Ми 38 технические характеристики. Конструктивные изменения новой серии. Технологические новшества материалов

Ми-38 - современный российский средний многоцелевой вертолет, достойная замена для Ми-8. Производится на казанском вертолётном заводе.

Общее описание

В большой стране достаточно работы для вертолёта Ми-38, нужно перевозить грузы, пассажиров, проводить поисково-спасательные операции, перевозить раненых в современных летающих госпиталях. Для первых лиц государства Российского и VIP-персон нужны ещё и винтокрылые машины класса люкс – надёжные воздушные лимузины. Всё это новое поколение Ми-8 – Ми-38. Пришло время сменить заслуженных железных старичков – пришла достойная смена. Как и своему предшественнику Ми-8, у Ми-38 нет равных в мире. Приятным для пассажиров будет внешний вид машины и увеличенная площадь остекления иллюминаторов.

Гражданский грузопассажирский флот при случае решает и военные задачи, именно поэтому МО РФ стало первым покупателем этих машин. Все показатели превышают своего предшественника в 1,5 раза по дальности (900 км против 590) и грузоподъёмности (6000 кг против 4000). Новый мировой рекорд высоты 9,15 км. 2013 г. установлен с помощью двигателей ТВ3117ВМАСБМ1В 4Е. Скорости набора высоты 3 км составила за 6 минут. Двигатели теперь только российского производства ТВ7-117В – лучшие в мире и существенно дешевле канадских. По политическим причинам бесконечная украинская монополия «Мотор Сич» прекращена с 2014 г., отказ России из-за разрыва дружественных связей. Но, прежде решаются насущные вопросы для мирной жизни.

Экскурс в историю машин КБ им. Миля и отечественных достижений

В 1961 году 9 июля Ми-8 сделал свой первый полёт. И нет места на земле, где бы Ми-8 не летал, будь-то в Арктике, Антарктике или на экваторе, на суше или на море, где он не использовался бы в мирных и военных целях. Он служит в армии для десантно-штурмовых операций и работает грузовым и пассажирским воздушным транспортом, краном, госпиталем, спасателем в 100 странах, включая США, Канаду. Ему отдали предпочтение по грузоподъёмности, скорости, высоте, надёжности, неприхотливости и стоимости. Казанскому вертолётному заводу было суждено стать серийным производителем Ми-38, чьи работы не раз приводили к созданию макетов в 80-х и 90-х гг.

Совершенствование Ми-8 задумывалось в Казани с 1983 г. – макет 1987 г. В 1991 году ими же был разработан макет, в 1994-м была попытка привлечения компании Eurocopter, хоть отечественному вертолёту нет равных в мире с момента их появления (после экономического анализа иностранцам в сотрудничестве отказали). Сообщение ИТАР-ТАСС от октября 2011-го г. «Новинку протестировали, подняв в небо на 8,5 км» (на ещё российско-украинских двигателях). Всегда желанный для организаторов мировых выставок он был продемонстрирован в салоне «МАКС-2015». Тогда и узнали все, что он имеет новые силовые установки ТВ-7-117В управляемые и контролируемые ИЦК (интегрированным цифровым комплексом) с выводом на ЖК-экраны всех показателей контроля и управления.

Конструктивные изменения новой серии

Полёты могут выполняться круглосуточно в любых метеоусловиях в диапазоне температур -50 - +60 0С. Есть метеолокатор. Использована классическая одновинтовая схема с 6-ю лопастями (диаметром 21,1 м) из намотанного стеклопластика, что значимо продлевает срок службы. Рулевой винт тоже из композитного материала из 4-х Х-лопастей. Фюзеляж полумонокок (длиной 19,95 м, высотой 6,98 м и шириной 4,5 м) из дюралюминиевых лонжеронов, обшитых композитными трёхслойными панелями. Антикоррозийная конструкция Ми-38-го лёгкая и прочная.

Безопасность полётов

Улучшилась безопасность полётов, установлена система амортизаторов для аварийных посадок, для колёс и пассажирских кресел. Теперь при падении с высоты 15 м люди останутся живы и здоровы. Используется и множество другой защиты под контролем программного обеспечения бортовой системы управления, чтобы этого не произошло. Конструкторы подумали не только об этом, топливные баки стали взрывобезопасными при сильном ударе. Предусмотрена система приводнения для всех версий. Эвакуировать всех можно через боковую дверь. Только для отечественных двигателей (со времён СССР) предусматривается аварийный режим, после поломки системы смазки ресурс мотора рассчитан на 30 минут полёта.

Управляемость

class="eliadunit">

Управляемость нового вертолёта возросла, во всём используется автоматика с программным обеспечением. Есть автопилот. Большую роль выполняют новая гидравлика и компьютеризированная панель приборов. Достоинства аппаратуры и в том, что полёт можно осуществлять без бортинженера.

