11 махов. Хождение за пять махов. Махов - это мечта или реальность

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Понятие скорости известно нам ещё со школьной скамьи. Если говорить о её физической сущности, то это – расстояние, пройденное движущимся телом (материальной точкой) за определённый промежуток времени.

В качестве расстояния выступают как системные, так и внесистемные единицы (метры, мили, углы и др.), время же определяется в секундах или часах. Таким образом, скорость можно выразить многообразием величин, таких как метр в секунду (м/сек), километр в час (км/час), радиан в секунду (1/сек) и т.д.

Несмотря на то, что вышеупомянутые обозначения скорости без труда конвертируются одно в другое, существует ряд областей, где удобно (или исторически принято) измерять скорость в специфических единицах .

Например, моряки предпочитают «узел» (морская миля в час). В астрономии пользуются лучевой (радиальной) скоростью, в космонавтике – космическими скоростями (там их три).

В авиации же, где приходится иметь дело со сверхзвуковыми скоростями, точкой отсчёта, как правило, служит скорость распространения звуковых волн в газообразной среде (проще – скорость звука в воздухе).

Это обусловило появление такой единицы измерения, как «число Маха » (в честь австрийского физика-экспериментатора в области аэродинамики Эрнста Маха). Зачем это нужно, поговорим ниже (а попутно отметим, что к фразе «дал(а) маху» этот учёный отношения не имеет).

Особенности скорости звука

Отличительной чертой скорости звука является то, что она изменяется в зависимости от характера окружающей среды .

В частности, в чугуне скорость звука приблизительно равна 5000 м/сек, в пресной воде – 1450 м/сек, в воздухе – 331 м/сек (1200 км/час). Определение «приблизительно» выбрано неслучайно, поскольку на быстроту прохождения звуковых колебаний влияют и другие факторы.

Для интересующей нас воздушной среды факторами , влияющими на скорость звука, являются:

  1. температура (Т);
  2. давление (Р);
  3. плотность (p);
  4. влажность (f).

Перечисленные показатели тесно взаимосвязаны между собой (так, плотность является функцией от температуры, давления и влажности), а также с высотой над уровнем моря. Влияют они и на скорость звука.

Наглядно эта взаимосвязь показана в нижеприведённой таблице (по данным ИКАО).

Главное тут то, что скорость звука существенно меняется в зависимости от высоты.

1 Мах - это сколько километров в секунду

Непостоянство скорости звука (в отличие от скорости света) явилось одной из причин того, что в аэродинамике стали пользоваться параметром, получившим название «Мах».

Мах характеризует движение летательного аппарата (ЛА) в воздушном потоке, иными словами, показывает соотношение между скоростью звука в воздушной среде, обтекающей ЛА, и скоростью самого ЛА. То есть является безразмерной единицей.

1 Мах на приборной доске кабины пилота означает, что самолёт движется со скоростью звука на конкретной высоте .

Если самолет превысит скорость распространения звука на этой высоте в два раза, то на приборной панели будет красоваться 2 Мах (2 М). Общая формула расчета выглядит так:

В литературе встречается и упрощенный подход, где число Маха переводится в линейную скорость (километры в час или в секунду). В качестве эталонной единицы 1 Мах принимается равным 1 198,8 км/час или 333 м/сек , что эквивалентно скорости звука при нормальном атмосферном давлении (101,3 кПа) и нулевой температуре и влажности у поверхности Земли.

Но, как отмечено выше, атмосферные условия меняются с набором высоты, поэтому такой подход не считается корректным и не используется в математических расчётах по аэродинамике.

Когда высоко в небе мы видим реактивный самолёт, оставляющий за собой белый газовый шлейф, а в какой-то момент слышим характерный хлопок, это значит, что самолёт преодолел звуковой барьер , то есть превысил значение 1 Мах (Мах˃1).

В справочной литературе указано, что максимальная скорость истребителя МиГ-29 составляет 2,3 Маха или 2450 км/час. Получается, что в данном случае 1 Мах = 1065 км/час (295,8 м/сек). Сравнив это значение с табличными данными (см. выше), увидим, что оно соответствует высоте порядка 18 000 м, что на самом деле и является практическим потолком МиГ-29.

