Древняя аттическая комедия. Творчество Аристофана. Возникновение древней аттической комедии

Творчество Аристофана. Возникновение древней аттической комедии

Возникновение древней аттической комедии. Ее структура и проблематика.

Тема войны и мира в комедиях Аристофана.

Проблемы воспитания и критика первых философских учений в комедиях Аристофана.

Литературные взгляды Аристофана (комедия «Лягушки»).

Комедия – это вторая отрасль греческой драмы. После трагедии, комедийные соревнования получили разрешение на Великих Дионисиях в 486-484 гг. до н.э. Комическое – самая трудноопределимая эстетическая категория. Умберто Эко 2Имя розы». Поэтика Аристотеля. Средневековые философы делали вывод, что Аристотель о комедии не писал. Существуют легенды, что есть вторая спрятанная часть поэтики Аристотеля. Белинский замечает, что смех всегда стремится скрыть несоответствие между внутренним и внешним. Нет ничего более сиюминутного, чем смех. Белинский определил сущность комедии, как противоречие явлений жизни сущностью и назначением самой жизни.

Античная комедия на злобу дня, это дело нелегкое и серьезное. Античная комедия – остро политическая, философская, отчасти идеологическая. Истоки комедии в праздниках Дионисиях – «комос». Песни комоса малопристойные. Иногда они носили личный характер, что было запрещено. Хор в комедии носит уродливые маски и одежды. С фольклорной традицией комедию связывает борьба старого и молодого – нет среднего возраста. Побеждали молодые. Элемент карнавального действа – «последние да будут первыми». Во время игр рабы менялись местами с господами. У жанра древнеаттической комедии были и свои литературные предшественники – фольклорная дорийская драма (возникла в Мегарах) и литературная сицилийская комедия. Фольклорная дорийская драма – карикатурные примитивные сценки, без хора, часто пародии, сюжета нет. Литературная сицилийская комедия – пьеса с цельным законченным действием, нет хора, часто пародируются мифы. Влияние мима. Мим – это сценка с натуры, из обыденной жизни, с упором не на сюжет и действие, а на воспроизведение характерных черт представителей профессий. Мим «Сиракузинки» включал речь – обличал туристов. Объектом изображения в древней аттической комедии миф не был. Авторов занимала злободневная политика. Политика, изобличение, включала полную свободу личной издевки. Аристофан издевался над Еврипидом, Сократом. Прием – карикатура, шарж, пародия и гротеск на грани фантастики. Древнеаттическая комедия не индивидуализировала персонажей. Маски: ученый-шарлатан, хвастливый воин, шут, парасит-нахлебник.

Сюжет древнеаттической комедии носит фантастический характер. Предлагают утопические выходы из сложившейся ситуации. Комический хор превосходил трагический – 24 человека, разделенные на два враждующие полухория. Пролог, потом парад, в центре – комический алон, словесный спор главных действующих лиц и двух полухорий. Агон делился на две части: в первой части побеждало неправое дело, после нее был антракт – парабаса. Актеры уходили, хор снимал маски, обращался к зрителям и пытался объяснить, что происходило. Вторая часть – побеждали справедливые речи. Парабасой первые комедии как бы разделялись на два действия. Затем вторая парабаса. Расцвет комедии совпадает с высоким подъемом общественной жизни во второй половине пятого века. Древнеаттическая комедия сменяется средней комедией из-за поражения в пелопонесской войне. Никаких политических комедий до нас не дошло. Возрождение комедии в конце четвертого века – новоаттическая комедия. Совершенно не похожа на древнюю, заимствует много из Еврипида. Разделение на три ветви: комедия нравов, характеров и интриги.

Аристофан 450-384 гг. до н.э. Жизнь. Литературная деятельность – 427-388 гг. Его жизнь приходится на пелопонесскую войну. Был человеком среднего достатка, идеалом для себя избирает образ среднего крестьянина – имеет рабов, но и сам работает. Аристофан требует подписания мира. Полис уже себя изжил, но Аристофан все еще прославляет его. Наука шагнула вперед, а Аристофан настаивает на богах. Была необходимость реорганизации собрания. Нужно было изменить образование. Дюди разные, нельзя всех воспитывать одинаково. Аристофан не может задержать развитие, хотя и старается.

Написал 40 или 44 комедии, до нас дошло 11. Был запаслив, две комедии завещал сыну.