Силовая установка

Существенное изменение произошло в движителях. Устанавливаются 2 новейших турбовальных двигателя ТВ7-117В. Это тема заслуживает особого внимания. В связи с событиями на Украине было бы неразумным продолжить сотрудничество с «Мотор Сич». Рассматривалось предложение канадцев установить их двигатели, считающиеся лучшими в мире (ещё до этих событий), которые как раз больше соответствовали Ми-38. Так бы и произошло, если бы не враждебность и применение санкций. Нет худа без добра, в споре за контракт между сторонниками импортного и отечественного двигателя для Ми-38 победил здравый смысл – выбрать своё. Появился отличный стимул закончить разработку и начать массовое производство нового российского двигателя, который в период как раз с 2014-го по 2016-й был успешно завершён. Российская силовая установка превзошла импортную по качеству и цене. В отличии от предложенного канадцами варианта, наш получился меньшим по расходу топлива, способным работать не только под контролем ПО, а и в обычном режиме – под контролем и управлением человека. Контракты получили сразу на несколько заводов России.

Технические характеристики

Пассажирские перевозки

Для воздушного судна, перевозящего людей, важно количество пассажиров на борту и комфортабельность салона. Вместо 26-ти человек на Ми-8 новый Ми-38 берёт на бот 30. При этом пассажирские места расположены в шаге 75 см. Площадь значительно увеличилась, с 27-ми до 30-ти кв.м. Теперь есть туалет и буфет. Изменилась и крейсерская скорость с 225 км/ч до 295 км/ч. Количество шумов и вибрация заметно снизились благодаря используемым теперь эластомерным подшипникам во втулке винта, а также в трансмиссии. В экстремальных условиях Ми-38 без дозаправки способен преодолеть расстояние в 1 300 км.

Для VIP-персон продуман шикарный салон на 10 – 12 пассажиров, устанавливаются 2 дивана на 3 человека каждый и 4 – 6 кресел. Салон оборудован современными осветительными системами с лампами дневного света и иллюминацией. Столы, буфет, санузел тоже есть. После такого полёта ненужно отдыхать, даже в полёте ничего не мешает заниматься умственной работой. В пункте назначения выход делегации окажется вполне презентабельным, любое представительство на уровне руководителей держав будет выглядеть достойно своему статусу.

Грузовые и специальные перевозки

Грузовой отсек просторный по габаритам при длине 8,7 м, ширине 2,34 и высоте 1,82 м – это получается невиданная роскошь – 37 м3. Не менее впечатляет грузоподъёмность 6 т, а на подвеске 7 т., до максимальной остаётся 300 кг – это 3 человека, 2 из которых пилоты. Масса самого вертолёта 8 300 кг, нормальная – 14 200 кг. Появились лебёдка и рампа для погрузки цельных грузов до 300 кг.

Следует отметить и поисково-спасательные вертолёты. Ми-38 этой комплектации могут летать над сушей и морем. Летающие госпитали размещают в себе 12 пар носилок, а оборудованные буфетом и туалетом – 8 пар. Топливные баки встроены в пол, сокращают высоту потолка, но увеличивают площадь.

Военное назначение

Проводить боевые действия в гористой местности без десантно-транспортных вертолётов качественно невозможно. В своё время эту доктрину на практике доказал Ми-8-й, прослуживший в Афганистане порядка 10 лет. Что удивительно и кажется невероятным для транспортника (хоть и вооружённого), так это то, что он сам может за себя постоять против скоростных современных боевых самолётов. Там же впервые им был сбит самолёт 4-го поколения F-15, напугав убежавшего от него F-16-го, который был в паре. Значение винтокрылых машин много раз оспаривалось в руководстве Генштаба СССР, но практика доказала преимущества их использования.

class="eliadunit">

В новом тысячелетии российская гражданская авиация выходит на новый технологический уровень, становясь в один ряд с лучшими зарубежными разработками. В особенности это касается вертолетостроительной отрасли, которая развивается стремительными темпами. Появляющиеся новые опытные разработки винтокрылых машин, готовый новейший вертолет Ми 38, созданный в КБ Миля — реальное тому подтверждение.

Предыстория создания новой винтокрылой машины

Еще в начале 80-х годов в Советском Союзе стало понятно, что технологический ресурс вертолетного парка гражданской авиации подходит к концу. Несмотря на то, что имеющаяся на оснащении «Аэрофлота» и других ведомств, машина Ми 8 справлялась со своими функциями, стране требовался новый вертолет. Конструкция Ми «восьмого» была практически безупречной. Удачная компоновка вертолета, хорошая авионика и надежные двигатели обеспечили этой машине долгую и продуктивную жизнь. Однако время не стоит на месте. Даже такой надежный и простой в обслуживании летательный аппарат, каким являлся Ми 8, нуждался в замене. Необходимо было расширять линейку средних вертолетов, способных трудиться в самых разных отраслях.

Впервые о создании новой машины заговорили на одном из основных профильных предприятий страны. Специалисты Казанского вертолетного завода, который являлся филиалом конструкторского бюро Миля, смогли в 1983 году предоставить первые эскизные наброски и чертежи вертолета будущего. При беглом знакомстве с технической документации становилось ясно, что новая машина будет принципиально новым летательным аппаратом. Несмотря на это, компания «Аэрофлот», которая выступала основным заказчиком новой винтокрылой машины, предъявляла к проекту более высокие технические требования.

До 1987 года шла борьба конструкторских мнений с требованиями заказчика. В результате последующая разработка перспективного вертолета была перенесена в столицу, где за разработку проекта взялись специалисты Московского отделения КБ Миля. Все работы в этом направлении возглавил А.Н. Иванов.

