26 декабря скончался основатель сервиса для поиска авиабилетов Aviasales Константин Калинов. Ему было 40 лет. За 10 лет его компания прошла путь от скромного блога до одного из главных трэвел‐сервисов в России. «360» рассказывает главное о Калинове и его проекте.
Следующая новость
Константин Калинов родился в Санкт-Петербурге. Он получил юридическое образование на факультете подготовки оперативных сотрудников академии МВД. Его первым бизнесом в интернете был сайт по продаже эротических фотографий, на основе которого появился хостинг-провайдер UPL Telecom, рассказывал The Village.
Aviasales был создан в 2007 году как личный блог предпринимателя, в котором он собирал акции авиакомпаний — Калинов любил путешествовать и много времени проводил за границей. В 2008 году он продал свою долю в UPL Telecom и сосредоточился на поисковике.
Изначально Aviasales, кроме Калинова, занимался один редактор, со временем к работе привлекли программистов и других специалистов. В результате проект вырос до одного из крупнейших сервисов по поиску дешевых билетов в России. В прошлогоднем интервью Олегу Тинькову Калинов оценивал Aviasales в 250 миллионов долларов.
В конце 2016 года предприниматель заявил, что отходит от операционной деятельности в поисковике из-за проблем со здоровьем, но остается в совете директоров. «Многие знают, что я довольно сильно и давно болею, нет уже сил заниматься непосредственной работой. Я остаюсь в совете директоров, буду влиять на стратегию компании, но в оперативном управлении больше не участвую. Надеюсь, что когда поправлю здоровье, все вернется на свои места», — говорил он.
Отставка Калинова сопровождалась скандалом. На своей странице в Facebook он назвал несколько причин ухода из управления.
Мне стыдно за качество выпускаемых компанией продуктов, раз. Я категорически против выбранного вектора развития, два. Мне лично отвратительны персонажи в совете директоров и в руководстве фонда, три. Я не считаю профессионалами некоторых топ-менеджеров, четыре
— Константин Калинов.
Позже в интервью Rusbase он заявил , что против его руководства выступили представители фонда iTech Capital Глеб Давидюк и Андрей Романенко — у них и топ-менеджеров Aviasales возникли разногласия с Калиновым по поводу развития поисковика.
Калинов был известен не только благодаря успешному бизнесу, но и эксцентричному поведению. В 2014 году предприниматель публично критиковал основателя сервиса «Островок.ру» Сергея Фаге. Калинов не смог забронировать через «Островок» номер в отеле и позвонил ночью Фаге, чтобы тот помог решить проблему. Фаге пообещал разобраться с ней утром. Калинова это обидело — он начал оскорблять его в соцсетях.
Калинов ушел из жизни 26 декабря. По информации источника Vс.ru , причиной смерти стало онкологическое заболевание.
В то, что случилось, невозможно поверить. Да и невозможно найти слова, чтобы выразить значимость нашей потери. Лучше всего почтить память о Косте продолжением дела его жизни. Да и жить так, как он сам — не бояться и достигать результатов, до которых другим далеко. Спасибо, Костя. Мы тебя любим
Обнажённые официантки разносят шампанское в баре гостиницы Foto Hotel, на их телах небесным цветом нарисована форма бортпроводниц. Бар расположен на крыше. Открывается вид на закат и огни ночных клубов Пхукета. Всё уже готово к вечеринке, красивые женщины прибывают, здесь сегодня празднуют семилетие поисковика авиабилетов Aviasales. Основатель компании Константин Калинов просит ещё джин-тоник.
На крыше три сотни гостей, среди них успешные интернет-предприниматели вроде Андрея Романенко из Qiwi и Петра Кутиса из OneTwoTrip. Праздник закончится тем, что Калинову врежут по лицу, и это неудивительно. У Калинова репутация забияки. Он обкладывает матом конкурентов и коллег в Facebook, изводит неугодных партнёров, угрожает провинившимся сотрудникам. Поводы набить ему морду есть у многих. Он и сам это признаёт: «Многие меня ненавидят, но мне *** (всё равно). На рынке всего две успешные компании, остальные сосут инвестиции».
Зимой Aviasales привлёк первые 10 миллионов долларов инвестиций от фонда Itech Capital. Проект оценили в 65 миллионов долларов, что соответствует пятикратной выручке компании. Калинов говорит, что работает со звёздами. К нему приходят из «Яндекса», Booking.com и Acronis. The Village съездил в штаб-квартиру метапоисковика на острове Пхукет, чтобы выяснить, как человек с взрывным характером создал крупнейшую на российском интернет-рынке путешествий компанию.
