Инструменты реализации этики бизнеса. Этика бизнеса в России. Профессиональная этика бизнеса. Возникновение современной системы

Фото Бориса Мальцева, Кублог

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.

В целом восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за последнее столетие прошло (в развитых западных странах) три этапа:

  • управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX в.): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого капитализма»);
  • попечительское управление (с 1930-х гг.): организация заботится о своих сотрудниках и их семьях, поскольку это ведет к более высокой производительности и доходности;
  • социальное управление (с 1960-1970-х гг.): организация несет ответственность перед обществом в целом и стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц) в частности.
Можно выделить пять этапов становления этических воззрений в нашей стране в XX в.:
  • традиционный капиталистический (до 1917 г.): меценатство и попечительство считались «хорошим тоном» в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;
  • прямое государственное регулирование (1920-е гг.): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;
  • плановая социалистическая ответственность (1930-1980-е гг.): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы и предписывался план по открытию новых, невыполнение которого каралось государством;
  • «дикий капитализм» (1990-е гг.): приоритет был отдан получению краткосрочной экономической выгоды, программы социальной ответственности часто принимали характер «прикрытия» незаконных операций;
  • локальное попечительство (с 2000 г.): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.
Исследователи различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:
  • Традиционный (узкоэкономический) — сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: деловые организации должны служить интересам их собственников, а менеджеры — всего лишь наемные служащие, чья задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии что он придерживается правил игры… [и] участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.
  • Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц) — сформулирован профессором социологии, признанным «гуру» менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, что организация в целом несет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц — стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение целей организации, поэтому руководству приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике (на развитых рынках) этот подход наиболее распространен.
  • Социально-этичный (утвердительный подход) — сформировался в 60-70-е годы прошлого века под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков менеджмента: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть средств на его совершенствование.
Сторонники традиционного подхода выдвигают аргументы против широкой социальной ответственности:
  • ценой такого поведения становится снижение доходных статей компании, следовательно, расходы на программы социальной ответственности переносятся на потребителей в виде повышения цен;
  • расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, уменьшения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в обновление и совершенствование производственных мощностей, уменьшения кредиторской задолженности и т.п.;
  • принятие социальной ответственности может ввести сотрудников в заблуждение относительно главных целей организации;
  • ответственность за решение социальных проблем должна лежать на индивидуумах, а не на компаниях;
  • решение социальных проблем относится к компетенции государственных и муниципальных органов и предприятий, руководители корпораций не вправе решать общественные проблемы;
  • компания, которая берет на себя большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе;
  • эффект социальных программ нельзя точно определить — о результатах подобных действий крайне трудно отчитываться перед стейкхолдерами и широкой общественностью;
  • нарушается принцип максимизации прибыли.
В то же время, преследуя только экономические цели и соблюдая при этом законы и нормы государственного регулирования, организация:
  • удовлетворяет потребительский спрос в товарах и услугах;
  • создает рабочие места;
  • платит налоги;
  • обеспечивает определенный уровень возврата на капитал (в виде дивидендов);
  • создает новые общественные богатства и ценности.
Таким образом, организация вовлечена в теснейшее социальное взаимодействие и вносит определенный вклад в вышеобозначенные сферы. Сторонники этического и социально-этичного подходов выдвигают ряд аргументов засоциальную ответственность:
  • социальная вовлеченность организации отвечает ее интересам, так как создает лучшее общество и лучшую среду для ведения бизнеса;
  • программы социальной ответственности — средство создания и поддержания положительного публичного имиджа;
  • социально ответственный и этичный менеджмент предупреждает или ослабляет отрицательный эффект воздействия на организацию со стороны таких влиятельных групп, как государственные и муниципальные органы власти;
  • широкая общественность ожидает этичного поведения организаций и их руководства — несоответствие этим ожиданиям может привести к негативным последствиям;
  • внутреннее моральное обязательство вести себя социально ответственно и этично лишь подтверждает тот факт, что собственники, менеджеры и сотрудники организации являются членами общества и для них естественно следовать его моральным нормам;
  • создаваемые организациями социальные проблемы, такие, например, как загрязнение окружающей среды, должны решаться за счет этих организаций;
  • социальная ответственность уравновешивает могущество и ответственность компании;
  • социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества.
За последние три десятилетия XX в. в западных странах наблюдается тенденция к повышению социально ответственного поведения организаций, однако вместе с тем четко заявляет о себе тенденция к снижению этичности персонала. Последнее справедливо и для России. Как бороться с этой проблемой? Безусловно, каждой организации нужны свои программы, уникальные методы и подходы, но тем не менее можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира:
  • Разработка этических нормативов — положений, описывающих систему общих ценностей и правил этики организации. Например, не одобряются или караются взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании («коммерческой тайны»), использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправные действия в интересах фирмы, производство заведомо некачественной продукции и т. п. Как правило, такие нормативы оформляются в виде «этического кодекса», «заповедей основателя», «образа жизни компании» и т. п.
  • Создание комитетов по этике. В подобные комитеты, как правило, входят представители топ-менеджмента компании, собственники и прочие стейкхолдеры. Они играют роль мирового судьи, «совести организации», вынося авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам.
  • Проведение социальных ревизий. Подготовка отчетов для широкой общественности о внедрении программ социальной ответственности, а также об этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников. Как правило, такие отчеты составляются внешними независимыми организациями — ведущими журналами, телеканалами, ассоциациями и т. п.
  • Обучение сотрудников этичному поведению. Сегодня курсы этики включают во многие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Цель таких курсов — повысить общую культуру поведения, а также подвести людей к мысли о моральной ответственности и нравственных последствиях совершаемых ими действий.
  • Личный пример руководителя. Руководитель, как правило, является моральным лидером компании, задавая общий климат и определяя степень этичности поступков. Высоконравственное поведение руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать этическим нормам.

Закаленные в чрезвычайно агрессивной среде морально-нравственные качества большинства менеджеров значительно ниже, чем у представителей других профессий, несмотря на то что от их поступков и решений зависят судьбы многих людей.

В экономическом мире вопросы этики особенно сильно связаны с вопросами денег. Сейчас деньги перестают быть универсальным средством расчета с контрагентами, они становятся мерой успеха их обладателя, бизнесмена, который может (или не может) заработать достаточно, чтобы его признали успешным. Как отмечает Евгений Емельянов, «деньги вообще — проблема для бедного, но не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь то, что человек не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может мириться с этим фактом».

Отсюда следует, что проблема — не в том, что денег мало, а в том, что их не хватает. Такой подход сформулировал в свое время отец автомобильной промышленности США, идеолог принципиально новых трудовых отношений Генри Форд I. Он писал: «Алчность к деньгам — вернейшее средство не добиться денег. Но если ты служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, деньги сами собой появляются в избытке. Деньги, вполне естественно, появляются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения».