Впервые о новом советском вертолете узнали на Парижском авиасалоне в Ле-Бурже, который проходил в 1989 году. Уже тогда было видно, что СССР, вероятно, удастся создать конкурентоспособную винтокрылую машину. Следует отметить, что на то время в экономике страны стали проявляться первые негативные явления, что неизбежно отразилось на темпах строительства новой авиационной техники. За два последующих года сумели создать только натурный макет нового вертолета, который презентовали на московском авиашоу в августе 1992 года. Это мероприятие проходило уже в новой стране. Великая авиастроительная держава — Советский Союз в декабре 1991 года прекратил свое существование.

В начале 90-х, в самый трудный период в истории развития вертолетостроительной отрасли, российским авиастроителям удалось сделать немало. В 1993 году, несмотря на полное отсутствие финансирования работ, разработчикам удалось собрать первые две опытные машины. С этого момента начинается медленное движение по пути создания нового многоцелевого вертолета для нужд отечественной гражданской авиации.

Концепция нового вертолета

Новая машина, в соответствии с принятой нумерацией изделий КБ, получила обозначение — многоцелевой вертолет Ми 38. Впервые отечественный летательный аппарат создавался с оглядкой на существующие международные нормы и стандарты в области экологии и безопасности полетов. Строительство новой винтокрылой машины сдвинуло с мертвой точки процесс внедрения сертификации вертолетной техники — отечественный аналог американских и европейских стандартов пригодности воздушных судов к полетам. В Российской Федерации прекрасно отдавали отчет важности вопроса по созданию новых образцов вертолетной техники. Чтобы работы по модернизации вертолетного парка и новые разработки двигались быстрее, в России была принята программа развития вертолетостроительной отрасли.

Вертолет создавался для следующих целей:

  • перевозка пассажиров во всех вариантах («эконом-класс», «бизнес-класс»);
  • перевозка грузов различного назначения, как внутри салона, так и на внешней подвеске;
  • эксплуатация в медицинско-санитарном варианте;
  • поисково-спасательная версия.

Основным заказчиком для многоцелевого вертолета является Министерство гражданской авиации. Этой машиной планируется обновить вертолетный парк, представленный сегодня машинами Ми 8 и Ми 17. Более старая машина Ми «восьмой» может быть модернизирована в соответствии с новыми требованиями. Аналогичные требования по модернизации выдвигаются к вертолету Ми 17. Однако в случае с новой машиной речь идет о вертолете нового поколения, среднего класса. Летно-технические характеристики вертолета Ми 38, которые заложены в проект, говорят о том, что машина будет превосходить все однотипные модели по грузоподъемности, по скороподъемности, по уровню технической безопасности полетов и по пассажировместимости.

Винтокрылая машина создавалась с расчетом последующей эксплуатации в разных климатических условиях. Российская машина должна будет стать рабочей лошадкой гражданской авиации для высокоширотных полярных областей, для регионов с жаркими, морским и с переменчивым горным климатом.

Огромный технологический потенциал, который разработчики заложили в конструкцию вертолета, в сочетании с упрощенной схемой технического обслуживания позволяют машине иметь более широкую сферу эксплуатации. Ми «тридцать восьмой» представляет интерес для всех ведомств, которые, так или иначе, сталкиваются с необходимостью высокомобильных воздушных перевозок. По уровню автоматизации новая российская машина признана самым автоматизированным летающим комплексом. На борту воздушного судна будет устанавливаться пилотажно-навигационное оборудование, обеспечивающее полет в автоматическом режиме, включая взлет, посадку и зависание на определенной высоте. Машина является перспективной разработкой, о чем говорит большой интерес, который проявляют к Ми 38 военные. В перспективе предполагается использовать вертолет и в военных целях. Комплекс радиолокационного оборудования и комплекс вооружений для данной модели находится в стадии разработки и проектирования.

Конструктивные особенности нового детища КБ Миля

Если сравнивать винтокрылую машину со своим предшественником – вертолетом Ми 17, то сравнение будет в пользу первого. Экипаж Ми 38 состоит из двух человек. Кабина пилотов оборудована всем необходимым радиолокационным и навигационным оборудованием, имеет хороший обзор, просторна и удобна для длительных перелетов. Грузовой отсек имеет два входа: боковую дверь с трапом с одного бока и грузовую, отодвигающуюся дверь с другой стороны. В зависимости от модификации машины, на ней может быть установлена лебедка, грузоподъемностью до 300 кг. Погрузка крупногабаритных грузов может осуществляться через кормовой грузовой люк.

На днище фюзеляжа располагается технологический люк для оборудования системы внешней подвески. В таком режиме вертолет может поднимать в воздух грузы массой до 7 тонн.

Двигательная установка представлена двумя турбовентиляторными двигателями ТВ7-117В, разработки ОАО «Климов». Оба двигателя способны развить суммарную мощность в 5000 л/с. В форсированном режиме климовские двигатели способны выдавать суммарную мощность в 7000 л/с.

Что касается остальных технических аспектов конструкции винтокрыла, то в данном случае, следует выделить следующие моменты.