Веранда в офисе Aviasales
Офис Aviasales на Пхукете
Бассейн в офисе Aviasales
Вид из офиса Aviasales на Пхукете
Бегство
Калинов называет себя «климатическим эмигрантом». Он родился в Петербурге, поступил на факультет подготовки оперативных сотрудников академии МВД и вышел оттуда с дипломом юриста. Одно время работал в милиции, но вспоминать об этом не любит и от документов в Aviasales старается держаться подальше.
Интернет-предпринимателем Калинов стал в конце девяностых - сделал сайт с эротическими фотографиями и начал их продавать. В нулевых ресурс превратился в партнёрскую сеть, которая гоняла трафик между десятками сайтов. Заработки были нерегулярные - то по 500 долларов в месяц, то по тысяче. Из сайта о любви вырос серьёзный хостинг-провайдер UPL Telecom, который и сейчас работает во многих странах Европы. «Adult-бизнес - очень жёсткая штука. Если ты не думаешь головой, не анализируешь поведение людей, а тупо лупишь баннеры, это не работает. Надо хорошо думать башкой», - Калинов считает, что школу выживания в интернете прошёл, когда занимался эротикой.
Работа на себя позволяла предпринимателю колесить по всему миру. Впечатлениями он делился в блоге Kosyan.com. Он всегда искал билеты подешевле и в какой-то момент написал простую программу, которая стала собирать лучшие акции туроператоров и авиакомпаний. Ничего подобного тогда в Рунете не было, и читатели блога стали активно пользоваться сервисом. В 2008 году Калинов продал долю в UPL Telecom за пятизначную сумму в евро и сосредоточился на любимой теме - путешествиях.
Вообще-то он не собирался совершать прорыв и не грезил о создании нового Facebook или WhatsApp. Он хотел сделать проект, который будет приносить «15−20 тысяч баксов в карман и не требовать очень много времени». Калинов всегда стремился к простым и понятным радостям: хороший достаток, солнце над головой и морской песок под ногами. Но, когда разглядел шанс совершить прорыв на туристическом рынке, решил «хватать его зубами».
В Москве выпадает первый снег, а на Пхукете палит солнце. Катя, дизайнер Aviasales, катит на байке мимо пальм и слонов в офис. Ей нужно ехать к пирсу Раваи, огромному бетонному сооружению, к которому давно не пришвартовываются большие корабли и паромы, и повернуть направо, сразу за большим золотым портретом короля.
Сейчас в компании чуть больше ста сотрудников. Семь лет назад вытаскивать программистов в Азию было сложно. «Они же все интроверты, из дома не выходят, а тут надо уехать к паукам, змеям», - говорит Калинов. Теперь соискатели проходят жёсткий отбор. Катя Кнышева дважды пыталась попасть в Aviasales и получила предложение после того, как отправила яркую презентацию о своей любви к проекту. «Когда маркетолог мне пишет и не может найти мою почту, *** (незачем) мне такой маркетолог. У нас работают бойцы со стальными яйцами», - гордится Калинов.
Претворяя в реальность своё желание перебраться в тепло из холодного Питера, Калинов увёз сотрудников подальше от соблазнов. В Москве миллион развлечений отвлекает от работы, а в Таиланде сотрудникам Aviasales коллеги заменяют и друзей, и соседей. Новые концепты появляются за чашкой утреннего кофе (в 12 часов в офисе, когда начинается рабочий день) и за бокалом «Май Тая» (после девяти, когда рабочий день заканчивается).
Константин Калинов
История Aviasales
Макс Крайнов, совладелец Aviasales
Популярность метапоисков
Данные за ноябрь по системе SimilarWeb
Аviasales
4,5 миллиона пользователей в месяц, 75 % из России
skyscanner
3,5 миллиона в месяц, 92 % из России
momondo
1,5 миллиона в месяц, 77 % из России
Kayak
300 000 в месяц, 77 % из России
Yandex.avia
860 000 в месяц*
Сотрудники Aviasales в офисе на Пхукете
Аналитика Aviasales на табло в офисе
Сотрудник Aviasales в офисе
Офис Aviasales
Офис Aviasales
Офис Aviasales
Новая цель
В этом году экономический кризис и банкротства туроператоров испортили планы российских туристических компаний. Aviasales вырос на 70 % против 100 % прошлого года. В России ещё много людей, которые покупают билеты в офлайне. Первая задача компании - заманить их на свой сайт. Вторая задача - освоить новые рынки, чтобы меньше зависеть от российской турбулентности и падающего спроса.
