"церковь" (старообрядческий журнал): старая вера в новой россии. обзор публикаций прессы о старообрядческой церкви. Старообрядческое книгопечатание

Продолжается публикация отрывков из «дневника настоятеля» игумена Кирилла (Сахарова) (РПЦ). Сегодня расскажем об Александре Васильевиче Антонове — главном редакторе журнала «Церковь », руководителе информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви, председателе . 6 декабря, в день преставления св. благоверного князя Александра Невского, А.В. Антонов отмечает день Ангела.

***

После очередного телефонного разговора с А.В. Антоновым очень захотелось закрепить на бумаге свои впечатления от многолетнего общения с этой незаурядной личностью. Жалко было бы, если бы россыпь искромётных остроумных наблюдений, высказываний, зарисовок, которые я слышал из уст Александра Васильевича, забылись бы.

Сначала постараюсь вспомнить то, что мне известно о нём к настоящему времени. Выпускник МГУ (философский факультет) Александр Васильевич стал приобщаться к вере ещё во время учёбы. Сам живой и темпераментный, он и преподавателей любил таких, которые могли живо донести аромат эпохи, колорит личностей, о которых они рассказывали.

В студенческие годы Александр Васильевич активно читал Самиздат, общался с такими видными деятелями патриотического движения, как Л.И. Бородин, хотя себя к диссидентам, националистам не причислял:

Я верю в русский народ-мессианист, а национализм для этого великого народа — слишком мелковато.

Как-то Александр Васильевич был приглашен на мероприятие, в котором приняли участие такие видные патриотические деятели, как Куняев, Казинцев, Севастьянов и др. Послушал он этих видных патриотов и сказал:

Сняв голову, по волосам не плачут: разгромив в середине XVII века историческую Россию, вы 350 лет оплакиваете последствия этой трагедии.

После мероприятия многие его участники подходили к Антонову, жали ему руку, благодарили за выступление.

Александра Васильевича связывали тесные узы дружбы с отцом Димитрием Дудко, у которого он окормлялся до перехода в старообрядчество. Прощались они трогательно, со слезами — отец Димитрий любил его.

О моей книге «Воспоминания » он отозвался так: «Автор книги — пример человека, у которого нет «двойного дна», редчайший типаж современного человека, тип летописца, созерцателя жизни, он обладает удивительной способностью слышать другого человека ».

Замечательны и остроумны его отдельные высказывания, с добрым юмором, меткие и всегда к месту. Например, в Перми проходила межрелигиозная встреча, посвящённая проблемам экуменизма. Присутствовали представители разных конфессий: тут были и иудеи, и мусульмане, и старообрядцы, и новообрядцы, и многие другие. Во всех выступлениях красной нитью проходил такой тезис: «Надо жить дружно, друг к другу относиться толерантно, вот, как бы экуменизм …». Дошла очередь до Антонова, ему выступать. Выходит Александр Васильевич на трибуну и говорит: «Вот здесь говорили об экуменизме: должен сказать, что не то, что нужно, говорили. Как же так? У нас истина — разная!» И тут нависла гнетущая, я бы сказал, зловещая тишина: мол, кого пригласили, он нам тут всё порушит, весь замысел испортит и исказит.… Но Антонов спокойно продолжал говорить: «Ну вообще-то, как правило, экуменизм возникает после второй рюмки водки». Все ещё больше напряглись. А Антонов продолжает: «Но поскольку здесь примерно третья часть присутствующих — мусульмане, которые не пьют, часть — иудеев, которые мало пьют, мы — старообрядцы, которые почти не пьют. И поэтому экуменизм — не пройдёт!». Зал дружно расхохотался. Обстановка разрядилась.

Ещё случай. Есть такой раввин — Зиновий Коган. Это представитель реформистского течения в иудаизме. Он очень весёлый человек — любит всякие шутки-прибаутки и часто в своей речи ими пользуется. Довелось ему говорить о кризисе в экономике: мол, кризис наступил, нужно подавать друг другу руки, помогать, выручать, одним словом. Тут подходит Антонов и говорит:

Я не мог не попасть под обаяние этого еврейского пассионария, зажигательного человека. Вот раввин сказал, что нужно протянуть друг другу руки. Это говорит о том, что ситуация у нас действительно сложная, если даже иудеи предлагают протянуть друг другу руки. Значит, кризис далеко зашел. И вот я на этот призыв раввина, предложившего протянуть друг другу руки, хочу добавить следующее: я поддерживаю этот призыв, исходящий даже от иудеев, и если мы этого не сделаем, тогда мы протянем ноги!

Антонов рассказывает:

Некоторые меня стали называть масоном 93-й степени. Потом как-то о чём-то спросили, а я им в ответ: «А разве вы не знаете, что масон 93-й степени узнает о каком-либо событии 93-м?» Больше мне не звонили.

Объяснять Чубайсу или Гайдару, чем отличается старый обряд от нового, — всё равно, что кошке Мурке объяснять, почему нельзя ходить по храму во время Херувимской.

И таких ярких выражений у него масса.

Отдавая должное богословской глубине «Слов и речей» митрополита Филарета (Дроздова), Александр Васильевич в то же время отмечал неприемлемые вещи, в частности, латинское влияние в написанном им Катехизисе. Отмечал также у него иезуитские тенденции. Так, однажды митрополиту доложили, что такие источники, на которые ссылалась антистарообрядческая апологетика, как «деяние на Мартина еретика», Феогностов требник оказались подделками. Митрополит на это отреагировал следующими словами: «Это малая неправда к вящщей правде послужила».

Приведу ещё несколько запомнившихся образных высказываний А.В.Антонова:

О звонаре Рогожской колокольни:

Он настолько искусен в звоне, что когда ещё продолжается гул большого колокола, он уже сидит за трапезой.

Владыке Корнилию:

По нашей обязанности и долгу мы не должны приносить Вам огорчений, а по милосердию и человеколюбию Вы не должны огорчать нас.

Много сделано, много не сделано, и ещё сколько предстоит не сделать.

"Зеркалом общественного мнения", как известно, являются средства массовой информации. С их помощью наиболее активная часть общества продуцирует, декларирует, распространяет и обсуждает идеи, которым суждено постепенно либо овладеть "сознание масс", либо уйти в небытие. Непременной составляющей любого уважающего себя издания стала в последние годы специальная рубрика, посвященная религиозной жизни. Кроме того, появилось немало и собственно религиозных изданий, имеющий достаточно высокий профессиональный уровень. И те, и другие все чаще обращают свой взор к Древлему Православию – одни, видя в нем неповрежденную духовную традицию русского народа, которая призвана помочь ему, запутавшемуся на перепутьях Европы и Азии, обрести свою "самоидентичность", другие, следуя принципам "казенного православия", считают его врагом, разрушающим "духовное единство" российского общества. Но нам интересны все точки зрения, потому что только через их внимательное изучение можно понять, как на самом деле воспринимает старообрядчество окружающее его российское общество – каков "суд внешних" о Старообрядческой Церкви.

В нашем обзоре мы последовательно рассмотрим публикации, свидетельствующие о восприятии старообрядчества разными церковными и политическими кругами современного российского общества.

Одной из признанных "публикаций года" о старообрядчестве, многократно воспроизведенной и в собственно старообрядческой прессе, стала статья еженедельника "Московские новости" "Старые русские" , посвященная престольному празднику Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище. Авторы статья не скрывают своего любования "святой стариной: "Зайдя в собор, вы ощутите дыхание живой древности: мерцают лампады в паникадилах, чинно и торжественно, очень медленно совершается богослужение, справа -- стоят мужчины в кафтанах-поддевках с длинными бородами, слева -- женщины в платках, заколотых булавками под подбородком, и сарафанах. Посреди собора величественно возвышается первосвятительская кафедра Митрополита Алимпия -- главы Белокриницкого согласия в России. Старец-Митрополит всем своим видом являет особый тип духовности древней Руси. Немного сохранилось на земле мест, где можно увидеть нечто подобное - застывшую в своем величии "святую старину".

Особенно торжественно на Рогожском кладбище посреди золотой осени – в день престольного праздника собора, на Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). Ранним утром начинается величественное богослужение, которое продолжается шесть часов. Часы, литургия, молебен с освящением воды, крестный ход, многолетия... На торжество духовного центра старообрядчества съезжается несколько епископов, священники и миряне из приходов России, Украины, Молдовы и даже Румынии, где проживает многочисленная община старообрядцев-липован".

Вообще, освещение торжественных богослужений в Покровском соборе является достаточно традиционной темой для светской прессы, пишущей о старообрядчестве. Регулярные сообщения, например, о богослужении в Неделю святых жен-мироносиц, распространяет агентство религиозной информации "Благовест-инфо":

"В Неделю жен-мироносиц, 3 мая, в старообрядческом Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище было совершено торжественное богослужение в память очередной годовщины распечатания алтарей собора в 1905 году. Алтари Покровского собора были запечатаны в 1840-х годах по распоряжению императора Николая I, что в течение 60 лет лишало старообрядцев возможности нормально совершать богослужения.