1) 427-421 гг. ярко-политические комедии, носитель обличительного начала – хор, персонаж зла имеет реального прототипа, согласуется с маской. «Всадники», «Осы», «Облака», «Мир».

2) 414-405 гг. Исчезает личная направленность. «Птицы», «Лисистрата», «Лягушки».

3) 398-388 гг. Аристофан приближается к комедии нравов, уходит гротеск, карикатура. Пытается предложить утопический вариант решения насущных проблем.

«Всадники». Первый период творчества, самый злободневный. Против войны, против Клеона. Клеон – политик, демагог, очень популярен, бездарный военачальник. Ставить пьесу опасались, костюмеры и делатели масок отказались их делать. Премьера могла кончиться плохо. Здесь Аристофан еще и критикует сам афинский народ. Демос – тупой, слепой, глупой старик. В прологе – слуги демоса – Демосфен и Никей. Жизнь текла хорошо, пока не появился новый раб Кожевник-Пофлагонец. Кожевенное производство считалось низменным. Отец Клеона владел кожевенной мануфактурой. Из Пофлагонии поступали самые тупые и наглые рабы. Когда этот герой спит, Никей и Демосфен крадут оракулы-предсказания. В нем написано, что власть этого раба кончится, когда появится еще более наглый правитель. Им становится Колбасник – самое низменное дело, еще хуже кожевенного. Кожевник прогоняет Колбасника. На помощь Колбаснику спешат всадники – это прослойка общества, которая во время войны имела возможность воевать на конях. Они больше были за мир. Тут старик Демос должен решить, кто будет главенствовать в доме. Кожевник и Колбасник соревнуются, кто лучше накормит Демоса. Финал многозначен, Колбасник обещает омолодить Демоса, варит его в котле – тот становится молодым – и в конце концов появляется в костюме времен Греко-персидской войны, что символизирует силу греков в единстве. Комедия была принята.

«Ахарняне». Главный персонаж – «справедливый гражданин», среднее сословие крестьянства. Страдает от войны, приходит к согражданам и агитирует против нее. Его хотят убить. Он живет со всеми в мире, торгует, богатеет. А Афины голодают. Тут впервые встречаем насмешку над Еврипидом. Когда Д. хотят убить, тот направляется к Еврипиду за лохмотьями. Жители просят у него мира, но Дикиаполит не хочет никому его давать. Соид продает Дикиаполиту дочерей за чеснок и соль. Дикиаполит справляет праздник, а рядом голодные и больные.



«Облака». Отличается от обычных комедий. Посвящена культурной проблеме: выступает против софистов и Сократа. Проблема воспитания молодежи. Афинянам вечные проблемы казались скучными. «Облака» оказались роковыми в жизни Сократа. Обличение в безбожности, безнравственности и развращении молодежи. На суде в качестве обвинения зачитывалась пьеса. Старик Стрипсиад обеспокоен сыном – тот играет на скачках, спустил все состояние. Стрипсиад узнает, что в Афинах есть мыслильня, хочет пойти туда учиться. Встречает там Сократа. Реальный Сократ не был таким смешным дураком. Афиняне прощали Сократу его внешний вид за его мысли. Всегда был готов к беседе – сократической беседе – приведение человека к выводу. У Аристофана Сократ – это чудак, сидящий в привязанной к стропилам корзине. Этот Сократ изучает всякую дрянь. Проблемы: какой частью тела жужжит комар, измеряет шаг блохи. Сократ убеждает не верить в Зевса. Появляется хор облаков, который говорит всякую ерунду. Аристофан все перевирает. Стрипсиада выгоняют из мыслильни, но идей хватает, чтобы избавиться от кредиторов. Отправляет туда сына. Происходит спор между ложью и правдой – прежде всего о проблеме воспитания. Сократ и софисты считали, что образование должно быть по склонностям. Аристофан называет это развращенным. Заканчивается все еще одним агоном. И сын, и отец идут на пир, но старику захотелось послушать Эсхила, а сыну – Еврипида. Сын побил отца и аргументировал это. Стрипсиад берет лестницу и факел – поджигает мыслильню.