Попытку освоить международные рынки Aviasales предпринял в 2012 году, когда вслед за главным конкурентом, компанией Skyscanner, запустил поисковик под другим названием в Китае. Предполагалось, что миллиардная аудитория готова к такому продукту, гипотезу подтверждали данные маркетингового исследования, заказанного Aviasales годом ранее. Однако история о развитости китайского рынка оказалась мифом, а поход туда - ошибкой. Китайским агентствам не нужны метапоисковики. «Там всё происходит через поисковик Baidu, нашу модель они вообще не понимают», - говорит технический директор Aviasales Борис Каплуновский.
Когда покорение Китая оказалось утопией, Калинов решил сосредоточиться на других рынках, прежде всего - втором родном, тайском. Создание интерфейса на этом языке занимает больше времени, чем его разработка. Работать над тайской версией помогает менеджер Диди - она одна из шести тайских сотрудников на Пхукете. Диди кропотливо составляет слова в предложения, но когда их переносят в интерфейс, получается бессмыслица. «Когда в Великом Новгороде находили берестяные рукописи, там предложения писали cлитно, запятых не было, а пробелы cтавили между предложениями. Не было и гласных букв. Вот у тайцев это примерно так и сохранилось», - объясняет Каплуновский.
Пока компания проводит тесты и пытается понять, какое продвижение здесь сработает. Иногда Калинов в барах подходит к девушкам, показывает интерфейс и спрашивает, всё ли понятно. Так появляются отзывы от тайских пользователей из первых рук. Сейчас Aviasales привлекает популярных блогеров, среди которых звезда местного федерального канала «Три» IT Princess .
Компания приглядывается и к Америке. Для выхода на западные рынки созданный для выхода на международные рынки поисковик Jetradar пока не созрел (по данным SimilarWeb, у него всего 250 тысяч пользователей в месяц). «В Америке пускай бодаются бюджетами Kayak со Skyscanner. Когда у них закончатся деньги, мы спустимся с горы и *** (покажем им)», - бросать все силы на покорение самого большого и насыщенного в мире рынка пока рано.
Быть предпринимателем-эксцентриком и создавать потребительский сервис - большая удача. Слава о дурацких выходках, смешных одеяниях и крутом нраве всегда будет опережать информацию об экономических показателях бизнеса и привлекать внимание аудитории, даже если продукт недостаточно хорош. Харизматичные лидеры вроде Джобса, Брэнсона и Чичваркина не только обладают необыкновенным обаянием, но живут ради своего продукта и требуют полной отдачи в работе как от себя, так и от других.
Калинов начинал работу над Aviasales без желания изменить мир, но, отдав проекту семь лет жизни, близко подобрался к пантеону великих эксцентриков. Когда готовилась сделка по привлечению инвестиций, Калинов от волнения похудел на 25 килограммов и из пышущего здоровьем качка превратился в жилистого мужчину. Когда узнал, что несколько сотрудников планируют пропустить корпоратив ради отпуска на Бали, написал гневные письма: среди прочего обещал отменить премию, если они не перенесут поездку. Пропуск дня рождения компании кажется основателю предательством.
Aviasales уже стала крупнейшим метапоиском в России и диктует свои условия всему рынку. Одиозность Калинова не остановила развитие компании, не разрушила её, а, напротив, вызвала к ней ещё больший интерес. В России люди рады встать на сторону сильного и посмеяться над проигравшим. Им нужен лидер, который покажет дорогу. Калинов пришёл к успеху не только потому что построил хороший сервис, но и выделился из серой массы. Остаётся проверить, сработает ли такой подход в других странах.
История о развитости китайского рынка оказалась мифом, а поход туда - ошибкой, говорят сейчас в компании. Аналитики по продажам там не существует
Фотографии: 1-4, 7-14 – Алексей Ильин, 5, 6 – пресс-служба Aviasales
* По информации «Яндекса», «Яндекc.Авиа» входит в тройку российских метапоисков, аудитория составляет 1,3 миллиона в месяц
Вконтакте
Одноклассники
Точная причина смерти на данный момент не названа.
В конце 2016 года Калинов сообщил о своем временном уходе от оперативного управления компании из-за возникших проблем со здоровьем. Однако подчеркивал, что планирует вернуться после выздоровления. Константин оставался одним из собственников и принимал участие в стратегических решениях. С его стороны достаточно жестко критиковался выбранный курс развития и отдельные представители руководящего состава. Данный конфликт нашел отображение и в том, что Константин Калинов, основатель компании, впервые за несколько лет не был приглашен на вечеринку в честь дня рождения Aviasales. Этому был посвящен последний пост на странице бизнесмена в Facebook.
Константин Калинов — биография
Получил юридическое образование, окончив факультет подготовки оперативных сотрудников академии МВД. Некоторое время работал в уголовном розыске Выборгского района.