В настоящее время в России постепенно складывается цивилизованное отношение предпринимателей к деньгам: они все реже являются самоцелью и все чаще — инструментом бизнеса и мерилом успеха. Слова известного предпринимателя Кахи Бендукидзе отлично характеризуют современную тенденцию: «Деньги, которые на первом этапе так хотелось заработать, — деньги на личное потребление — сейчас не так важны. Они просто мерило успеха… Разориться страшно не потому, что лишишься средств к существованию, самое страшное — позор, несостоятельность, то, что массы людей, которые сейчас обеспечены, окажутся на улице…» Иными словами, деньги, как и любой инструмент, не есть зло сами по себе — это средство ведения бизнеса, экономической и социальной коммуникации.

Среди множества этических проблем, связанных с деньгами, наиболее остро стоят следующие:

  • Проблема «брать деньги». Суть ее в формальной обязанности должника отдать деньги кредитору в срок, с положенными процентами и т.д. Кроме формальных обязательств, однако, существует и некоторый моральный контракт между берущим и дающим деньги, когда берущий «под залог» доверия обязуется добросовестно выполнить свои обязательства. Зачастую многие управляющие не могут себе позволить рискнуть этим кредитом доверия и не берут деньги, даже когда это относительно безопасно и необходимо для развития компании. Еще одной моральной проблемой в данном случае можно назвать проблему статуса берущего деньги. Многие современные бизнесмены не могут представить себя в качестве просящего, боятся потерять лицо, признать острую необходимость в деньгах и, возможно, наличие временных экономических трудностей.
  • Проблема «давать деньги». Экономические факторы проблемы очевидны: риски невозврата, снижение собственной ликвидности и т. д. К этическим проблемам, как правило, относят дилемму «потратить самому и оставить другого человека (компанию) в сложном положении или помочь другому и недополучить всех возможностей от использования честно заработанных денег».
  • «Звездная болезнь». При первых значительных успехах руководители нередко заболевают «звездной болезнью». Это проявляется в неприятии чужого мнения, бессмысленных тратах огромных сумм, которые, возможно, лучше было бы направить на развитие компании. Зачастую руководители так и не выздоравливают от этой «болезни» и начинают возвращаться к реальности, только когда компания уже стоит на грани или когда заканчиваются деньги первого успеха.
Этические проблемы сложны и противоречивы. Далеко не всегда человек, будь то предприниматель-собственник, менеджер или служащий, способен самостоятельно решить их. Всегда существует потребность опереться на что-то, спросить совета. Ниже приведен ряд рекомендаций для владельцев бизнеса, которые хотят быть преуспевающими и этичными:
  • помните, что предприниматель высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели);
  • выработайте привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела;
  • выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить — не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием;
  • будьте внимательны и объективны к «бесполезным» предложениям;
  • отклоняйте ненужные предложения тактично и вежливо;
  • будучи уверенным в себе, избегайте самоуверенности, самоуверенность — предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе;
  • не перекладывайте ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от вас соответствующего задания или рекомендации;
  • помните, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как растерянность;
  • чтобы эффективно подчинять, умейте подчиняться, хотя бы обстоятельствам;
  • воспитывайте сотрудников ненавязчиво, но постоянно, поощряйте их плодотворный труд и инициативу;
  • никогда не забывайте, что ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши, есть другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;
  • не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха;
  • не забывайте, что знание личных побудительных мотивов подчиненных — одна из основ эффективного взаимодействия с ними;
  • согласовывать цели предприятия с личными целями сотрудников не менее важно, чем согласовывать личные цели сотрудников с целями предприятия;
  • в общении с людьми научитесь понимать то, что не высказано;
  • руководствуйтесь в работе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;
  • высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным — задержать начало работы из-за опоздания или неподготовленности мероприятия;
  • будьте терпимы к чужим недостаткам, если они не мешают вашему бизнесу;
  • помните, что человека можно оскорбить не только словом: поза, жесты и мимика не менее выразительны;
  • занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно;
  • будьте справедливы к деловым качествам человека, особенно если ваши отношения с ним оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что не лучшее отношение к вам — следствие ваших несовершенств;
  • не страшитесь талантливых подчиненных;
  • предоставляйте сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия;
  • хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз;
  • помните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Последнее никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость — она сильно задевает людей;
  • сочувствие часто ценнее денег;
  • умейте слушать, имейте бесконечное терпение.
В заключение хочется заметить, что глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня обязательны для менеджера любого уровня, в особенности для предпринимателя. Управление, будучи весьма специфической деятельностью, обязывает руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий.

Этика бизнеса – одна из самых молодых и стремительно развивающихся областей науки. Наиболее полное воплощение этики бизнеса приходится на корпоративную культуру современных западных компаний с их четко структурированным ведением бизнеса. В России же она только недавно начала развиваться. Я считаю, что этика бизнеса и морально-этические нормы должны присутствовать в каждой компании


