. Плюс из-за того, что она освещена сильно слабее, белый приобретает желтоватый оттенок, к которому у меня какая-то личная неприязнь:).

Ни секунды не сомневаясь, отрезаем:

Гармония, чистота и удовольствие:). К тому же в первоначальном варианте ноги девушки слева несколько неуютно обрезались в районе суставов, что создает дополнительный дискомфорт:

В следующем примере задача несколько посложнее. Хороший момент, но кадр слишком хаотичный и замусоренный:

Перво-наперво кадрируем:

Но у нас остаётся всё-равно слишком много лишних деталей, которые мешают кристально чисто воспринимать снимок: это и грязь на сцене и проглядывающие стены за сценой. Эти лишние элементы появились из-за ракурса, так как если снимать из зала, этого не будет видно. Но поскольку интересный ракурс - это далеко не самый немаловажный аспект хорошей репортажной съёмки, я не выбрасываю этот кадр, а берусь за ретушь:

Для всех очевидно, что в хорошем портрете нет места прыщам и синякам под глазами. Но на самом деле репортаже снимки также иногда нуждаются в ретуши. Причём как и в случае с хорошим портретом, ретушь должна быть незаметна, а не делать из человека восковую статую:

К сожалению, мне немного досаждает тот факт, что рука матроса в прыжке упирается в самый край кадра, но тут уж извините:).

Теперь перейдём к тому моменту, который уже давным давно стал нарекательным при оценке фотографий. Фраза «горизонт завален» - самый частый комментарий при обсуждении снимков. Несмотря на то, что многих эта фраза бесит не меньше, чем вопрос «на какой фотик снято?», я считаю, что заваленный кадр - это в 99% брак:

Почему не в 100%, объясню чуть позже. Кадр исправляем:

Внимательный читатель также увидит, что мы немного почистили снимок, убрав грязь на сцене:

Почему же в одном случае из ста заваленный горизонт допустим? Небольшое смещение угла наклона допустимо для создания дополнительной выразительности. В следующем снимке я оставил завал (и даже несколько наклонил кадр дополнительно) для усиления ощущения силы гравитационного притяжения, которое преодолевает танцор в своём прыжке. Однако, согласитесь, если у вас все фотографии вкривь и вкось, то это скорее говорит о вашей невнимательности, чем о художественном использовании приёма. Исключение должно подчеркивать правило (простите за банальную фразочку):

В общем, я за чистоту кадра во всех её смыслах. Кстати, года полтора назад я уже

Вы настроили камеру, выстроили композицию или поймали нужный кадр, и сделали RAW-снимок. Но это только половина работы фотографа, так как обычно примерно половина времени уходит на постобработку фотографий в таких программах как Lightroom и Photoshop. Так как именно от того как обработать фотографию будет зависеть как зритель будет его воспринимать.

Конечно, это не означает, что при помощи постобработки можно получить из ужасно снятой фотографии хороший результат, но хороший снимок никогда не получиться прекрасной фотографией без постобработки.
Если посмотреть на снимок, только импортируемый в Lightroom, то можно увидеть, что без каких-либо воздействий над RAW-фотографией она представляет из себя тусклую картину. Такое изображение получается из-за настроек формата RAW при которых сохраняется информация как о наиболее светлых участках фотографии, так и о самых тёмных. Эти данные нужны для наиболее объемлемого редактирования изображения.

Но перед обработкой нужно удостоверится, что монитор нормально показывает цвета, так как обычный неоткалиброванный монитор будет показывать изображение совершенно не в таких цветах, как это должно быть. И если обрабатывать фотографию максимально приближённо к реальности, применяя неоткалиброванный монитор, при печати или просмотре на другом мониторе вы быстрее всего увидите совершенно другие цвета.

Обработка в Lightroom

Главная задача работы в Lightroom – это настроить нужный контраст и цветовой баланс, но также здесь можно исправить и мелкие недочёты в композиции или произвести ретушь, например, портрета. Но в нашем случае, можно на первом изображении увидеть одного фотографируемого сёрфингиста и двух других, которые требовалось убрать, чтобы внимание зрителя концентрировалась на главном.

Во вкладке Обработка (Develop) программы Lightroom сконцентрированы все инструменты, которые нужны для работы с цветом, контрастом, насыщенностью и ретушью фотографии. В правой панели расположена Гистограмма, которая показывает нам плотность распределения пикселов снимка по их яркости.

Слайдеры Баланса белого (White Balance) можно сначала пропустить, а перейти в разделе Основные (Basic) к Тону (Tone) и Расширенным коррекциям (Presence), так как эти настройки на баланс белого не повлияют. Если же сразу менять баланс белого, то потом может возникнуть ситуация, когда нужно повторно выставлять все настройки. Это конечно относится к тем случаям, когда со снимком всё нормально в отношении света и нет больших отклонений в балансе белого.