Вертолет создавался по классической схеме – однокилевой фюзеляж, оснащенный одним несущим винтом. Шесть лопастей подключены к системе гидравлического управления, которая обеспечивает необходимый угол атаки лопасти во время полета. Рулевой винт, расположенный в хвосте машины, имеет крестообразную форму. Все лопасти обоих винтов изготовлены из стеклопластика. В данном случае конструкторам удалось достичь баланса в конструкции машины, что обеспечило высокие аэродинамические данные вертолета. Вместо использования для создания фюзеляжа традиционной металлической обшивки из дюралюминия, конструкторы постарались использовать в создании корпуса вертолета композитные материалы. Это не только обеспечило существенное снижение взлетной массы машины, но и сделало основные узлы конструкции прочными и долговечными.

Бортовое оборудование вертолета Ми 38 представлено новейшим комплексом ИБКО-38 отечественного производства. Основная фишка данного комплекса заключается в том, что с его помощью пилоты машины смогут получать информацию о полете в полном объеме. В связи с этим на порядок выросла безопасность эксплуатации машины. Вся авионика машины контролируется приборами и датчиками, которые выдают информацию о состоянии узлов и агрегатов вертолета на ЖК-экраны. Пилоты могут с помощью нового оборудования сделать вычисления по состоянию метеорологической остановки на маршруте следования. Работа двигателей контролируется электроникой, что облегчает экипажу процесс пилотирования.

Новый российский вертолет Ми 38 способен перевозить до 30 пассажиров. Специализированная, переоборудованная версия воздушного судна может обеспечить доставку 16-ти пострадавших и потерпевших в лечебные учреждения. Основные летно-технические характеристики машины следующие:

  • взлетная масса 15600 кг;
  • нормальная грузоподъемность в условиях транспортировки в грузовой кабине 5000 кг;
  • грузоподъемность на внешней подвеске до 7000 кг;
  • диаметр несущего винта 21,1 м;
  • длина фюзеляжа до 20 метров;
  • крейсерская скорость до 300 км/ч;
  • практическая дальность 1300 км;
  • рабочий потолок 3100 м (практический потолок 5100м).

По всем характеристикам сразу видно, что новая винтокрылая машина существенно превосходит своих предшественников, модернизированную версию вертолета Ми 8 и более новую машину Ми 17. Сравнивая новый российский вертолет с зарубежными аналогами можно говорить об изделии, которое способно достойно представить Россию на рынке вертолетной техники. Себестоимость российской модели многоцелевого вертолета составляет 15-17 млн. К примеру, французский вертолет AS.332 «Super Puma» стоит французскому налогоплательщику в 20 млн. евро. Не дешевле и американские машины. В связи с этим корпорация «Вертолеты России» планирует выйти в 2020 году на международный рынок. Главными покупателями нового российского вертолета могут стать Индия, Индонезия, Иран и африканские страны.

Нынешняя ситуация с вертолетом Ми 38

На данный момент речь о начале серийного строительства пока не идет. Машина проходит заключительный этап испытаний, связанных с обеспечением надежной работы двигательной установки. В Казани на вертолетном заводе сегодня уже готов 4-й опытный образец, на основе которого в дальнейшем будет строиться серийное производство.

Ранее предполагалось, что вертолет пойдет в серию в 2015 году, однако из-за проблем с бортовым электронным оборудованием планы были нарушены. Несмотря на это, в этом году окончательная судьба машины была решена. Военное ведомство поспешило заключить с АО «Вертолеты России» контракт на поставку малой опытной серии вертолета Ми 38, опередив Министерство гражданской авиации.

Передать готовые машины военным предполагается в течение 2019-2020 гг. Результаты летных испытаний позволят сделать выводы о последующих планах закупки винтокрылых машин для нужд Военно-Космических Сил Российской Федерации. Важно отметить, что последний опытный образец представляет собой машину, полностью собранную усилиями отечественных предприятий. Военная версия вертолета Ми 38Т несколько отличается от базовой машины. Сделан акцент на совершенствование транспортно-грузового отсека и механизмов погрузки-выгрузки. К имеющемуся электронному бортовому оборудованию будут добавлены системы противозенитной защиты и ночной геолокации. Функционально, созданная машина будет способна использоваться в широком диапазоне. Это позволяет высокий технологический ресурс конструкции вертолета и простота технического обслуживания.

Стали известны новые планы холдинга «Вертолеты России», касающиеся дальнейшего будущего проекта Ми-38. В течение нескольких следующих лет планируется провести некоторую доработку имеющегося вертолета, а также испытать машину в новой конфигурации. В результате этих работ должна появиться новая модификация вертолета, предназначенная для использования Воздушно-космическими силами. При благоприятном ходе работ поставки новой техники начнутся в конце текущего десятилетия.

Новые сообщения о будущем вертолета Ми-38 были опубликованы пресс-службой холдинга «Вертолеты России» 8 сентября. Сообщалось, что в настоящее время силами предприятий холдинга проводятся дополнительные сертификационные испытания вертолета Ми-38-2. Целью текущих работ является расширение эксплуатационных характеристик машины для последующих поставок вооруженным силам. На базе существующего вертолета Ми-38-2 планируется создать широкий спектр специальных модификаций, предназначенных для российского министерства обороны. Все необходимые работы планируется завершить в течение нескольких следующих лет.