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12622. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ 157.25 KB
Внедрение банковских пластиковых карт в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей, так называемой, технологической революции банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ. Для владельцев карт это – удобство, надежность, практичность, экономия времени...
16742. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИЗМА 14.22 KB
В рамках Болонской декларации предполагается учредить аккредитационные агентства независимые от национальных правительств и международных организаций и одновременно установить стандарты европейского образования – исходя не из длительности обучения а из знаний умений и навыков приобретенных студентами. Одним из подобных мифов - является мнение о бесплатности высшего образования. Вопрос здесь состоит в том кто именно и из каких конкретно источников осуществляет финансирование так называемого бесплатного российского высшего...
16963. Институциональные аспекты модернизации формата деловых отношений российского бизнеса в условиях «экономики отката» 21.66 KB
Институциональные аспекты модернизации формата деловых отношений российского бизнеса в условиях экономики отката В период мирового финансового кризиса в России обостряются проблемы тормозящие развитие национальной экономики и требующие модернизации формата деловых отношений российского бизнеса. Так до сих пор нерешенными проблемами сложившейся деловой среды остаются коррупция сговор участников рынка откаты искусственное завышение цен и затрат излишнее количество посреднических структур недобросовестность налогоплательщиков слабый...
19913. Анализ современного состояния малого бизнеса в РК (на примере деятельности ТОО «Daze Trade») 656.07 KB
В ежегодных Посланиях Главы государства народу Казахстана большое внимание уделяется повышению благосостояния граждан обеспечению устойчивых темпов экономического роста страны поддержке и развитию малого бизнеса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое. В Республике Казахстан в сфере малого бизнеса произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства на местах функционируют десятки учебно-деловых центров консультационных...
14880. Этика: шпаргалка 46.81 KB
Термин мораль произошел в условиях Древнего Рима где в латинском языке было слово аналогичное древнегреческому этос и этим словом является mos означающее нрав обычай то есть почти то же что и древнегреческое слово этос. всего того что чаще всего и обозначается словом мораль. То обстоятельство что исторически сложившаяся этика включает в себя указанные две части находит выражение в современных определениях этики фиксирующих ее двойственный статус в качестве практической философии и науки о морали 3.
20079. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА 54.38 KB
Аксиология как учение о ценностях. КОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ Сущность и содержания управленческой этики как теории и социальной практики. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ профессиональный ЭТИКЕТ Этикет и его содержание Стиль руководства как отражение профессионального этикета.
5791. Этика античности 26 KB
Сочетая в себе простоту жизни следование собственной природе и презрение к условностям умение с твердостью отстаивать свой образ жизни и постоять за себя а одновременно и верность храбрость и благодарность. О жизни Антисфена сохранились довольно малочисленные сведения. Отличительными признаками кинического образа жизни были неприхотливость выносливость презрение к жизненным удобствам и чувственным удовольствиям. Такое отношение к миру можно определить как своего рода аскетику основанную на представлении о самодостаточности автаркии...
8003. Этика делового общения 70.57 KB
Отсюда следует прямой вывод: умение общаться с людьми есть важнейшее профессиональное качество которому человек обязан учиться и которое он должен совершенствовать всю свою жизнь. Следует признать справедливым остроумное замечание английского философа Джона Локка о том что в дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости ученость выглядит педантизмом остроумие шутовством простота неотесанностью добродушие льстивостью2. Следует подчеркнуть что самые высокие нравственные качества выхолащиваются лишаются практического...
2467. Этика - раздел философии 930.97 KB
Гедонизм – это простейшее материалистическое учение которое утверждает что главным критерием человеческих действий является удовольствие. Если же человек такого не получает значит он чтото делает неправильно: его поступки неэтичны с точки зрения гедонизма. Основным недостатком этой концепции является то что удовольствия является ограниченным. Человек устроен так что удовольствие рано или поздно сменяется неудовольствием.
17686. Этика и смертная казнь 26.4 KB
Одной из важных проблем в жизни и культуре людей занимает вопрос об этичности смертной казни. И практически постоянно обозначенная проблема смертной казни разводила в противоположные стороны мнения о ее справедливости необходимости и правомерности. О смертной казни можно судить с разных сторон. В настоящее время историческая динамика проблемы смертной казни показывает что она все больше утрачивает этическую санкцию теряет поддержку общества и постепенно вытесняется из...

Этике корпоративных отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики корпоративных и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Выполнение сотрудниками организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, захочет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем, и насколько успешно будут строиться их взаимоотношения.

Использование норм и правил этики корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются не только внутренней психологической потребностью человека, но и отработаны в процессе систематического тренинга.

Этика включает в себя систему нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и, наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

Отношение окружающих к конкретному человеку в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить исходя из логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации. Немаловажная роль в данном случае отводится такой детали, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку.

Практически все направления корпоративной этики имеют правила, соответствующие нормам поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т.п.

Принципы этики корпоративных отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на нормы поведения участников деловых отношений.

В основу современной корпоративной этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения:

создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

прибыль и другие доходы производства рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой.

Таких принципов и соответственно аксиом десять:

Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов (в частности Демокрита) о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях - честности, открытости, умеренности и т.п.).

Никогда не делай того, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены основные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

Никогда не делай того, что не ведет к благу, а не вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж.С. Миллом).

Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).

Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости К. Родса).

Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории А. Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов.

Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко - «Принципы бизнеса». В этой Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур. Ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.

В преамбуле «Принципов бизнеса», в частности, говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба».

В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;

экономическое и социальное влияние бизнеса на развитие прогрессивных процессов в мировом сообществе;

этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;

уважение правовых норм;

поддержка многосторонних торговых отношений;

забота об окружающей среде;

отказ от противозаконных действий.

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества, т.е. между организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономик переходного периода, когда происходит трансформация основных экономических институтов.

Несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т.е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

Так, в основу взаимоотношений организации с покупателями должны быть положены ключевые принципы. Они предполагают:

обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;

обходиться с ними честно во всех аспектах коммерческой деятельности компании, обеспечивая высокий уровень обслуживания, удовлетворяя потребности клиентов;

принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;

гарантировать уважение человеческого достоинства, предлагая товары, занимаясь маркетингом и рекламой; уважать целостность культуры клиентов.

Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на определенных принципах. В основу этих принципов положена необходимость:

обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;

гарантировать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;

сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;

относиться со вниманием к их требованиям, предложениям, резолюциям.

обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;

создавать условия труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству;

быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;

прислушиваться и по возможности реагировать на предложения сотрудников;

участвовать в случае возникновения конфликтов в открытых переговорах с трудовым коллективом;

избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;

обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.

Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:

в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;

авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие - его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);

право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);

справедливость в приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т.п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);

справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным - грубый нажим по отношению к сотруднику, требования нарушить нормы универсальной этики или закона);

максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или ее отделов, не нарушая при этом существующих этических норм);

терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;

разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;

постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

Общие корпоративные этические принципы могут быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.

Критерии выбора модели поведения

Многие неосознанно вырабатывают свою собственную психологическую схему общения и воздействия на людей. Но не всегда выработанные таким опытным путем навыки являются оптимальными, так как опыт отдельного человека в чем-то ограничен, а восприятие несовершенно. Существуют и привычные ошибки поведения, которые личностью просто не осознаются. Поэтому в этой области существует целый ряд рекомендаций.

Первый критерий выбора модели поведения состоит в соответствии этого поведения закону, правопорядку, установленному в обществе.

Вторым критерием выбора модели поведения является нравственность. При всей склонности людей к субъективной трактовке морали существуют общепринятые подходы к объяснению основных понятий этой категории. К таким понятиям относятся честность, справедливость, совестливость. Их однозначная интерпретация и неуклонное соблюдение - гарант верности выбранной человеком модели поведения.

Третьим критерием следует признать оценку конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась вследствие стечения обстоятельств. Интуитивная или умозрительная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения. Как показывает практика, нередко индивидуальность человека проявляется на фоне других, более ярких натур, так как он удачно проявил себя в конкретной ситуации (т.е. выигрышно «смотрелся», «слушался», «запомнился»).

Четвертым критерием является цель, которую ставит перед собой человек. Чем значительнее собственная цель, тем больше она стимулирует его. Увлеченность целью не должна породить недооценку значения четкого соблюдения этапов движения к ней. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к главному. Таким образом, выстраивается предметно ощутимая логика достижения цели.