Напрямую спор с Еврипидом идет в комедии «Лягушки». Это первая литературно-критическая полемика. Две части: 1) посвящена путешествию Диониса в царство мертвых за театралами. Дионис хочет забрать Еврипида. Он пустозвон, пижон, постоянно тормозит. Идет к Гераклу, узнать дорогу в царство мертвых. Дионис отправляется туда пешком, берет своего раба Ксанфия. Берет у Геракла львиную шкуру и палицу. Диониса постоянно бьют из-за одежды Геракла. 2) Царь рассказывает Дионису историю о том, что умер Еврипид и за ним пошла толпа маргиналов. До Еврипида на троне поэтов сидел Эсхил. Начинается агон. На сцену выносятся весы, на которых взвешиваются достоинства и недостатки Эсхила и Еврипида. Эсхил: тяжеловесный стиль, влияние на психику человека. Он утверждает, что лучше, так как несет гомеровское наследие в художественное творчество. Еврипид смеется над стилем Эсхила. Но в результате Еврипид соглашается, что язык его трагедий легче эсхиловской, но первенство отходит Эсхилу, потому что он патриотичен. Конец: Дионис выводит Эсхила.

Аристофана любили в Афинах. Его часто ставили. Люди его слушали, уважали. Но через полтора века его забыли. Новая комедия вообще не использует опыт Аристофана. Аристофана признают великим комедиографом, но никто не следует его традициям.

Древняя комедия, подобно трагедии и сатировской драме, получила литературное оформление в Афинах, где на праздниках Диониса издавна звучали песни веселых процессий (комос). Песни комосов вошли в состав комедии, история которой, по словам Аристотеля, "нам неизвестна, потому что сначала на нее не обращали внимания: даже комический хор только уже впоследствии стал давать архонт, а сперва он составлялся из любителей. Уже в то время, когда она имела некоторую определенную форму, упоминаются впервые имена ее творцов. Но кто ввел маски, пролог, кто увеличил число актеров и т. п., неизвестно". 48 Только в 80-х годах V в. до н. э. официально были учреждены комедийные состязания. Сначала на Великих Дионисиях, а позже и на Ленеях состязались три, впоследствии пять комедийных поэтов, представляя по одной комедии.

В необычной структуре литературной комедии можно все же обнаружить некоторые следы ее происхождения.

Прежде всего комедия, подобно трагедии, состоит из партий хора и партий актера. Основная часть комедии - агон, то есть спор. В литературной комедии тема спора определена актуальными общественно-политическими событиями, но по своему происхождению агон является рудиментом фольклорной комедии, связанной с обрядовым ритуалом праздников плодородия. Существенной частью этих праздников было изображение борьбы весны с зимой, молодого года со старым и так далее. Победа отмечалась пиром с выпивкой и любовными увеселениями. В литературной комедии тема агона намечалась в прологе в диалоге актеров, затем эту тему подхватывал выходящий на орхестру хор (парод). Далее агон достигал своей кульминации, и победа завершалась пиром и прославлением утех любви. Этим заканчивалась комедия, и актеры с хором покидали орхестру (эксод).

Наряду с основной темой агона, разыгрываемого актерами и хором, разделенным на два враждующих полухория, комедия включала также эпизодические бытовые сценки. Их представляли актеры без участия хора во второй части комедии перед эксодом. Эти сценки своим происхождением обязаны народной шуточной драме, известной издавна у многих народов. Подобные сценки были любимым видом зрелища. В них изображались похождения незадачливого воришки, самовлюбленного врача-шарлатана, глупого и уродливого волокиты или обжоры, иногда вместо бытовых фигур выступали боги или герои, но обязательно в роли комических персонажей. Например, Зевс - герой любовных похождений, ревнивая Гера, обжора Геракл, плут Одиссей и т. д. Участники представления в масках импровизировали текст, придерживаясь основной сюжетной схемы бытового или пародийно-мифологического характера.

Характерными чертами древней аттической комедии как жанра являются политическая насмешка, направленная на определенных людей и касавшаяся актуальных современных вопросов, сказочность и фантастичность.

а) Что касается прежде всего сюжетов комедий Аристофана, их исторической основы, то здесь перед нами последняя четверть V в. и первые два десятилетия IV в. до н.э. Это - время кризиса афинской демократии и конец всего классического периода Греции.

б) Идейны и смысл комедий Аристофана. Мировоззрение Аристофана не старинно-аристократическое (он - сторонник крепких и устойчивых земледельческих идеалов), не софистическое или демократическое. Оно основано на резкой критике зарвавшейся и разбогатевшей городской демократии, которая вела захватническую войну ради дальнейшего обогащения.