К настоящему времени военное ведомство утвердило технический облик новой модификации вертолета, что позволило приступить к необходимым работам по изменению проекта и адаптации техники под новые задачи. В настоящее время планируется сделать Ми-38-2 основой для поисково-спасательного, эвакуационно-реанимационного и транспортно-десантного вертолета. Также разрабатываются проекты постановщика помех и специальной модификации для работы в составе арктической группировки войск.

Сейчас конструкторы организаций холдинга «Вертолеты России» решают в рамках нового проекта несколько основных задач. В первую очередь, необходимо увеличить грузоподъемность и максимальную высоту полета. Также планируется провести испытания опытной машины с грузовой стрелой и внешней подвеской. Еще один этап проверок пройдет на аэродромах в условия большого количества пыли, песка или снега. Все подобные испытания необходимы для подтверждения характеристик обновленной машины и для установления их соответствия требованиям заказчика. По результатам необходимых проверок будет решаться вопрос принятия на вооружение и развертывания серийного производства.

Согласно существующим планам, все работы по изменению комплектации и прочим доработкам вертолета Ми-38-2 будут выполнены в течение нескольких ближайших лет. Завершить создание машины для вооруженных сил планируется в 2018 году. В дальнейшем может начаться серийное строительство техники. Как отмечают руководители холдинга «Вертолеты России», в производстве новой техники будут использоваться агрегаты и комплектующие исключительно отечественного производства. Импортные изделия, использовавшиеся ранее, из проекта исключены.

Успешное выполнение продолжающихся работ позволит военному ведомству разместить заказ на серийное производство новой техники, имеющей некоторое преимущество перед существующими образцами. Выполнение такого заказа даст возможность дополнить, а в перспективе и заменить состоящие на вооружении вертолеты семейств Ми-8 и Ми-17. За счет некоторых технических и эксплуатационных преимуществ вертолеты Ми-38-2 смогут стать более эффективным средством решения имеющихся задач. Кроме того, поставки новых машин вооруженным силам станут долгожданным завершением работ по проекту, продолжающихся уже несколько десятилетий.

Напомним, разработка перспективного многоцелевого вертолета Ми-38 началась еще в 1981 году. Целью проекта было создание новой машины, в конструкции которой использовались бы новые идеи и решения. От предшественника в лице Ми-8 новый Ми-38 должен был отличаться улучшенными характеристиками, в первую очередь летными и эксплуатационными. Тем не менее, имевшиеся планы удалось реализовать далеко не сразу. Уже в восьмидесятых годах Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля столкнулся с серьезными проблемами, из-за которых темпы работ упали, а сроки завершения основных этапов значительно сдвинулись.

По тем или иным причинам, первая демонстрация макета Ми-38 состоялась только в 1989 году. Площадкой для нее стал авиасалон в Ле-Бурже. В течение нескольких следующих лет было представлен ряд новых демонстрационных изделий. В 1993-м стартовало строительство двух первых прототипов, которым предстояло принять участие в испытаниях. На сборку первой опытной машины ушло около девяти лет. Из-за недостатка финансирования, собственных проблем и проблем смежных предприятий авторам проекта удалось достроить первый экземпляр только в 2002 году. В частности, для ускорения работ и улучшения экспортного потенциала было решено использовать некоторые узлы и агрегаты зарубежного производства. В 2003-м стартовали летные испытания первого вертолета.

Общий облик нового вертолета был сформирован еще в конце восьмидесятых годов, и до сих пор не претерпевал кардинальных изменений. Менялся состав оборудования, силовой установки и т.д., но общие особенности машины остались прежними. Проектом Ми-38 предлагается строительство вертолета классической схемы с шестилопастным несущим винтом. На киле монтируется рулевой винт с четырьмя лопастями Х-образной конструкции. Используется классическая для многоцелевых и транспортных вертолетов компоновка с грузовой кабиной, занимающей большую часть вертолёта, над которой помещается двигательный отсек. Для облегчения конструкции силовые элементы вертолета изготавливаются из дюралюминия. Элементы, не подвергающиеся большим нагрузкам, изготавливаются из металла или композиционных материалов.

В соответствии с вариантом проекта, разработанным к началу двухтысячных годов, вертолет Ми-38 должен был получать два турбовальных двигателя PW127TS канадской фирмы Pratt & Whitney мощностью до 2500 л.с. каждый. Интересной особенностью стала компоновка моторного отсека: для улучшения аэродинамики двигатели размещаются позади главного редуктора. Воздухозаборники находятся на бортах фюзеляжа.

Вертолет имеет общую длину (с учетом винтов) 25 м при длине фюзеляжа 19,95 м и ширине 4,5 м. Диаметр несущего винта – 21,1 м. Высота с учетом вращающихся винтов достигает 7 м. Масса пустого Ми-38 составляет 8,3 т, максимальная взлетная – 15,6 т. Грузовая кабина имеет длину 7 м, ширину 2,34 м и высоту 1,8 м. Внутри кабины можно перевозить полезную нагрузку массой до 5 т, на внешней подвеске – до 6 т. Максимальная скорость полета равна 320 км/ч, крейсерская – 295 км/ч. Дальность полета достигает 1300 км. Практический потолок – 5100 м. При этом в ходе испытаний опытному вертолету без груза удалось подняться на высоту 8,62 км. Управлять машиной должен экипаж в составе одного, двух или трех человек. В объеме грузовой кабины могут монтироваться сиденья для пассажиров. Салон эконом-класса вмещает 30 кресел, VIP-вариант – 12.