Пятый критерий - самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чужого стиля в общении опасно. Например, в деловом общении велика роль речевого экспромта. Чем дольше пауза между каверзным вопросом и остроумным ответом, даже если последний состоится, тем меньше «очков» набирает испытуемый. Такова аксиома публичного диалога. Или другой пример: люди с недостатками внешности обладают заниженным чувством самоуважения. Это тоже накладывает отпечаток на выбор ими модели поведения. Разумно тщательно взвешивать все свои характеристики, избирая личное поведенческое амплуа.

Шестым критерием выбора модели поведения является выделение и конкретизация собственных возможностей. Принимая во внимание чрезвычайную важность этого, необходимо особо рассмотреть все, что касается вашего умения использовать человековедческие технологии, и прежде всего те, которые имеют непосредственное отношение к общению. К таким технологиям относятся: индивидуальная работа с коллегами, подчиненными; «конструирование» коллективов; стимулирование делового честолюбия; речевое воздействие и т.п.

Седьмой критерий выбора модели поведения несколько своеобразен. Всегда актуально значение психолого-половых характеристик личности, т.е. тех личностных и деловых качеств, которые партнеры по общению ожидают от человека, заинтересованного в их расположении. Здесь имеется в виду следующее. Чтобы не разрушить каких-то иллюзий или сложившихся стереотипов и не разочаровать собой партнеров, рекомендуется проявлять те личностно-деловые качества, которые они ожидают в вас найти.

Выбор той или иной модели поведения в каждой конкретной ситуации в значительной мере зависит от личности человека, с которым приходится общаться.

Этика бизнеса и ее составляющие. Факторами, влияющие на интерес экономистов этикой бизнеса определяют рост борьбы за инвестиции, развитие информационных технологий, религиозный и культурный плюрализм.

В мировой литературе вопросу этического ведения бизнеса уделяется большое внимание, в частности его исследовали такие известные ученые как А.Смит, М. Фридмен, П. Друкер, Г. Кэсси. Стоит отметить, что само понятие этического ведения бизнеса является результатом трудов, а не практических наработок предпринимателей, как это обычно бывает.

Составляющие этики бизнеса

В частности Г. Кэсси сформировал 5 аксиом ведения бизнеса, самая первая из которых касается вопроса этики бизнеса. Он сказал: чистый бизнес переживет менее чистый, и честность получит больший доход, чем мошенничество. Поэтому ни одна компания не смогла бы с помощью мошенничества и неэтичного поведения продержаться долгое время. Одной ловкости для ведения бизнеса недостаточно.
Однако самым показательным примером этических норм является, безусловно, Библия, ее заповеди. Ведь именно в них сконцентрированы те основные постулаты, соблюдение которых определяет этическое поведение.

Этика бизнеса представляет собой систему моральных принципов, которая обязывает отличать правильное поведение от неправильного. Как видно из этого определения, понимания деловой этики во многом зависит от системы общих и личных ценностей менеджеров компаний. Поэтому важной является подготовка отечественных менеджеров, которые осознают всю важность этического ведения бизнеса.
В нашей стране процесс подготовки к работе менеджеров в новых условиях идет с большим трудом. Наши менеджеры в реальных условиях пытаются действовать по стандартам бизнес этики, которая есть в мире, и, конечно, с учетом отечественных особенностей. Постепенно складывается определенный этический кодекс бизнеса.

Добиться понимания, а тем более соблюдение этических принципов чрезвычайно сложно, мешают этому различные барьеры.
Внутренние:

  • скептическое отношение к этике в бизнесе;
  • пессимизм (ничего тут не изменишь; воровали и воровать будем);
  • фатализм (зло всесильно, оно побеждает всегда и везде);
  • перекладывание ответственности на других (я бы с удовольствием, но вот другие …);
  • неуверенность в своей моральной последовательности;
  • моральная несдержанность;
  • страх стать неконкурентоспособным;
  • завышенная самооценка. Внешние:
  • законы, общественное мнение;
  • подкуп чиновников;
  • недобросовестность деловых партнеров;
  • применение силовых методов в отношениях с партнерами;
  • необязательность в деловых коммуникациях. В сфере торговли:
  • нарушение обязательств по платежам;
  • нарушение сроков поставки;
  • закупка и продажа товаров с просроченными сроками реализации;
  • не профессионализм персонала;
  • операции с контрабандным товаром. В сфере производства:
  • производство товаров низкого качества;
  • подделка торговых знаков;
  • создание подставных фирм и перекачки средств. В сфере финансов:
  • задержка операций с целью «прокрутки» денег;
  • нечестность персонала;
  • разглашение коммерческой тайны, кражи, сговор с конкурентами;
  • подделки документов и тому подобное.

Деловые люди пытаются найти ответ на вопрос, что важнее — правовые (официальные) нормы, регламентирующие экономическую жизнь общества, или этические? Какой должна быть их взаимодействие?
Практика многих стран (например Венесуэлы, Италии) показывает, что четкое, детальное правовое регулирование далеко не всегда обеспечивает высокий уровень этики деловых отношений. В Японии, наоборот, этика, деловая культура, делают ненужными большинство формальных норм.
Что необходимо и возможно сделать чтобы этические нормы бизнеса стали реальностью в наших условиях?

Условия построения этики бизнеса

Как свидетельствуют результаты социологических исследований, для установления этических принципов необходимо следующее:
разумная налоговая политика;
четкое и стабильное правовое регулирование экономики;
ликвидация организованной преступности, коррупции;
политическая стабильность;
профессионализм предпринимателей;
равные условия для всех для ведения бизнеса;
формирование в обществе положительного имиджа предпринимателя;
формирование корпоративной этики предпринимателей;
обучение этическим основам бизнеса.

Очевидно, что становление этических норм должно начинаться с конкретной организации, фирмы. Мировым деловым обществом накоплен определенный опыт в этике бизнеса. Все чаще фирмы, организации внедряют кодексы поведения или корпоративные кодексы, другими словами правила, которыми руководствуются отдельные организации, фирмы.

Вконтакте

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"

Факультет гуманитарно-экономический

Кафедра иностранных языков

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине "Иностранный язык - 1"

на тему: ЭТИКА В БИЗНЕСЕ

Студентка 5 курс

Спец. "Международные подпись отношения"

Е.Р. Мишкевич

ст. преподаватель подпись М.П. Татарова

Введение

Глава 1

1.1 Общее понятие этики в бизнесе

1.3 Статистика

1.4 Принципы этики бизнеса

Глава 2

Заключение

Приложение

Введение

Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей, мною будет рассмотрена этика деловых отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат. Деловые отношение тесно связаны с общением, взаимодействием, производственной деятельности - это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней. Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика. По характеру и содержанию отношения бывают формальные (деловые) и неформальные. Деловое отношения - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Деловое общение можно условно разделить на прямое и косвенное. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы. Выбранная мною тема актуальна тем, что проблеме этике общения в бизнесе в последнее время уделяется большое внимание, возникла даже отдельная отрасль науки с таким названием, которая определяет себя междисциплинарную, опирающуюся на теорию морали, менеджмент, экономику и психологию. Причина внимания к вопросам этики бизнеса прежде всего связана с экономическим ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров, а также с экологическим, экономическим и социальным ущербом, который наносят гражданам и обществу в целом корпорации и отдельные предприниматели, стремясь снизить затраты и повысить свою конкурентоспособность.

