Сечение выработки в проходке. Расчёт сечения выработки в свету. Определение размеров и площади сечения выработки

Для открытых горно-разведочных выработок обосновать способ проходки, применяемое оборудование и в соответствии с углом естественного откоса горных пород выбрать и обосновать форму и размеры поперечного сечения с учётом проектной глубины выработки.

Для подземных горно-разведочных выработок обосновать способ проходки и соответствующее горнопроходческое оборудование, выбрать и обосновать форму и размеры поперечного сечения выработки в свету.

В зависимости от физико-механических свойств горных пород, а также исходя из габаритов транспортного и технологического оборудования (электровозов, вагонеток, погрузочных машин) с учётом величин зазоров, предусмотренными правилами безопасности (ПБ) при геологоразведочных работах, определяются размеры поперечного сечения горных выработок в свету. Размеры выработок в проходке определяются с учётом толщины крепи и затяжек, а также высоты путевого устройства (балласт, шпала, рельсы).

Горные выработки могут проводиться с креплением и без крепления. В качестве крепёжного материала применяют дерево, бетон, железобетон, металл и другие материалы. Форма сечения может быть: прямоугольная, трапециевидная, сводчатая, круглая, эллиптическая.

Горизонтальные и наклонные разведочные выработки имеют, как правило, малый срок службы, поэтому основным видом крепи является дерево, форма сечения – трапециевидная. При проходке без крепления форма сечения – прямоугольно-сводчатая.

Для трапециевидной формы сечения выработки с рельсовым транспортом (рис. 1 ) расчёт площади поперечного сечения выработки рекомендуется вести в следующей последовательности.

По габаритам (ширине и высоте) применяемого электровоза или вагонетки (при ручной откатке) определяют ширину однопутной выработки в свету на уровне кромки подвижного состава:

B = m + A + n`

и ширину двухпутной выработки:

B = m + 2A + p +n`

m – размер зазора на уровне кромки подвижного состава, мм (принимается равным 200 – 250мм );

p – зазор между составами, мм (200мм );

n` - размер прохода для людей на уровне кромки подвижного состава, мм :

n` = n + * ctg ;

n – размер прохода на высоте 1800мм от уровня балластного слоя, равный не менее 700мм ;

h – высота электровоза (вагонетки) от головки рельса, мм ;

h a - высота верхнего строения пути от балластного слоя до головки рельса, равная 160мм ;

83 0 – угол наклона стоек, принятый по ГОСТ 22940-85 для разведочных выработок.

Высота выработки от головки рельса до верхняка в случае применения контактных электровозов (до осадки крепи):

h 1 = h кп. + 200 + 100 ,

h кп. – высота подвески контактного провода (не менее 1800мм );

200мм – зазор между контактным проводом и крепью;

100мм – величина возможной осадки крепи под действием горного давления.

При других видах транспорта высота h 1 определяется графическим построением с учётом зазора C между транспортным оборудованием и вентиляционным трубопроводом: при транспортировании аккумуляторными электровозами 250мм , при ручной откатке – 200мм .

При транспортировании аккумуляторным электровозом:

h 1 = h + d т + 250 + 100 ,

где h – высота электровоза, мм ;

d т - диаметр вентиляционного трубопровода, мм .

Высота h 1 в общем случае не должна быть меньше высоты погрузочной машины при поднятом ковше (у ППН-1с эта высота составляет 2250мм ) за вычетом высоты балластного слоя, т. е. h 1 2250мм .

Ширина выработки в свету по балластному слою:

l 2 = B + 2(h + h a) * ctg ;

Ширина выработки в свету по кровле:

l 1 = B – 2(h 1 - h) * ctg ;

Высота выработки от балластного слоя до крепи после осадки:

h 2 = h 1 + h a ;

Площадь поперечного сечения выработки в свету после осадки:

S св = 0, 5(l 1 + l 2) * h 2 ;

Ширина выработки вчерне по кровле (при креплении вразбежку с затяжкой боков):

l 3 = l 1 + 2d ,

где d – диаметр стойки крепи (не менее 160мм ).

Ширина выработки по почве вчерне при креплении вразбежку с затяжкой боков:

l 4 = B + ,

где h в = 320мм – высота от почвы выработки до головки рельса:

h в = h a + h б ,

где h б – высота балластного слоя.

Высота выработки от почвы до крепи (до осадки):

h 3 ` = h 3 + 100 ,

где . h 3 - высота выработки от почвы до верхняка (после осадки).

Высота выработки вчерне до осадки при наличии затяжки:

h 4 ` =h 3 ` + d + 50 ,

где d – диаметр крепёжного леса, мм ;

50мм – толщина затяжки.