Божественную литургию, молебен и крестный ход вокруг собора совершили иерархи Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) – Митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев), епископы Костромской и Ярославский Иоанн, Киевский и всея Украины Савватий, Кишиневский и всея Молдовы Зосима, Новосибирский и всея Сибири и Дальнего Востока Силуян. Им сослужили около 30 священников и диаконов из разных приходов России и стран ближнего зарубежья.

В своей проповеди глава РПСЦ призвал членов Церкви строго соблюдать ее уставы и правила: особое внимание было обращено на необходимость правильного совершения крестного знамения. Настоятель Покровского кафедрального собора протоиерей Леонид Гусев порекомендовал прихожанам приобрести книгу Ивана Усова "Блуждающее богословие", в которой содержится подробное "опровержение ересей господствующего исповедания" .

"Торжественными богослужениями -- Всенощным бдением вечером 24 апреля и Божественной литургией утром 25 апреля, в Неделю жен-мироносиц, -- была отмечена очередная годовщина исторического торжества старообрядчества -- распечатания алтарей Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище... Если праздник Покрова Пресвятой Богородицы можно назвать "именинами" Покровского собора, то день распечатания его алтарей – "Днем рождения" храма.

Как и в прошлые годы, на праздник в Покровский собор прибыло несколько тысяч старообрядцев из разных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, среди которых было немало молодых людей" .

Естественно, привлекают внимание прессы такие ключевые события в жизни Русской Православной Старообрядческой Церкви, как Освященные Соборы и заседания Совета Митрополии. Весьма подробно освещался в прессе Собор 1998 года, на котором впервые с официальным приветствием председателя Государственной думы выступил его советник. Видимо, инерция интереса к "официальной хронике" Церкви проявилась в публикациях, посвященных последнему заседанию Совета Митрополии: "Очередное заседание Совета митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) проходило с 26 по 28 апреля в Успенском храме и в здании митрополии на московском Рогожском кладбище. В заседании, на котором председательствовал глава РПСЦ Митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев), участвовали епископы Ярославский и Костромской Иоанн (Витушкин), Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин), Кишиневский и Молдавский Зосима (Еремеев) и Киевский и всея Украины Савватий (Козко), а также 12 священников и 2 диакона.

В центре внимания участников заседания оказались проблемы взаимоотношений РПСЦ с Румынской старообрядческой митрополией в связи с канонической принадлежностью прихода Рожества Христова в пригороде Сиднея (Австралия). Члены этого прихода, исторически принадлежащего РПСЦ, отказываются подчиниться Румынской митрополии, окормляющей старообрядцев, проживающих за пределами СНГ. Члены Совета выразили надежду на достижение конструктивной договоренности с Румынской митрополией по вопросу об урегулировании канонического статуса этого прихода. Епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин) подробно проинформировал участников заседания о своей поездке в Австралию, предпринятой им по поручению Освященного Собора РПСЦ с декабря по апрель.

Члены Совета рассмотрели кандидатуры на должность настоятеля мужского монастыря в селе Белая Криница (Черновицкая обл. Украины), являющегося историческим центром Белокриницкого согласия старообрядчества. Настоятелем монастыря назначен диакон Валерий Сопроненко, над которым 29 апреля был совершен иноческий постриг.

На заседании Совета митрополии был затронут вопрос о Дальневосточной епархии, образованной Освященным Собором РПСЦ в октябре минувшего года. Кафедральным городом епархии был определен Уссурийск, а благочинным назначен священник Александр Шестаков.

Участники заседания обсудили тяжелую ситуацию, сложившуюся в г. Иваново в результате отказа местных властей предоставить старообрядческой общине помещение для совершения богослужений. Как было отмечено членами Совета, ивановские власти открыто поддерживают единоверческий приход, находящийся в юрисдикции Московского патриархата, и демонстрируют свое отрицательное отношение к старообрядческому. По мнению членов Совета, за этой позицией угадывается влияние, оказанное на гражданскую власть управляющим Ивановской епархией Московского патриархата архиепископом Амвросием (Щуровым) и секретарем этой епархии архимандритом Зосимой" .

В прессе освещались и такие события как поездки Митрополита Алимпия в г. Меленки (Владимирская обл.) 28 марта нынешнего года и в Уральское благочиние в мае. Большое внимание привлекло Обращение Митрополита с призывом "Остановить кровопролитие на Балканах", подписанное 30 марта. Полный текст этого документа опубликовали многие московские газеты. "Русские старообрядцы, -- говорилось в Обращении Митрополита Алимпия, -- всегда принимали близко к сердцу беды и страдания сербского народа". Первоиерарх РПСЦ напомнил, что 150 лет назад изгнанный турками со своей кафедры после подавления сербского народного восстания св. исповедник митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий (Попович) восстановил святительский чин в Старообрядческой Освященной Иерархии.

От имени РПСЦ Митрополит Алимпий призвал "ослепленных гордыней властителей остановиться и не надеяться на силовое превосходство". "Неужели мировые войны никого и ничему не научили?" -- спрашивает глава РПСЦ и обращается к участникам военных действий на Балканах: "Опомнитесь, побойтесь Бога, остановите войну, не усугубляйте вековые конфликты новой пролитой кровью" .

С точки зрения персоналий, или "ньюсмейкеров", как называют героев своих публикаций современные светские журналисты, на втором месте после первосвятителя среди упоминаемых в светской прессе старообрядцев стоит епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян. Год назад пресса подробно освещала его поездку в Приморье. Епископ Силуян совершил тогда Великое освящение храма преподобного Сергия Радонежского в поселке Врангель, освятил закладные камни в основания будущих старообрядческих храмов в Уссурийске и Владивостоке. В ходе поездки епископ Силуян встречался с прихожанами и жителями Приморья и пришел к выводу, что "здесь живут сильные, чистые помыслами люди, которые в большинстве своем придерживаются православной веры" .

Совсем недавно епископ Силуян дал интервью агентству РИА "Новости". Владыка отметил, что "приверженцы древнеславянской православной веры в настоящее время находятся далеко не в лучшем положении". "Так, -- продолжает агентство, -- в отдельных регионах, а всего от Урала до Тихого океана действуют 35 общин, ощутимо некоторое недопонимание официальными властями самих устоев старообрядческой веры, определенные трудности в жизни епархии возникают и из-за нехватки финансов. Именно последнее обстоятельство, подчеркнул епископ, заметно влияет, в частности, на темпы возведения в Новосибирске староверческого кафедрального собора, "сооружение которого из кирпича мы ведем исключительно своими силами уже почти 9 лет, без каких-либо подъемных механизмов и имея в своем распоряжении единственную растворомешалку". Однако, заметил епископ, день освящения этого храма уже назначен на 19 сентября текущего года, и "с Божьей помощью мы его откроем" .

К разряду попыток критической аналитики можно отнести появившуюся полтора года назад в газете "Русская мысль" статью "Новые лики старой веры". "Многие стереотипы массового сознания, связанные с восприятием церкви и церковной жизни, -- говорится в предисловии к этой статье, -- разрушились за последние годы. Уже без всякого удивления мы воспринимаем известия об открытии православных университетов, появлении мусульманских газет, участии религиозных деятелей в политике и бизнесе. Однако, русское старообрядчество до сих пор кажется многим таинственным и закрытым для "внешнего" мира бастионом нетронутой старины, своего рода живым этнографическим музеем. Но стоит пристальнее присмотреться к нему, чтобы увидеть: и там есть свои "модернисты", свое стремление "идти в ногу со временем".

Автор статьи в "Русской мысли" сокрушается: "Экуменические тенденции еще не стали господствующими в жизни и сознании всех членов Старообрядческой церкви, хотя в целом старообрядцы сделали гораздо больше шагов к сближению и преодолению раскола, чем "никониане". Воспринимая Старообрядческую церковь как наиболее консервативную, традиционную конфессию, к ней тянутся разного рода маргиналы, которые не находят себе места в более массовых конфессиях. То и дело раздается голос фанатичных и увлеченных своей новой верой недавно обратившихся в старообрядчество молодых людей. Не все "коренные старообрядцы" с радостью приняли "племя молодое, незнакомое", почувствовав именно со стороны "нового поколения" опасность возврата к "преданьям старины глубокой". Будучи совсем новыми в Церкви людьми, неофиты стараются выказывать больше усердия, или, как они говорят, "истовости" в "старой вере", чем некоторые из "коренных", потомственных старообрядцев. Именно эти неофиты, как считают многие "коренные" старообрядцы, вносят дух ненависти и конфронтации, пытаясь возродить давно забытые "прения о вере", заявляя о необходимости осознания и провозглашения старообрядцами своей конфессиональной исключительности. Все другие, не старообрядческие, церкви и исповедания, пусть и христианские (даже православные!), ониименуют "душепагубными и еретическими".