Подытожим . Отвечая на вопрос «какова скорость 1 маха в километрах в час» мы должны, уточнить о какой высоте полета идет речь. Посмотреть на приведенную выше таблицу и взять наиболее близкое к нужной высоте значение скорости звука и умножить его на единицу (1 Мах) или на 27, как в случае со скоростью Авангарда (об этом читайте ниже).

27 Махов - это мечта или реальность

  1. Скорость от 1 до 5 Махов считается сверхзвуковой
  2. Более 5 Махов – гиперзвуковой
  3. 23 Маха – это уже первая космическая скорость

А вот о скорости в 27 Махов заговорили в конце 2018 года, когда гиперзвуковая ракета боевого назначения «Авангард» преодолела этот рубеж на пусковых испытаниях, что сделало её недосягаемой для средств противовоздушной обороны противника.

Если принять упрощённый подход, о котором говорилось выше, то 27 Махов – это порядка 9 000 м/сек или 32 400 км/час. Но это у поверхности Земли. На высоте в 10 км это будет уже порядка 8 000 м/сек (27 х 299,5) или 28 800 км/час. В любом случае трудно себе представить, что материальное тело может летать с такой скоростью.

Хотя, что я говорю? Посадочные модули космических кораблей (и сами корабли — наш Буран или американские шаттлы) входят в атмосферу земли и на бОльших скоростях. Например, если американцы действительно были на луне, то входить в атмосферу земли при возвращении они должны были на скорости 40 Махов!

Поэтому 27 Махов — это реальность , доступная человечеству еще в шестидесятые года прошлого столетия (глупости про то, что нет материалов способных защитить от неизбежного при этом перегрева, я отнесу на необразованность).

Так в чем же Авангардов? В том, что они могут достаточно долго лететь на этой скорости (планировать) и при этом маневрировать и по высоте, и по углу.

Сбить летящую на бешенной скорости, но по заданной траектории цель не сложно (простая математика). Другое дело сбить цель, которая на такой скорости хаотично (непредсказуемо) маневрирует. Для этого противоракета должна двигаться еще быстрее, а вот это уже невозможно (вверх лететь, это вам не вниз падая планировать).

В то же время следует отметить, что ракетный двигатель не в состоянии обеспечить длительный установившийся полёт на такой скорости. Эту задачу учёные и конструкторы пытаются решить с помощью гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД), способного работать непрерывно в течение десятков минут.

Так что исследования по созданию полноценного гиперзвукового ЛА продолжаются как в России, так и за рубежом. Видимо, у нас они уже дали результат либо было найдено альтернативное решение.

Почему еще можно быть уверенным, что Авангард действительно соответствует заявленным МО характеристикам?

Посудите сами. Удар был нанесен по цели на камчатском полигоне, который отстоит всего на сотню миль от американских радаров, и которые без проблем могут отследить чуть ли не всю важнейшую стадию полета инновационной ракеты. Для чего это сделали? Можно было ведь и другие полигоны использовать?

Нужно было дать возможность противнику убедиться в заявленных характеристиках. Они убедились и это очень важно (остужает горячие головы). Теперь уже пусть они ломают голову, как это возможно и на каких физических принципах основано.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое метеорит и метеор Ассонанс - это единство гласных СОЭ выше нормы - что это значит у мужчин, женщин и детей (таблицы значений по возрасту и возможные проблемы) LTE - что это, разговоры по VoLTE, отличие от 4G и выбор правильного телефона Аллитерация - это художественное повторение звуков
Сколько мегабайт в гигабайте, бит в байте (или килобайте) и что это вообще такое за единицы измерения информации Что такое ассортимент - его виды и 5 способов формирования Тандем - это взаимовыгодный союз Хеш - что это такое и как хэш-функция помогает решать вопросы безопасности в интернете
Пинг - что это такое, как можно его проверить и при необходимости уменьшить (понизить ping) Антиплагиат.ру - онлайн сервис, где можно проверить тексты на уникальность и выявить плагиат в любой работе (ВУЗ, журнал)


Военно-воздушные силы США произвели испытание аппарата X-51A Waverider, который сумел набрать скорость, в 5 раз превышающую скорость звука, и смог пролететь более 3 минут, поставив мировой рекорд, до этого принадлежавший российским разработчикам. Испытание прошло в целом удачно, гиперзвуковое оружие готово к гонке.