Целью написания настоящей курсовой работы является рассмотрение выбранной мною темы: "Этика в бизнесе". Для раскрытия темы необходимо ответить на следующие вопросы: дать понятие этике деловых отношений в общении, рассмотреть структуру и функ0ции делового общения, общие этические принципы и характер делового общения, проанализировать этические и культурные требования к выступлению в аудитории, в заключение сделать заключение по написанной работе.

этика бизнес руководитель деловая

Глава 1

.1 Общее понятие этики в бизнесе

Для современной этики бизнеса априорными являются вопросы корпоративной социальной ответственности. Мнение, что финансовое благополучие компании менее всего побуждает ее к соблюдению этических норм, в корне неверно; сама жизнь и практика бизнеса постулировала следующее утверждение: "Хорошая этика означает хороший бизнес". В противном случае негативная реакция со стороны заказчиков и партнеров неминуемо приведет к значительному снижению прибыльности компании, а растиражированная средствами массовой информации сомнительная репутация приведет к отсутствию какого-либо доверия к ней. Лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман пишет, что "истинная роль в бизнесе состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии, что он придерживается правил игры. участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману".

Этика накладывает на бизнес систему ограничений, представляющую собой сумму морально-нравственных правил и традиций, сложившихся в данном обществе.

Этика бизнеса - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке з соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

Опыт международного бизнеса подтверждает значимость деловой этики в формировании успеха фирмы.

Так, нечестное поведение фирмы Coca-Cola, случаи дачи взяток конкурентам в качестве отступного во время судебных процессов с ними стоили этой компании доли рынка, отданной Pepsico, так как последняя обладала доказательной информацией о неблаговидной деятельности фирмы Coca-Cola.

1.2 Становление понятия этика в бизнесе

К началу 80-х гг. в этике бизнеса сложились три главных направления: "этика филантропии", "этика справедливости", "этика личной автономии",

Первое из них напрямую связывает добро с результатом, к которому добро приводит, и побуждает бизнес к благотворительной деятельности. Второе декларирует равенство и справедливость между сотрудниками фирмы. А третье направление главным моральным правилом считает соолюдение прав других субъектов - партнеров по бизнесу, клиентов и конкурентов.

Обсуждение вопросов деловой этики базируется на этике личных отношений.

Само слово "этика" греческого происхождения и дословно переводится как "привычка", "характер", "нрав". Как философская категория этика была определена Аристотелем. Этому философскому направлению он посвятил работы "Большая этика", "Никомахова этика", "Эвдемова этика", где рассмотрел вопросы источников, природы морали, справедливости, высшего блага, смысла жизни и многого другого. 25 Применительно к деловой этике Аристотель проповедовал разумное поведение и умеренность.

Этике посвятили труды многие философы, среди которых были Платон, Фома Аквинский, Гегель, Фейербах. Несмотря на разницу воззрений, все они определяли объектом изучения этики мораль. В большинстве философских учений основанием морали считалось высшее благо (Платон), абсолютная идея (Гегель), божественный закон, что отводило особую роль в изучении вопросов этики теологии, а лучшим этическим ориентиром во все времена считалось "золотое правило", общее для Ветхого и Нового Заветов, а также большинства религий, предписывающее вести себя по отношению к другим так, как мы хотели бы, чтобы они относились к нам.

В определенные этапы истории религия демонстрировала негативное отношение к бизнесу.

Особенно беспощадна была к любому способу "делания денег" средневековая католическая теология. "Христос дал купцам и торговцам один совет, чтобы они бросили торговлю и следовали за ним", - пишет Дэвид Дж. Вогель. Протестантизм освятил стремление к прибыли, и по его канонам, "только трудясь, можно было служить Богу, но и определенно увеличить богатство во славу Бога за счет правильного использования этого богатства. Усердный работник оказывается менее привлекательным для дьявола, а вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога". Протестантский богослов XVI в. Жан Кальвин даже трактовал финансовый успех как благоволение свыше. Именно во времена Реформации удачливый бизнесмен стал считаться "нравственным человеком".

1.3 Статистика

Однако утверждение, что протестантская трудовая этика способствовала развитию особенного усердия, исполнительности, трудолюбия у представителей стран, ее исповедующих, является мифом. Журнал "Бизнес-Информ" приводит следующие результаты исследований Британского специального международного агентства по социальным исследованиям. "В среднем продолжительность рабочей недели среди рабочих, служащих и работодателей составляет 44,9 часа в Германии и 42,4 часа в Италии. Таким образом, разница между трудом протестантов и католиков составляет 2,5 часа в неделю. В Британии работают 42 часа в неделю, что либо разрушает теорию, либо делает их почетными латинцами.

Эти примеры с цифрами не учитывают, что у немцев больше оплачиваемых праздников, чем у итальянцев или британцев. Включая каникулы, у немцев в среднем 39 оплачиваемых праздничных дней в году против 33 у итальянцев и 34 у британцев. Таким образом, хотя у немцев более продолжительная рабочая неделя, зато самих недель меньше.

Чем дальше вы продвигаетесь на юг, тем более ненадежна статистика в оценке продолжительности труда. В Италии теневая экономика составляет 30-40% всей экономики. Точно это в статистике не отражено. В Германии - около 10%, а в Британии - 15%. В латинских странах большая часть людей имеет вторую работу с более облегченным рабочим днем, который начинается и заканчивается раньше.

За пределами больших городов это могут быть передвижные малые предприятия, результаты работы в которых не появляются в статистике.

Наблюдения подтверждают, что люди работают на юге так же интенсивно, как и на севере. Утверждение, что представители одной расы или культуры работают интенсивнее, чем другой, субъективно. На самом деле существует вполне измеримая разница между продуктивной и менее продуктивной экономикой. И причиной этой разницы является не интенсивность труда, а его эффективность. Проблема заключена в управлении, а не в мотивации.

Рыночная экономика базируется на частном предпринимательстве, стимулируемом прибылью, что является абсолютно законным.

Рой Домари, президент швейцарско-российского делового клуба, утверждает: "Если для кого-то это неприемлемо, ему не следует заниматься бизнесом, ибо прибыль является краеугольным камнем рыночной экономики". В вопросах охраны труда, окружающей среды, соблюдения правил конкуренции, искоренения дискриминации общество должно накладывать определенные ограничения на деятельность фирмы. Ибо "компании как организации не имеют ни совести, ни морали. Это люди, работающие в них, вносят элемент этики в деятельность фирм, а действие этики охватывает значительно более широкую сферу, чем существующие юридические ограничения".

