3 структура и функции общения. Общение, его функции и структура. Средства и виды общения. По средствам общение может быть

  • 5. Становление зарубежной социальной психологии
  • 6. Развитие социальной психологии в нашей стране
  • 7. Методы социальной психологии. Классификации методов и их характеристики
  • 8. Общественные и межличностные отношения. Общение в системе отношений человека. Общение и деятельность.
  • 9. Виды и функции общения. Структура общения
  • 10. Уровни общения по а.Б. Добровичу. Типы межличностного общения по н.И. Шевандрину
  • 11. Понятие общения. Структура и функции общения.
  • 12. Общение как обмен информацией. Особенности коммуникативного процесса
  • 13. Социально-психологические аспекты массовой коммуникации
  • 14. Речь как средство коммуникации. Вербальная коммуникация. Говорение и слушание
  • 15. Невербальная коммуникация, виды
  • 16. Общение как взаимодействие. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
  • 17. Подходы к проблеме взаимодействия. Теория взаимодействия э. Берна.
  • 18. Кооперативное и конкурентное взаимодействие.
  • 19. Конфликтное взаимодействие. Способы разрешения конфликта.
  • 20.Общение как взаимопознание и взаимопонимание людей. Понятие социальной перцепции.
  • 21. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия. Каузальная атрибуция.
  • 22. Эффекты и явления социальной перцепции. Впечатления (эффекты). Стериотипизация. Предубеждения. Установки. Аттракция.
  • 24. Психология больших социальных групп: структура, методы исследовании.
  • 25. Стихийные группы и массовые движения. Способы воздействия в стихийных группах.
  • 26. История изучения малой группы. Понятие малой группы, ее признаки.
  • 27. Классификация малых групп. Характеристики малой группы.
  • 28. Динамические процессы в малой группе. Фазы и уровни развития группы.
  • 29. Структура малой группы. Статус, групповая роль, позиция участника группы.
  • 30.Руководство и лидерство в малых группах. Стили лидерства.
  • 31. Психологическая теория коллектива.
  • 32. История исследования межгрупповых отношений. Феномены межгруппового взаимодействия.
  • 33.Этнопсихологические проблемы в социальной психологии.
  • 34. Личность как предмет исследования в социологии и психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности.
  • 36. Понятие социальной установки личности. Установка и поведение. Изменение социальных установок.
  • 37. Направления прикладных исследований в социальной психологии.
  • 11. Понятие общения. Структура и функции общения.

    Общение - связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

    Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

    Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

    коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия); информационная (обмен информацией между людьми); когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии); эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью); конативная (управление и коррекция взаимных позиций); креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

    В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

    инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия); синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста); трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

    И дополнительные:

    экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний); социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

    Структура общения

    В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

    Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

    Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

    Существует целая группа приемов привлечения внимания:

    прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих. Прием “завлечения” - говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться. Прием установления зрительного контакта - пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

    Первая группа приемов поддержания внимания - приемы “изоляции”. Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Третья группа приемов поддержания - приемы акцентировки

    Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

    С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт, люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка - это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель - это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго - состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго - состояний как “ребенок - ребенок”, “взрослый - взрослый”, “родитель - ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго - состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

    Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то - нравится нам внешне этот человек или нет. Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо. При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола.

    Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Введение

    2. Структура общения

    Заключение

    Список литературы

    общение коммуникативный перцептивный

    Введение

    Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией (факсы, электронная почта, Интернет и т.д.). Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессия типа "человек - человек") одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении. От них требуется умение устанавливать отношения и общаться с людьми, умение точно выражать свои мысли и умение внимательно слушать других.

    От искусства делового общения руководителя зависит качество работы, эмоциональный настрой работников, стабильность кадрового состава, социально-психологический климат в организации, наличие конфликтных ситуаций, установление и развитие деловых контактов, влияющее на экономическую ситуацию организации в целом.

    Общение - это форма деятельности людей, приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

    1. Понятие «общение» и его функции

    Общение - взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, будучи социально или личностно ориентированным, отражается на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение существует в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы.

    Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная; социализирующая, связующая, самопознания (А.В. Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б.Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А. Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А. Карпенко) и др. Если же рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность трех групп функций.

    1)Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

    2) Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

    3)Инструментальные функции определяют связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.

    Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек - деятельность - общество.