Не надо думать, что "старообрядческая молодежь" - сплошь люди ограниченные или "зациклившиеся". Многие имеют неплохое образование, стараются "идти в ногу со временем". Но что-то привлекает их в стилизации под "древних исповедников" старой веры".

"Какая же тенденция окажет решающее влияние на формирование облика старообрядчества в ХХI веке? -- задается вопросом "Русская мысль". -- Не останется ли здоровый старообрядческий либерализм достоянием прошлого, унесенным с собой уходящим поколением "коренных рогожан"? Такая опасность, конечно, есть, но ее не следует преувеличивать. С одной стороны, опыт свободомыслия не пройдет бесследно для старообрядчества. Но с другой стороны, если он приведет к полному слиянию Древлеправославия с Русской православной церковью, российская культура может потерять своего рода живой музейный экспонат, слепок со "Святой Руси". Поэтому не следует слишком торопить историю".

С подачи консервативной новообрядческой газеты "Радонеж", опубликовавшей статью Н.М. Михайловой с резкими "обличениями" старообрядчества в худших традициях миссионерской пропаганды прошлого века, в минувшем году разгорелась горячая полемика о самой возможности использования подобных методов богословских споров в наше время.

Стремления некоторых церковных кругов в России наладить уважительный диалог новообрядчества и старообрядчества Михайлова безоговорочно квалифицирует как "своеобразный экуменизм на почве филетизма : из любви к России стремятся соединить действительно несоединимое". Со своей всеуничтожающей критикой Михайлова обрушилась даже на петербургское издательство "Воскресение", посмевшее в своей книге по истории Русской Церкви высказать доброжелательное отношение к старообрядчеству. В своем ответе на статью Михайловой "Хула на Церковь" (Радонеж, № 13–14, 1998 г.) сотрудники издательства "Воскресение" с горечью констатировали, "что авторами подобных статей, столь легко бросающими в лицо своим оппонентам грозные обвинения, движет отнюдь не любовь и сочувствие к своим, как они представляют, "падшим" братьям, а скорее желание продемонстрировать православному миру свою самоправедность и обладание абсолютной истиной".

"г-жа Михайлова, -- указывает издательство "Воскресение", -- слишком легкомысленно бросается обвинениями, называя раскольниками тех, кого Поместный собор Русской православной церкви 1971 г. называет совсем иначе. На этом Соборе старые Русские обряды были признаны спасительными и равночестными новым. С тех же, кто придерживается их, сняли клятвы Московских Соборов 1666 и 1667 гг." Однако, в своей статье "Современное старообрядчество" Михайлова прямо осуждает решения Соборов Московской патриархии 1971 и 1988 гг., обвиняя их в компромиссности и говоря, что из них следует, будто "Церковь разделилась на две части - на тех, кто проявил непоколебимую твердость (старообрядцев) и тех, кто ввел новые традиции и твердости не проявил (последователей Патриарха Никона, каковыми мы теперь и должны себя считать, следуя решениям Соборов)".

Говоря об уничтожении икон при патриархе Никоне, г-жа Михайлова обращается за свидетельствами к Павлу Алеппскому, которые, возможно, были достоверны. Но ведь есть и другие свидетельства, скажем, священномученика протопопа Аввакума, который утверждал, что при патриархе Никоне стали писать иконы в реалистической манере, "будто живые". "Так почему же мы должны доверять больше свидетельству заезжего за корыстной выгодой в Россию и не скрывавшего этого иностранца, чем своему очевидцу, и притом такому честному, каким был протопоп Аввакум?" – спрашивает издательство "Воскресение". Кстати, о выкалывании глаз в иконах (пусть даже "неправильного письма") патриархом Никоном также свидетельствует Павел Алеппский, коему столь безусловно доверяет г-жа Михайлова. Неужели и это действие, за которое москвичи "собирались даже убить иконоборца" (В.О. Ключевский), г-жа Михайлова склонна оправдывать? Все это явилось началом процесса обмирщения, который привел впоследствии, например, к тому, что по распоряжению Екатерины II знаменитый Деисус преп. Андрея Рублева был перенесен из владимирского собора в глухую деревенскую церковь.

Впрочем, Н.М. Михайлова не одинока в своем стремлении углубить раскол. С очень странным призывом выступило в марте новообрядческое Братство святителя Марка Ефесского. Авторы Обращения, изданного Братством, выражают беспокойство "в связи с активизацией в последнее время деятельности старообрядческих общин и их претензиями в отношении Русской православной церкви" . По мнению братчиков, именно активизация старообрядцев ведет к усилению нападок на патриарха Никона, "которого, -- как указывается в Обращении, -- в антицерковных СМИ постоянно называют виновником раскола".

Такая интерпретация событий церковной истории трехсотлетней давности, по мнению членов братства, не соответствует действительности, поскольку меры по реформированию церковной жизни, предпринятые патриархом Никоном, были впоследствии утверждены Поместными соборами Русской церкви.

"По нашему мнению, -- подчеркивается в Обращении, -- давно назрел вопрос о канонизации Святейшего Патриарха Никона. Патриарх Никон является выдающимся деятелем Русской Православной Церкви, священноисповедником, пострадавшим за дело независимости Церкви от государственной власти".

К числу заслуг Патриарха Никона, на основании которых возможна его канонизация, авторы Обращения относят его богословское творчество и патриотическую деятельность, а также многочисленные "чудотворения и исцеления", совершавшиеся на его могиле в подмосковном Новоиерусалимском монастыре.

Разумеется, в старообрядческом мире эта "инициатива" Братства вызвала резко негативную реакцию. О ней, в частности, рассказал в интервью агентству "Благовест-инфо" секретарь Митрополии Московской и всея Руси Андрей Езеров. "Комментируя в беседе с корреспондентом "Благовест-инфо" опубликованное в середине марта Обращение Православного братства св. Марка Ефесского, в котором содержался призыв канонизировать Патриарха Никона, секретарь Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Андрей Езеров назвал это Обращение "несостоятельным с исторической и духовно-нравственной точек зрения".

По мнению РПСЦ, Патриарх Никон "действительно является одним из главных виновников раскола", а те добродетели, "которые приписаны бывшему Патриарху Никону" авторами Обращения, "на самом деле не были ему присущи".

Секретарь старообрядческой Митрополии засвидетельствовал об отношении его Церкви к процедуре канонизации, главными условиями которой являются, по его словам, "стояние в старой вере и принадлежность к Древлеправославной Церкви".

Говоря об активизации деятельности старообрядческих общин, Андрей Езеров заметил, что "она еще далека от активности общин и общественных организаций Московской патриархии".

Андрей Езеров призвал членов Православного братства св. Марка Ефесского "последовать доброму примеру императоров Павла I и Александра III, Тертия Филиппова, Сергея Витте, Сергея Зеньковского, Александра Дугина, Бориса Кутузова и других членов Русской Православной Церкви, которые пытались или пытаются объективно относиться к старообрядчеству" .

Отрадно заметить, что на фоне неослабевающих нападок на старообрядцев извне, внутри старообрядческого мира намечается здоровое стремление к единству. Оно проявляется, помимо прочего, в деятельности Историко-богословского общества, возобновившего свою работу в марте прошлого года. Обществу удалось наладить постоянную и продуктивную связь со светской прессой. В работе Общества участвуют представители Русской Православной Старообрядческой Церкви, Преображенской старообрядческой общины Поморского согласия, Новозыбковской Архиепископии Древлеправославной Церкви. Предметом обсуждения участников Общества являются различные богословские и церковно-исторические проблемы, а также вопросы совместной издательской деятельности.

Отношение к старообрядчеству в среде Московской патриархии весьма неоднозначно. Вместе с выступлениями, подобными статьям Н. Михайловой и Обращению Братства святителя Марка Ефесского, новообрядцы, в том числе и на самом высоком уровне, делают заявления о своем желании сближаться со старообрядцами. К разряду подобных инициатив можно отнести доклад митрополита Кирилла (Гундяева) "о состоянии православно-старообрядческих отношений" на заседании Священного синода 29 декабря 1998 года. Приняв этот доклад к сведению, синод постановил: "Считать важным развитие и углубление сотрудничества между Русской православной церковью и старообрядчеством, которое будет способствовать укреплению традиционных духовных ценностей и норм в жизни нашего общества. Поручить Отделу внешних церковных сношений тщательно изучить формы и перспективы дальнейшего сотрудничества Московского патриархата и старообрядчества и сделать соответствующие предложения по развитию двустороннего диалога". Наблюдатели по-разному оценивают подлинные причины этого решения синода. Возможно, патриархия хочет сгладить богословские и политические противоречия со старообрядчеством, ослабить критику, раздающуюся в ее адрес со стороны старообрядцев, уменьшить отток собственной паствы в старообрядчество, довольно значительный в некоторых регионах России. Нельзя исключать и того, что церковные политики напуганы сближением активных старообрядцев с политическими движениями правой ориентации – в последнее время публикации старообрядческих авторов вытесняют МП не только со страниц таких изданий как "Завтра", "Вторжение", "Дуэль", но и из либеральной прессы.

