Цели:
1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/
Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/
Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/
3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/
Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/
Упражнение «Отгадай и присядь»
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Анализ занятия:
Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.
Конспект занятия «Перелётные птицы» (старшая группа).
Цель : Закрепить знания детей о перелётных птицах. Задачи. Образовательные: - активизация и пополнение словаря по теме «Перелётные птицы»; - развитие навыка словообразования; - совершенствование грамматического строя речи; - упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений; - обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану. Коррекционные : - развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»); - развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); - автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать её и всё живое; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей. Методы работы : игровые, наглядные, словесные, практические. Приемы : загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент. Оборудование : силуэтные картинки с изображением перелётных птиц, план-схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет». Предварительная работа: - беседа о перелетных птицах; - чтение стихов о перелётных птицах; - наблюдение за птицами во время прогулок; - разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме; - подбор оборудования, необходимого для занятия.
Ход занятия.
I.Организационный момент: (создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии, общей моторики, активизация словаря по теме «Перелётные птицы», упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие внимания). Л-д : Из далёких жарких стран Гости к нам весной спешат. Кто это?.... (ответы детей) птицы, перелётные птицы. Л-д : Проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц? Я называю птиц и, если она перелётная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы…. Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие птицы. Л-д : А теперь загадка: Без рук без, топора построена изба….. Что это? Ответ - гнездо. - Где птицы вьют свои гнезда? Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).
Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске силуэтные картинки совы, скворца, грача, кукушки и силуэтные картинки дерева с гнездом, дупла, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы). Л-д : Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо? Ответы – Это сова. Совиное гнездо в дупле (ребёнок совмещает соответствующие картинки). Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике. Это грач. Грачиное гнездо на дереве. Это кукушка. У кукушки нет гнезда.
Ребята! Одна птица здесь лишняя. Ответ – это сова, потому что она зимующая птица.
II. Основная часть. Знакомство с темой : Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелётных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелётных птицах. - Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков).
Кто эта птица? Гнезда не строит никогда. Яйцо соседям оставляет И птенчика не навещает.
Незнайка все время ошибается и дети его поправляют. Кукушка.
После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном ответе? Что нового узнали о перелетной птице?
2. Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – Длинношеий, длинноклювый, Длинноносый, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Аист.
3.Всех перелётных птиц черней Он чистит пашню от червей. Грач.
4. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины. Для птенцов стелю на дно Мягкую перину. Ласточка.
5. На шесте дворец. Во дворце – певец. Скворец.
Л-д: Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелётных птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. - Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелётной птицы).
(Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в той или иной деятельности).
III. Физ. минутка. (Развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей). По ходу физ.минутки дети выполняют соответствующие тексту движения.
Птенчик в гнёздышке проснулся, Встрепенулся. Потянулся. И головкой покивал, И хвостиком повилял. (пальчиковая зарядка) - Широко раскрыл он клювик, Громко, громко запищал: Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. Червячка скорей неси. - Мама с папой закружили, Угощение тащили.. (пальчиковая зарядка) - Червячок, блоха и мошка, Кушай, кушай, наша крошка
(одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). - Птенчик сыт, опять он спит. Тс-тс-тс, нам нельзя его будить Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать. Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании): Л-д : А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье? Логопед помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я грачиха (логопед), я грач (ребёнок), я грачонок (ребёнок). (Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди). - Продолжение рассказов детей . Упражнение «Закончи предложение». (Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле). Л-д : Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них. - Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов. - Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми. - Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу. - Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поёт. - Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают. - Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.) III . Подведение итогов занятия: Ребята Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь, как и вы, многое знает о перелётных птицах. Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?
Департамент Образования г. Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Города Москвы «Школа 2051»
Подготовила и провела: Зеленева Н.А. Москва 2017
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально - коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .
Цель: расширить и закрепить знания детей о перелетных птицах; развивать познавательный интерес к живой природе, мышление, память, речь детей; воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, картинки птиц, 2 плаката с деревьями «осень» и «зима» для игры, 2 стенда.
Ход работы:
Организационный момент. Дети под пение птиц входят в зал, и тут стук в дверь:
Сова принесла нам письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не можем улететь в теплые страны, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем улететь на юг»
Ребята, поможем перелетным птицам?
Ответ ребят.
Задание 1
Д/И «Определи перелётную птицу по первому звуку»
Воспитатель называет звуки: «А» , «Г» , «Л» , «С» , «З» , «К» , «Д» (аист, соловей, кукушка, скворец, зяблик, ласточка, дрозд) . Ребята вы молодцы. Вы выполнили первое задание Волшебника.