27 мая 2010 года аппарат X-51A Waverider (в вольном переводе - волнолёт, а в «невольном» - сёрфер) был сброшен с бомбардировщика B-52 над Тихим океаном. Разгонная ступень X-51A, позаимствованная у хорошо известной ракеты ATCAMS, вывела Waverider на высоту в 19,8 тыс. метров, где включился гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПРВД, или скрамджет). После этого ракета поднялась на высоту в 21,3 тыс. метров и набрала скорость в 5 махов (5 М - пять скоростей звука). Всего двигатель ракеты работал около 200 секунд, после чего X-51A послали сигнал на самоуничтожение в связи с начавшимися перебоями с телеметрией. По плану ракета должна была развить скорость в 6 М (по проекту скорость Х-51 - 7 М, то есть свыше 8000 км/ч), а двигатель должен был отработать на протяжении 300 секунд.

Испытания прошли неидеально, однако это не помешало им стать выдающимся достижением. Продолжительность работы двигателя втрое превысила предыдущий рекорд (77 с), принадлежавший советской (потом российской) летающей лаборатории «Холод» . Скорость в 5 М была впервые достигнута на обычном углеводородном топливе, а не на каком-то «эксклюзиве» вроде водорода. Waverider использовал JP-7 -низкоиспаряемый керосин, применявшийся на знаменитом сверхскоростном разведчике SR-71 .

Что такое скрамджет и в чём суть нынешних достижений? Принципиально прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД) устроены гораздо проще привычных всем турбореактивных (ТРД). Прямоточный двигатель - это просто входное устройство-воздухозаборник (единственная подвижная часть), камера сгорания и сопло. Этим он выгодно отличается от реактивных турбин, где к этой элементарной схеме, придуманной ещё в 1913 году, добавляются вентилятор, компрессор и собственно турбина, совокупными усилиями загоняющие в камеру сгорания воздух. В прямоточных двигателях эту функцию выполняет сам набегающий поток воздуха, от чего сразу же отпадает необходимость в изощрённых конструкциях, работающих в потоке раскалённых газов и прочих дорогостоящих радостях турбореактивной жизни. В результате ПВРД легче, дешевле и менее чувствительны к высокой температуре.

Однако за простоту приходиться платить. Прямоточные двигатели малоэффективны на дозвуковых скоростях (до 500-600 км/ч не работают вовсе) - им просто не хватает кислорода, а потому им нужны дополнительные двигатели, разгоняющие аппарат до эффективных скоростей. Из-за того, что объём и давление поступающего в двигатель воздуха ограничены только диаметром воздухозаборника, эффективно управлять тягой двигателя чрезвычайно трудно. ПВРД обычно «затачиваются» под узкий диапазон рабочих скоростей, а за его пределами начинают вести себя не слишком адекватно. Из-за этих врождённых недостатков на дозвуковых скоростях и умеренных сверхзвуковых турбореактивные двигатели радикально выигрывают у прямоточных конкурентов.

Ситуация меняется, когда прыть летательного аппарата зашкаливает за 3 маха. При высоких скоростях полёта воздух так сильно сжимается во входной части двигателя, что потребность в компрессоре и прочем оборудовании отпадает - точнее, они становятся помехой. Зато на этих скоростях прекрасно себя чувствуют сверхзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели СПРВД («рамджет»). Однако по мере роста скорости достоинства бесплатного «компрессора» (сверхзвукового потока воздуха) превращаются в кошмар для разработчиков двигателей.

Индо-пакистанские войны, Шестидневная и Октябрьская арабо-израильская войны и, конечно, вьетнамская война привели к определённому отрезвлению. Оказалось, что манёвренный воздушный бой никуда не делся, а вот фактор скорости утратил своё значение. Дело в том, что на сверхзвуковых скоростях бой вести нельзя - ни пилоты, ни даже техника не выдержат перегрузок. А дозвуковая скорость была теперь у всех одинаковой. Оптимальной скоростью воздушного боя стала 0,85 маха (1 мах - скорость звука).