Определенные шаги к сближению предпринимаются и на "низовом", приходском уровне. Неформальная встреча группы духовенства и мирян Русской Православной Старообрядческой Церкви с клиром и прихожанами храма святителя Николы на Берсеневке (Русская православная церковь) состоялась в помещении храма 25 апреля 1999 года, в Неделю святых жен-мироносиц.

Как сообщил "Благовест-инфо" один из мирян-старообрядцев, участвовавших во встрече, ее главными инициаторами выступили настоятель храма святителя Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) (РПЦ) и настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве (Московская обл.) (РПСЦ) священник Леонтий Пименов, а также секретарь митрополии Московской и всея Руси РПСЦ чтец Ромил Хрусталев. В состав группы духовенства и мирян РПСЦ вошли протоиерей Валерий Шабашов, благочинный Уральского церковного округа, священник Валентин Новожилов, настоятель старообрядческого храма в Костроме, и священник Алексий Лопатин, настоятель Никольского храма в Москве.

В ходе состоявшейся дружеской беседы игумен Кирилл (Сахаров) и прихожане храма святителя Николы на Берсеневке рассказали гостям о своем опыте "прихода к старой вере", поделились своими симпатиями к старообрядчеству. Старообрядческий священник Леонтий Пименов призвал прихожан храма св. Николы проявлять большее усердие в следовании старообрядческой традиции и выразил надежду на скорое достижение "церковного единства". В заключение встречи гости и хозяева исполнили несколько пасхальных песнопений древним знаменным распевом .

К сожалению, определенные сложности существуют и в отношениях старообрядчества с другой частью Русской Церкви – с той, которая находится в канонической юрисдикции Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Напомним, что Архиерейский Синод занимает достаточно непримиримую позицию по отношению к официальной Московской патриархии, критикуя ее за противоестественную "симфонию" с нецерковной властью (раньше – коммунистической, богоборческой; теперь – "демократической", криминальной) и за участие в экуменическом движении, подразумевающее признание еретической "теории ветвей", преданной РПЦЗ анафеме. Важно заметить, что подобные же мотивы присутствуют и в старообрядческой критике "господствующего исповедания".

Еще одним важным фактором, который, казалось бы, должен способствовать сближению РПЦЗ со старообрядчеством, является наличие в иерархии Зарубежной Церкви старообрядческого (единоверческого) епископа – единственного в наше время единоверческого архиерея во вселенней. Им является Преосвященный Даниил, епископ Ирийский, викарий Восточно-Американской епархии РПЦЗ. Владыка Даниил в юности жил в Румынии, где близко познакомился со старообрядцами-"липованами", искренне полюбив их самих и бережно сохраняемую ими древлеправославную традицию. Оказавшись в Америке, он немало способствовал воссоединению с РПЦЗ беспоповцев из города Ири, которые, в конце концов, стали единоверцами.

Для многих старообрядцев и новообрядцев в России стало подлинным откровением Обращение епископа Даниила к Архиерейскому Собору РПЦЗ 1998 года, опубликованное в начале 1999 года сразу двумя российскими изданиями: светским – газетой "Русский вестник" и церковным – православным информационным бюллетенем "Вертоградъ-Информ" . В этом документе владыка Даниил совершенно неожиданно обрушился с очень жесткой критикой на старообрядчество, причем проявил себя сторонником весьма либеральной экклезиологии, до недавнего времени чуждой и самой РПЦЗ. Впрочем, предоставим слово самому документу.

"Моя паства, -- свидетельствует епископ Даниил, -- состоит, главным образом, из бывших безпоповцев, пришедших к нам потому, что их не удовлетворяла фанатическая вражда безпоповцев ко всем, кроме самих себя, и смехотворное сужение понятия Церкви до границ своего "согласия". Если и наша Церковь станет на путь такого злобного мудрования, то куда им идти? Фанатически настроенных греков-старостильников еще можно понять - они повторяют ошибки старообрядцев, т. к. у них не было опыта раскола и они еще не узнали на практике, к какому безвыходному положению эти рассуждения приводят. Нам же нет никакого оправдания повторять эти ошибки".

Довольно удивительно, что называя все разделы своего Обращения именем различных церковных болезней и даже ересей, Преосвященный Даниил включил в их список и старообрядчество. Для главы старообрядческих приходов это весьма неожиданный и рискованный шаг. Впрочем, далее удивление только нарастает. Преосвященный Даниил представляет дело так, что старообрядцы-беспоповцы присоединились к Русской Зарубежной Церквив поисках некоей "широты", противопоставленной ими "узости и фанатизму"беспоповских согласий. Ранее присоединение к Зарубежной Церкви как правило мотивировалось как раз "узостью" ее пути. Странно и другое. Преосвященный Даниил сравнивает "фанатизм" греков-старостильников, с которыми РПЦЗ находилась и находится в общении, с сектантской замкнутостью беспоповцев и предостерегает против этой замкнутости Зарубежную Церковь. Остается не совсем понятным, полагает ли он, что отделение старостильников от "официальных" церквей, участвующих в экуменическом движении, было шагом неоправданным и ошибочным? Было ли оно расколом, как было расколом отделение от Церкви старообрядцев-беспоповцев? И находится ли в настоящее время РПЦЗ в состоянии "откола" от "полноты", представляемой Московской патриархией?

Широкое освещение в прессе получают факты участия старообрядцев в межцерковных и межконфессиональных мероприятиях, число которых постоянно возрастает по мере приближения 2000 года, почитаемого большинством христианского мира за год 2000-летия Рожества Христова. Так, в феврале нынешнего года старообрядческая делегация участвовала во Всемирной конференции руководителей религиозных конфессий по встрече 2000-летия христианства на Святой Земле. А в марте, вновь с участием старообрядцев, был создан Оргкомитет для осуществления программы "Паломничество-2000", разработанной Христианским социальным движением (ХСД). В состав Оргкомитета вошел Митрополит Московский и всея Руси Алимпий.

Активное и постоянное участие представители Митрополии Московской и всея Руси принимают в деятельности созданного Московской патриархией Христианского межконфессионального консультативного комитета. По инициативе этого комитета, в конце ноября нынешнего года в Москве пройдет Юбилейная конференция, посвященная 2000-летию Рожества Христова.

Небезболезненными остаются отношения старообрядчества с государственной властью, особенно осложнившиеся после принятия дискриминационного закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", фактически утверждающего "особый статус" Московской патриархии. Неприятие этого закона побуждает старообрядцев активно участвовать в разного рода правозащитных акциях, направленных, если не на отмену, то на смягчение наиболее дискриминационных положений закона.

В марте прошлого года представители старообрядчества выступили на конференции "Правовое регулирование религиозной деятельности и опыт Запада", организованной Московским научным общественным фондом. Мероприятие было проведено в рамках программы "Культура через право. Международное право и стандарты политической культуры в современной России". Старообрядцы выразили озабоченность в связи с ущемлением своих прав 27-й статьей закона, вводящей 15-летний испытательный срок как условие для регистрации религиозной организации и получения ею статуса юридического лица.

Весьма неоднозначно как в самой старообрядческой среде, так и в светском обществе, воспринимаются попытки диалога старообрядчества с различными политическими движениями и группами, действующими в нашей стране. По разным причинам основным объектом этого диалога в последнее время стали праворадикальные и национальные движения, объединенные идеей "консервативной революции". На поиск контакта со староверием их подталкивает, с одной стороны, разочарование в "господствующем исповедании", слишком тесно сотрудничающем с "антинародной" властью, а с другой стороны, стремление к восстановлению традиционных идеалов и уклада жизни Святой Руси, как единственной национальной альтернативы современной цивилизационной модели.

Характерным примером подобного диалога стал круглый стол, проведенный в конце 1998 года редакцией газеты "Завтра", на страницах которой публикуются как ортодоксальные коммунисты, так и "новые правые". Круглый стол назывался "Старая вера и новая Россия" . Открывая круглый стол, заместитель главного редактора газеты, писатель Владимир Бондаренко назвал старообрядчество "самой традиционной религией России". Поэтому, считает он, "то, что сегодня происходит со староверами, интересует всех русских людей, всех читателей газеты".

Главным "действующим лицом" круглого стола стал теоретик "геополитики", лидер Общественно-политического движение "Евразийское вторжение", советник председателя Государственной думы России Александр Дугин. Он обозначил три основных направления интереса "патриотической общественности" к старообрядчеству: "Первая - это соотношение старообрядчества и национальной идеи; необходимо сразу подчеркнуть глубоко патриотический, мистико-патриотический характер старообрядчества...Вторая тема - это православие и эсхатология. Очень важно выяснить, как учение о конце света - основа всей христианской и особенно православной традиции - влияет на людей, на общество, на идеологию; как оно связано с социальными проблемами. И третья, - возможно ли истинно русским людям, глубоко озабоченным судьбой своего Отечества, своего народа, найти какую-то форму объединения духовных, внутренних энергий для того, чтобы соборно и церковно дать решительный, может быть, последний бой духовному и социальному антихристу".