Высота выработки после осадки:

h 4 = h 4 ` - 100

Площадь сечения выработки вчерне до осадки:

S 4 = 0, 5(l 3 + l 4) * h 4 `

Вертикальная осадка, равная 100мм , допускается только при деревянной крепи.

В выработках применяют укладку деревянных шпал и настилку пути из рельсов Р24 для вагонеток вместимостью до 2м 3 . При проведении разведочных выработок используют вагонетки ВО-0,8; ВГ-0,7 и ВГ-1,2 вместимостью соответственно 0,8; 0,7; 1,2м . При ручной откатке вагонетками ВО-0,8 и ВГ-0,7 , а также электровозами АК-2у применяют рельсы Р18 . Шпалы укладывают в балластный слой толщиной 160мм , погружая их на 2/3 его толщины.

При прямоугольно-сводчатой форме высота выработки в свету складывается из высоты стенки от уровня балластного слоя и из высоты свода (рис. 2 ).

Высоту выработки вчерне H определяют как высоту в свету плюс толщина крепи в своде при монолитной бетонной крепи или плюс 50мм при набрызг-бетонной, анкерной (штанговой) и комбинированной крепях. Высота стенки от уровня головки рельса до пяты свода h 1 при транспортировании аккумуляторными электровозами определяется в зависимости от высоты электровоза. Высота выработок при транспортировании контактными электровозами должна удовлетворять условиям, при которых обеспечиваются минимальные зазоры между электровозом (вагонеткой) и крепью, а также между токоприёмником и крепью.

Высота вертикальной стенки от уровня тапа до пяты свода h 2 = 1800мм . Высоту свода h 0 принимают в зависимости от коэффициента крепости пород по шкале М.М. Протодьяконова.

Для монолитной бетонной крепи при коэффициенте крепости f =3:9, h 0 = B/3 .

Для набрызг-бетонной и анкерной крепи и в выработках без крепи f 12 , h 0 =B/3 , а при f 12, h 0 =B/4 .

Кривая тррёхцентрового (коробового) свода образуется тремя дугами: осевой - R и двумя боковыми - r . Радиусы свода в зависимости от его высоты:

Высота свода h 0 B/3 B/4
Радиус осевой дуги R 0,692 0,905
Радиус боковой дуги r 0,262 0,173

Проектная ширина выработки B 1 при бетонной крепи состоит из ширины выработки в свету и удвоенной толщины крепи, а при набрызг-бетонной, анкерной и комбинированной крепи – из ширины выработки в свету плюс 100мм .

Ширина однопутной выработки в свету:

B = m + A + n

Ширина двухпутной выработки в свету:

B = m + 2A + p + n ,

где n = 700мм; p = 200мм .

Высота вертикальной стенки выработки от головки рельса:

h 1 = h 2 – h a = 1800 – 160 = 1640мм.

Ширина выработки вчерне при набрызг-бетонной и анкерной крепи:

B 1 = B +2 = B + 100 ,

где = 50мм – толщина крепи, принимаемая при расчёте.

Площадь сечения выработки в свету при высоте свода h 0 = B/3 :

S св. = B (h 2 + 0,26B),

при h 0 = B/4 : S св = В (h 2 + 0,175B) ,

где h 2 = 1800мм – высота вертикальной стенки от уровня трапа (балластного слоя).

Высота стенки от почвы выработки:

h 3 = h 2 + h б = h 1 + h B .

Параметр выработки в свету при h 0 =B/3 :

P B = 2h 2 + 2,33B ,

при h 0 =B/4 : . P B = 2h 2 +2219B

Площадь сечения выработки вчерне при набрызг-бетонной, анкерной, комбинированной крепи при h 0 =B/3 :

S ч. = B 1 (h 3 + 0,26B 1) ,

при h 0 =B/4 : S ч. = B 1 (h 3 + 0,175B 1) .

После определения площади поперечного сечения принимаем по ГОСТ 22940-85 ближайшее стандартное сечение и выписываем его размеры для дальнейших расчётов. По этому стандарту определяют только площадь сечения выработки в свету, а площадь сечения вчерне устанавливают в зависимости от принятой формы сечения, вида и толщины крепи по выше приведённым формулам.

В таблице 1 приведены типовые сечения и базовое оборудование, принятое при расчёте сечения в свету, а также габариты базовых транспортных средств.