Социально-политические взгляды Аристофана в связи с указанными тремя периодами его творчества эволюционируют от смелой, вызывающей сатиры на демократические порядки, в сообенности на милитаризм тогдаших демократических лидеров, через известного рода разочарования в действенности подобных памфлетов, к прямому утопизму, свидетельствующему о бессилии автора против наступления торгово-промышленных слоев и о некоторых его тенденциях к мечте и к сказке, которая, впрочем, тоже встречает у него критику. Аристофан особенно атакует милитаризм ("Ахарняне", "Всадники", "Женщины на празднике Фесмофорий", "Мир"), афинскую морскую экспансию (кроме тех же комедий, "Вавилоняне"), радикализм демократии (особенно он беспощаден к Клеону) и вообще городскую цивилизацию (например, сутяжничество в "Осах", торгашество в "Ахарнянах"), развивающую в свободных гражданах привычку к ничегонеделанию и мнимым политическим правам; выступает он против софистического просветительства ("Облака"), атакует и конкретных лидеров воинствующей демократии, создавшей тогда напряженное противоречие между богатевшей верхушкой и разоренной, праздной, свободной беднотой. Наконец, Аристофану свойственны острая ненависть к фетишизму денег и стремление избавить от этого жизнь (последний период). Литературно-эстетические взгляды Аристофана выражены им главным образом в комедиях "Лягушки" и "Женщины на празднике Фесмофорий", где он сопоставляет стиль Еврипида, представляющийся ему субъективистским и декламационным, с древним торжественным стилем Эсхила и отдает предпочтение последнему. В пародиях на оба стиля Аристофан проявляет необычайное умение воспроизводить их, вплоть до всех музыкальных интонаций.

В религиозных взглядах Аристофан весьма принципиален (такова, например, его яркая антисофистическая позиция в "Облаках"), но это не мешало ему выводить богов в смешном и даже шутовском виде, давать карикатуру на молитву и пророчества. Правда, принимать это комическое изображение богов за полное их отрицание едва ли возможно, так как это не противоречило греческой религии начиная с самого Гомера. Тем не менее у Аристофана мы находим самую резкую критику антропоморфной мифологии. До Лукиана (II в. н.э.) мы нигде в античной литературе не встретим такого издевательского изображения богов, демонов и героев. Однако известно, что во времена Аристофана и даже еще раньше антропоморфная мифология отрицалась даже религиозно мыслящими писателями.

в) Жанр комедии Аристофана содержит в себе, с одной стороны, элементы бурно-оргиастического культа Диониса, а с другой - острейшую сатиру и пародию на городские порядки. В связи с характером жанра индивидуально-пластические образы, в которых Аристофан воплощал свои отвлеченно-типовые идеи, всегда носили характер неимоверно раздутого шаржа, размалеванного, визгливого шутовства и клоунады. Действующие лица ни в какой мере не являются здесь живыми характерами, взятыми из конкретно-индивидуальной жизни. Это - только общие типы (таков в "Ахарнянах" тип задавленного войной крестьянина; Стрепсиад в "Облаках", тип сбитого софистами с толку простолюдина; Клеон, меньше всего реальный вождь демократической партии, но вообще хитрый и дальновидный демагог). С другой стороны, нет ничего ярче и пластичнее тех образов, в которых Аристофан воплощал эти отвлеченные типы. Таков в "Облаках" Стрепсиад - ворчун, скупец, пройдоха, неудачник и т. д. Однако характеры заметно эволюционируют в поздних комедиях Аристофана, приобретая уже чисто бытовые черты, характерные для позднейшей комедии (например, Ксанфий в "Лягушках" или Карион в "Богатстве").

В связи с основным характером древнейшей комедии произведения Аристофана полны всяких отступлений, случайных эпизодов, причудливого сцепления невероятных мелочей - словом, полного беспорядка. Но Аристофан очень упорно проводит каждый раз определенную, четкую отвлеченную идею, которой вся эта видимая бесформенность подчинена. Комедия Аристофана не является комедией интриги (на манер более поздней комедии). Его интересуют не человеческие действия, а отвлеченные идеи. Лирические партии у Аристофана отличаются непрерывным разнообразием и полной неустойчивостью в настроениях, но Аристофану не чужды были и высокая лирика природы ("Птицы", "Облака"), и красоты простой сельской жизни ("Ахарняне", "Мир"),

г) Художественны и стиль аристофановских комедий представляет собой необычайно выразительный образец чисто классического стиля, то есть он основан не на психологии, не на анализе переживаний или картинах быта, но на изображении отвлеченно-типического в индивидуально-пластической форме. Это и есть классический стиль искусства, и этим как раз богат Аристофан. Особенно замечателен язык Аристофана. В основе это обыденный, разговорный аттический городской язык. Но комик пересыпает его бесчисленными каламбурами, противоестественными словосочетаниями, неожиданными многочисленными сравнениями; вносит бойкую живость и характерность в диалоги (пример - экзамен колбасника во "Всадниках"), доходящие до грубых острот (Стрепсиад), тут иностранное коверканье (скиф в "Женщинах на празднике Фесмофорий"), комическая скороговорка и даже полная непристойность речи.