От имени Русской Православной Старообрядческой Церкви на этом круглом столе выступал секретарь Митрополии Московской и всея Руси Андрей Езеров, давно и активно сотрудничающий с "новыми правыми".Он предложил участникам круглого стола свое видение "синтеза" старообрядчества и патриотической идеологии: "Будучи православным христианином, старообрядцем, я, естественно, считаю, что мы - истинно православные христиане, мы - наследники святой Руси, Нового Израиля. Но мы убеждены и в том, что все остальные люди, способные прийти ко Христу - тоже избранный народ. Но прежде всего, это относится к нашему русскому народу. Мне кажется, что многие русские люди хотят любить Христа, но они Его не знают. А поскольку религиозная традиция староверов - наиболее адекватная для Руси, то этим людям, стремящимся ко Христу, самое место в Старой Вере".

Несколько более скептический взгляд на возможность сотрудничества староверов с современными записными патриотами выразил Александр Матюшенко, член Древлеправославной старо-поморской церкви федосеевского согласия. "Анализируя проблему соотношения национальной идеи, староверия и ряда политических движений, -- отметил он, -- наблюдаешь такую парадоксальную, на первый взгляд, вещь: во всех политических течениях, именующих себя национальными, начиная от правых и кончая левыми, сегодня наблюдается все меньше и меньше христианского. Многие национальные движения отказываются от самой идеи христианства. Доходит даже до того, что отдельные представители национал-патриотических движений пытаются внедрить в сознание наших людей, что христианство не носит для нас традиционный характер. В некоторых газетах, в литературе вводится понятие какого-то "доникейского" христианства, другие движения используют как якобы традиционные наши идеи какие-то ведические учения, третьи - заумные вещи типа "мертвой воды" и "глобального предиктора" - то есть происходит затуманивание сознания, уход от сущности проблемы роли христианства в нашей жизни".

Некое универсально-культурное значение попытался придать старообрядчеству главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов: "Сегодняшняя русская светская культура, которая отпала от Христа в середине XIX века, а от старообрядческого креста отлучилась еще раньше, -- считает он, -- стоит перед проблемой: либо остаться на поверхности этого сатанинского мира и так исчезнуть, либо уйти в катакомбы, в глубокий затвор, сохранив свои святыни, ценности, свою непорочность и чистоту. По существу, перед нами сейчас стоит та самая драма отпадения от сатанинского древа, которая стояла, может быть, более остро, перед вашими предшественниками. Сегодня русские художники, писатели находятся в положении старообрядцев, не хотят присягать этому новому мнимому земному царю".

Как это ни парадоксально, но значительный интерес к старообрядчеству проявляет радикальная, в чем-то даже хулиганствующая, Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова. В прошлом году она провела цикл встреч "Аввакумовские чтения", в котором интерес к "святой старине" причудливо переплетался с увлечением "ведическим знанием". Так, "Аввакумовские чтения" проходили в рамках цикла встреч "Россия в конце Кали-Юги", что на языке "Бхагавад-гиты" означает век всеобщего отступления и нравственного падения. "Аввакумовские чтения" проходили в музее Маяковского на Лубянке, что внесло в их нестройную партитуру еще одну нотку – революционную.

В силу своего первосвятительского положения, определенное взаимодействие с политическими движениями вынужден осуществлять Митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Как правило, инициаторами его встреч с российскими политиками являются сами политики, активизирующиеся по мере приближения очередной предвыборной кампании. Последняя по времени подобная встреча состоялась 6 мая 1999 г. в помещении Митрополии на Рогожском кладбище. Глава Русской Православной Старообрядческой Церкви принял депутата Государственной думы РФ, лидера Общественно-политического движения "Спас" Владимира Давиденко. Во время беседы с Митрополитом Алимпием Владимир Давиденко затронул ряд тем, связанных с историей и современным состоянием старообрядчества.

Не балуют старообрядцев вниманием представители светской науки и культуры. Притчей во языцех стал повальный процесс передачи церковных ценностей, среди которых значительная часть имеет явно старообрядческое происхождение, Московской патриархии. Редким, почти единственным исключением из этого правила стала передача Российским союзом антикваров в дар Русской Православной Старообрядческой Церкви нескольких икон и старинных старообрядческих лубков в марте прошлого года. Следуя примеру союза антикваров, магазин "Лавка книголюба" преподнес РПСЦ три рукописные старообрядческие книги, украшенные уникальными миниатюрами.

Интерес к старой вере, который в последнее время неуклонно возрастает как в кругах светского общества, так и среди консервативных членов Московской патриархии, заставляет руководство этой "господствующей" в нашей стране конфессии идти на сближение со старообрядчеством, подчеркивать свое терпимое и даже уважительное отношение к нему. На завершившемся 19 июля 1999 г. в Москве заседании Священного синода Московского патриархата вновь была подчеркнута необходимость строго следовать определениям соборов 1971 и 1988 годов о старообрядчестве, а церковным издательствам и средствам массовой информации рекомендовалось впредь не воспроизводить штампов дореволюционной антистарообрядческой "миссионерской" пропаганды. Остается надеяться, что выполнение этих решений высшей церковной власти Московской патриархии приведет, по крайней мере, к исчезновению из широкого оборота сколь гневных, столь и примитивных филиппик типа некоторых статей газеты "Радонеж".

Время от времени к проблемам старообрядчества обращается единственная в нашей стране светская газета, специализирующаяся на освещении религиозной жизни, -- "НГ-Религии" (одно из приложений к "Независимой газете"). Так, целую полосу отвел старообрядчеству апрельский номер "НГ-Религии" (№ 8, 26 апреля 2000 г.). Повышенный интерес к старой вере, как отмечается во врезе к одной из статей, опубликованных на этой полосе, обусловлен в данном случае инициативой проведения I (XIX) Всероссийского съезда старообрядцев, на котором его инициаторы планировали решить вопрос о возрождение старообрядческого съездовского движения, возникшего в конце XIX века (по разным причинам решить этот вопрос на съезде так и не удалось). Говоря о цели съезда, автор статьи "Собор мирян" А. Панкратов отмечает: "В судьбах русского старообрядчества было немало моментов, когда вставала задача выбора пути дальнейшего развития. Причем от избранного исторического маршрута часто зависело само существование староверия как независимого духовного направления. Для XX столетия подобным важнейшим решением или, точнее, настроением живых сил Старообрядческой Церкви была проповедническая, издательская и церковно-общественная работа 1905-1917 годов", главным организатором и исполнителем которой как раз и был старообрядческий съезд. Первые сообщения о подготовке к съезду в светской прессе появились еще в марте – агентство религиозной информации "Благовест-инфо", в частности, сообщило, что на заседании Совета Митрополии 23 марта было одобрено проведение съезда и утвержден его оргкомитет. Две других публикации упомянутого номера "НГ-Религии" посвящены выдающемуся начетчику и историку старообрядчества Федору Ефимовичу Мельникову (1874 – 1960) и полемике вокруг закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", к которому старообрядцы, не упомянутые в преамбуле этого закона среди "традиционных" для России конфессий, изначально относились критически.

Наиболее подробно работу I (XIX) Всероссийского съезда старообрядцев, состоявшегося 17-18 мая 2000 г. в Успенском храме-колокольне на Рогожском кладбище, освещало агентство "Благовест-инфо". В сообщении агентства от 17 мая перечисляются главные цели вновь создаваемого Международного общественного движения "Старообрядческий съезд". Это: "Защита свободы вероисповедания, права исповедывать совместно с другими людьми Православную христианскую веру, права распространять Православное вероучение и действовать в соответствии с ним; защита светского характера государства и недопущение установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной; защита гражданских прав православных христиан-старообрядцев, а также прав их объединений". Среди "внутренних" целей съездовского движения -- "поддержка общественной и индивидуальной деятельности, основанной на православной христианской нравственности; развитие старообрядческой культуры, сохранение ее памятников и традиций; содействие передачи старообрядческим объединениям изъятого имущества религиозного назначения и благотворительность". Однако, на следующий день, 18 мая, "Благовест-инфо" вынужден был сообщить, что "участники съезда воздержались от принятия окончательного решения по вопросу о создании Международного общественного движения "Старообрядческий съезд"... Присутствовавший на заключительном пленарном заседании съезда епископ Киевский и всея Украины Савватий (Козко) призвал "подождать Освященного Собора и доработать Устав". По мнению иерарха, в Церкви ничего нельзя делать без благословения. Вместе с тем, епископ Савватий заметил, что митрополия Московская и всея Руси РПСЦ не сможет самостоятельно решать те задачи, за которые брался старообрядческий съезд, поскольку она не имеет достаточной финансовой базы. "Сегодня я в большом недоумении, -- сказал глава Киевской епархии РПСЦ. – Я затрудняюсь понять, что здесь произошло. Еще вчера была большая надежда на успешное завершение работы съезда".

