этап. Начало беседы. Используйте прием активного слушания

Беседа

Беседа - это разговор двух или более лиц с целью получения определенной информации, решения важных проблем.

Беседа - не самый сложный из всех жанров устного делового общения, поскольку в значительной мере это экспромт, а для экспромтов надо иметь значительный жизненный опыт, огромный запас теоретических знаний, а также в совершенстве владеть речевым этикетом.

Чтобы достичь успеха во время беседы, надо тщательно готовиться к ней, быть внимательным, тактичным к собеседнику, постоянно стимулировать у него заинтересованность разговором, учитывать взгляды собеседника, выражать свои мысли точно, логично, убедительно.

В зависимости от содержания деловые беседы могут выполнять различные функции;

o обмен информацией;

o формирование перспективных мероприятий;

o контроль и координация определенных действий;

o взаимное общение при решении актуальных проблем;

o поддержка деловых контактов на различных уровнях;

o поиск, выдвижение новых идей;

o стимулирование действий в новом направлении;

o решения этических проблем, возникших во время общения 19. В зависимости от количества участников беседы передиляються на:

o индивидуальные;

o групповые.

Обычно беседа состоит из следующих этапов:

1. Определение места и времени встречи (на нейтральной, своей, чужой территории »).

2. Начало беседы. Он играет особую роль в создании благоприятной атмосферы общения. Итак, в начале беседы прежде всего следует заручиться благосклонностью своего собеседника, то есть произвести приятное впечатление о себе. Время, отведенное на это, довольно ограничен, а потому следует продумать форму приветствия, начальную фразу. На этом этапе важную роль играют невербальные формы взаимодействия - выражение лица, поза, приветственный жест.

3. Формирование цели встречи.

4. Обмен мнениями и предложениями.

5. Окончание беседы.

Во время беседы надо держаться скромно и одновременно уверенно. Не следует разговаривать отрывисто, вы должны быть спокойным, вежливым, чтобы создать психологически благоприятную атмосферу доверия, доброжелательности.

ДЕСЯТЬ ШАГОВ, что позволит провести БЕСЕДУ УСПЕШНО

1. Тщательное подготовки.

Перед началом беседы составьте Ее план, проанализируйте ситуацию.

2. Помни, к чему Вы стремитесь. Четко сформулируйте цель беседы.

3. Старайтесь создать атмосферу доверия. Собеседник пытаться для Вас сделать что-то хорошее, если

Вы произведете приятное впечатление на него.

4. не подозревает собеседника в ненадежности

Взаимное доверие всегда необходима, чтобы достичь поставленной цели.

5. Выясните перед беседой, или масс ваш собеседник соответствующие полномочия.

6. Не заставляйте собеседника постоянно принимать решения.

7. Сосредотачивайтесь на реальных потребностях, а не на амбициях. Уважайте мнения собеседника, как свои собственные. Следуя

этого правила, Вы сможете больше шансов обойти острые углы и согласовать решение.

8. Слушайте внимательно собеседника и задавайте корректные вопросы. Умение слушать собеседника побуждает его к высказыванию

собственных мыслей, чувств, убеждений. Тогда возникает момент искренности, подлинности, взаимопонимания, уважения.

9. Работайте на перспективу, а не на промежуточные результаты.

10. Просуммируйте результаты беседы. Важные решения желательно зафиксировать на бумаге.

ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР

В наше время телефон - не только один из самых эффективных средств связи, но и способ налаживания официальных деловых контактов между учреждениями, способ поддержания частных отношений между людьми.

По телефону осуществляются переговоры, договариваются о важных деловые встречи, решают многочисленные оперативные вопросы, возникающие в ходе управленческой деятельности, предоставляют консультации, обращаются с просьбами, приглашениями, выражают благодарности, извинения.

Телефонный разговор - одна из разновидностей устной речи, характеризующееся специфическими признаками, обусловленными екстрамовнимы причинам:

o собеседники не видят друг друга и не могут воспользоваться невербальными средствами общения, то есть передать информацию с помощью мимики, жестов, соответствующего выражения лица, сигналов глазами и т.п. (отсутствие визуального контакта между собеседниками)

o ограниченность во времени (телефонная беседа не может быть слишком длительным);

o наличие технических препятствий (вмешательство посторонних абонентов, плохая слышимость).

Итак, если вы человек деловой и целенаправленная, предусмотрительный, если вы беспокоитесь о своем авторитет, а также престиж своей фирмы и привыкли учитывать все до мелочей, то выработка определенных принципов поведения в телефонном общении просто необходимым и незаменимым.

Специалисты по проблемам устного делового общения предлагают соблюдать следующие правила ведения телефонного разговора.

Если звоните вы;

o прежде всего поздоровайтесь, назовите организацию, которую вы представляете, а также свою фамилию, имя и отчество. Обычно первые слова телефонного разговора воспринимаются плохо, а потому называйте свою фамилию и имя последним - по крайней мере это будет услышано;

o если звоните в учреждение или незнакомому человеку, следует спросить фамилию, имя и отчество своего собеседника. Можете сообщить, с кем именно вы хотели бы поговорить;

если звоните в важном деле, спросите сначала, есть ли у вашего собеседника достаточно времени для беседы;

o предварительно напишите перечень вопросов, которые необходимо выяснить, и держите этот перечень перед глазами на протяжении всей беседы;

o всегда заканчивает разговор тот, кто звонит. Завершая разговор, обязательно попрощайтесь, бестактно класть трубку, не дождавшись последних слов вашего собеседника;

o в случае достижения важных договоренностей со пришлите подтверждение письмом или факсом сообщение.

