Как фотографировать детей. Знаменитый фотограф Елена Шумилова делится секретами. «Russian mother из глуши покорила мир

Фото Елена Шумилова (с)

Фотограф Елена Шумилова полгода проводит с семьей в Москве, полгода - в Андреапольском районе Тверской области на озере Бросно, где занимается фермерским хозяйством.

Фотография в жизни Елены - архитектора по образованию - появилась в качестве профессионального увлечения после того, как она стала мамой. У нее двое сыновей - пятилетний Ярослав и двухлетний Иван.

Талантливое и самобытное творчество Елены Шумиловой привлекло внимание зарубежных изданий, в частности известной британской газеты DailyMail. По словам фотографа, в поле зрения иностранной прессы она попала после того, как пару месяцев назад один из ее снимков приобрел европейский оператор сотовой связи Vodafon, который, в свою очередь, вышел на нее с помощью социальных сетей. В России проводились фотовыставки, на которых были представлены и работы Елены, правда сама она на них не была.

Елена заниматься фотосъемкой как хобби начала после рождения второго сына. Просматривала снимки многих семейных фотографов: следила за постановкой кадра, способами цветокоррекции. В качестве одного из ориентиров она привела в пример польку Магдалену Берни. По мнению Елены, некогда владелицы архитектурного бюро, самой ей преуспеть в этом деле помогло художественное видение мира.

Отвечая на вопрос о том, занимается ли она семейной фотосъемкой профессионально, Елена Шумилова говорит: «Фотографирую только, если у меня появляются интересные идеи и есть на примете люди для их воплощения».


На фотографиях Шумиловой дети, собаки, кошки, кролики, утята и гуси - все одна большая счастливая семья

«Дети и животные - это моя жизнь. Я мама двух сыновей, и нам всем нравится жить в деревне. Здесь ты ближе к природе, к красоте. Здесь, в деревне, ты находишься в постоянной гармонии с самой матушкой-природой. А она, соответственно, дает огромное количество сюжетов для съемки» - говорит Шумилова.

«При съемках я люблю использовать естественный свет: как на улице, что впрочем естественно, так и внутри помещений. Я предпочитаю всякие источники света: уличные фонари, рассеянный свет свечи, загадочный туман, дым, дождь и блики светящегося снега - все, что дает возможность подчеркнуть эмоциональную и визуальную глубину фотографии».

«Когда я окончила школу, я поступила в Московский архитектурный институт, где я практиковалась в рисовании и живописи. Я полагаю, что именно умение рисовать и разбираться в живописи определило мое чувство фотографии и композиции».

«Я фотографирую каждый день, а ночью занимаюсь обработкой изображений. Я чувствую, что я нашла свой собственный путь подхода к фотографии».

«Я в основном доверяю своей интуиции и иду за своим вдохновением. Я фотографирую то, что мне нравится и фотографиями хочу выразить чувства, которые не могу выразить обычными словами».

Если обратить внимание, то большинство работ Елены выполнены в пастельно-золотистых оттенках. Это своего рода возвращение к истокам православной культуре и подражание традиционной иконе.

Ведь иконы всегда в православном мире ассоциировались с теплотой, защитой, уютом.

Загадочный туман в работе мамы-фотографа Елены Шумиловой.

Зима в работе Елены Шумиловой

Зимние узоры на окне.

Первый снег.

Настоящий друг и надежный защитник.

Мой кролик.

Настоящий друг и надежный защитник2

Текст – Наталья Буланова, фото – Иван Ерофеев, 24 Мар 2016

0 0 0 24481

Ее фотографии знают во всем мире, она проводит семинары в Австралии, в Америке, в Ирландии – проще перечислить, где не проводит. У ее инстаграма – около двухсот тысяч подписчиков. Статьи о ней не сходят со страниц зарубежных и российских СМИ, крупнейший сотовый оператор Vodafone размещает ее работы на билбордах по всему Лондону.

Елена Шумилова с детьми.