д) Антивоенные комедии. В 1954 г. по постановлению Всемирного Совета Мира праздновалось 2400-летие со дня рождения Аристофана. Отмечалась та напряженная борьба, которую Аристофан вел против милитаризма своего времени, в защиту простых людей и тружеников-земледельцев, при помощи которых тогдашняя правящая верхушка Афин вела грабительские войны. Аристофан своим убийственным смехом беспощадно разоблачал эту кровожадную практику военной партии. В этом отношении особенно замечательны комедии "Ахарняне", "Мир" и "Лисистрата".


Похожая информация.


Древняя аттическая комедия зародилась в Аттике, была поставлена на Великих Дионисиях только в 488 г. до н.э. По Аристотелю, комедия зародилась из фаллических шествий в честь богов плодородия, особенно Диониса. В переводе с греческого слово «комедия» означает «песня комоса». Комосом же назывались процессии ряженых, славящих бога в шутливых песнях, перемежающихся с песнями обличительного содержания. В песнях комоса содержался элемент социальной борьбы, который перешёл в комедию.
В Афинах комедии начали ставиться в театре позднее трагедий. Обычно на празднике выступали три комедиографа, каждый с одной комедией. Актёры играли в масках, изображающих смеющиеся или уродливые лица. Актеры носили короткие хламиды и иногда брюки для большего комизма. Хор из 24 человек делился на два полухория, противопоставленных друг другу – хоровой агон. Часто хор представлял собой фантастических существ, в честь которых давалось название комедии.
Для комедии обязательно наличие агона и парабасы. Агон – состязание, спор между героями, причем первый – побежденный в споре. Парабаса – эпизод, в котором хор с корифеем обращался к публике от имени автора, часто с резкой политич. направленностью. Такая комедия закончила свое существование с афинской демократией, в середине 4 века. Было известно около 50 комедиографов, но дошел:

Аристофан (445-387) Представитель среднего крестьянства. Деятельность выпадает на период Пелопонесской войны и кризиса афинского государства. Комедии отличаются социальной и пацифистской направленностью.
Написано 44 комедии, дошло 11. Миротворческие: Мир, Лисистрата, Арахняне. Политические: Всадники, Осы. Культурно-образовательные: Облака, Лягушки, Женщины на празднике Фесмофорий. Утопические: Женщины в народном собрании, Птицы, Богатство.

«Облака» (425г.) Старик Стрепсидид говорит о долгах из-за аристократических замашек (скачки) своего сына Фидипида. Он придумывает план: идти в мыслильню к Сократу, чтобы научиться хорошо говорить и отделаться от кредиторов. Сократ принимает Стрепсидида в «мыслильню» и проделывает над ним обряд «посвящения». Войдя в помещение школы, Стрепсидид видит Сократа, качающегося в гамаке. Ученик объясняет, что мудрец «паря в пространствах, мыслит о судьбе светил», ибо «нельзя проникнуть в тайны воздуха, стоя на земле». .Пародируются естественно-научные теории философов и новые софистические дисциплины, например грамматика, высокие материи сравниваются с низкими. Но Стрепсидид уже стар и глуп, не способен обучаться, поэтому заставляет сына учиться вместо себя. Перед Фидипидом состязаются в «агоне» Правда («верное слово») и Кривда («ложное слово»). Правда восхваляет старое строгое воспитание, а Кривда ложными увертками высмеивает Правду. Побеждает. Фидиппид быстро овладевает всеми необходимыми уловками, и старик спроваживает своих заимодавцев. После победы искусство сына обращается против отца. Любитель старых поэтов Симонида и Эсхила, Стрепсидид не сошелся в литературных вкусах с сыном, поклонником Еврипида. Фидиппид поколотил старика и доказал ему, что сын вправе бить отца. Стрепсидид готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик поджигает мыслильню.