Если звонят вам

o попробуйте как можно быстрее снять трубку и назовите организацию, которую вы представляете;

o в случае необходимости запишите имя, фамилию и контактный телефон собеседника;

o разговаривайте тактично, вежливо: демонстрируйте понимание сущности проблем звонящего;

o Не помещайте неожиданно трубку, даже если разговор является неинтересной, скучной и слишком длительной для вас;

o если вы даете обещание, постарайтесь сдержать слово и выполнить ее как можно быстрее. В случае возникновения сложных вопросов предложите собеседнику встречу для детального обсуждения сути проблемы;

o всегда кратко суммируйте беседу, перечислите еще раз договоренности, которые вы достигли.

Независимо от того, кто звонит:

o будьте доброжелательным, ни в коем случае не показывайте своего недовольства чем;

o задавайте вопросы и внимательно выслушивайте ответы на них;

o старайтесь оставаться тактичным и сдержанным, даже если разговор становится весьма неприятной для вас;

o симпатия к вам возрастет, если вы несколько раз в течение беседы назовете собеседника по имени и отчества;

o особенно упор на существенном. Если во время беседы вы называете какие числа, их следует повторить несколько раз, чтобы избежать досадных недоразумений;

o старайтесь как можно шире использовать лексические возможности литературного языка (прежде всего богатую синонимику), но при этом всегда высказывайтесь кратко и точно, правильно построенными предложениями. Следите за логикой изложения своих мыслей, последовательностью;

2) изложение сущности дела (сообщение цели звонка, подход к вопросу, обсуждение сообщенной информации);

3) окончание разговора.

Любую телефонный разговор начинаем коротким выявлением вежливости: Добрый день (утро, вечер)! Доброго (утра, вечера)! Если звоните по делу, то нужно назвать не только фамилию, имя и отчество, но и должность, которую вы занимаете. Если звонящий, забыл назвать себя, собеседник вправе спросить: Простите, с кем я разговариваю? В ответ вы не должны возмущаться или сразу класть трубку - по правилам этикета вам следует представиться; на анонимный звонок можно не отвечать и сразу положить трубку. Если к телефону подошел не тот, кто вам нужен, вы должны извиниться и обратиться с просьбой позвать нужную вам человека: Добрый день. Извините за беспокойство, не могли бы вы пригласить к телефону Ивана Петровича (господина Петренко) Очень прошу, попросите к телефону Ольгу Власьевны (госпожа Ольгу, госпожа Романчук) Пожалуйста, позовите к телефону... Обычно отвечают так: Добрый день. Подождите, пожалуйста, минуточку, я сейчас передам ей трубку; ... Прошу подождать; . "Пожалуйста, подождите... К сожалению (жаль, простите), Иван Петрович вышел, вернется в 14 часов. Возможно, вы хотели бы ему что-то передать. Есть его заместитель, возможно, он смог бы помочь вам. Когда к телефона подойдет вам человек, непременно следует снова поздороваться и назвать себя.

Бестактно давать абоненту неправильную информацию, разговаривать грубо, если он ошибся номером телефона. Будет любезно с вашей стороны, когда поможете абоненту выяснить причину неудачи. В свою очередь, если вы позвонили не по нужным вам номером, должны обязательно извиниться за причиненные заботы. Старайтесь всегда быть вежливым, ведь ваша тактичность - это прежде всего уважение к самому себе. Вежливость должна стать духовной потребностью каждого человека.

После установления связи старайтесь излагать информацию четко, кратко и по существу. Именно такой разговор будет характеризовать вас как опытного, делового человека, не злоупотребляет чужим временем и вниманием, как человека, который в совершенстве владеет этикетом телефонной беседы. Еще одной чрезвычайно важным условием ведения разговора является логичность и последовательность выражения мнений. Недопустимо, чтобы ваш разговор была хаотичной, ведь так цель вашего звонка может остаться непонятной для собеседника. Не забывайте о соблюдении пауз таким образом вы предоставите собеседнику возможность выразить свое отношение к проблеме. В разговоре избегайте категоричности, прилагайте усилия, чтобы тон вашего разговора был как можно более дружелюбным. Если вы уважаете себя и своего собеседника, старайтесь избегать категорически-приказных высказываний.

Инициатива окончания разговора принадлежит обычно тому, кто звонил. Иногда вызван к телефону может вежливо сказать, что по той или иной причине спешит, хочет закончить разговор. Завершая разговор, обязательно надо попрощаться.

Не стоит звонить по личным делам со служебного телефона, а по служебным делам неуместно звонить домой лицу, не имеющего их выполнить (решить). В случае, если вам звонят на работу по личным делам, отвечайте, что вы непременно позвоните после работы.

И наконец, не злоупотребляйте местоимением я, ведь ваш разговор - диалог, а не монолог.

Деловая беседа - это весьма специфический вид общения , организованный особым образом. Людям, занимающимся бизнесом в различных сферах, постоянно приходится проводить деловые беседы с целью достижения определенных практических целей. Эти цели могут быть разными. Иногда они подиктованы необходимостью получить нужную информацию, иногда обусловлены стремлением договориться по важному для партнеров вопросу, обсудить условия сделки и др. Но не только бизнесмены принимают участие в деловых беседах: она считается неотъемлемым атрибутом любой профессиональной деятельности.