В конце девяностых годов стал активно заниматься интернет-бизнесом.
В 2007 году он создал Aviasales - персональный блог о путешествиях, в котором, в частности, были аккумулированы спецпредложения дешевых перелетов авиакомпаний. Позднее это стало основой для полноценного сервиса с различными алгоритмами поиска и покупке авиабилетов. Aviasales принадлежит компании Go Travel Un Limited, основателем которой также являлся Калинов. Это крупнейший метапоисковик билетов, отелей и различных туристических услуг на российском рынке. Спустя четыре года должность руководителя проекта занял Максим Крайнов, сам Калинов стал вице-президентом по продуктам, а позднее – маркетинговым руководителем.
Калинов называет себя «климатическим эмигрантом». Он родился в Петербурге, поступил на факультет подготовки оперативных сотрудников академии МВД и вышел оттуда с дипломом юриста. Одно время работал в милиции, но вспоминать об этом не любит и от документов в Aviasales старается держаться подальше.
Интернет-предпринимателем Калинов стал в конце девяностых - сделал сайт с эротическими фотографиями и начал их продавать. В нулевых ресурс превратился в партнёрскую сеть, которая гоняла трафик между десятками сайтов. Заработки были нерегулярные - то по 500 долларов в месяц, то по тысяче. Из сайта о любви вырос серьёзный хостинг-провайдер UPL Telecom, который и сейчас работает во многих странах Европы. «Adult-бизнес - очень жёсткая штука. Если ты не думаешь головой, не анализируешь поведение людей, а тупо лупишь баннеры, это не работает. Надо хорошо думать башкой», - Калинов считает, что школу выживания в интернете прошёл, когда занимался эротикой.
Работа на себя позволяла предпринимателю колесить по всему миру. Впечатлениями он делился в блоге Kosyan.com. Он всегда искал билеты подешевле и в какой-то момент написал простую программу, которая стала собирать лучшие акции туроператоров и авиакомпаний. Ничего подобного тогда в Рунете не было, и читатели блога стали активно пользоваться сервисом. В 2008 году Калинов продал долю в UPL Telecom за пятизначную сумму в евро и сосредоточился на любимой теме - путешествиях.
Вообще-то он не собирался совершать прорыв и не грезил о создании нового Facebook или WhatsApp. Он хотел сделать проект, который будет приносить «15−20 тысяч баксов в карман и не требовать очень много времени». Калинов всегда стремился к простым и понятным радостям: хороший достаток, солнце над головой и морской песок под ногами. Но, когда разглядел шанс совершить прорыв на туристическом рынке, решил «хватать его зубами».
В Москве выпадает первый снег, а на Пхукете палит солнце. Катя, дизайнер Aviasales, катит на байке мимо пальм и слонов в офис. Ей нужно ехать к пирсу Раваи, огромному бетонному сооружению, к которому давно не пришвартовываются большие корабли и паромы, и повернуть направо, сразу за большим золотым портретом короля.
Сейчас в компании чуть больше ста сотрудников. Семь лет назад вытаскивать программистов в Азию было сложно. «Они же все интроверты, из дома не выходят, а тут надо уехать к паукам, змеям», - говорит Калинов. Теперь соискатели проходят жёсткий отбор. Катя Кнышева дважды пыталась попасть в Aviasales и получила предложение после того, как отправила яркую презентацию о своей любви к проекту. «Когда маркетолог мне пишет и не может найти мою почту, *** (незачем) мне такой маркетолог. У нас работают бойцы со стальными яйцами», - гордится Калинов.
Претворяя в реальность своё желание перебраться в тепло из холодного Питера, Калинов увёз сотрудников подальше от соблазнов. В Москве миллион развлечений отвлекает от работы, а в Таиланде сотрудникам Aviasales коллеги заменяют и друзей, и соседей. Новые концепты появляются за чашкой утреннего кофе (в 12 часов в офисе, когда начинается рабочий день) и за бокалом «Май Тая» (после девяти, когда рабочий день заканчивается).
Сначала c Калиновым работал только редактор, получавший доллар за размещение предложения на сайте (не всё цеплялось автоматически, что-то приходилось забивать вручную). Во время развития adult-сайта Калинов научился привлекать аудиторию. В а 2011 году около 70 % пользователей приходили на Aviasales благодаря SEO.
«Я всегда хотел заниматься билетами, но сама продажа меня не интересует. Ты берёшь чужие деньги и несёшь за них ответственность - зачем это нужно», - объясняет он идею метапоиска. Всё должно существовать в рамках партнёрства - сайт с помощью алгоритма отслеживает сотни предложений и переводит пользователей туда, где они могут купить билеты. За посредничество метапоисковик получает комиссию.