Ее фотографии знают во всем мире, она проводит семинары в Австралии, в Америке, в Ирландии – проще перечислить, где не проводит. У ее инстаграма – около двухсот тысяч подписчиков. Статьи о ней не сходят со страниц зарубежных и российских СМИ, крупнейший сотовый оператор Vodafone размещает ее работы на билбордах по всему Лондону. Многочисленные поклонники называют ее «russian mother». А она живет в настоящей глуши в Андреапольском районе Тверской области на берегу фантастически красивого озера. И признается: если бы не переезд сюда, ее жизнь сложилась бы по-другому.

Жизнь в уединении

Елена Шумилова – счастливая жена и мама. Ее муж Андрей – успешный бизнесмен, который однажды уехал вместе с супругой в глубинку и занялся сельским хозяйством. Сейчас у пары трое сыновей: старшему, Ярославу, семь лет, Ване – четыре, младшему Пете – один. Елена говорит: для того, чтобы найти свое призвание, ей нужно было поселиться именно здесь, вдалеке от влияния города.

Мы заходим в дом к Шумиловым и с порога заявляем:

– Уф, устали! К вам сюда добираться не меньше шести часов!

– Все москвичи так говорят, – смеются Андрей и Елена. – Для вас это долго. А вот когда к нам из Лос-Анджелеса гости приезжают, они не жалуются. Для них такие расстояния привычны. Для нас уже тоже.


До ближайшей деревни – несколько километров.

– Почему вы решили уехать из Москвы?

Андрей: Начали строить здесь дом еще в 2006 году, закончили в 2008-м. Планировали, что это будет дальняя дача. Думали, что будем здесь не просто отдыхать, а еще питаться здоровой пищей, покупать у местных молоко, масло, мясо. А оказалось, что в соседской деревне осталось только две коровы, и за молоком тут очереди выстраиваются. Поэтому в итоге мы занялись собственным хозяйством. Вначале завели кур, чтобы были свои яйца, потом корову. Долго искал помощника, когда нашел, все стало развиваться быстрее. Сейчас у нас есть коровы, овцы, козы, кролики, гуси, индюки, куры, пчелы. Мы выращиваем лен, делаем льняное масло, мед, сыры, муку мелем, хлеб печем. Питаемся только своими продуктами, закупки делаем по мелочам – чай, кофе, сахар, оливковое масло.

Елена: Вообще, все происходило постепенно. Когда родился Ярослав, мы начали приезжать сюда по выходным, потом по неделе жить, а потом, когда встал вопрос о том, куда Ярославу идти в школу, решили пойти здесь. Недалеко от нас город Андреаполь, там три школы.


– Вам нравится школа, в которую ходит Ярослав?

Елена: Да. Дети не испорченные, учителя хорошие. Нам очень нравится наша учительница. Наш средний сын, Ваня, сейчас ходит в детский сад в Москве, мы его оставляем в городе с бабушкой, когда я уезжаю на семинары. Так вот, этот сад довольно дорогой, и там столько всего заявлено: и бассейн, и английский язык. А на деле, не так уж много знаний дают и не так много внимания детям уделяют. Здесь, наоборот, ничего не заявляют, но все делают правильно. Учительница с детьми ладит, благодаря ей ребята в классе дружат между собой. Правда, я не уверена, что в старших классах здесь достаточно высокий уровень образования.

– Вы думаете о том, что дети вырастут и останутся в деревне?

Елена: Людям на определенном этапе нужен город, молодежи нужно общение со сверстниками, вся эта «движуха». Мы сами с Андреем были очень активными в этом смысле. Но потом от такого рода общения устают, и это нормально, просто следующий этап жизни. Может быть, наши дети тоже потом захотят вернуться сюда.

Андрей: В 20 лет мало кто захочет жить в деревне. И в 30 не захочет.

Елена: Но я-то живу.


Техника Шумиловых.

Андрей: Захотела бы ты жить здесь, если бы не увлеклась фотографией, не нашла бы себе занятие? Мы все прекрасно понимаем, что тяга к земле наступает с определенного возраста, достаточно зрелого. С другой стороны, по официальным данным Всемирной организации здравоохранения, к 2030 году больше половины населения Земли будет испытывать голод. Сюда входит практически вся Латинская Америка, большая часть Азии, Африка. И мы все прекрасно понимаем: чтобы компенсировать этот недостаток, при производстве продуктов будут использовать все больше химии. Тем ценнее будут натуральные продукты. Это дает надежду, что кто-то из ребят, начиная с определенного возраста, захочет есть натуральную пищу и тем самым поддержит идею экологического производства продуктов. Проще говоря, вернется сюда.