Таким образом, деловой является беседа, которая проводится в официальной обстановке и с официальным лицом, что накладывает соответствующий отпечаток на стиль общения и форму организации всего мероприятия. Для того, чтобы добиться успехов в достижении поставленных целей при проведении деловой беседы, необходимо учитывать определенные правила.

Следует заранее продумать все организационные моменты.

Если вы являетесь инициатором деловой беседы, то все организационные моменты должны определять вы. Прежде всего, необходимо решить, где будет происходить беседа. Несмотря на то, что, как отмечалось выше, деловая беседа носит официальный характер, достаточно часто между партнерами, давно сотрудничающими, может возникнуть нечто вроде приятельских отношений. Поэтому вы можете планировать проведение деловой беседы, исходя из предпочтений и пожеланий партнера, и даже назначить место встречи в спокойном кафе или в другом общественном месте. Однако все-таки оптимальным вариантом для деловой встречи является офис, где царит рабочая атмосфера и все документы, которые могут понадобиться в ходе беседы, под рукой.

Обо всех сопутствующих материалах также стоит позаботиться заранее. Приготовьте документы, текстовый и иллюстративный материал, технические средства еще до начала мероприятия.

Обратите внимание на размещение участников.

Если в беседе принимают участие два человека, то такой вопрос решается сам собой: они сидят лицом друг к другу. Однако, если количество участников больше, то нужно таким образом расположить их за столом, чтобы все отлично видели друг друга. Для этого хорошо подходит стол круглой или овальной формы, а также стол в виде буквы «Т», квадрата или треугольника.

Четко определите задачи, которые предстоит решать.

Прежде, чем вступать в диалог, вы должны четко определить для себя, какие цели и задачи являются для вас приоритетными. Необходимо заранее продумать, каким образом вы будете строить беседу, поэтому можно обозначить для себя предполагаемый план мероприятия.

Следует также определить, в каких аспектах вы можете пойти на компромиссы, а в каких моментах это неприемлемо. Четко обозначьте для себя все эти категории.

Следует также определиться с приоритетами. Какие вопросы надо рассмотреть прежде всего, без решения каких проблем невозможно дальнейшее развитие беседы. Будьте логичны и последовательны в своих действиях и рассуждениях.

Будьте убедительны.

Проводя деловую беседу, вы, естественно, стремитесь убедить партнера в своей правоте и добиться принятия наиболее выгодного для вас решения. Поэтому во время беседы вы должны быть предельно убедительны. Приводите доказательства, доводы, оперируйте объективными фактами. Всем своим видом вы должны демонстрировать уверенность: она должна проявляться и в тоне (он должен быть спокойным и уверенным), и в позе, и в жестах (никакой суеты и хаотичности).

Следите за речью.

Ваша речь должна быть не только правильной, выразительной и последовательной, но и соответствовать ситуации. Если вы общаетесь с давно знакомым вам собеседником, то разговор может быть по-настоящему простым, естественным и обычным. Если же деловая беседа происходит в более официальной обстановке, то и строить свою речь вы должны соответствующим образом. Однако в любом случае не стоит ее слишком усложнять и перенасыщать узкоспециальными терминами: это может усложнить восприятие информации, которую вам нужно донести до партнера.

Обратите внимание на свой внешний вид.

Внешний вид также должен соответствовать обстановке, в которой происходит деловая беседа. Однако в любом случае не стоит экспериментировать со своим внешним видом и одежной. Сохраняйте и в одежде, и в макияже, и прическе сдержанно-деловой стиль.

Будьте вежливы и тактичны.

В любом случае, несмотря на то, в какой русло, движется разговор, во время деловой беседы следует сохранять спокойствие. Даже если с помощью беседы вам не удалось добиться желаемых результатов, будьте вежливы и тактичны с партнером. Так же следует вести себя и в случае его отказа или неприятия ваших условий: возможно, что сейчас вы не смогли договориться, но позже ваше сотрудничество продолжится и принесет положительный результаты.

Важнейшей целью общения педагога с родителями является формирование установки на взаимодействие в работе с ними. Главное – лучше узнать и понять своего ученика для одной стороны и своего ребенка – для другой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как подготовить и провести

Индивидуальную беседу с родителями

От каждой беседы учителя, воспитателя, классного руководителя с родителями учащегося, естественно, должна быть педагогическая польза. К сожалению, даже опытные педагогические работники нередко такие беседы проводят спонтанно, неподготовлено и в результате получают обострение отношений с родителями, что в итоге не приносит пользы ни одной из сторон, а напротив, ведет к ухудшению психологического климата как в классе, так и в семье.

Поэтому важнейшей целью общения педагога с родителями является формирование установки на взаимодействие в работе с ними. Главное – лучше узнать и понять своего ученика для одной стороны и своего ребенка – для другой.

Педагогам и воспитателям, посещаемым родителей на дому или проводящим индивидуальную беседу, необходимо предварительно продумать тематику бесед, определить, какой должен быть тон их, какие беседы следует вести без детей, каковы особенности семейного воспитания и уровень культуры данной семьи.

Основные направления работы

классного руководителя

по изучению семей учащихся

Структура и этнический состав семьи:

Полная, неполная, неразделенная;

Однодетная, многодетная;

Семья с неродными детьми;

Моно- и многонациональная.