Направлена против софистов, к которым Ар-н ошибочно относил Сократа. Обличает их как шарлатанов и безбожников, видит в них причину упадка морали, ослабления веры в богов и ослабления гражд. сознания. Хор в костюме облаков – туманная мудрость софистов. Осуждает новые принципы воспитания молодежи. Комедия дается представления о гипотезах, риторике, философии и филологии в карикатурной форме.

«Лягушки» (405 г.) Дионис и Ксанфий, его раб, приходят к дому Геракла. Дионис говорит, что идёт в царство Аида за Еврипидом (умер в 406г.) т.к. хочет вернуть его на сцену, и просит львиную шкуру Геракла, чтобы в царстве мертвых его приняли за героя. Странники отправляются в путь. Через Стикс их перевозит Харон, на своей лодке, квакают лягушки. Дионис трусит, часто отдает шкуру слуге и идет за его спиной, иногда даже выдает себя за слугу Ксанфия. Перед домом Аида появляется привратник и, дабы выяснить кто из них настоящий Бог, бьёт каждого палкой. Ничего не узнав, он ведёт их к Аиду, где и выяснятся правда. Во второй части – агон Эсхила и Еврипида – первая лит. критика в буффонаде. Д приглашен быть судьею состязания. Э шутит, что трагедии Е. умерли вместе с ним. Э обвиняет Е в скучности его прологов, говорит, что во всех них можно вставить фразу «потерял бутылочку». Сам автор остается объективным – он не забывает и о недостатках поэзии Э(весы, чашу которых перевешивает тяжеловесный эсхиловский стиль). Последним испытанием становится дать совет городу. Е считает, что нужно сменить власть. Э – прекратить Пелопонесскую войну. Победителем оказывается Э, и Д уводит его с собой на землю, вопреки своему первоначальному намерению взять Е. На него набрасывается Е, говоря, что тот обещал ему забрать его. Тогда Д отвечает Е фразой из его трагедии: «Язык клялся, душа же не клялась».

«Лисистрата» (411г.) Основана на фантастическом сюжете. Имя дословно «распускающая войско». Лисистрата, полная решимости остановить бессмысленную войну, собирает женщин Афин и Спартын. Она предлагает им бойкотировать мужчин в сексуальном плане. С трудом и после долгих споров и препирательств женщины соглашаются. Они укрываются в Акрополе и не допускают до себя никого. Всё гражданское население делится на два лагеря: женщины и старики. Женщины переругиваются со стариками, обливают их водой, между ними случаются потасовки, но женщины неумолимы. Они считают, что распутают любое государственное дело, как пряжу в прялке.Через какое-то время, однако, некоторые женщины пытаются сбежать из Акрополя под самыми различными предлогами, но Лисистрата всех останавливает. Мужчины решают примириться. Встречаются послы и начинаются переговоры. На переговорах появляется Лисистрата. Мужчины восхищаются её умом и красотой. Они все соскучились по своим жёнам и быстро договариваются: делятся всем, захваченным в ходе войны, друг с другом. Мир заключён, счастливые мужья забирают своих жён и отправляются по домам.

Древнегреческая комедия — драматический жанр, получивший развитие в Древней Греции в V — IV вв. Сами древние выделяли в ней 2 разновидности: дорийскую (или сицилийскую) комедию, лишенную хора и носившую преимущественно бытовой и пародийно-мифологический характер (Эпихарм), и аттическую, названную так по области Аттике, где она возникла и прошла длительный путь развития. В современном литературоведении, следуя отчасти за античными филологами, обозначают 3 периода древнегреческой комедии, различающиеся содержательными и формальными признаками. Достаточно условные хронологические границы между ними имеют следующий вид: 1) с 486 (1-е представление древнегреческой комедии на Великих Дионисиях) по 404 (комедия Пелопоннесской войны) — «древняя» аттическая комедия; 2) с 404 по 323 (год смерти Александра Македонского) — «средняя» аттическая комедия; 3) с 323 начинается этап «новой» аттической комедии, который формально продолжается до времён Римской империи.