Возвращаясь к "старообрядческим" публикациям "НГ-Религий", укажем еще на рецензию Романа Багдасарова на публикацию "Видений" известного писателя из часовенного согласия Степана Афиногеновича Носова (1902 – 1981). По мнению автора рецензии, эта книга "стоит в едином ряду с изданными в 1990-х гг. эсхатологическими сочинениями духовника часовенного согласия о. Симеона (Лаптева) и его ученика Афанасия Герасимова, молдавского старообрядческого книжника Донцова и некоторых других, логично дополняя их". Отличительной особенностью эсхатологии Степана Носова является повышенное внимание к разным формам мучений грешников в аду.

Ряд публикаций последнего времени о старообрядчестве представляют собой откровенный отклик на политический или социальный "заказ". Особенно отличилась в этой сфере публицистка общества "Радонеж" Наталья Михайлова, о которой мы уже упоминали выше. В нескольких номерах журнала "Благодатный огонь" за 1999-й и 2000 гг., а также в газете "Радонеж", она продолжила серию своих "разоблачений" старообрядчества. Примечательно, что в последних публикациях Михайловой акцент ставится на "политической неблагонадежности" старообрядцев, на той стороне их деятельности, которая якобы была направлена на подрыв российской государственности. Наталья Михайлова совершила, пожалуй, одно из самых выдающихся открытий в церковно-исторической науке: она "выявила" связь старообрядчества с масонством – этим злостным и таинственным врагом России и Православия. Так считая неопровержимо доказанным тезис о связях бунтаря Емельяна Пугачева "с раскольниками", Наталья Михайлова назвала целую главу своего "расследования", опубликованного в "Радонеже", -- "Контакты Пугачева с "вольными каменщиками". Именно они, считает Михайлова, лютые враги России, посредством некоего староверческого старца вызволили Пугачева из тюрьмы, чтобы он мог продолжить свое разрушительное дело.

Однако, другой радикальный борец с масонами и всеми прочими врагами России – лидер военизированного движения "Русское национальное единство" Александр Баркашов – наоборот, делает реверансы в сторону старой веры. 20 октября 1999 г., рассказывая об одной из пресс-конференций лидера националистов, "Независимая газета" сообщила, что Александр Баркашов лишь православных людей считает настоящими патриотами. "При этом особенно приветствуется старообрядческая ветвь православия", -- отметила газета.

А.С., Москва.


Русский вестник, январь 1999 года.

Материалы круглого стола публиковались в декабрьских номерах газеты "Завтра" за 1998 год.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Официальные старообрядческие сайты

www.rpsc.ru
"Русская Православная Старообрядческая Церковь" - официальный сайт Митрополии Московской и всея Руси.

www.kirov.ru/~umcnd
"Вятское старообрядчество". Один из самых первых сайтов Рунета, посвященных старообрядчеству. Здесь вы найдете информацию, касающуюся старообрядчества Кировской области, а также материалы по истории, вероучению и жизни старообрядчества, в том числе книги, молитвы и церковный календарь на текущий год.

www.staroobryad.narod.ru
Страничка украинских старообрядцев (РПСЦ). Издается по благословению владыки Савватия.

www.miass.ru/news/ostrov_very
Газета Уральской епархии РПСЦ "Остров веры".

www.rpso.ru
Страничка Ржевской Покровской старообрядческой общины. История, жизнь, культура.

www.karavan.tver.ru/pokrovsite
Старая версия странички Ржевской Покровской старообрядческой общины. Обновлений на сайте более не предвидится.

www.yarst.net
"Ярославский старовер" - частный информационный портал о старообрядцах Ярославля и Костромы Русской Православной Старообрядческой Церкви.

semeyskie.narod.ru
Страничка старообрядцев-семейских г. Улан-Уде.

starovery-in-chuvashia.boxmail.biz
Информационный вестник Чебоксарской старообрядческой общины РПСЦ.

www31.brinkster.com/rpscvolga
Волгоградское старообрядчество.

starovery.ru
Сайт "Староверие", содержащий два раздела: //starovery.ru/tver/ - Приходские страницы Тверской Старообрядческой Общины храма во имя св. Николы чюдотворца в Москве и //starovery.ru/pravda/ - просветительский старообрядческий портал "Правда Старой Веры".

www.biyskrpsc.narod.ru
Официальный сайт Бийского прихода РПСЦ.

www.starover-hab.by.ru
Cтраница храма во Имя Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Хабаровска.

www.crlr.ro
Страничка общества Русских-Липован в Румынии.

www.zorile.ro
Старообрядческая газета "Зори" в Румынии.

www.atrlb.ro
Русско-Липованская молодежная ассоциация в Бухаресте (в разработке).

www.belovodije.com
Южнолатвийский старообрядческий культурно-просветительский фонд "Беловодье"

www.starover.ee
Союз старообрядческих общин Эстонии.

www.staroverec.lv
"Староверцы Даугавпилса" страничка 1-ой Даугавпилсской (Новостроенской) старообрядческой общины.

www.churchofthenativity.net
Церковь Рождества Христова в городе Ери (USA). Поморцы, принявшие священство от РПЦЗ. Язык - Английский.

ancient-orthodoxy.narod.ru
"Русская Древлеправославная Церковь" (Новозыбковская иерархия) - страничка публикуется по благославению патр. Александра.

www.starover-pomorec.lv
Страничка «Староверческого общества им. И.Н. Заволоко». Организовано староверами-поморцами в Латвии.

oldbeliever.blogspot.com
"Скит Рожества Пресвятыя Богородицы". Краткая информация о старообрядческом ските (белокриницкая иерархия) и двух монахах, проживающих там (США, штат Северная Дакота - на границе с Канадой). Просьба о помощи. Язык - английский.

www.oldbelieverskete.com/monks-store
- Интернет-магазин старообрядческого скита во имя Рожества Богородицы в Северной Дакоте: книги, CD и кассеты, CD-Rom"ы, иконы, ладан, брощюры и буклеты, лестовки, религиозные драгоценности, видео и DVD.

members.tripod.com/old_rite_orthodox
"Православная келья во имя Пресвятой Троицы и Преподобного Сергия Радонежского". Страничка иеродиакона Марка, находящегося под омофором Филарета, митрополита Парижа и Западной Европы (ИПЦ - единоверие), и проживающего в Лланелли (Уэльс, Великобритания). Язык - английский.

Неофициальные старообрядческие сайты
www.samstar.ru
"Самарское староверие" - проект посвящен истории староверия в Самарской губернии, а также сегодняшнему дню самарского староверия в целом. Рассказывает о каждом из согласий не углубляясь в вопросы внутристарообрядческой полемики.

oldrite.piranho.com
О старообрядцах белокриницкой иерархии. Язык - Немецкий и Английский.

mitropoliya.org
"Старообрядчество". Информация о старообрядчестве.

www.lipoveni.ro
О старообрядцах в Румынии - прошлое и настоящее (в разработке).

bratstvo-rdc.narod.ru
"Братство". Интернет-проект журнала, выходившего в начале XX века. Авторы - представители РДЦ (Русской Древлеправославной Церкви - Новозыбковская иерархия).

oldbelief.wallst.ru
"Знакомства" - Служба знакомств для старообрядцев (РПСЦ). Возможность найти друзей в сети.

mevqenia.narod.ru
"Молодежный сайт древлеправославных христиан". Основная цель авторов сайта – рассказывать посетителям о молодом старообрядчестве.

pomorian.narod.ru
"Староверы в Рыбацком" - неофициальная страничка старообрядческой церкви Знамения Пресвятой Богородицы староверов-поморцев брачного согласия в Санкт-Петербурге.

gromovskoe.narod.ru
Неофициальная страничка Громовской старообрядческой общины (РПСЦ) в Санкт-Петербурге.

www.philipponia.republika.pl
Страничка польских старообрядцев. Язык - польский, немецкий.

www.oldbelievers.org
"Russian Orthodox Old Believers" - Ещё одна страничка имеющая отношение к единоверческой церкви Рожества Христова в Ери (Пенсильвания, США). Язык - английский.

www.svete-tihiy.narod.ru
"Древлеправославный ресурс".

www.kopajglubze.boom.ru/ustav.htm
"Wilstav" - поморский сайт. Содержит "Устав соборной службы", словарь и другие материалы.

Домашние сайты старообрядцев
rda.evrazia.org
"Радио Духовный Антихрист".

eurasia.com.ru/ezerov
"Вся правда об Андрее Езерове".

www.portal-credo.ru/authors/lestovka
"Лестовка". Авторская страничка Андрея Езерова.

www.tuinov.narod.ru
"Cовременная старообрядческая икона". Страничка старообрядческого иконописца Александра Туинова.

oldorthodox.narod.ru/index.htm
- Древлеправославие на Урале.

www.miass.ru/rest/literature/vadim_slovsov
"Православное христианское творчество" - Притчи Вадима Словцова. Публикуется по благословению священноиерея Вячеслава Зобнина.

www.kosnet.ru/~mikmedia
Авторский сайт Михаила Хлебникова. Ни к РПСЦ, ни к газете "Костромской старообрядец" этот сайт отношения не имеет.

staroobryadets.tamb.ru
"Русское старообрядчество" - страничка старообрядца из г. Тамбова.

katechio.narod.ru
"Православное Христианство в школе". Cодержит рекомендации и материалы для катехизаторской работы с детьми.