В ТРД и СПВРД керосин сгорает при относительно небольшой скорости потока - 0,2 М. Это позволяет достичь хорошего смешивания воздуха и впрыскиваемого керосина и, соответственно, высокого КПД. Но чем выше скорость набегающего потока, тем труднее его затормозить и тем выше потери, связанные этим упражнением. Начиная с 6 М замедлять поток приходиться в 25-30 раз. Остаётся только сжигать топливо в сверхзвуковом потоке. Здесь и начинаются настоящие трудности. Когда воздух влетает в камеру сгорания со скоростью 2,5-3 тыс. км/ч, процесс поддержания горения становиться похож, по словам одного из разработчиков, на «попытку удержать спичку зажжённой посреди тайфуна». Ещё не так давно считалось, что в случае с керосином это невозможно.

Проблемы разработчиков гиперзвуковых аппаратов отнюдь не ограничиваются созданием работоспособного ГПРВД. Им необходимо преодолеть и так называемый тепловой барьер. От трения о воздух самолёт греется, причём интенсивность нагрева прямо пропорциональна квадрату скорости потока: если скорость увеличивается вдвое, то нагрев - вчетверо. Нагрев самолёта в полёте со сверхзвуковыми скоростями (особенно на малой высоте) иногда так велик, что приводит к разрушению конструкции и оборудования.

При полётах со скоростью 3 М даже в стратосфере температура входных кромок воздухозаборника и передних кромок крыла составляет более 300 градусов, а остальной части обшивки - более 200. Аппарат со скоростью в 2-2,5 раза большей будет греться в 4-6 раз сильнее. При этом уже при температурах около 100 градусов размягчается органическое стекло, при 150 - значительно снижается прочность дюралюминия, при 550 - теряют необходимые механические свойства титановые сплавы, а при температуре выше 650 градусов плавятся алюминий и магний, размягчается сталь.

Высокий уровень нагрева можно решить или пассивной теплозащитой, или активным отводом тепла за счёт использования в качестве охладителя запасов топлива на борту. Проблема в том, что при очень приличной «хладотворной» способности керосина - теплоёмкость этого горючего лишь вдвое меньше, чем у воды - он плохо переносит высокие температуры, да и объёмы тепла, которые нужно «переваривать», просто чудовищны.

Самый прямолинейный способ решить обе проблемы (обеспечение сверхзвукового горения и охлаждение) - отказаться от керосина в пользу водорода. Последний относительно охотно - по сравнению с керосином, разумеется - горит даже в сверхзвуковом потоке. При этом жидкий водород - по очевидным причинам ещё и отличный охладитель, что даёт возможность не использовать массивную теплозащиту и при этом обеспечивать приемлемую температуру на борту. Кроме того, водород втрое превосходит керосин по теплотворной способности. Это позволяет поднять границу достижимых скоростей до 17 М (максимум на углеводородном топливе - 8 М) и при этом сделать двигатель более компактным.

Неудивительно, что большинство предыдущих гиперзвуковиков-рекордсменов летало именно на водороде. Водородное топливо использовала наша летающая лаборатория «Холод», занимающая пока второе место по продолжительности работы ГПВРД (77 с). Ему же NASA обязано рекордом скорости для реактивных аппаратов: в 2004 году беспилотный гиперзвуковой самолёт NASA X-43A достиг скорости 11 265 км/ч (или 9,8 М) на высоте полёта 33,5 км.

Использование водорода, однако, приводит к другим проблемам. Один литр жидкого водорода весит всего 0,07 кг. Даже с учётом втрое большей «энергоёмкости» водорода это означает четырёхкратный рост объёма топливных баков при неизменном количестве запасённой энергии. Это оборачивается раздуванием размеров и массы аппарата в целом. Кроме того, жидкий водород требует весьма специфических условий эксплуатации - «все ужасы криогенных технологий» плюс специфика самого водорода, - он чрезвычайно взрывоопасен. Иными словами, водород - отличное топливо для экспериментальных аппаратов и штучных машин вроде стратегических бомбардировщиков и разведчиков. Но в качестве заправки для массового оружия, способного базироваться на обычных платформах вроде нормального бомбардировщика или эсминца, он непригоден.