Происхождение древнегреческой комедии Аристотель связывал с запевалами фаллических песен, исполнение которых в рамках ритуала плодородия позволяло вносить в них элемент социальной инвективы. Таким образом при оформлении в начале V в. древнегреческой комедии как жанра хор с самого начала приобрел обличительный характер, явившийся главным признаком древней аттической комедии. Другой ее источник — речевые эписодии с участием 2 — 3 актеров — восходит к фольклорной бытовой сценке с перебранкой и ударами, которые сыплются на побежденную сторону (ср. рус. Петрушки). В результате объединения обличительного хора с диалогическими эпизодами возникла своеобразная структура древней аттической комедии: за обширным прологом следовал парод хора из 24 человек, который сразу же энергично вмешивался в действие. Затем эписодии чередовались с хоровыми партиями, пока борьба двух противников не достигала вершины в огоне — споре на какую-нибудь важную общественную тему.

Вереница эписодиев после агона призвана была наглядно представить результаты одержанной победы или, реже, ее иллюзорный характер. Особое место занимала в древней комедии парабаса — ее древнейшее хоровое ядро. Для времён древней аттической комедии известно около 60 имен авторов и отрывки из их произведений, не считая Аристофана, от которого сохранено целиком 11 комедий. Наряду с ним в античное время высоко ставили Кратина и Евполида, представленных в настоящее время только фрагментами. Как видно из дошедшего материала, древняя аттическая комедия выступала против Пелопоннесской войны, от которой страдало главным образом аттическое крестьянство, но не имела возражений против самого существа афинского государственного устройства. Идеал ее — в эпохе славных марафонских бойцов («Всадники» Аристофана); с этой точки зрения древняя аттическая комедия осмеивала новые течения в духовной жизни афинян, религиозный скептицизм и критическую направленность учения софистов, драматургию Еврипида («Облака», «Лягушки» Аристофана). Зорко подмечая смысл конфликта в общественной жизни, древняя аттическая комедия находила разрешение его только в мире сказки и социальной утопии, не останавливаясь перед тем, чтобы вывести из мира мертвых великих мужей прошлого («Демы» Евполида).

В художественном плане древняя аттическая комедия отличалась специфическим способом типизации: осмеиваемые ею отрицательные черты олицетворялись в реально существующем человеке (Клеон, Сократ), чье имя придавало конкретность маске демагога или ученого шарлатана. Характерна для древней комедии также материализация метафор: длительность мирного договора соответствовала вкусу содержимого в различных бутылках, основательность поэтического слова проверяется его взвешиванием на весах и т. п. С падением потенциала афинской демократии исчерпала себя и древняя аттическая комедия. Пришедшая ей на смену средняя аттическая комедия, не оставляя насмешек над отдельными лицами, в целом утратила свою общественно-политическую тенденциозность. Это сразу же сказалось на значительно сократившейся роли хора, а в сюжетах стала преобладать мифологическая пародия и бытовая тематика, причем уже в рамках средей аттической комедии наметились маски, ставшие впоследствии достоянием новной аттической, а затем и римской комедии: влюбленный юноша, суровый отец, хвастливый воин, сводник, гетера, хитрый раб, повар и т. п. Всего в области средней комедии творило св. 50 поэтов, самыми крупными были Антифан и Алексид, в настоящее время представленные только фрагментами.

Потеря античных текстов оказалась особенно ощутимой для новой аттической комедии. Среди ее примерно 60 авторов античная критика особо выделяла Менандра, Дифила и Филемона. Произведения 2 последних известны немногочисленными фрагментами или (иногда) переделками римских авторов. Только Менандр, благодаря двум волнам папирусных находок (в нач. XX в. и в 50 — 60-е годы) стал известен гораздо лучше. В новой аттической комедии сохранились стереотипные ситуации, найденные еще в средней комедии; в их основе лежали такие мотивы, как невольная связь девушки с каким-нибудь неведомым насильником, подброшенные и со временем найденные дети; в конце концов все нити распутывались, и дело кончалось свадьбой. Менандр внес в стандартные сюжеты глубокую психол. мотивировку, пробуждал сочувствие к жертвам насилия и обмана, варьировал и индивидуализировал постоянные комедийные типы. В его творчестве твердо сложилась 5-актная комедия; интервалы между действиями заполнялись пляской хора, утратившего всякую связь с содержанием

Античная комедия – остро политическая, философская, отчасти идеологическая. Истоки комедии в праздниках Дионисиях – «комос». Песни комоса малопристойные. Иногда они носили личный характер, что было запрещено. Хор в комедии носит уродливые маски и одежды. С фольклорной традицией комедию связывает борьба старого и молодого – нет среднего возраста. Побеждали молодые. Элемент карнавального действа – «последние да будут первыми». Во время игр рабы менялись местами с господами.