Шурфы по глубине условно делятся на мелкие (до 5м ), средние (5 – 10) и глубокие (до 40м ). Глубина шурфов зависит от стадии разведки и геологических условий. В зависимости от физико-механических свойств пород, способа проходки и конструкции крепи, шурфы проходят круглой и прямоугольной формы. С увеличением глубины шурфа площадь поперечного сечения в свету увеличивается. Шурфы глубиной до 10м обычно имеют одно отделение, а при глубине до 20м могут быть с двумя отделениями. Типовыми сечениями (ГОСТ 41-02-206-81) , предусматривается проходка шурфов с площадью поперечного сечения в свету от 0,8 до 4м 3 и геометрические размеры (табл. 2).

Для горизонтальных горно-разведочных выработок установлены две формы поперечных сечений: трапециевидная (Т) и прямоугольносводчатая с коробовым сводом (ПС). На рис. 9-10 показаны типовые сечения горных выработок различной формы.

Различают площади поперечного сечения горизонтальных выработок в свету, в проходке и вчерне. Площадь в свету (S CB) - это площадь, заключенная между крепью выработки и ее почвой, за вычетом площади сечения, которая занята насыпанным на почве выработки балластным слоем (при его наличии).

Площадь в проходке (5 пр) - площадь выработки, какой она получается в процессе проведения до возведения крепи, настилки рельсового пути, устройства балластного слоя и прокладки инженерных коммуникаций (кабелей, воздухо-, водопроводов и пр.). Площадь вчерне (S BH) - площадь выработки, которая получается при расчете (проектная площадь).

Допустимые превышения площади в проходке над проектной (вчерне) приведены в табл. 2.

Таблица 2

Рис. 9.1. Типовое сечение выработок трапециевидной формы с деревянной крепью: а - скреперная доставка породы; б - конвейерная доставка породы; в -ручная откатка породы; г - локомотивная откатка породы; д - двухпутевая выработка с локомотивной откаткой породы


Рис. 10. Типовое сечение выработок с монолитной бетонной крепью с локомотивной откаткой породы: а - однопутевая; б - двухпутевая


Рис. 9.2. Типовое сечение выработок прямоугольно-сводчатой формы без крепления или с анкерным (набрызг-бетонным) креплением: а - скреперная доставка породы; б - конвейерная доставка породы; в -ручная откатка породы; г - локомотивная откатка породы; д - двухпутевая выработка с локомотивной

откаткой породы

Таким образом, площадь сечения выработки в проходке

или, с другой стороны,

Так как S B4 = S CB + S Kр, то расчет площади сечения выработки начинают с расчета в свету, где S Kp - сечение выработки, занимаемое крепью; К п - коэффициент перебора сечения (коэффициент излишка сечения - КИС).

Размеры площади поперечного сечения горизонтальных выработок в свету определяют исходя из условий размещения транспортного оборудования и других устройств с учетом необходимых зазоров, регламентированных Правилами безопасности.

При этом необходимо рассмотреть следующие возможные случаи проведения выработок и расчета сечения:

  • 1. Выработка проходится с креплением, и погрузочная машина работает в закрепленной выработке. В этом случае расчет ведут по наибольшим габаритам подвижного состава или погрузочной машины.
  • 2. Выработка проходится с креплением, но крепь отстает от забоя более чем на 3 м. В данном случае погрузочная машина работает в незакрепленной части выработки.

При расчете размеров площади сечения по наибольшим габаритам подвижного состава необходимо сделать поверочный расчет (рис. 11):

Расшифровка данных приведена ниже (табл. 5).

3. Выработка проходится без крепления. Тогда размеры сечения рассчитываются по наибольшим габаритам проходческого оборудования или подвижного состава.

Основные размеры подземных транспортных средств стандартизированы с целью типизации сечений выработок, конструкции крепи и проходческого оборудования.

Для выработок трапециевидной формы разработаны типовые сечения с применением сплошной крепи, крепи вразбежку, с затяжкой только кровли и с затяжкой кровли и боков.

Типовые сечения выработок прямоугольно-сводчатой формы предусмотрены без крепи, с анкерной, набрызг-бетонной и комбинированной крепями.

Основные размеры типовых сечений выработок типа Т и ПС даны в табл. 3 и 4.

Таблица 3

Основные размеры сечений выработок трапециевидной формы (Т)

Обозначе-

Размеры сечения, мм

Обозначе-

Размеры сечения, мм

Площадь сечения в свету, м 2

Площадь сечения в свету, м 2

Таблица 4

Основные размеры сечений выработок прямоугольно-сводчатой

формы (ПС)

Обозначение

Размеры сечения, мм

Площадь сечения в свету, м 2


Рис. 11. Схемы условий работы погрузочной машины в забое: а - в незакрепленном призабойном пространстве; б - в закрепленном призабойном пространстве

Расчетные формулы для определения размеров сечений выработок типов Т и ПС приведены в табл. 5, 6.