В начале двухтысячных годов, когда опытный вертолет нового типа вышел на испытания, перспективы проекта оказались под вопросом. Дело в том, что гражданский рынок не выказал интереса к подобной разработке, а министерство обороны России не рассматривало возможность приобретения Ми-38 из-за неприемлемо широкого использования импортных комплектующих. В связи с этим в течение нескольких лет будущее нового вертолета оставалось неопределенным.

Выходом из сложившейся ситуации стала переработка проекта, направленная на повышение доли комплектующих отечественного производства. По обновленному проекту было решено достроить второй опытный Ми-38, сборка которого началась еще в конце девяностых годов. Второй прототип сохранил импортные двигатели, однако получил отечественный комплекс авионики ИБКО-38, разработанный компанией «Транзас Авиация». Была использована т.н. стеклянная кабина с набором различного современного оборудования. Строительство второй опытной машины завершилось в конце прошлого десятилетия, вскоре она вышла на испытания.

В 2013 году был построен третий летный экземпляр, ставший первым образцом с полным набором основных комплектующих отечественного производства. Главным отличием третьего Ми-38 от предшественников стали турбовальные двигатели ТВ3-117В российской разработки. На взлетном режиме эти изделия развивают мощность 2500 л.с., на чрезвычайном – 3500 л.с. Замена импортной силовой установки позволила добиться некоторых положительных результатов экономического и эксплуатационного характера без каких-либо потерь в характеристиках. Основные параметры вертолета после такого обновления либо не изменились, либо выросли. Обновленная модификация многоцелевого вертолета с двигателями ТВ3-117В обозначается как Ми-38-2.

С осени 2014 года в испытаниях использовался четвертый опытный вертолет. По комплектации он в основном был похож на предыдущий прототип, хотя и имел некоторые отличия в виде использования некоторых иных бортовых систем. В дальнейшем оба вертолета Ми-38-2 принимали участие в испытаниях, необходимых для получения разрешающих документов. 30 декабря 2015 года Федеральное агентство воздушного транспорта выдало сертификат на типовую версию Ми-38. Также планировалась сертификация пассажирской, поисково-спасательной и других модификаций.

По имеющимся данным, к настоящему времени Казанский вертолетный завод успел собрать фюзеляж для первого серийного Ми-38. В обозримом будущем эта машина может быть достроена в требуемой заказчиком комплектации, а затем передана ему и введена в эксплуатацию. При этом, однако, заказа на большое количество серийных вертолетов новой модели пока не поступало.

Таким образом, от начала конструкторских работ до получения документов, позволяющих начать эксплуатацию нового вертолета, прошло более трех десятилетий. В последние годы наблюдалось значительное ускорение работ, которое, в частности, привело к заметному обновлению проекта. В результате последних улучшений вертолет смог получить требуемые документы, а также заинтересовать важного заказчика в лице министерства обороны. Сравнительно недавно появился заказ на создание специализированных военных модификаций существующей машины Ми-38-2. Работы в этом направлении должны завершиться в течение нескольких следующих лет.

Согласно опубликованной информации, техническое задание от военного ведомства подразумевает улучшение некоторых основных характеристик. В первую очередь, требуется повысить максимальный взлетный вес и высотность. Также планируется использовать имеющийся вертолет в качества платформы для различных новых узлов и агрегатов, позволяющих базовому вертолету «освоить» ту или иную новую специальность. Результатом нового проекта, разрабатываемого по заказу военных, должны стать несколько новых версий машины Ми-38-2, пригодных для использования в различных целях и разных ситуациях.

Пресс-служба холдинга «Вертолеты России» сообщает, что ведется работа над транспортно-десантной модификацией и вертолетом-постановщиком помех. Также военные желают получить поисково-спасательный и эвакуационно-реанимационные вертолеты, а также специальный вариант машины, приспособленный для работы в Арктике. Следует ожидать, что во всех новых проектах будет использоваться единый подход, подразумеваемый базовой конструкцией вертолета. На существующую платформу в виде вертолета Ми-38-2 будет монтироваться оборудование, соответствующее его предназначению. Положительные последствия такого подхода к разработке и производству очевидны.

Несмотря на неприемлемое затягивание работ в прошлом и многократное смещение сроков завершения тех или иных основных этапов, проект многоцелевого вертолета Ми-38 все же был доведен до завершения испытаний и сертификации. Кроме того, организации-разработчику удалось заинтересовать своим новым проектом министерство обороны, результатом чего в обозримом будущем должно стать появление нескольких специализированных модификаций вертолета. Согласно текущим планам, все подобные работы должны завершиться в 2018 году. Пока же специалисты «Вертолетов России» занимаются изменением существующего проекта в соответствии с требованиями заказчика.