1.4 Принципы этики бизнеса

Репутация фирмы образуется из простой суммы примеров достойного поведения ее сотрудников, которое демонстрируется:

üв отношении к имуществу фирмы;

üв ситуациях, когда сталкиваются различные интересы;

üпри установлении внешних деловых связей;

üпри работе с государственными учреждениями;

üво взаимоотношениях с клиентами и конкурентами;

üв весьма деликатных ситуациях, когда перед сотрудниками фирмы стоит проблема выбора: предать гласности или сохранить в тайне пример нарушения коллегами внутрифирменных правил и норм.

Для менеджера любого уровня крайне необходимо понимание основ этики, так как он вынужден постоянно принимать те или иные решения. Как они будут оценены коллегами? Каковы будут последствия этих решений? Чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо четко представлять, какой морально - нравственный климат сложился в данном обществе и в данной фирме.

Менеджеру необходимо поддерживать длительные и взаимовыгодные отношения с владельцами компаний, потребителями, кредиторами, поставщиками, работодателями. Весьма часто эти отношения складываются в ситуациях, когда интересы сторон не совпадают. Главное правило здесь - придерживаясь этических принципов, избегать намерения платить злом за зло. В твердости менеджера проявляется его достоинство.

Американскими исследователями сформулированы следующие принципы деловой этики:

üпринцип справедливости;

üпринцип права;

üпринцип утилитаризма (практицизма).

Данные принципы предлагают управляющим способ прямого рассмотрения качества выбранного решения прежде, чем оно будет принято.

Принцип права зиждется на постулировании нерушимости прав каждой личности. Когда права игнорируются, происходит этическое нарушение. Правовой подход доказывает также, что для каждого права имеются соответствующие долг, обязанность или ответственность.

В области права существуют спорные проблемы. Одна из них заключается в противоречии между правами личности, особенно при распределении недостаточных ресурсов. Кроме того, проблема возникает и из несогласия в некоторых случаях общества с правами индивидуума.

Что касается третьего принципа - утилитаризма - принятие решения в данном случае зависит от соотношения затрат и прибылей. Люди, которые доказывают необходимость определенных решений, исходя из этой перспективы, говорят так: "Самого большого добра да побольше". Они определяют затраты, так же как и прибыль, на каждом шаге в бизнесе. Утилитаристы будут доказывать, что наиболее желательный ход действия тот, который приводит к наибольшим прибылям.

Обосновывать принятое решение в бизнесе, исходя из всех трех вышеперечисленных принципов, не всегда возможно. Так, увольняя работников, менеджер строит свое решение на основе принципа утилитаризма, иногда права, но не справедливости. Наоборот, оставляя на предприятии работника, он поступает так, реализуя свое представление о справедливости и соблюдении прав последнего, но поступается принципом утилитаризма.

В Мире существует огромная потребность в толковых руководителях, способных вывести фирму на ведущие конкурентные позиции и сохранить при этом порядочность и нравственный облик. Необходима конструктивная система обучения этическим нормам. Основой такой системы могли бы стать западные модели морального усовершенствования человека и организации. Так, например, в США регулярно выходят выпуски "Обзор организации поведения обучающего", в которых ведутся дискуссии о вопросах обучения нравственности в американских бизнес-школах. Одна из разработок, посвященных данной теме, носит название "Модель морального усовершенствования индивидуума и организации".

Обучение морали - процесс сложный и длительный. Известный в США автор книг по философии бизнеса ("Лидерство: скрытая от других сторона величия", "Сердце бизнеса: этика, власть, философия") Питер Костенбаум формулирует следующие составляющие долговременного успеха фирмы:

üприбыль

üлюди (мораль)

üтовары или услуги;

üгордость (престиж).

Прибыль Костенбаум обосновывает как основную цель бизнеса. Люди должны получать удовлетворение от своего дела, от деятельности в данной фирме.

1.5 Критерии формирования этики в бизнесе

Материальные последствия определяют этику поведения, которой соответствует почтительное отношение к полномочию. Социальный дарвинизм: боязнь утраты финансовой устойчивости диктует моральное поведение. Прямое использование силы является нормой

Стремление человека к удовольствиям является его главным интересом. Прибыль организации определяет ход ее действий. Успешное достижение целей оправдывает использование любых средств, включая манипулирование людьми

Санкция определяет поведение. Хорошим человеком считается тот, кто удовлетворяет интересам семьи, друзей и партнеров. Культурное соответствие: традиция действия привычных процедур в интересах групп. Требование по соблюдению социальных норм диктует, что является правильным или неправильным поведением

Согласие с властью, поддержка "социального заказа", "выполнение долга". Преданность власти: указания законной власти определяют моральные стандарты и этические нормы. Справедливость и несправедливость базируются на решениях иерархии законных полномочий.

Терпимость к разногласиям и применение права большинства. Демократическое участие: участие в подготовке решений и уверенность в праве большинства должны стать нормами морали организации. Участие в управлении становится установкой

Что правильно и хорошо - это предмет совести человека и ответственности за принятые обязательства. Нравственность опирается на принципиальные убеждения личности. Целостность организации: справедливость и права человека являются идеалами этики. Сбалансированное решение среди соревнующихся интересов формирует характер организации, продукции и услуги компании, безусловно, должны отличаться высоким качеством.

И наконец, устойчивое реноме фирмы влияет на долговременные результаты ее деятельности.

Однако не следует идеализировать западную деловую этику, так как и в промыш-ленно развитых странах нередки случаи элементарной непорядочности, злоупотреблений и даже преступлений. Чего стоит, например, сравнение американским экономистом Альбертом А. Карром, работавшим специальным советником президента Трумэна, правил предпринимательства и игры в покер. И в том и в другом случае, отмечает Карр, ложь перестает быть ложью, поскольку все участники игры заранее знают, что откровенности от партнеров ожидать нельзя. Игра призывает не доверять партнеру, а хитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения - основы игры. Логика покерной аналогии, безусловно, была встречена с большими возражениями. Однако данная концепция, интересно и логично построенная, возникла как отражение деловой действительности и имеет все основания для существования.

Несмотря на общепринятую иронию в отношении "белорусской деловой этики", у белорусского бизнеса имеются сравнительно большие основания для формирования собственной нравственной базы - залогом этого являются исторические корни белорусского бизнеса и специфика человеческих отношений.

В подтверждение первого приведем следующий девиз, под которым, в дореволюционной России, нашей соседке, выходила газета деловых кругов "Биржевые ведомости": "Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли!".