Таблица 5

Выработки трапециевидной формы

Обозначение

Расчетные формулы

Транспортного оборудования

Выбирается по каталогам

Свободного прохода

От почвы до головки рельс

h =hi + h p + 1/3 /г шп

Балластного слоя (трапа)

Выработки от головки рельса

Выбираются

до верхняка

в соответствии с ПБ

Выработки в свету:

без рельсового пути

при скреперной уборке породы

при конвейерной доставке породы

h 4 = h + hi

при наличии рельсового пути:

без балластного слоя

h 4 = h + hi

с балластным слоем

h 4 = h + Л3-Л2

Выработки вчерне:

без балластного слоя

hs = h 4 + d + ti

с балластным слоем

hs = h 4 + hi + d + ti

Транспортного оборудования

Из каталогов оборудования

Свободного прохода на высоте h

Выбираются в соответствии с ПБ

Прохода на уровне транспортного оборудования

В свету на уровне транспортного оборудования:

при скреперной уборке

Ь = В + 2т

однопутевой

Ь = В + т + п

двухпутевой

Ь = 2В + с + т-п

Выработки в свету по верхняку: без рельсового пути

b = b-2{h-H) ctga

при наличии рельсового пути

B=b- 2{hi - H) ctga

По подошве:

без рельсового пути

bi = b + 2 H ctga

при наличии рельсового пути без балластного слоя

Z>2 = 6 + 2(#+/ji)ctga

с балластным слоем

Z>2 = 6 + 2(#+/ji)ctga

Обозначение

Расчетные формулы

Выработки вчерне:

верхнего основания

Ьз = b+ 2 (d + t 2) sina

нижнего основания с балластным слоем

Ьа

Ьа = Ьз + 2 hs ctga

без балластного слоя

Ьа = b 2 + 2 {d + t 2) sina

Между транспортным оборудовани-

Выбирается согласно ПБ

ем и стенкой выработки

> 250 мм, с > 200 мм)

Между подвижными составами

Стоек, верхняка из кругляка

Расчетное

Расстояние, мм

От оси пути (конвейера) до оси выработки: однопутевой

к = (щ + Ы 2 )-Ы 2

двухпутевой

к = Ы 2 -(щ+Ы 2 )

Поперечного сечения: в свету

Р = Ь + 62 + 2Л4/sin a

Pi = Ьз + Ьа + 2/г5/sin a

Поперечного сечения: в свету

S CB = /24(61 + b 2 )l 2

S m = /25(63 + 6 4)/2

Таблица 6

Выработки прямоугольно-сводчатой формы

Обозначение

Расчетные формулы

при набрызг-бетонной, штанговой и комбинированной крепях

ho = bl4

при бетонной крепи

ho = b/2

Выработки в свету:

без рельсового пути:

при скреперной уборке породы

h 4 = h + ho

при конвейерной

h 4 =h + /?2 + ho

при наличии рельсового пути: без балластного слоя

h 4 = h + /?2 + ho

с балластным слоем

h 4 = h + ho

Выработки вчерне

hs = h + hi + ho +1

Стенки выработки вчерне:

при скреперной уборке породы

с балластным слоем (трапом)

he = h + hi

Транспортного оборудования

Выбирается по каталогам

Выработки в свету:

однопутевой

b=В + m+n

двухпутевой

b = 2B + c + m + n

Выработки вчерне

bo = b + 2t

Осевой дуги свода:

при ho = Ы4

R = 0,%5b

при ho = Ы 3

R = 0,6926

Боковой дуги свода:

при ho = ЫА

r = 0,1736

при ho = ЫЪ

r = 0,262b

Периметр

поперечного

выработки,

при ho = ЫА:

без балластного слоя

P = 2he+ 1,219

с балластным слоем

при ho = b/3:

без балластного слоя

P = 2h+ 1,219 P = 2he + 1,33 b

с балластным слоем

P = 2h+ 1,33 b

Обозначение

Расчетные формулы

Периметр

поперечного

выработки,

Вчерне: при ho = Ы4 при ho = Ы 3

/>1=2*6+1,19*0 />! = 2*6+1,33 bo

Площадь поперечного сечения выработки, м 2

при ho = ЫА при ho = Ы 3

S CB = b(h + 0,15b) S CB = b(h + 0,2b)

без крепи или штанговой крепи

S B4 = b(h 6 +0,n5b)

при набрызг-бетонной и комбинированной крепи при бетонной крепи прямоугольной части выработки

S B4 = bo(h 6 +0,15b) S B ч = S CB + S+ S 2 + S 3

S = 2A 6 /[

сводчатой части выработки

S 2 = 0,157(1 + Ao/6)(6i 2 -6 2)