Обычно при обработке фотографий сильно задействуются Экспозиция (Exposure) и Контраст (Contrast). А в нашем случае, экспозиция немного приподнята, а контраст увеличен довольно сильно, за счёт чего светотеневой рисунок стал намного более явным. Но тем не менее, этого недостаточно, и для большего эффекта использован слайдер Тени (Shadows), что сделало тени более жёсткими и раздел Тоновая кривая (Tone Curve), где была повышена насыщенность картинки.

Для установки конечных точек гистограммы сделаны слайдеры Белые (Whites) и Чёрные (Blacks). Чтобы фотография выглядела нормально нужно максимально растянуть гистограмму, тем самым реализовав полный тональный диапазон цветов. Однако, из-за гибридного цветового пространства, используемого в Lightroom и отсутствия коррекции Уровней, точно установить точки черного и белого намного легче позже в программе Photoshop, при помощи корректирующего слоя Уровни (Levels).

После настройки точек чёрного и белого при необходимости добавляется Четкости (Clarity) и Сочности (Vibrance). Может показаться что Сочность это таже Насыщенности (Saturation), но Сочность – это нелинейный слайдер позволяющий выровнять уравнять насыщенность всех цветов снимка, так как он подчеркивает ненасыщенные оттенки сильнее, чем те, которые уже достаточно сочные.

Важно не переусердствовать с настройками. Так слишком повысив Чёткость можно получить очень много шума, а чересчур увеличив Насыщенность на снимке появятся цвета, которых не бывает в реальности.
Так, например, HSL/Цвет/Оттенки серого (HSL/Color/B&W), Раздельное тонирование (Split Toning) и Детализацию (Detail) обычно изменения не вносятся или вносятся, но небольшие. Многие настраивают Резкость (Sharpening) на этом этапе, но логичнее ею заняться уже на конечных стадиях работы с фотографией.

Не менее логично и использование Профиля (Profile) вашего объектива для обработки. Там можно установить слайдер Дисторсии (Distortion) на 0, чтобы снимок выглядел более естественно. В этом же разделе обычно делают Виньетирование (Vignetting), чтобы помочь направить взгляд на объект съёмки. Так же здесь можно на вкладке Цвет установить галочку Удалить хроматические аберрации, что избавит изображение от крошечного количества аберраций.

Только после всех этих манипуляций следует использовать инструмент Удаление пятен (Spot Removal Tool), с помощью которого можно удалить следы ненужных брызг, пыли или иных отвлекающих от общей композиции объектов. И в конце концов можно воспользоваться Градиентных фильтра (Graduated Filter), чтобы сбалансировать яркость или насыщенность планов композиции. В нашем случае были отрегулированы яркость неба и пены на переднем плане фотографии, для того чтобы акцентировать внимание на сёрфере и волне.

На этом можно завершить обработку фотографии в Lightroom и продолжить в Photoshop, но для этого важно правильно экспортировать изображение. Для этого нужно выбрать в качестве формата полноразмерный PSD в 16-битном формате с разрешением 300 ppi и ProPhoto RGB без добавления резкости в качестве цветового пространства.

Обработка в Photoshop

При работе с фотографией в фотошопе нужно сделать мастер-файл, который останется цветовом пространстве ProPhoto RGB. Всё правки следует вносить с помощью корректирующих слоев или дублирования. Так всегда можно исправить какую-либо ошибку удалив просто ненужный слой. А пространство RGB всегда можно будет перевести в другое цветовое пространство. Например, при печати фотографии нужно будет выбрать соответствующий печатной машине цветовой профиль в пространстве CMYK. Но главное в Photoshop сохранить PSD-файл со всеми слоями вместе с RAW-снимком.

Но начнём по порядку. При открытии, быстрее всего, вы увидите слегка туманную версию вашей фотографии, что можно исправить с помощью корректирующего слоя Уровни (Levels Adjustment Layer). Именно здесь можно добиться полного тонального диапазона размещая точки белого и черного на краях гистограммы.

Нужно конечно учитывать и тот факт, что при работе со снимком, сделанным в туманный день, убирать туманность не всегда корректно. Так что всегда нужно перед любым движением слайдера задавать себе вопрос «а имеет ли смысл эта корректировка?». Но почти всегда при работе с уровнями, слайдеры темноты и светлоты немного отодвигают к центру, чтобы белый казался реалистичным на фотографии, так же, как и чёрный не превращался в нереалистичную чёрную дыру в снимке.

Далее создаётся корректирующий слой Яркость/Контраст (Brightness/Contrast), с помощью которого можно немного повысить яркость. Многие могут сказать, что яркость можно поднять и в Уровнях, но в Яркости/Контрасте получается немного иной результат. Что объясняется немного другой системой коррекции.
При значительных имениях с помощью Уровней часто можно заметить небольшое снижение насыщенности цвета, что можно исправить с помощью ещё одного корректирующего слоя – Вибрация (Vibrance).

Если фотографию планируется использовать только в интернете, то изображение нужно перевести в цветовой профиль Adobe RGB или sRGB и отправить клиенту. В случае печати или иного рода использовании фотографий подготавливать их нужно отдельно, но это совершенно иная тема.