По материалам сайтов:
http://russianhelicopters.aero/
http://vpk.name/
http://svpressa.ru/
http://airwar.ru/
https://defendingrussia.ru/

В 2015 году Казанским вертолетным заводом запланирован старт серийного выпуска вертолета Ми-38. Фото новой машины и ее макетов в натуральную величину представлены еще в 1989 году во время международной аэрокосмической выставки в Ле-Бурже. начались двумя годами ранее, но лишь в начале девяностых предприятие приступило к сборке первого опытного экземпляра. На этом трудности, однако, не закончились. Потребовалось более десятилетия для того, чтобы перед этой машиной замаячила перспектива конкретного практического воплощения. Дело в том, что вертолет Ми-38 задуман как смена заслуженного и любимого авиаторами многих стран (и в первую очередь российских) ветерана Ми-8. Задача ответственная, но есть надежда, что новичок не подкачает.

Заменить Ми-8 - задача сложная

Ми-8 стал одним из массовых винтокрылых летательных аппаратов за всю историю мировой авиации. Первый его опытный экземпляр, еще одномоторный, поднялся в воздух в год полета Гагарина. Работали над конструкцией долго и тщательно. Вертолет получился практически идеально соответствующим требованиям, предъявляемым к машинам грузо-пассажирского класса. Его можно использовать для самых разных целей, как гражданских, так и военных. Построено двенадцать тысяч единиц Ми-8 нескольких десятков модификаций. Диапазон применения широк, от сельскохозяйственного до десантно-штурмового назначения. Эксплуатантами стали более полусотни стран в разных климатических поясах планеты - от Арктики до экватора и далее до Антарктики. Среди стран, закупивших этот вертолет, - США, Канада, Южная Корея, Финляндия.

Ми-8 производятся и закупаются по сей день. Машина очень надежна, неприхотлива и проста в обслуживании. Управлять ею легко и приятно. Превзойти этот шедевр - задача амбициозная. Вертолет Ми-38 должен быть еще лучше, причем намного. Топливная эффективность, не столь важная в начале шестидесятых, сегодня становится одним из главных авиационных параметров. Она по сравнению с Ми-8 должна вырасти вдвое, а лучше втрое.

Внешнее сравнение Ми-8 и Ми-38

На первый взгляд есть много сходного в общих принципах, по которым построены вертолеты Ми-8 и Ми-38. Фото машины демонстрирует определенную преемственность, проявленную в расположении главных узлов и агрегатов. Фюзеляж выполнен по полумонококовой схеме, с плоским полом и округлым аэродинамическим потолком. Шасси неубираемые, трехопорные, несущий винт пятилопастный. Кабина пилота в нижней части непрозрачна, в отличие от фонаря Ми-8. Форма носовой части заострена, вверху над ней нет привычных выступающих обтекателей воздухозаборников турбин. Рулевой винт четырехлопастный. Объемные топливные баки, расположенные у Ми-8 по бортам в нижней части фюзеляжа, спрятаны внутрь Ми-38. Технические характеристики, однако, у этих двух сравниваемых машин существенно отличаются.

Технические показатели

Во-первых, выросла практическая дальность. При полном запасе топлива, равном 3796 литров, вертолет Ми-38 может пролететь 800 км (у Ми-8, в зависимости от модификации, этот показатель колеблется от 425 до 590 км). Стала объемнее грузовая кабина, ее размеры составляют 8630 мм (длина), 2400 мм (ширина) и 1850 мм (высота). Грузоподъемность достигла 6 тонн. Выросла и скорость: у Ми-8 она составляла в среднем 225 км/ч, что на 65 км/ч ниже, чем у Ми-38. Технические характеристики новой машины выгодно отличаются и в плане потолка, в 2012 году на ней был установлен мировой рекорд, составивший 8600 м, но в следующем году выяснилось, что и вертолет-ветеран Ми-8МСБ, если его оснастить двигателями нового типа ТВ3-117ВМА-СБМ1В, тоже кое на что способен. Он поднялся на новую рекордную высоту в 9150 метров. Скороподъемность, однако, осталась «непобитой»: за 6 минут набрать три тысячи метров может только Ми-38. Характеристики этой машины, таким образом, обещают ей долгую и успешную карьеру и в Аэрофлоте, и в ВВС, и за рубежом.

Технологические новшества материалов

Прошли те времена, когда летательные аппараты во всем мире делали только из дюраля. Вертолет Ми-38 изготовлен с широким применением пластиковых и композитных материалов. Лопасти обоих винтов имеют многослойную структуру, выполнены намоточным методом, что обеспечило их высокую эластичность и практически неограниченный срок использования (как минимум в течение всего времени эксплуатации машины). Полимерный материал также использован в изготовлении втулок несущего и рулевого винтов (установлены так называемые эластомерные подшипники), в результате чего смазка этим узлам не требуется. При изготовлении несиловых элементов фюзеляжа (капотов, кокпита, приборных досок, наружной поверхности рампы и балочных обтекателей) применены трехслойные сэндвичные панели. Комбинированная обшивка состоит из внешнего металлического и внутреннего полимерно-сотового слоев.