üвыработайте привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривайте с точки зрения пользы для высшего дела;

üвыполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить - не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово;

üбудьте внимательны и объективны к "бесполезным" предложениям, ненужные предложения отклоняйте тактично и вежливо;

üбудучи уверенным в себе, избегайте быть самоуверенным;

üничто так не компрометирует предпринимателя, как его растерянность;

üне забывайте, что ваше мнение или позиция не всегда хороши, есть и другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;

üне оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха;

üв общении с людьми научитесь понимать то, что не высказано;

üруководствуйтесь в работе тремя "не": не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;

üбудьте терпимы к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают вашему бизнесу;

üпомните, что человека можно оскорбить не только словом - поза, жесты, мимика часто не менее выразительны;

üизбегайте заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении - в нем явно видны переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим;

üпомните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Последнее никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость - она сильно задевает людей.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что этика является нравственной категорией, охватывающей многообразные формы деятельности фирмы, и не может быть изложена с помощью определенного свода правил поведения и общения. Будучи понятием существенно более емким, этика свою законченную форму приобретает в виде делового этикета.

Деловой этикет имеет массу определений. В целом его можно охарактеризовать как основу кодекса поведения, принятого в бизнес-среде.

Используя нормы и правила делового этикета, мы можем прогнозировать поведение коллег и сами становимся предсказуемыми, что помогает эффективно организовать процесс управления. Особенно важно изучать все составляющие делового этикета в международном бизнесе, так как кроме единых норм и правил в нем существует великое множество национальных и культурных поправок, весьма значимых в деловых отношениях. Как не заблудиться в этом море национальных различий? Как избежать улыбок, вызванных слепым копированием чужих манер? Лучшие помощники здесь - такт и верность национальному менталитету и бизнес-этикету (благо в настоящее время превалирует международный бизнес-этикет, рожденный сближением национальных деловых кодексов хорошего тона).

1.6. Международный бизнес-этикет

Международный бизнес-этикет - понятие весьма емкое н не ограничивающееся вопросами соблюдения деловой субординации и переговорным процессом. Основными составляющими международного бизнес-этикета являются:

Правила приветствия.

Правила обращения.

Правила представления.

Организация деловых контактов (переговоров, встреч, приемов, деловой переписки).

Этические нормы денежных отношений.

Правила обмена подарками и сувенирами и даже

Приемлемость чаевых.

Международный деловой этикет во многом разнится с правилами хорошего тона, принятыми в приватной обстановке.

Глава 2

2.1 12 принципов этики в бизнесе для руководителя Майкл Джозевсон

Если история чему-то нас учит, то этика не только учит, но и увеличивает познания в бизнесе. Такие огромные организации, как Enron, Arthur Andersen и прочие были уничтожены, и другие были серьезно повреждены (AIG, Fannie Mae, Freddie Mac). Исходя из этого, можно прийти к выводу, что руководители следовали большим амбициям, но не моральным ориентирам. В сегодняшнем мире, насыщенным конкурентоспособными, высокотехнологично оснащёнными, взаимозависимыми компаниями в сфере бизнеса, недостаточно только харизмы, без совести и ловкости не избежать личных неудач и поражений. Как сказал президент Теодор Рузвельт, "Обучать разуму без морали, это также, как и воспитать угрозу для общества. "

Безусловно, конкурентоспособность, амбиции и инновации всегда будут иметь важное значение для достижения успеха, но они должны основываться на этических принципах, которые описаны ниже.

Давайте начнем с основного определения:. Этические принципы являются универсальными стандартами добра и зла, предписывающие тип поведения компании или человека. Их можно соблюдать и не соблюдать, но эти принципы представляют собой руководство по принятию решений, также они установлиапют критерии, по которым ваше будете судить о других.

В бизнесе, мнение людей о вас, имеет решающее значение для продолжительной успешной работы, потому что это основа доверия и авторитета. Эти, два, основных определения, могут быть уничтожены действиями, которые являются неэтичными. Таким образом, успешные руководители должны беспокоиться о своей репутации.

Авраам Линкольн описывает характер, как дерево и репутацию, как тень. Ваши черты характера, на самом деле, отражают вас, а ваша репутация, это то, что люди думают о вас. Таким образом, ваша репутация, это, чисто функция восприятия (например, люди пытаются предугадать ваши намерения и действия добросовестные и этические), в то время, как ваш персонаж определяется вашими действиями (например, будут ли ваши действия благородны и этические, будут ли они соответствовать соответствии 12 этическим принципам:

1. ЧЕСТНОСТЬ .

Будьте честны во всех поступках и действиях. Правильные руководители, прежде всего, достойны доверия и честности. Они не только правдивы, но откровенны и прямолинейны. Правильные руководители не станут вводить в заблуждение или обманывать других, также не станут преподносить в выгодном, для них, свете истину, упущения, или любые другие средства, которые требуются для выгоды.

2. ЦЕЛОСТНОСТЬ.

Сохранение личной целостности . Правильные руководители завоёвывают доверие других людей посредством личной целостности. Целостность относится к целостности характера, поддержание внутренней гармонии человека, целостность слов и действий. Также нужно быть мужественным, иметь внутреннюю силу, чтобы делать правильные вещи, даже если это может намного больше стоить, чем твое денежное вознаграждение. Правильные руководители принципиальные, щепетильные и скрупулезные. Они привыкли сражаться за свои убеждения, а не жертвовать своими принципами целесообразности.

3. ВЫПОЛНЕННЫЕ ОБЕЩАНИЯ.

Сдерживайте обещания и выполняйте обязательства . Правильным руководителям можно доверять, потому что они всегда сделают все возможное, чтобы выполнить свои обещания и обязательства. Они не интерпретируют ваши договоренности в целях несоблюдения или оправдания для своей выгоды.

4. ЛОЯЛЬНОСТЬ .

Быть лояльным в рамках других этических принципов. Правильные руководители всегда оправдают доверие, будучи лояльными к своей организации и людям, с которыми они работают. Правильные руководители уделяют большое значение защите и продвижению законных интересов своей компаний и коллег. Однако, они никогда не поставят свою лояльность выше других этических принципов или по отношению к другим, для беспринципного поведения. Правильные руководители демонстрируют лояльность по способности принимать самостоятельные профессиональные решения. Они избегают конфликтов, и они не использовать конфиденциальную информацию для личной выгоды. Если будет принято решение перейти на другую работу, правильные руководители уважают это решение, не нарушают конфиденциальность информации своего бывшего работодателя, и отказываются участвовать в любой деятельности, которая злоупотребляет их прежней позицией.

Заключение

В результате написания настоящей работы можно подвести итоги и сделать следующие выводы: овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта. Противоречие между этикой и бизнесом, весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, "делать как можно больше денег", всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях. С этой позиции, которую можно назвать "деловой макиавелизм", этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются "излишние", "не относящиеся к делу" проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности. Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих различных мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению. Этика делового общения охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют непригодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий. Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения. Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие - компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.