Условия жизнедеятельности и среда:

Образовательный уровень членов семьи;

Трудовая занятость;

Профессиональный состав;

Бюджет; общая материальная обеспеченность: квартира, сад, приусадебный участок, наличие бытовой техники и предметов культуры;

Сельская или городская семья;

Территориальные особенности: семья живущая в новом микрорайоне, в микрорайоне с положительными или отрицательными традициями.

Сфера деятельности семьи:

Экономическая: способы получения, распределения, потребления материальных благ;

Хозяйственно-бытовая: распределение обязанностей между членами семьи в организации обслуживания насущных потребностей семейного коллектива и отдельных его членов.

Культурный потенциал семьи:

Общая культура быта, в том числе наличие режима дня и недели, планирование времени, формы отдыха и труда;

Организация свободного времени, право на свободное время у разных членов семьи;

Наличие потребности в культурном развитии отдельных членов семьи и всего семейного коллектива и умение пользоваться имеющимися в семье культурными ценностями:

библиотекой, телевизором, музыкальным инструментом;

Наличие в семье педагогической литературы и что читают родители о воспитании;

Семейные традиции, праздники;

Культура внутрисемейного общения.

Внутрисемейные отношения:

Общая характеристика семейного микроклимата;

Общность и различие в системе взглядов и ценностей;

Отношение членов семьи к своим обязанностям;

Характер отношений между родителями, родителями и детьми, родителями и другими родственниками, в том числе наличие в семье единых требований к детям;

Эмоциональный и мотивационный аспект этих отношений;

Позиция по отношению к обществу:

Отношение к трудовым, общественным обязанностям;

Отношение к воспитанию детей как социально значимой, гражданской обязанности;

Отношение к институтам общественного воспитания;

К воздействию общественности на семейный микроклимат;

Потребительская, эгоистическая или альтруистическая позиция по отношению к обществу;

Нравственное здоровье микросоциума.

Воспитательный потенциал семьи:

Нравственные идеалы и потребности семьи, включающие систему взглядов на семью, представления о семейном благополучии, семейном счастье, смысле жизни;

Осознание прав и обязанностей членов семьи, осознание целей воспитания детей и ответственности за качество воспитания гармонически развитой личности и путей ее формирования;

Методы воспитательного воздействия на ребенка и на всех членов семьи; какие меры поощрения и наказания применяются к детям;

Уровень педагогической культуры родителей и других членов семьи, вступающих в функции воспитателей.

АНКЕТА

для изучения семей учащихся

Ваша фамилия, имя, отчество.

Образование.

Домашний адрес, номер телефона.

Ваше место работы, занимаемая должность, номер рабочего телефона.

Режим работы.

Сколько у Вас детей в семье; каков их возраст; где они учатся или работают?

Чем Вы увлекаетесь в свободное время?

Чем увлекается Ваш ребенок?

Какие трудности Вы испытываете в последнее время во взаимоотношениях с Вашим сыном (дочерью)?

В какой помощи Вы нуждаетесь со стороны школы, классного руководителя?

Какие вопросы Вы считали бы необходимым обсудить на родительских собраниях?

Примечание. С учетом анализа анкетирования родителей, изучения особенностей семей школьников классные руководители составляют планы воспитательной работы с учащимися и родителями на новый учебный год.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др.

Особую заботу у педагогов и воспитателей вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классному руководителю и воспитателю следует организовать специальные встречи с отцами детей, провести конференцию, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах – единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья – эрудит», «Семейное увлечение».

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; выставки «Мир наших увлечений» и др.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком.

Беседуйте с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку, как к личности.

Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ

1. Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

Эмоциональное потворство. Ребенок - центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Авторитарный контроль. Воспитание - главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА,

КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ РОДИТЕЛЯМ

ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПОДРОСТКАМИ

Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностей в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем взрослых).

Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

Важно помнить, что гораздо легче предупредить появления трудностей, чем потом преодолевать их.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. д.;

отклонениями в состоянии психического и физического состояния здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами психоневрологического и физиологического свойства;

отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; не занятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ,

ЗАБОТЯЩИМСЯ ОБ УМСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ

И СЧАСТЬЕ СВОИХ ДЕТЕЙ

Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, встретив на своем пути неудачи.

Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам, объясняя, что для успеха требуется время и терпение.

Развивайте волевые качества, воспитывайте здоровую продуктивность:

Формируя приоритеты в деятельности

Обучая постановки конкретных целей

Обучая распределению времени

Обучая разделению любой деятельности на этапы

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому заниматься своими делами.

Помогайте учиться строить его систему ценностей.

Помогайте в удовлетворении основных человеческих потребностей.

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением.

Помогайте ребенку глубже познать себя. Для этого развивайте:

уверенность, базирующуюся на сознании самооценки;

понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих;

умение общаться с любыми людьми.

Помните, что ребенок творит не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку избежать общественного неодобрения, при этом помните, что его поведение не должно выходить за рамки приличного.

Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Если Ваш ребенок испытывает страх.

первым делом необходимо выяснить причину страха;

при выборе воспитательных мероприятий учитывайте, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер;

помните, что ребенок не всегда может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения не эффективны;

ни в коем случае не наказывайте ребенка;

не запугивайте ребенка даже тогда, если опасаетесь за его безопасность;

не напоминайте ребенку о страхе.