Исследователи старообрядчества
heritage.eunnet.net/oldbelief
"История и культура старообрядчества". Много о старообрядческих книгах (рукописных, старопечатных).

www.staroobryad.org
Проект "Китеж-Град". Старообрядцы Литвы: история и культура.

virlib.eunnet.net/books/oldb3
Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Подробно излагается история Федосеевского согласия на территории Вятского края.

starover.h14.ru
"Портал о старообрядческой одежде". Светлана Валентиновна Горожанина рассматривает вопросы изучения и популяризации старообрядческой народной культуры Вятской губернии (Кировской области), в частности старообрядческой одежды.

irisk.vvnb.ru
Нижегородский институт рукописной и старопечатной книги.

konstan-ivanov.narod.ru
Cайт исследователя старообрядчества Иванова Константина Юрьевича. История старообрядчества юга Западной Сибири, репрессии советского периода против верующих, генеалогия старообрядцев, ссылки.

Полезные ресурсы сети Интернет
ru.wikipedia.org/wiki/
Некоторая сводная информация о старообрядчестве по материалам ресурса Wikipedia.Org

starover.boom.ru/index.html
"Староверие в документах". Большое количество полемических и других сочинений старообрядческих начетчиков разных согласий и их оппонентов, а также другие материалы имеющие непосредственное отношение к старообрядчеству. Этот сайт переехал с groups.yahoo.com, доступ на который, к сожалению, сейчас закрыт. По старому адресу остались только некоторые книги в виде графических файлов (например "Житие Ефросина Псковского").

ftp://hps.mpei.ac.ru/pub/texts/Orthodoxy
Раздел этого ftp содержит отсканированные тексты старообрядческой литературы (файлы в текстовом формате): "Житие Аввакума", и т.д.

tryndin.narod.ru
Страничка посвящена отнюдь не старообрядчеству, а истории старейшей в России фирмы, производившей оптические, физические, геодезические приборы. Однако основатели фирмы, Трындины - старинный старообрядческий род. Поэтому на страничке наряду с другим присутствуют разделы, посвященные старообрядческой Остоженской общине и храме Покрова Богородицы в Москве.

oldbelief.chat.ru
"Старообрядческая книга". Тексты нескольких житий и книг старообрядческой тематики.

all-photo.ru/temples/index.ru.html
"Старообрядчество в дореволюционной России". Сборник фотографий.

kitezh.onego.ru/vygoretsia
Приложение к сетевому журналу "Китеж". Статьи на старообрядческую тематику.

www.arctogaia.com
Арктогея Дугина. На форуме арктогеи действует раздел "Старая вера для новой Руси"

www.swentelomania.be/avvakum
О протопопе Аввакуме. Отрывки из Жития. Язык - Голландский, Английский и Русский.

canto.mrezha.ru
"Вечерняя песнь" - церковные песнопения. На этой страничке в разделе "Звукозаписи" помещены записи нескольких старообрядческих песнопений в исполнении хоров Нижегородской общины и общин Украины.

www.kis.ru/~mahnev/index1.htm
"Знаменное пение - древний распев русской православной церкви". Материалы по знаменному пению и деместву.

znamen.ru
"Знаменный фонд". Цель проекта - создание общедоступного фонда знаменных песнопений и программных средств работы с ними ради возрождения в Русской Православной церкви знаменного распева - канонического богослужебного пения.

hram.codis.ru
Проект "Храмы Москвы". Широкие возможноисти поиска.

religion.russ.ru
"Религия" - специальный проект "Русского Журнала". Тысячи статей на темы, связанные с религией. Есть статьи, посвященные старообрядчеству. Искать лучше поисковиком. Здесь можно найти результат поиска по ключевому слову "старообрядчество".

www.geocities.com/Athens/Agora/2827
"Свобода для старообрядца" Джон Выговский. В художественно- повествовательной форме описывается процесс переселения общины староверов из Китая в Америку. Это художественное произведение не претендует на историческое соответствие реальности описываемых лиц и событий. Язык - английский.

www.unicorne.org/orthodoxy/liens/oldbelievers.htm
Ссылки на англоязычные ресурсы интернет, имеющие отношение к старообрядчеству. Язык - английский.

costumes.org/subwebs/uafcostumeshop/pages/oldbeliever.htm
Старообрядческая одежда. Современные старообрядческие женские сарафаны в Америке. Подборка фотографий с описаниями. Язык - английский.

www.egorievsk.ru/win/pilgrim/george.html
На страничке города Егорьевска (Московская обл.) размещен интересный и хорошо иллюстрированный материал о местной старообрядческой церкви.

www.raskolniki.narod.ru
Старообрядцы Урала. Несколько статей из местных газет.

www.bezkornej.narod.ru/index.htm
Sans Racines. Несколько статей из газеты "Русь Православная" (газета издается старообрядцами Приморья).

oldrus.canto.ru
- "Наследiе Святой Руси". Месяцеслов, Уставы, Жития и многое другое.

www.synaxis.info/old-rite
"Russian Orthodox Old Rite". Информация о старообрядчестве - книги, статьи и молитвы на русском и английском языках.

members.aol.com/jnsrca/1.htm
Авторская страничка Джона Алдена (John Alden). Статьи и размышления о старообрядчестве - много англоязычных ссылок.

stranniki.boom.ru
"Бегуны-странники - староверческое беспоповское согласие". Собрание вероучительных, полемических и богослужебных текстов, статьи и фотографии.

pahs.narod.ru/bezdeneznih.html
"Антипово согласие (Безденежники)". Сборник ссылок на материалы по странническому согласию.

baltatown.narod.ru/rel/starover.htm
"Старообрядчество в Балте" - краткая информация о старообрядчесткой общине в г. Балта (Украина, Одесская область) на неофициальном сайте города.

www.starover.religare.ru
- Интернет-проект "Староверы" на портале "Религия и СМИ", посвященный современному старообрядчеству - светское сетевое издание о старообрядчестве и старообрядцах.

Старообрядческое книгопечатание.

Важнейшей причиной церковного раскола стала начатая в 1652 году патриархом Никоном «книжная справа » - замена древних святых богослужебных книг русской Православной Церкви на «исправленные» , то есть искаженные, написанные заново .
Старообрядцы ни за что не хотели отказаться от своих древних книг и стремились возобновить их издание. Часовник и Псалтырь , самые необходимые для повседневной жизни, были тайно напечатаны в 1701 -м, 1705-м, в 1730-е и 1760-е годы в типографии Братства Богоявления в Могилеве-на-Днепре . Такие же Часовник и Псалтырь в 1717 году были напечатаны в Чернигове в типографии Троице-Ильинского монастыря . Тиражи этих книг незаметно для властей разошлись по всей России .

Но из-за усиления надзора и умножения гонений старообрядческое книгопечатание прерывается, а возобновляется лишь в середине 60-х годов XVIII века и приобретает широкие масштабы: наименования изданий, выпускаемых каждой типографией , исчисляются десятками, а тиражи - сотнями и тысячами. Так увидели свет десятки изданий Псалтырей и Часословов , Канонников и Прологов , Часовников , Шестодневов , Миней и других церковных книг .
Большинство старообрядческих типографий часто закрывались властями, типографское оборудование изымалось, издателей судили и штрафовали. В 1822 году была закрыта одна из последних старообрядческих типографий в Майдане-Почапинецком .

Инициаторами и организаторами книгоиздательства этого периода стали архиепископ Московский Антоний (Шутов ) и его секретарь Анисим Швецов (в будущем - епископ Арсений Уральский ).
Налаживалось книгопечатание за пределами России , в городах Львове и Коломне (Австро-Венгрия , ныне Украина ). Роль непосредственного руководителя работ выполнял инок Никола (Чернышов ), скрывавшийся под псевдонимом Нафанаил .
В 1875 году в старообрядческом Никольском монастыре в Мануиловке была создана одна из самых известных зарубежных старообрядческих типографий . Организатором ее был священноинок Арсений . Он сам доставлял отпечатанные книги в Россию и занимался их распространением, в частности на Макарьевской ярмарке .

Для нужд старообрядцев печатали книги также типографии в Тульче и Черновцах .
Но и в России возникали типографии - крестьяна Ивана Балакина (1870-е годы, деревня Гусево Московской губернии ), Ефима Пискунова (1850 - 1870-е годы, деревня Андреево Бронницкого уезда Московской губернии ) и другие. Эти типографии располагались в жилых домах владельцев, имели по одному печатному станку , переплетное оборудование и печатали мелкими тиражами небольшие книги, такие как Устав о христианском житии , Азбука , Святцы , Псалтырь , Каноны разным святым.