Силовая установка

В идеале мощность, требуемая для эффективной эксплуатации машины, составляет 5000 л. с. Ее развивают два двигателя. Существовало два варианта комплектации силовой установки Ми-38. 2 турбовальных двигателя «Пратт энд Уитни Кэнада» развивают нужное усилие, обеспечивая требуемые экономические показатели. Управляет их работой бустерная система, обладающая тройным резервированием. Такая схема диктовалась высоким экспортным потенциалом новой машины. В 1990 году предполагалось, что она будет производиться специально созданным СП «Евромиль», акционерами которого станут завод им. Миля, Казанский вертолётный завод, фирма «Еврокоптер» и НПО им. В.Я.Климова. Надежды, однако, не оправдались, европейский концерн через 13 лет покинул состав правления хотя продолжает сотрудничать с ним на взаимовыгодных условиях. Скорее всего, серийные образцы будут комплектоваться климовскими моторами ТВ7-117В, которые не хуже заокеанских аналогов, хотя обладают несколько меньшей мощностью (2 х 2350 = 4700 л.с.,) но вполне успешно смогут поднимать Ми-38. Вертолет, характеристики которого пострадают от этого незначительно, останется независимым от импортных поставок.

Приборы

Современный комплекс авионики ИБКО-38 разработан и изготовлен компанией «Транзас Авиация», в нем осуществлена технология «прозрачной кабины». Это означает, что благодаря приборам экипаж сможет иметь круговой обзор, визуально оценивая обстановку вокруг воздушного судна и под ним. Рабочие места пилотов снабжены пятью жидкокристаллическими дисплеями, вычислительный комплекс осуществляет цифровое управление режимами двигателей и всего бортового оборудования. Автопилот также работает на основе БЭВМ. Навигация оснащена допплеровским спидометром. В носовой части расположена РЛС, помимо пространственного положения машины оценивающая и метеоусловия. Есть также отдельная телекамера, позволяющая контролировать положение груза на внешней подвеске. Массовые и центровочные характеристики оцениваются автоматически.

Вопросы безопасности

Для успешного прохождения международной сертификации любой авиапроизводитель должен обеспечить выполнение ряда условий международной организации ИКАО. Всего на настоящий момент произведено четыре опытных экземпляра. Последний Ми-38 (ОП-4) отличается от предыдущего наличием выдерживающей сильные удары о грунт. Таким образом, достигается высокий уровень пожаробезопасности. Шасси, гасящие импульс от столкновения с землей при высоких скоростях снижения, также являются мерой повышения живучести экипажа и пассажиров при возникновении внештатной ситуации, но они были конструктивно предусмотрены уже при разработке предыдущих экземпляров (ОП-2 и ОП-3) вертолета Ми-38.

2014 год стал датой завершения всех испытательных мероприятий и окончанием предварительных проектных работ. После запуска серийного производства усовершенствование конструкции, несомненно, будет продолжено, в том числе и в аспекте повышения безопасности эксплуатации.

Погрузочно-разгрузочные опции

Уже при разработке базовой модели специалисты КБ им. Миля понимали, что, коль скоро ими создается многоцелевая машина, ее следует приспособить к решению максимально широкого круга задач. Для этого нужно продумать возможность достаточно простой постройки профильных модификаций на основе основной схемы. Для начала нужна пассажирская машина (в этом варианте она вмещает 32 человека). О потребностях вооруженных сил также не стоит забывать, Министерство обороны - заказчик выгодный и надежный. Народному хозяйству также потребуется замена Ми-8, следовательно, грузовая модификация тоже нужна. МЧС пригодится санитарный вертолет. А дальше - время покажет.

Во всех случаях машине нужны простые, надежные и удобные средства погрузки и такелажа. Всем этим оснащен вертолет Ми-38. Фото грузового салона поражает продуманностью расположения всех узлов, предназначенных для решения этой задачи. Грузовая рампа имеет ширину 1800 мм, она снабжена подъемным механизмом с дистанционным гидроуправлением. В проеме боковой грузовой двери смонтирована универсальная лебедка высокой (300 кг) грузоподъемности, а перемещения внутри салона облегчаются благодаря съемным роликовым дорожкам.

Скоро!

Ожидать начала регулярной эксплуатации вертолета Ми-38, по всей видимости, осталось недолго. Первый серийный образец уже заложен на стапелях Казанского вертолетного завода, за ним последуют другие. Пройдет несколько лет, и характерный силуэт этой машины станет привычным для всех. Будет ли Ми-38-х столько же, сколько 8-х? Станут ли они такими же известными во всем мире? Время покажет.

Описание

Многофункциональный вертолет среднего класса Ми-38 создается АО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ) совместно с Московским вертолетным заводом (МВЗ) и франко-германо-канадской фирмой "Еврокоптер". Ми-38 предназначен для замены парка вертолетов Ми-8 / Ми-17. Первый полет Ми-38 намечен на первый квартал 2002 года. В настоящее время завершается сборка первой машины. К концу 2001 года должно быть завершено оснащение кабины комплектом зарубежной авионики. По своим характеристикам Ми-38 отвечает европейским и американским нормам летной годности. Силовая установка состоит из двух двигателей PW127 фирмы Pratt & Whitney. Вертолет оснащается принципиально новым несущим винтом с лопастями из композитных материалов. Рынок сбыта нового вертолета оценивается в 300 машин из которых 100 - экспортные поставки. В настоящее время лопасти проходят испытания на МВЗ. Стоимость НИОКР по программе создания Ми-38 составляет 400 - 500 млн. USD. Цена вертолета - 12-16 млн. USD.

Налоги и платежи