не злоупотребляйте чтением сказок и просмотром кинофильмов;

обучайте ребенка терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха;

если ребенок боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним;

постарайтесь проиграть пугающее ребенка событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности. Например, ребенок боится собак, поиграйте с ним в пограничника, где он будет пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собака расскажет ему, что она думает о нем (как переживала, когда ребенок убегал от нее);

дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободиться от них;

ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учитывая его индивидуально-личностные особенности. Главное не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать;

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. -

Формирование самооценки ребенка зависит от оценки его родителями т. к. в раннем возрасте ребенок еще не умеет оценивать себя сам.

Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно проводить мини совещание с участием всех членов семьи, совместно планировать семейные дела.

Правило 4. Развивать силу воли ребенка. Научить проявить выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполнения домашних обязанностей, поручений. Можно наладить домашнее производство - обучение ремеслу, повышение самооценки, сближение членов семьи.

Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми. Модель родительского поведения.

Правило 8. Формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

ПАРАДОКСЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИКИ

Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего физической время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксы подростковой психики»:

Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом, не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает как.

Подросток стремится иметь свое лицо, «выделиться из толпы» - при полной слитности со своим окружением, «быть как все» -в компании, в классе, во дворе и т. д.

Интересно все сразу и ничего.

Хочется всего, сразу и если позже - «то вообще тогда зачем».

При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.


1. Понятие правовых бесед. В этом случае с соответствующими модификациями могут быть использованы достижения криминалистики, связанные с разработкой тактики допросов. Меньшее внимание обращается на то, что "целевые" беседы, не исключающие обмен мнениями, но проводимые по инициативе одного лица, осуществляются не только в среде уголовного судопроизводства. Под правовой беседой можно понимать вид коммуникации, состоящий в направленной передаче юристом своему собеседнику определенного вида информации для достижения заранее поставленных целей. Примерами правовых бесед являются допросы свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, получение объяснений от граждан, должностных лиц по различным проблемам, требующим вмешательства юриста, разъяснение юристом своей позиции по тому или иному вопросу, действующему закону, определенных требований к тому или иному субъекту права - участнику правового оборота.

Правовая беседа имеет определенную цель (для чего-то), некоторый предмет (о чем-то), имеет своего адресата (с кем-то), свою тактику (определенным образом).

Сторона, проводящая беседу, является ее инициатором либо дает согласие на беседу, и предполагается, что именно она должна сохранять инициативу в достижении целей беседы. Собственно, этим правовая беседа и отличается от правовых переговоров.

К сожалению, правовые беседы юриста с различного рода заинтересованными лицами слабо освещены именно с консалтинговых, гражданско-правовых и административно-правовых позиций. Ведь юрист может проводить беседу не только как следователь и судья, но и как адвокат (что вообще очень типично), как консультант по правовым вопросам, как работник органов социального обеспечения, трудоустройства, банка, инвестиционной компании, управленческих органов, выдающих разрешение на строительство, и пр.

Проведенные исследования подтверждают то, что ясно любому непредубежденному наблюдателю: от уровня, качества, содержательности, тактичности бесед юриста зависят мнение о нем, успех дальнейшей работы, самочувствие лица, с которым проходила беседа, и пр. К сожалению, часто жалуются на спешку, равнодушие, агрессивность юриста, отсутствие нормального взаимопонимания, оставшуюся непроясненность ситуации для жалобщика и пр.

2. Подготовка к беседе. Юрист не всегда имеет достаточно времени для тщательной подготовки, составления плана беседы и пр. Но в любом случае он должен уметь сконцентрироваться на предмете беседы, на осознании его содержания и значения, моделировании возможного поведения собеседника.

Юрист должен знать: а) чего от него будут добиваться; б) о чем состоится разговор; в) что он сам хочет получить от этой беседы. Он должен психологически подготовить себя к необходимости: а) затратить время; б) интеллектуально напрячься и профессионально вести себя; в) может быть, перенести неприятные высказывания либо поведение собеседника, которые вольно или невольно отнимают время и требуют действий.



3. Техника проведения беседы. Она включает в себя:

Установление контакта на основе оценки собственной позиции, позиции собеседника и значения беседы;

Фиксацию позиции адресата беседы;

Формулирование и обоснование собственной позиции;

Оппонирование, т.е. дополнение позиции собеседника либо возражение ему;

Достижение общего вывода.

Техника фиксации позиции адресата беседы состоит из приемов побуждения к передаче информации, приемов фиксации и оценки этой информации с правовых позиций. Начнем с фиксации и оценки. Их основным содержанием являются сопровождающее беседу в режиме

выделять различные составляющие в передаваемом ему сообщении. Например, предмет сообщения, которым может быть информация собеседника о своем имуществе реального времени сепарирование получаемой информации, установление ее связи с предметом и целями беседы, ее достаточности и правдоподобности, достоверности.

В рамках правовой беседы фиксация позиции ее адресата не должна занимать много времени. Но она во многом определяет дальнейший ход беседы, программирует ее. Юрист не должен "ломиться в открытые двери", убеждать адресата беседы в том, с чем он уже согласен, передавать уже известную информацию. Напротив, ему следует сконцентрироваться на передаче неизвестной адресату информации и изменении его неверной позиции.

Фиксация позиции адресата беседы на практике, однако, проводится недостаточно четко. Проще говоря, юристы нередко проводят беседу, не зная позиции адресата и - хуже - иногда не желая ее знать. Поэтому рассмотрим некоторые приемы проведения этого этапа правовой беседы.