    Естественно классификаций и типологий функций общения может быть сколько угодно, в зависимости от выбранного критерия. В данном случае взгляд на функции общения определен предметом социальной психологии. Инструментальная функция общения представляет особый интерес, поскольку она связана с общением человека не только с другими людьми, но и с уникальными явлениями окружающего мира, таким как, например, природа. Несмотря на то, что общение мы рассматриваем как специфический социальный феномен, применение данного понятия для обозначения контакта с природой вполне уместно. Здесь происходит своеобразный обмен информацией на уровнях, которые являются малоизученными в современной науке и исследование которых не входит в предмет социальной психологии. Однако отношения человека с миром определяют развитие его наблюдательности, любознательности и любопытства - качества, которые А.Ф. Лазурский выделял как основные при характерологическом анализе некоторых сложных проявлений личности, взаимодействующей с другими людьми.

    2. Структура общения

    К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

    Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

    Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

    Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

    Коммуникативная сторона общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами - субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

    Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и

    декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

    В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба - рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение - имеет место в различных образовательных системах).

    Средства коммуникации. Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации - на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации - «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

    Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

    КТО? (передает сообщение) - Коммуникатор

    ЧТО? (передается) - Сообщение (текст)

    КАК? (осуществляется передача) - Канал

    КОМУ? (направлено сообщение) - Аудитория

    С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? - Эффективность.

    Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее). Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

    1)Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

    2)Оптико - кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика). Жест - это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

    коммуникативные (заменяющие речь); описательные (их смысл понятен только при словах); жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека; мимика - это движение мышц лица; пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

    3)Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса). В психологии выделяют четыре дистанции общения:

    Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. - межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

    Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

    Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

    4) Визуальный контакт (визуалика - это контакт глаз). Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

    Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий - кооперация и конкуренция.

    Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

    Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

    Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

    3. Способы организации групповой деятельности и общения

    Общение есть непременный атрибут любой человеческой деятельности. Оно проявляется через взаимодействие субъектов. Межсубъектное взаимодействие начинается исторически в материальной практике, производственной, трудовой социально- преобразовательной деятельности. Оно предстает там как материально - практическое взаимодействие участников единого, коллективного деятельного процесса. Речь идет не о любой практической связи людей, а только о такой, в которой они выступают как полноценные субъекты, ибо существуют и такие коллективные действия, в которых один участник использует другого (или других) как простые объекты, подобные орудиям труда, инструментам, механизмам или работающим животным. Поэтому межсубъектным практическим отношением является лишь такое, в котором участники единого действия выступают (в принципе) как равно активное и равно свободные партнёры, ориентирующиеся друг на друге именно как на инициативно-самодействующих субъектов. Таким было поведение первобытных охотников в процессе коллективной охоты на зверя. Оно порождало необходимость их отношения друг к другу как субъектам, каждый из которых должен вносить свою лепту активности, целенаправленности, сознания и самосознания, избирательности и свободы в достижение общего результата - победы над зверем, более сильным, чем каждый охотник в отдельности, но уступавшим организованному коллективу активно взаимодействующих охотников--субъектов общей единой деятельности.

    Точно также и в дальнейшем многие формы практической деятельности людей, осуществляемой коллективно, по-прежнему требовали их материального, вещественно-энергетического взаимодействия в качестве субъектов совместных акций. Ведь умение заложено у человека в генетической программе, в инстинкте, а обретает процессе его обучения, образования и общественного воспитания. Между тем конкретные условия деятельности бывают столь разнообразными и всякий раз в той или иной мере неожиданным, непредвиденным, что только свобода, избирательность действий каждого члена данного коллектива способна привести к успеху общего дела. А это значит, что каждый член коллектива - строительной бригады, боевого взвода, спортивной команды равно как член макроколлективов - представитель класса, нации и т.д., должен в подобных ситуациях сам действовать не как объект, пассивно выполняющей чужую волю, команды и указания, получаемые извне, а как субъект, свободно избирающей линию своего поведения и относящихся к своим сотрудникам, соавторам, партнёрам как к субъектам же.

    Общение как межсубъектное взаимодействие предполагает духовную регуляцию, то есть включает в себя духовные действия субъектов -- без этого они не выступали бы в данной ситуации как субъекты. Однако участие духовности в практическом взаимодействии субъектов не снимает существенного различия между материальной и духовной его формами. Они различаются тем, что в материальном общении духовная активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действиями, тогда как целью духовного общения является духовное единение партнёров, достижение их духовной общности, а практические действия служат только данной цели.