Сюжет древнеаттической комедии носит фантастический характер. Предлагают утопические выходы из сложившейся ситуации. Комический хор превосходил трагический – 24 человека, разделенные на два враждующие полухория. Пролог, потом парад, в центре – словесный спор главных действующих лиц и двух полухорий. Расцвет комедии совпадает с высоким подъемом общественной жизни во второй половине пятого века.

Аристофан 450-384 гг. до н.э. Его жизнь приходится на пелопонесскую войну. Был человеком среднего достатка, идеалом для себя избирает образ среднего крестьянина – имеет рабов, но и сам работает. Аристофан требует подписания мира. Полис уже себя изжил, но Аристофан все еще прославляет его. Аристофан не может задержать развитие, хотя и старается.

Написал 40 или 44 комедии, до нас дошло 11.

«Всадники», «Осы», «Облака», «Мир». «Птицы», «Лисистрата», «Лягушки».

24. «Облака» Аристофана. Сократ аристофановский и Сократ исторический. Комедийное мастерство автора.

Поэт считал "Облака" своей лучшей пьесой и впоследствии упрекал зрителей за то, что они не поняли утонченной остроты и глубокого смысла его комедии. В "Облаках" он подвергает жестокому осмеянию новые принципы воспитания, пропагандируемые софистами, и те новые учения о природе и обществе, которые, по его мнению, подрывали основы полисной идеологии. Основным объектом нападок Аристофана становится Сократ, сложный обобщенный образ идейных противников Аристофана. Аристофановский Сократ кое-что унаследовал от своего реального прототипа, он наделен чертами софиста и ученого шарлатана.

Противоположность Сократа - старик, по имени Стрепсиад. Старик, спасаясь от кредиторов, хочет поступить в школу к Сократу, где, как он слышал, учат "неправду оборачивать правдой". Школа Сократа называется "мыслильней", а ее глава раскачивается над землей в подвешенной к стропилам корзине. Сократ объясняет испуганному Стрепсиаду, что он оберегает свои возвышенные мысли от земного влияния и поэтому парит в воздухе.

Стрепсиад не может усвоить премудрости новой науки. Его выгоняют из "мыслильни". Вместо себя Стрепсиад посылает к Сократу сына. В споре Правды и Кривды, каждая из которых стремится расположить в свою пользу сына старика. Побеждает Кривда, соблазняя юношу тем, что в школе Сократа он быстро развратится и станет жить припеваючи, так как теперь скромные люди не в почете в Афинах. Вторая часть комедии направлена на утверждение доводов Правды. Сын Стрепсиада успешно проходит курс обучения и избавляется от кредиторов. Но затем он доказывает отцу, что по новым лравилам, призывающим жить по природе, а не по закону, "немодно" уважать родителей. Перейдя от слов к делу, он избивает



25. «Лягушки» Аристофана. Греческая трагедия в зеркале комедии.

Распадается на две части. Первая изображает путешествие Диониса в царство мертвых. Бог трагических состязаний отправляется в преиспднюю, чтобы вывести оттуда своего любимца Еврипида.

Проблематика "Лягушек" сосредоточена во второй половине комедии, в состязании Эсхила и Еврипида. недавно прибывший в преисподнюю Еврипид претендует на трагический престол, до тех пор бесспорно принадлежавший Эсхилу, и Дионис приглашен в качестве судьи ссостязания. Эсхил считает, что для этого нужно воспитывать граждан сильными духом и храбрыми, внушать им "возвышенные мысли" и обращаться к ним только в "величавых речах". А Еврипид полагает, что люди станут "добрыми и достойными" тогда, когда поэты раскроют перед ними правду жизни, о которой нужно говорить простым человеческим голосом. Эсхил возражает, доказывая, что житейской правдой обычно прикрываются низменные побуждения людей и мелкие делишки, недостойные внимания поэтов. Несчастья современных Афин Эсхил объясняет развращающим влиянием трагедий Еврипида.

Продолжением спора является сравнение художественных достоинств трагедий Эсхила и Еврипида. Оба пародируют художественную манеру друг друга. Затем на огромных бутафорских весах взвешиваются произведения обоих трагиков. Чаша со стихами Эсхила перетягивает. Дионис понимает свою ошибку и вместо Еврипида уводит на землю Эсхила под напутственную песнь хора.



Полезные инструменты