Тем существеннее выглядит достижение создателей X-51, сумевших обойтись без водорода и при этом добиться впечатляющих скоростей и рекордных показателей по продолжительности полёта с прямоточным двигателем. Отчасти рекорд обязан инновационной аэродинамической схеме - тому самому волнолёту. Странный угловатый облик аппарата, его диковатая на вид конструкция создаёт систему ударных волн, именно они, а не корпус аппарата, становятся аэродинамической поверхностью. В итоге подъёмная сила возникает при минимальном взаимодействии набегающего потока с самим корпусом и, как следствие, интенсивность его нагрева резко снижается.

Высокотемпературная теплозащита из углерод-углеродного материалачёрного цвета у X-51 расположена только на самом «кончике» носа и задней части нижней поверхности. Основную часть корпуса покрывает белая низкотемпературная теплозащита, что указывает на относительно щадящий режим нагрева: и это при 6-7 М в достаточно плотных слоях атмосферы и неизбежных нырках в тропосферу к цели.

Вместо водородного «монстра» американские военные обзавелись аппаратом на практичном авиационном топливе, что сразу же выводит его из области забавного эксперимента в сферу реального применения. Перед нами уже не демонстрация технологий, а прототип нового оружия. Если X-51A успешно пройдёт все испытания, через несколько лет начнётся разработка полноценной боевой версии X-51A+, оснащённой самой современной электронной начинкой.

Согласно предварительным планам Boeing, на X-51A+ будут установлены приборы быстрой идентификации и уничтожения целей в условиях активного противодействия. Возможность управления аппаратом с помощью модифицированного интерфейса JDAM, предназначенного для наведения высокоточных боеприпасов, была успешно проверена ещё в ходе предварительных испытаний в прошлом году. Новый волнолёт вполне вписывается в стандартные размеры для американских ракет, то есть благополучно влезает в корабельные устройства вертикального пуска, транспортно-пусковые контейнеры и отсеки бомбардировщиков. Заметим, что ракета ATCAMS, у которой позаимствовали разгонную ступень для Waverider, - это оперативно-тактическое оружие, применяемое американскими реактивными системами залпового огня MLRS.

Таким образом, 12 мая 2010 года над Тихим океаном США испытали прототип вполне практичной гиперзвуковой крылатой ракеты, судя по планируемой начинке, предназначенной для поражения высокозащищённых наземных целей (предполагаемая дальность - 1600 км). Возможно, со временем к ним добавятся и надводные. Помимо огромной скорости в активе таких ракет будет высокая проникающая способность (кстати, энергия тела, разогнанного до 7 М, практически эквивалентна заряду тротила такой же массы) и - важное свойство статически неустойчивых волнолётов - способность к очень резким манёврам.

То, что полностью беспилотной должна стать разведывательная авиация, вряд ли вообще подлежит обсуждению, до такой степени это очевидно. Причём имеется в виду любая разведка, от тактической до стратегической. В последнем случае нужны будут и сверхзвуковые (может быть, даже гиперзвуковые) БПЛА, и «русский «Глобал Хок», летающий медленно, зато очень долго и очень далеко. Разумеется, и те, и другие должны летать высоко.

Это далеко не единственная перспективная профессия гиперзвукового оружия.

В отчётах консультативной группы HАТО по космическим исследованиям и разработкам (AGARD), подготовленным в конце 1990-х, отмечается, что гиперзвуковые ракеты должны иметь следующие варианты применения:

Поражение укреплённых (или заглублённых) объектов противника и сложных наземных целей вообще;

Противовоздушная оборона;

Завоевание господства в воздухе (такие ракеты могут считаться идеальным средством перехвата высоколетящих воздушных целей на больших расстояниях);

Противоракетная оборона - перехват стартующих баллистических ракет на начальном участке траектории.

Использование в качестве многоразовых беспилотников как для нанесения ударов по наземным целям, так и для разведки.

Наконец, очевидно, что гиперзвуковые ракеты будут наиболее эффективным - если не единственным - противоядием против гиперзвуковых средств нападения.