Вместо шведской стенки.

«Хочешь научиться снимать – иди и снимай в своем дворе»

– Елена, а как вы начали заниматься фотографией?

Елена: Раньше я работала архитектором. Когда родился Ваня, работать уже не получалось, с учетом наших длинных отъездов сюда. К тому же, в 2008 году начался кризис. Пару месяцев посидела дома, поняла, что просто домохозяйкой быть не смогу, и начала фотографировать.


Из личного архива фотографа.

– То есть, сначала это было хобби?

Елена: Нет, я сразу хотела стать профессиональным фотографом, профессионально работать с изображением. Мне даже была не важна тематика. Просто училась снимать то, что меня окружает, то, что я вижу каждый день. Эту мысль я вычитала у кого-то из великих фотографов, и студентам своим сейчас говорю: «Хочешь научиться снимать – иди и снимай в своем дворе». Мне интересен был и город, и железные дороги, но на тот момент у меня не было возможности их фотографировать. А к тому моменту, когда я сформировалась как фотограф, я уже научилась снимать другое, вошла во вкус. Сейчас меня город уже не вдохновляет.


Из личного архива фотографа.

– Как вы поняли, что у вас получается?

Елена: Выкладывала свои фотографии в Интернете – в социальных сетях, в фотосетях, и довольно быстро их стали замечать.

– Вы учились на фотографа?

Елена: Я очень хотела пойти в фотошколу, но, опять же, возможности не было. Я начала учиться сама и довольно быстро поняла, что это даже к лучшему. Конечно, помогло архитектурное образование. Это же в полной степени художественное образование, мы проходили и живопись, и скульптуру, и рисунок. Все мои знания по композиции и свету – оттуда. Фотографам на курсах это все-таки дают поверхностно. Фотография – набор визуальных приемов, и я его знаю, анализирую каждое изображение, продумываю до мельчайших деталей. Всегда что-то дорисовываю, доделываю. От этого зависит настроение фотографии. Например, сейчас на семинарах я всем студентам выдаю одинаковые заготовки. 20 человек работают над одной и той же картинкой, и у всех получается разный результат.


Из личного архива фотографа.

– Ваши фотографии сразу стали популярными?

Елена: Нет, постепенно. Сначала их заметило фотосообщество, а потом и другие люди.

Андрей: По большому счету, в России такой уж большой популярности у Лены не было, да и сейчас нет. «Бум» начался на Западе пару лет назад, и до сих пор продолжается. Там одновременно вышло несколько статей – в Daily Mail, в Huffington Post. И все как с ума посходили – от Китая до Латинской Америки. Сразу стали поступать предложения приобрести фотографии. Vodafone, один из крупнейших сотовых операторов в мире, купил фотографию, на которой изображен Ванька с нашей овчаркой. И вся Англия была завешана идущим по полю Ванькой – снимок был на железнодорожных вокзалах, в метро, на улицах. На Западе Лену стали называть «Russian mother», я над ней из-за этого подшучивал.

– А вы могли этого ожидать?

Елена: Я просто хотела быть хорошим фотографом, мне это занятие очень нравилось. Но вместе с тем я надеялась этим зарабатывать. Вообще, известность – это не показатель. Я знаю очень хороших фотографов, которые не слишком известны, и не очень хороших, зато популярных. Еще раз повторю: я просто стараюсь хорошо делать свою работу.


Из личного архива фотографа.

– У вас сейчас очень напряженный график. Вы проводите семинары по всему миру. Как это получилось?

Елена: Когда Петя был совсем маленьким, на это не было времени. А когда ему исполнилось полгода, я провела первый воркшоп в Ирландии. Мы отправились туда всей семьей; пока я работала, Андрей сидел с Петей. После Ирландии моими семинарами заинтересовались фотосообщества в других странах. У меня своя программа, я стараюсь, чтобы люди научились всему, что я знаю. Ну и для меня, конечно, это возможность снимать новые лица, новые истории, новые места.