Калинов утверждает, что семь лет назад не слышал о существовании западных конкурентов Skyscanner и Kayak. Хотя история создания Aviasales очень похожа на историю Skyscanner, его главного конкурента на российском рынке. Британский метапоиск придумали три программиста. Они любили путешествия и как-то решили найти дешёвые билеты, чтобы полететь во Францию кататься на лыжах. Поиск предложений требовал большой работы, так что один из них написал программу, которая автоматически получала тарифы с сайтов авиакомпаний. В 2002 году он опубликовал файл Excel в интернете и стал его обновлять.
Первый движок для Калинова написал выпускник «Военмеха» Антон Кириллов. Они работали вместе, пока отношения не разладились: «У Кости заканчивалось финансирование, он сильно переживал, в результате чего происходили нервные срывы. Чтобы сохранить дружеские отношения, я нашёл себе достойную замену и отчалил», - вспоминает программист. Это было сложное время: Калинов не платил себе зарплату, хотя ему нужно было обеспечивать жену и годовалого сына Артёма. Привлечь инвесторов не получалось.
Чтобы определиться с будущим, Калинов обратился к Максу Крайнову, создателю блога о личных финансах и бизнесе Kraynov.com. Калинов попросил оценить стоимость компании и посмотреть, сколько нужно времени, чтобы выйти в прибыль. Крайнов, гик-интеллигент из Самары, построил финансовую модель и посоветовал потерпеть три месяца. И не ошибся. В назначенный срок дела пошли в гору, впечатлённый Калинов предложил Крайнову стать партнёром. В 2011 году Крайнов присоединился к команде Aviasales. В отличие от Антона Кириллова, он чётко определяет границу: «С Костей у меня нет дружеских отношений, только конструктивные. Другие мешают работе».
Cложно найти двух более разных людей, чем Калинов и Крайнов. Калинов ненавидит бизнес-книги, Крайнов делится в блоге обзорами новинок издательства «МИФ». Калинов взрывной и эмоциональный, Крайнов - сдержанный и рассудительный. Калинов любит креативный хаос, Крайнов - чёткое планирование. На вопрос о разногласиях Крайнов отвечает, что нашёл подход к партнёру: «Лучше не пинать мёртвого слона и не давать Косте заниматься этим. Он как кошка, которая гуляет сама по себе, но это приносит пользу другим. Управлять им невозможно, но можно его сдержать».
Ещё в Петербурге Калинов начал эксперименты с нестандартными способами продвижения своего сервиса. Однажды он заказал за ночь исписать асфальт перед каждой авиакассой в городе предупреждениями: «Стой! Проверь цену на Aviasales.ru». Наутро у предпринимателя взрывался телефон. К Калинову грозились прислать бандитов и телевидение, а он радовался: «Это было шоу. Мне тогда куча друзей написали: „Ну ты *** (ненормальный)“».
Предприниматель не стесняется в выражениях и любит эпатаж, за что получает всегда полярную оценку - или восхищение, или раздражение. В феврале Калинов появился в офисе Aviasales в одних леопардовых стрингах. Он проиграл спор дизайнеру о повышении конверсии нового интерфейса главной страницы. Видео, в котором Калинов разгуливает по офису в трусах и шлеме, стало вирусом в соцсетях и попало в СМИ. Говорят, на самом деле в споре победил Калинов, но решил всё же появиться в неглиже для создания вау-эффекта: «Я сам по себе такой, но это и имидж тоже. Ты можешь быть сильно умным и какую-то умную херню двигать в этом Facebook. Но я не сильно умный».
И всё же история Aviasales - это серьёзный и кропотливый труд. Рядом с рабочим местом Калинова висит большой монитор с цифрами и графиками. Это аналитическая система, которую в Aviasales разработали, чтобы следить за каждым пользователем. Компания проводит около пяти тестов в неделю по одному продукту, раз в две недели запускается новая рекламная кампания. Калинов считает, что в России нет хороших маркетологов, которые улавливают тренды в воздухе. Лучшие медийные кампании Aviasales основаны на новостной повестке - генератор имён бразильских футболистов во время чемпионата мира по футболу в Бразилии на Sports.ru и баннеры на главной странице в день запуска Meduza. Больше 35 % человек, перешедших на Aviasales с этих медийных проектов, в первый месяц возвращались.