Один из основных приемов - расчленение информации на смысловые элементы: фактические утверждения, правовые оценки, правовые позиции и правовые притязания, требования. В зависимости от характера беседы эти компоненты имеют различное значение. Например, сообщение лица, свидетеля в гражданском процессе содержит большей частью фактические утверждения, хотя ему трудно избежать передачи и иных компонентов. Сообщение же потерпевшего по уголовному делу имеет иное, болee разнообразное содержание. Собеседник нередко стремится говорить на юридическом (как ему кажется) языке, употреблять правовые термины.

Именно техника юриста должна позволить ему выделять эти компоненты сообщения, фиксировать их отдельно с тем, чтобы на основе состоявшейся беседы могло возникнуть целостное представление об ее итогах, воспринимать правовые понятия и позиции и уметь их перекодировать в то, что действительно означает сообщение. Для этого и необходимо уметь использовать названные обобщающие инструменты правовой понятийной системы, а именно: правовые утверждения; фактические утверждения; правовые понятия и определения; правовые взгляды и рекомендации; правовые предложения (проекты). Практически это означает, что юрист должен уметь четко ("мой дом", "мой подарок" и пр.), о каких-либо фактах ("двухэтажный дом", "подарок в виде автомобиля"), понятийный аппарат, т.е. круг используемых правовых понятий, их правильность, т.е. соответствие значению этих понятий в законе или правовой литературе, информационную ценность, т.е. смысл правового утверждения, и пр.

Эти различные блоки информации затем должны быть соединены юристом в целостную для данного сообщения картину.

Дальнейший шаг рабочей техники, или ее прием, состоит в анализе сообщения с точки зрения его правовых целей, что делается на основе построенной и переведенной в нормальный правовой язык картины.

Пример. Заявитель (иной участник беседы) сообщает о том, что при уходе с работы его вынуждают продать полученные на предприятии акции. Тогда выделяются: заявитель (возможно, его жена или сын); предмет обращения - он хочет сохранить акции (получить компенсации, потребовать наказания отдельных лиц, изменения существующего положения); адресат жалобы - лица, пытающиеся захватить предприятие, дирекция завода, власти страны, города, страховая компания; основание жалобы и пр. В сущности, здесь делается то же самое, что и при оценке изученного документа или любого иного источника информации, имеющей правовое значение.

Еще один пример. При консультационной беседе о порядке приобретения недвижимости устанавливается, кто (заявитель-представитель, третьи лица, кредитор-должник) и что хочет (продать имущество, купить имущество, сдать в аренду, очистить от отягощений, получить гарантии и пр.); у кого и на каком основании он хочет нечто получить или потребовать.

В рамках этого технического приема особое значение, по-видимому, приобретают классификация и анализ притязаний. Применительно к частноправовым отношениям можно выделить, в частности, следующие типовые притязания: на исполнение договора, обязательства; на возмещение вреда; на передачу вещей; на освобождение от исполнения или, напротив, на исполнение определенных обязанностей (договорных, статусных); на бездействие или претерпевание; на прекращение определенных действий.

Несколько иначе классифицируются исковые жалобы. Можно выделить иски о принуждении к действию самого разнообразного публичного и частного характера; об установлении (подтверждении) позитивного права (на пенсию, признание иждивенцем); о признании акта ничтожным, о прекращении или изменении права; об оспаривании и проверке правильности акта, об обязывании административного органа совершить определенные действия.

Наряду с этим могут быть обозначены возражения собеседника. Тогда блок информации о требовании несколько несимметрично преобразуется в блок возражений против этого, или же в формирование в информацию о встречных требованиях. Здесь можно отметить возражения на полное и неизменное исполнение права, когда субъект стремится его ограничить постоянно или временно; на само существование права.

4. Формирование и обоснование юристом собственной позиции. Это центральная часть правовой беседы. Она состоит, в сущности, из трех элементов, наличие которых как будто очевидно.

Формулирование собственной позиции включает: а) обозначение предмета беседы, что обязательно; б) указание на компетенцию и возможности юриста; в) выдвижение предложений либо требований, объем и характер которых может меняться.

Существуют сомнения, насколько точно и четко и во всех ли случаях юрист должен формулировать свою позицию. Несомненно, однако, что он не может и не должен представлять ее путаной, неопределенной, когда кажется, что юрист сам не знает, чего он хочет.

Обоснование собственной позиции осуществляется путем приведения соответствующих аргументов. Иногда это могут быть аргументы силы закона, но во всех случаях и сила закона, и возможности, предоставляемые законом, должны обосновываться аргументами, соразмерности, рациональности, действительности (наличия определенных фактов), справедливости и гуманности.

5. Оппонирование собеседнику. Оно может состоять из вопросов, дополнений и возражений. Центральное место оппонирование занимает в переговорах. Но и правовая беседа, направляемая проводящим ее лицом, неизбежно включает элементы полемики, воздействие на аргументацию адресата беседы.

О вопросах много написано в криминалистике, но в иных ситуациях разработанные там приемы применимы не всегда. По-видимому, вопросы юриста должны касаться двух сфер:

во-первых, того, что и здесь можно назвать главным фактом;

во-вторых, вариативных фактов, т.е. наиболее возможных вариантов действительного правового положения, когда: а) собеседник передает заведомо искаженную или по незнанию неверную информацию; б) правовая оценка, основанная на законе, может быть заведомо иной.