Другое направление развития гиперзвуковых вооружений - создание малогабаритных твердотопливных ГПВРД, вмонтированных в снаряды, предназначенные для поражения воздушных целей (калибров 35-40 мм), а также бронетанковой техники и укреплений (кинетические ПТУР). В 2007 году Lockheed Martin завершила испытания прототипа кинетической противотанковой ракеты CKEM (Compact Kinetic Energy Missile). Такая ракета на дистанции 3400 м успешно уничтожила советский танк Т-72, оснащённый усовершенствованной динамической защитой.

В дальнейшем возможно появление ещё более экзотических конструкций, например трансатмосферных летательных аппаратов , способных к суборбитальным полётам на межконтинентальную дальность. Вполне актуальны - причём в ближней перспективе - и маневрирующие гиперзвуковые боевые блоки для баллистических ракет. Иными словами, в ближайшие 20 лет военное дело изменится кардинально и гиперзвуковые технологии станут одним из важнейших факторов этой революции.

Вы когда-нибудь хотели стать летчиком? Знайте, цель без плана - это просто желание (слова великого классика Антуана де Сент-Экзюпери). Стоит заметить, он был не только писателем, но и профессиональным пилотом.

Абсолютно все люди, связанные с небом, проходят курсы аэродинамики. Это наука о движении воздуха (газа), которая также изучает воздействие этой среды на обтекаемые объекты. Одним из разделов аэродинамики являются особенности полёта на сверхзвуковых летательных аппаратах. И здесь учащемуся предстанет взору во всей красе буква M. Что же она обозначает?

Очень краткая справка

Латинская буква M в учебниках по аэродинамике - не что иное, как число Маха. Обозначает оно отношение скорости обтекания потоком объекта (например, самолёта) к местной скорости звука. Своему названию в авиационных трудах она обязана австрийскому учёному Эрнсту Маху. Научными словами выглядит так:

M = v / a

Здесь, v - скорость набегающего потока, a - местная скорость звука. Стоит заметить, что в зарубежных источниках используется скорость объекта, в отличие от отечественной литературы. У человека, который не встречается с этим в профессиональной деятельности, скорее всего, останется два вопроса. Какая-такая местная скорость звука? Зачем нужно число Маха?

К взлёту готов!

Что понимается под словом звук? Прежде всего, это волна. Ведь создает в среде возмущения, которые передаются молекулам воздуха, и так по цепочке. Поэтому с увеличением высоты, где атмосфера более разряжена, звуковая волна будет распространяться с меньшей скоростью. Соответственно, в формуле числа Маха присутствует именно местная скорость звука.Все значения для конкретных высот уже посчитаны (спец. таблицы) - вам остаётся только подставить. Скорость набегающего потока измеряется с помощью приемников воздушного давления (ПВД), которые устанавливаются на всех самолётах. Теперь у нас все данные, значит, с легкостью посчитаем число Маха. Возникает справедливый вопрос: "А Почему бы не использовать просто скорость полёта?". Не забываем, вы летаете на высоких числах М.

Три, два, один - поехали

Число Маха в авиации (и не только) играет огромную роль. Практически все пилоты гражданских, военных и космических шаттлов не могут обойтись без него. Настолько важен этот параметр!

Когда летательный аппарат перемещается в пространстве, молекулы воздуха вокруг него начинают «возмущаться». Если скорость воздушного судна мала (M<1,~ 400 км/ч, дозвуковые ВС), то плотность окружающей среды остается постоянной. Но, по мере увеличения кинетической энергии, часть её уходит на сжатие околосамолётного воздушного пространства. Этот эффект компрессии зависит от того, с какой силой летательный аппарат действует на молекулы воздуха. Чем выше скорость полёта, тем больше воздух сжимается.

На околозвуковой скорости (~1190 км/ч), малые возмущения передаются другим молекулам вокруг воздушного судна (проще рассматривать поверхность крыла), и в один прекрасный момент, когда в какой-то точке скорость набегающего потока сравнивается с местной скоростью звука (M=1, именно потока, ВС может лететь с меньшей скоростью), возникает ударная волна. Поэтому так очевидна разница в конструкции истребителей: их крылья, хвостовое оперение и фюзеляж, по сравнению с дозвуковыми летательными аппаратами.