подпочвенной части крепи

S 3

Si = 2/27/ + hg(t}-t)

Размеры подпочвенной части крепи

Выбираются в зависимости от свойств пород и ширины

Высота разделки

выработки

Все горизонтальные выработки, по которым производится транспортирование грузов, должны иметь на прямолинейных участках зазоры между крепью или размещенным в выработке оборудованием, трубопроводами и наиболее выступающей кромкой габарита подвижного состава не менее 0,7 м {п > 0,7) (свободный проход для людей), а с другой стороны - не менее 0,25 м (т > 0,25) при деревянной, металлической и рамных конструкциях железобетонной и бетонной крепи и 0,2 м - при монолитной бетонной, каменной и железобетонной крепи.

Ширина свободного прохода должна быть выдержана на высоте выработки не менее 1,8 м (h = 1,8).

В выработках с конвейерной доставкой ширина свободного прохода должна быть не менее 0,7 м; с другой стороны - 0,4 м.

Расстояние от верхней плоскости ленты конвейера до верхняка или кровли выработки - не менее 0,5 м, а у натяжных и приводных головок - не менее 0,6 м.

Зазор с между встречными электровозами (вагонетками) по наиболее выступающей кромке - не менее 0,2 м > 0,2 м).

В местах сцепки-расцепки вагонеток расстояние от крепи или размещаемого в выработках оборудования и трубопроводов до наиболее выступающей кромки габарита подвижного состава должно быть не менее 0,7 м с обеих сторон выработки.

При откатке контактными электровозами высота подвески контактного провода должна быть не менее 1,8 м от головки рельса. На посадочных и погрузочно-разгрузочных площадках, в местах пересечения выработок с выработками, где имеется контактный провод и по которым передвигаются люди, - не менее 2 м.

В околоствольном дворе - в местах передвижения людей до места посадки - высота подвески не менее 2,2 м, в остальных околоствольных выработках - не менее 2 м от головки рельсов.

В околоствольных дворах, на основных откаточных выработках, в наклонных стволах и уклонах при применении вагонеток емкостью до 2,2 м 3 должны применяться рельсы типа Р-24.

Шахтные рельсовые пути при локомотивной откатке, за исключением выработок с пучащей почвой и со сроком службы менее 2 лет, должны быть уложены на щебеночном или гравийном балласте из крепких пород с толщиной слоя под шпалами не менее 90 мм.

Для горизонтальных горно-разведочных выработок установлены две формы поперечных сечений: трапециевидная (Т), прямоугольно-сводчатая с коробовым сводом (ПС).

Различают площади поперечного сечения горизонтальных выработок в све­ту, в проходке и вчерне. Площадь в свету (5 СВ) - это площадь, заключенная меж­ду крепью выработки и ее почвой, за вычетом площади сечения, которая занята насыпанным на почве выработки балластным слоем.

Площадь в проходке (5 П|)) - площадь выработки, какой она получается в процессе проведения до возведения крепи, настилки рельсового пути и устрой­ства балластного слоя, прокладки инженерных коммуникаций (кабелей, возду­хе-, водопроводов и пр.). Площадь вчерне (5 8Ч) - площадь выработки, которая получается при расчете (проектная площадь).

Так как 5 ВЧ = 5 СВ + 5 кр, то расчет площади сечения выработки начинают с расчета в свету, где 5 кр - сечение выработки, занимаемое крепью; Кп„ - коэффи­циент перебора сечения (коэффициент излишка сечения - КИС).

Размеры площади поперечного сечения горизонтальных выработок в свету определяют исходя из условий размещения транспортного оборудования и дру­гих устройств с учетом необходимых зазоров, регламентированных Правилами безопасности.

При этом необходимо рассмотреть следующие возможные случаи проведе­ния выработок и расчета сечения:

1. Выработка проводится с креплением и погрузочная машина работает в за­крепленной выработке. В этом случае расчет ведут по наибольшим габаритам подвижного состава или погрузочной машины.

2. Выработка проходится с креплением, но крепь отстает от забоя более чем на 3 м. В данном случае погрузочная машина работает в незакрепленной части выработки.

При расчете размеров площади сечения по наибольшим габаритам подвиж­ного состава необходимо сделать поверочный расчет (рис. 11):

т + В + п">2й + 2*2+ т + В с. + п; Н р + й 3 > Аз + <* + и-

Расшифровка данных приведена ниже.

3. Выработка проходится без крепления. Тогда размерь! сечения рассчиты­
ваются по наибольшим габаритам проходческого оборудования или подвижного
состава.