Вы много путешествуете и карта памяти фотоаппарата становится полной слишком быстро? Вам хочется выбирать лучшие снимки и удалять ненужные, не тратя на это много часов? Качество отснятого материала не всегда устраивает на сто процентов, а научиться пользоваться программой Фотошоп нет времени или желания?

Многие гуру фотографии считают, что программа обработки фотографий Photoshop – не единственная панацея, и в мире существует несколько гораздо более удобных и современных функционалов. А если на все заданные выше вопросы вы ответили утвердительно, попробуйте протестировать Lightroom.

Разберем по шагам как можно быстро обработать фотографии из отпуска в Лайтрум.

Импорт и отбор фотографий в Лайтрум

Импорт снимков в Lightroom удобен и прост – достаточно вставить карту памяти в компьютер. Причем, открытие каждого кадра происходит в собственном интерфейсе, а потому работа в Лайтрум с большим количеством отснятого материала становится удобной и понятной. Дальнейший алгоритм:

  • Удаление плохих фотографий на самом первом этапе позволяет эффективно использовать пространство на диске и время. На нижней панели с флажками нужно выбрать два левых, а на клавиатуре использовать клавишу X.

  • Оставшиеся фото в Лайтрум легко переименовывать в соответствии с выбранным шаблоном. Номера кадров следует проставлять в трехзначном виде, чтобы список их отражался корректно. Для получения диалогового окна переименования следует воспользоваться клавишей F2.

  • Выбранные и сохраненные кадры можно уже на этом этапе частично обработать. Например, добавить четкости, усилить второстепенные оттенки или воспользоваться шумоподавлением. Определив оптимальные параметры для вашей камеры самостоятельно, достаточно создать затем User Preset и, применив его на первый выбранный кадр, выделить весь сет и нажать клавишу Sync.

Выстраиваем композицию на фото в Лайтрум

Рекомендованное специалистами съемки, не всегда удается поймать навскидку во время фотоохоты. Животные или дети чаще всего не ждут, пока фотомастер наведет на них объектив, да и пейзажи имеют склонность заваливаться набок в видоискателе, а нежелательные граждане лезут в кадр со странными жестами и мимикой. Отсечь все лишнее помогает функция кадрирования в Лайтрум, вызываемая кнопкой R.

На панели кадрирования есть кнопка в виде замка, закрыв который вы предоставите системе соблюдать оригинальные пропорции кадра, а открыв – сможете резать его произвольно по собственному желанию:

  • «Заваленный» горизонт следует выправлять в любом случае, если он не был призван создать особую динамику в кадре.
  • Лишние автомобили и части людей и животных, попавшие в видоискатель против воли автора, обычно отвлекают зрителя от основной идеи снимка, а потому их придется отрезать по мере сил и безжалостно.
  • Используя правило «золотого сечения», фотографы стремятся, чтобы основной объект располагался в кадре в одной из точек пересечения двух вертикальных и двух горизонтальных линий, разделяющих снимок на девять полей. Пустое пространство желательно оставлять в направлении движения или взгляда модели на фото.

Основные параметры Лайтрум для обработки фотографий

Основные параметры, которыми можно воспользоваться в программе Лайтрум для обработки фотографий:

  • Temp позволяет менять цветовую температуру снимка или так называемый «баланс белого».
  • Tint — изменение оттенка, также влияет на «баланс белого».
  • Exposure – это инструмент, с помощью которого есть возможность сделать кадр темнее или светлее. Подходит лишь для первоначальной коррекции, если снимок недоэкспонирован или засвечен.
  • Contrast – функция для усиления или снижения контрастности кадра.
  • Highlights позволяет затемнить или, напротив, осветлить сразу все участки полученного изображения, которые выглядят светлыми.
  • Shadows , наоборот, выводит из тени затемненные области.
  • Whites высветляет изображение до крайних значений, следом идет полная засветка.
  • Blacks — это предельное значение теней. Два последних пункта требуют аккуратности и чувства меры.
  • Clarity отвечает за четкость изображения и дает возможность придать кадру особый объем и фактуру.
  • Vibrance тонко насыщает снимок цветом, не допуская перебора.
  • Saturation менее интеллектуальная функция и, в отличие от предыдущей, требует от художника чувства меры.

Неограниченные возможности

А еще умная программа Лайтрум последней версии позволяет исправлять или напротив создавать эффект виньетирования, победить дисторсию при съемках на широкоугольные объективы, применить градиентный фильтр для корректировки количества света на отдельных участках снимка, удалить пятна от пыли на матрице, клонировать участки изображения и выделять те части кадра, на которые хочется обратить особое внимание зрителя. Есть в программе и спецэффекты, причем она дает возможность самостоятельно создавать нужные фильтры, сохранять их и применять по желанию к последующим кадрам.

Экспорт фото из Lightroom и загрузка на хостинг также удобны и доведены до автоматизма. Программа задает требуемый размер изображениям и проставляет выбранные водяные знаки.


Вот так – все просто и никакого фотошопа!



Полезные инструменты