– Вы много путешествуете, говорите, что ради детей будете готовы переехать отсюда. Получается, вы не ощущаете это место своим домом?

Елена: Еще как ощущаю. Именно здесь и только здесь я чувствую себя хорошо, громко выражаясь – черпаю вдохновение. Вообще, возможность жить в уединении очень важна для человека, для его психики, ума, для того, чтобы услышать себя. Многие люди, особенно те, кто занимается творчеством, в городе испытывают на себе сильное воздействие окружающих. Они переполнены информацией и уже не понимают, что хорошо, что плохо. Вот Андрей не слишком поддается влиянию, он всегда знает, что ему надо, что для него важно. А я другая, в городе я переполняюсь чужой энергией, и уже не знаю, где мое, где не мое. Слушаю, что там Маша сказала, что Даша. В такой ситуации очень сложно найти себя. Для меня это возможно только здесь.

Пора прощаться. У Елены очень напряженный график, нам повезло, что мы застали ее дома. Через несколько дней у нее семинар в Барселоне, сразу после этого – Дания, Польша, Швейцария, Италия. Времени отдохнуть от городской суеты не так уж много. Перед отъездом идем еще раз взглянуть на озеро. Оно прямо-таки внушает спокойствие. На память приходят слова Елены о жизни в уединении. И правда, где еще можно встретиться с самим собой, как не здесь? Впереди у нас – шесть часов дороги, но они больше не пугают. Теперь-то мы знаем: это не расстояние.

Который прошел в Суздале 26–28 сентября 2014 года. В преддверии этого события она вспомнила о своем профессиональном становлении.

Елена, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как пришли в мир фотографии?

После окончания МАРХИ (Московского архитектурного института) я около десяти лет проработала архитектором. Мне всегда была интересна фотография, но не настолько серьезно, чтобы начать что-либо делать самой. После рождения второго ребенка я стала проводить много времени далеко от Москвы, в деревне в Тверской области, и совсем забросила работу. И вот тогда у меня появилось непреодолимое желание снимать и делать это профессионально.

Весной 2012 года у меня появились зеркальная камера Canon 5D Mark II и объектив 50 мм 1,2. Вначале я работала только над тем, чтобы получить удовлетворительное качество картинки, однако позже стала понимать, что есть возможность рассказать историю в изображении, передать свои чувства. В моих работах запечатлено не столько детство моих детей, сколько ностальгия по своему собственному.

- Как вы совершенствовали свои навыки в фотографии? У кого учились?

Так получилось, что я самоучка в фотографии, хотя не считаю, что это правильно. Просто мое активное становление в этой области пришлось на тот год, когда я была с грудным ребенком на руках, да еще и вдали от города, и просто физически не могла посещать фотошколу. Поэтому моими учителями стали книги. И конечно, во многом мне помогло мое художественное образование.

- Как вы открыли для себя детскую и семейную фотографию?

Сказать по правде, я никогда не стремилась в нишу детского фотографа, более того, мне очень хотелось самореализоваться в других жанрах... Но я быстро поняла: важно уметь найти красоту в том, что окружает меня ежедневно, а не считать, что это возможно только у дальних берегов. А дети, животные и природа - это и есть моя жизнь.

- Как вы думаете, какие черты характера должны быть свойственны фотографу, снимающему детей и семьи?

В работе с детьми и семьями, я думаю, важны внимательность, терпение, умение быть комфортным и ненавязчивым.

- Сколько времени вам понадобилось для поиска собственного стиля?

О собственном стиле я никогда не задумывалась; скорее, для меня всегда было важно высказаться доступным языком, внятно донести до зрителя свои чувства.

Сегодня ваши работы знают во всем мире, их печатают многие известные издания. Как вы сами можете определить формулу своего успеха?

Я, честно, не задумывалась об успехе, создавая свои работы. Мне, безусловно, очень приятно внимание публики; это так окрыляет - быть увиденным, понятым... Однако успех не может быть самоцелью в творчестве, все должно быть сделано от души.

Каждая ваша фотография - словно целая волшебная история. Расскажите, пожалуйста, как они создаются? Как рождаются такие лиричные искренние образы?