Основные размеры подземных транспортных средств стандартизированы с Целью типизации сечений выработок, конструкции крепи и проходческого обо­рудования.

Для выработок трапециевидной формы разработаны типовые сечения с при­менением сплошной крепи, крепи вразбежку, с затяжкой только кровли и с за­тяжкой кровли и боков.

Типовые сечения выработок прямоугольно-сводчатой формы предусмотре­ны без крепи, с анкерной, набрызгбетонной и комбинированной крепями

Горное давление

Создание безопасных условий функционирования подземных сооружений -одна из главных задач обеспечения устойчивости горных выработок. Техноген­ное воздействие горного производства на геологическую среду приводит к но­вому ее состоянию. (Под геологической средой здесь понимается реальное фи­зическое (геологическое) пространство в пределах земной коры, которое харак­теризуется определенным комплексом геологических условий - совокупностью некоторых свойств и процессов).

Возникают количественно и качественно новые силовые поля вокруг горио-геологического объекта как части геологической среды, которые проявляются на границе горная выработка - массив пород, т.е. в незначительных пределах массива пород, окружающего выработку.

Силы, возникающие в массиве, окружающем горную выработку, называют­ся горным давлением. Горное давление вокруг выработок связано с перераспре­делением напряжений при их проведении. Оно проявляется в виде;

1) упругого или упруговязкого смещения пород без их разрушения;

2) вывалообразования (местного или регулярного) в слабых, трещиноватых и

мелкослоистых породах;

3) разрушения и смещения пород (в частности, вывалообразования) под влия­нием предельных напряжений в массиве по всему периметру сечения выработки или на отдельных его участках;

4) выдавливания пород в выработку вследствие пластического течения, в ча­стности со стороны почвы (пучение пород).

Различают следующие виды горного давления:

1. Вертикальное - действует по вертикали на крепь, закладочный массив и является следствием давления массы вышележащих пород.

1. Боковое - является частью вертикального давления и зависит от мощно­сти пород, лежащих над выработкой или разрабатываемым пластом, инженерно-геологических характеристик пород.

3. Динамическое - возникает при больших скоростях приложения нагрузок: взрыв, горный удар, внезапное обрушение пород кровли и т.д.

4. Первичное - давление горных пород в момент проведения выработки.

5. Установившееся - давление горных пород после проведения выработки по прошествии некоторого времени и не меняющееся длительный период ее функционирований.

6. Неустановившееся - давление, изменяющееся с течением времени вслед­ствие ведения горных работ, ползучести пород и релаксации напряжений.

7. Статическое - давление горных пород, в котором инерционные силы от­сутствуют или весьма малы.

Усложнение условий, в которых осуществляется проведение (подземное строительство) горных выработок (большие глубины разработки, многолетняя мерзлота, высокая сейсмичность, неотектонические явления, ускорение и уве­личение объемов техногенного воздействия и пр.), и уровень развития науки позволили создать современные, более приближенные к реальным методы рас­чета горного давлении.

Возникло новое научное направление - механика подземных сооружений. Это паука о принципах и методах расчета подземных сооружений на прочность, жесткость и устойчивость при статических (горное давление, давление подзем-ных вод, изменение температуры и т.п.) и динамических (взрывные работы, землетрясения) воздействиях. Она разрабатывает методы расчета конструкций крепи.

Механика подземных сооружений возникла в результате развития механики горных пород - науки, изучающей свойства и закономерности изменения на­пряженно-деформированного состояния пород в окрестности выработки, а так­же закономерностей взаимодействия пород с крепью горных выработок для создания целесообразных методов управления горным давлением. Механика подземных сооружений оперирует механическими моделями взаимодействия крепи с массивом пород, учитывающими геологическое состояние окружающих выработку пород, и расчетными схемами крепи.

Анализ механических моделей и расчетных схем производится с использо­ванием методов теории упругости, пластичности и ползучести, теории разруше­ния, гидродинамики, строительной механики, сопротивления материалов, тео­ретической механики.