Задание 2
Ребята скоро наступит зима, что случиться с птичьими гнездами?
Ответы детей. (их разрушат вьюги, метели) .
Когда птицы будут возвращаться они будут строить свои новые жилища.
Задание 3
Посмотрите на картинки и расскажите где, какая птица свила гнездо?
(дети определяю гнезда птиц) .
А где гнездо кукушки? (ответы детей)
Задание 4
Кирилл подготовил рассказ об одной из перелетных птиц.
Ребята я вам хочу помочь победить злого волшебника. Я вам расскажу о перелетных птицах.
Аисты- крупные птицы. У них длинный клюв, длинные ноги и шея.
Аисты ведут перелётный образ жизни. На зиму улетают в теплые края.
Свои гнезда строят на берегах реки и в лесах. Иногда на крышах домов и верхушках деревьях
Соловей - один из самых знаменитых певцов среди птиц.
Но увидеть соловья трудно: это скрытная и осторожная птица.
Поёт соловей, сидя где - ни будь на ветке, не очень высоко от земли.
Соловьи начинают петь, когда распускаются первые зелёные листочки.
Гнёзда - соловьи устраивают на земле или среди невысоких кустарников.
Питаются соловьи муравьями, жуками, гусеницами, бабочками. Клюют семена и ягоды.
А в конце лета эти птицы улетают на зимовку в далёкие тёплые страны.
Кукушка – птица, известная. Её любимое блюдо - мохнатые гусеницы. Никто из птиц этих гусениц не трогает. Тем самым она спасает лес от вредителей.
Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.
Скворцы – небольшие птицы черного цвета, имеющие длинный острый клюв.
Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Например, скрип колеса, лай собаки и кудахтанье кур.
Весной люди встречают скворцов с самодельными домами для птиц, который называется скворечник.
Скворцы поедают вредных насекомых, тем самым спасают урожай на полях.
Рассказы были очень интересные и познавательные. Ребята вам понравились?
Пора немножко подвигаться.
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
Плавно руками помашем
Это птицы летят
Как они сядут, мы вам покажем –
Крылья мы сложим назад.
Давайте продолжим наш разговор о птицах.
Задание 5
Подвижная игра «Птички»
Правила игры: дети должны распределить картинки птиц на две группы «зимующие и перелетные»
Ребята вы сегодня правильно и хорошо выполняли задание злого волшебника. Вы помогли расколдовать птиц и они теперь улетят в теплые края.
Итог:
Ребята вам понравилось путешествие?
Какая из игр вам больше всего понравилась?
Что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?
А сейчас ребята мы вернемся в нашу группу и нарисуем птицу которая вам больше всех понравилась.
Организация: МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 34
Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток
Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Время занятия: 30 минут.
Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;
Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;
Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.
Речевое развитие:
Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;
Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;
Активизировать словарь: зимующие, перелетные.
Художественно-эстетическое развитие:
Упражнять в раскрашивании, не выходя за контур.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.
Ход занятия:
Дети находятся в группе с воспитателем.
Организационный момент: (1 мин)
Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Маланья». По ходу игры все дети становятся в круг.
I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)
Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик
(демонстрирую детям перья различных птиц).
Дети: - Перья.
Ребята, а чьи это перья?
Дети:- Птичьи.
Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.
Предлагаю сесть на стульчики.
II.Актуализация знаний. (8 мин)
А как вы думаете, зачем птицам перья?
Ответы детей.
Где же можно встретить птиц?
Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)
Расскажите, где живут птицы?
Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)
Кто скажет, чем похожи птицы?
Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)
Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….
Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.
Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?
Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.
Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).
Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.
Каких из них вы знаете, назовите.
Ответы детей.
Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.
Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.
Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).
Дети: - Перелетные птицы.
Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).
Дети: - Зимующие птицы.
Молодцы, правильно догадались.
Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.
Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.
Например:
Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.
Все дети становятся возле знаков.
Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.
Положите картинки возле знаков. (Фото № 2)
Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?
Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)
III Затруднение ситуации (1 мин)
Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?
Ответы детей.
Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?
IV Введение нового (1 мин)
Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.
Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.
У меня есть магнит. (Показываю детям).
Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?
Дети предлагают разные варианты действия магнита.
Давайте попробуем.
V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)
Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.
Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. (Фото № 1)
А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.
Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.
Поиграем?
Дидактическая игра «назови ласково».
Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.
Воробей. Дети: - Воробышек.
Синица. Дети: - Синичка.
Галка. Дети: - Галчонок, галочка.
Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.
Молодцы!
А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.
У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.
У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.
У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.
У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.
Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.
Корова мычит, а птицы?…..