В ходе оппонирования высказывания юриста, по-видимому, не должны быть окончательными. Многие квалифицированные практики, в том числе адвокаты и судьи, считают, что юрист должен иметь возможность быстрой переоценки ситуации и правильной рекомендации в условиях дефицита времени. Например, адресат беседы, который должен немедленно решать вопрос о совершении каких-то действий, выдвигает встречное предложение или обращается с некоей просьбой, что вызывает необходимость в юридической оценке с новых позиций. По-видимому, высококвалифицированный юрист за счет своего опыта быстро и квалифицированно реагирует на возникшую ситуацию. Однако, на наш взгляд, юристу полезнее поосторожничать и ничего не формулировать окончательно, во всяком случае так, чтобы это исключило уточнение позиции. Такая рекомендация может быть значима для любого юриста: адвоката, прокурора, тем более для судьи, принимающего посетителей, и пр. Разумеется, она крайне ограниченно и специфично может применяться к рутинным беседам, сопровождающим, например, разъяснения действий нотариуса.

Во всяком случае, юрист в беседе должен осторожно высказывать правовые оценки квалифицирующего характера, если они действительно не являются окончательными.

6. Иные приемы. Проведение правовых бесед (обмен правовой информацией) включает также ряд скорее этических приемов, равно как и приемов соблюдения норм этикета. Эта часть очень сложна именно ввиду ее кажущейся очевидности.

Для юриста это общий вопрос поведения и общения. Но и во время беседы существуют приемы, которых следует добиваться путем долгой тренировки (показ уверенности в себе, надежности, доброжелательности, солидности), которые реализуются в самой беседе импровизационно, автоматически, целенаправленно (внушение партнеру чувства большей безопасности, освобождение его от страха, ощущения безнадежности либо неопределенности, побуждение к правильному действию и пр.). Есть вещи, которые просто нельзя делать: проявлять агрессивность, смущать собеседника, вызывать у него чувство вины (кроме особых ситуаций), подавлять его или, напротив, заметно подлаживаться под позицию собеседника, лебезить перед ним.

Это тоже постоянно повторяющаяся мысль. У некоторых юристов, повторим, поведение определяется либо ощущением собственной власти, когда он рассматривает себя как человека, призванного распоряжаться "частью вселенной", либо установками на "кормление", имеющими в России длительные исторические корни, либо чувством интеллектуального превосходства, обусловленным тем, что он знает нечто известное только ему и недоступное третьим лицам. Тут нужен не только психологический тренинг на личностном уровне, но и развитый социальный контроль на групповом уровне и уровне общества.

Умение вести деловую беседу неотъемлемая часть для делового человека в современном мире. При помощи правильного использования всех приемов ведения деловых бесед можно достичь значимых успехов в деловых переговорах и заключить сделку на выгодных условиях. Поэтому предлагаю рассмотреть структуру такой беседы в данной статье подробнее.

С помощью деловой беседы мы реализуем наше стремление к действию, которое должно склонить к одной из сторон данной ситуации или установить новые взаимоотношения между участниками деловой беседы.

В такой беседе следует учитывать особенности личности оппонента, его характер, возраст, настроения собеседника, но при этом не следует забывать интересы дела. И интересы дела должны быть превыше всех личностных расхождений. В современном мире эти беседы могут представлять собой устные договоренности (контракт) между участниками, которые имеют необходимые полномочия.

Проведение деловой беседы направлено на реализацию разнообразных функций. Рассмотрим некоторые из них.

  • Первая из функций это поиск новых направлений для начала перспективных действий, что может привести к расширению бизнеса.
  • Следующая немаловажная функция выражается в получении более глубокой информации о предполагаемом партнере и в получении возможности общения между работниками из одной деловой среды.

Данная функция помогает нам более полно понять экономическую составляющую данного сегмента рынка. При помощи общения мы можем контролировать уже осуществляемые мероприятия. Так же следует упомянуть и такую функцию, как поиск идей, замыслов и их оперативная разработка. Это несомненно приведет к новым решениям в различных областях.

Теперь предлагаю рассмотреть элементы, из которых формируется деловая беседа. Из хода ее проведения можно выделить следующие этапы:

1. Фаза разработки плана

Этот этап особенно важен при решении спорных и деликатных вопросов. В этом случаи следует составить план беседы, в котором следует найти подходящие пути решения основных задач. Для составления этого плана следует проанализировать внешние и внутренние возможности, собрать необходимую информацию о будущем собеседнике, обдумать веские аргументы для защиты своей позиции, выбрать походящую тактику общения.

2. Фаза определения места и времени встречи.

Деловую беседу можно проводить по-разному и это зависит от установки позиции участников. Различают три вида позиций:

  • Первая из них это позиция «я сверху». Она подчеркивает ваше превосходство над собеседником и реализуется примерно так: «Вы должны быть у меня в кабинете в 9 часов», но на территории будущего собеседника осуществление такой позиции затруднено.
  • Вторая – это позиция «я снизу», т.е. превосходство в позиции у собеседника и осуществляется под средством просьбы: «У меня возникла проблема? Не подскажите когда можно с вами посоветоваться?».
  • И третья позиция – «мы на равных». Она примерно звучит так: «У нас есть совместный интерес по данному вопросу. Предлагаю вам согласовать место и время встречи».

3. Фаза начала беседы.