Форма сечения горизонтальной горноразведочной выработки зависит в основном от вида горной крепи, применяемой для предохранения выработки от разрушения под действием давления окружающих ее пород и сохранения необходимой площади сечения на весь период разведочных работ. При проведении выработок им придают трапециевидную или прямоугольносводчатую форму сечения. Трапециевидную форму применяют при деревянной крепи и наличии небольшого давления со стороны окружающих пород. Прямоугольно-сводчатую форму применяют при монолитной бетонной, набрызгбетонной, анкерной и комбинированной (анкерной с набрызгбетоном) крепи и в выработках, не имеющих крепи (при прочных устойчивых породах).
Различают площади поперечного сечения в свету, вчерне и в проходке. Площадь сечения в свету определяют по размерам выработки до крепи, за вычетом площадей, занимаемых балластным слоем рельсового пути и трапом пешеходной дорожки. Площадь сечения вчерне является проектной площадью (в проходке). Действительная площадь сечения выработки в проходке несколько больше площади сечения вчерне. При проходке необходимо соблюдать, чтобы площадь сечения выработки соответствовала существующим «Нормам превышения сечений горноразведочных выработок в проходке по сравнению с сечениями вчерне при производстве геологоразведочных работ». В зависимости от крепости пород допускается увеличение площади сечения вчерне на коэффициент 1,04-1,12. Большое значение коэффициента соответствует площади поперечного сечения 4 м2 в крепких породах.
Размер поперечного сечения в свету зависит от назначения выработки и определяется габаритами подвижного состава и числом рельсовых путей, шириной конвейера, скрепера или погрузочно-транспортной машины с учетом необходимых зазоров между этими.машинами и крепью, которые регламентированы правилами безопасности. Зазор между подвижным составом и крепью на протяженных участках выработки при рельсовом транспорте составляет не менее 200 мм при монолитной бетонной, анкерной и набрызгбетонной крепи и не менее 250 мм при других видах крепи - металлической податливой и деревянной. Если откатка вагонеток по выработке осуществляется вручную, то при всех видах крепи этот зазор равен 200 мм.

Введение

В период общего экономического склада и инфляций в стране обострились общегосударственные проблемы добычи каменного угля.

Уголь – это основной вид энергетического топлива, а также техническое сырье для коксования и использования в металлургической и химической промышленности для получения жидкого и газообразного топлива.

По запасам каменного угля Россия занимает одно из первых мест в мире, а Кузбасский угольный бассейн – первое место в России по добыче угля.

Перед трудящимися угольной промышленности поставлены задачи по неуклонному росту добычи угля при одновременном снижении его себестоимости, решение которых является непременным условием выживания в сегодняшних экономических условиях.

Для достижения поставленных целей угольная промышленность сосредотачивает свои усилия на следующих направлениях: постоянно работать над вопросами комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, которая создаёт предпосылки для выемки угля без постоянного присутствия людей в очистном забое, что способствует увеличению производительности труда и снижению себестоимости добытого угля.

Дальнейшее увеличение добычи угля тесно связано с темпом проведения подготовительных выработок. Необходимо шире и повсеместно применять системы автоматизированного управления производственными процессами в подготовительных забоях для своевременной и качественной подготовки очистного фронта. Выбор оптимальных технологических схем проведения выработок является непременным условием и высокопроизводительной и безопасной работы в подготовительных забоях, целью данного курсового проекта является разработка паспорта проведения и крепления вентиляционного штрека.

1 ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАСТА Бреевского

Глубина отработки пласта 350-490м.

Пласт сложного строения, состоит из3-х угольных пачек, разделенных породными прослоями мощностью от 0,04м до 0,25 м, представленных аргиллитом сильнотрещиноватым, слабой и средней мощности f= 2,5-Общая мощность пласта колеблется в пределах 2,1-2,15 м и при средней мощности 2,12 м.

В пласте встречаются включения «колчеданов», крепостью f= 7-8, вытянутой овальной формы размерами до 2х0,5х0,5, приуроченных к средней части угольного пласта.

Гипсометрия пласта волнистая. Угол падения пласта от 16 0 (у вентиляционного штрека №173) до 0 0 (у монтажной камеры №1732).

Природная газоносность пласта 8-13 м 3 /т.

Крепость угля f= 1,5-2, Сопротивление угля резанию 15 мПа.

По склонности пласта к самовозгоранию относится к III группе неопасных. Опасен по взрывчатости угольной пыли и газа метана.

Пласт представлен блестящим углем с преобладанием компонентов группы витринита. Верхний интервал основной кровли пласта представлен песчаником мелкозернистым, крепким, трещиноватым, мощностью до 12м, f= 6-7.

Нижний интервал основной кровли пласта на мощность до 4м представлен песчаником мелкозернистым, крепким f= 6-7 , аргиллитом слоистым трещиноватым мощностью до 2м, f= 3-4 с угольным прослоем в верхней части мощностью до 1 метра (пласт Надбреевский).

Первичный шаг обрушения основной кровли – 35-40 м отхода лавы от монтажной камеры, последующий – 8-12 м.