    Существуют иные способы организации групповой деятельности. Одним таким способом является управление, то есть отношение человека как субъекта к объекту -- начальника к подчинённому, офицера к солдату, законодателя к исполнителю. В этих случаях формой отношений является дисциплина- принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого. Понятно, последний лишён свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними ассиметрична, могологична, а не диологична.

    Другим способом организации данных видов групповой деятельности является разделение труда. Это зафиксированное и стабильное распределение функций между участниками общего дела, которое лишает каждого из них свободы, делая его поведение запрограммированным, а в идеале--автоматизированным и потому передаваемым машинам, компьютерным устройствам. Так в сфере материального производства, да и в современном военном деле происходит постепенное вытеснение человека автоматом, способным более надёжно выполнять те операции, которые могут быть алгоритмизированы, которые исключают свободу выбора.

    Заключение

    Как мной было показано - общение связано и с общественными, и с личными отношениями человека. Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение. Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности. Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру.

    В межличностном общении могут быть выделены три стороны.

    1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.

    2. Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

    3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

    Список литературы

    1. Краткий словарь по социологии. М., 1989.

    2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.

    3. Голубева Г. А., Дмитриев А. В. Социология: Учебное пособие. - М 1999.

    4. М.С. Коган. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

      контрольная работа , добавлен 09.11.2010

      Стороны структуры общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции. Механизмом социально-психологической регуляции поведения людей.

      презентация , добавлен 27.12.2015

      Функции и специфика общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Вербальные и невербальные средства общения. Факторы, способствующие установлению контакта. Свойства характера, психологические установки, эмпатия.

      реферат , добавлен 08.02.2011

      Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.

      реферат , добавлен 06.10.2009

      Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Визуальные виды общения. Теория обмена, символического интеракционизма, трансактного анализа, мотивации А. Маслоу, межличностного взаимодействия. Психоаналитическая теория З. Фрейда.

      презентация , добавлен 23.02.2016

      Понятие делового общения. Устный и письменный способы обмена информацией. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции общения. Этические и культурные требования к выступлению с речью. Установление контакта с аудиторией, жесты и мимика оратора.

      контрольная работа , добавлен 02.03.2011

      Виды делового общения: устные и письменные виды делового общения. Структура и функции общения. Уровни общения. Коммуникативная функция общения. Деловая беседа, как основная форма делового общения. Влияние имиджа делового человека. Тактика общения.

      реферат , добавлен 09.06.2008

      Осуществление взаимодействия человека с окружающим миром в системе объективных отношений. Категория общения в психологической науке. Вид общения. Трансактный анализ общения. Трудности в процессе общения. Путь исследования межличностного взаимодействия.

      реферат , добавлен 04.11.2008

      Информационно-коммуникативная функция общения. Знаковые системы в невербальной коммуникации. Перцептивный и интерактивный компонент общения. Роль восприятия в процессе общения. Главный регулятор в построении общения. Схемы запуска эффекта ореола.

      реферат , добавлен 08.01.2012

      Понятие общения в психологии. Человек как субъект общения. Место взаимодействия в структуре общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов. Тест на общительность.

    Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.

    Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):

    1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.

    2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.

    3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.

    Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , получающий ее – реципиентом .

    Цель общения - отвечает на вопрос "Ради чего существо вступает в акт общения?". Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

    Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

    Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения,коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

    Анализ структуры общения позволяет выделить функции общения (Ломов ):

    1. Информационно-коммуникативная функция.

    2. Регуляционно-коммуникативная функция.

    3. Аффективно-коммуникативная функция.

    Эти три функции соответствуют трем основным структурным элементам общения.

    Перечень этих функций можно расширить.

    4. Общение является основанием, необходимым условием нормальной жизнедеятельности и формирования личности.

    Так как в процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека :

    ● в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);

    ● потребность в привязанностях;

    ● в значимости или самоутверждении;

    ● в социальных ориентирах и объекте подражания;

    ● в самосознании, в самооценке.

    Значение общения в жизни личности наиболее ярко проявляется в 3 -х критических ситуациях:

    1. Отсутствие общения (“Маугли”) ==> деградация личности и резкие необратимые задержки психологического развития.