Дети произносят разные звуки.
Какие звуки вы услышали?
Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:
Гуси – гогочут.
Воробей?
Ворона – каркает.
Дятел – стучит.
Кукушка – кукует.
Сова – ухает.
Сорока – стрекочет.
Соловей – поет.
Голубь – воркует.
Ласточка – щебечет.
Журавль – курлычет. И т.д.
(Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)
А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.
Физкультминутка. (1 мин)
Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.
Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.
Разминка: Летели птички, собой невелички.
Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,
Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,
Сели, посидели, взвились, полети.
Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.
Молодцы!
Работа в командах. (2 мин)
Ребята, а вы знаете, что едят птицы?
Ответы детей.
Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.
Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?
Ответы детей.
Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.
Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.
Вот задание команде девочек.
А вот задание команде девочек.
Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.
Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. (Фото № 3)
Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Рефлексия. (3 мин)
Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.
Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.
Работа индивидуально. (Фото № 4)
Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?
V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)
Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)
- Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.
А теперь
Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти.
Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят.
Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.
Список использованной методической литературы:
О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015
О.С.Ушакова «Придумай слово», Москва: Просвещение, 1996
О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Литера, 2015
О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014
Хрестоматия для детей старшего возраста, Москва, 2000гО.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Москва, 2016г
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников) Сфера 2016
Интернет ресурсы.
Татьяна Левина
Конспект занятия по ФЦКМ «Перелетные птицы»
Программное содержание :
1. Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц .
2. Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц , их особенности, выделить существенные различия.
3. Познакомить детей с понятием <лететь клином>, <косяком >,< стайкой >
4. Рассказать детям, почему улетают птицы на юг . Изучения ученых.
5. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных, употреблении глаголов.
6. Воспитывать доброе отношение к птицам .
1. Организационный момент.
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети : Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!
2. Ход занятия .
В : Ребята, нам пришло письмо. Послушайте, пожалуйста, его.
«Карр-карр! Беда-беда! Птицы улетели неизвестно куда. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста! Помоги мне найти их, куда они делись?Каррр»
В : От кого пришло письмо?
Особа всем известная, она крикунья местная (ворона) .
В : Я думаю, что наши знания и умения нам помогут найти птиц .
Как называют птиц , которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные )
А птиц , которые остаются с нами? (зимующие)
В какое время года птиц больше ? (летом)
Почему? (и зимующие, и перелетные )
Как вы думаете, куда улетели птицы , которых ищет ворона? (на юг)
В какое время года они возвращаются? (весной)
3. Физкультминутка.
«Птички»
Птички начали спускаться, на поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь, надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много.
Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора.
4. Презентация про птиц .
1слайд. Перелетные птицы .
2слайд. Обобщающее понятие <Птицы> ;.
3cлайд. Птицы .
4 слайд. Как улетают птицы (<стайкой>, <клином> ,<косяком>)
5 слайд. Перелетные птицы .
6 слайд. Скворец.
7 слайд. Соловей.
8 слайд. Рассказ про соловья.
9 слайд. Жаворонок.
10 слайд. Ласточка.
11 слайд. Зяблик.
12 слайд. Рассказ про зяблика.
13 слайд. Журавль.
14 слайд. Куда улетают птицы .
15 слайд. Почему улетают птицы на юг .
16 слайд. Почему улетают птицы на юг .
17,18,19, 20,21,22 слайды. Изучения ученых.
5. Пальчиковая гимнастика : «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка :
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это – зяблик, это – стриж,
Это - развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам! (И. Токмакова)
6. Игра «Четвертый лишний»
На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц . Дети их убирают.
7. Игра<Кто как говорит>.
Воробей - чирикает
Ворона - каркает
Кукушка - кукует
Сорока - трещит
Соловей - поет
Утка - крякает
8. Упражнение «Скажи одним словом»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
9. Заключение.
Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии ?
О каких новых перелетных птицах вы узнали ?
Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Публикации по теме:
Конспект занятия «Перелетные птицы» Ход занятия. Организационный момент. (Дети заходят в группу, встают полукругом около стульчиков). Воспитатель: Ребята, давайте сейчас мы.
Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы» Тема: Перелетные птицы. Цель: Формирование ассоциативного мышления, закрепление именительного падежа существительных, родительного падежа.
Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы» Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, количества. Сопровождать свои действия словами больше, меньше, поровну. Развивать память,.
Конспект интегрированного занятия по экологии «Перелетные птицы» (старший возраст) Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных.
Конспект итогового занятия по теме «Перелетные птицы» в средней группе. Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о перелетных птицах,.
Налоги и платежи