Этот этап включает в себя встречу собеседника и вступление с ним в контакт. В зависимости от того как вошел собеседник, какова его поза, интонация первых фраз, взгляд, взаимное расположение в пространстве, следует определить тип контакта «я сверху», «я снизу», «мы на равных», дружелюбно, нейтрально, агрессивно устанавливается.

Следовательно, встречать гостя можно различными способами: от легкого подъема подбородка до подхода к человеку, от кивка до полного игнорирования вошедшего человека, углубившись в свои дела. Все эти нюансы при вступлении в контакт могут во многом прогнозировать дальнейшее взаимодействие на собеседника.

Для начала беседы обычно используют четыре основных приема:

  • метод снятия напряжения (установление тесного контакта, который включает в себя несколько приятных фраз или легкую шутку);
  • метод зацепки (привлечения внимания собеседника к данному вопросу при помощи необычного вопроса или рассказа анекдотического случая);
  • метод прямого изложения проблемы (сразу переход к делу).

Люди, владеющие данными приемами, могут с первой минуты встречи расположить собеседника к себе и повлиять на конечное решение.

4. Фаза определения проблемы, которую следует решить.

Этот этап один из наиболее важных в структуре деловой беседы и зависит от целей, которых вы пытаетесь достичь. В беседе можно преподносить цели различными приемами:

4.1. Цель беседы можно представить в виде проблемы.

В данном случае ответственность за решение проблемы возлагается на обе стороны;

4.2. Цель беседы можно представить в виде задания.

При этом человек ответствен только лишь за выполнение определенного задания, что может и не являться решением самой проблемы;

4.3. Цель беседы поставлена только лишь внешне как проблема.

При этом сама ситуация преподноситься для собеседника так, что подталкивает его к единственному правильному действию, которое приводит к решению проблемы. В данной ситуации получается, что ответственность за решение проблемы разделяют обе стороны, хотя способ решения задан лишь одной стороной. При этом ответственность за её решение перекладывается на другого собеседника.

5. Фаза обмена информацией.

Для обмена информацией в ходе беседы можно применять различные приемы:

5.1. Провести передачу информации в соответствие с уровнем информированности собеседника, т.е. с уровнем его профессиональной компетенции;

5.2. Человек, который ведет беседу, должен поставить себя на место собеседника, что поможет лучше понять его;

5.3. Стремиться вовлечь своего оппонента в диалог и дать ему возможность показать все, что он знает. Для этого необходимо комбинировать различными видами вопросов;

5.4. Наблюдать за невербальными реакциями собеседника и в соответствии с его реакцией гибко менять свое поведение и количество излагаемой информации;

5.5. Во время передачи информации следует использовать «язык» собеседника, который ему более понятен в целях недопонимания друг друга.

6. Фаза аргументации.

На этом этапе формируется предварительное мнение и определяется ваша позиция по данной проблеме. Но это еще не окончательное мнение. Для достижения аргументации немаловажно оперировать следующими рекомендациями:

6.1. В беседе использовать точные и убедительные понятия, так как может придать вам убедительности в отстаивании своей позиции и быстрее склонить на свою сторону оппонента;

6.2. Способ и темп изложения своего виденья проблемы должен соответствовать особенностям темперамента собеседника;

6.3. Не следует просто констатировать факты, а надо изложить все припасенные преимущества или последствия, которые должны вытекать из этих фактов. При этом эти преимущества должны интересовать вашего собеседника.

7. Фаза опровержения замечаний собеседника.

Эта фаза во многих случаях играет решающую роль на оценку ситуации со стороны собеседника.

В случаи, когда на ваши доводы последовали возражения со стороны оппонента, то следует воспользоваться данным приемом:

7.1. Выслушайте все его возражения (собеседник сильно раздражается, когда его перебивают, не дослушав до конца);

7.2. Не когда не спешите с ответом, пока не разберетесь в самой сути возражений;

7.3. Выясните, действительно ли эти возражения имеют почву или они вызваны не точностью при понятии самой сути вопроса;

7.4. При определении выхода из этой ситуации задавайте вопросы так, чтобы у собеседника было бы только два варианта ответа.

8. Фаза поиска решения удовлетворяющего обе стороны.

На этом этапе происходит принятия окончательного решении. Оно должно осуществляться в стиле сотрудничества, равноправия или в форме вынужденного согласия, подчинением одним собеседником своего оппонента.

Во время принятия решения нельзя проявлять неуверенность так, как это может повлиять на вашего собеседника, и он тоже начнет колебаться в своем решении. Следует всегда сохранять спокойствие при принятии решения, и не забудьте оставить хотя бы один сильный аргумент, усиливающий вашу позицию. Это на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться.

9. Фаза подписания договоренностей и прекращение контакта.

На этом этапе подводят итоги деловой беседы и оформляют их на бумаге. При этом полезно установить способ информирования друг друга о процессе выполнения намеченных действий. Не забудьте поблагодарить собеседника и поздравьте его с принятым решением.

Для прекращения контакта воспользуйтесь помощью невербальных жестов, т.е. изменяется поза, человек отводит глаза, встает и завершается речевым прощанием.

10. Фаза самоанализа итогов.

На этом этапе мы осознаем допущенные просчеты, когда составляли план деловой беседы, и определяем дальнейшую тактику общения.

Но это не строгие правила, которые следует применять, а лишь руководство к действию. Они не дают 100% результат по принятию решения, но помогают вам осознать всю суть происходящего. И не забывайте, что если правильно подойти к подготовке деловой беседы, то можно выжать все из данного общения.



Налоги и платежи