    2. Дефицит общения (особенно интеллектуального или дружеского) ==> как компенсация – отклонения поведения:

    § алкоголь,

    § наркотики,

    § аутообщение (общение с самим собой) = шизофрения,

    § чрезмерная разговорчивость, привязчивость,

    § персонификация (общение с неодушевленными предметами и животными),

    § религиозность (общение с Богом заменяет общение с человеком).

    3. дисгармоничное общение (частые конфликты, ссоры, неудовлетворенность своим партнером ==> (стрессы) ==> психологические заболевания: 1) неврозы; 2) сердечно-сосудистые заболевания, язвы и др.; 3) суицид.

    Виды общения.

    Структуру общения мы представим так:

    Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

    Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

    Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

    Виды общения:

    1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

    2. Примитивное общение , когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают интерес к нему.

    3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходится знанием его социальной роли.

    4. Деловое общение , когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но дела более значимы.

    5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации.

    6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенности личности собеседника.

    7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят, не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

    Виды общения по средствам:

    1. Вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

    2. Невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

    Виды общения :

    1. Биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

    2. Социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

    Виды общения по содержанию:

    1. Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

    2. Когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

    3. Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

    4. Деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

    5. Мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

    По опосредованности:

    1. Непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;

    2. Опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

    3. Прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);

    4. Косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).


    Похожая информация.


    Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

    Проблема общения, рассматриваемая в качестве одной из основных психологических категорий, представляет собой неоднозначно интерпретируемое понятие. В научной литературе существует множество определений общения, что связано со сложностью и многогранностью данного феномена. Психологов и философов интересуют различные стороны его проявления (информационный обмен, психологическое взаимодействие и взаимовлияние, взаимопонимание и взаимоотношение). Большое внимание уделяется рассмотрению общения как информационного процесса – приема и передачи информации. Важным направлением в реализации информационного аспекта общения является рассмотрение вопросов понимания людьми друг друга, восприятие человека человеком.

    С точки зрения психологии, например, А.А. Леонтьевым, общение понимается как процесс установления поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. По мнению А.В. Петровского, общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.

    Н.И. Конюхов считает, что общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой) проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

    Более простое определение дается М.И. Лисиной общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

    В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности. Оно выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятора ее развития. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует ее в процессе самовоспитания.

    Изучение общения показывает сложность, разнообразие, много-уровневость проявлений и функций этого феномена, что, в свою очередь, требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.

    Существует несколько подходов к структурированию общения. Остановимся на двух, наиболее часто встречающихся в научной литературе. Г.М. Андреева выделяет три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (рис. 1.1).


    Рис. 1.1 - Стороны общения по Г.М. Андреевой

    Второй, основан на концепции А.Н. Леонтьева. Общение рассматривается как коммуникативная деятельность (рис. 1.2).


    Рис. 1. 2 - Структура коммуникативной деятельности по А.Н. Леонтьеву

    Конечно, в реальности все три стороны общения взаимосвязаны, проявляются почти одновременно в процессе общения и выделяются для удобства научного, экспериментального исследования, Но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.

    Роли и задачи, которые общение выполняет в процессе социального бытия человека, представляют собой функции общения.

    Б.Ф. Ломовым выделены три функции:

    Информационно-коммуникативная;

    Регуляционно-коммуникативная;

    Аффективно-коммуникативная.

    Первая состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает информацию, а другой ее получает.

    Вторая функция относится к регуляции поведения. Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Данная функция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. С этой функцией связаны также явления, как подражание, внушение и убеждение.

    Третья функция относится к эмоциональной сфере человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения. Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональной разрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения происходит изменение модальности интенсивности эмоциональных состояний, взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо их поляризация.

    А.А. Брудным выделяется:

    Инструментальная функция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления и совместного труда);

    Синдикативная (обеспечивает сплоченность групп);

    Трансляционная (необходима для обучения) и самовыражения.

    По цели общения выделяются следующие функции:

    · контактная (предполагается установление контакта как состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передаче сообщения);

    · информационная (обмен сообщениями, мнениями, решениями);

    · побудительная (стимуляция активности партнера на выполнение каких-либо действий);

    · координационная (взаимное ориентирование исогласование действий в рамках совместной деятельности);

    · понимания (понимания смысла сообщения, а также переживаний и состояний партнера);

    · эмотивная (возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, то есть обмен эмоциями);

    · установления отношений (осознание и фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);

    · оказание влияния (изменение состояния или поведения партнера, его решений и намерений).