У меня в голове всегда мелькают сюжеты, образы, которые я хочу создать. В итоге почти всегда получается что-то иное, но маяком и вдохновением являются именно те картинки, что возникают где-то на рубеже сна и реальности.

Если мы правильно понимаем, то героями ваших фотографий часто становятся именно ваши дети. Помните ли вы свой первый кадр, сделав который, поняли, как важно создать семейную фотолетопись?

Дело в том, что я не ассоциирую свое творчество с семейной летописью; у меня есть отдельные фотографии для семьи, и вряд ли они несут какую-либо художественную ценность, они сделаны только для личного архива.

- Есть ли мастера детской фотографии на Западе и в России, творчество которых для вас особенно важно?

Мои любимые фотографы в жанре детской фотографии - Магдалена Берни, Изабелла Урбаниак, Елена Громова-Кальминская и многие другие.

- Поймать кадр с искренней улыбкой ребенка - заслуга камеры, или фотографа, или того и другого вместе?

Я думаю, поймать момент, - это опыт и удача.

- Технику каких производителей вы предпочитаете?

Я снимаю камерой Canon, и у меня не было опыта работы с другой техникой.

- Что вы можете посоветовать тем, кто планирует сделать карьеру в жанре семейной и детской фотографии?

У меня, как мне кажется, очень специфический опыт, и я не имею права советовать кому-либо, как делать карьеру.

Что значит для вас участие в фестивале «Семейные фотоканикулы»? Это первый международный семейный фотофестиваль. Как вы думаете, насколько востребованы и важны для семейной фотографии такие мероприятия?

Для меня участие в названном фотофестивале - это в первую очередь обмен опытом с коллегами. Я очень рада такой возможности.

- Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нам и всем участникам фестиваля.

Участникам я желаю прежде всего веры в себя и вдохновения и надеюсь, что фотофестиваль поможет укрепить эти посылы в каждом.

- Большое спасибо за то, что вы нашли время ответить на наши вопросы! Желаем вам новых прекрасных кадров!

Фотограф Елена Шумилова из маленького подмосковного города. Фотографировать Елена начала относительно недавно, когда впервые взяла в руки цифровой фотоаппарат своих родителей в начале 2012 года. Сейчас она снимает Canon EOS 5D Mark II с объективом 135мм, освещение всегда естественное. Она не работает со сторонними клиентами, так как это позволяет ей свободно творить только то, что ей действительно хочется. Елена в прошлом архитектор. «После окончания школы я училась в Московском архитектурном институте. Внимание акцентировала на создании скетчей и живописи. Видимо, эти навыки и являются своеобразной базой для моей фотографии». Сейчас она все свое свободное время посвятила семье и увлечению фотографией. «Я фотографирую каждый день, а вечером обрабатываю снимки. Прошлой осенью я почувствовала, что наконец-то нашла свой подход и стиль». Стиль ее фотографий сложно охарактеризовать одним словом, в них сочетается несколько жанров. Вообще работы Елены довольно спонтанные, она никогда не выстраивает сцену заранее. Поэтому ее фотопортреты детей так популярны среди ценителей фотоискусства. Елена Шумилова яркий российский фотограф, черпает свое вдохновение, делая удивительные фотографии повседневной жизни двух её дружных шустрых мальчишек, Ярослава и Вани, а также домашних животных. Елена живет в загородном доме и поэтому у нее есть множество домашних животных: собака, кролики, гуси, коты - все они также стали объектом съемки. Для создания своих потрясающих фотографий Елена успешно использует природные краски и тона, элементы погоды и окружающего ее мира. В ее фотографиях можно найти давно забытый магический реализм, поражающий зрителя красотой простых и драгоценных вещей, таких как дружба человека и животных, теплые объятия, или просто от жизни. Ее работы на первый взгляд довольно простые, в плане выбора одежды и обстановки, но в то же время, очень атмосферные, наполненные любовью и заботой. Невероятное ощущение абсолютного счастья и свободы, которую можно почувствовать, наверное, только будучи ребенком. Благодаря Елене и ее малышам, и мы можем снова на минутку вернуться в детство. Любимый и в чем-то сказочный друг – собака, таинственная кошка, забавные утята и кролики, на берегу речки, в лучах солнца или на фоне падающего снега – в эту идеальную картину жизни сложно поверить, но в то же время Она излучает естественную теплоту и ощущение уютной реальности. «Дети и животные – главное в моей жизни» – говорит Елена. «Я воспитываю двух сыновей, и провожу много времени на ферме. Мне - хотелось бы запечатлеть детство, как оно есть - настоящим, с конфузами, удивлениями, мечтами... Ведь многим из нас хочется вспомнить не только то, как мы выглядели в 5 лет, но и о чём думали, во что играли, какими глазами смотрели на мир. Когда я фотографирую, я полностью доверяю интуиции и вдохновению. А вдохновляет меня желание само выразиться, хотя словами эти ощущения сложно описать» - рассказывает Елена в интервью сайту BoredPanda». Деревенская среда, природа и ее меняющиеся сезоны также служат фотографу стимулом для творчества. «В процессе съемки я предпочитаю естественный свет, как в помещении, так и на улице. Для моих работ любые источники света прекрасны – будь то уличное освещение, свет от свечки, туман, дымка, дождь или снег – все это создает некую визуальную и чувственную глубину в фотографии», – рассказывает Елена. И Елене это удивительным образом удалось. Так трогательно, проникновенно и выразительно о детстве в русской деревне, пожалуй, никто не снимал. Каждое фото Елены Шумиловой - маленький шедевр, точно передающий настроение детства, прекрасного и мимолетного. Мы благодарим Елену за возможность видеть эти потрясающие фото и желаем ей дальнейших успехов в творчестве!