На воздушных судах, выполняющих полеты с M<1, но на высоких скоростях (современные пассажирские лайнеры), такая ситуация тоже может произойти, только переход на околозвуковую скорость приведёт к более сильной ударной волне, значительному увеличению лобового сопротивления, уменьшению подъёмной силы, потере управления и дальнейшему падению.

Для таких ВС в документах по летной эксплуатации (РЛЭ для отечественных, FCOM для зарубежных) указывается критическое число Маха. Это самое минимальное значение М, на котором набегающий поток в любой части воздушного судна достигнет скорости звука (Мкр). Вот и весь секрет!

Кстати, самые удачливые летающие пассажиры Советского Союза, путешествовали быстрее современных. Не верите?

Новое - это давно забытое старое

Старички быстрее молодых! И это не шутка. Один старый забытый всеми самолёт был когда-то флагманом авиации СССР. Звали его ТУ-144. Это был первый (и есть) в мире сверхзвуковой пассажирский авиалайнер, выполнявший коммерческие рейсы, с максимальной скоростью до 2500 км/ч. Хотя летная карьера Ту-144 была непродолжительной, его судьба была неразрывно связана с числом М.

Вторым похожим воздушным судом являлся британо-французский «Конкорд». Примечательно, что первый полёт они совершили с разницей всего лишь в два месяца. Хорошие знания аэродинамики помогут пассажирам коммерческих рейсов забыть о долгих перелётах через Атлантику. А полеты воздушных судов и космических кораблей будут и дальше вдохновлять человечество на новые открытия.

Скорость 2.5 маха — сколько это км\ч или м\с? ..

  1. Так есть общие понятия о скорости то есть не зависящих от природы погоды и т д! Что это значит скорость звука это 330 м/с! Сверхзвук это не более 1 мах (330 м/с) то есть да но свыше 660 м/с (2376 км/ч) то есть (ло) с 1 мах до 2 мах покрыт динамо-кинетической ударной волной (Кавитацией) своего рода а после сверх-ускорения до и при достижении Гиперзвука Кавитацию вытягивает до того момента пока окружающая воздушная смесь нагреется в последствии потеряет свою плотность почти в 5 раз что говорит о том что (летательный объект) выйдет на скорость свыше 10 мах (36000 км/ч) но при этом лучше поставить кавитатор способный покрыть корпус (Л О) электро-магнитным полем что приведт к более безопасным полтам как самого (Л О) и так и эго экипажа и пассажиров!!! И ещ когда мы говорим о скоростях подобным скорости звука и выше мы подразумеваем по этапное повышение значения скорости а не их рост по эспоненте то есть 1 мах 330 м/с 2 мах 660 м/с 3 мах и выше это от 3600 км/ч или 1000 (990) м/с! А все скоростные величины свыше гиперзвука должны носить названия выходящие за привычные рамки как обозначений так и самой скорости!!! То есть звук, сверх звук, гипер звук, ультра звук, мега звук и т д!!!
  2. Зачем писать, если не правильно?
  3. 1 Мах — 330 м/сек или 1080 км/ч
    2,5 М = 2700 км/ч

    ЧИСЛО МАХА, отношение скорости тела или ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ (газа или жидкости) к скорости звука в окружающей среде. Таким образом, число Маха, равное 1, выражает локальную скорость ЗВУКА. Самолет, летящий со скоростью ниже 1 Маха, считается дозвуковым, т. е. летящим со скоростью меньше скорости звука. СВЕРХЗВУКОВОЙ ПОЛЕТ означает полет со скоростью выше 1 Маха. Числа Маха названы в честь Эрнста МАХА, который исследовал сверхзвуковые скорости и ударные волны.
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/5531/число маха