Но книг по-прежнему не хватало. Старообрядцы стали применять для их тиражирования необыкновенный способ : готовили печатную форму с применением желатина и глицерина , затем бумагу с текстом , написанным анилиновыми красками , накладывали на застывшую желатинную массу . Текст отпечатывался на желатине , и с помощью валика получалось до сотни оттисков . Книги, изданные таким способом, называли гектографическими или просто гектографами (слово гекатон означает сто). Так увидели свет многие оригинальные произведения старообрядческой апологетики , полемики , исторические и канонические сочинения , даже певческие книги . Только одно старообрядческое Братство Честнаго и Животворящего Креста в Москве за 25 лет своего существования выпустило более 75 гектографов .

После объявления в России в 1905 году свободы вероисповедания производство гектографов почти прекратилось, а старообрядческие типографии стали открываться в Москве и Киеве , Нижнем Новгороде и Балахне , Старой Тушке и Саратове , многих других городах. При содействии и по инициативе епископа Уральского и Оренбургского Арсения в 1906 году в Уральске открылась типография , ставшая одним из самых крупных старообрядческих книгоиздательских предприятий . Она имела передовое оборудование, а в 1910 - 1911 годах там было шесть типографских паровых станков и около 70 сотрудников. Здесь изготавливались оригинальные изящные «уральские » шрифты .

С 1906 года старообрядцы начинают открыто издавать журналы «Старообрядец », «Старообрядцы » (с 1908 года), «Старообрядческая мысль » (1910 - 1917), «Старообрядческий пастырь » (1913 - 1914) и др. С 1908 года в Москве на средства П.П. Рябушинского выходит еженедельник «Церковь » (с 1914 г. - «Слово Церкви ») с приложением «Друг земли ».
В 1908 году в Киеве издательство «Знаменное пение » под руководством Лазаря Калашникова выпускает журнал «Церковное пение ». В 1913 году издательство переехало в Москву и работало до 1918 года.
В 1910 году Братством Честного и Животворящего Креста было организовано издательство и книготорговое предприятие . Издательство ежегодно выпускало «Старообрядческий календарь » и по 20 тысяч экземпляров книг, среди них - «Поморские ответы », «Житие протопопа Аваакума », «Святоотеческий сборник », составленный епископом Пермским Антонием .

Сегодня одним из самых загадочных - и одновременно представляющих наибольший интерес - течений христианства является старообрядчество. Возникшее в результате церковной реформы, старообрядчество не исчезло, а стало жить по своим канонам, преимущественно на окраинах страны. Пережив гонения, старообрядцы существуют и поныне как в России, так и за её пределами.

Целью церковной реформы была унификация богослужебного чина Русской церкви с Греческой церковью и прежде всего — с церковью Константинопольской. Главным реформатором Русской церкви стал патриарх Никон, находящийся под покровительством молодого царя Алексея Михайловича. Главным противником реформ стал протопоп Аввакум, которого после начала гонений на несколько дней бросают в темницу без еды и воды, а затем отправляют в ссылку в Сибирь, где Аввакум стал главным проповедником старообрядчества, объединяющим староверов по всей стране. Несмотря на годы ссылок и гонений, протопоп и его товарищи за отказ от уступок были сожжены в срубе в Пустозёрске.

Отправной точкой в Богослужебной реформе, ставшей также причиной раскола церкви, стала дата 9 февраля 1651 года. После одного из церковных соборов царём Алексеем Михайловичем было объявлено о введении "единогласия" в богослужении вместо "многогласия" по всем церквям: было отдано распоряжение "петь в один голос и неспешно". После этого царь, в обход утверждения соборного постановления 1649 года о допустимости "многогласия", поддерживаемого Московским патриархом Иосифом, сделал аналогичное обращение к Константинопольскому патриарху, который также дал добро на "единогласие" в церквях. Помимо царя и Константинопольского патриарха, реформу о пении поддержали царский духовник Стефан Вонифатьев и постельничий Фёдор Михайлович Ртищев. Во многом именно они переубедили царя Алексея Михайловича перейти к "единогласию".

В целом же, реформа содержала следующие пункты :

1. Так называемая "книжная справа", выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: был убран союз-противопоставление "а" в словах о вере в Сына Божия "рожденна, а не сотворенна", о Царствии Божием стали говорить в будущем ("не будет конца"), а не в настоящем времени ("несть конца"), из определения свойств Духа Святаго исключено слово "Истиннаго". В исторические богослужебные тексты был внесён ряд других исправлений, например, в слово "Ісус" (под титлом "Ic") была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться "Іисус" (под титлом "Іис").

2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям "память", в которой говорилось: "не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились".

4. Крестные ходы Никон наказад проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

5. Возглас "аллилуйя" во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

6. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Стремление патриарха Никона к унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам вызвало сильнейший протест сторонников старых обрядов и традиций. Спустя несколько лет после перехода к "единогласию", в 1656 году, на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Ещё через год собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды.

Религиозная часть страны фактически оказалась в состоянии войны: первым выразил своё несогласие Соловецкий монастырь, за что вполедствии и поплатился - в 1676 году он был разорён стрельцами. В 1685 году царица Софья, по просьбе духовенства, издаёт документ под названием "12 статей", предусматривающий различного рода репрессии в отношении староверов - изгнания, тюрьмы, пытки, сожжения заживо в срубах.

"12 статей" были отменены лишь Петром I в 1716 году. Царь предложил старообрядцам перейти на полулегальный режим существования, взамен потребовав платить "за оный раскол всякие платежи вдвое". Вместе с тем, за старообрядческое богослужение или совершение треб по-прежнему была предусмотрена мера наказания в виде смертной казни, а все старообрядческие священники объявлялись либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками.

Однако даже такие репрессии не убили старообрядчество в государстве. По некоторым данным, в XIX веке около трети всего населения страны причисляли себя к старообрядцам. После введения единоверия, то есть, признания староверами иерархической юрисдикции Московского Патриархата при сохранении собственных традиций, дела у религиозного течения улучшились: например, старообрядческое купечество богатело и помогало одноверцам. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этому документу составили толк неокружников.

Несмотря на выход из подполья, староверам по-прежнему запрещалось подниматься на полностью легальный уровень. "Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой под каким бы то видом", - говорилось в статье 60 Устава о предупреждении и пресечении преступлений. Им запрещалось строить церкви, заводить скиты, а существующие даже чинить, а также издавать какие-либо книги, по которым было бы возможно вести богослужения, их религиозный брак не признавался государством, а все родившиеся до 1874 года у староверов дети не считались законнорожденными. После 1874 года старообрядцам разрешили жить в гражданском браке: "Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака".

Официальный выход староверов на легальный уровень произошёл 17 апреля 1905 года: в этот день был издан Высочайший Указ "Об укреплении начал веротерпимости". Указ отменял законодательные ограничения в отношении староверов и в частности гласил: "Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам". Теперь староверам разрешили проводить крёстные ходы, совершать колокольный звон, организовывать общины; в легальное поле ушло и Белокриницкое согласие. Старообрядцы-беспоповцы оформили поморское согласие.

Интересно, что приход к власти большевиков не вернул старообрядцев в подполье; напротив, власти РСФСР, а затем и СССР, достаточно благосклонно относились к староверам, видя в них оппозицию принятому в дореволюционной России православию - так называемой "тихоновщине". Впрочем, такая благосклонность просуществовала лишь до конца 1920-х годов. Великая Отечественная война была встречена староверами неоднозначно: большинство из них призвало встать на защиту Родины, тогда как были и исключения - например, Республика Зуева и староверы-федосеевцы деревни Лампово стали коллаборационистами.

В старообрядческой церкви пению уделяется большое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы "звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце". Классическая постановка голоса у староверов не признаётся - молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует стремиться к однородности звучания, петь "в один голос". Раньше состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов на сегодняшний день практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.

На сегодняшний день крупные старообрядческие общины, помимо России, существуют в Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Казахстане, Польше, Беларуси, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Главенствующей у староверов является Русская Православная Старообрядческая Церковь (Белокриницкое согласие, осн. 1846), насчитывающая около миллиона прихожан и имеющая два центра - в Москве и в румынском городе Браиле.

Существует также Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) у которой на территории России насчитывается около 200 общин (большинство из них не зарегистрированы). Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области, а после - в Москве.

В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами: "Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причинённых вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения… В XX веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима… Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану…".

Среди известных приверженцев старообрядчества можно выделить мецената и основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова, видного деятеля Донского казачества Венедикта Романова, преподавателя ВШЭ и советского диссидента Павла Кудюкина, экс-главу службы безопасности президента России Бориса Ельцина Александра Коржакова, учёного Дмитрия Лихачёва, и других.



Налоги и платежи