В век Интернета стать известной несложно - было бы, как говорится, что показать. Потому слава и обрушилась на Елену Шумилову со всего света: английская "Дейли мейл" регулярно рассказывает о ее новых работах, американцы сняли о ней фильм, в родных виртуальных сетях творчеством молодой мамы восхищаются сотни тысяч россиян...

А вот встретиться с героиней оказалось непросто. Сначала километров 400 отмахать от Москвы по Рижскому шоссе. Потом еще 40 - в сторону районного центра Андреаполь. И уже там искать на просторах Тверской области ферму у лесного озера. Табличка "Имение Доброхвалово" подсказала, что мы попали туда, куда нужно.

Доброхвалов - фамилия фермера Андрея, мужа Елены.

Он сбрасывает с плеча тяжелый мешок, протягивает руку: "Что, не похож на московского программиста?" Позже, когда познакомимся ближе, Андрей проведет нас по своему немаленькому хозяйству, где они живут уже седьмой год. С тех самых пор, как Андрей приехал в эти места с другом-охотником отдохнуть на выходные. Огляделся, влюбился в природу, загорелся. Оставил в столице бизнес, купил землю...

В его хозяйстве коровы, овцы, гуси, куры, кролики. Само собой, техника, чтоб сеять и боронить, поливать и косить. Видно, как он болеет за фермерскую долю, которой извечно мешают плохие дороги и дураки. И как гордится своим делом - ничуть не меньше, чем всемирными успехами жены.

Елена встречает гостей в просторном доме с огромными стенами-окнами в сторону озера. С двухмесячным Петей на руках. Сразу угощает собственноручно приготовленными сыром и хлебом (мука тоже своя!).

Мы недавно решали, где дальше жить, ведь Ярославу в этом году в школу идти. И решили возить его в Андреаполь за 30 километров, - рассказывает Елена. - Я познакомилась с педагогами, и они мне очень понравились. Вообще атмосфера маленького городка мне по душе. Здесь все друг друга знают, не то что в Москве, где пакость сделал и затерялся.

Выпускница архитектурного института столь легко соглашается стать крестьянкою...

Не легко. Я и на шашлыки-то раньше ездить не любила. Но ради здоровья детей пошла на это.

Еще удивительнее, как вы за три года выросли из новичка-фотографа в Мастера. Вот один из откликов в Интернете: "Вы для меня - ворота в другой мир..."