  4. Для понимания числа Маха неспециалистами очень упрощнно можно сказать, что численное выражение числа Маха зависит, прежде всего, от высоты полта (чем больше высота, тем ниже скорость звука и выше число Маха). Число Маха это истинная скорость в потоке (то есть скорость, с которой воздух обтекает, например, самолт), делнная на скорость звука в конкретной среде, поэтому зависимость является обратно пропорциональной. У земли скорость, соответствующая 1 Маху, будет равна приблизительно 340 м/с (скорость, с которой люди привычно считают расстояние приближающейся грозы, измеряя время от вспышки молнии до дошедших раскатов грома) или 1224 км/ч. На высоте 11 км из-за падения температуры скорость звука ниже около 295 м/с или 1062 км/ч.
  5. 1 мах — это одна скорость звука, равная 330 м/с =gt; 2,5 маха — это 835 м/с
  6. Нельзя сказать, не зная высоты.
    Скорость звука в воздухе на различной высоте над уровнем моря. При 15 C и 760 мм рт. ст. (101325 Па) на уровне моря.
    Скорость звука в воздухе на различной высоте над уровнем моря. При 15 C и 760 мм рт. ст. (101325 Па) на уровне моря. Высота, м Скорость звука, м/с
    0340,29
    50340,10
    100339,91
    200339,53
    300339,14
    400338,76
    500338,38
    600337,98
    700337,60
    800337,21
    900336,82
    1000336,43
    5000320,54
    10000299,53
    20000295,07
    50000329,80
    80000282,54

Скорость 2.5 маха - сколько это кмч или мс? .. и получил лучший ответ

Ответ от Wuala System[гуру]
Нельзя сказать, не зная высоты.
Скорость звука в воздухе на различной высоте над уровнем моря. При 15 °C и 760 мм рт. ст. (101325 Па) на уровне моря.
Скорость звука в воздухе на различной высоте над уровнем моря. При 15 °C и 760 мм рт. ст. (101325 Па) на уровне моря. Высота, м Скорость звука, м/с
0340,29
50340,10
100339,91
200339,53
300339,14
400338,76
500338,38
600337,98
700337,60
800337,21
900336,82
1000336,43
5000320,54
10000299,53
20000295,07
50000329,80
80000282,54

Ответ от Григорий Васильев [новичек]
Так есть общие понятия о скорости то есть не зависящих от природы погоды и т д! Что это значит скорость звука это 330 м/с! Сверхзвук это не более 1 мах (330 м/с) то есть да но свыше 660 м/с (2376 км/ч) то есть (ло) с 1 мах до 2 мах покрыт динамо-кинетической ударной волной (Кавитацией) своего рода а после сверх-ускорения до и при достижении Гиперзвука Кавитацию вытягивает до того момента пока окружающая воздушная смесь нагреется в последствии потеряет свою плотность почти в 5 раз что говорит о том что (летательный объект) выйдет на скорость свыше 10 мах (36000 км/ч) но при этом лучше поставить кавитатор способный покрыть корпус (Л О) электро-магнитным полем что приведёт к более безопасным полётам как самого (Л О) и так и эго экипажа и пассажиров!!! И ещё когда мы говорим о скоростях подобным скорости звука и выше мы подразумеваем по этапное повышение значения скорости а не их рост по эспоненте то есть 1 мах 330 м/с 2 мах 660 м/с 3 мах и выше это от 3600 км/ч или 1000 (990) м/с! А все скоростные величины свыше гиперзвука должны носить названия выходящие за привычные рамки как обозначений так и самой скорости!!! То есть звук, сверх звук, гипер звук, ультра звук, мега звук и т д!!!


Ответ от ПЕЧЕНЬКА ТЁМА? _? [новичек]


Ответ от Данил еремеев [активный]
Зачем писать, если не правильно?


Ответ от Жека - д [активный]
Для понимания числа Маха неспециалистами очень упрощённо можно сказать, что численное выражение числа Маха зависит, прежде всего, от высоты полёта (чем больше высота, тем ниже скорость звука и выше число Маха). Число Маха - это истинная скорость в потоке (то есть скорость, с которой воздух обтекает, например, самолёт), делённая на скорость звука в конкретной среде, поэтому зависимость является обратно пропорциональной. У земли скорость, соответствующая 1 Маху, будет равна приблизительно 340 м/с (скорость, с которой люди привычно считают расстояние приближающейся грозы, измеряя время от вспышки молнии до дошедших раскатов грома) или 1224 км/ч. На высоте 11 км из-за падения температуры скорость звука ниже - около 295 м/с или 1062 км/ч.



Налоги и платежи