Основная выручка Aviasales - комиссия партнёров: агентств и авиакомпаний, которые появляются в выдаче поисковика. Сервис обеспечивает партнёрам приток новых клиентов и берёт около 2,5 % за проданный билет. В 2013 году через Aviasales продали 2 миллиона билетов на 400 миллионов долларов. Реклама приносит метапоиску ещё 20 % оборота. По подсчётам The Village, выручка компании составила около 10 миллионов долларов. Конкуренты Aviasales зарабатывают больше за счёт международных рынков: в 2013 году британский Skyscanner удвоил выручку до 100 миллионов долларов.
Будучи крупнейшим метапоиском в России, Aviasales навязывает свои условия. В отличие от конкурентов Skyscanner, Momondo и «Яндекс.Авиа», которым платят за количество переходов, компания Калинова в большинстве случаев получает деньги только после продажи билета. «Мне надо, чтобы человек купил, так что я *** (достану) это агентство, чтобы у меня была хорошая конверсия», - горячится Калинов. Ради повышения количества заказов Aviasales готов на многое. Например, сам создаёт страницы для мобильных версий агентств, куда переходят пользователи.
Онлайн-агентства (OTA) подтверждают, что требования Aviasales жёстче, чем у зарубежных конкурентов. Калинов пользуется положением монополиста и, если у агентства цена в поиске чуть выше, чем на сайте, отключает его. Если конверсия низкая, тоже отключает. Андрей Шеховцов из BravoAvia рассказывает, как его компания перестала работать с Aviasales: «Большинство вопросов по ценообразованию решается в нашем офисе в Швейцарии. Одна из целей - иметь определённый уровень заработка. Skyscanner наши условия устраивают, а Aviasales - нет».
Агентства застряли между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, метапоиск приносит им новых покупателей, с другой - на проданных через такие сервисы билетах заработать удаётся крайне редко и крайне мало. Чтобы получать большие объёмы, нужно «вставать на кнопку», то есть попадать на первую или вторую позицию в выдаче, где самые низкие цены. Агентство демпингует и в результате оказывается банкротом. Именно пристрастие к первым строчкам в метапоисковиках убили в прошлом году «Эвитерру». «Для нас получаются продажи в ноль: 2,5 % отдаёшь метапоиску и ещё на 2 % уменьшаешь стоимость билета, чтобы попасть на первую или вторую позицию», - говорит основатель агентства Biletix Александр Сизинцев. Калинов всё прекрасно понимает, но в бизнесе нет места альтруизму. Раз агентства не могут отказаться от трафика Aviasales - будут работать по его правилам.
Высказывать претензии Aviasales партнёры не спешат. Во-первых, никто не хочет вылететь из самого крупного метапоиска российского рынка навсегда. Во-вторых, все боятся лично оказаться в немилости создателя Aviasales. «Если ты попал во враги Калинова, это конец. Поэтому я стараюсь вообще его не трогать», - говорит один из участников рынка.
Стать врагом Калинова легко. Прошлым летом он позвонил среди ночи основателю сервиса бронирования отелей «Островок» Сергею Фаге, попросил решить проблему с отелем в Бейруте. Сонный предприниматель не помог, а сказал, что разберётся к утру. Калинов начал мстить. Устроил громкий скандал в Facebook, написав несколько уничтожающих постов в соцсети. Дизайнеры Aviasales нарисовали хоббита с лицом Сергея Фаге, Калинов предложил распечатать этот рисунок своим подписчикам и друзьям в соцсети и использовал изображение в рекламе своих сервисов. С тех пор при каждом удобном случае Калинов шпыняет Фаге, хотя работать с «Островком» продолжает - Aviasales не исключил его из своей базы отелей. Теперь сервис по бронированию общается только со вторым партнёром, Максом Крайновым.
В этом году экономический кризис и банкротства туроператоров испортили планы российских туристических компаний. Aviasales вырос на 70 % против 100 % прошлого года. В России ещё много людей, которые покупают билеты в офлайне. Первая задача компании - заманить их на свой сайт. Вторая задача - освоить новые рынки, чтобы меньше зависеть от российской турбулентности и падающего спроса.
Попытку освоить международные рынки Aviasales предпринял в 2012 году, когда вслед за главным конкурентом, компанией Skyscanner, запустил поисковик под другим названием в Китае. Предполагалось, что миллиардная аудитория готова к такому продукту, гипотезу подтверждали данные маркетингового исследования, заказанного Aviasales годом ранее. Однако история о развитости китайского рынка оказалась мифом, а поход туда - ошибкой. Китайским агентствам не нужны метапоисковики. «Там всё происходит через поисковик Baidu, нашу модель они вообще не понимают», - говорит технический директор Aviasales Борис Каплуновский.