    По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. В зависимости от содержания, целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды (рис.1.3).


    Рис. 1.3 - Виды общения

    Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание.

    Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

    Виды общения : невербальное (бессловесное) общение - общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.

    Выделяют три уровня общения .

    • Внутриличностное - мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д.
    • Межличностное - общение между двумя и более людьми.
    • Общественное - общение человека с большой аудиторией.

    Стороны общения

    Первая - коммуникативная . Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

    Вторая сторона общения (интерактивная ) - взаимодействие общающихся. Организация взаимодействия между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Например, производя расчет у кассы, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбиваег чек и отсчитывает сдачу.

    Третья сторона общения (перцептивная ) - восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

    В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

    Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для медицинского работника. Существует единство совместной деятельности и общения, В совместной деятельности человек должен, по необходимости, объединяться с другими людьми, общаться с ними. Устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. В данном случае, общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода). Создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается, через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям. Данный предмет (построенное здание, точная поэтическая строка, посаженное дерево, выточенная деталь, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) - это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни.

    В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, переходить от образов единичных предметов к устойчивому отражению их общих свойств в значении слов. В нем закрепляются существенные признаки, которые присущи целому классу предметов и тем самым относятся и к конкретному предмету, о котором идет речь. Например. Говоря «газета», мы имеем в виду не только тот газетный лист, но тем самым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличия от другой печатной продукции и т.д.

    Зоны комфорта . Общение в основном происходит в зонах комфорта. У каждого человека размер этой зоны свой, однако, у большинства людей размер «личной » зоны, общение в которой не вызывает дискомфорта - 0,46 - 1,2 метра. Интимная зона, размер - 15 - 46 сантиметров.

    Необходимо внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое расстояние. Существуют и такие зоны, как социальная - размер от 1,2 до 3,6 метра, и общественная зона - более 3,6 метров.

    Вербальное общение

    Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить «на одном языке», если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха совместной деятельности.

    Библейская история о строительстве вавилонской башни, сорвавшемся вследствие неожиданного «смешения языков» строителей, отражает факт невозможности взаимодействия при блокировании процессов кодификации и декодификации, так как говорящие на разных языках люди не могут договориться друг с другом, что делает совместную деятельность неосуществимой. Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам.

    Значение - это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение.

    Для передачи друг другу значимой информации люди стали пользоваться членораздельными звуками, за которыми закреплялись определенные значения. Пользоваться членораздельными звуками для общения было удобно, особенно в тех случаях, когда руки были заняты предметами и орудиями труда, а глаза обращены на них. Передача мыслей посредством звуков была удобна и на значительном расстоянии между общающимися, так же как в темноте, в тумане, в зарослях. Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей, - происходит обмен мыслями, передача информации.

    Речь - это вербальная коммуникация. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений. Так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу.

    Невербальное общение

    Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.

    К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова.

    Например. Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

    Как правило, люди в меньшей степени способны контролировать канал невербального общения. Мимика не всегда сообщает то, что человек говорит. Иногда все тело участвует в передаче информации, например, походка человека. Она может демонстрировать благополучие, гнев или наоборот, сдержанность, страх. Можно получить много информации по выражению лица, мимики, жестам. Взгляд человека дополняет то, что не сказано словами, жестами, и часто именно взгляд придает подлинное значение произнесенной фразе, кроме того, выразительный взгляд способен передать смысл не только сказанного, но недосказанного или невысказанного. В некоторых случаях взглядом можно сказать больше, чем словами. В языке жестов большую роль играют руки, руки могут передавать и эмоциональное состояние. Например, беспокойство может проявляться в непрерывном движении рук, «заламывании пальцев» и т.д.

    Средства невербальной коммуникации являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Например, болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.

    В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту.

    Вербальное и невербальное общение может существовать одновременно. Например, происходит общение в виде беседы, оно может сопровождаться улыбкой, жестами, плачем и т.д. При этом следует отметить, что восприятие сообщения во многом зависит от невербального общения.

    На процесс общения во многом влияет предыдущий опыт человека и его память. Каждый участвующий в общении привносит в разговор свою позицию, убеждения, которые определяет и его социальное окружение и т.д.



    Налоги и платежи