Список использованных источников

1. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.4 - М., Мысль, 1983.

Волгин Б.В. Деловые совещания. - М.: Деловая мысль, 1998.

Дебольский М.С. Психология делового общения. - М.: ПРИОР, 1992.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -

Киев: КБФ, 1989.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. для студентов пед. ин-

тов по спец. № 2101 "Рус. яз. и лит.". - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:

Просвещение, 1993.

Козловски П. Принципы этической экономии. - СПб.: Экономическая

школа, 1999

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992

Нравственные основы предпринимательской деятельности. Отв. Ред.В. П.

Фетисов. Межвуз. сб. научн. трудов. - Воронеж: Истоки, 1995

Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. -

Воронеж: Мысль, 1991.

Першин Г.В., Альбов А.С., Левтов В.Е. Телефонный разговор с иностранным

партнером. Справочное пособие для успешного делового общения. - С. - Петербург:

Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. - М.: Дело, 2000

Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь: Маяк, 1996.

Теория морали и этика бизнеса. Курс лекций. Под ред.В.А. Гвозданного. -

М.: Росс. Экон. акад., 1995

Шрейдер Ю.А. Этика. - М.: Текст, 1998

Широкова И.Г., Этика. М.: ПРИОР, 2000.

Честара Дж. Деловой этикет. - М.: САНК, 2000.

Приложение

12 Ethical Principles for Business Executives by Michael Josephson

If recent history teaches us anything is that ethics and character count, especially in business. Huge organizations like Enron, Arthur Andersen and Health South have been destroyed and others were seriously damaged (AIG, Fannie Mae, Freddie Mac) by executives with massive ambition and intelligence but no moral compass. In todays ultra competitive, high tech, interdependent business world, charisma without conscience and cleverness without character are a recipe for economic and personal failure of epic proportions. As President Theodore Roosevelt said, "To educate the mind without the morals is to educate a menace to society. , ambition and innovation will always be important to success but they must be regulated by core ethical principles like the ones described below.s start with a basic definition: ethical principles are universal standards of right and wrong prescribing the kind of behavior an ethical company or person should and should not engage in. These principles provide a guide to making decisions but they also establish the criteria by which your decisions will be judged by others.business, how people judge your character is critical to sustainable success because it is the basis of trust and credibility. Both of these essential assets can be destroyed by actions which are, or are perceived to be unethical. Thus, successful executives must be concerned with both their character and their reputation.Lincoln described character as the tree and reputation as the shadow. Your character is what you really are; your reputation is what people think of you. Thus, your reputation is purely a function of perceptions (i. e., do people think your intentions and actions are honorable and ethical). while your character is determined and defined by your actions (i. e., whether your actions are honorable and ethical according to the 12 ethical principles:

1 . HONESTY. Be honest in all communications and actions . Ethical executives are, above all, worthy of trust and honesty is the cornerstone of trust. They are not only truthful, they are candid and forthright. Ethical executives do not deliberately mislead or deceive others by misrepresentations, overstatements, partial truths, selective omissions, or any other means and when trust requires it they supply relevant information andcorrect misapprehensions of fact.

2. INTEGRITY. Maintain personal integrity. Ethical executives earn the trust of others through personal integrity. Integrity refers to a wholeness of character demonstrated by consistency between thoughts, words and actions. Maintaining integrity often requires moral courage, the inner strength to do the right thing even when it may cost more than they want to pay. The live by ethical principles despite great pressure to do otherwise. Ethical executives are principled, honorable, upright and scrupulous. They fight for their beliefs and do not sacrifice principle for expediency.

3. PROMISE-KEEPING. Keep promises and fulfill commitments . Ethical executives can be trusted because they make everyreasonable effort to fulfill the letter and spirit of theirpromises and commitments. They do not interpret agreementsin an unreasonably technical or legalistic manner inorder to rationalize non-compliance or create justifications for escaping their commitments.

4. LOYALTY. Be loyal within the framework of other ethical principles . Ethical executives justify trust by being loyal to their organization and the people they work with. Ethical executives place a high value on protecting and advancing the lawful and legitimate interests of their companies and their colleagues. They do not, however, put their loyalty above other ethical principles or use loyalty to others as an excuse for unprincipled conduct. Ethical executives demonstrate loyalty by safeguarding their ability to make independent professional judgments. They avoid conflicts of interest and they do not use or disclose information learned in confidence for personal advantage. If they decide to accept other employment, ethical executives provide reasonable notice, respect the proprietary information of their former employer, and refuse to engage in any activities that take undue advantage of their previous positions.

5. FAIRNESS. S trive to be fair and just in all dealings . Ethical executives are fundamentally committed to fairness. They do not exercise power arbitrarily nor do they use overreaching or indecent means to gain or maintain any advantage nor take undue advantage of anothers mistakes or difficulties. Ethical executives manifest a commitment to justice, the equal treatment of individuals, tolerance for and acceptance of diversity. They are open-minded; willing to admit they are wrong and, where appropriate, they change their positions and beliefs.

6. CARING. Demonstrate compassion and a genuine concern for the well-being of others . Ethical executives are caring, compassionate, benevolent and kind. They understand the concept of stakeholders (those who have a stake in a decision because they are affected by it) and they always consider the business, financial and emotional consequences of their actions on all stakeholders. Ethical executives seek to accomplish their business objectives in a manner that causes the least harm and the greatest positive good.

7. RESPECT FOR OTHERS. Treat everyone with respect. Ethical executives demonstrate respect for the human dignity, autonomy, privacy, rights, and interests of all those who have a stake in their decisions; they are courteous and treat all people with equal respect and dignity regardless of sex, race or national origin. Ethical executives adhere to the Golden Rule, striving to treat others the way they would like to be treated.

8. LAW ABIDING. Obey the law. Ethical executives abide by laws, rules and regulations relating to their business activities.

9.comMITMENT TO EXCELLENCE. Pursue excellence all the time in all things . Ethical executives pursue excellence in performing their duties, are well-informed and prepared, and constantly endeavor to increase their proficiency in all areas of responsibility.

10. LEADERSHIP. Exemplify honor and ethic s. Ethical executives are conscious of the responsibilities and opportunities of their position of leadership and seek to be positive ethical role models by their own conduct and by helping to create an environment in which principled reasoning and ethical decision making are highly prized.

11. REPUTATION AND MORALE. Build and protect and build the company s good reputation and the morale of it s employees. Ethical executives understand the importance of their own and their companys reputation as well as the importance of the pride and good morale of employees. Thus, they avoid words or actions that that might undermine respect and they take affirmative steps to correct or prevent inappropriate conduct of others.

12. ACCOUNTABILITY. Be accountable. Ethical executives acknowledge and accept personal accountability for the ethical quality of their decisions and omissions to themselves, their colleagues, their companies, and their communities.



Полезные инструменты