Когда покорение Китая оказалось утопией, Калинов решил сосредоточиться на других рынках, прежде всего - втором родном, тайском. Создание интерфейса на этом языке занимает больше времени, чем его разработка. Работать над тайской версией помогает менеджер Диди - она одна из шести тайских сотрудников на Пхукете. Диди кропотливо составляет слова в предложения, но когда их переносят в интерфейс, получается бессмыслица. «Когда в Великом Новгороде находили берестяные рукописи, там предложения писали cлитно, запятых не было, а пробелы cтавили между предложениями. Не было и гласных букв. Вот у тайцев это примерно так и сохранилось», - объясняет Каплуновский.
Пока компания проводит тесты и пытается понять, какое продвижение здесь сработает. Иногда Калинов в барах подходит к девушкам, показывает интерфейс и спрашивает, всё ли понятно. Так появляются отзывы от тайских пользователей из первых рук. Сейчас Aviasales привлекает популярных блогеров, среди которых звезда местного федерального канала «Три» IT Princess.
Компания приглядывается и к Америке. Для выхода на западные рынки созданный для выхода на международные рынки поисковик Jetradar пока не созрел (по данным SimilarWeb, у него всего 250 тысяч пользователей в месяц). «В Америке пускай бодаются бюджетами Kayak со Skyscanner. Когда у них закончатся деньги, мы спустимся с горы и *** (покажем им)», - бросать все силы на покорение самого большого и насыщенного в мире рынка пока рано.
Быть предпринимателем-эксцентриком и создавать потребительский сервис - большая удача. Слава о дурацких выходках, смешных одеяниях и крутом нраве всегда будет опережать информацию об экономических показателях бизнеса и привлекать внимание аудитории, даже если продукт недостаточно хорош. Харизматичные лидеры вроде Джобса, Брэнсона и Чичваркина не только обладают необыкновенным обаянием, но живут ради своего продукта и требуют полной отдачи в работе как от себя, так и от других.
Калинов начинал работу над Aviasales без желания изменить мир, но, отдав проекту семь лет жизни, близко подобрался к пантеону великих эксцентриков. Когда готовилась сделка по привлечению инвестиций, Калинов от волнения похудел на 25 килограммов и из пышущего здоровьем качка превратился в жилистого мужчину. Когда узнал, что несколько сотрудников планируют пропустить корпоратив ради отпуска на Бали, написал гневные письма: среди прочего обещал отменить премию, если они не перенесут поездку. Пропуск дня рождения компании кажется основателю предательством.
Aviasales уже стала крупнейшим метапоиском в России и диктует свои условия всему рынку. Одиозность Калинова не остановила развитие компании, не разрушила её, а, напротив, вызвала к ней ещё больший интерес. В России люди рады встать на сторону сильного и посмеяться над проигравшим. Им нужен лидер, который покажет дорогу. Калинов пришёл к успеху не только потому что построил хороший сервис, но и выделился из серой массы. Остаётся проверить, сработает ли такой подход в других странах.
Константин Калинов, основатель агрегатора авиабилетов Aviasales, умер 26 декабря в Москве. Он отошел от оперативного управления компанией в конце 2016 года
Фото: Личная страница Константина Калинова в Facebook
Основатель компании-агрегатора предложений по авиабилетам Aviasales Константин Калинов умер в Москве. Об этом говорится в письме управляющего директора компании Макса Крайнова, которое поступило в РБК. В пресс-службе Aviasales подтвердили информацию о смерти Калинова.
«В то, что случилось, невозможно поверить. Да и невозможно найти слова, чтобы выразить значимость нашей потери», — говорится в письме.
Калинов умер 26 декабря. Об обстоятельствах его смерти информации нет. Калинову было 40 лет, он родился 4 сентября 1977 года в Ленинграде.
«Десять лет назад Костя Калинов создал сервис, без которого сегодня не может обойтись ни один путешественник в России, планирующий свое путешествие онлайн. Все это время Костя стоял во главе бурных событий в компании, будь то создание самого продукта или его маркетинг. Прямо сейчас мы скорбим вместе с близкими Кости и выражаем свои соболезнования», — рассказал РБК директор по продукту Aviasales Антон Байцур. Он добавил, что причины смерти Калинова неизвестны.
«Костя был потрясающим человеком. Всегда совершенно свободно и открыто общался с новыми людьми, легко делился знаниями, опытом, контактами — всем, что давалось ему иногда очень непросто. Был резок и всегда честен. Благодарен ему за опыт и очень ценю знакомство с ним. Мне очень жаль. Поверить невозможно», — рассказал РБК друг Константина Калинова, сооснователь коммуникационного агентства Magic Арсений Камышев.