Непосредственная кровля пласта представлена аргиллитом темно-серым, слоистым средней крепости, трещиноватым, на мощность до 8 м, f= 3-4. Нижний предел непосредственной кровли на мощность 0,35-0,85 м с учетом «ложной» кровли представлен аргиллитом слабым с прослоями угля мощностью 0,05-0,2 м и склонным к сводчатому обрушению на полную мощность кровли.

Ложная кровля, представлена аргиллитом тёмно-серым, трещиноватым, на мощность 0,30-0,80 м f= 1,5-2.

Непосредственная почва пласта представлена алевролитом мелкозернистым, средней крепости, трещиноватым, мощностью до 8 м, f= 4.

Ложная почва, представлена аргиллитом светло-серым, крепостью f=2. Мощность ложной почвы изменяется от 0,08 до 0,15 м, при средней – 0,10 м. При намокании склонна к пучению.

В тектоническом отношении участок простой, однако не исключена возможность встречи мелкоамплитудных нарушений (до 1,5м).

2.Выбор формы поперечного сечения и типа крепи горной выработки.

В данном проекте рассматривается проведение конвейерной печи, которая предназначена для транспортирования горной массы и пропуска вентиляционной струи. Научным и практическим опытом установлено низкая эффективность арочных и стоечных крепей.

Эти виды крепей не несут предварительной нагрузки, не упрочняют свод выработки, трудоемки в установке, многозатратны, имеют по эффективности небольшую область применения. Более того, временной фактор снижает устойчивость крепи и заметно усложняет работу механизированных крепей при добыче.

В мировой практике широко применяют различные виды анкерных крепей, которые обеспечивают в различной степени упрочнение пород свода горной выработки, тем самым, исключая обрушение пород. Исходя из этого, принимаем анкерное крепление выработки, а форму поперечного сечения прямоугольную.

Определение размеров и площади сечения выработки.

В данном проекте рассматривается проведение вентиляционного штрека, который предназначен для транспортирования горной массы и пропуска вентиляционной струи

Площадь поперечного сечения штрека в свету определяется расчетом по допустимой скорости движения воздушной струи, габаритным размерам подвижного состава с учетом минимально допустимых зазоров, величины осадки крепи после воздействия горного давления. Различают площадь поперечного сечения выработки в свету - это площадь поперечного сечения внутри контура крепи выработки,- площадь поперечного сечения выработки в проходке - это площадь поперечного сечения выработки без учета крепи. Согласно требованиям ПБ минимальная площадь поперечного сечения конвейерного штрека - 6,0 м 2 , минимальная высота - 1,8 м.

Ширина выработки в свету на высоте 1,8 м определяется по формуле

В св = m + A 1 + n м

где: В св - ширина выработки в свету, м.;

A 1 - габарит контейнера монорельса, м

n - зазор между контейнером и крепью с ходовой стороны, м

m- зазор между контейнером и крепью с неходовой стороны, м

В св = 0,3+1,4+0,85=2,95 м

Рис. 1. Поперечное сечение выработки

По полученной ширине выработки принимаем типовое сечение в проходке S св = 13,9 м 2 , S прох = 14,0 м 2 .

Размеры типового сечения сводим в таблицу 2.6.1

Принятую площадь поперечного сечения выработки проверяем по максимально допустимой скорости движения воздуха по формуле:

V = Q/ 60*S св м/сек

где: V- скорость воздуха, проходящая по выработке, м/сек

Q- количество воздуха, проходящего по выработки, м 3 /мин.

V = 4000 /60*13,9= 926,66 м 3 /сек.

Полученная скорость движения воздуха удовлетворяет требованиям ПБ, V min = 0,25 м/сек. V max 4 м/с

Таблица 2.6.1 Размеры поперечного сечения штрека

Расчет крепи.

Выбор материала крепи

Выбор материала крепи производится исходя из назначения срока службы выработки, величины и направления гонного давления, формы поперечного сечения горной выработки, конструкции крепи, требований правил безопасности.

Крепёжные материалы должны удовлетворять следующим основным требованиям: обладать высокой прочностью, быть устойчивым с течением времени, иметь не высокую стоимость, быть не огнеопасными и т.д.

Деревянная рамная крепь применяется при сроке службы до 2 - 3 лет в устойчивых и средней устойчивости породах. Металлическая рамная крепь применяется при сроке службы до 10 - 15 лет в разных горногеологических и горнотехнических условиях.

Монолитная бетонная и железобетонная крепь применяется в капитальных выработках, а сборная железобетонная и тюбинговая крепь - в капитальных и других выработках с большим сроком службы и в разных горногеологических и горнотехнических условиях.

Так как срок службы вентиляционного штрека до трех лет,то в проекте принимаем анкерную крепь


Похожая информация.




Налоги и платежи