Все были против: и муж, и родители. Их можно понять, ведь столько дел по хозяйству. Да и финансово было непросто, хотя я и обходилась одним 50-миллиметровым объективом, не покупала ни дорогих штативов, ни всевозможных "наворотов". Снимала на Canon Mark II, сейчас на Mark III перешла. Но родные видели, как я старалась, сидела по ночам у компьютера, скачивала уроки, училась обрабатывать снимки, анализировала работы понравившихся фотографов. За свое обучение не заплатила ни копейки, я в полном смысле фотограф-самоучка.

Первые картинки были смешными, даже безвкусными. Я же прошла путь обычного новичка, совершая все положенные ошибки. Только в ускоренном темпе. Отношение близких изменилось, когда я стала этим зарабатывать.

- Вы с другими фотографами общаетесь?

Да, но у меня, как вы догадываетесь, слабо организован выход в свет. Все больше через Интернет. У меня есть любимые фотографы, за чьим творчеством я слежу...

- А к вам часто обращаются за советом?

Конечно. Все время просят провести мастер-класс, но я провела один и поняла, что обучение - это пока не мое. Да и не готова я делиться всеми своими секретами, а серединка на половинку - это нечестно. Меня многие копируют, говоря, что я являюсь их вдохновением. Но лучше все-таки до всего доходить своей головой.

- Вы каждый день снимаете?

Да, это обязательно. Так поддерживаю форму. Очень много съемок холостых, но не будь их - не было бы и удачных. Бывает, целую неделю снимаешь одно и то же, и ничего не выходит. А потом случается что-то неуловимое, ребенок вдруг неожиданно повернулся, свет правильно упал, и ты понимаешь, что случилось волшебство.

- У вас есть награды, звания?

Я очень не люблю конкурсы. Однажды послала свою работу на конкурс AdMe Photo Awards 2014 и выиграла первое место, но поняла, что мне неприятно чувство ожидания: отметят тебя или нет.

Мы в редакции переругались, отбирая снимки для журнала из вашей коллекции. Уж слишком богатый выбор! Расскажите читателям "Родины", как вы это чудо снимали...

Ваня, мама Елена, Петя и семилетний водитель Ярослав. Полукилометровый путь от фермы до дома ему по силам - никакой инсценировки. Фото Дениса Емельянова

По словам папы Андрея, переезд семьи из Москвы в глубинку, кроме всего прочего, вызван желанием научить детей трудиться и общаться с природой.

Снимок сделан в соседней деревеньке. Она удивительная, как декорация для кино, ничего готовить не надо, просто приезжай и снимай... Это осень, закат. Ребята присели, что-то копаются в земле, а тут я. Правда, пришлось поработать со светом.

У нас рядом с фермой большой стог сена. Я привела Ярослава и попросила посидеть с кроликом. Обычно такая съемка длится 10-15 минут. И за это время надо успеть сделать много кадров, просто окунуться в работу, ничего не замечая вокруг, жестко выложиться. Потом и ребенок, и животное устают. И нужен большой перерыв, после которого можно сделать второй заход. Хорошо, что у нас каждое время года длится примерно по три месяца, а то устаешь от одного и того же фона. Пропадает вдохновение. Хочется перемен.

Нашу собаку зовут Миша, 12 лет, порода алабай. Миша друг наших сыновей. Это он с Ярославом. На кухне снималось... Как я придумываю сюжеты для съемки? Раньше меня и по ночам озаряло. А сейчас идеи все реже в голову стреляют в виде подарка. Долго их вынашиваю... Кстати, перед съемкой я никогда специально не наряжаю детей, как это некоторые делают. Но слежу, чтоб в одежде не было ничего кричащего. Знаете, как устроен кадр? Достаточно маленького элемента, чтоб он перетянул все внимание на себя.

Этот снимок сделан в апреле 2014-го. Я попросила Ваню покормить овец. Дети до пяти лет не умеют позировать, а Ване тогда было три года, и поэтому все получилось в виде игры. А вообще к любой съемке нужно здорово готовиться. Это как в джазовой композиции, когда сначала продумывается тема, а уже потом можно импровизировать. Так и получаются лучшие кадры. Этот снимок попал на выставку "Символы Отечества" на ВДНХ.



Налоги и платежи