Портал Aviasales зародился как личный блог Калинова, в котором он рассказывал о специальных предложениях авиакомпаний, затем он стал отдельным порталом. Калинов был исполнительным директором компании до конца августа 2011 года, его сменил Крайнов.
31 декабря 2016 года Калинов написал на странице в Facebook, что теперь он имеет к компании «довольно посредственное отношение». «Прошу более не ассоциировать меня с продуктами этих великих мастеров онлайн бизнеса, бесплатно, без смс. Таки да, я пошел, всем спасибо», — написал он.
Калинов закончил факультет подготовки оперативных сотрудников академии МВД и после этого некоторое время служил в милиции, писал The Village. В конце 1990-х он создал сайт, на котором продавал эротические фотографии, потом сайт стал партнерской сетью по обмену трафиком, но не приносил регулярного дохода. Калинов позднее создал хостинг-провайдера UPL Telecom (свою долю он продал в 2008 году). Он часто путешествовал и написал для себя и читателей своего блога программу, которая собирала акции от туроператоров и авиакомпаний.
Основатель поисковика авиабилетов Aviasales Константин Калинов умер в возрасте 40 лет. Об этом его друзья сообщили в фейсбуке. «Сегодня утром не стало Папы Кости. Человека который был настоящим во всем и в своих достоинствах и в своих слабостях», — написал друг Калинова Василий Потемкин.
Как отмечает TJournal, Калинов скончался 26 декабря, около 9:30 по мск. Причиной смерти, по данным источников издания, стало онкологическое заболевание. Telegram-канал «Mash» пишет, что заболевание требовало «особого отношения к своему организму», в частности, требовался полный запрет на курение, употребление алкоголя и вредной пищи.
О болезни Калинова стало известно в конце 2016 года — тогда создатель Aviasales сообщил, что из-за проблем со здоровьем он прекратит заниматься операционным управлением компании.
В апреле 2017 года Калинов в интервью Rusbase говорил, что по прежнему участвует в советах директоров Aviasales и в последнее время стал принимать «больше участия в жизни компании».
«Костя отошел от оперативного управления Aviasales примерно полгода назад. Он оставался одним из собственников и принимал участие в принятии стратегических решений», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе созданной Калиновым компании.
«Костю можно было любить, можно ненавидеть, но тяжело было к нему относиться равнодушно»,
— написал в своем фейсбуке о случившемся блогер Ярослав Андреев, больше известный интернет-пользователям как «эльф-торговец».
«Костя трудно в пускал в свой круг, но если он называл кого то другом то это навсегда. Косьян был из тех редких сейчас людей, кто держал свое слово, не боялся никого и ни перед какой сволочью не лукавил. Тянулся к музыке и понимал культуру глубоко. Он был изобретателем и основой, — пишет о Калинове его друг Потемкин — Косьян помог уйме людей, умел различать, но мало когда отказывал. У него был свой стиль и свои причуды. Я горжусь, что знал его и мог называть его другом».
«Вообще, тут как ни скажи, получится фальшиво: основатель, визионер. Костя всегда выше всех этих стереотипов. Все время я стараюсь избегать прошедшего времени, говоря о нем», — сказал о случившемся партнер Калинова по бизнесу Максим Крайнов. «В то, что случилось, невозможно поверить. Да и невозможно найти слова, чтобы выразить значимость нашей потери», — добавил Крайнов.
Поисковик Aviasales, к настоящему моменту превратившийся в самый популярный среди россиян инструмент по поиску авиабилетов, можно назвать главным детищем скончавшегося Константина Калинова
Метапоисовик изначально появился в 2007 году в виде личного блога Калинова, где он аккумулировал спецпредложения авиакомпаний. В скором времени к его начинанию присоединились несколько программистов, что положило началу становлению проекта как компании Go Travel Un Limited, частью которой и стал сервис Aviasales. В 2010 году офис компании из Санкт-Петербурга переехал на остров Пхукет в Таиланде, где и располагается до сих пор.
Калинов ушел с поста главного исполнительного директора компании в 2011 году, уступив его Максиму Крайнову. Сам основатель компании сохранил за собой пост вице-президента по продуктам и место в Совете директоров.
В 2012 году сервис Aviasales запустил собственное мобильное приложение, которое спустя всего два дня после появления заняло первую строчку в AppStore в категории «Путешествия». Тогда же была запущена англоязычная версия проекта — сервис JetRadar, благодаря которому проект Калинова вышел на международный уровень.
«Лучше всего почтить память о Косте продолжением дела его жизни. Да и жить так, как он сам — не бояться и достигать результатов, о которых другим далеко. Спасибо, Костя. Мы тебя любим», — говорится в письме действующего управляющего директора Aviasales Максима Крайнова.
Налоги и платежи